Польза утренней гимнастики для младшей группы

 «Польза утренней гимнастики для детей раннего возраста»

Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить; вернуть же его очень трудно.

Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. Здоровье – важнейшая предпосылка  формирования характера, развития воли, природных способностей. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. С детьми второго и третьего года жизни помимо физкультурных занятий проводят утреннюю гимнастику, которая укрепляет здоровье малышей и повышает  активность на весь последующий день.

Утренняя гимнастика необходима малышам, начиная с двухлетнего возраста. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей. Наиболее эффективной она представляется сразу после ночного сна. Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам  выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь. Конечно, пока  малыш мал, зарядку он делает вместе с мамой и папой или с воспитателем. Малышу надо на кого-то ориентироваться, кому–то подражать, с кого брать пример.

Иногда не все движения получаются сразу, а у кого-то совсем не получаются. Как тут быть? Ни в коем случае нельзя сердиться, ругать ребенка. Лучше подойдите к малышу, возьмите его за руку, улыбнитесь и предложите данное упражнение выполнить вместе. Для малышей очень важен игровой момент. Утреннюю гимнастику с элементами игры отличает интересное содержание игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, тепла и комфорта вырастет устойчивым к неожиданным жизненным ситуациям. Для чего нужно играть с детьми? Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон. Поднять настроение. Ведь по утрам в группе некоторые малыши плачут, требуют маму, не идут на контакт. КАКАЯ УЖ ТУТ ГИМНАСТИКА?  

 Но поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется. Перестанет плакать или начнет заниматься – уже хорошо. Воспитателю  надо постараться заинтересовать малыша, так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную обезьянку или сходить в гости к глупым мышатам, получая новую для себя информацию,  выполнил движения. Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой.

Составляя комплекс утренней гимнастики, воспитатели  соблюдать  следующие требования:

1. Упражнения должны быть доступны малышам;        

2. Не превышайте допустимое  количество выполняемых упражнений;

3. Включайте в комплекс знакомые и уже освоенные движения;

4.Упражнения для мышц туловища выполняются медленнее, чем упражнения на движения рук и ног;

5. При выполнении упражнений не забывайте о правильной осанке ваших малышей;

6. Избегайте однообразных упражнений и особенно статических положений;

7. По мере усвоения детьми комплекса утренней гимнастики меняйте его на другой (примерно 1 раз в 2 недели);

8.При проведении комплекса утренней гимнастики в группе , сначала нужно выполнять упражнения для плечевого пояса , а затем для мышц спины и живота, а так же для гибкости позвоночника;

9. В комплексы утренней гимнастики нужно включать потешки, четверостишия, подвижные игры, упражнения  для профилактики плоскостопия на пример : «ходьба по канату», «нарисуй солнышко ножкой», а так же «переложи мячики пальцами ног»;

10 .Длительность утренней гимнастики для малышей не должна превышать 4-5 минут. 

Примерные комплексы утренней гимнастики для раннего возраста.

        «Веселые гуси»

( комплекс с элементами дыхательной гимнастики)

        Вводная часть.

Воспитатель: сегодня мы с вами, ребята, будем гусятами. Гуси, гуси!!

Дети: га-га-га.

Воспитатель: Ну, летите же сюда!

Ребята собираются около воспитателя.

Воспитатель: Гуси гуляют по лужайке.  ( Ходьба стайкой (15 секунд).)

Гуси подняли крылышки вверх. ( Ходьба за воспитателем, руки вверх(15 секунд).)

Гуси радуются солнышку. ( Бег врассыпную (15 секунд).)

        Основная часть.

Упражнение «Гуси проснулись»

Исходная позиция: стоя, руки опущены.

Поднять руки через стороны вверх, произнести: «га-га-га!».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение «Гуси шипят»

Исходная позиция: стоя, руки за спиной.

Наклониться вперед, отвести руки назад, сказать: «Ш-ш-ш».

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп медленный.

Упражнение «Спрятались гуси»

Исходная позиция: стоя, руки внизу.

Присесть, руки положить на голову.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Радуются гуси»

Исходная позиция: стоя.

Подпрыгивание на месте.

Повторить 2 раза по 10 секунд.

Заключительная часть.

Воспитатель: Гуси-гуси!

Дети: Га-га-га!

Воспитатель: Есть хотите?

Дети: Да-да-да!

Воспитатель: Ну, летите же домой.

Медленный бег за воспитателем «стайкой» (30 секунд).

Медленная ходьба за воспитателем (30 секунд).

«Петя-петушок»

(комплекс с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел петушок. (Показывает игрушечного петушка.)

Петушок: Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель:

 Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслина головушка,

Щелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Читайте также:  Пельмени куриные польза и вред

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Петушок: Я хочу провести с ребятами зарядку.

Воспитатель: Ребятки покажем петушку, как мы умеем ходить.

Ходьба стайкой за петушком (20 секунд)

Ходьба, высоко поднимая колени, отводя руки в стороны, хлопая ими по бокам (20 секунд).

Воспитатель: Ребятки, убегаем от петушка!

Бег врассыпную (20 секунд).

Ходьба врассыпную (20 секунд).

Петушок: Повторяйте за мной упражнения, ребята. Покажите, какие вы ловкие.

Основная часть.

Упражнение «Петушок машет крыльями»

Исходная позиции: Стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину.

Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп уверенный.

Указания: Держите спину ровно.

Упражнения «Петушок пьет водичку»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

Наклониться.

Вернуться в исходную позицию. Высоко поднять голову.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Указания: Хорошо выпрямить спину после наклона.

Упражнение «Петушок клюет зернышки»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

Присесть, постучать пальчиком по полу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Упражнение «Петушок радуется»

Исходная позиция: стоя, слегка расставлены, руки на поясе.

2-3 пружинки и 5-6 подпрыгиваний. Дыхание произвольное.

Повторить 2 раз, чередую с ходьбой на месте.

Заключительная часть.

Ходьба в колонне за петушком (30 секунд).

Дыхательное упражнение «Петушок

Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки опущены.

Вдох. Выдыхая, произносить : «Ку-ка-ре-ку!» (повторить 3 раза)

«Веселые обезьянки»

(комплект с ленточками и элементами дыхательной гимнастики)

Вводная часть.

Воспитатель. Ребятки, отгадайте загадку:

Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости.

(Обезьяна)

Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости спешит обезьянка.

Обезьянка приглашает детей поиграть с ней, раздает им ленточки.

Ходьба друг за другом (20 секунд)

Бег стайкой за обезьянкой (20 секунд)

Ходьба с выполнение дыхательного упражнения «Подуем на ленточки» (20 секунд)

Ходьба по кругу 15 секунд.

Основная часть.

Упражнение «Выше ленточки»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки с лентами опущены.

Руки с ленточками вверх, посмотреть и через стороны опустить вниз.

Повторить 4 раза, темп медленный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Помашем ленточками внизу»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки с лентами за спиной.

Наклониться вперед, помахать ленточками внизу.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 3 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Поиграем ножками»

Исходная позиция: сидя на полу, руки с ленточками опущены.

Согнуть ноги, ленточки вверх, помахать, опустить, выпрямить ноги.

Повторить 4 раза. Дыхание произвольное.

Упражнение «Обезьянка радуется детворе».

Исходная позиция: ноги слегка расставлены, руки вниз.

3-4 пружинки и 6 подпрыгиваний, затем ходьба со взмахиванием ленточками.

Повторить 2 раза.

Заключительная часть.

Ходьба по кругу с различным положением рук (ленточки к плечам, за спину, в стороны) (20 секунд).

Дыхательное упражнение «Дуем на обезьянку» (20 секунд)

Обезьянка благодарит детей, желает им приятного завтрака и убегает.

«Верная собачка»

(комплекс с мячами с элементами корригирующей гимнастики)

Вводная часть

Дети входят в зал.

Воспитатель загадывает им загадку:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

(Собака)

Воспитатель: Правильно, собачка. А хотите, чтобы она пришла к нам и провела утреннюю гимнастику?

(Появляется собачка (игрушка)).

Идем за собачкой. (Ходьба в колонне по одному (15 секунд)).

Прыгаем, как собачка. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (10 секунд)).

Собачка оставляет свои следы. (Бег «змейкой» за собачкой (20 секунд)).

Ходьба по кругу (10 секунд).

Построение в круг.

Собачка предлагает ребятам взять по одному мячу.

Основная часть

Упражнение «Мяч вперед»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, мяч опущен.

Мяч вперед.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Указание: «Спина прямая».

Упражнение «Мяч на пол»

Исходная позиция: стоя, ноги врозь, мяч опущен.

Наклон вперед, достать мячом до пола.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза. Темп умеренный.

Показ и объяснение воспитателя.

Упражнение «Мяч вверх»

Исходная позиция: сидя на пятках, мяч опущен.

Подняться на колени, мяч вверх, посмотреть на мяч.

Вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза.

Показ воспитателя.

Упражнение «Вокруг мяча»

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки за спину, мяч на полу.

Подняться на носки, обойти вокруг мяча в одну сторону, затем в другую.

Бег и ходьба вокруг мяча.

Повторить 2 раза.

Собачка предлагает детям положить мячи в корзину.

Заключительная часть

Упражнение для профилактики плоскостопия «Рисуем пальчиком на полу». Дети садятся на пол и вместе с собачкой рисуют пальчиками ног на полу солнышко – сначала правой, потом левой ногой.

Бег в медленном темпе (30 секунд).

Ходьба.

Дети прощаются с собачкой и возвращаются в группу.

Источник

Консультация для родителей «О пользе утренней гимнастики»

О пользе утренней гимнастики

Много всего сказано в пользу утренней зарядки. Она рекомендована всем, независимо от возраста человека и других физических нагрузок. И уж тем более она полезна самым маленьким.

Читайте также:  Дошаб тутовый польза и вред

Приучая детей с малых лет выполнять утренние упражнения, родители на все будущие годы закладываете фундамент, вырабатывая привычку делать утреннюю зарядку. И, разумеется, вместе с ними занимаются сами.

Что дает зарядка?

Малыш просыпается с помощью утренней гимнастики, получает заряд бодрости на целый день, у него укрепляются мышцы, суставы и связки, позвоночник и иммунная система, улучшается аппетит, сон, ускоряется кровообращение, совершенствуются нервные процессы, ускоряется рост, способствует умственному развитию. Гимнастика нацелена на то, чтобы переход между сном и бодрствованием сделать мягким и гармоничным.

1. укрепляются мышцы

2. повышается иммунитет

3. улучшается сон

4. ускоряется кровообращение

5. укрепляются суставы

6. улучшается аппетит

7. ускоряется рост

8. укрепляются связки

Родителям необходимо проконсультироваться с педиатром о возможных противопоказаниях или подборе упражнений. А в целом зарядка для детей – необходимое условие для гармоничного развития ребенка.

Вводить зарядку в распорядок дня можно с двухлетнего возраста. Выполнять упражнения следует каждое утро (не считая периоды болезни малыша) всегда в одно время: после сна, натощак, в проветренном помещении.

Одежда ребенка не должна сковывать его движений, а лучше и вовсе проводить зарядку в трусиках и босиком. В детской зарядке не должны использоваться гантели и другие утяжелители. Нельзя перенапрягать малыша. Зарядка должна продолжаться от 5 до15 минут, и нужно строго следить за его осанкой, правильным исполнением упражнений и дыханием.

Так как объяснить маленькому ребенку, что зарядка очень полезна для его организма, пока невозможно, лучшей мотивацией малыша к зарядке является личный пример. Детям свойственно повторять все за взрослыми, и если ребенок увидит, с каким удовольствием родители делают зарядку, он обязательно присоединится к ним. Проводить зарядку лучше под любимую музыку ребенка, и сделать упражнения своеобразным ритуалом – пусть это будет игра. Тогда утренняя зарядка станет малышу в радость.

Хотелось бы отметить, что ребенку нужно правильно дышать через нос. Чтобы лучше это контролировать, следует включать упражнения со звуками на выдохе («с-с-с»; «ш-ш-ш»).

Нужно контролировать безопасность ребенка, но не подавлять при этом его активность. Сравнивать достижения ребенка нужно только с его личными прошлыми результатами. Чаще следует хвалить его за успехи и вселять уверенность.

Зарядка должна быть:

• Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

• Разнообразной. Примерно каждые 10 дней следует заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включать в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывать названия для упражнений («самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).

• Регулярной. Оздоровительный эффект достигается только с помощью систематического выполнения. Ежедневно тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Надо стараться как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день зарядку.

• Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомление ребенка

• Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.

Зарядку для детей, как и для взрослых, следует начинать с проведения разминки. Она может состоять из таких упражнений, как потягивания в сторону и вверх. Они помогают пробудиться и растянуть позвоночник.

Следующая стадия зарядки – разогрев, например, ходьба на месте или по периметру комнаты. Также сюда можно добавить ходьбу на носочках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы. Это предотвратит появление плоскостопия и сформирует нормальное развитие ножных мышц.

Главная часть зарядки должна состоять из упражнений, выполняемых с нарастающей интенсивностью, которые укрепляют мышцы, суставы и сухожилия. В их число входят приседания, укрепляющие мышцы ног и спины, наклоны вперед/назад, укрепляющие мышцы спины и брюшного пресса, наклоны в стороны, способствующие укреплению боковых мышц туловища, махи руками и ногами, придающие суставам эластичность, а также отжимания, развивающие плечевой пояс и спину.

Заключительным этапом зарядки должна быть ходьба на месте, сопровождающаяся подниманием и опусканием обеих рук через стороны. Это успокоит сердцебиение и нормализует дыхание.

Упражнения

«СОЛНЫШКО»

Ребенок стоит прямо, затем поднимает ручки через стороны и тянется вверх, к солнышку, или заводит их за голову, прогибаясь назад, а затем тянется вверх. Можно ручками помахать вверху, поприветствовать солнышко, разогнать тучки и т. д.

«ЗАЙЧИК»

Ребенок подпрыгивает словно зайка. Можно показывать, где у зайки носик, ушки хвостик.

«ЧАСИКИ»

Пусть ребенок поставит руки на пояс и делает наклоны телом вправо-влево, имитируя тиканье часиков.

«ЦАПЛЯ»

Пусть ребенок ходит, высоко поднимая колени, как цапля. Затем можно постоять на одной ноге, потом на другой.

«БОЛЬШАЯ РЫБКА»

Ребенок сгибает руки в локтях, держа параллельно полу на уровне груди. Поворачиваясь вправо и влево, широко разводит руки. Можно приговаривать, какую большую рыбку поймал малыш.

Читайте также:  Ромашка для волос ополаскивание польза

«МЕЛЬНИЦА»

Пусть ребенок поставит ноги на ширину плеч и делает пружинящие наклоны, по очереди касаясь рукой то одной, то другой ноги, вторую руку отводя назад.

«ЭКСКАВАТОР»

Предложите ребенку собрать разбросанные мелкие предметы с пола. Пусть он берет игрушки и перекладывает их в коробку. При этом можно изображать экскаватор и звуками, то есть рычать.

«ГНОМИК-ВЕЛИКАН»

Держа руки на поясе, делаем приседания, показывая, какие маленькие гномики и высокие великаны.

«ВЕЛОСИПЕД»

Это одно из самых любимых упражнений всех детей. Лежа на спине, подняв ноги вверх, совершает ими круговые движения, имитируя езду на велосипеде.

«ПОДЪЕМНЫЙ КРАН»

Лежа на спине, ребенок поднимает ноги по очереди вверх, не сгибая. Затем можно делать подъемы ног, сгибая их в колене и подтягивая к груди

Источник

Много всего сказано в пользу утренней зарядки. Она рекомендована всем, независимо от возраста человека и других физических нагрузок. И уж тем более она полезна самым маленьким.

Приучая детей с малых лет выполнять утренние упражнения, родители на все будущие годы закладывают фундамент, вырабатывая привычку делать утреннюю зарядку. И, разумеется, вместе с ними занимаются сами.

Что дает зарядка?

Малыш просыпается с помощью утренней гимнастики, получает заряд бодрости на целый день, у него укрепляются мышцы, суставы и связки, позвоночник и иммунная система, улучшается аппетит, сон, ускоряется кровообращение, совершенствуются нервные процессы, ускоряется рост, способствует умственному развитию. Гимнастика нацелена на то, чтобы переход между сном и бодрствованием сделать мягким и гармоничным.

Родителям необходимо проконсультироваться с педиатром о возможных противопоказаниях или подборе упражнений. А в целом зарядка для детей – необходимое условие для гармоничного развития ребенка.

Вводить зарядку в распорядок дня можно с двухлетнего возраста. Выполнять упражнения следует каждое утро (не считая периоды болезни малыша) всегда в одно время: после сна, натощак, в проветренном помещении.

Одежда ребенка не должна сковывать его движений, а лучше и вовсе проводить зарядку в трусиках и босиком. В детской зарядке не должны использоваться гантели и другие утяжелители. Нельзя перенапрягать малыша. Зарядка должна продолжаться от 5 до15 минут, и нужно строго следить за его осанкой, правильным исполнением упражнений и дыханием.

Так как объяснить маленькому ребенку, что зарядка очень полезна для его организма, пока невозможно, лучшей мотивацией малыша к зарядке является личный пример. Детям свойственно повторять все за взрослыми, и если ребенок увидит, с каким удовольствием родители делают зарядку, он обязательно присоединится к ним. Проводить зарядку лучше под любимую музыку ребенка, и сделать упражнения своеобразным ритуалом – пусть это будет игра. Тогда утренняя зарядка станет малышу в радость.

Хотелось бы отметить, что ребенку нужно правильно дышать через нос. Чтобы лучше это контролировать, следует включать упражнения со звуками на выдохе ( «с-с-с»; «ш-ш-ш»).

Нужно контролировать безопасность ребенка, но не подавлять при этом его активность. Сравнивать достижения ребенка нужно только с его личными прошлыми результатами. Чаще следует хвалить его за успехи и вселять уверенность.

Зарядка должна быть:

Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

Разнообразной. Примерно каждые 10 дней следует заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включать в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывать названия для упражнений ( «самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).

Регулярной. Оздоровительный эффект достигается только с помощью систематического выполнения. Ежедневно тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Надо стараться как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день зарядку.

Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомление ребенка

Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.

    Информация  для  родителей

« О пользе утренней  зарядки.»

Зарядку для детей, как и для взрослых, следует начинать с проведения разминки. Она может состоять из таких упражнений, как потягивания в сторону и вверх. Они помогают пробудиться и растянуть позвоночник.

Следующая стадия зарядки – разогрев, например, ходьба на месте или по периметру комнаты. Также сюда можно добавить ходьбу на носочках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы. Это предотвратит появление плоскостопия и сформирует нормальное развитие ножных мышц.

Главная часть зарядки должна состоять из упражнений, выполняемых с нарастающей интенсивностью, которые укрепляют мышцы, суставы и сухожилия. В их число входят приседания, укрепляющие мышцы ног и спины, наклоны вперед/назад, укрепляющие мышцы спины и брюшного пресса, наклоны в стороны, способствующие укреплению боковых мышц туловища, махи руками и ногами, придающие суставам эластичность, а также отжимания, развивающие плечевой пояс и спину.

Заключительным этапом зарядки должна быть ходьба на месте, сопровождающаяся подниманием и опусканием обеих рук через стороны. Это успокоит сердцебиение и нормализует дыхание.

Источник