Польза овощей и фруктов классный час
Классный час на тему: «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты».
Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод и овощей-основными источниками витаминов и минеральных веществ ; их значением для организма; формировать сознательное отношение детей к здоровой пище.
Оборудование: загадки, названия витаминов, таблицы с овощами, пословицы об овощах и фруктах, кроссворд.
Ход классного часа:
Учитель:
– Здравствуйте, ребята.
– Отгадайте загадки.
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар.
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)
Что за плод – шкатулочка с секретом!
Семена – стекляшки на вид,
все прозрачные, все розового цвета,
потрясешь, как странно, не звенит.
(Гранат)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Закутан ребенок в сто пеленок.
(Капуста)
Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь – всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)
Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный
(Арбуз)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
К нам приехали с бахчи полосатые мячи.
(Арбуз)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
(Вишня)
– Кто догадался, чему будет посвящено наше занятие? (Овощам и фруктам)
– Почему? ( Это полезные продукты)
– Да, ребята, сегодня мы будем говорить о полезных продуктах.
– А почему овощи и фрукты являются полезными продуктами? ( В них много витаминов)
– Действительно полезны те продукты, которые содержат много витаминов.
– Что такое витамины?
– Витамины – это вещества, необходимые для жизни. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.
– От латинского vita – жизнь.
– Больше 76 лет назад ученые впервые открыли тайну витаминов. Но, пожалуй, ни одно открытие в медицине не получило сразу такой известности. Мы постоянно заботимся о том, чтобы в пище было необходимое количество витаминов. Когда же их все-таки не достает, мы пользуемся витаминами, которые выпускаются нашей промышленностью в виде конфет или сиропов.
– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, Д)
-В каких продуктах они содержатся?
-Сейчас нам ребята расскажут о некоторых овощах и фруктах, богатых витаминами.
1 ученик:
Бобы, фасоль, зелёный горошек – больше других овощей богаты растительными белками. В них содержаться железо, калий, кальций.
2 ученик:
Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витаминов. Поэтому блюда из картофеля помогают сердцу, делают человека энергичным, защищают от инфекции.
3 ученик:
В огурцах большое количество воды, они являются источником минеральных веществ. Огурцы и огуречный сок уменьшают и прекращают кашель, успокаивают нервную систему и обладают жаропонижающим действием.
4 ученик:
Морковь – значительно превосходит другие овощи по содержанию легкоусвояемых углеводов и каротина.
5 ученик:
Капуста – ценный источник аскорбиновой кислоты
6 ученик:
Королями фруктов в России считаются яблоки. Яблоки придают человеку силу, продлевают молодость.
7 ученик:
Очень полезны лесные ягоды. Они содержат большое количество витаминов. Многие из них используются в лечебных целях. Варенье, джемы, мармелад, приготовленные из ягод – один из способов сохранения витаминов на зиму.
Выходят весёлые витаминки и поют частушки.
Вам веселые девчушки
Приготовили частушки.
Если их совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: «Нет, нет, нет!»
Постоянно нужно есть
Для здоровья вашего
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный –
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьёт!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
– А теперь, ребята, поиграем. ( Все учащиеся делятся на две команды)
Игра «Пословицы заблудились»
– Правильно собрать и прочитать пословицы
«Лук – прибавляет кровь»
« Морковь от семи недуг»
« Яблоко на ужин – здоровье найдёшь»
« За ягодами пойдёшь – и врач не нужен»
Игра « Экскурсия в поликлинику».
Дети – « врачи», а учитель – « больной», обращается с жалобами к ним, а дети отвечают.
а) Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? ( Есть чеснок, лук)
б) Помогите вылечить кашель (сок лука смешать с мёдом и принимать три раза в день по столовой ложке)
в) Помогите вылечить насморк. ( Сок свёклы, моркови , лука закапывать в нос)
г) Что надо употреблять в пищу каждый день, чтобы быть здоровым? ( Овощи и фрукты)
Отгадайте кроссворд (Командам даётся определённое время на отгадывание кроссворда).
1. Я – лиловая,
Спелая, садовая.
Для желудка хороша,
Съешь и запоёт душа.
2. Я – на юге рос,
У меня шершавый бок,
Закупи меня ты впрок!
Я в компоте есть всегда,
Не простая там вода!
3. Я – зелёное,
На веточке крепленое.
Ешь ты меня всегда,
Во мне железа много,
Коль гемоглобин высок,
Легка твоя дорога.
4. Мы – подружки,
Бордовые толстушки!
Всегда на веточке висим
И с высока на всех глядим!
5. С виду красная, раскусишь – белая.
Игра « Нарисуйте любимые овощи или фрукты»
Итог занятия.
– Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии?
– Что нового узнали?
– Чему научились на занятии?
Литература:
Е.В.Езушина. Азбука правильного питания.1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки.- Волгоград: Учитель,2008.
В.М.Мельничук. Дневничок – здоровячек: Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов. Новосибирск: Сибирское университетское издательство ,2002.
Н.Ф.Дик. Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
М.М. Безруких , Т.А. Филиппова.Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА – ПРЕСС,2006
Источник
Классный час: «Овощи и фрукты, полезные продукты».
Цель: Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии; познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой.
Планируемые достижения учащихся: научиться приводить примеры овощей и фруктов, усвоить, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.
Оборудование: кроссворд, иллюстрации овощей, фруктов, загадки.
Ход классного часа:
Я очень рада, что многие из вас любят овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше. А почему нужно есть много овощей и фруктов вы сегодня узнаете, отправимся в путешествие.
Сначала отгадаем кроссворд
А сейчас отгадаем загадки. Вспомним, какие знаем овощи и фрукты.
Невысокая, краснощёкая,
Жила на поле, спала в подполье,
А в дом попала – кормить нас стала.
(СВЕКЛА)
На белое тело кумач надела,
Хоть и ярко наряжена –
В землянку посажена.
(РЕДИС)
В длинной светлице
Сели в ряд сестрицы.
(ГОРОХ)
Ягода красная,
Ягода вкусная,
Режь да соли!
Все эти овощи занимают ведущее место в пище человека, так как они очень полезны. В них содержится большое количество питательных веществ: сахара, крахмала, белков и витаминов.
Отгадаем кроссворд и поймем о чем мы сейчас будем говорить.
Сейчас я вам расскажу, в каких овощах и фруктах какие витамины содержатся.
Знакомство с витаминами
Овощей и фруктов нужно есть как можно больше, потому что в них много ВИТАМИНОВ и других полезных веществ. Без витаминов человек болеет!
«Вита» в переводе с латинского значит «ЖИЗНЬ». Существует более 15 видов витаминов.
А – витамин роста, повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, имеет большое значение для органов зрения. Содержится этот витамин в сливочном масле, молоке ,сметане, желтках яиц, моркови, помидорах.
С – самый известный витамин; при недостатке этого витамина, стенки сосудов становятся хрупкими, что ведёт к кровоточивости дёсен. Основные источники аскорбиновой кислоты – свежие фрукты, овощи, ягоды зелень.
Д – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях. Достаточно много витамина Д в рыбьем жире, в печени рыб и морских животных.
Витамин А:
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть
и иметь крепкие зубы, вам нужен я!
(морковь, капуста, помидоры).
Витамин В:
Если вы хотите быть сильными,
иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться
и плакать по пустякам, вам нужен я!
(свекла, капуста, яблоки, редис).
Витамин С:
Если вы хотите реже простужаться,
быть бодрыми, быстрее выздоравливать
при болезни, вам нужен я!
(лимон, чёрная смородина, красная смородина).
Ребята не забывайте перед едой хорошо мыть овощи и фрукты! А почему – подумайте сами.
Беседа: Почему нужно есть много овощей
и фруктов.
Огромную роль в питании играют ВИТАМИНЫ, которые принимают активное участие во всех процессах жизнедеятельности организма. Однако они полезны только в комплексе с другими питательными веществами.
Следует запомнить, что избыток, так же как и недостаток, витаминов очень вреден для организма. Поэтому дети должны получать самую разнообразную пищу, большое количество овощей, фруктов, соков и т.п.
Вода входит в состав всех органов и тканей, составляя основную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде (50мг на 1 кг массы тела) в рацион питания детей нужно вводить жидкие блюда – чай, молоко, компот, супы, а также овощи, фрукты, ягоды, соки.
Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, питательной, правильно и вкусно приготовлена. Есть нужно всегда в одно и тоже время с учётом интервалов между приёмами пищи не более 3-3,5 ч.
Привычка питаться в определённые часы способствует хорошему аппетиту, нормальному процессу пищеварения, предупреждает возникновение различных расстройств и заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Сейчас мы с вами разберем, какие продукты можно есть каждый день, а какие очень вредны.
Какие выводы вы сделали в конце нашего классного часа?
Источник
«Основная школа № 23 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Классный час
«О пользе овощей и фруктов»
Подготовила:
Емельянова М.А.
учитель начальных классов
Старый Оскол
2016/2017
Цель: расширить представления детей о разнообразии овощей и фруктов, рассказать об их пользе.
Задачи:
познакомить с полезными веществами овощей и фруктов – витаминами;
развивать познавательную активность учащихся;
воспитывать стремление внимательно относиться к своему здоровью.
Оборудование: картинки овощей и фруктов, шапочки с изображением овощей, белый халат и докторская шапочка, рисунки кастрюль с надписями «борщ» и «компот».
Ход классного часа
Организация внимания.
Основная часть.
Учитель: Однажды хозяйка с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
(учитель открывает картинки на доске одновременно с чтением стихотворения)
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу
Ох!….
Учитель: Как назвать одним словом все, что принесла хозяйка?
Дети: Овощи.
Учитель: А знаете ли вы, откуда пришли к нам названия этих овощей?
Картофель: его клубни похожи на гриб – трюфель. Как и трюфель, они растут под землей. В Италии, куда картофель привезли из Америки и назвали грибным именем – «тартуфоло». Затем немцы изменили название в «картоффел». Отсюда и наше слово – картофель.
Капуста – это латинское слово и означает кочан.
Огурец – название греческое, от слова «агурос» и означает неспелый, несозревший. Действительно, дыни, арбузы чем спелее, тем вкуснее. А огурец – наоборот ценится, пока он не пожелтел. Его едят незрелым.
Название помидор произошло от итальянского «помидоро», что означает «золотое яблоко».
У редиса и редьки съедобная часть – корень. Названия похожи, а все потому, что они восходят к латинскому слову, которое означает в переводе – корень.
Название чеснок происходит от слова «чесати», а первоначальное значение – расщепленный на дольки.
Учитель: какие еще овощи вы знаете?
Учитель: Кроме овощей, хозяйка с базара принесла и фрукты. А какие, узнаете, отгадав загадки.
(Дети отгадывают загадки, а учитель открывает картинки на доске).
1.На солнышке греется пузатый,
Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)
2.На сучках растут шары,
Посинели от жары. (сливы)
3.Долгоножка хвалится:
-Я ли не красавица?
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка. (вишня)
4. На островок налетел ураган.
На пальме остался последний (банан)
5. Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
6. Ждем весну и дни, и ночи.
Поскорей зиме б уйти.
Без единого листочка
Начинаем мы цвести. (абрикос)
7. Шарик с бугорком,
Внутри с сахарком. (груша)
Физминутка:
Учитель: А теперь поиграем. Если я назову фрукты – встают девочки. А если назову – овощи, то мальчики. Картофель, апельсин, помидор, огурец, свекла, яблоко, вишня, слива, лук, банан, чеснок, баклажан, малина.
Учитель: Молодцы! Какие из названных овощей и фруктов растут в нашей местности, а какие привезены из далеких краев?
Дети: У нас растут Картофель, помидор, огурец, свекла, яблоко, вишня, слива, лук, чеснок, баклажан, малина. Привезены из далеких краев апельсин и банан.
Учитель: Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свекла?
Ох!….
Инсценировка стихотворения «Спор овощей».
Участвуют дети:
Айболит,1-й ведущий (девочка), 2-й ведущий (мальчик), баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.
У каждого ребенка на голове шапочка с изображением овоща; у Айболита – белый халат и докторская шапочка.
1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
2-й ведущий: Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.
1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла(важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!
Капуста(перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец(задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит…
Я могу вас угостить!
Редиска:(скромно):
Я – румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь(кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!
2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый…
Дети: Лук.
Лук: Я- приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я – простой зеленый лук.
Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна…
2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук: Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
Учитель: Какая польза в овощах?
Дети: В овощах и фруктах есть витамины.
Учитель: Витамины названы буквами латинского алфавита. Пишутся они как наши, русские, а читаются по-другому. Витамин А нужен для того, чтобы расти, иметь крепкие зубы, хорошее зрение. А содержится он в морковке, капусте, помидорах.
(на доске изображение витаминчика А).
Учитель: Витамин В нужен, чтобы быть сильным, смелым, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам. Содержится в свекле, редьке, яблоках.
(на доске изображение витаминчика В).
Учитель: Витамин С нужен, чтобы не простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать. Содержится в лимонах, апельсинах, луке, смородине.
(на доске изображение витаминчика С).
Учитель: Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу
Ох!….
Учитель: Какое блюдо готовит хозяйка?
Дети: Борщ.
Учитель: Давайте и мы сварим борщ и компот. Но распределим, что нужно для каждого блюда?
( На доске рисунки кастрюль с надписями «борщ» и «компот». Дети выходят к доске по одному, кладут овощи и фрукты в нужную кастрюлю.)
Учитель: Накрытые крышкою в душном горшке,
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла,
Ох!….
И суп овощной получился не плох!
Источник
Классный час «Овощи и фрукты – витаминные продукты».
Цели:
систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании,
познакомить детей главными источниками витаминов – фруктами, овощами и ягодами и их значением для организма;
убедить детей в необходимости употребления в пищу овощей, фруктов, ягод и других полезных продуктов;
дать представление о рациональном питании как составной части здорового образа жизни;
развивать речь, мышление, память
Оборудование:
мультимедийная презентация;
маски для героев (овощи);
карточки с заданиями, разрезные картинки овощей и фруктов, кроссворд, картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход занятия.
Учитель. Сегодня мы узнаем о разнообразии овощей, фруктов, их пользе, узнаем, какое значение имеют витамины и минеральные вещества в жизни человека. Ещё древнегреческий философ Сократ сказал: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма.
Звучит песня «Чиполино».
Задание для индивидуальной работы. Найдите названия овощей, фруктов, ягод.
Работа в парах. Найдите лишний предмет.
Ученица.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Учитель. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «Мы – это то, что мы едим». Так говорится в поговорке.
Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут овощи и фрукты.
Ученица.
В огород вы заходите,
Овощей там наберите.
Дары матушки- земли
Мы сегодня принесли.
Знают взрослые и дети:
Магазины есть на свете.
Продают там хлеб и соль,
Лист лавровый и фасоль,
Помидоры с грядки, чай,
Свежий сдобный каравай,
Мясо, фрукты и печенье,
Джемы, торты и варенье –
В общем, выбрать есть что нам,
Но… совет я мудрый дам.
Знай, не все, что продается,
Здоровью пользой обернется.
Это – вкусно, то – полезно.
Что-то – вовсе бесполезно.
А теперь всех приглашаем
Огород наш посетить,
Чтоб сегодня вы узнали,
Как здоровье сохранить!
Посмотрите, что природа
Вам готовит с огорода:
Для салатов и борщей-
Много спелых овощей.
Игра «Полезное-неполезное».
Учитель. Если продукт полезный, хлопайте в ладоши, если продукт неполезный, топайте ногами.
Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торт, сникерс, морковь, капуста, конфеты, яблоки, груши, хлеб.
Итак, чтобы вы были здоровы, надо употреблять больше (фруктов и овощей).
Работа в парах. Разгадайте кроссворд.
Отгадайте загадку.
Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно в защиту ограда вокруг –
Пики зелёные выставил … (лук).
Ученик.
Лук зеленый – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зеленый:
Он полезен людям.
Витаминов в нем не счесть –
Надо лук зеленый есть.
Магистр наук (ученик). В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «Лук победный».
Во все времена у всех народов луку приписывали лечебные свойства. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятьях проходит всякая болезнь». А какая поговорка о луке есть у славянских народов? Верно, «Лук от семи недуг».
Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Советский учёный П.Боткин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы. Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии. Есть замечательный рецепт лечебного салата, который полезно есть при первых признаках простуды: большую луковицу нарезать полукольцами, чуть посыпать солью и сахаром; когда лук даст сок, полить растительным маслом и перемешать. Дать настояться в течение получаса. Есть с хлебом.
Отгадайте загадку.
Хвост зелёный, красная головка.
Это остроносая … (морковка).
Ученица.
А морковочка – подружка
Дорога и люба.
Ешьте, дети, все морковь,
Очищайте зубы.
Магистр наук (ученица). В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.
Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свёклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для неё обрабатывают почву
на глубину 1,5 м.
Отгадайте загадку.
Он красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней …
Ученик.
А я – толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту –
Возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
Но август – месяц наступил –
Стал краснеть я день за днём,
Чтобы взяли меня в дом.
Ешьте, дети, помидор,
Пейте сок томатный
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
Магистр наук (ученик). Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.
Отгадайте загадку.
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зелёные хитрецы,
Молодые …
Ученик.
Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет всё в порядке!
Магистр наук (ученица). Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.
В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной. В России огурцы с давних пор являются любимым овощным растением.
Отгадайте загадку.
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
Ученица.
Полезней сока моего
Ничего на свете нет.
Пейте сок капустный, дети –
Доживете до ста лет!
Магистр наук (ученик). Капусту впервые попробовали в Испании. Там её называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».
Отгадайте загадку.
Что готовить надо маме,
И хранится это в яме,
Мы ж к варёной – тянем ложку?
Очень вкусная …
Ученик.
Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда.
Магистр наук (ученица). Родиной картофеля считается Южная Америка. В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чёртовыми яблоками». Многие крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.
Ученица.
В огороде тыква зрела
Да на солнышко глядела.
Стала тыква гладкой,
Стала тыква сладкой.
Магистр наук (ученик). В Индии оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают в неё немного риса или других семян. Зоркие обезьянки чрезвычайно любопытны и жадны. Только успеют скрыться люди, как обезьянки быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапку. Что там? Лапка нащупает зёрна риса, наберёт их полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трёх лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зёрна, и охотники легко забирают жадного зверька.
Отгадайте загадку.
От частой поливки едва не промокла
Мохнатая тёмно-лиловая …
Ученик.
Круглая я, словно шарик.
Меня на вкус все уважают,
Добавляют в винегрет.
Полезней свёклы в мире нет!
А сейчас поиграем.
Если я называю овощи, вы приседаете, если фрукты – подпрыгиваете.
Груша, огурец, яблоко, картофель, помидор, персик, редис, апельсин, лук, гранат, морковь, лимон, репа, чеснок, мандарин.
Соберите разрезные картинки.
Отгадайте загадки.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель.)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)
На сучках висят шары –
Посинели от жары. (Сливы.)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, –
Он под самой ножкой
Вытянут немножко. (Груша.)
Чёрных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Чёрная смородина.)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста.)
Летом – в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке,
Крепкие, солёные. (Огурцы.)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. (Репа.)
Игра «Чудесный мешочек».
Определите на ощупь, что находится в чудесном мешочке.
Сценка «Спор овощей».
Ведущий:
Ждут здесь овощи ребят,
Кто нужней они узнать хотят!
Кто из них, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!
Горошек:
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Ведущий:
От обиды покраснев,
Свекла проворчала…
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Ведь для винегрета
Лучше свеклы нету!
Капуста:
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким
Ведущий:
Тут надулся помидор
И промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Ведущий:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще
И тогда как верный друг,
К вам придет зеленый… лук!
Лук:
Я -приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг
Я простой зеленый лук!
Картошка:
Я картошка, так скромна –
Слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Овощи: Кто из нас, из овощей
Всех вкусней и всей важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Учитель: Спор давно кончать пора!
Кто поможет нам, ребята,
Разрешить вот этот спор
нам поможет наша энциклопедия
вот, что может нам сказать:
«Чтоб здоровым сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее»!
Овощи (хором):
Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!
Учитель. В овощах и фруктах содержатся такие вещества, которые заставляют ноги ходить, сердце биться, мозг работать. Если человек мало ест, он быстро устаёт, становится вялым, грустным. Пища необходима человеку также, как чистый воздух. Она должна быть не только вкусной, но и полезной, поэтому необходимо есть больше фруктов и овощей. Они основные источники витаминов. Слово «витамин» придумал американский учёный Функ.
Он открыл новое вещество (амин) жизненно необходимое человеку. Соедини?