Повинность в пользу князя это

Повинность в пользу князя это thumbnail

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 1.

Часть А.

1. 988 год – это год:
1) призвание варягов на Русь, 
2) крещение Руси, 
3) объединения Киева и Новгорода,
4) начало княжения Святослава.

2. Любечский съезд князей, принявший решение: “Каждый да держит отчину свою”-состоялся в:

1) 945. 
2) 1019. 
3) 1097. 
4) 1113.

3. Укажите годы правления князя Игоря.

1) 879–912.
2) 912–945. 
3) 962–972. 
4) 980–1015.

4. Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.

1) Рюрик. 
2) Святослав. 
3) Игорь. 
4) Олег.

5. Слова летописи: “Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул” – обращены к князю:

1) Святославу. 
2) Олегу. 
3) Владимиру Мономаху. 
4) Игорю.

6. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:

1) смердами, 
2) рекрутами, 
3) посадниками, 
4) волхвами.

7. Объясните значение слово вотчина:

1) форма взимания дани, введённая Ольгой; 
2) погодная запись событий;
3) крупная земельная собственность, передаваемая по наследству;
4) налог в пользу христианской церкви.

8. Походы князя Владимира Мономаха привели:

1) к разгрому половцев, 
2) к разгрому печенегов, 
3) к победе над шведами,
4) к присоединению вятичей.

9. Храм Святой Софии был возведён в Киеве в XI в. в честь разгрома:

1) хазар, 
2) шведов, 
3) печенегов. 
4) немцев.

10. Князь Владимир Мономах написал:

1) “Слово о полку Игореве”. 
2) “Поучение детям”. 
3) “Правда Ярославичей”.
4) “ Житие Бориса и Глеба”.

Часть В.

1. Соотнеси имена князей и время их правления.

1) Игорь. 
2) Владимир Мономах. 
3) Рюрик. 
4) Святослав.

А) 862–879. 
Б) 912–945. 
В) 1054–1068. 
Г) 962–972. 
Д) 1113–1125.

2. Назови авторов произведений Древней Руси.

1) “Поучение детям”. 
2) “Повесть временных лет”. 
3) “Слово о законе и Благодати”.
4) “Слово о полку Игореве”.

3. К восточным славянам относятся:

А) поляки, 
Б) болгары, 
В) русские, 
Г) украинцы, 
Д) словаки, 
Е) белорусы.

Выбери правильный ответ: 
1) АБВ. 
2) БВГ. 
3) АГД. 
4) ВГЕ.

4. Щит на ворота Царьграда прибил князь_______________

5. Сбор дани с подвластного населения назывался___________

Часть С.

Изучите документ и ответьте на вопросы:

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшие в земле хазарской или в Тавриде, присылали в КИЕВ мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение.

Первые послы были из волжских или камских болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала вера магометанская, утверждённая там счастливым оружием аравитян. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино – уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских: не может быть без него – Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно: отцы наши не принимали веры от папы. Выслушав иудеев, он спросил, где их Отечество. “В Иерусалиме,– ответствовали проповедники:– но бог во гневе расточил нас по землям чуждым” И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? Сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества.– Наконец, безымянный философ, присланный греками, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, христианства, семи Соборов, и в заключении показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осуждённых на вечную муку. Поражённый сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: Благо добродетельным и горе злым! Крепися, ответствовал философ – И будешь в раю с первыми.

Владимир, отпустив философа с дарами и с великою честию, собрал бояр и градских старцев, объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. “Государь! – сказали бояре и старцы:– всякий человек хвалит веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству” – и великий князь отправил 10 благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моления унылые, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты: наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! Сказал император и зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинными отвлечениями, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершил литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили россиян; им казалось, что сам всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется…

Читайте также:  Арахис с медом польза и вред

Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключая словами: “Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной!”. Владимир желал слышать мнение бояр и старцев. “Когда был закон греческий,– сказали они,– не был бы лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решился быть христианином.

(Карамзин Н.М. “История государства Российского” Т1.Гл.9)

Вопросы.

1–3. Почему Владимир отверг ислам, католическую религию, иудаизм?
4. Что поразило Владимира в рассказе византийского философа?
5. Почему великий князь остановил свой выбор на вере греков

Контрольная работа по истории 6 класса, III четверть.

Вариант 2.

Часть А.

1. 882 г. – это год:

1) призвание на Русь варягов, 
2) начала княжения Игоря, 
3) съезда князей в Любече,
4) объединения Новгорода и Киева.

2. Укажите дату восстания древлян:

1) 912. 
2) 945. 
3) 962. 
4) 980.

3. Укажите годы правления Владимира Мономаха:

1) 962–972. 
2) 980–1115. 
3) 1019–1054. 
4) 1113–1125.

4. Принятие христианства на Руси связано с именем князя:

1) Владимира Святославича. 
2) Ярослава Мудрого. 
3) Владимира Мономаха.
4) Святослава Игоревича.

5. Создание первого письменного свода законов Древней Руси – “Русской правды” – связано с именем князя:

1) Юрия Долгорукого. 
2) Владимира Мономаха. 
3) Ярослава Мудрого. 
4) Олега Вещего.

6. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:

1) холопами, 
2) смердами, 
3) рядовичами, 
4) закупами.

7. Полюдьем в Древней Руси называли:

1) походы в Византию, 
2) походы против степняков – кочевников, 
3) сход общинников в Древней Руси, 
4) форму взимания дани с подвластного населения.

8. Что было следствием принятия “Русской правды” Ярослава Мудрого?

1) Кровную месть заменили штрафом – вирой. 
2) Были введены “заповедные лета”.
3) Были введены “урочные лета”. 
4) Полюдье было заменено повозом.

9. К памятникам зодчества Древней Руси IX–XII вв. относится:

1) Десятинная церковь в Киеве; 
2) Троице– Сергиев монастырь; 
3) храм Василия Блаженного; 
4) церковь Вознесения в Коломенском.

10.”Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить” – Этими словами начиналась (лось):

1) “Задонщина”. 
2) “Повесть временных лет”. 
3) “Поучение детям. 
4) “Слово о полку Игореве”.

Часть В.

1. Соотнесите имена князей и время их правления:

1) Олег. 
2) Владимир Красное Солнышко. 
3) Ярослав Мудрый. 
4) Ольга.

А) 1019–1054. 
Б) 945–962. 
В) 1125–1132. 
Г) 879–912. 
Д) 980–1015.

2. Правильно назови первое строение каменного зодчества Киевской Руси.

1) Первая каменная церковь в Киеве. 
2) Собор, заложенный в честь победы Ярослава над печенегами. 
3) Первый крупный монастырь на Руси. 
4) Красивейшие ворота при въезде в Киев.

3. Во времена КИЕВСКОЙ Руси шла борьба с кочевыми племенами:

А) половцами, 
Б) Тиверцами, 
В) кривичами, 
Г) печенегами, 
Д) хазарами, 
Е) древлянами.

Найди правильный ответ: 
1) АБВ. 
2) ГДЕ. 
3) БГЕ. 
4) АГД.

4. “Иду на вы” – предупреждал врагов о начале войны князь____________________

5. Собрание на Руси, в котором участвовало всё мужское население________________

Часть С.

Прочитай отрывок из рукописи на персидском языке, относящейся к первой половине IX в

“Эта страна обширна, её жители непокорны, держаться вызывающе, воинственна одна часть их (руссов) – рыцарство.

Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба(Киев) – место пребывания царя. Там в(Киеве ) выделываются разнообразные меха и ценные мечи”.

Назовите факты, указывающие на наличие государственности Руси.

Какие факты опровергают норманнскую теорию?

Почему многие историки называют Киевскую Русь раннефеодальным государством?

Когда возникло государство Киевская Русь?

Источник

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Читайте также:  Банановое молоко польза и вред

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Читайте также:  Что пользы человеку если он приобретет весь мир

https://russian7.ru/post/smerdy-i-kholopy-kak-zhili-nizshie-…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Источник

ВСЕ ТЕРМИНЫ ПО ДРЕВНЕЙ РУСИ

• Береста – березовая кора, использовавшаяся вместо бумаги.
• Бортничество – старейшая форма пчеловодства.
• Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.
• Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

• Варяги – наемные скандинавские воины.
• Волхвы – древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, предсказывающие будущее.
• Вотчина – наследственное земельное держание.
• Вервь – название общины в Древней Руси.
• Вече – народное собрание на Руси.

• Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
• Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.
• Дружина – княжеское войско.
• Древнерусская литература – литература восточных славян, зародившаяся на Руси в XI веке.
• Древнерусская народность – сформировалась на основе племенных союзов восточных славян в период Киевской Руси (люди перестали сравнивать себя с кем-либо, они стали
считать себя единым целым).

• Епископ – высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа.
• Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых.
• Закуп – разорившиеся общинники, попавшие в долговую кабалу за ссуду.

• Иудаизм – национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм – вера в единого
Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам.
• Ислам – одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в.
• Идолы – деревянные и каменные статуи языческих богов.

• Колонизация – мирное освоение, заселение пустующих земель.
• Купцы – люди, главным занятием которых являлась торговля.
• Князь – вождь племени, правитель государства.

• Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
• Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.
• Митрополит – титул главы Русской православной церкви в X–XVI вв.

• Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.
• Народное ополчение – военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое
на добровольных началах в случае военных действий.

• Переложная система земледелия – примитивная система земледелия; после снятия
нескольких урожаев землю (перелог) оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы.
• Перун – языческий бог грома и молнии (а также войны и оружия).
• Печенеги – степные кочевники, в начале IX века прорвались через Волгу сквозь
хазарские поселения и обосновались на широких степных просторах Причерноморья.
• Подсечно-огневое земледелие – одна из примитивных древних систем земледелия
лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.
• Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
• Погосты – места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.
• Правда Ярослава – письменный свод (сборник) законов, созданный Ярославом Мудрым.
• Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти.
• Путь «из варяг в греки» – название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией.

• Реформа – важное изменение в жизни людей.
• Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли (широкая крепкая доска с заостренными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные
наконечники – сошники).
• Старейшина – человек, выбираемый для руководства общиной из числа старших и
влиятельных ее членов.
• Смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя.
• Скань – орнамент или рисунок, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность.
• Слобода – городская окраина, где обитал ремесленный люд.

• Тысяцкий – военный предводитель городского или народного ополчения.
• Уроки – размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.
• Усобицы – княжеские раздоры на Руси.

• Финноугорские племена – жители лесного севера от Балтийского моря до Уральских
гор (чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и др.).
• Феодальные владения – присвоенные князем общинные земли или объявленные
своей собственностью свободные земли.
• Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.

• Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа,
описанных в Новом Завете.
• Холопы – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
• Язычество – религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого народа, племени было множество собственных богов.

Источник