Польза сказок для младших школьников

Сказки для детей – это не только приятное времяпрепровождение со своим малышом за чтением книжки, но и развитие у крохи фантазии, а также понятия добра и зла. Сказок великое множество. Они могут быть народные. Притом у каждого народа одна и та же сказка может быть рассказана на свой лад. Животные или персонажи заменены на аналогичных, которые свойственны для этого региона. Однако смысл и мораль у них та же. Все те же понятия хорошего и плохого.

Кроме того, сказки могут быть написаны каким-то определенным автором. Многие авторы-сказочники выпускают огромные тома со своими сказками. И все они хоть и разные, но имеют примерно один и тот же стиль письма. Вспомните Пушкина. Его сказки трудно спутать с чьими-либо еще.

Полезно читать малышу не только русские сказки (народные или принадлежащие конкретному автору), но и произведения других стран. Так кроха сможет изучать традиции другого народа. Узнает много нового. Для сказок нет возраста. Конечно, можно разграничить по возрастам «до 3 лет», «от 3 до 7» и т.д. Ведь некоторые сказки слишком сложны для понимания совсем маленькими детьми. Это в 2 года малышу будет послушать про курочку Рябу, а вот дослушать до конца сказку Снежную королеву или Русалочку у него не хватит усидчивости. Да и не поймет он их еще. Таким малышам лучше читать коротенькие и рифмованные произведения.

Кроме того, книги сейчас отлично проиллюстрированы. Яркие картинки помогают малышу нарисовать в своей голове происходящее действие во всех красках. А это помогает развивать фантазию. Да и сейчас практически не осталось сказок, на которые не был создан мультик. Безусловно, чтение лучше. Но иногда просмотр сказки в мультике помогает малышу лучше понять, что же на самом деле произошло с главными героями.

Чему учат сказки

О том, что они развивают фантазию, мы уже говорили. Но неужели эта вся польза от них? На самом деле, это далеко не так. Кроме фантазии, у детишек развивается чувство сострадания. Им жаль пострадавшую зверушку, потерявшегося мальчика или девочку. Все это помогает развивать в ребенке человечность. К тому же ребенок начинает различать, где же зло, а где добро. Что делать нельзя или плохо, а что можно. Он извлекает урок, что если не послушать родителей или старших братьев или сестер, то может произойти беда. Практически в любой сказке, где ребенок терялся или попадал в лапы к тому же медведю, есть слова родителей или бабушек с дедушками, которые запрещают уходить далеко или вовсе ходить в лес.

Отлично учат сказки для детей верности своим друзьям. А также вере им, что они придут, помогут, выручат. И таким образом, малыши дорожат дружбой. Потому что верят, что однажды выручив товарища, он не бросит тебя в беде. Следовательно, кроме верности ребенок учится доверять близким и, наоборот, держаться подальше от посторонних людей.

Выбирая правильные сказки, вы можете научить своего кроху уважать старших, не обижать тех, кто слабее (а не только девочек), защищать тех, кто в этом нуждается. Чужой труд становится более ценным. К нему также стоит относиться уважительно. И неважно, кто это делал. У малыша появляется целеустремленность. Он на примере главных героев сказок видит, что если стараться, стремиться к цели, прилагать усилия, а не лежать на печи, то результаты положительные обязательно будут.

Однако тот же Емеля может внести некую дезинформацию. Помните, как за него все делала щука, а он даже с печки не вставал. Вот, что значит, что сказки выбирать нужно правильно. Именно ими можно корректировать восприятие мира ребенком. Только от вас, родителей, зависит, какой ребенок будет. Если вы будете выбирать сказки про ленивых людей, которым все с неба сваливается, то не удивляйтесь, что ваш кроха не хочет ничего делать, но постоянно ждет результата.

Отдавайте предпочтение тем сказкам, у которых есть мораль. Чтобы ребенок мог извлечь урок. Если малыш еще совсем маленький, то сами разъясняйте ему в конце каждой прочитанной сказки, о чем шла речь, что хотел сказать автор.

Когда читать сказки

Если вы хотите узнать об идеальном времени, то сказка уместна в любое время дня. Утром, днем, перед сном – все это идеальный выбор. Перед сном выбирайте спокойные сказки, не слишком длинные. Иначе ребенку будет тяжело засыпать, ведь он будет стараться дослушать до конца или на следующий день не вспомнит, на чем закончилось произведение. Днем можно читать перед тихим часом. Можно вместо игр, когда хотите успокоить кроху.

Если же вы о возрасте, то нет никаких ограничений. Вы можете начинать хоть с самого рождения. Таким малышам главное слышать голос родителей, спокойный и ласковый. Это существенно ускоряет развитие речи.

Чем старше ребеночек, тем больше ассортимент произведений. Постепенно расширяйте свою библиотеку. Даже школьникам нравится, когда им читают сказки. Взрослым также будет полезно. Это не только позволит вернуться в детство, но и отдохнуть от тяжелого дня.

Читайте ежедневно. Сделайте это ритуалом. И вы увидите, как ребенок сам с радостью бежит к вам с книжкой. Когда малыш научился читать, можно просить его читать вам. Со временем у ребенка появится любовь к книгам. А в нынешнее время современных технологий это огромная редкость.

Источник

Психологи доказали, что…

…лучшее средство работы с внутренним миром ребенка и мощный инструмент развития самосознания — это сказка*. Зная особенности детского восприятия, можно обучать и воспитывать малыша весело и интересно без скучных нравоучений.

* Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика. — 1999. — № 10.

Среди родителей существует мнение, что ребенок быстро вырастает из сказок. Так нужно ли им придавать сколь-нибудь серьезное значение? Давайте разберемся.

Изображение Thế Anh Trần с сайта Pixabay

Польза русских народных сказок

В пользу чтения и рассказывания русских народных сказок можно привести немало доводов. Мы нарочно не даем примеров, все названия сказок у вас на слуху, а возрастную градацию (когда и что читать) опубликуем в самом конце статьи.

Что же касается значения сказки, не будет лишним напомнить главное. Об этом как раз мало говорят.

Сказка:

✔ приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;

Читайте также:  Корни лопуха польза способы употребления

✔ развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;

✔ раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.

Назовем еще три плюса, уже с точки зрения современной детской психологии и психотерапии:

  • Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
  • Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
  • Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Как выбрать сказку?

Выбирая сказку, учитывайте возраст ребенка. Нравятся ли ему животные и сказочные сюжеты или он любит что-то другое? Чтобы не ошибиться со сложностью, следуйте простым правилам:

  • Для самых маленьких подойдут короткие сказки, где мало слов, а сюжет последовательный. Таковы сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». В них прослеживается момент накопления (героев или действий) в развитии сюжета, часты повторения одних и тех же слов или действий. Мораль в повествовании отсутствует. Здесь есть физиологическое обоснование: малыш сейчас находится на стадии активного впитывания зрительных и слуховых образов, но имеет краткосрочную память, требующую постоянного напоминания. Вывод его сейчас не интересует, а вот начало, насыщение и конец очень важны. Причем самый маленький не позволит вам читать сказку полностью, придется ее комкать. А ближе к двум годам по картинкам будет сам выстраивать последовательности.
  • Дети с 2,5 лет начинают не просто воспринимать, а уже анализировать окружающий мир — им будут интересны те же сказки, но уже с выводами и загадками. Советуем выбирать книги, где можно подольше пообщаться с героями, поиграть в сюжет (книжки-игрушки, головоломки, раскраски). Первые сказки, где возможно отследить отношения предметного мира и мира природных явлений — «Три медведя», «Соломенный бычок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», «Снегурочка».
  • Дошкольникам от 4 лет, обучающимся чтению, будут интересны сказки с богатым развитием волшебного сюжета «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Иван Царевич и Серый Волк», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка». Также можно включить народные и авторские сказки, пересказы, которые имеют параллель со сказками других языков (не говорим народов, поскольку корни могут быть одни и те же): «Рукодельница и Ленивица», «Финист — Ясный сокол», («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек») и др. Не стоит забывать и о сказках, герои которых — животные: в 5 лет ребенок поймет и вывод, и характеры, и усложнение сюжетных линий: «Волк и Лиса», «Лиса и Котофей Иваныч», «Коза и Волк». По-новому откроются и сказки, которые мы перечислили для маленьких.
  • Начиная с 6-7 лет знакомьте ребенка со сказками народов мира. Пускай он сам и не сможет найти сходство и различия с русскими сказками, но, если вы подскажете, ребенок сделает потрясающее открытие! Многие сказки народов имеют единые корни.

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

Если ваш ребенок уже сам читает, обязательно хвалите его, даже если он делает только первые шаги. Говорите: «Ты сегодня очень старался. Молодец!» Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так они обретут уверенность в себе и собственных силах. Кстати, если малыш не читает, а только слушает, не забудьте хвалить и его. «Ты слушал внимательно», «Ты понял сказку», «Ты угадал», «Ты помог», «Ты показал, где… (кто, что делал)» и т.д. Слушать сказку — это учение. Не случайны концовки сказок: «А кто слушал — молодец!»

Правильно подобранная сказка способна всерьез заинтересовать ребенка не только чтением, но даже рисованием: со временем он захочет усложнить задачу и создать собственные сказку или рисунок. Поддержите его в этом.

Запомните: сказки — это клад!

Источник

Значение сказок в нравственном воспитании младших школьников

Исследователь Л.С. Выготский сравнил нервную систему человека «…с воронкой, обращенной широким отверстием к миру и узким отверстием к действиям. Мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная часть их осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта неосуществившаяся часть жизни должна быть изжита. Искусство, видимо, и является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения»1.

Литература, в том числе и сказка, во многом содействует переживанию эмоций, удовлетворению душевных потребностей человека.

Психологические истоки детской привязанности к сказкам, которые удовлетворяют определенным потребностям детского возраста, потенциал переживания эмоций интересно описал знаменитый американский психолог и психиатр Бруно Беттельхаймом. Он утверждал, что детям нужны сказки. Именно такое название носит его монография. Детям сказки необходимы потому, что они – незаменимая пища для развития личности.

Читайте также:  Польза красного вина за ужином

Сказки порождают в ребенке интенсивное внимание к околдовывающим описаниям чудес, необыкновенных событий, оказывают мощное эмоциональное влияние. Ребенок задает себе: кто я? Откуда появился? Как возник мир? Как возникли люди и животные? В чем заключается смысл жизни? Эти жизненно значимые вопросы осознаются ребенком не абстрактно. Он думает о своем убежище и защите. Есть ли вокруг него какие-либо еще добрые силы, кроме родительской? А сами родители выступают ли доброй силой? Что случается с ним самим? Сказки дают ответы на перечисленные актуальные вопросы.

Многочисленные педагоги и психологи замечают, с какой настойчивостью дети требуют повтора сказки с теми же подробностями и деталями, без видоизменения каких-либо мелочей, даже интонации при повествовании. Ребенок в отношении сказки достаточно долго остается консервативным. Он хочет, чтобы сказка повествовалась теми же словами, что и в первый раз, эти слова ему приятно узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, ощущать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. Исследователь Б. Беттельхайм считает, что такое стандартное поведение дает ребенку твердую уверенность, что и на этот раз все закончится хорошо2.

Детское антропоморфическое сознание наделяет животных, игрушки, разные предметы обусловленными характерами человека, которые основываются на их «поведении» или «внешности» и проводят аналогию с поведением и внешностью настоящих людей. Так и в сказке человек может обернуться животным или камнем и наоборот. И тем вернее малышу кажется сказка.

Ребенку нужно, чтобы его страхи персонализировались. Драконы, ведьмы, чудовища из сказок воплощают те проблемы, трудности, какие необходимо преодолеть. Разрешение конфликтов в сказке способствует одолению страха, поскольку образность сказок дает ребенку подсказку о возможности победы над своей боязливостью. Воспитание, в основе которого лежит идея держать ребенка дальше от страшного, злого, приводит к притеснению психики, но не к одолению страхов и опасностей.

Сказки, вне зависимости от пола и возраста их героев, обладают большим психологическим значением для детей различного возраста, девочек и мальчиков, потому как облегчают смену идентификаций в зависимости от проблем, которые волнуют ребенка.

Ребенок с легкостью входит в непривычную ему сказочную обстановку, моментально оборачиваясь Королевичем, и вместе с тем так же свободно переходит на будничную повседневность. Ребенок на интуитивном уровне ощущает, что сказки несбыточны, но, наряду с этим, он допускает, что это могло случиться и в реальном мире. Так обнаруживается двойственность литературных волнений ребенка: чувство сказочного в действительном, обыденном и истинного в сказочном, чарующем.

Кроме ожидания необыкновенного, волшебного, чудесного, детскому возрасту свойственна еще одна нужда. Ребенок хочет копировать окружающих его сильных, смелых, ловких, умных взрослых, однако у него не всегда это выходит. В сказке же возможно все.

Но сказочный мир снабжает не только осуществление неудовлетворенных желаний. Разрешающую роль здесь играет мотив достижения равноправия или, если говорить научным языком, мотива компенсации.

У детей из-за их общественно зависимого положения зачастую бывают различного рода огорчения, их намерения, устремления, поступки терпят провал что обыкновенно компенсируется ребенком в мечтаниях, в его воображении.

Сказка же воссоздает прекрасное начало для такой компенсационной потребности, непременно все приводя к счастливому концу. Сказки наполнены героями и ситуациями, которые способны дать толчок процессам отождествления и идентификации, при помощи каких ребенок косвенным путем может реализовать свои мечты, возмещать свои полагаемые или истинные недостатки. Суть в том, что детское видение мира, образ детского мышления и психологическая специфика сказок характеризуются близким родством в своем тяготении к крайностям, противоположностям. Сказочные образы не амбивалентны, поскольку такое присуще человеческим характерам в подлинной жизни. Там один брат глуп, второй умен, одна сестра трудолюбива и прилежна, вторая ленива и т. п. В сказках борются только чрезмерно сильные и весьма слабые, немыслимо храбрые и нестерпимо трусливые герои, исполины и лилипуты. В восприятии и оценках литературных произведений детьми также доминируют полярности, «белые» и «черные» тона. Поэтому детям необходимы сказки, ведь в наилучших своих образцах они, по мнению В. А. Жуковского, морально чисты и не оставляют после себя дурного, безнравственного впечатления. При помощи силы сказок у детей формируется способность к сопереживанию, состраданию и сорадованию, без каких человек не является человеком. Ибо главная цель всех сказочников заключается в «воспитании в ребенке человечности – эту чудную способность человека тревожиться за чужие несчастья, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как собственную3.

Лучшие сказки по своей сущности социальны.

Для педагогов же особенно значимой является проблема эстетического воспитания ребенка на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отображение мира призывает читателя к особенным качествам восприятия: творческому воображению, развитой приметливости; чувству образного слова, авторской позиции и гармоничной цельности произведения; пониманию духовных психологических мотивов поведения литературного героя. Такие качества в совокупности своей составляют особенный тип восприятия – эстетический. Это восприятие формируется в результате обширного знакомства с художественной литературой, усвоения нужными знаниями, скапливания опыта переживаний и жизненных впечатлений. Потому настолько значимы серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения детей к литературе.

Значительное внимание этой работе уделял педагог В.А. Сухомлинский. Он отмечал, что «сказка является активным эстетическим творчеством, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка, его ум, воображение, чувства, волю. Оно возникает уже в рассказывании, высшим его этапом служит инсценирование»4.

Творчество, в нашем случае «сказочное», опирается на игру. Наибольшее обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает наиболее совершенные основы в литературном воспитании, облегчает ребенку переход из детского сада в школу, создает фундаментальную основу для последующего его обучения и развития.

Ознакомление детей со сказкой возникает с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание дальнейшей работы определяются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог выбирает какой-либо один метод либо прибегает к совмещению различных методов в зависимости от задач, ставящихся перед ним.

Сказка – один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их любят слушать дети, к ним прислушиваются и взрослые. Сказочные образы витают над нами от исторических времён до современности, века новых открытий и технологий. Сказку можно назвать самым древним и самым мудрым произведением устного народного творчества. Она прививает детям доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. В народных произведениях кроется огромный смысл, в них заложена вся мудрость и воля народа, его душа.

Читайте также:  Польза имбиря для женского здоровья

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем школьном возрасте?

Во-первых, в младшем школьном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, объединения себя с персонажем. Посредством ненавязчивых  образцов сказка предлагает ребенку выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веру в себя.

Ребенок всегда отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания младшим школьникам раскрывали в своих работах О.И. Соловьева, В.М. Федяевская, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и др. Ими разработано несколько критериев:

– идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

– высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

– доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

– сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

– конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Они отмечали, что ставить перед детьми слишком много вопросов нецелесообразно, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у детей интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Они призваны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние ученика во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Сказка является целостным направлением в художественной литературе. На протяжении долгих годов своего развития и становления жанр сказки стал универсальным, завладевающим всеми явлениями окружающей жизни и природы, достижениями науки и техники.

Аналогично тому, как народная сказка, беспрестанно изменяясь, вбирала в себя черты новой действительности, сказка литературная всегда была и остается неразрывно связанной с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Фундаментом для выращивания литературной сказки стала сказка народная.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

  2. Беттельхайм В. Детская сказка. / Пер. Максимовой. – М., 2000.

  3. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1968.

  4. Высочина Е.И. Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений.- М.: Просвещение, 2009.

  5. Журнал «Крестьянка», № 6/08 г.

  6. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком литературного произведения [Текст]: тезисы докладов./А.В. Запорожец — М., 1948.

  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Воспитание школьника: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416.

  8. Короткова Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 2008.

  9. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.

  10. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей – 2006. – № 1.

  11. Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч. – М ., 1979. – Т. 1.

  12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.

  13. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. -М.: АСТ, 2000 г.

  14. Чуковский К. И. От двух до пяти. – М., 1963.

1 Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1968. – С. 315.

2 Беттельхайм В. Детская сказка. / Пер. Максимовой. – М., 2000.

3 Чуковский К. И. От двух до пяти. – М., 1963. – С. 226.

4 Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч. – М ., 1979. – Т. 1. – С. 183.

Источник