Повинность отбываемая крепостными в пользу помещика

Барщина и оброк – это разновидности феодальной зависимости крестьян от землевладельцев, которые появились на Руси в эпоху формирования крепостной зависимости. Они были установлены между владельцами земель и людьми, которые проживали на этих землях. Те крестьяне, которые не могли себе позволить выкупить землю (потом они и вовсе потеряли это право), были вынуждены всю жизнь арендовать её у помещиков. Плата взималась деньгами, продуктами труда, либо трудовой повинностью.

Что такое барщина

Что означает понятие «барщина»? Барщиной называется принудительный труд крестьян в хозяйстве землевладельца. Она могла исчисляться как продолжительностью времени, так и объёмом работы. Барщина существовала на Руси ещё в эпоху «Русской Правды» (XI век) и практиковалась в некоторых регионах России вплоть до конца 1880-х годов. Определение «барщина» в западных регионах страны звучало как «панщина» (от слова «пан», а не «барин»).

Эта повинность крестьянина в пользу феодала получила широкое распространение в XVI веке, когда везде стало затруднительным брать оброк деньгами или продуктами. Основная часть крестьян жила очень бедно, и с них попросту нечего было взять. Поэтому была введена трудовая повинность: за пользование землёй крестьянин должен был бесплатно работать в хозяйстве помещика своим инвентарём.

Землевладелец сам определял, какие обязанности должны
были выполнять его крестьяне на барщине: обрабатывать землю, заготавливать
сено, работать на ремонтных и строительных работах и т.д. Барщина была также
распространена среди монастырских крестьян (люди отрабатывали свою повинность на
землях, принадлежащих монастырям).

Часто использовалась комбинированная феодальная
зависимость: часть арендной платы крестьяне вносили оброком, а часть –
отрабатывали барщиной.

Указ о трехдневной барщине

В 1797 году император Павел I своим указом от 5 апреля ограничил барщину тремя днями в неделю, а также запретил привлекать крестьян к работам в хозяйстве помещика по воскресеньям и праздничным дням. Эти ограничения соблюдались повсюду в России и в последующем.

Отмена барщины

Барщина и оброк просуществовали очень долго, несмотря
на то, что они были явными пережитками феодализма.
Эти повинности сохранялись даже после ликвидации крепостного права. Причинами
тому было экономическое состояние страны, которое не могло подстроиться под
новую систему отношений, а также грабительская сущность реформы: объявленные
свободными крестьяне ещё должны были откупиться от помещиков, и мало у кого были
средства на это. Они на протяжении десятилетий продолжали называться
«временнообязанными».

Крестьяне – определение

Крестьяне – это сельское население, занятое в
сельскохозяйственном производстве. Первоначально это были свободные
земледельцы. В раннем Средневековье они попали в экономическую и политическую
зависимость от феодалов. Именно крестьяне являются основой всего русского
народа.

По самой распространённой версии, слово «крестьянин» произошло
от слова «христианин» в старорусском произношении. Главное отличие крестьянина
от фермера состоит в том, что он живёт, главным образом, натуральным хозяйством
и бо́льшую часть сельхозпродукции выращивает не на продажу, а потребляет в
своей семье и отдаёт феодалу.

Что такое оброк

Оброк – одна из форм феодальной ренты, платёж феодалу в денежной либо в натуральной форме. Он взимался помещиками с крестьян, как арендная плата за пользование землёй.

При оброчной системе повинностей крестьяне имели
возможность сами распоряжаться своим временем. В этом смысле они были более
свободными, чем те, кто отрабатывал свою повинность барщиной. Они были меньше
привязаны к земле, поэтому могли заработать и «на вольных хлебах» – различными
промыслами, извозом и прочими видами деятельности, не обязательно связанными с
сельским хозяйством. Основная часть государственных крестьян несли оброчную
форму повинности.

Оброк просуществовал в натуральной форме до 1861 года,
а в денежной форме – до 1863 года.

Натуральный оброк

В понятие
«оброк» включалась любая дань, которую феодал взимал с крестьян: деньгами,
продуктами сельского хозяйства, ремесленными изделиями и даже людьми
(холопами).

Поскольку крестьяне жили натуральным хозяйством и
деньги у них водились редко, натуральный оброк, выплачиваемый сельхозпродуктами
(прежде всего, зерном) был более распространённым, чем денежный.

Платить
оброк крестьяне перестали уже вскоре после манифеста от 18
февраля 1861 года, зато с них начали взимать выкупные платежи. А вот барщина в
истории нашей страны задержалась дольше: в целом ряде регионов её практиковали
вплоть до 1888 года, когда обязательные отношения крестьян к помещикам были
прекращены законодательством. Термин
«барщина» при этом мог уже не употребляться, но сущность отношений
землевладельцев с крестьянами оставалась той же.

Проверьте свои знания

Когда барщина получила широкое распространение?

в 16 веке

в 17 веке

в 18 веке

в 14 веке

Кто ввел указ о трехдневной барщине?

Петр I

Павел I

Николай II

Александр I

В какой день было запрещено работать на помещика ?

Субботу

Четверг

Воскресение

Пятницу

До какого года сохранялся натуральный оброк?

до 1841 года

до 1861 года

до 1851 года

до 1871 года

До какого года крестьяне платили барщину в России ?

до 1888 года

до 1898 года

до 1878 года

до 1889 года

Что такое барщина и оброк

Добавьте Ваш комментарий

3 324 просмотров

Источник

Зависимых людей в усадьбах помещика было много. Каждый из них выполнял возложенные на него обязательства. Самыми многочисленными жильцами в поместье были крестьяне. Повинности крепостных крестьян были обширны: строительные работы, подати натуральными продуктами, работа на фабриках и заводах, переезд с хозяевами на новые места и т.д.

Перечислите повинности и виды оброка крепостных крестьян

Крепостные крестьяне выполняли следующие виды повинностей:

барщина;

оброк

натуральный;

денежный;

другие обязательства.

Крестьяне должны были отдавать часть выращенных продуктов помещику, а так же работать на его полях. Позже повинности перевели на деньги. Феодалу было удобно: он получал доход в удобной форме, а отданные крестьянами продукты часто были плохого качества.

Величина оброка за землю зависела от надела крестьянина. Позже он приобретал форму постоянного денежного платежа. Обесценивание денег было выгодно крестьянам. Однако тяжелее оказывался натуральный оброк – он платился различными продуктами. Помещики все время придумывали новые поводы для собирания натурального оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и т.п. Иногда денежный оброк заменялся натуральным. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Часто урожай портился от дождя или ветра. Развитие товара-денежных отношений улучшило положение крестьян – они могли откупаться деньгами. Однако право выбора формы уплаты оброка выбирал помещик.

Барщина – работа на земле феодалов. Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали.

Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней (3-4 дня в неделю). За пропущенные дни полагался штраф – начало формирование тарифов за различные работы. Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком.

Читайте также:  Какие примеры карамзин использует для разъяснения пользы новой системы

Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно – целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.

Откупиться могли зажиточные крестьяне, малоземельным это было не под силу. Их часто использовали для уборки урожая, в сенокос, когда нужно было много работников. Поэтому только часть ручных работ заменялась деньгами.

В некоторых Европейских странах барщина исчезла совсем (Фландрия, селения Шампани, Орлеан). В других сохранили общественные работы и сторожевую службу. В Германии в конце XIII века началась сильная раздробленность феодальных земель. Помещик уже не имел больших наделов, рабочая сила ему была не нужна, и он предпочитал денежные выплаты. Барщину крестьяне отрабатывали несколько дней в году.

Под другими обязательствами понимали повинности личного характера. Население часто называла их «дурными обычаями». Это были пережитки рабовладельческого строя. В первую очередь это поголовные платежи: сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и т.п.

Помещик имел право на все имущество крепостного. После его смерти он мог все забрать себе. Все, чем обладал крестьянин, было только в пожизненном пользовании, исключая любое распоряжение. Позже за любой переход земли помещик получал определенные денежные взносы. Аналогичная ситуация была и с движимым имуществом. Но позже помещику стали отдавать лучшую корову, рой пчел и т.д.

Кроме имущества крепостного феодал имел право на его жену – право первой ночи. В последующие столетия это право заменилось на одобрение помещиком заключения брака среди крепостных, который сопровождался внесением денежных средств в пользу помещика.

Крепостные крестьяне обязаны были молоть зерно на мельнице помещика, использовать пресса хозяина, печь хлеб в его печах и т.д. За все это так же бралась немалая для невольных людей плата. При посещении помещиком определенной поселения крестьян, последние должны были кормить хозяина с сопровождающими его людьми. Многие помещики кормились подобным образом целый год.

Источник

Определение 1

Повинности крестьян – это обязанности крестьян по отношению к их хозяину – помещику или государству.

Все жители государства были обязаны нести повинности, основная часть которых ложилась на крестьян – самую многочисленную часть населения.

Со времен Киевской Руси все население делилось на зависимых и свободных. Зависимое население, состоявшее из смердов, холопов и проч., должно было отрабатывать повинности в пользу своих хозяев.

Смердами называлась категория лично свободных крестьян, которые жили в общине. Они платили дань натурой или деньгами, а также несли подводную, воинскую и другие повинности. Дань, которая называлась полюдьем, поначалу собирал лично князь со своей дружиной, которые иногда учиняли произвол, поскольку размер дани не был четко установлен. После восстания древлян в 945 году, княгиня Ольга учредила уроки (точные размеры дани), погосты (места сбора дани) и специальную должность для сбора дани.

Рост частных земельных владений князей и бояр привел к тому, что дань начала превращаться в феодальную ренту, которая сначала в большинстве случаев была представлена отработочной рентой. С первой половины XI века стала активно распространяться уплата повинностей продуктами, а с XIV-XV веков большую популярность приобрела денежная рента.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными формами повинности крепостных крестьян были:

  • барщина;
  • оброк.

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Замечание 1

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Замечание 2

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Замечание 3

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Читайте также:  Аспирин в масках для лица польза

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

Источник

ДОКУМЕНТ №2
ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КРЕСТЬЯНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г.
В правой графе таблицы отметьте статьи, которые ха¬рактеризуют личные права крестьян, вышедших из крепо¬стной зависимости, условия выкупа земли, обязанности крестьян по отношению к помещику и условия их прекра¬щения, органы самоуправления.

ВВЕДЕНИЕ 1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении… 2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях. 3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащия им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиками то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях. 4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. 5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях… 6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика, определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий: 1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного от¬правления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен…
2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещиков, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (при-чем не воспрещается однако же возобновлять такие догово¬ры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее, как на трехлетний срок)…
7. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таких уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так на рассмотрение и введение их в действие, назначается два года со дня утверждения сего Положения…
8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли.
9. По введении в действие настоящего Положения слагаются с помещиков: 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян; 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей; 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным; 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах и проч.
10. Затем на самих крестьян возлагается попечение по общественному продовольствию и призрению и ответственность за исправное отбывание следующих с них казенных и земских, натуральных и денежных повинностей…
11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость, посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в местных положениях изложенных.
12. С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадеб-ной оседлости, приобретать в собственность… полевые земли и другие угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела… прекращаются все обязательные поземельные отношения между помещиками и означенными крестьянами…
15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях с помещиками, именуются «временнообязанными крестьянами».
16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положении изложенных, именуются «крестьянами-собственниками» .
17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют, по делам хозяйственным, сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных.
18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его землях водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян…
19. Крестьяне и общественные их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям.
20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам Присутствие; 2) уездные мировые съезды; 3) мировые посредники. Состав, предметы ведомства, пределы власти и порядок действия сих учреждений определяются в особом о них Положении.

…Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми закона¬ми, частию обычаем, потомственно укреплены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благо-состояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого за¬ступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали, и открывался путь произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте…
Таким образом, Мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для Нас завещание предшественников наших и жребий, через течение событий поданный Нам рукою Провидения.
Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добро¬вольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в главном по сему делу Комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете… В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество по¬левой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников .
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы…
За сим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное содействие к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщение к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства; что каждый владелец довершит в пределах своего имения вели¬кий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению Государственных постановлений. Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добро¬вольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся и на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенныя помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона…

Читайте также:  Мульча из сосновых иголок польза или вред

ДОКУМЕНТ
САН-СТЕФАНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР. 19 ФЕВРАЛЯ 1878 г.
…Ст. 2. Блистательная Порта признает окончательно независимость княжества Черногории…
Ст. 3. Сербия признана независимой…
Ст. 5. Порта признает независимость Румынии, которая предъявит свои права на вознаграждение, имеющее быть определенным обеими сторонами. До заключения непосредственного договора подданные ее будут пользоваться в Турции всеми правами, которые обеспечены за подданными других европейских держав.
Ст. 6. Болгария образует самоуправляющееся, платящее дань княжество, с христианским правительством и земским войском. Окончательные границы Болгарии будут установлены особою русско-турецкой комиссией до очищения Румелии российско-императорской армией…
Ст. 7. Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав… Введение нового образа правления в Болгарии и наблюдение за его применением будут поручены в течение двух лет российскому императорскому комиссару.
Ст. 8. Оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии, все прежние крепости будут срыты… Русские войска будут занимать страну и, в случае надобности, оказывать содействие комиссару. Военное занятие Болгарии будет, однако, ограничено приблизительно
сроком в два года…
Ст. 14. В Боснии и Герцеговине будут немедленно введены сообщенные оттоманским уполномоченным в первом заседании константинопольской конференции предложения европейских держав…
Ст. 19. Принимая во внимание финансовое затруднение Турции и сообразуясь с желанием его величества султана, император Всероссийский соглашается заменить уплату большей части …сумм следующими территориальными уступками: а) Тульчинский санджак… равно как острова дельты и Змеиный остров. Не желая присоединить себе означенной территории и островов дельты, Россия предоставляет себе променять их на отчужденную от нее трактатом 1856 г. часть Бессарабии… а) Ардаган, Каре, Батум, Баязид…

Источник