Польза прочность красота в скульптуре

Когда-то, уже не помню, когда это произошло, я узнал об архитектурном каноне известного римского ученого Марка Витрувия Поллиона. Я был поражен его простой и полнотой одновременно. Конечно, его основной труд «Десять книг об архитектуре» говорит об очень многом, но три простых, казалось бы, пункта: польза, прочность и красота — ставят все необходимые вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к технологической стороне вопроса.

  • Польза – то есть какое назначение, для чего создается то или иное здание?
  • Прочность – что позволит ему простоять достаточно долго, для выполнения своего назначения?
  • И красота, как необходимый, на мой взгляд, элемент гармонии, эстетики, без которого творение потеряет нечто очень ценное, преображение того, кто соприкасается с ним.

Современное типовое строительство XX века, к сожалению, наполнило мир, однотипными, безликими городами, лишенными индивидуальности, где нет места прекрасному. А это, в свою очередь лишает жителей и внутреннего эстетического чувства. В таком городе не хочется смотреть вверх, вглядываясь в наследие, оставленное потомками в камне или дереве. Поэтому именно эти три пункта в совокупности полностью отражают все необходимые вопросы архитектуры. Еще раз уточню, что, конечно, именно в изначальном, идейном плане. Без которого любая создаваемая форма не будет иметь смысла.

Но поражает меня не только это! Как человека, влюбленного в античную культуру и философию, меня восхищает универсальность моделей, созданных антиками. Как пифагорейцы, обращаясь к законам математики, находили методы работы со своей душой и управлению государством, великие греческие драматурги посредством искусства помогали постичь законы мироздания. Так и Витрувий дает нам возможность на основе его правил в архитектуре увидеть некоторое модели, которые мы можем использовать в нашей повседневной жизни, чтобы сделать ее более наполненной и осмысленной.

Как, давайте посмотрим чуть позже. В первую очередь, мне кажется, важно сказать, почему! И здесь ответ находится на поверхности. Потому, что вопрос познания мира и самого себя был одним из самых актуальных для древних. А отсюда, какой бы деятельностью они не занимались, она всегда была прежде всего ответом и на этот главный вопрос познания.

Если заглянуть в начало «Десяти книг об архитектуре», то уже в самом вступлении книги, где вроде бы должно быть описано, только как проектировать и строить, Витрувий в очень объемном вступлении перечисляет огромное количество пунктов о качествах и знаниях, которыми должен обладать архитектор. Среди них понятные для профессии архитектора: геометр, оптик, математик. Но также и художник, историк, философ, музыкант, медик и др. Зачем? Давайте обратимся к автору и на примере посмотрим. Вот отрывок из вступления, о том, почему архитектору необходимо быть философом:

Что же касается философии, то она возвышает дух архитектора, искореняя в нем самонадеянность, делает его более обходительным, справедливым, честным и отнюдь не скаредным. Это чрезвычайно важно, потому что, в самом деле, никакая работа не может быть выполнена без честности и добросовестности. Архитектор не должен быть жаден и стремиться к наживе, а обязан серьезно поддерживать свое достоинство соблюдением своего доброго имени; это ведь именно и предписывает философия. Кроме того, философия объясняет природу вещей, что по гречески называется φυσιολογία, которую архитектору необходимо очень тщательно изучить…

Довольно необычный подход для современного человека, изучающего прикладную специальность, верно? Но, возможно, не менее от этого актуальный в наше время. И поэтому идеи, которые родились у римского архитектора, настолько универсальны, что применимы во многих сферах жизни. Теперь, давайте вернемся к вопросу «Как?», поднятому нами выше. Как использовать этот метод в нашей повседневной жизни? Для этого давайте увидим отражение этого тройственного канона, через три вопроса, которые необходимо себе задать, перед тем как совершить какой-либо поступок.

Польза

Здесь важно поднять два вопроса:

  1. В чем смысл того, что я собираюсь совершить? Зачем я хочу сделать что-то? Ведь пользу сможет принести лишь то, что имеет смысл.
  2. Кому это принесет пользу?

Важный момент: по-настоящему, полезно только то, что приносит пользу не только тебе, но и другим. И если ответ на этот вопрос таков, что это полезно только для тебя, то это, возможно, означает, что это не полезно совсем никому. Польза действия реальна только тогда, когда совершаемое полезно для всех. Дополнить сказанное, хочется словами еще одного великого римлянина Марка Аврелия: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Мне кажется, что больше и не добавить.

Прочность

«Что является по-настоящему прочным в нас?» Прочным, является то, что мы можем назвать долговечным. То есть действие, которое дает нам возможность приобрести, что-то долговечное, будет правильным? А что тогда долговечно? Явно не что-то внешнее. Ведь все, что мы приобретаем вовне: материальные ценности, слава, почет — очень неустойчивы и могут растаять в миг. Долговечное — это то, что у нас невозможно отнять. Это не то, что мы получаем, а то, какими становимся. Приобретенные качества, добродетели, опыт, то есть то, что делает нас крепче, добрее, мудрее, терпимее, справедливее, выносливее. Или опыт настоящего, как любовь, например.

Это то, что действительно будет всегда нашим, и только это является тем, чего не лишиться, в нашей власти. Отсюда, второй важный вопрос, на который нужно ответить здесь, это «Каким я хочу стать?» И подходящая здесь завершающая пункт фраза: «Быть, а не казаться».

Красота

«Что есть красота в человеке?» Это гармония, соразмерность! Для эллинов, чьими преемниками были римляне, определяющим в жизни был один закон, сформулированный Солоном, законодателем Афин: «Мера во всем!» Золотая середина, без крайностей, а именно так понимал добродетель известный греческий философ Аристотель, — вот что будет красотой в человеке. Соразмерность, гармония, целостность.

И еще, если говорить о действиях, то гармоничными будут являться действия, которые едины и в мыслях, и чувствах, и в поступках, и в идеях. Ведь, к сожалению, как часто бывает так, что мечтаем мы об одном, думаем о другом, хотим третьего, а заняты проблемами совсем иными. Нужно найти то, что соберет весь наш внутренний мир в единое целое. Здесь мне хочется вспомнить картину «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи или «Совершенный человек». Почему так? В первую очередь потому, что он гармоничен. Но, помимо золотой пропорции, по которой выстроено тело человека, в этой картине есть еще два важных элемента. Человек вписан одновременно в окружность и в квадрат. В древней геометрической символике, которую мы встречаем еще у пифагорейцев окружность отражает духовное, а квадрат — материальное. Поэтому совершенный человек — это тот, в ком во всей полноте проявлено и то, и другое. И все находится на своем месте.

Леонардо да Винчи. “Витрувианский человек”

Завершая, хочется, как и антики, провести универсальную параллель. Внутренний мир человека —это здание, которое мы строим. Каким оно будет — неким хаотичным пространством чулана, в который снесли все ненужное, или величественным храмом, — решать нам. И то, что это целиком зависит от нас, не может не радовать. И спасибо Витрувию Марку Поллиону за универсальную модель, практичную и в наше время.

Алексей Выборнов

Источник

Руководители: В. П. Гоч, Н. А. Соловьева, Н. А. Перминова

Автор: А.С. Канаткин

    Архитектура, как вид деятельности человека занимается организацией пространства. При помощи архитектуры мы строим дома, парки, скверы, здания, заводы и города.

  Некоторые называют архитектуру «застывшей музыкой», это действительно так, у нее, как и в музыке, есть ритм, динамика и цельность.  В современном мире существует такое направление музыки как Hard Rock, которое негативно влияет на человека. В свою очередь существует и классическая музыка, которая благоприятно влияет на все живое и несет в себе особую тайну.

   Человек существует, как отдельная творческая единица, имеет свободу воли, и только он вправе выбирать, куда направить свой потенциал – на поддержку и развитие Жизни или на ее угасание.

   Одной из целей архитектуры – является служение обществу. В Новое Время архитектура должна еще и развивать все Мироздания, способствовать развитию Жизни. Ей необходимо вернуть целостность и единство с Миром (Рис. 1).

   Как отмечал в своих трудах римский архитектор Марк Витрувий (l век до н.э.): «Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника». В дальнейшем была создана формула (1).

                  Архитектура = Польза + Прочность + Красота                              (1)

    Из формулы следует, что целостность архитектуры зависит от трех принципов (Рис. 2), которые подробно будут рассмотрены ниже.

            Для начала разберем каждую из этих звеньев по отдельности.

Красота (Рис 3) – создается в самом начале проектирования, делиться на поиск наиболее благоприятных эстетических характеристик – это цветовые решения и фактуры материалов (Рис 4). Пропорции в архитектуре – это соразмерность элементов, система отношений частей сооружения между собой и с целым, придающие произведению архитектуры гармоничную целостность и художественную завершенность[1] – является второй ветвью красоты (Рис 5). Для гармоничных пропорций лучше всего подходит принцип «золотого сечения» в сочетании с масштабностью.  За всю внешнюю гармонию отвечает красота.

Польза состоит из функции и социума (Рис. 6).  Если взять архитектуру, то она влияет на социум в целом, на все человечество как национальность, государство и религия. Архитектура – это ментальность человечества, запечатленное в форму пространства. Социум подразделяется на «нужность» и «значимость» (Рис. 7).

      Пример:  нужно ли строить парк в центральной части города, если для этого есть все необходимые условия? – Нужно! Он будет обладать большой значимостью для жителей города, тем самым принесет пользу обществу.

     Вторая ветвь пользы – функция (Рис. 8). Функция делится на «удобство» и «необходимость».  Продолжим пример с парком. Насколько удобен будет парк в центре города? Сможет ли он решить проблему урбанизации города? Есть в этом необходимость или нет? На все эти вопросы мы подходим с точки зрения функции.

Прочность –  это конструкции и материалы (Рис. 9). Когда в архитектуре, например, появляются дополнительные конструкции, обладающие определенным весом, архитектором должно быть предусмотрено, что несущая стена, пол  или потолок выдержат ее.  Понадобятся ли дополнительные усиления конструкций или нет, все зависит от типа материала. Конструкции отвечают за безопасность и устойчивость (Рис. 10). Материалы мы подбираем исходя из характеристик — долговечность и экологичность (Рис. 11).

      В таком случае архитектура будет влиять на ячейку определенного общества — это может быть семья, предприятие, группа людей, город или государство в целом.

     Рассмотрим звенья соседних веток и их взаимодействия. Пропорция и социум зависят и дополняют друг друга (Рис 12). К примеру,  в семье есть кто-то самый высокий, предположим — Папа,  в таком случае необходимо предусмотреть пропорции дивана и/или кровати, соответствующие как минимум росту Папе.

    Функция в свою очередь соотносится с конструкцией (Рис 13).  Любая мебель, перегородки, светильники и т.п. в доме, должны быть наиболее функциональны, удобные в обращении. Чтобы можно было легко передвинуть диван и/или открыть шкаф и не ударится или вовсе не сломать его. Конструкции мебели должны быть удобными.

    Далее можно заметить, что эстетика, как качество красоты, взаимодействует с материалами из конструкций  (Рис. 14).  Эстетика будет зависеть от выбранного материала (цвета, фактуры), а так же от его конструктивных свойств (долговечность, экологичность).

    Структура, представленная в данной схеме, является саморазвивающейся, имеет большие границы возможностей, показывает целостность архитектуры. Соблюдение всех звеньев системы в итоговом варианте дает Норму (Рис. 15). Норма, как творческий результат, способ, несущий положительное воздействие на все живое. Следовательно, норма переходит в гармонию (Рис. 16) и обретает степень совершенства (Рис. 17) – это показано синими стрелками. Все будет зависеть от потенциала архитектора, который эту архитектуру создает.

     Есть вероятность и множество примеров в современном обществе, «ненормальной архитектуры». Как ее определить? Предположим, что в нашей структуре не учли звено «Нужность» с ветки пользы (Рис. 18).

    В жизни это может быть проявлено следующим образом: строиться новый жилой дом, а свободу соседних домом не учли. Возводят данный дом на территории парка или вместо детской площадки, впритык существующей застройки, т.е. раньше в окнах был прекрасный пейзаж и вид на город, а теперь – окна нового дома. Данный пример показывает, что здесь не соблюдена «нужность» социума, следовательно, архитектура становится бесполезной.  Когда не учитывается звено «нужность» (рис 19), разрушается ветка «социум» (Рис. 20) и «значимость», далее следует разрушение звена «польза» и других соседних веток (рис 21-22). От данной цепочки событий страдает сама архитектура  и становиться не нужно и «ненормальной» (Рис. 23).

    Вывод: если не учитывается хотя бы одно звено в структуре, от этого начинает страдать архитектура и соответственно люди, которые в этой архитектуре живут или находятся.

   Теперь применим для проверки данной структуры многомерную логику. «Многомерная логика позволяет рассмотреть все взаимодействия элементов, их взаимовложенность, а также их субстациональность как отображение в Изначальном, историю и развитие»[4]. Берем звенья с разных веточек, сочетаем между собой и смотрим их смысловое значение.

Пример 1 (Рис. 24).

Звенья:

Золотое сечение, архитектура, функция, устойчивость.

Смысловое значение:

  • Золотое сечение в архитектуре – это функциональная устойчивость;
  • Функция золотого сечения в устойчивости архитектуры;
  • Архитектурная функция – устойчивость золотого сечения.

Пример 2 (Рис. 25).

Звенья:

Социум, красота, безопасность, экологичность.

Смысловое значение:

  • Красота социума в экологической безопасности;
  • Безопасность красоты в экологичности социума;
  • Социальная безопасность в красоте экологии.

Пример 3 (Рис. 26).

Звенья:

Удобство, конструкция, пропорция, цвет.

Смысловое значение:

  • Удобство конструкции в пропорции цвета;
  • Цвет и конструкция – удобство и пропорциональность;
  • Конструкция удобства в цветовой пропорции.

    Рассмотрим еще один момент. Если взять для примера одну из веточек структуры, и продолжим ее развитие до конечного звена, то мы тем самым выйдем на источник, отвечающим за данное направление. Возьмем веточку «Прочность – конструкция – устойчивость» …идя по этому направлению, мы сможем прийти к науке — физики. Получиться: «Прочность – конструкция – устойчивость — …  — физика» (Рис. 27). Продолжив развитие по другим веткам – мы выйдем на такие науки как: математика, химия, биология, география, политология, эргономика, история, философия, психология, медицина и т.д., а так же на виды искусства: скульптура, живопись, музыка, прикладное искусство и т.д.

    Общий вывод: архитектура объединяет все виды искусства и науки в одно целое, она создает условия для них, организует окружающее пространство, в котором есть возможность раскрыть свой творческий потенциал.

   Архитектура как искусство зависит от развития техники, строительных материалов, уровня жизни и определенных климатических условий, еще она играет роль своеобразного «воспитателя» для  человека. Настраивает его на высокие или на низкие чувства,  дает  либо отбирает надежду на завтрашний день. Все зависит от архитектора, который эту архитектуру создает.

 Литература:

  1. Архитектурные пропорции, вып. 1—4, М., 1936
  2. В. П. Гоч. Путь за Тантру. Серия «Философия высшего творчества». В 4-х книгах, кн. 1. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997 г. – 480с.
  3. В. П. Гоч, И. Е. Акимов, Н. А. Соловьева.  Действие Единых технологий на вещество. – Тюмень: Издательство «Истина», 2010. – 104с.
  4. В. П. Гоч, В. Л. Кулинченко. «Теория и методология Со-Творчества». – К., Сфера, 2007. – 114 с.
  5. В. П. Гоч, А. Г. Шеншаков.  Метафизические аспекты ментальности. – Москва: Издательство «Эльиньо», 2009. – 233с.
  6. Витрувий.  Десять книг об архитектуре. – перевод  Г. С. Лебедевой. 2006г.

Еще в первом веке до нашей эры древнеримский архитектор Витрувий сформулировал эти простые правила, выраженные всего тремя словами – польза, прочность, красота. Именно эти три понятия являются основой всей архитектуры, как античной, так и современной. Для дизайна интерьера, который находится в неразрывной связи с архитектурой, они также имеют решающее значение.

Что же такого важного в этих словах, которые знакомы каждому? Эти три слова, а точнее их последовательность, являются важнейшими правилами проектирования дизайна интерьера. Их последовательность однозначно указывает, что при проектировании является первоочередным, а что второстепенным.

Польза

Первоначально для создания любого предмета или интерьера нужна причина, назначение. Современное слово для обозначения этого понятия – функция.

Жилой интерьер создается для того, чтобы в нем жить – спать, есть, отдыхать, общаться, растить детей и прочее. Интерьер офиса создается для того, чтобы работать. Интерьер кафе, ресторана – для принятия пищи. Это и есть функция помещения. И эта функция является собственно целью и причиной создания интерьера, поэтому помещение должно максимально отвечать своей функции.

В современных условиях, когда каждый квадратный метр стоит определенную сумму денег, появилось еще одно понятие – полезная площадь. Особенно оно актуально для небольших квартир, где необходимо каждый квадратный метр пространства использовать с максимальной пользой. Пространство не должно «пропадать», оставаться незадействованным. Даже если это просто коридор, соединяющий комнаты, у него есть своя функция, и она должна выполняться без помех.

Для создания максимально удобного, функционального и полезного пространства используются нормы эргономики. В бытовом понимании они сводятся к размерам основных предметов обихода и расстояний между ними, в которых человек может свободно действовать, перемещаться, реализую функцию помещения. Например, высота сидения стула или табурета, удобная для среднестатистического человека, составляет 45-50 см, а высота письменного стола – 75 см. Это означает, что стул или стол станет неудобным, если его размер будет сильно отличаться от этой цифры. Нормы эргономики могут довольно существенно отличаться в зависимости от географического положения. Например, в скандинавских странах рост среднестатистического человека значительно выше, чем в азиатских. Соответственно и размеры предметов, удобных скандинаву и азиату могут сильно различаться. Кроме того, важно помнить, что эти нормы не являются чем-то жестким, неизменным. Они предназначены для того, чтобы оптимизировать человеческую деятельность, помочь понять, как человеку будет максимально удобно, не проверяя все эмпирическим путем.

Прочность

После того, как решена функция помещения, его назначение, удобство и эргономичность, возникает вопрос о прочности. Это очень широкое понятие, включающее в себя далеко не только устойчивость конструкции (стен, перекрытий), но и безопасность в пользовании, и определенную степень долговечности.
Устойчивость конструкции помещения трудно переоценить, собственно весьма распространенным является мнение, что такая прочность даже важнее пользы помещения. Это спорный вопрос, так как помещение, не имеющее цели, функционального назначения, не полезно, оно просто не нужно, каким бы прочным оно ни было.

Устойчивость конструкции является в большей степени категорией архитектуры, чем дизайна интерьера, но при перепланировке помещений не может остаться неучтенной. То же самое касается и безопасности в пользовании. Многочисленные нормативные акты регулируют безопасность архитектуры и интерьеров – пожаробезопасность, экологичность, гигиеничность. Соответствующие инстанции контролируют работу проектировщиков, не позволяя создавать опасные для жизни бытовые ситуации. Иногда может показаться, что эти нормативы слишком уж строгие и нет иной причины их выполнять, кроме угрозы быть оштрафованным соответствующей инстанцией. Но такое впечатление ошибочно. Как сказал один водитель «Правила дорожного движения написаны кровью». По отношению к нормам строительства это может и слишком сильное высказывание, но все же я рекомендую с вниманием относиться к ним, во избежании риска для себя и своих близких.

Собственно, эргономичность тоже имеет прямое отношение к безопасности, так как предметы, неудобные в обращении, могут нанести существенный вред здоровью человека. Неудобно открывающаяся дверь может ударить в самый неподходящий момент, легко стукнуться головой об неудобно висящую полку и так далее.

В мире промышленного производства господствует мода, поэтому долговечность вещей и интерьеров постепенно отступает на второй план. Но все же каждая техника, мебель, покрытие должны служить определенный срок, адекватный их цене. Опять же, недолговечная, а значит подверженная поломке вещь, может представлять опасность для ее пользователя.

Красота

И, наконец, последним правилом проектирования интерьера является красота, декоративность, гармоничность внешнего вида. Значение этого критерия, как правило, переоценивается, ведь первое, что человек замечает, входя в помещение – это именно внешний вид помещения, а не его удобство или безопасность. Это и породило повсеместное в современном мире легкое отношение к профессии дизайнера. Человек видит помещение или его изображение, это в первую очередь цвета и материалы, их гармоничное сочетание. И ему кажется, что создать такой интерьер проще простого, что любой обладающий хорошим вкусом человек на это способен. Внутреннее же наполнение интерьера, состоящее из его пользы и прочности, остается для него незамеченным.

Зачастую также людям свойственно делать свой выбор, руководствуясь в первую очередь внешним видом вещи, или даже только внешним видом. Как часто можно услышать, особенно из уст женщины – ой, какая прелесть, я это хочу. Но, наверное, каждому в жизни довелось купить красивую, но неудобную пару обуви и оценить, насколько в повседневной жизни польза и прочность превалируют над красотой.

Если речь идет о покупки промышленно произведенной вещи, то особенно беспокоиться не стоит. Любая вещь промышленного производства уже является более или менее прочной и полезной, это основа промышленного дизайна. Безусловно, степень функциональности и качества вещи сильно зависит от производителя.

Но при проектировании среды обитания человека, а особенно жилого пространства, ни в коем случае нельзя приносить пользу и прочность в жертву красоте. Это не значит, что в интерьере следует отказаться полностью от декора и проектировать только скучные утилитарные вещи практичных серых расцветок. Но декоративность не должна превалировать над функциональностью и конструктивной устойчивостью. Ни одна скульптура, даже самая красивая, не должна мешать свободному передвижению в помещении. Ни один светильник, как бы сильно он вам не нравился, не должен ослеплять. Ни один предмет в помещении не должен доставлять неудобство или представлять опасность.
Однако пренебрегать красотой тоже нельзя. Декор является важной составляющей дизайна, он оживляет скучные и утилитарные предметы, придает им индивидуальность. Декор – это то, что вызывает эмоции, а значит, оставляет наибольшее впечатление, лучше всего запоминается.

Таким образом, эти три древних правила, примененные в верной последовательности, помогут сделать любой интерьер радующим глаз и душу, приносящим расслабление уму и телу, независимо от того, в каком стиле вы хотите его оформить. Правила древнеримского архитектора помогут создать то, что сегодня так высоко цениться – уютный и красивый дом.

Источник

Источник