Польза развития мелкой моторики воспитателям

Польза развития мелкой моторики воспитателям thumbnail

Ни для кого не секрет, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать, застегивать, расстегивать и выполнять другие действия по самообслуживанию).

Почему важна мелкая моторика?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка, а так же тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Как развивается мелкая моторика?

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть… Следует помнить, что мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. При высоком уровне развития моторики ребёнок успешно справляется с выполнением незначительных манипуляций в повседневной жизни и быту (одевание, застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытьё рук с мылом и другое), что помогает чувствовать себя более уверенным. Если своевременно не позаботиться об этом, у детей может сложиться отставание в развитие. Придётся прибегнуть к помощи специалиста. Если это выявиться в более позднем времени, ребёнок может понять, что отличается от других. Это вряд ли положительно повлияет на его самооценку. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы ребёнок не отставал в развитии от сверстников.

Как надо заниматься развитием мелкой моторики?

Чтобы помочь своему ребёнку совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры (игры-потешки), игры-манипуляции с предметами (в том числе с мелкими предметами), творческие игры (лепка, рисование, аппликации, раскрашивание, вырезание), графические игры (штриховка, узоры), Монтессори-игры.

Занятия по развитию моторики должны проводиться в виде весёлых и занимательных игр. Также следует применять упражнения с учётом возраста ребенка. И естественно все игрыдолжны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимаясь с ребенком каждый день, вы скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными

Какие игры и упражнения развивают мелкую моторику?

1. Массаж ладошек

Массаж начинают делать с самого раннего возраста. Самое простое – лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка – центр развития речи. Кроме того следует массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз согнуть и разогнуть. Делать такой массаж надо по 2-3 минуты ежедневно. Он помогает воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики.

2. Пальчиковые игры и “бабушкины игры-потешки”

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все пальчиковые игры и “бабушкины потешки” – не что иное, как массаж в игре. Они не только помогают сделать ручки ловкими, но также настроить правильную работу внутренних органов, улучшить эмоциональный фон (ведь обычно все дети играют в них с удовольствием).

«Ладушки-ладушки»

– “Ладушки, ладушки” (выпрямите пальчики малыша на своей ладони).

– “Где были? У бабушки!” (соедините его ручки ладошка к ладошке).

– “Что ели? Кашку!” (хлопните в ладоши).

– “Что пили? Бражку!” (хлопните в ладоши).

– “Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька” (хлопайте в ладоши).

– “Попили, поели , шууууу полетели!” (помашите ладошками как крылышками)

– “На головку сели!” (положите раскрытые ладошки малыша ему на голову – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности).

Это наверно одна из самых известных игр-потешек, которая научит ребенка разжимать пальчики и раскрывать ладошки (а если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать).

3. Разрывание бумаги

Читайте также:  Косточки арбуза польза и вред

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Можно дать малышу старые газеты или листы мягкой цветной бумаги. Дети сначала начнут ощупает новы материал, вертеть в руках и ну а потом уже и рвать. Обычно деткам нравится рвать. Мой сын с удовольствием перервал огромное количество газет.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала. Начинать лучше все же с картонных книг, тогда риск распрощаться с книгой минимизируется.

Ниже – игры на манипулирование с предметами

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, и это очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с интересом перебирать их пальчиками. Для этих целей хорошо подойдут слингобусы

А еще можно предложить ребёнку специальные игру – бусы для нанизывания. Они могут быть деревянные, пластмассовые или из любого другого материала, на ваш выбор.

6. Вкладыши

Это могут быть и рамки-вкладыши, которые помимо развития моторики формируют у ребенка понятие о форме предметов, и стаканчики-вкладыши, которые формируют у ребёнка понятие о размере предметов, а еще из них можно строить башни, домики, вкладывать их друг в друга, вынимать. Игр можно придумать много, главное включить фантазию.

7. Крупы, песок и т.п.

Их можно перебирать, пересыпать, перекладывать рукой, ложкой… в общем все опять же зависит от вашей фантазии. Игры с крупой хорошо развивают мелкую моторику и тактильные ощущения.

– В миску можно насыпать любую крупу и дать её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики.

– В миску можно насыпать разные крупы и дать ребенку по очереди опускать руку в каждую из мисок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками.

– Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопать какой-нибудь маленький предмет в крупу и и предложить ему найти этот предмет.

– С возрастом ребенка можно попросить отделить к примеру горошины от риса…

– Или накормить любимую игрушку бобами…

– Или сделать дорожку из фасоли…

– Или научить рисовать на песке….

Для этого вам понадобится поднос и песок (песок можно заменить манной крупой). Насыпьте песок на поднос, возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Помпоны

Одна из наших любимых игр – это игра с помпонами. Я даю ребенку лоток для яиц и он с удовольствие раскладывает туда помпоны. Задачу можно усложнить, выдав ребенку по несколько помпонов одного цвета и попросить его сложить все помпончики одного цвета в одну ячейку. Также можно попросить ребенка переложить помпоны из ведерка в лоток с помощью ложки или пинцета.

Можно научить ребенка нанизывать помпоны на леску и делать свои собственные игрушки. Либо делать из помпонов аппликации

А еще, если мама постарается, ими можно украсить детскую комнату….

11. Крышки, ключи, замки, выключатели….

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков.

Пусть дети учатся включать-выключать с помощью выключателей…

Вставлять ключи в замки…

Открывать-закрывать задвижки…

Надевать цепочки…

У каждого в доме найдется ненужные вещи, которые пылятся где-нибудь на балконе – их и выкинуть вроде жалко, и в дело уже не пустишь… Сделайте ребенку busy-board – малышу будет интересно и полезно!

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

При желании можно купить шнуровки – они продаются в любом магазине игрушек.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Лепить можно из пластилина, глины, теста. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

14. Рисование и раскрашивание

Учитесь рисовать цветными карандашами и красками от простого к сложному.

15. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

16. “Домашние” игры

Сюда входит все, что ребенок может делать дома: дайте ему веник – пусть подметает, швабру – пусть моет пол, губку – пусть помогает вам мыть посуду (желательно не бьющуюся). Чем больше ребенок помогает вам по хозяйству, тем быстрее он сам научится все делать, и самое главное – он будет чувствовать себя “большим” и “незаменимым” помощником!

Это конечно же не все игры на развитие моторики, их перечень может быть доведен до бесконечности, все зависит от ваших фантазий и желания.

Удачи!

Источник

Консультация для воспитателей

Зачем нужно развивать

мелкую моторику

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка играет сформированная мелкая моторика.

Не раз, встречаясь с выражением «мелкая моторика», подсознательно назревает вопрос, а что это такое на самом деле, и действительно это так важно, как об этом говорят.

Читайте также:  Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий

Мелкая моторика – это возможность человека выполнять множество мелких и точных движений кистями и пальцами рук при скоординированных действиях нервной и мышечной системы.

В большинстве случаев к мелкой моторике относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых до таких сложных, как письмо. Именно от уровня развития мелкой моторики зависит и почерк ребёнка.

В данный момент среди педагогов популярно изречение В.А. Сухомлинского: «Гениальность ребёнка на кончиках его пальцев». А почему именно кончики пальцев так важны и почему именно они определяют гениальность?

Хорошее развитие пальцев рук – это одновременно и хорошее развитие координатора действий «рука-глаз». Все процессы действий и движений пальцами рук происходит под управлением зрительного центра. А развивая мелкую моторику, через зрительный центр мы одновременно стимулируем и развитие зон, отвечающих за речь ребёнка. При развитии мелкой моторики мы прямо развиваем умение действовать, одеваться, писать. А вот непрямое влияние мелкой моторики на ребёнка намного важнее: развивается память, речь, логическое мышление, умение анализировать, развивается фантазия, творческие способности.

Развитие мелкой моторики у ребёнка начинается с первых хватательных движений, которые делает малыш в жизни, но этого мало для того, чтобы умело держать ручку в руках. Дети разного возраста должны играть с разными по размеру игрушками для развития мелкой моторики. Чем дети становятся старше, тем мельче должны быть игрушки. Пазлы, мозаика, лего – великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики и соответственно письма. При этом дети дошкольного возраста должны много рисовать. Для начала можно использовать раскраски, если ребёнок их любит, но со с временем нужно стимулировать ребёнка рисовать на разных по фактуре листах чистой бумаги.

Всё это поможет развить мелкую моторику рук, но все занятия должны быть представлены детям как игра, иначе они будут быстро уставать и отказываться выполнять упражнения.

На самом деле дети очень любопытны и заинтересовать ребёнка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду играет с мозаикой, в пятницу лепит крупу на пластилин. Всё просто и легко, главное, чтобы ребёнку было интересно.

А чтобы облегчить подбор игр, можете воспользоваться некоторыми нашими советами.

«Пальчиковые игры»

Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

НА ЗАМЕТКУ: в коре головного мозга существует отдельная область, отвечающая за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, чтобы работали все пальцы рук.

«Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками»

Это самый доступный материал для игр с ребёнком в домашних условиях.

Бабушкины бусы, крупа на кухне, камешки с моря или щебень с дороги – всё это легко отыскать без лишних финансовых вложений.

Можно предложить ребёнку рассортировать разные бусины, катать их между пальчиками, угадывать с закрытыми глазами предметы. Можно нанизывать на нить бусины. Всё это простые доступные игры, которые помогут улучшить моторику рук.

НА ЗАМЕТКУ: все игры с мелкими предметами должны происходить под бдительным присмотром взрослого.

«Песочная терапия»

Игры с песком, особенно летом, это бескрайний простор для развития мелкой моторики и фантазии. Строим башни, зоопарк, замок для принцессы.

НА ЗАМЕТКУ: при этом песок доступен не только летом. Возьмите коробку, выкрасите дно синим цветом, промойте и просушите песок. Поместите в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, и целый мир для ребёнка и его развития создан. Пусть моделирует горы, колодцы, равнины и гаражи – всё это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.

Рисование, аппликация, оригами, солёное тесто и пластилин»

Чем больше ребёнок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия – дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентировки в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства.

Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления.

Солёное тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.

НА ЗАМЕТКУ: не ограничивайте фантазию ребёнка, старайтесь, чтобы ребёнок делал композиции, не ограничивайте его отображением единичных предметов.

«Шнуровки»

Сейчас в магазинах можно увидеть огромное количество разных шнуровок. Встречаются деревянные, поролоновые, картонные. Все они правнуки первых шнуровок, разработанных М. Монтессори. Шнуровка прекрасно стимулирует развитие мелкой моторики, побуждая ребёнка создавать из шнуровки изображение, развивает фантазию, тактильные ощущения, логическое мышление.

«Прищепки»

Очень интересно использовать в работе с детьми бельевые прищепки, особенно декоративные (птички, ягодки, кукуруза и др.).

  • Прикрепить прищепки к жёлтому картонному кругу. Получится солнышко.

  • Прикрепить прищепки к серому полукругу. Получится колючий ёжик.

  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.

  • Прикрепить с помощью прищепок на верёвку кукольную одежду после её стирки.

  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками) и т.д.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Читайте также:  Травяной чай ромашка польза и вред

Источник

“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые пуки снова способствуют развитию мозга”.

И.П.Павлов

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из “практических” ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Что такое мелкая моторика?

Когда мы говорим “мелкая моторика”, мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации “рука-глаз” (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Почему важно развивать навыки мелкой моторики?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики – залог нормального развития интеллекта ребенка.

Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Так же, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка с задержкой психического развития к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Руки – инструмент тонкий, и “настраиваются” они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Я хочу представить многофункциональный развивающий коврик. Развивающий коврик изготовлен с применением разнофактурных, разнообразных по расцветке материалов.

Благодаря ярким цветам своих деталей помогает тренировать зрение ребенка. Разнообразный материал, который применяется при изготовлении и декорировании коврика стимулирует развитие осязания ребенка. А различные предметы, застежки, которые закреплены на коврике, способствуют общему психомоторному росту дошкольника.

Развивающий коврик обладает множеством интересных функций, от простых до более сложных. Благодаря таким коврикам ребенок получит возможность самостоятельной и свободной творческой игры. В каждой секции – игровые элементы для развития тонкой моторики рук, для изучения цветов, развития внимания и координации движения (мягкие, тканевые игрушки, пуговицы, резинки, ткани разных фактур и цветов, “молнии”, ленты, шнуры, детали на липучках). Игровой коврик, воспитывает игровые качества в сюжетной композиции.

Несколько правил:

  • РАЗВИВАЮЩИЕ КОВРИКИ не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия. Так интерес у ребенка не иссякнет.
  • Необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в цель.
  • Если ребенок не проявил интереса к развивающему коврику – значит ему еще рано, ведь у каждого дошкольника индивидуальный темп развития. Предложить следует чуть попозже.

Для занятий коврик можно расстилать на полу

Польза развития мелкой моторики воспитателям

Диаметр коврика 1,5 метра. Разделен на четыре секции, простроченной зигзагом тесьмой. По ней дети водят пальчиками. В каждой части коврика используются определенные функциональные застежки (пуговицы, липучки, кнопки, замочки, пряжки, бантики). Для изготовления пособия использована ткань различных фактур.

Польза развития мелкой моторики воспитателямimg3.jpg (19122 bytes)

Играть может несколько детей, каждый выбирает себе определенный вид деятельности.

Секции развивающего коврика

Польза развития мелкой моторики воспитателямПольза развития мелкой моторики воспитателям

Из геометрических фигур дети составляют клоуна. Нос на липучке. Шапочка – на кнопках. Пуговицы разных размеров и цветов (закрепляем понятие большой – маленький). Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость. В кармашке спрятаны детали других геометрических форм (прямоугольной, круглой, различные многогранники). Используется ткань различной фактуры. На звездочке пришита пуговица, на которую так же можно пристегивать фигуры геометрических форм самостоятельно и по заданию.

Польза развития мелкой моторики воспитателямПольза развития мелкой моторики воспитателям

Девочкам очень нравится заплетать косички, завязывать бантики (пространственное ориентирование, усвоение понятий “право”, “лево”). На поясе шнурок, на котором привязаны разноцветные резиночки. Можно смело придумывать прически.

Польза развития мелкой моторики воспитателямПольза развития мелкой моторики воспитателям

При шнуровании дети испытывают трудности (сложно продеть в петельку). Для непослушных пальчиков это не очень простая работа! Можно предложить шнуровать в виде лесенки, стежка или полоски. Это обязательно привлечет ребенка и подтолкнет его повторить действия. Если ребенок справился с заданием, то его ждет приз – цветочек. Цветок многослойный, пристегивается на большую пуговицу. Можно собирать в различной последовательности (от большого к маленькому и наоборот).

Нравятся детям играть с различные зажимами, которые при надавливании можно перемещать. В кармашках на молнии собраны разноцветные шнурки, которые дети используют при шнуровании.

Польза развития мелкой моторики воспитателямПольза развития мелкой моторики воспитателям

На цветах нашиты липучки. В кармашке на молнии хранятся разноцветные клубочки. Задача детей подобрать клубочек цветочку(соотнесение по цвету). Очень увлекательное занятие, ребятишки придумывают свои “сказочные” цветы. Серединку цветка можно выложить шнурком или тесемкой.

Источник