Пожертвование в пользу муниципального образования

Пожертвование в пользу муниципального образования thumbnail

хотим оказать юридические услуги по постановке недвижимости на кадастровый учет городской администрации. Существует ли практика таких правоотношений и какими нормативно правовыми актами регулируется?

03 Марта 2017, 16:15, вопрос №1559580 Артем, г. Москва

600 стоимость

вопроса

вопрос решён

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (5)

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Юрист, г. Санкт-Петербург

Уважаемый Артём! Здравствуйте! Приобретение государственными и/или муниципальными заказчиками товаров, работ и услуг регламентируется и Бюджетным кодексом Российской Федерации, и федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и т.д. и т.п., не считая регионального и муниципального законодательства.

Юридические услуги также уже давно покупаются, однако, вот о безвозмездном характере таковых я лично не слышал.

получен

гонорар 10%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день.

Для муниципалитетов не запрещено безвозмездное получение имущества (работ, услуг). Вопрос довольно узкий, но определенные комментарии, в первую очередь касающиеся налоговых последствий подобных операций, обнаружить удалось, что косвенно подтверждает наличие такой возможности. В данном случае несущественно что именно в виде услуги или права получает бюджетное/казенное учреждение:

Согласно п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные для договора аренды (ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ).

То есть бюджетное учреждение в рассматриваемой ситуации является ссудополучателем, который получает право пользования оборудованием.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом) признаются в составе внереализационных доходов налогоплательщика и, соответственно, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Минфин России в Письме от 01.10.2012 N 03-03-06/4/100 обратил внимание налогоплательщиков на то, что для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (см. также Письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-03-06/1/9966, от 30.08.2012 N 03-03-06/1/444, от 12.05.2012 N 03-03-06/1/243, от 19.04.2010 N 03-03-06/4/43; Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ГД-4-3/21881).

Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, организация-ссудополучатель при получении имущества в безвозмездное пользование определяет внереализационный доход с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

При этом в соответствии с пп. 3 и 5 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода признается последний день отчетного (налогового) периода.

Следовательно, бюджетное учреждение, получающее в безвозмездное временное пользование оборудование по договору аренды, должно отразить во внереализационных доходах доход в виде стоимости полученного права пользования оборудованием.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017)

Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица

1. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте Артем!

На практике договор безвозмездного оказания услуг рассматривается как дарение. По общему правилу дарение запрещается между юридическими лицами если они являются коммерческими организациями

Статья 575. Запрещение дарения

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

4) в отношениях между коммерческими организациями.

Но с точки зрения закона, администрация в качестве коммерческой организации не выступает, и, если администрация орган местного самоуправления, является казенным учреждением, которое коммерческой организацияей не является, по этому запрет на дарение в данном случае не распространяется.

ГК РФ

Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица

1. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

То есть в данном случае вы можете оказывать услуги на безвозмездной основе.

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

получен

Читайте также:  Гороховый суп калорийность и польза

гонорар 40%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Здравствуйте, Артем!

Есть подобная практика, но очевидно, такие правоотношения судами были признаны как возмездное оказание услуг.

Определение ВАС РФ от 17.01.2013 N ВАС-18224/12 по делу N А40-13595/12-156-128 Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о взыскании временной финансовой помощи как суммы займа, процентов за пользование займом, расторжении договора пожертвования, отмене пожертвования, возврате денежных средств, расторжении договора оказания рекламных услуг, взыскании предоплаты и по встречному иску о взыскании долга за услуги. Решение: В передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что между сторонами сложились правоотношения по возмездному оказанию услуг, ответчик надлежащим образом исполнил обязательства по оказанию услуг по проведению чемпионата, которые в полном объеме оплачены не были.

www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=314400&dst=0&profile=0&mb=LAW&div=ARB&BASENODE=2556475799-2772692271&SORTTYPE=0&rnd=244973.62897579&ts=27530148855064313808&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&REFBASE=LAW&REFSEGM=-1&REFDOC=198256&REFDST=100564&REFPAGE=0&dirRefFld=65534%2C18%2C198256&134R=b%2C%EF%EE%E6%E5%F0%F2%E2%EE%E2%E0%ED%E8%E5%20%F3%F1%EB%F3%E3%E8#0

Выводы данного определения также могут быть полезны в части определения субъекта пожертвования.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.07.2007 по делу N А43-31003/2006-41-668 Истец не может быть получателем безвозмездной технической помощи на условиях пожертвования, поскольку является коммерческой организацией и не относится к субъектам, которые могут быть одаряемыми по договору пожертвования.

Согласно ст.582 ГК РФ 1. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

То есть, тут четко нужно понимать какое конкретно учреждение является одаряемым и может ли оно быть объектом пожертвования.

Желаю удачи!

получен

гонорар 50%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

хотим оказать юридические услуги по постановке недвижимости на кадастровый учет городской администрации.

Артем

Доброго времени суток, Артём.

Попробую ответить на Ваш Вопрос и скажу следующее.

Действительно передача по договору пожертвования услуг возможна и коллеги приводят этому обоснование.

Теперь возникает вопрос обязательного условия договора каким образом написать и обозначить что Ваши услуги будут направлены благополучателем на общеполезные цели – ведь данный договор может быть только для этих целей.

хотим оказать юридические услуги по постановке недвижимости на кадастровый учет городской администрации

Артем

Здесь нужно понимать какая недвижимость и для каких целей используется городской администрацией. В связи с тем что оказываются услуги кадастрового учёта – то по сути они направлены на конкретный объект и конкретное здание так как согласно

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) ст. 1

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимостисведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости),которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет)

Следовательно саму услугу (постановка на кадастровый учёт) в общеполезных целях ни как нельзя произвести поскольку она прочно связана со зданием и направлена на её индивидуальное определение как вещи. Единственное могу только предположить (ибо найти прямого подтверждения в судебной практике своей мысли не могу) если Вы в договоре пропишите что поставленное Вами здание на кадастровый учёт (оказанная Вами услуга по определению здания как Вещи и обретения такового статуса последней) направлена на здание которое благополучатель обязуется использовать в общеполезных целях (например) для размещения школы. То такое в принципе возможно.

Также следует отметить что сам договор может быть отменён согласно ст. 582 ГК РФ

4. Если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствиис указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица – жертвователя по решению суда.

5. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемникутребовать отмены пожертвования.

Поскольку оказываемая Вами услуга по сути улучшает объект то она становиться частью последнего, и согласна ли будет администрация при любом изменении использования здания – согласовывать этот Факт с Вами .

С Уважением, В.Г. Бровченко.

Все услуги юристов в Москве

Гарантия лучшей цены – мы договариваемся

с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник

Ответил пользователь, Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт

Пожертвование

Дарение вещи или права в общеполезных целях признается пожертвованием. Пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса указано, что они могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, определенным статьей 124 Гражданского кодекса, в соответствии с которой субъектами гражданского права признаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Читайте также:  Соевый соус вред или польза что делать

К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. В случае оформления поступления в качестве пожертвования учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок обособленного учета указанных операций и обеспечить его соблюдение. Например, ввести дополнительные аналитические коды синтетических счетов (п. 1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н)).

Заключаем договор

Так как пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, то и договор пожертвования будет частным случаем договора дарения. Поэтому при его оформлении следует руководствоваться нормами, регулирующими порядок заключения договора дарения. Указанные нормы определены положениями статьи 574 Гражданского кодекса. Согласно им дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением следующих случаев:

  • дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 руб.;
  • договор содержит обещание дарения в будущем.

То есть исходя из вышеизложенного, если стоимость жертвуемого движимого имущества не превышает 3000 руб., письменный договор можно не заключать. Но, принимая во внимание указания пункта 3 статьи 582 Гражданского кодекса, которые гласят, что пожертвование имущества может быть обусловлено жертвователем его использованием по определенному назначению, письменный договор следует заключать вне зависимости от суммы пожертвования. Если в дар передано недвижимое имущество, то такой договор дарения подлежит государственной регистрации.

Принимаем к учету

Чтобы принять пожертвования к учету, должны быть оформлены первичные документы.

Если пожертвование произошло в имущественной форме, то следует определить его денежную стоимость, так как объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н), которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, могут использоваться:

  • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Принимая пожертвования, следует учитывать тип учреждения.

Казенные учреждения

Согласно пункту 20 статьи 30 закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенными учреждениями, является соответствующий бюджет бюджетной системы. В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе целевых средств.

Положениями Бюджетного кодекса предусмотрено получение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение. Так, в пункте 3 статьи 217 указано, что в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Минфин России в письме от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016 подтвердил эти указания, разъяснив, что при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.

Читайте также:  Горячий хлеб вред и польза

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, учет пожертвованных денежных средств отражается следующими записями:

Дебет 1 201 34 510

«Поступления средств

в кассу учреждения»

Кредит 1 205 81 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

– поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

Дебет 1 205 81 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 1 401 10 180

«Прочие доходы»

– отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

Дебет 1 210 03 560

«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 1 201 34 610

«Выбытия средств из кассы учреждения»

– отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;

Дебет 1 201 11 510

«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 1 210 03 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

– зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 210 02 180

«Расчеты с финансовым органом по поступившим

в бюджет прочим доходам»

Кредит 1 205 81 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

– денежные средства, полученные по договору пожертвования, перечислены в доход бюджета.

Бюджетные учреждения

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения, в котором должен быть прописан такой источник средств, как безвозмездные поступления от граждан и юридических лиц.

В учете операции поступления пожертвования денежных средств отражаются с учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Дебет 2 201 34 510

«Поступления средств

в кассу учреждения»

Кредит 2 205 81 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

– поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

Дебет 2 205 81 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 10 180

«Прочие доходы»

– отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

Дебет 2 210 03 560

«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 2 201 34 610

«Выбытия средств из кассы учреждения»

– отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;

Дебет 2 201 11 510

«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 210 03 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

– зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Автономные учреждения

Положениями статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174н «Об автономных учреждениях» определено, что полный перечень видов деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в обязательном порядке, должен быть закреплен в уставе учреждения. Следовательно, в уставе автономного учреждения должна быть указана возможность получения имущества по договору пожертвования.

Записи, отражающие операции по учету пожертвованных средств, производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

Дебет 2 201 34 000

«Касса»

Кредит 2 205 81 000

«Расчеты с плательщиками прочих доходов»

-поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

Дебет 2 205 81 000

«Расчеты с плательщиками прочих доходов»

Кредит 2 401 10 180

«Прочие доходы»

– отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

Дебет 2 210 03 000

«Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 2 201 34 000

«Касса»

– отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 201 11 000

«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

Кредит 2 210 03 000

«Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

– зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

После зачисления пожертвований в доход бюджета и внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись учреждение может воспользоваться денежными средствами согласно их целевому назначению.

Налоговый учет

Согласно статье 1 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, если указанные пожертвования использованы при соблюдении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса, то они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно обращаем внимание, что в случае, если передача в безвозмездное пользование или дарение имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, не соответствовали назначению целевого поступления, доход в виде стоимости полученного имущества включается в налоговую базу по налогу на прибыль на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса.

Источник