Польза прогулок на свежем воздухе для детей

Все Вы знаете, что гулять на свежем воздухе очень полезно для организма. Но не всем известно какое влияние оказывают прогулки на детское здоровье. Гулять с ребёнком необходимо с самого его рождения ведь в каждый период взросления пребывание на свежем воздухе чрезвычайно важно. Но, к сожалению, не все родители хотят понимать необходимость прогулок или же, из-за собственной лени, не готовы подолгу гулять с ребёнком. Давайте вместе разберёмся кто же прав и правда ли прогулки так важны.
Зачем вообще нужны прогулки? В их пользу можно выдвинуть достаточное количество аргументов, первый из которых – оздоровительное значение.

1. ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИИ

Прогулки помогают повысить общее состояние организма детей. Прежде всего, они дают возможность лёгким очиститься от различных возбудителей аллергии и домашней пыли и, помочь улучшить функции дыхательной системы. Также прогулка является главным и самым простым способом закаливания. Она помогает повысить устойчивость детского организма к различным воздействиям окружающей среды и к различным простудным заболеваниям. Специалистами доказано, что дети, которые проводят много времени на свежем воздухе, реже болеют и менее склонны к простудам.

Детям свойственно задавать много вопросов по мере их взросления. А уж на улице количество вопросов может зашкаливать.

2. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Пока дети находятся улице, они узнают много нового об окружающем их мире. Они наглядно узнают о видах транспорта, о правилах дорожного движения, о представителях флоры и фауны. Также ребёнок замечает особенности изменений погоды в разные времена года, времени суток. Все эти явления вызывают у детей неподдельный интерес, они стараются найти ответы на каждый свой вопрос, таким образом развивая наблюдательность, воображение, мышление.

Помимо моментов воспитания отношения к природе, прогулки помогают решить задачи, направленные на оздоровление организма.

3. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Во время прогулок дети часто играют в подвижные игры, чередуя их с более спокойными. Таким образом предавая разнообразие прогулке и делая её более увлекательной и интересной. Во время подвижных занятий тренируется выносливость, физическая форма, развивается координация движений. Играя в более спокойные игры, дети развивают мышление, фантазию, особенно при самостоятельной деятельности.

Гулять с детьми необходимо в абсолютно любую погоду. Они должны встречаться со всеми погодными условиями, чтобы в дальнейшей жизни, при первом порыве ветра, его не настигла простуда.

Продолжительность каждого выхода на свежий воздух стоит подбирать исходя из погодных условий и времени года. Например, зимой гулять с детьми младшего возраста рекомендуется в том случае, если температуре воздуха составляет не ниже 15 градусов, для детей старшего возраста оптимальной будет температура до 22 градусов. Если же идёт дождь или при таких показателях температуры дует сильный ветер, прогулку стоит сократить по времени, но не отменять совсем. Пусть карапуз проведёт вне дома хотя бы полчаса-час. А летом не стоит выходить на улицу в самую жару, лучше перенести на утро или вечер.

Многие родители считают, что зимой на прогулке ребёнок замёрзнет и обязательно заболеет, связывая все простудные заболевания именно с нахождением ребёнка в этот период на улице. Однако это не так. Главная опасность прогулок заключается в переохлаждении и перегреве ребёнка.

И то, и другое у детей возникает гораздо чаще, чем у взрослых и действительно может привести к заболеваниям, подвергая иммунитет постоянным испытаниям. Поэтому очень важно правильно одевать ребёнка для похода на улицу по погоде. Вы ведь не оденете на себя слишком много тёплой одежды, если на улице достаточно тепло и наоборот, не выйдете на улицу в тонкой куртке в мороз?

Одевая ребёнка на прогулку, Вам важно правильно выбрать количество одежды, одеваемой на Ваше чадо. Так, на прогулки летом следует одевать один слой одежды, в межсезонье – два, зимой – три. Например, для выхода на улицу в жаркую погоду достаточно будет лёгкой футболки ли майки, шортики, носочки и сандалики. Весной и осенью это можно одеть маечку, тёплую кофту с длинным рукавом, колготки, штанишки и ботиночки. И зимой можно добавить перед кофтой еще футболку. Но помните, что одежда должны быть удобной, не сковывающей движения ребёнка.

Как же понять холодно ли ребёнку или нет? Не жарко ли ему или вполне комфортно? О том, что ребёнок замерз, Вы узнаете по следующим признакам:

  • ЛЕДЯНЫЕ НОГИ

Если у Вашего дитя холодные ноги, это верный признак того, что он замёрз. Проверьте обувь, она не должна быть слишком тесной или маленькой по размеру. Это в первую очередь способствует переохлаждению. Покупая обувь, выбирайте ботиночки на пол сантиметра больше, чем размер ноги ребёнка по стельке.

  • ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА

Дети бурно реагируют на холод – кричат, стараются больше двигаться. Кожа может приобрести бледный оттенок. Это также верный знак того, что пора идти домой.

  • ХОЛОДНЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

Вы должны обращать особое внимание на шею, переносицу и руки выше кисти. Именно эти части тела скажут Вам о том, что ребёнок замёрз.

  • ЖАЛОБЫ
Читайте также:  Холестерин яйца польза и вред для

Дети, которые уже могут выражать свои мысли, никогда не будут молчать, если им холодно, и они замёрзли. Они просто не могут этого не заметить и обязательно скажут Вам об этом.

Также, как и переохлаждение, перегрев не несёт в себе ничего хорошего на для ребёнка, ни для его организма в целом. К признакам перегрева можно отнести следующие:

  • ЖАЖДА

Это самый первый и самый верный признак перегрева – сильная, постоянная жажда.

  • ТЁПЛОЕ ЛИЦО

Даже если на улице минусовая температура, а у Вашего ребёнка очень тёплое лицо, это может говорить о перегреве организма. Также при перегреве будут слишком тёплые, даже горячие, спина и шея.

И всё же ситуации, когда гулять на улице с ребёнком нельзя, встречаются, но значительно реже, чем те ситуации, когда прогулки необходимы. Итак, когда же специалисты не советуют гулять с детьми:

  • ОСТРЫЙ ПЕРИОД ЗАБОЛЕВАНИЯ

Когда ребёнок болеет и ему действительно плохо – высокая температура, слабость, боль.

  • РЕДКИЕ БОЛЕЗНИ

Имеем в виду те болезни, которые подразумевают постельный режим, например, дифтерия.

  • ЗАРАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ

Будет просто неправильно выходить на улицу с ребёнком, который, к примеру, болеет корью, и ставить под угрозу заражения других детей. Но если Вы живёте в собственном доме, с ограждённым участком и отсутствием соседей, то почему бы и не погулять.
В период выздоровления ребёнка ходить на прогулки даже нужно, так как свежий воздух будет способствовать победе над заболеванием в организме ребёнка. При респираторных заболеваниях, таких как бронхит, коклюш, особенно полезен свежий воздух, так как он способствует разжижению и отхождению слизи.

Некоторые педиатры даже советуют возить детей на море, не для того, чтобы они искупались, а просто подышали. Не обязательно бегать и прыгать во время такой прогулки, можно просто потеплее одеться и дышать. Подойдут даже воздушные ванны на балконе. Но стоит относиться с осторожностью родителям малышей, которые ещё не умеют откашливаться, если ребёнка и дома мучает кашель. Так как мокрота под действием свежего воздуха размягчится, а избавиться от неё дети не в силах, могут возникнуть осложнения из-за развития патогенной микрофлоры. Именно по этой причине детям раннего возраста не назначают препараты для разжижения мокроты.

Итак, теперь Вы знаете, что поводов для того, чтобы погулять с ребёнком гораздо больше, чем Вы думали. Прогулки на свежем воздухе повышают приспособляемость организма ребёнка к окружающей среду, укрепляют его иммунитет и защитные барьеры. Пока дети гуляют, они узнают много нового и познают наш мир не только по картинкам в книжках, а наяву. Они могут потрогать листик дерева, попробовать на вкус камень. Дети с большим интересом наблюдают за животными и птицами именно на улице. Во время прогулки они встречают различные виды транспорта и учатся их различать.

Наконец, возможность ощутить на себе погодные условия. Воспитание правильного отношения к природе тоже немаловажный аргумент в пользу нахождения ребёнка на улице. Во время прогулок, ребёнок закрепляет, учится и запоминает новые, более сложные движения, повышая физическую выносливость своего растущего организма. Ведь вне дома можно придумать столько подвижных игр, используя мяч, самокат или велосипед. Даже простая игра в песочнице с другими малышами могут помочь развивать социальные навыки, которые так пригодятся во взрослой жизни, фантазию и моторику рук.

Каждый ребёнок должен как можно чаще и дольше бывать на свежем воздухе. Ведь во время прогулки происходит столько всего интересного и неизведанного, чему Вы, родители, можете научить своё дитя. Совместные прогулки с детьми сближают родственные связи и вообще связи в семье. Выезжайте куда угодно, в парк, лес, на море, поляну, к реке, и наслаждайтесь прогулками рядом друг с другом. Ведь дети так быстро взрослеют.

Источник

Консультация для родителей

«Польза прогулки для детей дошкольного возраста»

Многие родители недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в особенности для детей.

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше.

Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

 Прогулка на свежем воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышения иммунитета, а значит и профилактикой простудных заболеваний у детей и взрослых. Кроме того, прогулка способствует повышению у ребенка аппетита. Улучшается обмен веществ, питательные вещества лучше усваиваются. Благодаря прогулкам на свежем воздухе происходит естественное очищение организма, лучше функционируют верхние дыхательные пути. Прогулка является самым простым и верным средством закаливания ребенка.

Читайте также:  Как оформить отказ от завещания в пользу другого

Гулять с ребенком необходимо в любое время года и в любую погоду, а длительность прогулки стоит регулировать в соответствии с погодными условиями.

Не менее полезны и зимние прогулки. Зимний морозный воздух лучше всего насыщен кислородом, поступая в организм, он стимулирует мозговую деятельность. Благодаря зимним прогулкам повышается физическая активность организма, улучшается сон. Особенно полезны прогулки при температуре ниже десяти градусов. Такой воздух особенно чист и вероятность подхватить инфекцию гораздо ниже. Наверное, вы замечали, что всплеск вирусных заболеваний чаще всего бывает, когда морозная погода сменяется оттепелью.

Благодаря прогулке совершенствуется физическое развитие ребенка. Каждая прогулка сопровождается двигательной активностью малыша. Во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила, выносливость, воля к победе.

Помните, правильно организованная и проведенная прогулка обеспечит вашему малышу здоровье и гармоничное развитие.

Итак, вы с малышом собираетесь на прогулку. Вроде бы простое дело – погулять на улице, пройтись по свежему воздуху. Но зачастую, мама берет малыша и отправляется с ним по своим делам – в магазин, на почту, по другим важным и, несомненно, неотложным делам. Прогулка превращается в «хозяйственный марафон». Не будем спорить – это тоже нужно. Но сегодня мы хотим поговорить о другой прогулке, о той, когда мама никуда не спешит, когда есть время спокойно прогуляться с малышом в парке и во дворе. Поговорим о том, как организовать прогулку так, чтобы она стала интересной, веселой, запоминающейся, чтобы принесла пользу не только здоровью, но и развитию ребенка. Основным видом деятельности дошкольника является игра, она и поможет решить выше перечисленные задачи.

Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.

Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения.

Особенную ценность имеют игры, в которые дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности, благотворно влияет на воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Варианты игр с детьми на прогулке:

Игра «Беги к тому, что назову»

Эта игра очень простая и доступная для малышей. Она учит ребенка ориентироваться в пространстве, ну и конечно дарит ему прекрасную возможность подвигаться.

Мама объявляет ребенку: «Давай мы с тобой будем машинками!» (или паровозиками). Изображая машинки, можно, стоя на месте, гудеть как мотор машины и «бибикать».

Затем мама объявляет: «А теперь машины поехали к горке!» все машинки едет к горке. «А теперь к домику!» и т.д. если ребёнок стоит и никуда не бежит, можно ему помочь – взять его за руку и побежать вместе с ним. Постепенно он втянется в игру самостоятельно.

Игра «Кто как ходит?

Взрослый называет малышу животных, птиц, предметы. Задача ребёнка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: «Зайка». Малыш должен прыгать вперёд, «Мишка» – идти, косолапя и вперевалочку, «Самолёт» – бежать с расставленными руками, «Солдат на параде» – идти, поднимая ноги. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.

Игра «Птичка»

Дети изображают птичек сидя на корточках. Взрослый поёт:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко!

Подожди не улетай.

Улетела птичка… Ай!

Как только прозвучат последние слова, ребёнок птичка улетает, помахивая крылышками-руками.

Вот несколько примеров зимних игр:

Игра «Зимние забавы»

Взрослый произносит слова:

Возьмём снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими мы бросались —

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

Ребенок повторяет стихотворение и выполняет движения согласно тексту.

Игра «Помощники Деда Мороза»

Для этой игры понадобится лопатка и пушистый снег. Расскажите ребёнку, что зимой Дед Мороз очень радуется, когда всё вокруг усыпано чистым снегом. Он заботливо укутывает кустики и деревья в снежные шубки, чтобы они не мёрзли на морозе. Предложите ребёнку с друзьями посыпать снегом все деревья оставшиеся зимой без «снежной шубки».

Читайте также:  Способы закаливания и его польза

Игра «Снежные шары»

Перед началом игры мама, папа и ребёнок скатывают из снега 2 – 3 больших шара. Они ставятся на площадке на расстоянии 30 – 50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6 – 10 снежков и кладут их на расстоянии 1 -2 м от снежных шаров. Мама говорит: «Будем мы бросать снежки в эти снежные шары. Раз, два, не зевай, в снежный шар попадай». Все начинают бросать снежки в снежные шары.

Игра «Кто быстрее?»

Перед игрой ребёнок вместе с родителями лепит небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5 – 6 м обозначается линия старта. Играющие встают за линию старта. Мама произносит: «Перед нами снеговик, пусть совсем он не велик. Но он любит пошутить, да детей повеселить. Побежим к нему быстрее, бежать вместе веселее». Все бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который первым прибежал к снеговику и дотронулся до него.

Игра «Санные горки»

Необходимо напротив друг друга на расстоянии 4 – 6 м обозначить две линии. За первую линию становятся родители и ребёнок  на небольшом расстоянии друг от друга, рядом с каждым из них санки. Мама говорит: «Ты за саночки берись и беги скорее, быстро саночки вези, будет веселее!» Играющие становятся за санками, берутся за их задний край и начинают толкать санки вперёд. Необходимо двигаться как можно быстрее, стараясь первым достигнуть противоположной линии. Победителем считается игрок, который первым пересёк финишную черту.

Игра «Движущаяся мишень»

На площадке на противоположных сторонах  на расстоянии 3 м друг от друга  обозначаются две линии. За одной из них становится ребёнок и родитель (папа). Они лепят из снега несколько снежков. За другую линию становится мама. Мама начинает двигаться вдоль линии. Ребёнок и папа в это время бросают в неё снежки. По окончанию метания, мама и папа меняются местами, готовятся новые снежки, игра возобновляется. В эту игру также можно играть с одним из родителей.

Игра «Кружева на снегу»

Родители и ребёнок заранее дома изготавливают из «цветной воды» разноцветные льдинки, замораживая их в морозильнике. На утоптанной снеговой площадке игроки «цветной водой» рисуют разнообразные кружева, украшая их, как мозаикой, разноцветными льдинками. После окончания игры родители и ребёнок определяют, у кого на кружеве получился более интересный и красивый узор.

Игра «Волшебные очки»

Предложите ребенку представить себе, что на нем надеты волшебные круглые очки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательно вокруг и найдет «все круглое» – это могут быть колеса от машины, солнце, рисунки на одежде и т. п. Потом очки превращаются в «квадратные», «треугольные» и т. д. Эта игра развивает и внимание, и мышление.

Игра «Выше – ниже»

Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все что «выше дерева», «ниже куста», «выше мамы», «ниже сапога» и т. д. Эта игра не только развивает внимание, но и учит выделять часть из общего.

Игра «Берег и река»

На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями «река», а по краям – «берег».  Все стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ», все выпрыгивают на «берег».

Игра «Берегись, заморожу»

Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», – говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

А так же на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика…

А также на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика и т.д. Это лишь список традиционных развлечений, которые могут превратить обычную зимнюю прогулку в увлекательный досуг.

Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться.

Можно организовать настоящие игры по зимнему многоборью. Включите в него стрельбу по мишеням, «метание» снежка на дальность и прыжки в высоту через возведённые снежные барьеры. По-настоящему азартной игрой может стать поиск «сокровищ», зарытых в снегу на очерченной территории.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей. Берегите своих детей, закаляйте, помните, что прогулки в любое время года полезны для здоровья детей и вас самих!

Совместные игры позволят вам стать настоящими друзьями, поверьте, это важно. Особенно дорога будет такая дружба в сложном подростковом возрасте, а ведь начинается она в раннем детстве.

Используемая литература:

1. М. Н. Жуков «Подвижные игры».

2. Э. Степаненкова «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений».

Источник