Польза пальчикового театра для детей

Польза пальчикового театра для детей thumbnail

Светлана Курцева
Консультация для родителей «В чём польза кукольного пальчикового театра?»

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий

с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность

детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей и является эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном учреждении.

Театрализованные игры, близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе их лежит игра.

Чего только не отыщется в арсенале сегодняшних детей – кубики и всевозможные конструкторы, роботы и развивающие центры разных уровней сложности. Но среди этого игрового многообразия очень редко находится место для крохотных фигурок – это вязаные куклы или – актеры пальчикового театра. А ведь такая игрушка обладает множеством ценных качеств, которые не найдешь ни в каких новомодных шедеврах детской игровой индустрии.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковые куклы созданы специально для детских пальчиков, они почти невесомы.

Консультация для родителей «В чём польза кукольного пальчикового театра?»

Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, не обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. И в данном случае пальчиковый театр является палочкой выручалочкой.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.

Надевая игрушки на палец и разыгрывая сказки, дети чувствуют себя расковано и свободно. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Пальчиковый театр предназначен для воспитания у детей самостоятельности мышления, развития речи, воображения, логики, творческих способностей. В пальчиковый кукольный театр ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, самостоятельность мышления.

При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Сказки – это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию мы сможем лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников. Даем тему,например: “Маленький зайчик не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один”.Задавайте наводящие вопросы: “Что случилось с зайчонком?”, “Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?”, “Кого он встретил по пути?”, “Как он нашел дорогу к дому?”. При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях

Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.

Театр также может стать другом в воспитательном процессе. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.

Читайте также:  Картошка на ужин вред или польза

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Источник

              Польза пальчикового театра для детей дошкольников.

«Театр – это волшебный мир, он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей.»

Б.М. Теплов

Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, внимание, память, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение.  Формирует пространственные представления, развивает ловкость, выразительность, координацию движений.

Детям дошкольникам очень нравится смотреть представления и самим ставить свои спектакли или сказки. В творческих играх дети проявляют свою инициативу, самостоятельность и фантазию. Ребенок познает мир через игры и сказки. С помощью кукол-героев дети учатся общаться между собой и со взрослыми, выражают свои чувства, преодолевают стеснение и робость.

Театр – это не только развлечение для детей, это так же и хороший тренажер для речи и сенсорно-двигательных функций. Куклы помогают ребенку развивать подвижность пальцев обеих рук, копировать и придумывать речь главных героев, они научат делать маленькие домашние представления. Стимулирование кончиков пальцев способствует развитию речи ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Малыш сможет надеть на свои пальчики любых персонажей и поиграть ими, либо поместить их на специальную подставку и разыграть сказку на столе. Если ребенок еще слишком мал или не знает, как играть, то все это сможет сделать за него мама, и ваш малыш будет счастлив и благодарен, он будет учится манипулировать персонажами, открывая для себя интересный мир сказки. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.
Театр также может стать другом в воспитательном процессе. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры. Вы можете использовать такую игру для того, чтобы научить ребенка считать, для этого, например, вы можете взять сказку «Теремок» или «Колобок». С помощью театра дети быстрее освоят понятия «лево», «право», «рядом», они познакомятся с героями и сюжетами сказок, их речь и мелкая моторика будет быстрее развиваться. Ведь при играх в театр малыши повторяют движения взрослых и используют мелкую моторику рук. Это помогает выработать ловкость, концентрацию внимания на определенном виде деятельности и дает возможность научиться контролировать свои движения.

Малыши привыкают слушать и раскрываются с помощью пальчикового театра. Ощущая себя в роли любимого героя, даже самый стеснительный и замкнутый ребенок принимает активное участие в действии, и незаметно для себя становится общительным и жизнерадостным, в нем просыпаются лидерские качества. Куклы помогают детям преодолеть психологические барьеры. Малыши начинают излагать свои мысли правильно и продумывают поведение и характеры всех персонажей. Они сами становятся авторами историй, думающими, ответственными за героев своей сказки. Дети, участвующие в играх с пальчиковыми куклами, вырабатывают свою точку зрения и позицию. Такие умения, несомненно, помогут ему во взрослой жизни.

Фигурки пальчикового театра смогут создать компанию, когда вы с малышом гуляете, посещаете поликлинику, едете в транспорте. Такие куколки не займут у вас много места в сумке, но зато помогут развеселить ребенка. Они помогают оживить любимые сказки и стихи. Эта простая игрушка развивает творческие способности, интонацию, сообразительность. Любому ребенку понравится передавать образы любимых персонажей из сказки.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Источник

Несмотря на горы игрушек в жизни современной детворы, родителям часто приходится слышать фразы: «мне скучно» или «играть не во что». В очередной раз задаваясь вопросом, какой же суперновинкой удивить и надолго увлечь свое чадо, купите для него пальчиковый театр. Изобретение это не новое, даже может, на первый взгляд, невзрачное и неинтересное, если сравнивать с яркими диковинками игровой индустрии 21 века, зато какой огромный потенциал содержит в себе эта игрушка и сколько разноплановых задач она способна решить. Приводя аргументы в пользу такой покупки, стоит напомнить о важности ролевых игр в жизни детишек младшего дошкольного возраста. Да и привить малышу любовь к театральному искусству, пробудить в нем скрытые таланты лишним тоже никогда не будет.

Читайте также:  Судебная практика в пользу работодателя

Что такое пальчиковый театр

Ручной театр — это набор «куколок», которые надеваются на отдельный пальчик для инсценировки сказок, поучительных историй, проигрывания различных жизненных ситуаций. Стандартно в нем предложены как общеизвестные персонажи русских народных сказок, так и другие фигурки, объединенные по какому-то тематическому признаку, например, животные – домашние, лесные, африканские; растения – фрукты, овощи, цветы, деревья; декорации для разыгрывания представления и пр.

Воспитатели в детском саду часто задействуют в работе с детворой такой импровизированный театр, пальчиковый спектакль призван не только развлечь ребят, но и воспитать – проецируя разыгрываемый сюжет на реальную жизнь, можно извлечь из него весьма поучительные уроки. В процессе игры дети учатся правильно решать конфликты и переживать стрессовые ситуации, задумываются, «что такое хорошо, а что такое плохо». Кукольный театр становится отличной помощью для малышей, которые только недавно начали посещать дошкольное заведение и еще не успели там «прижиться». Этим его достоинства не ограничиваются:

  1. Развитие мелкой моторики: благодаря действиям с куколками формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Кроме того, подобная пальчиковая гимнастика стимулирует активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает руку к письму.
  2. Знакомство с пространственным восприятием. В процессе игры ребенок не просто сталкивается с понятиями влево/вправо, следующий/предыдущий, вперед/назад, вверх/вниз и т. д., но также непринужденно отрабатывает их.
  3. Стимуляция памяти: даже простенький сюжет и короткие реплики необходимо удерживать в голове.
  4. Концентрация внимания (важно ведь не пропустить свой «выход»!).
  5. Пополнение словарного запаса.
  6. Умение работать в группе со всеми вытекающими следствиями – общаться, быть толерантным, сопереживать, оказывать дружескую помощь и поддержку.
  7. Пробуждение артистизма.

Кроме того, в постановках-импровизациях развиваются фантазия и воображение, ребенок справляется с волнением, забывает о своих страхах, меньше стесняется. По мнению воспитателей и психологов, дети, активно участвующие в играх с пальчиковым театром, открываются для новых знаний, у них повышается самооценка, они становятся более раскованными и уверенными в собственных силах и возможностях.

Не стоит сбрасывать со счетов и воспитательный момент. Давно замечено, что мораль, высказанная не прямо, а иносказательно, воспринимается детьми без негатива, обид и отторжения (что является стандартной реакцией на поучения родителей). Поэтому при помощи персонажей кукольного театра можно, и даже нужно, решать разные проблемные ситуации: тревоги и страхи, конфликты с другими ребятами, трудности в общении со сверстниками, непослушание и пр. С помощью игры и мягкого педагогического воздействия можно донести крошкам важность гигиенических процедур, научить здороваться, прощаться, благодарить и прочим формам вежливого общения.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты применения кукольного театра для пальчиков будут отталкиваться от возрастных особенностей детишек, так:

  • карапузы, которым еще только 1-2 годика, воспримут лишь простейшие сценарии, разыгрываемые одной рукой;
  • с трех лет можно немного усложнять постановку и привлекать к участию уже вторую руку;
  • для детей дошкольного возраста будут интересны целые сказки, в которых действия и персонажи последовательно сменяют друг друга.

Малыши 1-2 лет еще вряд ли смогут стать полноценными участниками спектакля, на первом этапе им лучше отвести роль зрителей. Познакомьте кроху с театральными фигурками: сначала пусть он их просто потрогает и рассмотрит со всех сторон, затем можно надевать персонажей на пальцы (разумеется, поочередно – по-другому такие маленькие детки их просто не воспримут) и разговаривать с ребенком от их имени. Используйте самые простые фразы, например: «Привет! Я собачка Люся. Смотри, как я умею звонко лаять и быстро бегать (демонстрируем). А как тебя зовут? Я хочу с тобой дружить! Давай поиграем в мячик?».

Для деток немного постарше уже можно разыгрывать самые простые сказки, среди популярных, для которых не составит труда найти кукол для пальчикового театра:

  • «Три поросенка»;
  • «Колобок»;
  • «Теремок»;
  • «Курочка ряба».

картинки пальчиковый театр Репка

Хорошо бы перед этим познакомиться с этими книжками, обсудить с ребенком персонажей и их характеры, объяснить какие-то особенности сюжета.

Сначала все забавы с пальчиковыми куколками имеют вид постановочных представлений взрослого. И хотя ребята являются только зрителями, они все равно запоминают правила и традиции театрального искусства, порядок действий и пр. Поэтому по мере взросления малыша и усвоения им, как играть в эти забавные куклы, можно переходить ко второму этапу, совместным «спектаклям». Родителям нужно:

  • показать ребенку, как играть одной рукой, двигать ею, чтобы пальчиковые персонажи «оживали»;
  • акцентировать внимание на важности интонации;
  • поупражняться в звукоподражательных навыках (мышонок «разговаривает» писклявым голосом, медведь – грубым, птичка – чирикает, кошка – мурлычет и т. д.).
Читайте также:  Бег при простатите польза или вред

Для первого опыта можно взять сказку «Маша и медведь», в которой по сути лишь два персонажа. Поручите малышу играть одного из них, пусть он сам выберет – какого именно. Надевайте фигурку на указательный палец, остальные, которые не задействованы, зажимайте в кулачок – представление начинается. По окончании не забудьте похвалить кроху, для него это очень важно.

По мере того как ребенок будет приобретать опыт сценической игры, постановки усложняйте, вводите чуть большее количество персонажей. На следующем этапе можно инсценировать сказку «Три медведя», в которой будет уже 4 героя, т. е. дошколенок может попробовать сыграть двумя из них, используя обе руки. С каждым разом расширяйте не только персонажей, но и декорации, делая их более детализованными. Так постепенно от русских народных сказок стоит двигаться к уже самостоятельно придуманным историям, т. е. от сюжетной игры переходить к «режиссерской».

Как придумать сюжет

Чем младше возраст вашего чада, тем короче постановки и проще сюжет. Не мудрствуя лукаво, берите какие-то стандартные бытовые ситуации, рассматривайте природные явления, элементарные правила хорошего тона. На данном этапе вовсе не обязательно, чтобы театр нес сверхобучающую функцию, достаточно, чтобы ребенку было весело, и он в ненавязчивой форме усваивал самые простые истины. Несколько идей:

  1. Наступило утро, выглянуло солнышко, лисичка выбежала на полянку, потянулась, порадовалась новому дню. Мимо нее пробежал ежик. Она окликнула зверька: «Эй, ты почему это не здороваешься?». «Ой, а я забыл. Как же невежливо получилось».
  2. Вот наш огород. Тут растет морковка, вон какая она яркая, с пушистым зеленым «хвостиком», а тут лучок – он добрый, хотя все от него плачут…
  3. Скакал зайка по лесу, а тут ему навстречу волк, да как зарычит. Зайка испугался и давай бежать от него со всех ног.
  4. Внучка пришла в гости к бабушке. Принесла ее пирожки, а бабуля ее вкусным чаем угостила. Пьет девочка, да от восторга аж прихлебывает.

Вне зависимости от того, есть у вас дома пальчиковый театр «Репка» или какие-то другие фигурки, сюжеты можно придумывать на ходу. Когда ребенок станет старше, персонажи этой игрушки придут на помощь при возникновении неприятных ситуаций, конфликтов, тревог, требующих разъяснения взрослых и понимания, как поступить правильно. В форме игры воссоздавая любую неоднозначную с точки зрения педагогики ситуацию, получится лучше понять свое чадо и те мотивы, которыми ребятенок руководствовался. Например, это может выглядеть так: «Мышонок отправился с мамой в магазин за сыром. Пока мама выбирала, что купить, малыш увидел вдалеке красивый шарик и решил без разрешения побежать за ним. Конечно, он потерялся…». Задавайте своему крохе вопросы – как он думает, страшно ли было мышонку, что случилось с ним дальше, нашел он дорогу к маме сам, или ему кто-то помог? С помощью героев выдуманной сказки всегда можно показать, как нужно вести себя в определенной ситуации: слушаться родителей, не обижать младших, быть вежливым, убирать за собой игрушки.

С детьми 5-7 лет можно и вовсе использовать импровизацию, предлагая ребенку самому «задать тон» сюжета. Во-первых, детские неординарные идеи обязательно внесут в историю интересные и неожиданные повороты событий, во-вторых, они помогут взрослым понять, что думает ребенок, какие чувства и эмоции у него преобладают. Ведь, как утверждают психологи, во время «свободного творчества» маленький непоседа непременно упомянет и свои увлечения, и свои страхи.

Виды пальчикового театра

Наборы для театральных «пальчиковых постановок» могут быть самыми разными, при выборе важно отталкиваться от преследуемой цели (например, для одного раза подойдет и бумажный самодельный вариант), возраста и физиологических возможностей детей. Основные виды:

  • Бумажный/картонный. Самый простой, быстро изготавливаемый, но недолговечный.
  • Деревянный. Фигурки чем-то напоминают маленьких матрешек, стандартно они упакованы в тематические коробочки, которые пригодны для применения в качестве декораций.
  • Вязаный. Куклы выглядят «живыми», они очень мягкие и приятные тактильно.
  • Фетровый. Самый популярный на сегодня вариант. Многие мамы делают фигурки своими руками, привлекая к этому и детей (они могут обводить выкройки, рисовать глазки героям и т. п.). Персонажи из фетра получаются яркими, прочными, а сам материал комфортный в работе. Кроме того, считается, что его мягкая поверхность очень полезна для развития сенсорных ощущений.

Часто можно встретить тканевые варианты кукольного театра или свалянные из шерсти фигурки. В домашних условиях можно вместе с детворой слепить персонажей из пластилина, теста, любой другой эластичной массы – совместное с родителями творчество очень сближает. Как вариант – можно и вовсе снять с детских зубных щеток крышечки, которые часто изготовлены в форме голов животных, и сделать их героями своего импровизированного театра. Фантазию никто не отменял!

Заключение

Уникальность такой игрушки бесспорна. Это не только развитие мелкой моторики, но и совокупность разноплановых видов творчества, когда ребенок может проявить себя, наглядно увидеть результат своего труда, с гордостью продемонстрировать свои умения взрослым. Это крайне полезный вид обучения посредством интересной игры.

Загрузка…

Источник