Польза причастия святых христовых тайн читать

Польза причастия святых христовых тайн читать thumbnail

Все цитаты взяты из книги «Слова иже во святых
отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и
Сан-Францисского». Собранные вместе они дают
развернутую картину, отражающую пастырско-богословский
опыт Владыки.
  

Польза причастия святых христовых тайн читать

    

Можно заметить, что живое экклесиологическое и
сотериологическое осознание Евхаристии часто идет в разрез
со сложившейся практикой: редкое приобщение, уход после
пасхальной Заутрени до причастия (что по мысли Владыки
обессмысливает не только сам праздник Пасхи, но и весь
подготовительный Великий пост (см.19)), сведение
причащения до индивидуальных, часто бытовых нужд
(здоровье, благополучие и т. п.). Последнему св. Иоанн
противопоставляет бескомпромиссно высокое предназначение
причащения: оно не только освящает (см. 3), укрепляет
(см.4), преображает человека (см. 7), но открывает ему
лицезрение славы Христа (см. 11), через Которого приобщает
его ко всей полноте Божества (см. 6). В причастии святых
Тайн, которые вводят верующих в вечную жизнь (см.16) и
являются залогом их будущего общения со Христом (см. 10),
реализуется также (и на этом не раз останавливается св.
Иоанн) Церковь, как новое неотмирное собрание ее членов
объединенных в «великое Тело Христово» (см.
12, 14). Владыка Иоанн также настаивает, что достойно
причащается тот, кто на полученный дар отвечает своим
устремлением ко Господу (см. 17), вплоть до самоотречения
(см. 8).   

Цитаты собраны из различных проповедей (ни одна из
которых не посвящена специально Таинству причащения) и для
удобства снабжены заголовками.   

1. Таинство Причащения установлено Господом на
Тайной вечери.

В то же время в Тело и Кровь Христовы прелагаются хлеб и
вино за Божественной литургией и верные причащаются их.
Так установил Сам Христос, причастивший Своих апостолов за
Тайной вечерей со словами «приимите, ядите: сие есть
тело Мое; пиите от нея вси, сия бо есть кровь Моя новаго
завета» (Матф 26, 26-28).

2. Причастие – литургическое воспоминание
Тайной вечери.

В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и
литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что,
причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами
вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно
уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься,
искренно каясь в грехах своих, и получить милость от
Господа.

3. Причастие освящает человека.

Для полного освящения человека, тело раба Господня должно
соединиться с Телом Христовым и то совершается в таинстве
Святого причащения.

4. Причастие – источник умиления и духовной
теплоты.

Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его
Благости. Укрепляет наши души и тело Божественными Своими
Таинствами… Наполняет иногда нас невыразимым
умилением и теплотой духовной после благоговейного
причащения святых Его Тайн.

5. Причастие – начало рая на земле.

Начало ада уже здесь на земле. Также и рай начинается в
душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания
Божественного в день Светлого воскресения, и когда
достойно причащаемся.

6. Причастие приобщает ко всей полноте Божества и
к вечной жизни.

Соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей
Присносущей Троицей, человек почерпает от Нее силу для
вечной жизни и сам становится безсмертным.

7. Через причастие и содействие собственной доброй
воли человек становится новым творением.

Освящается и общается с Богом не только душа, но и тело
человека в причащении Тела и Крови Христовых, через
Которого соединяется со всей Святой Троицей. Благодатью
Божией, при участии собственной воли и усилия, человек
становится новой тварью, участником вечного Царствия
Божиего.

8. Достойно причащающийся и готовый послужить
Господу делается орудием Божественной воли.

Причащающиеся же с благоговением, любовью и готовностью
принести себя на служение Ему, тесно соединяются с Ним и
становятся орудием Его Божественной воли.

9. Причастие – победа над грехом и
смертью.

Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя
Воскресшего Христа, победителя смерти, дарующего тем, кто
с Ним, победу над грехом и смертью.

10. Причастие – предначатие вечной
жизни.

Сохраняя в себе благодатный дар Причастия, мы имеем залог
и предначатие вечной блаженной жизни души и тела.

11. Причастие – источник вечной радости и
лицезрения славы Воскресшего Христа.

Соединившийся духом и телом со Христом в сей жизни, духом
и телом будет с Ним и в грядущей жизни. Благодатные струи
Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых являются
источником нашей вечной радости в общении с Воскресшим
Христом и лицезрении Его Славы.

12. Через причастие верующий делается членом
великого Тела Христова (т.е. Церкви).

Принятые нами истинное Тело и истинная Кровь Христовы
становятся частью великого Тела Христова.

* * *

Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах),
чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви).

* * *

Божественная Евхаристия, приношение безкровной жертвы и
причащения ее, освящает и укрепляет ее участников, делает
вкушающих Тело и Кровь Христовы истинными членами Тела Его
Церкви.

13. Спасение людей через сроднение с Божественной
жизнью Тела Христова – есть цель Церкви.

Все части Вселенской Церкви имеют одну общую цель –
проповедь Слова Божия, подготовку людей к тому, чтобы они
становились способными быть членами Тела Христова и,
ставши таковыми, все более и более, все искреннее и крепче
сроднились с Божественной Спасительной жизнью Тела
Христова, ибо в том и есть спасение людей.

14. Но также и сама Церковь – есть евхаристическое
единство верующих.

По православному пониманию Церковь составляют не только
иерархи и священнослужители, но и весь верующий
православный народ. Эта их совокупность и единство,
приобщающееся в Святых Таинствах Христу, и есть Церковь,
Тело Христово.

15. Для чего необходимо постоянно
причащаться.

Христианин через покаяние, очищается, соединяется теснейше
со Христом в причащении святых Тайн, но потом опять
оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви,
почему снова нужны покаяние и причащение.

Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода
души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и
правдой. Какого бы высокого, духовного и нравственного
состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или
же стремительное, глубокое падение в бездну греха. Посему
необходимо для каждого причащение святых Тела и Крови
Христовых, укрепляющее наше общение с Ним и орошающее
живительными струями Благодати Святого Духа, текущими по
Телу Церкви. Насколько важно причащение святых Тайн
показывает житие преподобного Онуфрия Великого, которому,
как и другим пребывавшим в той пустыни отшельникам, ангелы
приносили святое Причастие; преподобной Марии Египетской,
конечным желанием которой, после многих лет пустынной
жизни, было принятие святых Тайн; преподобного Савватия
Соловецкого и множества других. Не напрасно ведь изрек
Господь: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте
плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не
имате в себе» (Иоан. 6, 53).

16. Частота причастия – залог общения со
Христом в грядущем Царствии.

Чем больше человек находится под действием благодати
причащения и теснее соединился со Христом, тем больше он
будет наслаждаться общением со Христом и в грядущем Его
Царствии.

17. Приобщаясь Тела Христова, устремимся к Нему
духовно.

Церковь Христова есть Тело Христово, Сам Он возглавляет ее
и Божественным Своим Телом и Кровию питает верующих,
питает чад Своей Церкви, так что мы едино со Христом и
телесно должны быть, и духовно. Мы телом соединяемся со
Христом через Божественное Причащение, должны душевно
примкнуть и сразу следовать Его заповедям.

* * *

Конечно, для единения со Христом недостаточно только
соединение нашего тела с Телом Христовым. Вкушение Тела
Христова бывает благотворно, когда духом устремляемся к
Нему и соединяемся с Ним. Принятие Тела Христова, при
отвращении от Него духом, подобно прикосновению ко Христу
тех, кто Его били, и заушали и распинали Его.
Прикосновение их к Нему послужило им не во спасение и
исцеление, а в осуждение.

18. О причащении в грядущем Царстве.

В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в
причащении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся
будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным
светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство
невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом.
Посему после причащения святых Христовых Тайн за
литургией, в алтаре возносится всегда молитва, поемая в
пасхальные дни: «О, Пасха велия и священнейшая
Христе! О! Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам
истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия
Твоего».

Читайте также:  Польза яблоки во время беременности

19. О причащении на Пасху.

Какой же драгоценнейший дар Божий получаем мы тогда, что
является завершением нашего постного подвига? О том
говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное
пение стихир поста: «И подается нам в снедь Агнец
Божий, во священней и светоносней нощи воскресения, нас
ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер
таинства».

Приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа, в жизнь
вечную, вот что является целью святой Четыредесятницы.
Приобщаются не только на Пасху. Наоборот, на Пасху должно
приобщаться тем, кто говел, исповедался и причастился во
время Великого поста. Перед самой Пасхой нет возможности
хорошо, во всем, исповедаться, время и священники заняты
службами Страстными. Подготовляться к тому нужно заранее.

Всякое причащение Христовых Тайн есть соединение с Самим
Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение
придается причащение в ночь Святой Пасхи и к тому мы все
призываемся? Особенно тогда дается нам ощутить Царство
Христово. Особенно мы тогда озаряемся Вечным Светом и
укрепляемся для восхождения духовного.

То незаменимый дар Христов, несравнимое благо. Пусть никто
сам не лишается сей радости и вместо причащения в
Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие
снеди. Приобщение тогда Святых Тайн подготавливает нас к
трапезе в вечном Царствии Божием.

* * *

Снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи
Воскресения. Мы о том молимся еще лишь начиная готовиться
к посту и затем неоднократно в течение Великого поста:
чтобы Господь сподобил нас приобщиться в нощь Святой
Пасхи. Особенно действует тогда благодать Божия на сердца
людей. Мы приобщаемся тогда Христа Воскресшего, делаемся
участниками Его Воскресения.

Конечно надо поговеть раньше и уже причастившись Великим
постом, снова причаститься Святых Тайн. Пред Пасхальной
литургией нет времени подробно исповедоваться, это нужно
сделать раньше. А в светоносную ночь, получив общее
разрешение, приступать к Божественному Агнцу, залогу
нашего Воскресения. Пусть никто не уходит из Церкви
преждевременно, торопясь вкусить мяса животных, вместо
того, чтобы вкусить Пречистых Тела и Крови Христовых.

* * *

Главное в Светлый день Пасхи — наше общение со
Христом Воскресшим, что особенно проявляется в причащении
в Светлую Службу, о чем неоднократно возносим моления в
службах Великого поста. Уход с Пасхальной службы до
окончания литургии есть грех или непонимание церковной
службы.

Подборка цитат, заголовки – протоиерей Леонид
Грилихес.

Источник

Человек, растёт, учится, становится взрослым, работает, создает семью, рождаются дети, он их растит, воспитывает –так проходит жизнь и вместе с этим человек — РАСХОДУЕТ и свои Жизненные силы. Приходит старость, жизненных сил СТАНОВИТСЯ — все МЕНЬШЕ и меньше и тогда человек начинает — СЛАБЕТЬ, начинает серьезно болеть.

Вспомните в детстве и в молодости как быстро ЗАЖИВАЛИ любые раны и ушибы – всё это происходило потому, что тогда в организме — БЫЛО очень МНОГО Жизненных сил, но вот уже к 40 годам и старше – такого больше нет, все раны, ушибы, вывихи и растяжения, болят уже по долгу, бывает месяцами и годами – Жизненные силы человек к этому времени уже значительно по ИЗРАСХОДОВАЛ, многие люди доживая до 50 лет уже начинают — серьезно болеть. У них появляется куча всяких болезней: появляется высокое давление, болит сердце, ноет желудок и пучит живот, перехватывает поясницу, болят шейные и грудные позвонки, проблемы с почками, печенью, начинают болеть ноги, коленные суставы, люди с трудом нагибаются чтобы одеть носки и многое другое.

ПРИЧИНА этому — резкая НЕХВАТКА Жизненных СИЛ в организме, потому что люди жили, работали и потому Запасы их Жизненных сил — СОКРАТИЛИСЬ, а главное, люди, СОВЕРШАЛИ — всевозможные Грехи, которые — СИЛЬНО сокращали Жизненные силы в организме человека – СОКРАЩАЛИ и саму жизнь.

К сожалению, даже верующие люди — НЕ ЗНАЮТ, что такое на самом деле — Причастие Святых Тайн. Так вот Причастие Святых Тайн – УВЕЛИЧИВАЕТ количество ЖИЗНЕННЫХ СИЛ в человеке. Поэтому люди ПЕРЕСТАЮТ — БОЛЕТЬ, люди, если чем-то болели, то БЫСТРО – ВЫЗДОРАВЛИВАЮТ.

Люди становятся — сильными, крепкими, энергичными, они становятся способными – делать, не уставая, большие объемы работ, люди СТАНОВЯТСЯ — Умнее, Добрее, Честнее – то есть, люди как бы ПЕРЕРОЖДАЮТСЯ. Люди постоянно и часто причащаясь – ПЕРЕСТАЮТ простывать и не боятся никакого холода, люди — становятся чрезвычайно выносливыми, а главное — ЖИВУЧИМИ, на них, как на собаке БЫСТРО — ЗАЖИВАЮТ все раны, все ушибы.

А главное – люди вновь обретали возможность — длительной жизни, Безболезненной старости и избавлялись от мучительной агонии смерти, они умирая, знали день и час своей смерти, исповедавшись, причастившись и со всеми простившись – просто ЗАСЫПАЛИ и с радостью переходили — в Мир иной, к Богу.

До семи лет детей — причащают без Исповеди и именно до семи лет — закладывается Нравственный Фундамент в ребенке.

Если в этом возрасте детей — ПРИУЧАТЬ ко всему хорошему: читать им Русские сказки и хорошие детские книжки, пусть дети смотрят только наши российские истарые советские добрые мультфильмы и сказки по телевизору или на видеокассетах или на ДВД, пусть дети слушают хорошую музыку, а главное, видят –ДОБРЫЙ пример родителей, также детей надо ЧАЩЕ причащать – вот тогда в ребёнке заложится и сформируется хорошее нравственное начало и из него ВЫРАСТЕТ — хороший человек.

Причастие Святых Христовых Тайн обладает чудесным свойством – полностью УНИЧТОЖАТЬ в душах людей –всю НЕГАТИВНУЮ генетическую НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

Особенно сильное Благодатное воздействие Причастие оказывает — на души детей. Оно в буквальном смысле — ПЕРЕРОЖДАЕТ душу ребенка, наполняет её Добротой, УВЕЛИЧИВАЕТ — Умственные способности, ВОССТАНАВЛИВАЕТ и укрепляет — Здоровье детей. Вылечивает многие болезни, вплоть до онкологии и церебрального паралича, вылечивает и восстанавливает — нервную систему. Вот какое удивительное чудесное и совершенно безплатное лекарство ДАРОВАЛ Господь людям.

Приведём пример из жизни. Девочка 10 лет Василина из города Миас Челябинской области, была тяжело больна страшнойболезнью «Лейкемия». Это смертельное и практически неизлечимое онкологическое заболевание крови человека. Жена Михаила Горбачёва генерального секретаря КПСС тоже была больна этой страшной болезнью крови, и не смотря на все старания лучших врачей в России, а затем и в Германии, и всё-таки умерла. Так вот, эта девочка до того обессилила, что уже — не могла учиться в школе, хотя и так большую часть времени она проводила в больнице.

Родителям девочки посоветовали — обратиться за помощью к Богу, начать ежедневно молиться, ходить в церковь, исповедыватьсяи чаще причащаться Святых Тайн, а также в обязательном порядке причащать не менее двух раз в неделю больную дочь.

Так они и поступили. Более полугода — дважды в неделю они — причащали свою дочь и их дочь полностью — выздоровела. Сегодня, спустя много лет, эта девочка уже выросла, стала взрослым человеком и абсолютно — здорова, хотя согласно диагнозу врачей — она должна была уже давно умереть! Выводы из этого — делайте сами.

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЁНЫХ: ПОЧЕМУ ПОМОГАЮТ МОЛИТВЫ.

Со смертью — можно договориться. О чем чаще всего больные инемощные люди просят у Бога, когда ставят свечи перед иконами в церкви? Чтобы пожить подольше. И оказалось, что Всевышний — откликается и исполняет эти просьбы. Даже смертельно больные люди, обречённые на неминуемую, скорую смерть МОГУТ — Отложить свою смерть до какой-то определённо важной для них даты, на несколько месяцев и даже иногда на несколько лет, хотя должны были бы уже умереть. Это доказали исследования доктора Донна Юнга в США из университета Огайо. Учёный обратился к базе данных по смертности в своём штате, внимательно проанализировал медицинские карты 300 000 больных человек скончавшихся от ракав период от 1989 года по 2000 год. За основу Юнг взял Праздники Рождество, День Благодарения и день рождения пациента и стал смотреть не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат был достаточно убедительным более 4000 тысяч человек, каким-то, необъяснимым образом удавалось откладывать — свою смерть до следующего дня сразу после праздников. То есть, у смерти тоже бывают выходные.

Читайте также:  Виды деревьев и их польза

Источник

Значение Таинства

«Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53) «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6, 56). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии. Самое Таинство было установлено Господом в четверг на Тайной Вечери за день до Распятия («чистый четверг»). «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

Христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится весь Христос. Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит возможности нашего разума. Это Таинство зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, даёт им силу, возвращает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

Мы имеем описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Святых Тайн: «огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос: «Перейди через это море». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло — Божественная Плоть Христова, второе крыло — Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя«.

Святой Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити» и услышал тихий, сладкий голос: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

В некоторых духовных болезнях таинство Причащения является наиболее действительным врачевством: так, например, при нападении на человека так называемых «хульных мыслей» духовные отцы предлагают бороться с ними частым приобщением Святых Тайн. Святой праведный о. Иоанн Кронштадский пишет о значении Таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Для одного душевнобольного отец Иоанн рекомендовал, как средство излечения, пожить дома и почаще приобщаться Святых Тайн.

Недостаточно нам одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием. Поэтому по обычаю Церкви Таинства Покаяния (исповедь) и Причащения следуют непосредственно одно за другим. И преп. Серафим Саровский говорит, что возрождение души совершается через два таинства: «через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых».

Вместе с тем, как бы ни было для нас необходимо причащение Тела и Крови Христовых, оно не может иметь места, если не предшествует ему покаяние. Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской): «Великое дело принимать Святые Тайны и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А поэтому хочешь от Святого Причащения получить благодать Божию, — старайся всемерно об исправлении своего сердца». Все время между Причастиями следует наполнять покаянной Иисусовой молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», чтобы ты не делал, на всяком месте и на всякое время следует заполнять свой ум молитвенным предстоянием пред Богом.

 КАК ЧАСТО НАДО ПРИОБЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАЙН?

На вопрос: «как часто надо приобщаться Святых Тайн?» святитель Иоанн Златоуст отвечает: «чем чаще, тем лучше». Однако, он ставит непременное условие: приступать ко Святому Причащению с искренним раскаянием в своих грехах и чистою совестию.

В жизнеописании преподобного Макария Великого имеются слова его одной женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн».

Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское правило — отлучать от церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия.

Преп. Серафим Саровский заповедывал Дивеевским сестрам неопустительно исповедываться и приобщаться во все посты и, кроме того, Двунадесятые праздники, не мучая себя мыслью, что недостойна, «так как не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением святых Христовых Тайн. Стараясь, по возможности, сосредоточиться в смиренном сознании всецелой греховности своей, с упованием и твердою верою в неизреченное Божие милосердие, следует приступить к искупляющему все и всех святому Таинству». Очень оправданно и полезно причащаться в дни своих именин и рождения, а супругам — в день их венчания, и в др. памятные дни. Архиепископ Арсений (Чудовской) пишет: «Постоянное Причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого… сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Святого Причащения. Из истории христанства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем 4 раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там — во все посты, то есть 4 раза в год, наконец, едва-едва раз в год, а ныне и того реже». «Христианин всегда должен быть готов к смерти и к Причащению».

Итак, от нас зависит частое участие в Тайной Вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Тайн Тела и Крови Христовых. Одна из духовных дочерей старца отца Алексия Мечева как-то сказала ему: «Иногда жаждешь душой соединиться с Господом через Причащение, а мысль, что причащалась недавно – удерживает». «Это значит Господь касается сердца, — ответил ей старец, — так что тут уже все эти холодные рассуждения не нужны и не уместны… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо — пребывать со Христом.» Один из мудрых пастырей двадцатого столетия о. Валентин Свенцицкий пишет: «Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твое иссыхает и делается бессильным, когда ты не даешь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе и она иссохнет и обессилит. Без причащения заглохнет духовный огонь в Тебе. Завалит его мирской хлам. Чтобы освободиться от этого хлама и нужен огонь, попаляющий тернии наших прегрешений. Жизнь духовная — не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом таинстве полноты Духа Христова? Как не приняв Плоти и Крови Христовой, будешь жить в Нем? И здесь, как и в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних и внутренних преград. То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется отложить ненадолго, «чтобы лучше приготовиться». Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь.»

Пусть же каждая душа чутко прислушивается к своему сердцу и боится прослушать «стук в его двери руки» Христовой; пусть боится она того, что слух души огрубеет от мирской суеты и не может слышать тихих и нежных призывов, о царстве Света. Пусть боится душа подменить переживания небесной радости единения с Господом мутными и скверными развлечениями мира или низменными утешениями телесной природы. Старец о. Алексий Мечев подбадривает нас: «Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике.»

Известный старец Псково-Печерского монастыря схиигумен Савва писал так: «Если Господь, по своей неизреченной любви, так пламенно желает ее не ради Себя, но ради нас, то как пламенно должны желать ее мы, по любви и благодарности к Нему, и для нашего собственного блага и блаженства! Христос сказал: «Приимите, ядите…» (Мк. 14, 22). Он предложил нам Тело Свое не для однократного или нечастого и случайного употребления, как врачевство, но для питания постоянного и всегдашнего: ядите, а не вкусите. Но если бы Тело Христово предложено было нам только как врачевство, то и тогда мы должны были бы просить позволения причащаться как можно чаще, так как мы немощны душой и телом, и особенно сказываются в нас немощи душевные. Господь даровал нам Святые Тайны как насущный хлеб, по слову Его: «хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть» (Ин. 6, 51). Из этого видно, что Христос не только позволил, но и повелел, чтобы мы часто приступали к Его трапезе. Мы не оставляем себя надолго без хлеба обыкновенного, зная, что иначе ослабляют наши силы, и жизнь телесная прекратится. Как же не боимся надолго оставлять себя без хлеба небесного, божественного, без хлеба жизни? Редко приступающие ко Святой Чаше обычно говорят в свое оправдание: «Мы недостойны, мы не готовы». А кто не готов, тот пусть не ленится и приготовится. Не достоин ни один человек общения со всесвятым Господом, потому что один Бог безгрешен, но нам предоставлено право веровать, каяться, исправляться, быть прощенным и уповать на благодать Спасителя грешников и Взыскателя погибших. Кто беспечно оставляет себя недостойным общения со Христом на земле, тот останется недостойным общения с Ним на Небе. Разумно ли удалять себя от источника жизни, силы, света и благодати? Разумен тот, кто посильно исправляя свое недостоинство, прибегает к Иисусу Христу в Пречистых Его Тайнах, иначе смиренное сознание своего недостоинства может обратиться в холодность к вере и к делу своего спасения. Избави, Господи!»

Цитата официального издания Русской Православной Церкви — Журнала Московской Патриархии (N 12, 1989 г., стр. 76) гласит: «По примеру христиан первых веков, когда не только иноки, но и простые миряне при всяком удобном случае прибегали к Таинствам Исповеди и Святого Причащения, понимая, какое великое спасительное значение они имеют, и нам надлежит по возможности чаще очищать свою совесть покаянием, укреплять свою жизнь исповеданием веры в Бога и приступать к Таинству Святого Причащения, чтобы тем самым получить от Бога милость и прощение грехов и теснее соединиться со Христом… В современной практике принято причащаться всем верующим людям не реже одного раза в месяц, в посты чаще — два-три раза за пост. Причащаются также в день Ангела и день рождения. Порядок и частоту причащения Святых Тайн верующие уточняют со своим духовником и по его благословению стараются выдерживать сроки причащения и исповеди».

КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

Основой подготовки к Таинству Причащения является покаяние. Осознание своей греховности вскрывает личностные немощи и возбуждает желание стать лучше через единение со Христом в Его Пречистых Тайнах. Настраивают душу на покаянный лад молитва и пост… Перед причащением необходима исповедь — вечером ли, или утром, перед литургией.

Правила для подготовки не легки, но они и не есть самоцель, мы обязаны попытаться их выполнить, если же и не удастся, это не есть повод пропускать Причастие, главное сделать все, что сможете, а Бог восполнит ваше оскудевающее и немощи уврачует. Именно с духовным отцом и надо согласовывать все вопросы и при благословении священника после исповеди приступайте к Чаше с полным упованием на милосердие Божие. Лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомним, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело подготовки — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах. Схиигумен Парфений пишет: «Говение же в прочие дни года {вне великого поста} можно ограничить одним днем, то есть накануне соблюсти строгий пост — пищу вкушать без растительного масла».

Правила. В дни говения (обычно 3 дня) надлежит чаще посещать богослужения в храме, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: читать утренние и вечерние молитвы полностью. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Читается также канон ко причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все доследование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Очень важно прежде Причащения Святых Тайн Христовых простить всех своих обидчиков. В состоянии злобы или вражды на кого-либо причащаться ни в коем случае нельзя.

 О ПРИЧАЩЕНИИ ДЕТЕЙ

По обычаю Церкви младенцы после их крещения до семилетнего возраста могут причащаться очень часто без предварительной исповеди и поста. Начиная с 5-6 лет, а если возможно — и с более раннего возраста, полезно приучать детей причащаться натощак.

ОБЫЧАИ ЦЕРКВИ ДЛЯ ДНЯ ПРИЧАЩЕНИЯ

Вставши утром, готовящийся ко Причащению должен вычистить зубы и полость рта от дурного запаха. Приходить в храм нужно к началу Литургии без опозданий. При выносе Святых Даров — земной поклон. Земной поклон повторяется, когда священник закончит читать предпричастную молитву «Верую, Господи, и исповедую…». Подходить ко Святой Чаше причастники должны не толкаясь, в порядке: дети, мужчины, женщины. Лучше всего во время приближения к Чаше читать Иисусову молитву или иную краткую. Перед Чашей не надо креститься, а иметь руки крестообразно сложенными на груди (правую на левую) из опасения задеть Чашу или лжицу. Приняв в уста со лжицы Тело и Кровь Господню, причастник должен поцеловать край Святой Чаши, как бы самое ребро Спасителя. Отойдя поодаль от Святой Чаши нужно сделать поясной поклон перед иконой Спасителя и пройти к столику «с теплотой», и запивая, омыть рот, чтобы какая-либо малая частица не осталась во рту.

День причащения — это особый день христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом, должно, насколько это возможно, предаться уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению, дабы сохранить благодать Духа Святого в себе неокрадованно.

Схиигумен Парфений указывает: «Следует здесь упомянуть и о преувеличенной у некоторых осторожности после Причащения. Они стараются не только не плевать целый день после причащения, что, конечно, похвально, но и отходы пищи, если они побывали во рту, считать священными, и потому даже стараются проглотить несъедобное, а что никак нельзя проглотить (рыбьи кости и др.) стараются сжечь на огне. Такой чрезвычайной строгости мы нигде не встречаем в Церковном Уставе. Требуется только запить после причащения и, прополоскав запивкой рот, проглотить, чтобы какая-либо малая крупица не осталась во рту — и только! Придуманные по этому вопросу «надстройки» не имеют совершенно отзвука в Церковном Уставе.

Совершенно неосновательно также рассуждение некоторых, будто нельзя после Причащения прикладываться к иконам, к мощам святых угодников, целовать друг друга. В опровержение таких вымыслов можно указать на обычай священнослужителей при архиерейском служении. Все священнослужители, принимавшие участие в служении Литургии, обязательно после Причащения и запивки подходят к архиерею и благословляются от него, целуя руку. А после… все священнослужители целуют икону праздника или мощи святых угодников».

В заключение приведём слова преподобного Никодима Святогорца: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается… Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа». Конец и Богу слава!

Источник