Польза в красоте и красота в пользе

Польза в красоте и красота в пользе thumbnail

В студии-мастерской Музея-заповедника «Абрамцево» проходит выставка «Михаил Врубель. Живопись, графика, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Основа представленной экспозиции — коллекция Саввы Мамонтова, а также работы Врубеля, собранные музеем Абрамцево в годы после кончины художника.

Печь-лежанка, Абрамцево, фото

«Представлены эскизы к произведениям монументального характера (росписям Владимирского собора в Киеве), портреты участников Абрамцевского художественного кружка и выполненные художником во время поездок с

С. И. Мамонтовым

по Италии, эскизы к оформлению особняка

А. В. Морозова

, эскизы костюмов и декораций к спектаклям Русской Частной оперы и другие. Наиболее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской. Представлены наиболее известные вещи

М. А. Врубеля

 — в частности, керамическая сюита „Снегурочка“, „Египтянка“, декоративные вазы, а также изразцы для печей» — из пресс-релиза выставки

Савва Иванович Мамонтов был очень интересным человеком. Помимо торговой и промышленной жилки, он обладал незаурядным вкусом и творческой одаренностью. Это позволило ему привлечь и создать в своей подмосковной усадьбе артистическое и творческое содружество целой плеяды знаменитых российских художников: Репина, Поленова, Васнецова, Коровина, Серова и, конечно же, Врубеля.

«Врубелевская» скамья в Абрамцево, фото

В «абармцевском», или как его еще называли, «мамонтовском» художественном содружестве активно занимались живописью, ставили и оформляли домашние спектакли с участием знаменитых русских актеров, создавали архитектурные проекты. Для художников здесь были специально оборудованные кустарные мастерские. И все здесь было напоено духом творчества и созидания.

Именно в абрамцевской керамической мастерской Врубель создавал свою майолику, которая представлена на нынешней выставке. Художник пытался возродить художественные кустарные промыслы — переосмыслив и дополнив утилитарность предметов красотой и поэтической сущностью. Недаром негласным творческим девизом в Абрамцево была мысль художников содружества о «красоте пользы и пользе красоты».

Врубель

М. А. Камин

, музей Абрамцево

Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту.

Михаил Врубель

Фактически, в последней четверти 19 века в Абрамцево создавался «неорусский» стиль, который впоследствии стал катализатором признанного и известного на весь мир русского модерна начала ХХ века. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: желание утверждать и популяризировать связь между пользой и красотой было символом того времени. Большая часть художественной интеллигенции России конца девятнадцатого века считала своим серьезным общественным долгом и обязанностью продолжить народное искусство, дополнив его своими творческими взглядами и находками

Михаил Врубель. «Голова Льва», ставшая в последствии эмблемой абрамцевской керамики

Врубель

М. А. Царь

Берендей. 1900 г., Абрамцево, керамика, глазурь

— Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, , , майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дива, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы, и все делалось «стильно», с пониманием особенностей материала и окружения…

Михаил Врубель в 1889 году присоединился к «мамонтовскому» художественному содружеству. В тот период своей творческой деятельности Врубель был увлечен поиском новых путей развития русского искусства, и ему был созвучен тезис Мамонтова о том, что «нужно приучать глаз народа к красивому: на вокзалах, в храмах, на улицах». Так же, как и остальные «абрамцевские» художники, Врубель считал, что искусство нельзя делить на высшее и низшее.

Мамонтову в 1900 году на Всемирной выставке дали золотую медаль как «экспоненту» майолики, а, собственно, мастер Врубель получает также золотую медаль за свои работы.

Керамическая облицовка камина «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», автор эскиза —

М. А. Врубель

, дата создания — 1899−1900 гг., экспозиция Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ)

Камин в интерьере центрального зала Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Фотография ВМДПНИ

Сколько у нас красоты на Руси… И знаешь, что стоит во главе этой красоты — форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?

Михаил Врубель

«Я положительно стал замечать, что моя страсть обнять форму как можно полнее мешает моей живописи дай сделаю отвод и решил лепить Демона: вылепленным, он только может помочь живописи, так как, осветив его по требованию картины, буду им пользоваться как идеальной натурой» — Михаил Врубель, 1888 г.

Помимо керамики, на открывшейся выставке представлены эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, портреты участников Абрамцевского художественного сообщества, эскизы костюмов и декораций к спектаклям Русской Частной оперы и много других работ Михаила Врубеля. Некоторые из экспонатов выставляются в России впервые

На выставке, фото из соцсети FB (страница музея Абрамцево)

Обязательно хочется отметить главный замысел устроителей и изюминку экспозиции выставки — погружение в атмосферу создания Врубелем своих работ. Визуальная связь и практически неизменившийся архитектура Абрамцево позволит зрителям ощутить тот творческий дух и созидательное настроение, в котором работали Врубель и его сподвижники.

Выставка в Абрамцево продлится до начала ноября.

Главная иллюстрация: Михаил Врубель, блюдо «Садко», 1899−1900

Источник

Радует сердце, душу и глаз

Жизнь, красота и прохлада.

Бог сотворил этот мир для нас.

Что еще нам для счастья надо!

Все в природе придумано мудро. Об этом позаботился Творец. Мы можем не только наблюдать, как соотносится красота и польза вокруг нас, а еще и участвовать в их гармонизации.

Внешняя красота или внутренний мир. Что важнее?

У каждого, зависимо от стати, положения, профессии, возраста, свое представление о красоте. Ее идеалы менялись вместе с эпохами, и у каждой национальности они свои.

Естественная красота дарована человеку от рождения. И его задача – хранить этот дар, поддерживать, развивать.

Внешность бывает обманчива. Ее можно подкорректировать с помощью косметики, одежды, украшений. Человек рождается, расцветает, набирается сил, плодоносит, наслаждается своими плодами и потихоньку увязает, чтобы перейти в иной мир. Приходит время, когда человек задумывается о своей жизни и вечных ценностях, о том, как соотносится красота и польза в его жизни.

Душу человека невозможно замаскировать. Ее можно развить или загубить. Внутренний мир проявляется через поступки и действия, отношение к людям и жизни. Больше всего ценятся доброта, отзывчивость, надежность, оптимизм и позитив. Невозможно быть абсолютно счастливым, если жизнь не приносит пользы. След от добрых дел останется даже после смерти.

Читайте также:  Польза и вред прополиса при беременности

как соотносится красота и польза

Красота и польза вокруг нас

Во все времена люди стремились украсить свое жилище, сделав его уютным и комфортным. Менялись века, стили, мода, но ценности оставались прежними.

Древнеримский архитектор Витрувий утверждал, что в основе архитектуры лежат главные составляющие, гармоничность который зависит от того, как соотносится красота и польза,и прочность творения важна не меньше этого.

Наскальные рисунки в пещерах оставили представление о первобытных ценностях. Для них были важны еда, вода, жилье, занятия и очаг.

Жизнь человека невозможна без огня и воды, на которые можно смотреть часами. Значит, это безупречная красота.

красота и польза

Гармония в искусстве

Красота и польза в искусстве обрели приверженцев в разных стилях. К этой теме обращался Максим Рыльский в стихотворении «Розы и виноград».

Мы любим труд, что к творчеству дорога.

И музыку, что нас возносит в небеса.

Для счастья нужно два крыла – немного:

Красота и польза – розы и виноградная лоза.

Максим Горький видел смысл жизни в красоте и стремлении к высокой цели.

красота и польза в искусстве

В своем творчестве к теме красоты прибегал и Федор Достоевский. Устами его персонажей глаголет истина, что отражает мысли творца. В каждом человеке природой заложена красота. Если не научиться ею управлять во благо, она нивелируется.

Разные стили и направления по-своему изображали то, как соотносится красота и польза. Люди настолько заняты своими проблемами, что не замечают ничего вокруг, зло и грехи закрывают им глаза. Достоевский называл красоту страшной и таинственной силой, которая под воздействием обстоятельств может быть разрушающей. Его фраза «Красота спасет мир» оправдана только тогда, когда красота приносит пользу, существует во благо.

Человек – главное творение Господа. Творчество человека – это зеркало, которое отражает его внутренний мир. Писатели, художники, музыканты, архитекторы разных времен пытались отобразить свое видение красоты в произведениях. Их жизнь прошла с пользой для общества, они оставили свои отпечатки красоты в истории для многих поколений. А что останется после нас?

Источник

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 8 класс>> Как соотносятся красота и польза

                                                              Как  соотносятся  красота  и  польза

Есть  ли  в  красоте  какая-то  польза? Конечно,  ведь  красота  радует  взгляд, поднимает  настроение,  раскрывает ценность  природы,  жизненных  явлений  и  др.  Красивое  всегда  гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно  даже  математики  говорят,  что истинная  формула  всегда  лаконична и  красива  по  начертанию.

Если  строго  разграничить  искусство  и  обыденную  жизнь,  то  можно сказать,  что  красота  —  это  привилегия  искусства,  а  польза —  привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения  не  существует,  так  как  искусство  активно  вторгается  в нашу жизнь в  виде  оформления  интерьеров,  мебели, одежды, книг, архитектуры  зданий, дизайна  машин  и  бытовой  техники, музыкальной  среды,  песенно-танцевальных  ритмов  и  т. д.  А  обыденная жизнь  становится  содержанием  художественных  произведений.  Такое  взаимопроникновение  обеспечивает  гармонию  красоты  и  пользы.

БЕРНИНИ. Аполлон и Дафна

Во  все  времена  искусство  давало возможность  людям  запечатлеть  эпизоды  повседневной жизни.  Благодаря этому мы  имеем  представление  о  том, как  жили  и  что  ценили  люди  от  глубокой  древности  до  наших  дней.

Красота  для  древних  народов  не была  самоцелью.  Для  них  красивым было  то,  что  в  наибольшей  степени способствовало  выживанию  и  победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное,  стремительное.

Античный  философ  Сократ  (V  в.  до н. э.)  считал  красивым  то,  что  наилучшим  образом  соответствует  своему назначению.  На  основании  этого  утверждения  он,  не  отличаясь  привлекательной  внешностью,  в  шутку,  но,  тем не  менее,  очень  убедительно  доказывал,  что  необычайно  красив.  «Большие уши лучше улавливают звук, — говорил он, —  поэтому  они  красивы».

И  в  последующие  эпохи  люди  поразному  воспринимали  красоту  и пользу  окружающего мира. Например, фламандские  художники  XVII  в.  восхищались  великолепием  огромного количества  снеди.  Их  грандиозные полотна  вмещали  фрукты,  овощи, дары  моря.  А  голландские  художники того  же  времени  радовались  тихому домашнему  уюту.

ЖИЛИНСКИЙ. Воскресный день

В  эпоху  барокко  искусство  отражало  напряженную  эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный  внутренний мир. В живописи,  скульптуре,  музыке  получила  воплощение  борьба  противоположных сил:  света  и  тьмы,  силы  и  слабости, грубой  власти  и  нежной  покорности. Это  повлекло  за  собой  замысловатые, причудливые  и  противоречивые  формы  искусства.

В  «Высокой  мессе»  И.-С.  Баха  драматургия  основана на  раскрытии  контрастных  образов:  скорби,  страдания и  радости,  света,  которые  пробуждают  величие  духа  и  устремленность  к активному  действию.

СНАЙДЕРС. Натюрморт с фруктами и овощами

Сцены  заурядных  или  даже  трагических  событий,  которые  в  обычной жизни  далеки  от  представлений  о  прекрасном, в  художественном  воплощении  обретают  высокий  смысл  и  красоту.  Их  польза  в  том,  что они  побуждают  нас  к  размышлению,  переживанию,  состраданию,  помогают  открыть  новые грани  окружающей  действительности  и  своего внутреннего  мира  и  тем  самым  приобщиться  к творчеству.

Музыка  сопровождает  человека  повсюду. Современная  техника  сделала  ее  доступной каждому.  Сегодня  можно  говорить  об  омузыкаленном, озвученном быте. Легкая, развлекательная  музыка  стала  основой  музыкального  рациона,  так называемой потребительской музыкой. Она  вызывает  у  слушателей  все  новую  и  новую потребность  в  себе  самой.  К  такой  музыке  относится  шлягер  —  модная  песенка  танцевального  характера,  в  основе  которой,  как  правило, лежит  текст  любовного  содержания.

ХОНХОРСТ. Концерт на балконе; ЛОНГИ. Концерт

Однокоренной  глагол  «schlagen»  имеет  значения  «бить,  колотить,  вколачивать», что  выражает сущностную  черту  самого  действа:  исполнение такой  музыки  опирается,  как  правило,  на  жесткую  ритмическую фигуру,  обычно  повторяемую на  значительном  или  даже  на  предельном  уровне  громкости.  Отличительными  чертами шлягера  являются  его  вненациональный  характер  и использование  определенного  набора штампов. 

Музыка  представляет  все  разнообразие Вселенной,  воплощенное  в  бесконечных  сочетаниях  звуков.  Каждый  слушает  ту  музыку,  которая  ему  нравится.  Музыкальные  пристрастия человека   —  это  своеобразное  зеркало,  но  отражается  в  нем  не  внешняя форма,  а  внутреннее содержание.

В  жизни  происходит  преувеличение  утилитарной  значимости  музыки,  ее  прикладной функции,  при  которой  эстетические,  художественные  качества  отодвигаются  на  второй  план. Именно  с  этим  связано применение музыки  как средства  магического  воздействия.  Музыка  используется  и  в  медицинских  и  воспитательных целях,  она  способна  лечить,  психически  оздоровлять  человека.

Издавна  музыка  понимается  как  средство  управления  поведением  человека,  организации его  действий,  усмирения  его  необузданности. Музыка  объединяет  в  себе  две  крайности,  которые  легко  делаются  самостоятельными по  отношению  друг  к  другу:  в  ней  царят  глубочайшая задушевность  и  проникновенность  и  вместе  с тем  строжайшая  рассудочность.

ВЕРМЕР. У клавесина

• Как  называются  жанры  искусства,  которые  изображают  повседневную  жизнь?  Какие  художники  работали  в  этих  жанрах?

• Послушайте  музыку,  которая  украшает  наш  быт  и  музыкальные  сочинения,  основой  содержания  которых  является  повседневная  жизнь.

• Вспомните  музыкальные  сочинения  и  произведения  изобразительного  искусства,  которые разрушают  представление  человека  о  красоте  и  гармонии.  Как  вы  считаете,  они  приносят  вред или  пользу?  В  чем  это  проявляется?

• Поясните  конкретными  примерами  смысл  выражения  поэта  Д. Самойлова:  «Музыка  лечит… Музыка  губит».

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Учебники по всему предметам скачать, разработка планов уроков для учителей, Искусство для 8 класса онлайн

Содержание урока
1236084776 kr.jpg конспект урока
1236084776 kr.jpg опорный каркас
1236084776 kr.jpg презентация урока
1236084776 kr.jpg акселеративные методы
1236084776 kr.jpg интерактивные технологии

Практика
1236084776 kr.jpg задачи и упражнения
1236084776 kr.jpg самопроверка
1236084776 kr.jpg практикумы, тренинги, кейсы, квесты
1236084776 kr.jpg домашние задания
1236084776 kr.jpg дискуссионные вопросы
1236084776 kr.jpg риторические вопросы от учеников

Иллюстрации
1236084776 kr.jpg аудио-, видеоклипы и мультимедиа
1236084776 kr.jpg фотографии, картинки
1236084776 kr.jpg графики, таблицы, схемы
1236084776 kr.jpg юмор, анекдоты, приколы, комиксы
1236084776 kr.jpg притчи, поговорки, кроссворды, цитаты

Дополнения
1236084776 kr.jpg рефераты
1236084776 kr.jpg статьи
1236084776 kr.jpg фишки для любознательных
1236084776 kr.jpg шпаргалки
1236084776 kr.jpg учебники основные и дополнительные
1236084776 kr.jpg словарь терминов
1236084776 kr.jpg прочие

Совершенствование учебников и уроков
1236084776 kr.jpg исправление ошибок в учебнике
1236084776 kr.jpg обновление фрагмента в учебнике
1236084776 kr.jpg элементы новаторства на уроке
1236084776 kr.jpg замена устаревших знаний новыми

Только для учителей
1236084776 kr.jpg идеальные уроки
1236084776 kr.jpg календарный план на год
1236084776 kr.jpg методические рекомендации
1236084776 kr.jpg программы
1236084776 kr.jpg обсуждения

Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов –
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.

Разработка – Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: Польза в красоте и красота в пользе
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: Польза в красоте и красота в пользе

Источник

Когда-то, уже не помню, когда это произошло, я узнал об архитектурном каноне известного римского ученого Марка Витрувия Поллиона. Я был поражен его простой и полнотой одновременно. Конечно, его основной труд «Десять книг об архитектуре» говорит об очень многом, но три простых, казалось бы, пункта: польза, прочность и красота — ставят все необходимые вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к технологической стороне вопроса.

  • Польза – то есть какое назначение, для чего создается то или иное здание?
  • Прочность – что позволит ему простоять достаточно долго, для выполнения своего назначения?
  • И красота, как необходимый, на мой взгляд, элемент гармонии, эстетики, без которого творение потеряет нечто очень ценное, преображение того, кто соприкасается с ним.

Современное типовое строительство XX века, к сожалению, наполнило мир, однотипными, безликими городами, лишенными индивидуальности, где нет места прекрасному. А это, в свою очередь лишает жителей и внутреннего эстетического чувства. В таком городе не хочется смотреть вверх, вглядываясь в наследие, оставленное потомками в камне или дереве. Поэтому именно эти три пункта в совокупности полностью отражают все необходимые вопросы архитектуры. Еще раз уточню, что, конечно, именно в изначальном, идейном плане. Без которого любая создаваемая форма не будет иметь смысла.

Но поражает меня не только это! Как человека, влюбленного в античную культуру и философию, меня восхищает универсальность моделей, созданных антиками. Как пифагорейцы, обращаясь к законам математики, находили методы работы со своей душой и управлению государством, великие греческие драматурги посредством искусства помогали постичь законы мироздания. Так и Витрувий дает нам возможность на основе его правил в архитектуре увидеть некоторое модели, которые мы можем использовать в нашей повседневной жизни, чтобы сделать ее более наполненной и осмысленной.

Как, давайте посмотрим чуть позже. В первую очередь, мне кажется, важно сказать, почему! И здесь ответ находится на поверхности. Потому, что вопрос познания мира и самого себя был одним из самых актуальных для древних. А отсюда, какой бы деятельностью они не занимались, она всегда была прежде всего ответом и на этот главный вопрос познания.

Если заглянуть в начало «Десяти книг об архитектуре», то уже в самом вступлении книги, где вроде бы должно быть описано, только как проектировать и строить, Витрувий в очень объемном вступлении перечисляет огромное количество пунктов о качествах и знаниях, которыми должен обладать архитектор. Среди них понятные для профессии архитектора: геометр, оптик, математик. Но также и художник, историк, философ, музыкант, медик и др. Зачем? Давайте обратимся к автору и на примере посмотрим. Вот отрывок из вступления, о том, почему архитектору необходимо быть философом:

Что же касается философии, то она возвышает дух архитектора, искореняя в нем самонадеянность, делает его более обходительным, справедливым, честным и отнюдь не скаредным. Это чрезвычайно важно, потому что, в самом деле, никакая работа не может быть выполнена без честности и добросовестности. Архитектор не должен быть жаден и стремиться к наживе, а обязан серьезно поддерживать свое достоинство соблюдением своего доброго имени; это ведь именно и предписывает философия. Кроме того, философия объясняет природу вещей, что по гречески называется φυσιολογία, которую архитектору необходимо очень тщательно изучить…

Довольно необычный подход для современного человека, изучающего прикладную специальность, верно? Но, возможно, не менее от этого актуальный в наше время. И поэтому идеи, которые родились у римского архитектора, настолько универсальны, что применимы во многих сферах жизни. Теперь, давайте вернемся к вопросу «Как?», поднятому нами выше. Как использовать этот метод в нашей повседневной жизни? Для этого давайте увидим отражение этого тройственного канона, через три вопроса, которые необходимо себе задать, перед тем как совершить какой-либо поступок.

Польза

Здесь важно поднять два вопроса:

  1. В чем смысл того, что я собираюсь совершить? Зачем я хочу сделать что-то? Ведь пользу сможет принести лишь то, что имеет смысл.
  2. Кому это принесет пользу?

Важный момент: по-настоящему, полезно только то, что приносит пользу не только тебе, но и другим. И если ответ на этот вопрос таков, что это полезно только для тебя, то это, возможно, означает, что это не полезно совсем никому. Польза действия реальна только тогда, когда совершаемое полезно для всех. Дополнить сказанное, хочется словами еще одного великого римлянина Марка Аврелия: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Мне кажется, что больше и не добавить.

Прочность

«Что является по-настоящему прочным в нас?» Прочным, является то, что мы можем назвать долговечным. То есть действие, которое дает нам возможность приобрести, что-то долговечное, будет правильным? А что тогда долговечно? Явно не что-то внешнее. Ведь все, что мы приобретаем вовне: материальные ценности, слава, почет — очень неустойчивы и могут растаять в миг. Долговечное — это то, что у нас невозможно отнять. Это не то, что мы получаем, а то, какими становимся. Приобретенные качества, добродетели, опыт, то есть то, что делает нас крепче, добрее, мудрее, терпимее, справедливее, выносливее. Или опыт настоящего, как любовь, например.

Это то, что действительно будет всегда нашим, и только это является тем, чего не лишиться, в нашей власти. Отсюда, второй важный вопрос, на который нужно ответить здесь, это «Каким я хочу стать?» И подходящая здесь завершающая пункт фраза: «Быть, а не казаться».

Красота

«Что есть красота в человеке?» Это гармония, соразмерность! Для эллинов, чьими преемниками были римляне, определяющим в жизни был один закон, сформулированный Солоном, законодателем Афин: «Мера во всем!» Золотая середина, без крайностей, а именно так понимал добродетель известный греческий философ Аристотель, — вот что будет красотой в человеке. Соразмерность, гармония, целостность.

И еще, если говорить о действиях, то гармоничными будут являться действия, которые едины и в мыслях, и чувствах, и в поступках, и в идеях. Ведь, к сожалению, как часто бывает так, что мечтаем мы об одном, думаем о другом, хотим третьего, а заняты проблемами совсем иными. Нужно найти то, что соберет весь наш внутренний мир в единое целое. Здесь мне хочется вспомнить картину «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи или «Совершенный человек». Почему так? В первую очередь потому, что он гармоничен. Но, помимо золотой пропорции, по которой выстроено тело человека, в этой картине есть еще два важных элемента. Человек вписан одновременно в окружность и в квадрат. В древней геометрической символике, которую мы встречаем еще у пифагорейцев окружность отражает духовное, а квадрат — материальное. Поэтому совершенный человек — это тот, в ком во всей полноте проявлено и то, и другое. И все находится на своем месте.

Леонардо да Винчи. “Витрувианский человек”

Завершая, хочется, как и антики, провести универсальную параллель. Внутренний мир человека —это здание, которое мы строим. Каким оно будет — неким хаотичным пространством чулана, в который снесли все ненужное, или величественным храмом, — решать нам. И то, что это целиком зависит от нас, не может не радовать. И спасибо Витрувию Марку Поллиону за универсальную модель, практичную и в наше время.

Алексей Выборнов

Источник