Польза пальчиковой гимнастики для школьников

Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.

Польза пальчиковых упражнений

Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:

• Активизируют речевые зоны в мозге.

• Способствуют формированию правильной и четкой речи, предупреждают дефекты

• Улучшают память.

• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.

• Помогают овладеть письмом и рисованием.

•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.

• Развивают воображение и фантазию.

Виды упражнений

Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:

• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.

• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание

• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.

• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.

• Игры с различными предметами.

• Потешки и считалочки.

• Составление из пальчиков различных фигурок.

•Игры, улучшающие моторику.

• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.

Из последних можно обратить внимание на следующие:

• «Бабочка». Нужно сжать пальчики в кулак и поочередно их выпрямлять, начав с мизинчика. Большой и указательный пальчики остаются согнутыми и формируют кольцо, прямыми же пальчиками нужно выполнять движения в быстром темпе.

• «Осьминожки». Обе руки двигаются по морскому дну путем плавного перемещения пальчиков-щупалец. Когда две осьминожки встретятся, они останавливаются, а затем продолжают путь вместе.

Основные правила

Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие:

• Наиболее подходящий возраст для них -– 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.

• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.

• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.

• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.

• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.

• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.

• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.

• Не нужно заставлять реенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.

• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.

Пальчиковые игры – отличный способ улучшить контакт с малышом, обеспечить его правильное развитие как в умственном, так и в эмоциональном плане. Очень важно проводить занятия именно в игровой форме: так малыш будет получать от них удовольствие, а это очень важно для их эффективности.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .

Источник

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии. А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.

Наверняка вы замечали, как грудничка интересуют его ручки. Он их рассматривает, тянет в рот, а если мама еще и погладит ладошку, и стишок расскажет, малыш будет просто счастлив. Обычно все малыши любят игры с ладошками и пальчиками, поэтому у родителей не возникнет трудностей с проведением пальчиковой гимнастики. Такие упражнения просты в исполнении, не занимают много времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.

Что дает пальчиковая гимнастика:

  1. Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, вы будете способствовать стимулировать речевое развитие вашего ребенка, а также формировать правильное звукопроизношение.
  2. Развитие координации движения, улучшение памяти и внимания.
  3. Подготовку к письму.
  4. Развитие творческих и умственных способностей.
Читайте также:  Инфракрасное излучение в медицине польза

Занятия пальчиковой гимнастикой следует подбирать согласно возрасту. Для малышей до трех лет – это будет массаж ладошек и пальчиков со стишками и потешками. В три года можно пробовать играть двумя ручками, дополнять игры другими предметами, например, маленькими мячиками, шариками или кубиками. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления.

Любой массаж ручек, пальчиков принесет ребенку только пользу и благоприятно скажется на его физическом развитии. Это замечательная возможность для общения с ребенком, налаживания контакта и снятие стресса у малыша.

Хотелось бы заметить, что кроме пальчиковой гимнастики ловкость, координацию и точность движения пальцев рук развивают такие занятия:

  • рисование, лепка;
  • игры с крупами;
  • игры с мелкими предметами: мозаикой, прищепками, пуговицами и бусинами;
  • катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;
  • пазлы и шнуровки;
  • теневой театр.

Примеры пальчиковой гимнастики

Этот пальчик – дедушка, (выставляем большой пальчик)

Этот пальчик – бабушка, (выставляем указательный пальчик)

тот пальчик – папочка, (показываем средний пальчик)

Этот пальчик – мамочка, (безымянный пальчик)

Этот пальчик – я, (показываем мизинец)

Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключение распрямляем все пальчики)

***

Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди выпрямляем пальчики из кулачка, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинчика)

В домик спрятались опять.

***

Сорока-ворона

Кашу варила

Деток кормила. (загибаем пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

…а этому не дала

Ты дров не рубил

Воды не носил…

***

(Загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко-крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаются)

***

Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп. (потираем ладошки)

Получилась каша. (потираем ладошки)

То-то горе наше. (хватаемся за голову)

***

Замесили тесто, (стучали кулачками по столу, если сидели за столом, и по коленкам, если просто сидели)

А оно ни с места. (удерживаем руки в покое)

Замесили на дрожжах, (снова стучим)

Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)

По материалам: Detskiy Mir

Смотрите также: Зарядка для детских глаз: 7 веселых упражнений 27 пальчиковых игр для малышей Безопасные пальчиковые краски своими руками

Источник

Пальчиковая гимнастика на уроках в  начальной школе.

        Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию. В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

        Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.

Для чего нужна?

         Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:

– точность и ловкость;

– фантазия, мышление;

– память, речь;

– концентрация внимания;

– творческие способности.

        Упражнения также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.

Упражнения

        Учителя должны помнить – начинать лучше с одного-двух упражнений, позволяя ребенку усвоить особенности каждого движения. Рекомендуется проводить занятия до урока и после.

«Колечко».

Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.

Пошаговое проведение упражнения:

1. Соединять вместе большой пальчик с другими.

2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки». 3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.

4.  Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.

«Кулачок, ладошка, ребро».

        Еще один комплекс гимнастических движений, способствующий развитию ученика младшего класса.

Проведение:

1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.

2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.

Читайте также:  В чем польза водки для организма

3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.

        Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

        Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

Игра «Ну-ка, братцы, за работу!».

        Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:

Ну-ка, братцы, за работу! А тебе – воду носить.

Покажи свою охоту. А тебе – обед варить.

Большому – дрова рубить. А малышке – песни петь.

Печи все – тебе топить. Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Игра «Пальчик-мальчик»

        Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил. С этим братцем кашу ел.

С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел.

Грабли.

Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

Цепочка.

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Овощи.

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)

Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)

Фрукты.

Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки

Фруктов нужно много. Вот. «размешивают»)

Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малиной,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Дерево.

У дерева ствол, (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.)

На стволе много веток,

А листья на ветках (Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелят пальцами.)

Жёлтого цвета.

Ягоды.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются».)

В лес идём мы погулять (Обе руки «идут» указательным и средним пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

Лебедь.

Пальчики – голова, (Ладошки повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и

переплетены, большие пальцы – голова, остальные пальцы – крылья. Помахать

ими.)

Крылышки – ладошки.

Ёжик.

Повстречал ежонка ёж: (Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук

поочередно касаться кончиков указательных, средних,«Здравствуй, братец! Как живёшь?» безымянных пальцев и мизинцев.)

Зверьки.

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)

Продает она орешки

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладошками и удары кулачками.)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Лошадки.

По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.)

Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритме стихотворения.)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

Снеговик.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Ёлочка.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.

Слон.

В зоопарке стоит слон. (Пальцы опустить вниз, потом средний поднять вперёд.)

Читайте также:  Сенча китайская польза и вред

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гостит приглашает.

Посуда.

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали – (Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Так мы маме помогали.

Птицы.

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальцу.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Водоём.

У нас просторный водоём. (Соединяют пальцы обоих рук, изображая водоём.)

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа, (Потряхивают кистями рук.)

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене (Изображают руками плавание.)

То на боку, то на спине. (Кладут руки на стол то ребром, то ладошкой вверх.)

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой. (Изображают руками плавание.)

Капелька.

Кап, кап, кап – звенит капель. (Ритмично, на каждый слог, стучат подушечками пальцев, начиная с

Приближается апрель. большого, по столу.)

Верба.

Уж верба, вся пушистая, (Сжимают кулачки.)

Раскинулась кругом, (Резко разжимают кулачки.)

Опять весна душистая (Крутят руками.)

Повеяло крылом. (Машут кистями рук.)

Медведь.

Без нужды и без тревоги (Сжимают и разжимают кулачки.)

Спал медведь в своей берлоге, (Складывают ладошки вместе, подкладывают под щёку.)

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Слышит – каплет. (Пальчиками стучат по столу.)

Вот беда! (Качают головой.)

В темноте пошарил лапой (Вытягивают руки вперёд, раздвигают пальцы.)

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу. (Указательным и средним пальцами «бегают» по столу.)

Заливает! Не до сна!

Вылез он и видит: лужи, (Сжимают и разжимают кулачки.)

Тает снег…

Пришла весна!

Ласточка.

Ласточка, ласточка, (На каждую строчку большой палец «Здоровается» дважды с

Милая касаточка, одним пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой,

Ты где была, потом на левой руке.)

Ты с чем пришла?

– За морем бывала, весну добывала.

Несу, несу весну-красну.

Цветочек.

Наши алые цветы (Плавно разжимают кулачки.)

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, (Машут перед собой руками.)

Лепестки колышет.

Но алые цветки

Закрывают лепестки, (Плавно сжимают пальцы.)

Тихо засыпают, (Плавно опускают руки на стол.)

Головой качают.

Бабочка.

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела, (На каждое название насекомого загибают один палец.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетели, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняет ладони на стол.)

Рыбы.

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируют движения плавников)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.)

Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Полезные советы.

        Есть несколько полезных советов, которые позволят извлечь из занятий максимальную пользу и избежать нежелательных ошибок. Обязательно в каждом уроке учитывать такие требования и рекомендации:

        -перед уроком убедиться в том, что руки ребенка теплые, при необходимости провести разминку – тереть ладошки, разгибать или сгибать пальчики;

        -если упражнения сочетаются со стихотворным текстом, торопиться с чтением не стоит – слова произносить в медленном темпе;

        – после усвоения темпа начать постепенное ускорение; с обновлением репертуара лучше не спешить – достаточно и 3-5 разных игр;

        – если ребенок устал, сразу прекратить урок.

        Еще одно важное правило – выбирать игры, в которых требуется участие мизинцев, обычно уступающих по подвижности другим пальчикам.

        Пальчиковая разминка – полезные и увлекательные занятия для детей, которые позволяют добиться положительных результатов в развитии многих навыков. Главное – не заставлять ребенка – если по какой-либо причине он отказывается повторять упражнение, лучше на некоторое время отказаться от уроков. В противном случае желание продолжать у школьника быстро исчезнет, и полезные занятия станут для него неприятной обузой и лишней тратой времени.

Источник