Польза плавания для детей дцп

Польза плавания для детей дцп thumbnail

Детский церебральный паралич – наиболее распространённая причина детской инвалидности. Данное заболевание характеризуется нарушением статики и моторики опорно-двигательного аппарата, которое вызвано поражением различных участков головного мозга ребёнка на ранних этапах его жизни.

Причины развития ДЦП

 1.Нарушения внутриутробного развития;

 2.Внутриутробная гипоксия;

 3.Родовая травма;

 4.Ядерная желтуха;

 5.Перенесённые инфекционные заболевания матери в первые месяцы беременности.

Клинические проявления заболевания выражаются в уменьшении силы и амплитуды произвольных движений. Повышаются сухожильные и надкостные рефлексы, иногда наблюдается ригидность мускулатуры и торсионная дистония.

Важно знать, что отсутствие адекватного и своевременного лечения приводит к тяжелейшим осложнениям, а именно, к неправильному формированию костей растущего организма и суставов.

Существует большое количество методик для реабилитации, но один из наиболее эффективных методов лечения — плавание для детей с ДЦП.

Многие десятилетия плавание активно применяется для восстановления двигательных функций детей, страдающих ДЦП.

Преимущества плавания

 1.Тренировка сердечно-сосудистой системы;

 2.Эффективное формирование опорно-двигательной функции рук и ног ребёнка;

 3.Появление чувства ритмичности и согласованности движений;

 4.Улучшение чувства равновесия;

 5.“Правильная” температура воды позволяет снять болезненное напряжение в мышцах и суставах;

 6.Улучшение кровообращения в сосудах и тканях организма.

Плавание для детей — это всегда радость, при этом приносящая неимоверную пользу. Вода — уникальная среда для проведения тренировок с детьми, которые страдают данным заболеванием. Она позволяет снять нагрузку с позвоночника, значительно уменьшить напряжение в суставах и мышцах, каждое движение ребёнка в воде становится для него только в радость — движения становятся более ритмичными и лёгкими.

Чувство невесомости, которое возникает при нахождении в воде, способствует формированию навыков правильной ходьбы у людей с нарушениями двигательных функций нижних конечностей.

Невозможно передать словами, какие радостные чувства охватывают ребёнка, когда он осознаёт, что он способен стоять и передвигаться без посторонней помощи.

Всем известно, что двигаться в воде немного тяжелее, чем на суше из-за большей плотности водной среды. Это позволяет детям “прочувствовать” все движения в замедленном темпе, позволяя разнообразить арсенал восстановительных упражнений.

Большому количеству детей, страдающих ДЦП, вначале легче освоить плавание, укрепить свои мышцы при выполнении определённых упражнений в воде, а затем уже научиться ходить. Для развития мышц также полезен гидромассаж.

Для детей регулярно разрабатываются всё новые и новые эффективные методы гидрореабилитации.

Квалифицированный тренер, либо физиотерапевт обучает правильному поведению в водной среде, а именно: удерживать тело на воде, правильно двигаться и дышать, одним словом, сделает всё для того, чтобы полученные двигательные навыки ребёнок смог в дальнейшем использовать и в повседневной жизни.

В вопросе реабилитации детей с ДЦП, нужно знать — чем раньше ребёнок начнёт заниматься плаванием, тем ему будет проще справляться в воде без посторонней помощи и гораздо выше вероятность добиться значительных результатов в кроткие сроки.

Помните, что лечебные упражнения должны подбираться в индивидуальном порядке.

Все эти неоценимые преимущества водных процедур, позволят ребёнку, страдающему ДЦП, обрести уверенность в себе и нормализовать как физиологическое, так и психоэмоциональное состояние в короткие сроки.

Источник

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that
supports HTML5 video

Почему важно плавать?

Вода для детей — привычная и родная среда. А  плавать — это врожденная способность, обусловленная  их внутриутробным развитием в жидкой среде (околоплодных водах).

Доказано, что почти у 96 % младенцев сохраняется плавательный рефлекс до 3 месяцев.

Так, группа ученых, погрузив около 30 новорожденных детей в воду, обнаружили удивительный факт – младенцы не тонули. Наоборот, они   улыбались, когда их вытащили из воды. Было установлено, что малыши инстинктивно могли задержать дыхание при погружении в воду.

Именно этот врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и ныря­нию.

Более того, когда ученые попросили родителей подержать своих детей на поверхности воды животиками  вниз, малыши могли удержаться на воде, перебирать ножками и ручками, имитируя плавательные движения. Данные этого эксперименты доказали, что новорожденные дети обладают инстинктивным умением нырять и плавать.

Эта врожденная способность плавать грудных младенцев была известна в древности. Многие племена и народности, в том числе и славянские, которые жили около воды, учили своих детей плаванию до того, как они впервые вставали на ноги. В Древнем Египте будущих воинов учили плавать в младенческом состоянии. Гиппократ рекомендовал купаться в родниковой воде как способ лечения болезней. А швейцарские монахи использовали термальные воды для лечения больных или инвалидов в своих общинах.


А если у ребенка – сложная родовая травма, поврежденна центральная нервная система, когда фактически теряется управление над своим телом? 

Вот тут вода может стать основным ресурсом для развития, ведь память генетическая, что о том, что водная среда – это родная среда,  мощная и устойчивая.

Читайте также:  Фруктоза или сахар вред и польза и вред

Так, ребенок с двигательными нарушениями может с трудом удерживать голову, возможно не стоит, с поддержкой сидит. Но как только попадает в воду, он начинает автоматически перебирать руками и ногами. И в этом случае вода становится пусковым моментом для восстановления и развития всей системы движений у ребенка.

После родовой травмы многие рефлекторные движения сильно ослабленные. Развитие и формирование навыков на суше может нести опасность получить травму. Вода благодаря своим физическим свойствам в разы снижает эту опасность.

Что же такое гидрореабилитация?

Гидрореабилитация – это комплекс упражнений в воде, которые помогают улучшить физические способности и функции человека. Данный вид реабилитации был одобрен медицинским сообществом как метод лечения давно.

Занятия в воде должны проводиться регулярно и последовательно под контролем специально обученных специалистов – аквареабилитологов. Оптимальный температурный режим для лечебного физкультурного комплекса в воде – 32-34 С. Ниже температура воды может усиливать спастичность мышц, выше 35 С – уменьшает двигательную активность ребенка.
Только теплая вода обеспечивает обезболивающий эффект, помогает снять спастичность в мышцах, стабилизирует процессы раздражения  и торможения в центральной нервной системе.

Важна систематичность занятий. Это дает больший оздоровительный эффект, чем эпизодические походы в бассейн. Благодаря систематичным занятиям в бассейне простые рефлекторные движения постепенно формируются в более сложные. И процесс нового навыка в воде и перенесенный в последствии на сушу может быть эффективнее и безопаснее, нежели выработанный сразу на суше.

Дозированные физические нагрузки с правильным чередованием “нагрузка-отдых” – обязательный компонент при гидрореабилитации. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления.  Когда все же появились даже минимальные признаки переутомления, нагрузку в последующем стоит уменьшить, а комплекс лечебных мероприятий должен быть пересмотрен.
Саму нагрузку на ребенка и сложность упражнений увеличивают постепенно с учетом возможностей самого ребенка.

Необходимо!!! чтобы была обеспечена профилактика травматизма и контроль аквареабилитолога, пока ребенок находится на занятиях в воде.

Аквареабилитация нужна в комплексном лечении при многих состояниях. Часто это дети с детским церебральным параличем, расстройством аутистического спектра, дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, с синдромом Дауна, в качестве постртравматической реабилитации.

Лечебное воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.

1. Антигравитационные силы воды благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы. Состояние невесомости снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, позволяет детям с двигательными нарушениями двигаться менее болезненно, увереннее справляться с теми двигательными задачами, с которыми он не в состоянии справиться на суше.

2. Когда тело или его часть выполняют движения под водой, возникает вихревое сопротивление, при котором образуются вихревые потоки, создающие сопротивление движению, и для сохранения равновесия в воде необходимо дополнительное напряжение мышц и энергичное выполнение упражнений. Таким образом, вихревое сопротивление способствует созданию хорошего мышечного корсета, тренировке равновесия и координации движений.

3. При погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардио респираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

4. Важное значение имеет также психотерапевтический эффект лечебного плавания. Облегченные и безболезненные движения в водной среде повышают уверенность в своих силах, улучшают самочувствие, способствуют быстрейшему выздоровлению. Таким образом, лечебное плавание детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.

Благодаря аквареабилитации у ребенка:

1. Формируются новые двигательные навыки, улучшение опорно-двигательной функции рук и ног;
2.Улучшается равновесия и координация движений;
3.Снимает болезненное напряжение в мышцах и суставах;
4.Улучшается кровообращения в сосудах и тканях организма за счет тренировки сердечно-сосудистой системы.

Как у каждого метода, при занятиях в воде нужно учитывать моменты, которые приведут к ухудшению общего состояния ребенка.

1. Не рекомендуется длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений (гидроцефалия);
2. Упражнения с длительным статическим напряжением эффектом не делают из-за возможного усиления спастики;
3. Убирают из основного комплекса упражнения, развивающие подвижность в суставах при артродезах суставов, при синдроме гипермобильности суставов;
4. При вывихе бедра и после его вправления нельзя упражнения с формированием приведения и наружной ротации бедра.

Читайте также:  Орехи миндаль польза и вред при беременности

Таким образом, гидрореабилитация помогает вернуть ребенку с ДЦП способность к свободному движению, достичь более высокого уровня жизни и самообеспечения.

Польза плавания для детей дцп

Читайте также: 

Как развить математические способности у ребенка с помощью книг?

Как развить логическое мышление у ребенка?

Фруктовый смузи для ребенка.

На портале Vikids вы можете:

Задать вопрос на Форуме

Найти/Записаться в Клинику на лечение

Найти/Записаться к Доктору

Почитать похожие статьи или написать свою.

Источник

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.

Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими церебральными параличами. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

Плавание для особых детей

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия – одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.

Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.

Польза плавания для детей дцп

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

Читайте также:  Пищевой алюминий вред или польза

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз – 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист – 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога – 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.

Источник

       Среди множества методик реабилитации детей с ДЦП существует и гидрореабилитация, т.е. выполнение двигательных упражнений в воде. Тренировки в воде (чаще всего в бассейне) помогают восстановлению и укреплению организма. Занятия в воде даются ребенку-инвалиду гораздо легче, чем тренировки на суше: ведь в воде намного снижается давление, оказываемое массой тела на позвоночный столб и суставы. В воде и сердечно-сосудистая система легче переносит нагрузки.

В качестве гидрореабилитации для грудных и новорожденных детей с ДЦП применяется обучение подводному плаванию по методике Гайцхоки и гидрореабилитация по методике Мосунова. Для более старших детей после начального обучения плаванию разработаны специальные упражнения, связанные с изучением различных способов техники плавания, но дающие большую нагрузку на пораженную конечность.

 Плавание как методика реабилитации детей с ДЦП

 Плавание в качестве методики реабилитации ДЦП выполняет следующие задачи:

• Обучение ребенка удержанию туловища на воде;

• Обучение правильным движениям рук и ног;

• Обучение дыханию в воде с погружением головы в воду;

• Обучение отдельным элементам разных способов плавания;

• Тренировка в переносе двигательных навыков, полученных в воде, «на сушу».

 Польза плавания для организма ребенка с ДЦП

 Плавание – это:

• Укрепление опорно-двигательного аппарата;

• Улучшение координации движений и расширение двигательных способностей;

• Улучшение легочной вентиляции;

• Стимуляция кровообращения;

• Укрепление детской психики (вода оказывает на кожу действие, аналогичное мягкому массажу, а это способствует выработке гормонов удовольствия – эндорфинов).

Противопоказания:

ранняя, острая стадия заболевания

судороги

наличие очагов судорожной готовности по данным ЭЭГ

желудочно-кишечные заболевания

инфекционные и кожные заболевания

Персональные занятия по плаванию для детей с ЗПР, РДА, ДЦП (в легкой форме), СДВГ

 Детям с подобными диагнозами необходим особый подход и индивидуальная программа по плаванию, направленная на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у Среди многочисленных видов реабилитации плавание – один из самых эффективных. Дети в бассейне стараются выполнять различные физические упражнения. Такие тренировки помогают укрепить и восстановить организм. Тренировки в воде ребенку с ограниченными физическими возможностями даются намного легче, чем на суше, так как в воде снижается давление на позвоночник и суставы. Сердце в воде легче переносит нагрузки.

 Чем полезно заниматься плаванием при ДЦП?

 – легочная вентиляция улучшается;

– укрепляется опорно-двигательный аппарат;

– стимулируется кровообращение;

– координации движений улучшается, двигательные способности расширяются.

Чему обучают детей с ДЦП в бассейне?

Прежде всего, ребенка учат держаться на воде, показывают и помогают совершать нужные движения рук и ног, обучают правильно дышать в воде, правильно нырять и задерживать дыхание под водой. Детей учат отдельным элементам разных способов плавания и стараются помочь ребенку перенести навыки движения, полученные в воде, на сушу.

Плавание при ДЦП – возможно, единственный способ вернуть ребенку свободу движения, постоянные тренировки помогут достичь ребенку более высокого уровня самообеспечения и установить более комфортный уровень жизнСреди многочисленных видов реабилитации плавание – один из самых эффективных. Дети в бассейне стараются выполнять различные физические упражнения. Такие тренировки помогают укрепить и восстановить организм. Тренировки в воде ребенку с ограниченными физическими возможностями даются намного легче, чем на суше, так как в воде снижается давление на позвоночник и суставы. Сердце в воде легче переносит нагрузки.

Чем полезно заниматься плаванием при ДЦП?

– легочная вентиляция улучшается;

– укрепляется опорно-двигательный аппарат;

– стимулируется кровообращение;

Источник