Пословицы о пользе устной и письменной речи

Пословицы о пользе устной и письменной речи thumbnail

Ежедневно люди общаются друг с другом посредством речи, устной и письменной. Мы разговариваем, жестикулируем, пишем СМС-сообщения, комментарии в социальных сетях. Существует определение, что речь — это язык в действии. И эти два понятия тесно связаны между собой в русских народных пословицах. Самые емкие и меткие пословицы, в которых говорится о письменной и устной речи, мы собрали на данной страничке.

Источниками для вдохновения стали, как и всегда, сборники пословиц (Даль В.И. «Пословицы русского народа», А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки», О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»)

Пословицы о пользе устной и письменной речи

Пословицы про письменную речь

Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Видна птица по перьям, а человек по речам.
Какова голова, такова и речь.
Лучше печатного не скажешь.
Бумага терпит, перо пишет.
Пишут не пером, а умом.
Пиши всяко лыко в строку.
Написанное не пропадает.
Писать-то пишу, а читать в лавочку ношу.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Быть по-сказанному как по-писаному.

Пословицы о письменной речи и чтении

Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
Кто много читает, тот много знает.
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Читает — летает, да ничего не понимает.
При нас читано, да не при нас писано.
Не дочитав сказки, не бросай указки.
Много читает, а дела не знает.
От доски до доски прочел.
Эко диво: поглядишь — чистенько; погладишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается.
Не много читай, да много разумей.
Вчитайся хорошенько — слюбится.
Есть и читать вместе — память проглотить.

Худая грамота — человеку пагуба.
Лучше печатного не скажешь.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Без грамоты, как без свечки в потемках.
Грамота — второй язык.
Грамота — не болезнь, годы не уносит.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга твой друг, без нее, как без рук.
Одна книга тысячи людей учит.
С книгами знаться — ума набраться.
Книга в деревне — что окно в избе.
Ум без книги, что птица без крыльев.
С книгой жить — век не тужить.
Книги читать — не в ладоши играть.
Книги читай, а дела не забывай.
Книга книгой, а своим умом двигай.
Хороша книга, да чтец плох.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Учился читать да писать, а научился петь да плясать.

Азбука — к мудрости ступенька.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Азбуки не знает, а читать садится.
Смотрит в книгу, а видит фигу.
Написал как курица набродила.

Пословицы об устной речи и слушании

Умные речи приятно и слушать.
Умные речи и в потёмках слышно.
Пустые речи и слушать неча.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Людских речей не переслушаешь.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает).
Сижу у печи да слушаю людские речи.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Слушай больше, а говори меньше.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Глупым словам — глухое ухо.
Всех речей не переслушаешь.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
Красную речь красно и слушать.
Мало говори, больше услышишь.
Мелет день до вечера, а послушать нечего.
Сам поет — сам слушает.

Пословицы, в которых говорится об устной речи

На словах густо, а в голове пусто.
Язык мой, а речи не свои говорю.
Речь вести — не лапти плести.
По речи узнают человека.
Говорит, как по писаному.
Можно много сказать и в короткой речи.
Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
С умным разговориться, что мёду напиться.
От учтивых слов язык не отсохнет.
Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору.
Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.

Речи, как снег, а дела, как сажа.
Речь вести — не лапти плести.
Не годится к страже вор, а дурак — на разговор.
На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра».
С тобой разговориться, что меду напиться.
До россказней охотник — плохой работник,
Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит.
Кто много говорит, тот мало делает.
Говорить — не работать, торопиться не надо.
Все мы говорим, да не все по-говореному выходит.
Говорит прямо, а делает криво.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Чье правое дело, тот говорит смело!
Говорит, как река льется.
Лишнее говорить, себе вредить.

Без языка и колокол нем.
Язык до Киева доведёт.
Востёр язык, да дурной голове достался.
Язык без костей, работает и на хозяина и на гостей.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.
Держи собаку на цепи, а язык — на семи.
Дай волю языку, скажет то, чего и не знает.
Язык везде достанет.
Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет.
Язык говорит, а голова и не ведает.
Лучше ногою запнуться, чем языком.
Не давай воли языку во хмелю, в беседе и в гневе.
У дурака, что на уме, то и на языке.
Языком мели, а руками не разводи.
Язык ворочается, говорить хочется.
Язык мягок: что хочет, то и лопочет.
Язык мап, да горами качает.
К старости зубы тупее, а язык острее.

Ветры горы разрушают — слово народы подымает.
Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
Где много слов, там мало правды.
Доброе слово железные ворота отопрет.
Не давши слова — крепись, а давши —держись.
Осла узнаешь по ушам, а дурака — по словам.
Сказанное слово — серебряное, а несказанное — золотое.
Слово крепче печати.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.
Глупые речи — что пыль на ветру.
Кстати промолчать — что большое слово сказать.
Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
Молчание — золотое словечко.
Слово — серебро, молчание — золото.
Умей сказать, умей и смолчать.
Не все ворчать, надо и помолчать.

Читайте также:  Чай из шелковицы польза и вред

Беседа дорогу коротает.
Всех речей не переслушаешь.
Говорит по секрету, а выйдет по всему свету.
Долго думал, да хорошо сказал.
Красно поле пшеном, а беседа — умом.
Не бросай слова на ветер.
Не все сказывай, что помнится.
Сам поет соловьем, не зная о чем.

Источник

astra-555
[186K]

3 года назад

Пословицы и поговорки о письменной речи и её преимуществах над устной:

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Плохой карандаш лучше хорошей памяти.
  • Написанное остаётся, сказанное забывается.
  • Сказанное слово было да нет, а написанное живёт целый век.
  • Чем 10 раз читать, лучше один раз записать.

**О чтении **:

*Чтение – вот лучшее учение.

*Не на пользу книги читать, коли одни вершки глотать.

*Кто много читает, тот много знает.

*Одна книга тысячу людей учит.

*Книга – к мудрости ступенька.

*Ум без книги, как птица без крыльев.

*Книги читать – скуки не знать.

*Читает – летает, да ничего не понимает.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

владс­андро­вич
[600K]

3 года назад

Когда я учился в средней школе, то невероятно популярной была поговорка:

“Что написано пером, не вырубишь топором”, так как учителя так науськивали что бы школьники правильно и аккуратно писали.

Еще учитель литературы, любил говорить что, тот человек кто много читает, много знает и что книга, это кладезь знаний.

Sveta S
[57.5K]

3 года назад

В русском языке множество пословиц и поговорок. Есть также о письме и чтении.

Самые известные пословицы о письменной речи, например:

Что написано пером, не вырубишь топором (пословица говорит о важности написанного);

Пишут не пером, а умом (пословица говорит о том, что писать надо думаючи, ведь книга всегда служит источником знаний);

Книга – источник знаний (по книгам учатся);

Также есть пословицы о чтении:

книги читать – скуки не знать (действительно, с хорошей книгой нельзя соскучится);

Чтение – лучшее учение (читая книги – учимся).

ворчу­нов
[105K]

3 года назад

Этой теме посвящено не мало пословиц и поговорок как в русском языке, так и в других языках народов мира.

Они подчеркивают как приятно общаться с умным человеком

*С умным разговориться, что мёду напиться.

И как непривлекательно выглядят болтливые и глупые люди.

*Не болтай наугад, клади слово в лад.

Пословицы подчеркивают необходимость следить за своим языком.

*Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

Умение читать сравнивается с божьим даром.

*Книга мала, а ума придала.

дольф­аника
[365K]

3 года назад

Русский народ тонко подмечал особенности жизни и складывал свои наблюдения в пословицы и поговорки. Очень пословиц в сказках, которые учат добру и помогают понять характер героев сказки. Половицы об устной речи учат думать над сказанным, думать, а потом сказать, потому что слово имеет большую силу, о чем есть немало пословиц. Пословицы о письменной речи также предупреждают, что обилие слов не всегда хорошо, можно написать очень много слов и не будет никакого смысла и читатель в следующий раз не захочет читать. Краткость сестра таланта, как говорил классик, а пословицы данное выражение подтверждают.

Пословицы о письменной речи

Пословицы о пользе устной и письменной речи

Пословицы об устной речи

Пословицы о пользе устной и письменной речи

Nelli­4ka
[109K]

3 года назад

Я бы разделила поговорки и пословицы по данному вопросу на две категории:

  • те поговорки и пословицы, в которых говорится о чтении:

Пословицы о пользе устной и письменной речи

  • те пословицы и поговорки, которые говорят нам о книгах:

Пословицы о пользе устной и письменной речи

Если нужно найти еще примеры, советую руководствоваться именно таким разделением (искать, например, пословицы о чтении или пословицы о книге).

Знаете ответ?

Источник

Пословицы и поговорки о речи.

В богатейшей сокровищнице русского устного народного творчества значительное место занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образности поговорки. Эти жанры пользовались и  пользуются большой популярностью, как в древности, так и в наши дни. Пословицы и поговорки способствуют обогащению языка, они прочно вошли в нашу речь, и являются неотъемлемой ее частью. С их помощью люди с давних пор приобрели необходимый навык выражать свои мысли доходчиво, учились умению лаконично и вместе с тем образно оценивать различные явления действительности.

Максим Горький писал: «В пословицах и поговорках особенно четко проступают прелесть простонародной речи, краткость, которая создается двумя, тремя словами». Недаром говорится:

  • красна речь с притчею (поговоркой);
  • поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Из содержания большинства пословиц и поговорок можно четко выделить мысль о необходимости речи и слова для человека, т.е. необходимости функции общения вообще. Это видно из следующих пословиц:

Слово благо паче даяния многа (на старославянском языке).

Петух поневоле запоет, коли говорить не умеет.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Кто не умеет говорить, тот портит разговор.

Без слова дело не делается.

Красное слово всегда в пору.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Без языка и колокол нем.

Сила влияния слова на психику человека и его душевное состояние, переживания, эмоциональный настрой велика.

Слово — ключ, которым открывают сердца.

Слово горы ворочает.

Птицу кормом возьмешь, человека — словом.

Нет мук страшнее муки слова.

Ветер горы разрушает — слово народы подымает.

Слово не стрела, а к сердцу льнет .Слово пуще стрелы разит.

Сказал, как топором отрубил.

Сказал, как узлом завязал.

Наговорились, как меду напились.

Благодаря пословицам и поговоркам мы узнаем, как необходимо для человека умение правильно говорить, какой должна быть красиво построенная, правильно оформленная речь. Одна из пословиц гласит: По речам узнают человека.

Итак, правильная речь должна быть:

• Умной

Умную речь хорошо и слушать.

Умные речи и дурак поймет.

Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь.

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

Глупо говорить — людей смешить.

Глупые речи, что пыль на ветру.

Читайте также:  Светодиодные светильники вред или польза

Хорошего пирожка приятно покушать, умную речь приятно послушать.

Непродуманное слово, что недозрелое яблоко.

Во многих пословицах выражена мысль о необходимости « говорить обдуманно и верно»

Слово не воробей, вылеmum — не поймаешь.

Слово не стрела, а пуще стрелы. Конь вырвется — догонишъ, а сказанного слова не воротишь.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

Сказанное слово в кадык не ворочается. Сорвалось словцо — не схватишь за кольцо.

Губки да зубки — два замочка: вылетит словечко, не поймаешь.

• Уместной

Слово вовремя и кстати сильнее письма и печати.

Каждому слову свое место.

Речь красна слушанием.

Сам поет, сам и слушает.

Не молчи, когда нужно говорить.

• Значимой

Слова не должны расходиться с делом, а должны подкрепляться ими.

Не бросай слов на ветер.

Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит.

Говорить без дела, что на воде писать.

Где много говорят, там машины стоят.

Речи слышали, а дела не видим.

Говорит много, а дела на грош, да и тот нехорош.

Словами, что листьями сыплет, а делами, что иглами колет.

Из одних слов шубы не сошьёшь

• Выразительной

Четко, кратко и доступно

выражать свои мысли, высмеивать чрезмерную болтливость и пустословие.

Скажи свинье, а свинья борову, а там разойдется по всему городу.

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.

К осени погода становится дождливее, а люди к старости — болтливее.

Рот нараспашку, язык на плечо.

В многословии не без пустословия.

Говори, говори: да и молчи.

Много говорить — голова заболит.

Лишнее говорить — только делу вредить.

Язык без костей потешает гостей.

Умей сказать многое в немногих словах.

Коротко сказано, да много высказано.

Несколько хороших слов — сладко, слишком много слов — приторно.

Некоторые пословицы и поговорки повествуют о речевых нарушениях.

Артикуляция

Говорит, словно жвачку жует.

Рассказал, как размазал. Прожуй слово да вымолви.

Темп речи

Говорит, что горох о стену лепит.

Говорит, как спит.

Трудности в формировании фразы

Замолчал, как рыба в пироге.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Говорит, как клещами на лошадь хомут надевает.

В пословицах и поговорках можно найти и некоторые советы по исцелению речевых дефектов.

Говори смелее — будет вернее!

Источник

в каких пословицах и поговорках  русского народа говорится 1) об устной речи и слушании  2) о письменной речи и чтении ?

  • 1. Говори мало, слушай много, а думай ещё больше 
    Слово — серебро, молчание — золото 
    Живое слово дороже мёртвой буквы 
    Хорошую речь хорошо и слушать
    Слово- не воробей:вылетит- не поймаешь
    Хлеб-соль кушай,а умные речи слушай
    С умным разговориться что меду напиться
    От учтивых слов язык не отсохнет

    2.Учился читать да писать, а выучился петь да плясать 
    Чтение — вот лучшее учение 
    Что написано пером, то не вырубишь топором 
    Хороша книга, да чтец плох
    Не на пользу книги читать,коль одни вершки глотать 

Содержание заданий и решения Example

В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.

1. Что написано пером, того не вырубишь и топором. 2. Хорошую речь хорошо и слушать. 3. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 4. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. 5. С умным разговориться что мёду напиться. 6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 7. От учтивых слов язык не отсохнет.

Об устной речи: 2,3,4,5,6,7

О письменной речи: 1

Example

.

1. Кто хочет от жизн

и толку доби

ться , тот

ничего

не боится .

2. Кто уме

е т весели

ться , того горе бои

тся .

3. Не надо хвали

ться , если не зна

е шь, как хлеб роди

тся .

4. С умным разго­вори

ться . что меду напи

ться .

5. Грамот

е учи

ться — всегда пригоди

тся .

(Пословицы)

Example
.
1. Не от росы урожай а от поту.
2. Неправдой свет пройдешь а назад не воротишься.
3. Добрая пословица не в бровь а в глаз.
4. Красная ягодка да на вкус горька.
5. Мал ерш да колюч.
6. Без нитки да иголки шубы не пошить.
6. Мал золотник да дорог.
7. Ищи товарища лучше себя а не хуже себя.

Example

.

1) Живое слово дороже мертвой буквы.

2) Плохи друзья на полчаса.

3) Пословица недаром молвится.

4) Старый друг лучше новых двух.

5) Одна пчела немного меду натаскает.

6) Без соли, без хлеба — худая бесе­да.

7) Друга иметь — себя не жалеть.

Дружные сороки и гуся тащат.

9) Лучше не договорить, чем переговорить.

10) Хорошие речи приятно слушать.

Тема дружбы — 2, 4, 5, 7, 8.

komant

25 марта 2014

ответ

Спасибо этому ключу. Сейчас я радио включу. Я всех певцов перекричу Могу свистеть, стучать дверьми, Никто не скажит — нешуми! vinnie7777

25 марта 2014

ответ

Затранскрибировать четверостишие: ПРАВИТ ИМИ ГОСУДАРЬПО ПРОЗВАНИЮ СЛОВАРЬ. И ОТНОСИТСЯ ОН К НИМ, СЛОВНО К ПОДДАННЫМ СТОИМ. sedovod

25 марта 2014

ответ

Приволье это просторечное слово? utub6

25 марта 2014

ответ

Раздели слова на слоги и для переноса ОТЕЦ, ОТЦОВСКИЙ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА. moses

25 марта 2014

ответ

Жила-была лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая а ведь из трех слогов ля-гуш-ка. И жил-был слон. Большой-большой. И только из одного слога Слон Ималенькая лягушка дрознила большого слона Всего один слог ха-ха! Но пришла из болота цап-ля из двух слогов. И проглотила она ля-гуш-ку из трех слогов всю сразу. Вот ведь как! Выпиши из текста разные формы одних и тех же слов поставь ударение. Разбей на слоги слова маленькая, большого, проглотила. Разбери эти же слова по составу. devova

25 марта 2014

ответ

Выделить 2 обзатца Есть на свете люди, которые mrpss

25 марта 2014

ответ

Мне нужны высказывание о языке! Помогите sergei29

25 марта 2014

ответ

Что помогло и помогает людям передовать опыт разговора jajabinks

25 марта 2014

ответ

Охарактеризуй согласные звуки щ ц с з ж р к н по плану 1. Твердый или мягкий, парный или непарный 2. Звонкий или глухой, парный илинепарный

Читайте также:  Значок згт скрытно для пользы

Продолжение предыдущего занятия

ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

Для написания АРГУМЕНТА и ВЫВОДА можно использовать ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ.

Советы о том, как ввести цитату в качестве аргумента к сочинению-эссе по русскому языку.

1.Легче всего оформлять высказывания (цитаты) в виде предложения с прямой речью. Для этого необходимо знать высказывание наизусть.

2.Фрагменты лирических произведений, расположенных в соответствии со стихотворными строками, оформляются без кавычек.

3.Для того чтобы научиться оформлять частичное цитирование, советуем потренироваться, используя

  • опорные слова, которые в высказывании выделены жирным шрифтом; если они приводятся дословно, их необходимо заключать в кавычки;
  • сведения об авторе высказывания
  • клише для оформления высказываний (для оформления предложения с косвенной речью)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы ввести в сочинение высказывание (цитату) в качестве аргумента, используйте КЛИШЕ.

Вспоминаются (вспомним) слова (кого?) о том, что…

По словам … ,…

… (считал, говорил, писал, утверждал…), что

Обратимся к…

Можно привести высказывание … о том,…

Своё мнение могу подтвердить словами …

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрите примеры интерпретации высказывания № 16 для аргументации (с использованием опорных слов)

16.

Умение правильно говорить — ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина. (Цицерон)

Вспоминаются слова древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

По словам древнеримского философа и оратора Цицерона, правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Древнеримский философ и оратор Цицерон говорил, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Обратимся к словам древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Можно привести высказывание древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

Своё мнение могу подтвердить словами древнеримского философа и оратора Цицерона о том, что правильная речь — это «свойство каждого гражданина».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.

Умение правильно говорить — ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина. (Цицерон)

Цицерόн Марк Туллий (106 до н.э.- 43 до н.э.) – древнеримский политик и философ, оратор.

Труды:

Учение академиков

О пределах добра и зла

О старости. О дружбе. Об обязанностях.

Построение речи

Письма к друзьям

Письма к близким

и др.

17.

Как человека можно распознать по его обществу, так о нём можно судить по его языку. (Д.Свифт)

Свифт Джонатан (1667-1745) – английский писатель, философ, общественный деятель.

Произведения:

Битва книг

Сказка бочки

Путешествия Гулливера

Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка

и др.

18.

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры.
В. А. Сухомлинский

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) – украинский советский педагог. Родился в семье деревенского плотника. Участник Великой Отечественной войны.

В.А.Сухомлинский

· создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на признании личности ребёнка высшей ценностью;

· строил процесс обучения как радостный труд;

· разработал эстетическую программу «воспитания красотой».

Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни – «Сердце отдаю детям».

19.

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям – просторно (Н.А.Некрасов).

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877) — русский поэт, классик русской литературы.

Произведения

Стихотворения

Родина

На Волге

Крестьянские дети

Железная дорога

В дороге

Забытая деревня

Размышления у парадного подъезда

Поэт и гражданин

Элегия

Пророк

Памяти Добролюбова

и др.

Поэмы

Русские женщины

Дедушка

Саша

Мороз, Красный нос

Кому на Руси жить хорошо

и др.

20.

Точность словоупотребления – основной закон культуры речи. (Л.Н.Толстой).

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – один из наиболее широко известных русских писателей. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель.

Романы:

Война и мир

Анна Каренина

Воскресение

и др.

Повести:

Детство

Отрочество

Юность

Казаки

и др.

Рассказы:

Севастопольские рассказы

После бала

и др.

Учебная литература:

Азбука

Арифметика

и др.

21.

Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». (А.Н.Толстой)

Толстой Алексей Николаевич (1883-1945) – русский писатель и общественный деятель. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Романы:

Гиперболоид инженера Гарина

Хождение по мукам

Пётр Первый

и др.

Повести и рассказы:

Граф Калиостро

Детство Никиты

Аэлита

Русский характер

и др.

Сказки:

Русалочьи сказки

Золотой ключик, или Приключения Буратино

и др.

22.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности. (В.В.Виноградов).

Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) – русский литературовед и лингвист.

Работы:

Литературный язык

Поэзия Анны Ахматовой

О художественной прозе

Язык Пушкина

О языке художественной литературы

Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.

и др.

23.

Помните, что ваша интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания. (Б.Н.Головин)

24.

Простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно.

Это простое слово можно произнести на тысячу ладов. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены.(И.Л.Андронников)

Андронников Ираклий Луарсабович (1908-1990) – советский писатель, литературовед, телеведущий.

Труды:

К биографии М.Ю.Лермонтова

Жизнь Лермонтова

Рассказы литературоведа

Я хочу рассказать вам

Лермонтов: исследования и находки

К музыке

Всё живо

и др.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу sunapgn@mail.ru

Источник