Польза занятий в детском саду

Польза занятий в детском саду thumbnail

Зачем ребенку нужен детский сад

Зачем ребенку нужен детский сад? Насколько важно для ребенка общение со сверстниками с самого раннего возраста? Разбираем сложные вопросы детского воспитания.

Мамина забота – главное в жизни малыша. До 3-х лет дитя постоянно нуждается в матери. По мере роста чадо расширяет свое жизненное пространство и круг общения, больше контактирует с внешним миром. Материнские объятия становятся тесны. Чтобы физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка было гармоничным, ему необходимо взаимодействие со сверстниками, правильное и систематическое обучение, некоторая доля самостоятельности, достаточная активность. Все это в полной мере обеспечивают ребенку в детcком садике. Детский возраст – время, когда закладываются основы здоровья, личности, интеллекта.

Зачем нужен детский сад?

Иногда родители сомневаются, зачем отдавать ребенка в детский сад. Особенно часто такой вопрос задают, если мама – домохозяйка, в семье живут бабушки, готовые «сидеть» с внуками, или есть возможность нанять няню. «Какая важность в том, что сын или дочь растет без сверстников» – считают они.

Общение со взрослыми не заменит малышу контактов со сверстниками, опыта построения отношений в социуме. Для правильного развития малыш должен освоить разные модели отношений. Занятия с родителями – слабая альтернатива обучению у опытных педагогов, знающих тонкости детской психологии и особенности восприятия знаний в зависимости от возраста. Важность детсадов трудно переоценить. Ведь успехи взрослого человека, как и его проблемы, родом из детства.

Главная польза детского сада:

  • активное, разностороннее общение и обучение взаимодействию в коллективе;
  • приобретение новых навыков;
  • выявление и разностороннее развитие способностей, правильное развитие;
  • сбалансированное детское питание;
  • приучение к дисциплине и самостоятельности.

О вкусной и полезной пище

Что лучше: мамины домашние пирожки и оладушки, сладости от любящей бабушки или полноценный, сбалансированный рацион, составленный опытными диетологами? Ответ очевиден. В семье ребенка часто балуют, закармливают вкусной, но вредной пищей: шоколадными конфетами, леденцами, тортами, мороженым. Пользы от таких продуктов мало. Детское здоровье страдает от избытка сахара, красителей и жира. В саду дитя получит необходимые калории, витамины и микроэлементы в строгом соответствии с потребностями организма и рекомендациями специалистов по питанию.

Детсад правильного режима

Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину. Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.

«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.

Развиваем правильно

Родители из лучших побуждений часто стремятся сделать своего малыша чемпионом по боксу, полиглотом, гениальным математиком или виртуозом-скрипачом. Иногда у ребенка нет свободной минуты, чтобы просто поиграть любимой машинкой или куклой, его время расписано по секундам. В саду воспитатели знают, что необходимо детскому организму в определенном возрасте, сколько времени он должен учиться новому, сколько – играть и отдыхать.

В погоне за модой родители отдают детишек на плавание, балет, верховую езду, английский или китайский без учета склонностей и желаний чада. Детский ум не подготовлен к восприятию сложной информации, которую пытаются навязать ему мамы и папы. В дошкольном учреждении педагоги способны разглядеть в малыше способности к творчеству, изучению языков или занятиям спортом. Если малыш рвется к мольберту и краскам, они дадут ему возможность порисовать, но не станут заставлять часами разучивать гаммы.

Домашние занятия с ребенком обычно нерегулярны и лишены системы. В садике разработана программа развития малышей разного возраста и подготовки их к школе. Мальчики и девочки не только узнают буквы и цифры, освоят навыки чтения, лепки и рисования, но научатся самостоятельной и последовательной работе, умению добиваться поставленных целей.

Сила коллектива

Дома малыш получает определенную роль. Он либо «несмышленыш», нуждающийся в постоянной опеке и поучении, либо «царь и бог», все прихоти которого мгновенно исполняются, либо «надежда и гордость», призванная воплотить нереализованные мечты взрослых. В коллективе ребенок – один из многих сверстников. Здесь он может быть самим собой, общаться с разными детьми, учиться находить общий язык с каждым и отстаивать свою позицию. Посещать детский садик необходимо для развития правильных навыков коммуникации, поведения в социуме.

Читайте также:  Вода с лимонной кислотой польза для похудения

Как заботятся о детском развитии «у нас» и «у них»

Во всем мире признают важность детских садов. В разных культурах понимают, что дает коллектив ребенку. Первый садик был организован в Шотландии в начале XIX века. В Россию нововведение пришло в 60-х годах позапрошлого века. Сегодня в РФ насчитывается около 60 000 детских дошкольных учреждений. Воспитание ребенка проводится в соответствии с программами, разработанными педагогами, врачами, психологами.

В США в ясли принимают малышей с 1,5 месяцев, в Южной Корее, Японии, Нидерландах, Израиле – с 3-х. В Германии и Швеции в сад идут с 1 года. Во Франции законодательно закреплено обязательное посещение дошкольных учреждений ребятами с трехлетнего возраста.

В России ребеночка примут в ДОУ младшей группы с 2 месяцев, а в обычное – с двух лет. В нашей стране в среднем 65% мальчишек и девчонок охвачено коллективным дошкольным воспитанием. Из оставшихся 35% малышей большинство остается дома не по желанию родителей, а по причине отсутствия мест в садах и яслях.

Так быть или не быть в детсаду

Окончательное решение в вопросе о том, стоит ли ребенку ходить в детсад, принимают родители. Взвесив все «за» и «против», папа и мама обычно приходят к мнению, что вливаться в коллектив нужно начинать с раннего возраста. Важно не упустить момент, когда дитя готово к самостоятельности и способно с легкостью принять изменения. Старшим мальчикам и девочкам это сделать сложнее: у ребенка формируются стойкие привычки, особенности характера.

Если грамотно выбрать дошкольное учреждение, ребенку ходить в детский сад станет интересно, полезно и весело, а родителям будет радостно наблюдать за успехами сына или дочери.

Источник

О пользе детского садаСреди родителей часто бытует мнение, что детский сад это «камера хранения детей» , что он нужен лишь для того, чтобы там ребята дожидались своих родителей с работы. Потому некоторые неработающие родители и не спешат определять своего малыша в детский садик, или планируют это сделать, но в старшем возрасте, не понимая насколько важно детям посещать детский коллектив с ясельного возраста. Так что же такое детский сад и чем он полезен для малышей?
Начнем, пожалуй, с самого простого – с названия. ГБДОУ-городское бюджетное дошкольное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение. Ставлю ударение на слове образовательное! Это и определяет приоритеты и дальнейшее развитие ребенка в данной организации, то есть ребенок там образовывается! Главная задача гбдоу: гармоничное развитие ребенка. Заметьте! Не присмотр за вашим малышом, не пребывание, а РАЗВИТИЕ!

Теперь попробуем определить, как и посредствам чего ребята развиваются в наших садиках.  Главная функция садика – образовательная. Освоение детьми общеобразовательной программы происходит ежедневно посредством игры, т. к. это ведущая деятельность для дошкольников. Чтобы стало более понятно, введем разъяснение: ведущая деятельность – это та деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических и психологических особенностях личности на данной стадии развития. Образовательная программа позволяет ребенку гармонично развиваться во всех областях: математические представления, окружающий мир, познавательная сфера и другое. Совместная деятельность педагога с детьми в детском образовательном учреждении построена на основе возрастных, санитарно-гигиенических и климатических особенностях детей дошкольного возраста. Эту деятельность планируют высококвалифицированные специалисты данного направления.
Так же, в детском саду развиваются коммуникативные навыки. Говоря проще, дети общаются. Думаю, этот факт бесспорен. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Диалоги, безусловно, могут строиться у детей и со взрослыми, но неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Это утверждал еще Ж.Пиаже. Только в общении с другими детьми ребенок научаетсяладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Дети учатся работать в команде! Стоит заметить и тот факт, что детский коллектив всегда неоднороден. В нем встречаются дети из разных семей с разными типами темперамента и пр. Это очень хорошо! Поскольку именно здесь малыш сможет научиться понимать людей и по-разному с ними общаться. Настаивать на своем мнении или уступить.
В детском садике детям своевременно прививаются навыки самообслуживания. Любая мамочка или папочка, бабушка или другой значимый взрослый очень любят своего малыша и им, конечно, хочется помочь «Машеньке» надеть носочки или застегнуть пуговку. Это замечательно, когда малыша любят! Но не когда это мешает ему развиваться! Родители сами не осознают и не подозревают, насколько это вредит развитию детей. Воспитатель организовывает развитие данных навыков.
Режим дня. Вот что важно в развитии любого ребенка. В детском садике четко распланирован под возрастные особенности детей, время года и климат местности. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Психическое и физическое здоровье детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Не всегда в домашних условиях можно обеспечить ребенку ежедневое постоянное выполнение всех режимных моментов.
Не в каждой семье существуют правила, по которым нужно жить малышу, чтобы социализироваться к нашему обществу. Когда ребенок приходит в детский сад, он неизбежно начинает подчиняться правилам группы. Под правилами понимается совокупность этических, гигиенических, режимных, коллективных законов общества. Ребята очень быстро адаптируются под них в детском возрасте и очень долго и болезненно во взрослом, вот еще одна причина, зачем малышу посещать детский сад.
Безусловно, детский сад детскому саду рознь в уровне образовательном, воспитательном, в оснащенности, в педагогическом составе и пр., но то, что детский сад – это важный этап в жизни и развитии ребенка , это неопровержимый факт.

Читайте также:  Яичный желток для грудничка польза

Источник

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,

каждое наше слово — интонация, с которой оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток, который

мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности.

В. П. Кащенко.

Развитие ребёнка, как целостной личности, является основной задачей всех современных программ воспитания дошкольников. В практике работы детских дошкольных образовательных учреждений мы наблюдаем интенсивное развитие дошкольников, это приводит к перегрузке детей и отрицательно сказывается на их здоровье. А интегрированные занятия являются положительным решением образовательных задач, при решении которых уменьшается психологическая и физическая нагрузка у детей.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе,являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса; формирование личности педагога и ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Интеграция выполняет ряд функций в обучении и воспитании:

1. Методологическая функция формирует у детей современные представления о изучаемых дисциплинах.

2. Образовательная функция – формирует системность и связанность отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.

3. Развивающая функция – формирует познавательную активность, преодолевает инертность мышления, расширяет кругозор.

4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция – совершенствует содержание учебного материала, методов и форм организации воспитания и обучения.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятийнеобходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

Для начала нужно выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты и выявить связи между подобными элементами знаний.

Затем изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость и учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин. Планируя занятие, необходимо сформулировать основную цель и задание и смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия. И наконец, выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Читайте также:  Ламинирование ресниц что это польза или вред

Интеграция может происходить по нескольким направлениям.

Интегрированные занятия по развитие речи – помогают расширению и систематизации словарного запаса, развитию инициативной речи и совершенствуют грамматическую структуру речи. Ознакомление с окружающим миром – систематизируют и углубляют знания о предметах и явлениях, развивают познавательную мотивацию, формируют интереск различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность. Подготовка к обучению грамоте – развивает речевой слух и сенсорное развитие ребенка в области языка, формирует звуковой анализ и синтез, знакомит с предложением и словом в предложении. Интегрированная продуктивная деятельность – реализует впечатления, знания, эмоциональное состояние в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развивает сенсорный эталон. Музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступен ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить. Ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок, поэтому литература «как бы пользуется вдруг и не раздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В. Белинский); произведения литературы в данном случае могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства. Изобразительное искусство способствует развитию внимания, на-блюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художниками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов, вырабатывает видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску.

Работая детском саду я могу сказать, что хорошие основания для проведения интегрированных занятийдают следующие сочетания предметов:

• музыка и математика;

• обучение грамоте и математика;

• художественная литература, развитие речи и обучение грамоте;

• развитие речи, музыка и рисование;

• математика и труд;

• ознакомление с окружающим, музыка, рисование и труд;

• ознакомление с окружающим и чтение художественной литературы и др.

При планировании и организации интегрированных занятий педагог должен обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада. Помнить, что в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Разрабатывая занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания. Планируя занятие, педагог должен тщательно выбирать тип и структуру занятия, метод и средства обучения, а также определить оптимальную нагрузку различных видов деятельности детей на занятии.

Так как интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, то при планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии. Во время проведения интегрированных занятий необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, а так же учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. И наконец, самое основное на таких занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка и средством повышения профессиональной компетентности педагогов. Такие занятия можно применять при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний.

В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.

Итак, я считаю, что интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми и использовать индивидуально-дифференцированной подход.

Источник