Польза проектной деятельности в доу
Проектная деятельность в ДОУ
Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.
А. Эйнштейн.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему профессор Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
- Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
- Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
- Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
- Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
- Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
– является одним из методов развивающего обучения;
– повышает качество образовательного процесса;
– служит развитию критического и творческого мышления;
– способствует повышению компетентности педагогов.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Внешний результат – продукт – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:
1. Подготовительный (целеполагание) – определение цели.
2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)
3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.
4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.
Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Воспитатель должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы.
На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа. На данном этапе необходимо:
- выбрать тему;
- определить цель исследования;
- поставить задачи исследования;
- выдвинуть гипотезу.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
- по тематике;
- по составу участников;
- по срокам реализации.
На практике чаще всего используются следующие типы тематических проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление коллажей, витражей и др.);
- творческие (оформление результата в виде открытого занятия, викторины, КВН)
Другими признаками классификации являются:
- состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, фронтальный.
- продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности – 1-3 месяца; долгосрочный – до 1 года.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, метод проектов должен способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Успехов в работе!
Памятка «Как работать над проектом»
Правила выбора темы проекта
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у дошкольника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают “пустословие”. Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Этапы работа над проектом
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2 | 4. Помогает в решении задачи. | 5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 | 7. Практическая помощь (по необходимости). | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 | 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Вторая младшая группа |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Средняя группа |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Вторая младшая группа |
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
– творческое начало, воображение, изобретательность;
– способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
– способность ставить проблемы и находить их решение;
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Очень интересным был последний проект «Опасность на дорогах».
Цель проекта: формирование у детей основ правил безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасности в ДОУ.
Задачи проекта: – уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасности на дрогах, формировать привычки их соблюдения;
– учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона 112, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
– воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
-развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными;
-привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
– формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Вид проекта: краткосрочный, творческий.
Время реализации проекта: апрель 2018 г.
Участники проекта: группа, родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
– Составление паспорта проекта.
– Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
– Подбор презентаций для просмотра.
– Изготовление дидактических игр.
– Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
– Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
– Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта