Польза утренних и вечерних молитв

В чем состоит целительная сила утренних и вечерних молитв, рассказывает священник Андрей Чиженко.

Польза утренних и вечерних молитв

Интересные слова сказал недавно в одной из своих проповедей Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий о том, что мир пытается восхитить у человека молитву и расторгнуть союз его и Бога.

И вот суета этой юдоли житейской пытается захлестнуть человека и утопить его, как бушующее море святого первоверховного апостола Петра во время его хождения по водам – ко Христу. И главное здесь не терять курс – направление души к Богу. А Господь всегда готов прийти на помощь.

В этой гонке по добыванию материальных ценностей ради изнеженности, комфорта и удовлетворения страстей человек теряет самое важное – единение с Богом, разговор с живым Богом, что является единым на потребу, как часто вслед за евангельскими словами говорят отцы Церкви.

Особенно это хорошо видно на примере того, как христианин относится к утреннему и вечернему молитвенным правилам.

О, как часто не хочется их читать! Масса отговорок: очень сильно устал, хочется понравившийся телесериал по телевизору посмотреть, посидеть в соцсетях, пообщаться с семьей, друзьями, родственниками, масса работы до поздней ночи и прочее, и прочее…

Но нужно быть честным с самим собой. И посмотреть с Божьей помощью в корень вопроса. Вот эта земная юдоль, эта суета есть не только телесным, материальным свойством, нет. Она, словно спрут, проникает в разум, душу и сердце человека и, как яд, отравляет их. Многочасовое, каждодневное пребывание в этой суете становится для человека неким наркотиком, без которого он уже не может жить. Грубо говоря, человек сидит на месте, но покоя в душе нет. Его руки и колени танцуют, порываясь уже бежать, нырять в эту суету. Отчего так распространен алкоголизм? Момент переключения. Быстрое торможение мозга. Как часто можно услышать от алкоголика или пьяницы фразы типа «Выпил и расслабился», «Я пью, чтобы расслабиться», или «Не могу расслабиться по-другому». Действительно, психика не выдерживает этого беспрерывного бега по юдоли земной, этой внешней и внутренней суете, продуктом которой есть жизнь в постоянном стрессе, в постоянном нервном напряжении.

Но выход есть и помимо алкоголя. Он гораздо лучше и безопаснее. Это молитва. Надо иметь девиз не «выпил и расслабился», а «помолился и расслабился». Только молятся гораздо меньше, чем пьют. Почему? В пьянстве не надо делать начального усилия над собой. А в молитве надо. В чем состоит это усилие?

Начало молитвенного правила для человека – довольно болезненный процесс. Ему нужно вырваться из этой юдоли, словно бы ногу вырываешь из болота. И даже не ногу, но и все тело. Как это больно и тяжело! Словно над тобой происходит некая хирургическая операция. По отделению тебя от мира. Члены твои скрипят и стонут, как снасти на старом деревянном паруснике. Многое в тебе противится молитве. И ты так устал! Так устал! Но если ты не сдаешься, если продолжаешь творить молитвенное правило, то происходит чудо. Часто оно происходит совершенно внезапно, неожиданно для тебя. Но вдруг ты ощущаешь нечто, как солнце, которое вдруг выглянуло сквозь свинцовые непроницаемые тучи. Ты ощущаешь иной огромный мир. Казалось, говоришь слова молитвы рассеянно, без должного внимания, но вдруг одно-единственное слово становится для тебя дверью к Богу. И Он впускает тебя к Себе и Сам входит в твою клеть-комнату. И все в тебе вдруг промывается, разглаживается и распутывается. И становится светлым.

И вот на молитву становился один человек, а закончил ее уже другой – исцеленный, очищенный духовный.

Вот действие молитвенного правила. Вот главная задача наша на этой земле – научиться разговаривать с живым Богом. Все остальное вода, убегающая через дырявое решето, и песок, текущий сквозь пальцы.

Источник

В этой статье мы поговорим с вами о великой важности утренних и вечерних молитв, которые являются для нас тем же, что для воина, выходящего на брань с врагом, доспехи, закрывающие сердце и прочие уязвимые части тела. Как нелегко воспламенить дух молитвы только что восставшему ото сна, находящемуся в известном помрачении от сонного расслабления, так человеку, завершившему свой день, проведшему его в трудах земных, совсем нелегко бывает ожить для Бога духом, ибо дух этот часто помрачен вереницей дневных впечатлений.

Вот почему Церковь отобрала для нас некие золотые слитки в малую сокровищницу утреннего и вечернего правила. И тот, кто со вниманием, часто уже наизусть, а иногда, лишь подглядывая в молитвослов, читает это правило, действительно привязывается к нему всей душой, всем помышлением. Ибо Господь всякий раз, взбадривает душу, развеивает томность, возвращает бодрость, возвращает острозоркость, как бы вводит нас в мир молитвы посредством этого малого правила. Конечно, неплохо слушать его в храме или дома при соборном чтении, но лучше всего читать это правило самому, вникая в каждое слово молитвы, никуда не спеша, но питаясь и насыщаясь благодатью, сокрытой в тех покаянных вздохах, обличениях, славословиях и хвалениях Бога, которыми насыщены эти воистину святые молитвы, составленные мужами древности.

Вот почему никогда не нужно спешить с этим правилом, при недостатке времени лучше не тщиться вогнать в семь минут правило, но прочитать лишь несколько молитв так, чтобы они дали отзвук в душе, послужили к освящению сердца. Советуют в отношении вечернего правила читать его еще тогда, когда душа не скована утомлением. Но по существу уже после трех часов пополудни, когда по древнему исчислению времени 9-й час вступает в силу, можно читать это правило, оставляя те молитвы, которые в молитвослове напечатаны после молитвы «Достойно есть…» как освящающие непосредственный отход ко сну.

Ежедневные утренние и вечерние молитвы необходимы для жизненного ритма, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению.

Существует три основных молитвенных правила:

1) полное молитвенное правило, рассчитанное на духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» – для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

Читайте также:  М зощенко о пользе грамотности

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву, которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Таким образом, усердное чтение утренних и вечерних молитв дают христианину ту крепость, тот нравственный стержень, ту остойчивость, что являются над победой над изменчивостью и непостоянством нашего сердца. И как бы мы ни были подвержены греху, как бы не смеялся над нами лукавый, вынуждая нас делать, чего мы не хотим и не делать того, чего должно было бы делать, через внимательное чтение правила мы обретаем силу над ним, лукавым, и вводимся уже, поставляемся Богом на стезю иной – внутренней, внимательной, сокрушенной молитвы.

Скачать (.doc)

Скачать (.pdf)

Источник

Домашняя молитва

Для чего нужно молиться утром и вечером?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему нужно молиться утром и вечером? Зачем вычитывать утреннее и вечернее молитвенное правило – с длинными, и во многом, непонятными молитвами, с какими-то странными словами? Неужели нельзя говорить с Богом своими словами и молиться коротко?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«В православной богословской литературе, Церковь часто сравнивают с организмом. В Церкви, как и в теле человека, все продумано, направленно к определенной цели; каждый орган имеет свое назначение, нет ничего внешнего, чуждого, все органично. И все предписания в Церкви носят не навязанный извне, а очень естественный характер. Это касается и молитвы утром и вечером.

Утро и вечер – это то время, когда мы непременно общаемся с окружающими нас людьми. «Доброе утро» и «Спокойной ночи» мы всегда пожелаем человеку, даже если, в целом, к нему равнодушны. Это естественно.

У каждого из нас есть совесть, и если ее спросить: «Можно ли относиться к Богу хуже, чем к людям?» – она ответит: «Нет. Неудобно как-то».

Поэтому, раз мы общаемся с людьми, то должны общаться и с Богом. Утром людям – приветствие, Богу – молитва, вечером – аналогично. Все очень естественно.

Кто из нас может сказать, что он – мастер молитвы, ас, достигший в этом деле совершенства? Никто (сумасшедшие и гордецы не в счет). А о святых, силой молитвы творивших явные чудеса, вплоть до возвращения жизни умершим, проявляющих не меньшую силу молитвы и сейчас, после своей смерти, можно это сказать с уверенностью.

Мы же на протяжении всей нашей жизни лишь только учимся, пытаемся приблизиться к тому качеству молитвы, которой обладали святые люди.

Итак, святых можно сравнить с талантливым мастером, а нас – с его учениками. Как происходит процесс обучения, например, в живописи? Изо дня в день ученик занимается каким-то ужасно занудным делом – рисует кубики и треугольники, накладывает тени, строит перспективу и повторяет эти упражнения бесчисленное количество раз. Трудно, нудно, часто непонятно, но именно так растет мастерство.

Что-то подобное происходит и в молитве. Изо дня в день, читая молитвы, составленные святыми людьми, мы постепенно учимся молитвенному делу. Поверьте, не одну сотню раз можно читать молитву, совершенно не замечая какой-либо содержащейся в ней мысли. А потом вдруг эта мысль открывается.

Подобные открытия обогащают человека, но возможны они только в результате трудного, нудного, иногда непонятного дела – постоянного чтения церковных молитв. Дорасти до уровня мысли святого человека – вот цель такого чтения.

Все это не означает, что нельзя молиться своими словами. Никто этого не запрещает, это можно, а иногда просто нужно делать, если возникает такая потребность.

протоиерей Александр ЛебедевОпасно же – молиться исключительно и только по-своему. Всегда нужен ориентир. Ведь даже самый искусный моряк сверяет свои действия с приборами, маяком. Таким маяком и является церковное молитвенное правило. Оно потому и называется правилом, что с ним сверяют уровень и качество своей молитвы: а святые это у Бога просили? А так ли к Нему обращались?

Если серьезно относиться к церковному молитвенному правилу, стараться вкладывать в молитвы свои внимание, чувства и сердце, то очень скоро человек осваивается в церковном молитвенном пространстве. Тогда слова церковных молитв становятся своими, личными. Тогда можно уже не выбирать, молиться по-своему или по церковному: то и другое объединяются.

Что же касается жалоб на непонятность и странность слов церковнославянского языка, то, простите за резкость, это – ерунда. Церковнославянский язык – родитель русского, в нем слов, вышедших из употребления и совершенно незнакомых, сотня-полторы. Остальные слова, так или иначе, созвучны современным. Что стоит нам, легко справляющимся с непрестанно выливающимся на нас потоком иностранных слов, освоить эти церковнославянские анахронизмы? Один-два вечера со словарем – и все. Неужели ради Бога жалко потратить это время?

О продолжительности молитв. Конечно, весь смысл наших обращений к Богу можно свести к нескольким словам: «Господи, помилуй»; «Слава Тебе Боже»; «Подай, Господи». Сказал – и свободен. Так выходит?

Нет, не так. Время, которое мы отдаем молитве, – это наша жертва Богу. Поэтому, нельзя сводить молитву к делу одной-двух минут. Время – это, кстати, очень хороший показатель веры человека. Достаточно сравнить: сколько времени человек тратит на молитву, а сколько на, скажем, телевизор, и сразу ясно, что в жизни человека важней, кому он усердней служит».

Читайте также:  Абрикос польза и вред для мужчины

Мужской и женский род в молитвах

<< На главную страницу Вопросы священнику >>

Источник

Часть 1.

Откуда взялись утренние или вечерние молитвы? Можно ли вместо них использовать что-то другое? Обязательно ли молиться два раза в день? Можно ли молиться по правилу св.Серафима Саровского?

О молитвенном правиле мы разговариваем с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ.

– Отец Максим, откуда взялось существующее молитвенное правило – утренние и вечерние молитвы?

Польза утренних и вечерних молитв– В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи и де-факто заимствовали наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях мы подобного не увидим. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером – сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв – неизменяемые части, заимствованные из полунощницы и утрени.

Если мы посмотрим на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно – например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра – то мы увидим почти до фантастичности идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст – это «Подорожная книжица» Франциска Скорины, и на сегодня у литургистов нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Мое предположение (его нельзя считать окончательным утверждением) таково: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами. Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв, которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Я думаю, что плодом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Ну а повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

– Можно ли изменять молитвенное правило? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Что вы думаете на этот счет?

– В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые – ежедневно, еженедельно, раз в год – круги богослужения: суточный, седмичный и годичный. Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой – вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

Польза утренних и вечерних молитв

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы.

Святитель Феофан дает совет, которому в свое время я очень порадовался. Я сам и другие известные мне люди нашли для себя в этом совете много духовной пользы. Он советует при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то – таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике – там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, ну что бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Читайте также:  Мастика польза и вред калорийность

Вообще-то к молитве, скажу такое страшное словосочетание, нужно относиться творчески. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны – какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать – вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову – и спроса-то никакого нет.

– Кто должен решать, какое молитвенное правило должно быть – это сам человек должен решать или все-таки надо идти к духовнику, к священнику?

– Если у христианина есть духовник, с которым он определяет константы своего внутреннего духовного строя, то абсурдно было бы обойтись в данном случае без него, и самому, только своей головой решить, что делать. Мы изначально предполагаем, что духовник – это человек как минимум не менее опытный в духовной жизни, чем тот, кто к нему обращается, а в большинстве случаев несколько более опытный. И вообще – одна голова хорошо, а две лучше. Со стороны виднее то, что человек, даже разумный во многих отношениях, может не заметить. Поэтому благоразумно при определении чего-то, что мы стремимся сделать постоянным, посоветоваться с духовником.

Но на всякое движение души не насоветуешься. И если сегодня захотелось открыть Псалтырь – не в плане регулярного чтения, а просто открыть и добавить к своему обычному молитвенному деланию псалмы царя Давида – не звонить же батюшке? Другое дело, если хочешь начать читать кафизмы вместе с молитвенным правилом. Тогда нужно посоветоваться и брать на это благословение, а священник, исходя из того, готов ли ты, поможет тебе советом. Ну а на просто естественные движения души – тут уж как-то самому нужно решать.

– А если захотелось почитать Псалтырь, но не хочется читать начальные молитвы, которые идут перед этим? Можно ли их опускать?

– Я думаю, что как раз начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть может быть самый концентрированный опыт Церкви – «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево радуйся» – их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» – мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило. Не понимаю логики этого отказа.

– Почему молиться надо именно два раза в день – утром и вечером? Одна наша читательница пишет: когда я занимаюсь с детьми, готовлю или убираюсь, мне так легко молиться, но как только я встаю перед иконами – все, как отрубает.

– Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает нас ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит – непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому я бы советовал не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее – другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

В отношении же молитв в течение дня: мешаешь кашку, молодая мама, – ну напевай про себя молитву, или если как-то больше можешь сосредоточиться – молитву Иисусову про себя читай.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио. Не узнаешь новости – переживешь без них несколько дней. Не думай, что в метро ты так устал, что тебе хочется забыться и заснуть. Ну хорошо, не можешь читать по молитвослову в метро – читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

– А если за рулем едешь и диск ставишь с молитвами?

– Я когда-то относился к этому очень жестко, думал – ну что эти диски, халтура какая-то, а потом на опыте разных священнослужителей и мирян увидел, что это может быть подспорьем в молитвенном правиле.

Единственное, что я бы сказал – не нужно всю молитвенную жизнь сводить к дисковому прослушиванию. Абсурдно было бы, придя вечером домой и становясь на вечернее правило, вместо самого себя включить диск, и какой-нибудь благоговейный лаврский хор и опытный иеродиакон привычным гласом начнет тебя убаюкивать. Все в меру должно быть.

– Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского?

– Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Я просто хочу напомнить, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы – это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом – ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут – то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Продолжение следует…

Источник