Польза пальчиковых игр для развития речи детей

Польза пальчиковых игр для развития речи детей thumbnail

Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.

Польза пальчиковых упражнений

Пальчиковые игры оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики, речи и мышления у детей дошкольного возраста. Их польза заключается в следующем:

• Активизируют речевые зоны в мозге.

• Способствуют формированию правильной и четкой речи, предупреждают дефекты

• Улучшают память.

• Развивают способность концентрироваться и распределять внимание.

• Помогают овладеть письмом и рисованием.

•Делают пальчики и кисти более гибкими и подвижными.

• Развивают воображение и фантазию.

Виды упражнений

Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:

• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.

• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание

• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.

• Массаж пальцев и ладошек. Как массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.

• Игры с различными предметами.

• Потешки и считалочки.

• Составление из пальчиков различных фигурок.

•Игры, улучшающие моторику.

• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.

Из последних можно обратить внимание на следующие:

• «Бабочка». Нужно сжать пальчики в кулак и поочередно их выпрямлять, начав с мизинчика. Большой и указательный пальчики остаются согнутыми и формируют кольцо, прямыми же пальчиками нужно выполнять движения в быстром темпе.

• «Осьминожки». Обе руки двигаются по морскому дну путем плавного перемещения пальчиков-щупалец. Когда две осьминожки встретятся, они останавливаются, а затем продолжают путь вместе.

Основные правила

Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие:

• Наиболее подходящий возраст для них -– 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.

• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.

• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.

• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.

• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.

• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.

• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.

• Не нужно заставлять реенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.

• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.

Пальчиковые игры – отличный способ улучшить контакт с малышом, обеспечить его правильное развитие как в умственном, так и в эмоциональном плане. Очень важно проводить занятия именно в игровой форме: так малыш будет получать от них удовольствие, а это очень важно для их эффективности.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .

Источник

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Ум ребенка находится

 на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Польза пальчиковых игр действительно впечатляющая. Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Упражнения и игры для пальчиков являются эффективным средством для развития правильной речи малышей, что особенно важно в дошкольном возрасте. Немаловажным фактором, имеющим значение для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь максимально выразительной.

Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Пальчиковые игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Также необходимо отметить, что игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша со взрослыми. Ведь проведение таких игр  подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Читайте также:  Завещание в пользу несовершеннолетних детей

Разучивать пальчиковые игры с детьми следует поэтапно:

  1. Сначала взрослый должен сам продемонстрировать предстоящую игру малышу.
  2. Затем взрослый показывает ребенку игру, манипулируя уже пальчиками и ручками ребёнка.
  3. На третьем этапе взрослый и ребёнок выполняют движения игры одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. На этом этапе разучивания пальчиковой игры ребенок выполняет движения самостоятельно, а взрослый проговаривает текст, оказывая помощь ребенку в случае необходимости.
  5. В результате ребёнок самостоятельно выполняет движения игры и проговаривает текст, а взрослый лишь подсказывает и помогает малышу.

Для того, чтобы пальчиковые игры приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться некоторых рекомендаций. Для начала лучше подбирать такие пальчиковые игры, сюжет которых дает возможность взрослому «побегать» своими пальцами по спинке и ручкам ребенка, погладить его. Перед проведением таких игр взрослому стоит погреть свои руки.  Чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует проводить игру с выразительной мимикой, делать паузы в нужных местах и комментировать движения с правильной интонацией. Для начала стоит остановиться на нескольких играх, и только после того, как они будут освоены, переходить к новым. Если в задуманной игре упоминаются незнакомые ребенку персонажи, следует предварительно  познакомить малыша с ними при помощи картинок и игрушек. И, конечно, не стоит забывать, что залогом успеха любой деятельности ребенка является своевременная похвала со стороны взрослого!

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них существенная. Играйте с детьми и получайте удовольствие от этих игр!

Источник

Ольга Табаева
Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МБДОУ №224 Табаева Ольга Георгиевна.

г Красноярск.

Консультация для родителей «Польза Пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев. К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). “Пальчиковая гимнастика” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Читайте также:  Вред и польза от коньяка в разумных пределах

Консультация для родителей «Польза пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста»

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковыхигр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его надо похвалить

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Польза пальчиковых игр для развития речи детей

Практические занятия:

Упражнение 1

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

Упражнения 2

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Упражнения 3

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Упражнения 4

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Источник

Кристина Жогина
Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.

Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Читайте также:  Норвежская ходьба польза и вред

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

В своей работе педагоги использую «пальчиковые игры» каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе,следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

– Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.

– Желательно взрослому знать текст.

– Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

– Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

– Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

– Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

– Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.

– Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.

– Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.

– Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.

– Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

– Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

– При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

– Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

– Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Источник