Правильное питание и польза витаминов для детей

Сегодня я расскажу о здоровом питании у детей, какие витамины особенно важны для растущего организма и из каких продуктов их можно получить.

Самое важное в детском возрасте – это достаточное поступление витаминов и микроэлементов. Оказывается это проблема многих детей. Примерно 1/3 населения испытывает дефицит этих важных элементов.

Почему дети испытывают дефицит витаминов?

Есть основные причины, на которые стоит обратить внимание:

  • Нездоровое питание (фастфуд, газировки);
  • Диеты (ограничение рациона в связи с религиозными постами, вегетарианством и аллергией);
  • Малоподвижный образ жизни (компьютерные игры, планшеты, смартфоны, телевизор);
  • Сокращающееся число прогулок на свежем воздухе;
  • Неблагоприятная экология;
  • Климат (Россия – северная страна, где мало солнечных дней)

Далее мы расскажем о трёх основных микроэлементах, необходимых для растущего организма – КАЛЬЦИЙ, МАГНИЙ и витамин Д.

Кальций

Его главная роль отводится формированию костно-мышечной, нервной системы и зубов.

Вы замечали, что у детей ночью бывают судороги в ногах или боли после ходьбы (боли роста)? Это связано с недостатком кальция и магния.

Где взять кальций:

Ответ прост – из молочных продуктов. Но есть одно заблуждение, о котором многие не знают. Все думают, что коровье молоко содержит много кальция. На самом деле из всех молочных продуктов его в молоке меньше всего. А почему? Дело в том, что, чем сильнее разведён молочный продукт, тем меньшее количество питательных веществ он содержит. Молоко – самое разбавленное, там кальция очень мало. За ним следует более плотный творог. В нем кальция уже больше. Возглавляет тройку лидеров сыр.

Почему молоко нельзя назвать сверхполезным продуктом? Дело в том, что дети до трёх лет на способны в большом количестве переваривать козеин, который содержится в молоке. Он является сложным и тяжелым белком.

Но важно не только восполнять кальций, а также избегать его потери из организма.

Почему теряется кальций:

  • Газированные напитки. Они являются источниками фосфатов. Дело в том, что в норме в организме существует баланс между кальцием и фосфатами. Когда фосфатов становится много (газировки), из костей в кровь начинает поступать кальций. Таким образом, кости становятся менее прочными.
  • Частое употребление в пищу фастфуда, сосисок, полуфабрикатов и т.д. Весь секрет заключается в том, что нарушается кислотно-щелочное равновесие в сторону кислого, и организм в ответ пытается выравнять эту кислотность, забирая, опять же, кальций из кости. Он выступает в роли ощелачивающего элемента.
  • Частое употребление овсяной каши. Оказывается, овсянка содержит фетиновую кислоту, которая препятствует усвоению кальция. Это не говорит от том, что есть ее совсем нельзя. Все хорошо в меру. Если вы переборщили, вечером можно приготовить творожную запеканку, и кальций будет восполнен.

Витамин Д

Однако кальций плохо усваивается, если в организме не хватает другого важного компонента – витамина Д.

К сожалению, 60% детей сегодня страдают дефицитом этого витамина.

В каких продуктах он содержится и зачем он нужен:

Вырабатывается он в коже под воздействием солнечных лучей, а также может поступать с пищей.

Как узнать, сколько солнца в вашем регионе? Мы вам раскроем секрет. В любом смартфоне в приложении о погоде есть показатель – ультрафиолетовый индекс. Витамин Д вырабатывается при индексе больше 2-3. Этот индекс зависит от времени года и суток (летом и утром больше). Однако всем известно, что много на солнце находиться нельзя.

Как быть? Где взять витамин Д:

Проще всего его получить с пищей. Это скумбрия, печень трески, яйца.

Нельзя забывать, что витамин этот жирорастворимый и имеет свойство накапливаться в организме (в отличие от водорастворимых), поэтому он не должен поступать в организм каждый день. Достаточно употреблять эти продукты три раза в неделю.

Чем грозит недостаток витамина Д

Прежде всего, это заболевания костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, онкологические, сахарный диабет, нарушается сон, поведение, повышенная утомляемость, мышечные спазмы.

Магний

Магний – основа костно- мышечной и нервной системы.

Основные его источники – семена (тыквенные семечки) и орехи. Чаще дети орехи любят. Если же орехи по каким то причинам приходится ограничивать, можно употреблять в пищу пшеничные и ржаные отруби и гречку.

Очень часто дети не могут восполнить суточную потребность в витаминах. Тогда необходимо подключать в рацион дополнительно витаминно-минеральные комплексы. Самый идеальный и хорошо усваиваемый комплекс – кальций-магний-витамин Д. Перед употреблением проконсультируйтесь с врачом.

Как добавить нужные микроэлементы в питание детей

  • Употреблять здоровую пищу;
  • Формировать правильные пищевые привычки;
  • Не заставлять детей есть (т.к. насилие убивает правильный пищевой интерес);
  • Добавлять в рацион фрукты и овощи (половина тарелки в день);
  • Еда должна быть вкусной и красивой;
  • Избегать малоподвижного образа жизни (фактор риска ожирения и дефицита витамина Д);
  • Приём дополнительного витамино-минерального комплекса.

Каким детям нужно пить витамины

  • Детям с несбалансированным питанием и недостаточным употреблении овощей и фруктов;
  • При избытке злаковых, жирных кислот, дефиците молочных продуктов;
  • Детям с ожирением;
  • Детям с неправильно сформированными пищевыми привычками;
  • Детям, соблюдающим религиозные посты;
  • Вегетарианцам;
  • Детям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта;
  • Детям, находящимся на диете из-за аллергических реакций;
  • Детям с признаками гиповитаминоза или авитаминоза;
  • Детям с низким ростом и весом;
  • В период активного роста;
  • Детям, занимающимся спортом , танцами;
  • Детям с напряженным учебным процессом.

Если у вас есть дети, и вы не знаете, чем их кормить, не ждите, когда подрастут, ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ сейчас 8(924) 608-36-65, 8 (964)652-02-55 (WhatsApp, Viber). https://vk.com/strategiyaoptimus

Источник

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Приморско-Ахтарский

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект занятия

«О правильном питании и

пользе витаминов»

Разработчик: социальный педагог

Богач М.В.

26.09.2017г.

«О правильном питании и пользе витаминов»

Задачи:

– учить детей различать витаминосодержащие продукты;

– объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, дать сведения о пользе и значении витаминов для здоровья человека;

– помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной;

– развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;

– воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование: картинки: овощей и фруктов; полезные и вредные продукты питания; фруктово-овощная нарезка, шпажки, макет дерева, магниты.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята! А знаете, мы ведь, не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь». Посмотрите, кто сегодня к вам пришел на занятие? (Поросенок Фунтик)

Фунтик: Здравствуйте, ребята, меня зовут Фунтик. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси-колу. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть.

Педагог: Ребята, давайте попробуем с вами помочь Фунтику. Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей). Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей).

Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются «витамины»? (Ответы детей). А что вы знаете о витаминах? (Ответы детей). Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Витаминов много, но самые главные из них витамины:  А, В, С, Д. Например, витамин А очень важен для зрения. Витамин

В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире. Витамин С – укрепляет   весь   организм,   делает   человека   более   здоровым,
неподверженным к простудам. Если все – таки простудился, то с его помощью
можно быстрее поправиться.

Послушайте, какое стихотворение я вам расскажу:

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, В, С.

Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (Ответы детей).

Педагог: Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура. А вот конфеты, шоколад, мороженое, слышишь Фунтик, особенно в больших количествах очень вредны для здоровья. И витамины в этих продуктах не живут. Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу, чтобы быть крепкими, здоровыми и быстро расти. А теперь послушайте стихи о пользе витаминов.

Витамин А

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Послушайте и посмотрите в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, Д (рассматривание картинок). Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок, капуста, персики, тыква, репа, помидор, красный сладкий перец.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, хлеб, грибы, творог. В животных продуктах — баранина, говядина.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимон, лук, яблоко.

Витамин Д – свежая зелень, рыбий жир, сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин «Д».

Физкультминутка

Сделаем разминку,

Держим ровно спинку.

Голову назад, вперед,

Вправо, влево поворот.

Руки вверх поднять прямые,

Вот высокие какие!

Еще выше поднимитесь,

Вправо, влево повернитесь.

Этим славным упражнением

Поднимаем настроение!

Дальше будем приседать.

Дружно сесть и дружно встать.

Прыгать нам совсем не лень,

Словно мячик целый день.
Педагог: Предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Полезно – вредно». Фунтику подарим иллюстрации с полезными продуктами питания, а то, что вредно для здоровья спрячем в коробку.

Вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в столовой (ответы детей). И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают разные полезные продукты и сейчас  мы, будем дегустировать эти продукты. Дегустировать – значит пробовать. А человека, который пробует, называют — дегустатор. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

Игра «Узнай, на вкус» – дети закрывают глаза, им дают кусочки свежих овощей и фруктов и предлагают определить их на вкус: «Что ты съел?»

Фунтик: Я тоже хочу с вами поиграть, давайте поиграем в игру «Совершенно верно!» Я буду вам рассказывать стихи о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, вы говорите все вместе: «Совершенно верно!» А если я буду рассказывать о том, что для здоровья вредно, вы будете молчать.

 Ешь побольше апельсинов,

Пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь

Очень строен и высок.

Дети: «Совершенно верно!»

Если хочешь стройным быть,

Надо сладкое любить,

Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен, стань как кипарис.

Дети молчат.

 Чтобы правильно питаться,

Вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом,

Рыбу, мед и виноград.

Дети: «Совершенно верно!»

 Нет полезнее продуктов –

Вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине,
Всем полезны витамины.

Дети: «Совершенно верно!»

      Наша Люба булки ела

И ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти,

Да, в дверь не может проползти.

Дети молчат.

       Если хочешь быть здоровым,

Правильно питайся,

Ешь побольше витаминов,
С болезнями не знайся!

Дети: «Совершенно верно!»

Педагог:    Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.  Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, закрепляют на дереве). Вопрос: Почему на дереве выросла морковь? Чем полезно молоко? Какой витамин в лимоне? Какой витамин в луке? Какой витамин в сливочном масле? Чем полезен черный хлеб?

Фунтик: Молодцы! Если все у вас в порядке, начинаем мы зарядку. 

Игра «Как живешь?»   

Фунтик задает вопросы детям, они отвечают и выполняют имитационные движения. 

Как живёшь?

Вот так! (Поднимают большой палец).

Как плывёшь?

Вот так! (Плавательные движения).

Как бежишь?

Вот так!  (Бег на месте).

Вдаль глядишь?

Вот так! (Рука над глазами).

Машешь вслед? 

Вот так!  (Машут рукой).

Ждёшь обед?

Вот так! (Подпирают щёку рукой).

Утром спишь?

Вот так!  (Закрывают глаза, складывают ладошки под щеку).

А шалишь?

Вот так!  (Надувают щеки и хлопают руками по ним).

Фунтик:  Молодцы!

Педагог: Фунтик, наши гости заскучали, я предлагаю тебе поиграть с ребятами  в игру«Это я, это я, это все мои друзья!» Если в стихотворении говорится про вас, то хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.

У меня к вам есть вопросы,

Отвечайте без ошибок

Отвечайте быстро, просто,

Обязательно с улыбкой.

Педагог:  Кто из вас всегда готов

Жизнь прожить без докторов?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Педагог:  Кто не хочет быть здоровым,

Бодрым, стройным и веселым?

Дети молчат.

Педагог:  Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

Дети:  Это я, это я, это все мои друзья.

Педагог:  Кто мороза не боится,

На коньках летит, как птица?

Дети:  Это я, это я, это все мои друзья.

Педагог:  Кто же любит помидоры,

Фрукты, овощи, лимоны?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Педагог:  Кто поел – и чистит зубки

Ежедневно дважды в сутки?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Педагог:  Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?

Дети молчат.

Педагог:  Кто согласно распорядку

Выполняет физзарядку?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Педагог:  Ктохочу у вас узнать,

Любит петь и танцевать?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Педагог: Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезны, а какие вредные, в наших продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Теперь Фунтик будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть. Правда, Фунтик?

 Фунтик:  Конечно, спасибо вам. Чтобы здоровым оставаться, всем нужно правильно питаться! Я теперь это запомню и буду, есть только полезные продукты.

Педагог: Лишь полезная еда

На столе у нас всегда!

А раз полезная еда –

Будем мы здоровы? 

Дети (хором): Да!

Молодцы! Я думаю, что вы теперь будете кушать полезные продукты, принимать витамины, заниматься гимнастикой и спортом, вести здоровый образ жизни и тогда все мы будем здоровыми и сильными.

Источник

Витамины для детей – полезные вещества, необходимые для полноценного формирования и развития организма ребенка.

Они отвечают за здоровье внутренних органов, слаженную работу эндокринной, нервной систем, регулируют обмен веществ.

Если в детском организме не хватает витаминов, он начинает функционировать в усиленном режиме. Возникают быстрая утомляемость, судороги в ногах, головные боли, ухудшается память, происходит задержка в развитии (умственное или физическое отставание).

Помните, в детском и подростковом возрасте витамины нужны в большем количестве, чем для взрослого человека, поскольку в данный период происходит интенсивное развитие организма. Залог здоровья – правильное питание, однако из-за плохой экологии, содержание питательных веществ в продуктах катастрофически снизилось. Интересно, что за последние тридцать лет количество органического витамина С в растениях уменьшилось на 90 %. А дети, ко всему, подвержены стрессам, нагрузкам, избирательны в еде. В итоге организм систематически недополучает нутриенты, начинаются отклонения в развитии.

Чем опасен дефицит витаминов?

В возрасте активного развития, большинство ребят посещают общественные места (детские сады, театры, кино, парки), расширяется социальная жизнь чада, что ведет к резкому возрастанию риска заразиться острой респираторной инфекцией. Тут-то и становится актуальным вопрос о необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов для повышения иммунитета.

В период «перестройки» организма ребенка дефицит нутриентов приводит к возникновению следующих проблем:

  • ухудшению памяти, аппетита;
  • гормональному дисбалансу;
  • нарушению сна;
  • замедлению роста, развития;
  • повышенной утомляемости;
  • апатии, вспышкам раздражительности, нервозам;
  • частым инфекционным заболеваниям;
  • головным болям;
  • расшатыванию зубов, кровоточивости десен;
  • медленному заживлению ран;
  • бледности кожных покров;
  • ломкости ногтей, волос;
  • сухости кожи;
  • хронической усталости;
  • анемии, слабости;
  • образованию язв на языке, трещинок в уголках рта;
  • светочувствительности глаз.

В результате ребенок становится вялым, раздражительным, плохо кушает и спит. Чтобы устранить данные последствия родителям рекомендуется обогатить рацион дитя свежими фруктами, овощами, зеленью, орехами, злаками и регулярно в весенний и осенний период проводить витаминную терапию с профилактической целью.

Классификация нутриентов

Витамины делятся на следующие группы:

  1. Монокомпонентные, содержат один вид органических соединений. К ним относят аскорбиновую кислоту, витамины А, Е, К, D.
  2. Многокомпонентные, представляют собой симбиоз нутриентов. В состав поливитаминов входят от двух до десяти веществ. Популярные препараты: Мульти-Табс, Витарон, Биовиталь, Алфавит.
  3. Витаминно-минеральные комплексы. В составит таких препаратов входят макро- и микроэлементы. Они более сбалансированы, чем моно и многокомпонентные витамины. Благодаря наличию минералов, данные комплексы имеют гораздо шире спектр действия: поддерживают зрительные функции, укрепляют кости, зубы, улучшают память, поднимают иммунитет. Лучшие из них: Пиковит Омега-3, Алфавит, Мульти-табс, ВитаМишка calcium+, Биовиталь Гель.

Формы выпуска витаминов для ребенка:

  • жевательные пастилки;
  • таблетки;
  • сиропы;
  • капли;
  • порошки;
  • мармеладные фигурки;
  • леденцы;
  • гель;
  • шипучие таблетки.

Чтобы детские препараты были приятными на вкус и привлекали внимание малышей, в них добавляют красители и ароматизаторы. Перед покупкой убедитесь, что выбранный комплекс подходит по возрасту ребенку. Рекомендуется отдавать предпочтение витаминным средствам с точной дозировкой (леденцам, пастилкам, фигуркам). Детям до года не давайте препараты, которые требуют точного замера дозы (сиропы, гели), поскольку можно подвергнуть ребенка риску передозировки.

Главные витамины для ребенка

Интересно, что большинство нутриентов при попадании в детский организм выполняют функции, которые не происходят в теле взрослого человека после приема комплекса. Они способствуют биологическим процессам роста, разделению тканей и внутренних органов по назначениям.

Рассмотрим список основных из них:

  1. Витамин А. Синтезирует белки, участвует в формировании скелета и нормального зрения у ребенка, участвует в развитии легких, пищеварительного тракта, регенерации слизистых оболочек. 1/3 суточной потребности бета-каротина должны составлять яйца, кисломолочные напитки, сливочное масло, сливки, а 2/3 – продукты растительного происхождения (томаты, морковь, абрикосы, сладкий перец).
  2. Витамин В1. Поддерживает умственную деятельность, нормальное течение углеводного обмена в организме, улучшает усвоение нутриентов из пищи. Источники тиамина: орехи, гречка, кукуруза, картофель, фасоль.
  3. Витамин В2. Отвечает за хорошее состояние кожных покров, ногтей, волос, поддерживает рост чада. Продукты, богатые рибофлавином: рыба, сыр, молоко, курица.
  4. Витамин В6. Регулирует работу нервной системы, нужен для улучшения памяти, формирования красных кровяных телец, развития иммунитета ребенка. Пиридоксин присутствует в субпродуктах, зеленом перце, капусте, говядине, яйцах.
  5. Витамин В9. Поддерживает кожу в хорошем состоянии, предупреждает малокровие. Особенно нуждаются в фолиевой кислоте больные дети, которым следует ее давать для аппетита. Природные источники: грибы, лук, морковь, петрушка, печень.
  6. Витамин В12. Участвует в кроветворении, активирует работу нервной системы малыша. Цианокобаламин находится в морепродуктах, сое, яйцах, сыре, курице.
  7. Витамин С. Защищает ребенка от бактерий, вирусов, тормозит развитие аллергических реакций, укрепляет кровеносные сосуды, нейтрализует действие свободных радикалов. Аскорбиновая кислота находится в цитрусовых плодах, шиповнике, облепихе, клубнике, рябине.
  8. Витамин D. Регулирует количество кальция, магния в организме ребенка. Нужен для полноценного развития скелета. Поступает в организм с молоком, сливочным маслом, печенью животных или рыб, яйцами.
  9. Витамин Е. Увеличивает защитные силы организма и стабилизирует работу кровеносной, мышечной, нервной систем. Токоферол борется со свободными радикалами, поддерживает половое развитие подростков. Токоферол содержится в латуке, яйцах, семенах, льняном, кунжутном маслах.
  10. Витамин РР. Регулирует обмен веществ и обеспечивает усвоение всех необходимых компонентов еды: минералов, жиров, белков, углеводов. Кроме того, никотиновая кислота преобразует глюкозу и триглицериды в энергию, что способствует росту тканей у ребенка. Источники соединения: арахис, кедровые орехи, горох, кальмар.
  11. Витамин Н. Поддерживает здоровье кожи. Продукты, богатые биотином: кукуруза, фисташки, овсянка, ячневая крупа.
  12. Витамин К. Участвует в работе кровеносной системы. Менадион содержится в цветной капусте, репчатом луке, брокколи.
  13. Железо. Снабжает внутренние органы ребенка кислородом, участвует в кроветворении, формировании гемоглобина. Рекомендуется к приему детям с 1 года и по показаниям ранее. Продукты, содержащие железо: зеленые овощи, мясо кролика, индейка.
  14. Цинк. Ускоряет заживление ран, поддерживает остроту зрения, участвует в формировании костей малыша, укрепляет иммунитет, высвобождает витамин А. Микроэлемент присутствует в бобовых, орехах, морепродуктах. Больше всего организм ребенка нуждается в цинке с двух до трех лет.
  15. Кальций. Участвует в обменных процессах, служит основой костной ткани, нужен для роста и функционирования нервных клеток. Содержится в молочных продуктах, шиповнике, лесных орехах, кунжуте, маке.
  16. Фосфор. Выступает «энергоносителем» – доставляет энергию по клеткам. Вместе с кальцием поддерживает крепость костной ткани. Природные источники фосфора: молоко, морепродукты, сухие дрожжи, творог.
  17. Магний. Участвует в передаче нервных импульсов, оказывает антистрессовое действие. Микроэлемент устраняет раздражительность, истерику, беспокойный сон у ребенка. Природные источники магния: гречка, соя, отруби, тыквенные семечки.

Кальций, фосфор и магний рекомендуется давать детям от 3 лет.

Таким образом, это главные витамины и макро-, микроэлементы, необходимые для подрастающего организма малыша. Суточная потребность каждого нутриента зависит от возраста ребенка. Легче всего снабжать организм ребенка витаминами и минералами при помощи детских мультивитаминных комплексов. Не забывайте о необходимости организации полноценного питания: обогатите его свежими овощами, фруктами, зеленью и молочнокислыми изделиями.

Витаминно-минеральные комплексы для детей

Рассмотрим каким нутрентам отдать предпочтение в разный возраст:

  1. Период лактации. Помните, во время кормления грудью питательные вещества лучше усваиваются организмом ребенка в составе материнского молока. Поэтому в данный период женщине следует употреблять следующие препараты: Витрум Пренатал, Биовиталь, Алфавит Мамино Здоровье. Кроме того, обогатить рацион свежими продуктами питания, пить натуральные соки (не магазинные). Это лучший способ получения недостающих витаминов и микроэлементов для новорожденных.
  2. С 1 года до 2 лет. В данный период рекомендуется ограничиться приемом витамина D (Аквадетрим, Вигантол) для профилактики развития рахита. Помимо этого, для усиления сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям вводите аскорбиновую кислоту, бета-каротин. Например, комплекс Мульти-Табс Бэби, Виторон или Киндер Биовиталь гель. Во время приема витаминно-минеральных комплексов следите за реакцией организма ребенка. При возникновении побочных реакций (повышенной возбудимости, кожной сыпи) прием препарата прекращают и обращаются к педиатру.
  3. От 2 лет до 5 лет. На протяжении данного периода происходит интенсивный рост ребенка, активно формируется костная система. В этом возрасте важно следить за регулярным поступлением железа, цинка, фолиевой кислоты, витаминов А, Е, С, кальция, магния, фосфора в организм малыша. Баланс данных нутриентов обеспечивает закладку здоровых зубов и крепкой костной системы. Рекомендуемые витаминно-минеральные комплексы для малышей от двух до пяти лет: Центрум детский (экстравитамин С или экстракальций), Пангексавит, Юникап Ю, Алвитил, Пиковит. С 4 лет вводят препарат Мульти-Табс Малыш, который является расширенной версией Мульти-Табс Бэйби. Он содержит хром, йод, цинк, селен, витамины А, С, D, Е, В.
  4. От 5 лет до 7 лет. Это период подготовки к школе, в течение которого ребенок подвергается повышенной физической и умственной нагрузке. Кроме того, происходит усиленный рост организма, формируется осанка. На данной стадии развития ребенка нужны цинк, йод, витамины группы В. Они улучшают концентрацию внимания, моторику и память ребенка. В 6 лет малыш идет в школу, сталкивается с патогенными микроорганизмами, часто болеет инфекционными заболеваниями (ОРЗ, краснухой, ветрянкой, скарлатиной). Из-за возрастной незрелости иммунитета, ребенок чувствителен к воздействию токсинов, образуемых под воздействием болезнетворных агентов. Накапливаясь в детском организме, они становятся «бомбой замедленного действия», угнетают становление защитных сил, вызывают хронические заболевания. Какие лучше витамины принимать в данный период? Витрум Плюс, Алфавит, Мульти-Табс Классик, Центрум Детский Про. Для защиты организма от вирусных, бактериальных инфекций рекомендуется пить Олигогал-Se или Триовит на протяжении полугода.
  5. От 8 лет до 10 лет. Данный период связан с активным ростом организма, непривычным режимом дня, сменой молочных зубов, сложным ритмом жизни. Организм ребенка нуждается в повышенном количестве меди, цинка, фосфора, аскорбиновой кислоты, витаминов А, В, Е, РР, D3. Восполняя нехватку нутриентов в детском организме, вы сможете оградить ребенка от нарушений физического, психо-эмоционального развития. С 8 лет можно давать следующие препараты: Витрум Юниор, Пиковит Омега3, Алфавит “Школьник”. Для быстрого роста органов и тканей увеличивайте количество белков в рационе ребенка. Полноценное питание с необходимыми минералами, витаминами обеспечит правильный физиологический обмен веществ и успешное завершение формирования эндокринной системы.
  6. 11 лет. Характеризуется расстройством эмоционального фона у школьников. Для поддержания психического равновесия ребенка врачи рекомендуют принимать препараты бренда «Пиковит» или витамины группы В.
  7. С 12 до 18 лет. Это время интенсивного роста человека и полового созревания. На данный период «выпадает» «переходный возраст», сдача экзаменов, поступление в ВУЗы, которые сопровождаются чрезмерными умственными нагрузками, стрессовыми ситуациями. Для поддержания здоровья, подросткам рекомендуется принимать нутриенты А, С, Е, РР и группы В. Они входят в состав следующих комплексов: Сана-Сол, Компливита, Дуовита, Биовиталь и Мультивита Плюс. В 14 лет школьники вступают в спортивные секции, в результате организм юношей и девушек подвергается двойной нагрузке: он снабжает клетки энергией для интенсивного роста и покрывает затраты для ведения активного образа жизни. Поэтому включите в рацион питания подростка хорошие комплексные витамины: Компливит-актив, Юникап М, Компливит, Дуовит, Метабаланс 44, Алфавит Тинейджер.

В любом возрасте для ребенка губительны дефицит и избыток нутриентов в организме. Помните, аптечные витамины принимают 1–2 раза в год по 3–4 недели. В поисках препарата не зацикливайтесь исключительно на искусственных добавках. Главным источником витаминов для детей всех возрастов должна оставаться пища.

Принципы выбора и приема

Поливитаминные комплексы для растущего организма должны соответствовать следующим требованиям:

  • укреплять защитные функции;
  • адаптировать организм к повышенным физическим, эмоциональным нагрузкам;
  • быть гипоаллергенны;
  • без искусственных красителей, консервантов;
  • улучшать интеллектуальное развитие.

Рекомендуется остановить выбор на препаратах фармацевтических фирм, которые зарекомендовали себя и имеют положительные отзывы. Чтобы уберечь ребенка от подделки, не покупайте витаминно-минеральные комплексы с рук, по интернету, вне аптек, поскольку их качество и состав вызывают сомнения.

Как принимать витамины детям?

При первичном приеме нутриентов следите за состоянием ребенка, поскольку новые препараты, как и продукты, могут вызвать аллергию.

После покупки храните сладкие пастилки, леденцы или сироп в темном недоступном для детей месте (на верхней полке навесного кухонного шкафа). Они должны строго дозироваться, в соответствии с инструкцией или назначением педиатра, взрослыми.

Самый благоприятный период для насыщения растущего организма питательными соединениями – это май-июнь и сентябрь-октябрь. Начинать прием витаминных комплексов во время летней жары, разгара простудного сезона не разумно.

Препараты употребляют курсами, на протяжении двух-трех недель с трехмесячным перерывом. Желательно их принимать с пищей в первой половине дня, когда энергозатраты максимальны, а организм находится в состоянии бодрствования и может хорошо усваивать полезные вещества.

Летом откажитесь от таблетированных витаминов в пользу природных источников нутриентов (овощей, фруктов, зелени). Для укрепления иммунитета прием комплексов рекомендуется сочетать с занятиями спортом и закаливающими процедурами.

Вывод

Витамины для детей – питательные вещества, которые участвуют в полноценном формировании и развитии ребенка.

Каждому возрасту соответствует своя комбинация необходимых нутриентов. Для грудничков достаточно тех витаминов и минералов, которые содержатся в материнском молоке. Дети дошкольного возраста испытывают потребность в соединениях А, С, D, Е, В, цинке. А подростки нуждаются в РР, D3, омеге-3, кальции, фосфоре, железе.

Гипервитаминоз не менее опасен, чем авитаминоз, поэтому перед приемом комплекса проконсультируйтесь с педиатром.

Помните, запастись водорастворимыми витаминами (В, С, Н) не удастся, так как они не накапливаются в организме, их излишек выводится с мочой. «Про запас» могут накапливаться только жирорастворимые нутриенты (А, D, Е), однако передозировка их может вызвать интоксикацию организма.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Фурманова Елена Александровна

Специальность: врач педиатр, инфекционист, аллерголог-иммунолог.

Общий стаж: 7 лет.

Образование: 2010, СибГМУ, педиатрический, педиатрия.

Опыт работы инфекционистом более 3 лет.

Имеет патент по теме «Способ прогнозирования высокого риска формирования хронической патологии адено-тонзиллярной системы у часто болеющих детей». А также автор публикаций в журналах ВАК.

Источник