Польза раннего развития мелкой моторики

Польза раннего развития мелкой моторики thumbnail

“Руки учат голову, затем поумневшая
голова учит руки, а умелые пуки снова
способствуют развитию мозга”.

И.П.Павлов

Родителей и педагогов всегда
волновали вопросы: как обеспечить полноценное
развитие ребенка? как подготовить его к школе?
Один из “практических” ответов на оба эти
вопроса – развитие у детей мелкой моторики и
улучшение координации движений.

Что такое мелкая моторика?

Когда мы говорим “мелкая
моторика”, мы подразумеваем движения мелких
мышц кистей рук. При этом важно помнить о
координации “рука-глаз”
(зрительно-двигательной координации), поскольку
полноценное развитие мелких движений рук обычно
происходит под контролем зрения.

Почему важно развивать навыки мелкой
моторики?

Ученые доказали, что с анатомической
точки зрения, около трети всей площади
двигательной проекции коры головного мозга
занимает проекция кисти руки, расположенная
очень близко от речевой зоны. Именно величина
проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне
дают основание рассматривать кисть руки как
“орган речи”, такой же, как артикуляционный
аппарат. В связи с этим, было выдвинуто
предположение о существенном влиянии тонких
движений пальцев на формирование и развитие
речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить
ребенка говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и
развивать движения пальцев рук, или мелкую
моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как
внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация), воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь. Развитие навыков мелкой моторики
важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и
писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики – залог
нормального развития интеллекта ребенка.

Чем лучше ребенок работает пальчиками,
тем быстрее он развивается, лучше говорит и
думает. Так же, развитие тонкой моторики является
важным показателем готовности ребенка к
школьному обучению и играет важную роль в
овладении учебными навыками. Умение производить
точные движения кистью и пальцами рук просто
необходимо для овладения письмом. Поэтому при
подготовке ребенка с задержкой психического
развития к школе важнее не учить его писать, а
создавать условия для развития мелких мышц рук.

Руки — инструмент тонкий, и
“настраиваются” они в течение долгого времени.
Поэтому и игрушек для развития моторики
потребуется много.

Как показывает практика, пособия,
изготовленные своими руками, детям нравятся
больше и они с удовольствием выполняют
предложенные задания.

Я хочу представить
многофункциональный развивающий коврик.
Развивающий коврик изготовлен с применением
разнофактурных, разнообразных по расцветке
материалов.

Благодаря ярким цветам своих деталей
помогает тренировать зрение ребенка.
Разнообразный материал, который применяется при
изготовлении и декорировании коврика
стимулирует развитие осязания ребенка. А
различные предметы, застежки, которые закреплены
на коврике, способствуют общему психомоторному
росту дошкольника.

Развивающий коврик обладает
множеством интересных функций, от простых до
более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок
получит возможность самостоятельной и свободной
творческой игры. В каждой секции – игровые
элементы для развития тонкой моторики рук, для
изучения цветов, развития внимания и координации
движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы,
резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”,
ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик,
воспитывает игровые качества в сюжетной
композиции.

Несколько правил:

  • РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном
    месте с другими игрушками. Выдавайте их только на
    занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет.
  • Необходимо участие и ободряющее внимание
    взрослого к трудному для ребенка процессу
    попадания в цель.
  • Если ребенок не проявил интереса к развивающему
    коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого
    дошкольника индивидуальный темп развития.
    Предложить следует чуть попозже.

Для занятий коврик можно расстилать на
полу

Польза раннего развития мелкой моторики

Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на
четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой.
По ней дети водят пальчиками. В каждой части
коврика используются определенные
функциональные застежки (пуговицы, липучки,
кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для
изготовления пособия использована ткань
различных фактур.

Польза раннего развития мелкой моторики  img3.jpg (19122 bytes)

Играть может несколько детей, каждый
выбирает себе определенный вид деятельности.

Секции развивающего коврика

Польза раннего развития мелкой моторикиПольза раннего развития мелкой моторики

Из геометрических фигур дети
составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на
кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов
(закрепляем понятие большой – маленький).
Хорошая тренировка для пальчиков,
совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны
детали других геометрических форм
(прямоугольной, круглой, различные
многогранники). Используется ткань различной
фактуры. На звездочке пришита пуговица, на
которую так же можно пристегивать фигуры
геометрических форм самостоятельно и по заданию.

Польза раннего развития мелкой моторики  Польза раннего развития мелкой моторики

Девочкам очень нравится заплетать
косички, завязывать бантики (пространственное
ориентирование, усвоение понятий “право”,
“лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны
разноцветные резиночки. Можно смело придумывать
прически.

Польза раннего развития мелкой моторики  Польза раннего развития мелкой моторики

При шнуровании дети испытывают
трудности (сложно продеть в петельку). Для
непослушных пальчиков это не очень простая
работа! Можно предложить шнуровать в виде
лесенки, стежка или полоски. Это обязательно
привлечет ребенка и подтолкнет его повторить
действия. Если ребенок справился с заданием, то
его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный,
пристегивается на большую пуговицу. Можно
собирать в различной последовательности (от
большого к маленькому и наоборот).

Читайте также:  Польза свеклы вареной для сосудов

Нравятся детям играть с различные
зажимами, которые при надавливании можно
перемещать. В кармашках на молнии собраны
разноцветные шнурки, которые дети используют при
шнуровании.

Польза раннего развития мелкой моторики  Польза раннего развития мелкой моторики

На цветах нашиты липучки. В кармашке на
молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача
детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение
по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки
придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку
цветка можно выложить шнурком или тесемкой.

Источник

Татьяна Миронова
Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям,приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее – и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

• Заводить будильник, игрушки ключиком.

• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

• Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.

• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

• Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку – попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры – собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра – как раз то, что вам нужно.Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

Читайте также:  Какую пользу от испытательного срока могут получить

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно – развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

• Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

• Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

• Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

•Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

• Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

• Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

• Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

• Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

• Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

• На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

• Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

• Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

• Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу,как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

• Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок.Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

Читайте также:  Какая польза от бобровой струи и как принимать

Источник

Санкт-Петербургское  государственное казённое  учреждение здравоохранения “Специализированный психоневрологический дом ребенка № 7”

Автор: Тихомирова Наталья Юрьевна

Должность:  воспитатель  Санкт-Петербургского  государственного казённого  учреждения здравоохранения «Специализированный психоневрологический дом ребенка № 7».    

  Источники способностей и дарований детей —

                                               на кончиках их пальцев.

                                                                 От пальцев, образно говоря,

                                                 идут тончайшие ручейки,  которые  

                                                питают источник творческой мысли.

                                                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Что же такое мелкая моторика и почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка с раннего детства?

Это сложнейший механизм скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нужное действие.

Ученые  давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь. Зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение.

 К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Развитая пальцевая моторика формирует и готовит почву для дальнейшего последовательного развития активной речи малыша. Словесная речь маленького ребенка начинает формироваться тогда, когда движения пальчиков начинают достигать определенной ловкости и точности. Развитая мелкая моторика — это один из факторов, который способствует активному развитию речи. Разнообразные движения пальчиками и ладошками называют мелкой моторикой, а движения всем телом и рукой называют крупной моторикой, тонкой моторикой называют способность выполнять мелкими мышцами пальцев очень тонкие и координированные движения и манипуляции малой амплитуды.

 Развитию мелкой моторики способствуют:

‒ массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками;

‒ пальчиковые игры, в которых проводится массаж пальцев и ладошки;

‒ настольные игры с мелкими предметами, которые необходимо брать в руку и раскладывать в определенной последовательности;

 ‒ игры с сыпучими (песок, крупы), пересыпать из одной емкости в другую, спрятать в одной из емкостей мелкие предметы и наощупь их отыскивать;

 ‒ рисование карандашом, фломастером, палочкой на песке, песком, закрашивание контуров;

 ‒ лепка из пластилина, теста, глины;

 ‒ застегивание и расстегивание пуговиц, выкладывание из пуговиц различных узоров, шнуровка, нанизывание бусин и т. д.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более  плавными, четкими и скоординированными.

Литература:

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., «АСТ Астель»,2007

Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. М., 1991. — 98с.

Мещерякова С. Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте. — М. Детская психология для родителей, 2008. — 55с.

Источник