Прием платежей в пользу тсж
В чем преимущество приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги через электронные терминалы? Кто является участниками платежной системы? Какой договор нужно заключить ТСЖ (управляющей организации) с платежной системой? Каков алгоритм приема платежа от гражданина? Об этом вы узнаете из данной статьи.
Не секрет, что ТСЖ и управляющим организациям зачастую приходится иметь дело с должниками. Как ни странно, иногда задолженность возникает в связи с тем, что собственникам просто не хватает времени доехать до отделения банка, отстоять в нем очередь или даже зайти в правление товарищества (кассу управляющей организации). Дополнительные возможности оплатить «коммуналку» предоставляют широко распространенные в настоящее время платежные системы.
Став уже привычными для потребителей услуг сотовой связи и Интернета, электронные платежные системы проникают и в сферу оплаты услуг ЖКХ. Однако пока нельзя сказать, что данный способ оплаты популярен среди многих ТСЖ и управляющих компаний. И причин этому, как видится, две: консервативность мышления и недоверие к электронным машинам. Тем не менее, товарищества, решившиеся применять современную платежную систему, остаются довольны. Попытаемся разобраться в достоинствах и недостатках оплаты услуг ЖКХ указанным способом.
Участники системы
Определимся с лицами, участвующими в цепочке оплаты услуг ТСЖ и управляющих организаций. В указанные отношения вовлечены:
– исполнитель, или провайдер, услуг (ТСЖ, управляющая организация);
– потребители услуг (жильцы);
– владелец терминала;
– организатор электронной платежной системы;
– банк или иная кредитная организация.
Терминал и есть та электронная машина, которая принимает деньги от населения. Чтобы терминал принимал деньги за конкретные услуги, организатор электронной платежной системы устанавливает на него специальное программное обеспечение. Электронная платежная система – это специализированная служба, позволяющая в режиме реального времени производить расчеты между участниками[1].
Согласно п. 9 ст. 5 Закона о банках[2] перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к банковским операциям. Кроме банков и иных кредитных организаций, такие операции вправе осуществлять коммерческая организация, не являющаяся кредитной, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 13.1 Закона о банках). Следовательно, организатор платежной системы – это коммерческая организация. Индивидуальный предприниматель не вправе принимать плату за услуги ЖКХ. При этом организатору платежной системы не нужно получать лицензию Банка России для осуществления указанных операций (ст. 13.1 Закона о банках).
По смыслу рассматриваемого закона организатор платежной системы и владелец терминала – одно лицо, а точнее, коммерческая организация, осуществляющая принятие наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги. Однако на практике сложилась ситуация, когда владелец терминала и организатор платежной системы – самостоятельные участники финансовых отношений, взаимодействующие друг с другом на основании агентских договоров. Существует мнение, что подобная схема отношений запрещена. В частности, п. 3 Указания № 1842‑У[3]запрещает коммерческой организации поручать другим лицам прием наличных денежных средств от физических лиц.
Учитывая, что взаимоотношения владельцев терминалов и организаторов платежных систем не являются предметом рассмотрения данной статьи[4], остановимся лишь на том, что необходимо иметь в виду управляющим организациям и ТСЖ, желающим заключить договор с организатором платежной системы. Итак, оформляя сделку, ТСЖ и управляющие организации должны убедиться в законности операции. Статья 13.1 Закона о банках предусматривает, что коммерческая организация вправе осуществлять сбор платежей от физических лиц при наличии двух заключенных договоров:
– между платежной системой и банком, по условиям которого сборщик платежей будет от своего имени, но за счет банка принимать денежные средства в целях перевода средств на банковский счет поставщика услуг;
– между банком и поставщиком услуг на перевод денежных средств, принятых платежной системой.
Таким образом, в рассматриваемых отношениях обязательным участником выступает банк или иная кредитная организация. Необходимо отметить, что участие банка является дополнительной гарантией прав физических лиц, осуществляющих платежи через небанковские системы, и препятствует незаконному завладению средствами граждан при помощи мошеннических схем.
Кроме того, сам банк может быть организатором платежной системы[5]. Представляется, что подобная схема наиболее выгодна для провайдеров услуг, поскольку у банка есть возможность существенно снизить комиссию в своей собственной платежной системе.
Обязанности платежной системы
Управляющие организации и ТСЖ, желающие использовать платежную систему, заключают следующие договоры:
1) агентирования с организатором платежной системы;
2) оказания услуг с банком на осуществление перевода денежных средств от физических лиц на расчетный счет.
По условиям агентского договора платежная система принимает на себя обязательство от имени ТСЖ (управляющей организации) принимать платежи в их пользу. Заключая подобный договор, ТСЖ (организация) предоставляет жильцам дополнительный сервис. Спрашивать ли при этом их согласие на общем собрании? Учитывая, что исполнение договора с платежной системой может быть связано с определенными затратами, размер этих затрат должен быть одобрен на собрании (при утверждении сметы на предстоящий год или принятии размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от способа управления многоквартирным домом). При этом согласие общего собрания на заключение конкретного договора не требуется. Товарищество и управляющая компания вправе самостоятельно определять, каким образом осуществлять управление домом.
В соответствии с п. 2 Указания № 1842‑У платежная система обязана обеспечить предоставление физическим лицам по их требованию при осуществлении операций информации о наименовании кредитной организации, номере лицензии на осуществление банковских операций, а при взимании с физического лица комиссионного вознаграждения – информации о его размере, а также о видах и размерах иных расходов физических лиц. Информация должна предоставляться в доступной для ознакомления физическими лицами форме.
Принятые от физических лиц наличные денежные средства платежная система вносит в кассу банка, заключившего с ней договор, в целях перевода средств ТСЖ или управляющей организации (п. 5 Указания № 1842‑У). Кроме того, платежная система представляет в банк реестр проведенных операций, являющийся основанием для составления платежных поручений кредитной организации на перевод денежных средств организациям – получателям средств. Форма, порядок и сроки представления реестра проведенных операций устанавливаются в договоре, заключаемом банком и организатором платежной системы (п. 6 Указания № 1842‑У).
В договоре с платежной системой необходимо предусмотреть и порядок информирования ТСЖ (управляющей организации) о размере и сроках поступлений платежей конкретных потребителей.
Добавим, что привлечь к сотрудничеству платежную систему может не только сам провайдер жилищно-коммунальных услуг, но и агент, который был нанят исполнителем для начисления и взимания платы (например, расчетный центр).
Осуществление платежа при помощи терминала
Физические лица обязаны вносить денежные средства на основании платежных документов, выданных им товариществом или управляющей организацией (п. 2 ст. 155 ЖК РФ). Предоставление дополнительных документов для оплаты услуг ЖКХ с помощью терминала не требуется. Достаточно передать все необходимые сведения платежной системе, а именно:
1) сведения, позволяющие идентифицировать плательщика (это могут быть ФИО, номер квартиры, номер лицевого счета, номер договора с ТСЖ или управляющей компанией);
2) сведения, позволяющие идентифицировать получателя средств, – ТСЖ, управляющую организацию (например, наименование, адрес, ИНН).
В качестве подтверждения платежа терминал автоматически выдает плательщику специальный документ. В соответствии с п. 4 Указания № 1842‑У его форма согласуется с банком, но должна обязательно содержать:
– общую сумму принятых денежных средств;
– размер комиссионного вознаграждения (при взимании с плательщика);
– дату, время проведения операции;
– место обслуживания физических лиц (место нахождения терминала);
– наименование и место нахождения коммерческой организации, ее ИНН;
– уникальный номер и дату договора между коммерческой организацией и кредитной организацией;
– наименование кредитной организации и ее БИК;
– номера контактных телефонов коммерческой организации и банка;
– наименование организации – получателя средств, ее ИНН.
Обязательства граждан по оплате услуг ЖКХ считаются исполненными с момента приема у них наличных денежных средств терминалом (ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», абз. 2 п. 2 Указания № 1842‑У).
Неоднозначным является вопрос о взимании с граждан комиссии. Имеет место точка зрения, что нельзя взимать комиссию с коммунальных платежей сверх начисленной гражданам суммы, указанной в платежном документе. Как известно, коммунальные услуги оплачиваются по установленным тарифам. Взимание комиссии при оплате этих услуг Управление Федерального антимонопольной службы расценило как нарушение установленного порядка ценообразования и злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания коммунальных услуг, а арбитры согласились с ним (Постановление ФАС СЗО от 31.12.2008 № А26-2221/2008).
На практике организаторы платежных систем оговаривают в соглашении с провайдером услуг возможность взимания агентами дополнительного вознаграждения с плательщика, которое полностью поступает в распоряжение владельца терминала. Таким образом, ТСЖ и управляющая организация вправе предусмотреть отсутствие комиссии при приеме платежей от граждан. Вместе с тем организаторам платежных систем при сотрудничестве с исполнителями жилищно-коммунальных услуг следует учесть приведенный пример из арбитражной практики.
Через тернии к звездам
Все трудности обслуживающих жилищный фонд организаций в сотрудничестве с платежными системами будут вызваны именно нежеланием собственников помещений нести дополнительные расходы. Речь идет о комиссии и о вознаграждении банку в соответствии со ст. 13.1Закона о банках. Тем не менее, нельзя не отметить, что организация сбора платежей с помощью платежных систем принесла бы ТСЖ и управляющим организациям положительные результаты.
Так, многие платежные системы предлагают установку терминалов в непосредственной близости к месту проживания плательщиков, что приведет к уменьшению количества неплатежей. Некоторые платежные системы отвечают критериям совместимости с бухгалтерскими программами ТСЖ. Регулярное предоставление реестров от платежной системы позволяет проводить оперативный мониторинг оплаты квитанций. Платежные системы уже готовы вести переговоры относительно размера комиссии. Известны случаи, когда коммерсанты вовсе отказывались от какой‑либо комиссии, однако взамен ТСЖ должно было обеспечить бесплатную установку терминалов в подъездах дома.
Введение любого новшества для собственников помещений в многоквартирных домах сопровождается масштабной информационно-просветительской деятельностью управляющих. Организация оплаты услуг через платежные системы не является исключением. В очередной раз работникам ЖКХ нужно набраться терпения, провести работу с жителями и вместе пользоваться современным сервисом.
[1] См.: М. Г. Суховская, Е. А. Шаронова. «Терминальный» бизнес» («Главная книга», 2007, № 16).
[2] Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
[3] Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842‑У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями».
[4] В настоящее время в Государственной думе РФ находится на рассмотрении законопроект, детально регулирующий деятельность платежных агентов.
[5] Например, ОАО «Петербургский социальный коммерческий банк» учредил платежную систему «Кассира. нет».
Источник
Изначально ТСЖ создается для управления общедомовым имуществом, но государство наряду с этим обязывает товарищество собственников жилья приобретать у РСО коммунальные ресурсы, которые на границе балансовой и эксплуатационной ответственности «превращаются» в коммунальные услуги (РСО продает коммунальные ресурсы, ТСЖ оказывает коммунальные услуги).
Единственный ли это вариант оплаты? Нет, п. 6.3. ст. 155 ЖК РФ предусматривает возможность внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям. Общее собрание членов ТСЖ может проголосовать за такой порядок расчетов (не менее чем 50 % голосов).
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ
ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ПО ЖКХ
ФОРМЫ ЖКХ ЗАПРОСОВ С КОММЕНТАРИЯМИ
Оплата коммунальных услуг напрямую в РСО удобна тем, что ТСЖ в этом случае не работает с не принадлежащими товариществу деньгами. За коммунальные услуги, оказываемые ТСЖ, собственники помещений платят напрямую РСО.
Однако у принятой сейчас системы прямых платежей в пользу РСО больше недостатков, чем плюсов:
1. Выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг, оказываемых на основе коммунальных ресурсов от РСО, обязано ТСЖ, поскольку в п. 67 ПП РФ‑2011–354 говорится, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем услуг, а им является ТСЖ. Несмотря на то что потребители платят за коммунальные услуги напрямую РСО, на ТСЖ возлагается ответственность по начислениям, выставлению квитанций и работе с должниками. Кроме того, платя напрямую РСО, потребитель платит комиссию за банковский перевод, что увеличивает сумму платежа.
2. Система приема РСО прямых платежей плохо развита. Отсюда недостаточное техническое обеспечение процесса, проблемы с обработкой реестров платежей и т. д. Я пытался наладить в одном МКД систему прямых платежей, но после длительных переговоров с РСО отказался от этой идеи. Выставлять единую квитанцию от ТСЖ оказалось проще, чем разбираться с каждой платежкой потребителей в ту или иную РСО.
3. Прямые платежи РСО возможны только по индивидуальным показаниям потребления. Оплата общедомовых нужд (и связанных с ними потерь) возлагается на ТСЖ (хотя мне известны примеры, когда РСО соглашаются за дополнительную плату выставлять квитанции по ИПУ и ОПУ). Таким образом, ТСЖ вынуждено выставлять квитанцию за каждый тип коммунальной услуги соответствующей РСО и, кроме того, собственную квитанцию за общедомовые расходы коммунальных ресурсов. Потребители начинают путаться в квитанциях, что приводит к недовольству.
Таким образом, фактически норма п. 6.3. ст. 155 ЖК РФ, дающая право на прямые платежи по коммунальным услугам в пользу РСО, не работает. РСО предпочитают работать не с конечным потребителем, а с юридическими лицами, то есть с ТСЖ как исполнителем коммунальных услуг (особенно при условии безакцептного снятия денежных средств).
Потребители платят РСО, но вся черновая работа (квитанции, расчеты, должники) взваливаются на ТСЖ, которое становится бесплатным посредником, собирая деньги с потребителей, передавая их в РСО за поставляемые коммунальные ресурсы и оплачивая комиссию по банковским переводам.
Интересно, что в п. 26 ПП РФ‑2012–124 предусмотрена возможность уступки ТСЖ в пользу РСО прав требования оплаты коммунального ресурса к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. В этом случае вся черновая работа по расчетам, выставлению квитанций и работе с должниками возлагается на РСО, а ТСЖ лишь временами координирует этот процесс, предоставляя РСО ту или иную информацию. Однако это уступка добровольная, заставить РСО принять на себя эти функции нельзя.
В перспективе обязанность по выставлению квитанций, начислениям и работе с должниками по коммунальным услугам (в случае решения общего собрания о прямых платежах в пользу РСО) должна быть возложена исключительно на РСО. Порочная практика, когда ТСЖ, цель которого состоит в управлении общим имуществом, должно заниматься выбиванием денег для РСО, должна быть изменена.
РСО должны научиться работать с потребителем, а не сваливать свои проблемы на ТСЖ. Или платить ТСЖ за услуги по выставлению квитанций, начислениям и работе с должниками, то есть за реализацию их коммунального ресурса. Пока же система прямых платежей РСО фактически не работает.
Источник
Жители многоквартирных домов часто состоят в товариществе собственников жилья (ТСЖ). С одной стороны, участие в нем позволяет не решать многие проблемы лично, с другой – обязует вносить определенные платежи – обязательные и необязательные. С последним моментом у граждан часто возникают вопросы, решить которые без специфических знаний невозможно.
В статье расскажем, зачем в ТСЖ собирают платежи, какими они бывают и что грозит нерадивому члену товарищества за просрочку или невнесение. Информация о расчетах позволит избежать ненужных переплат и грамотно вести семейный бюджет.
Что такое членские взносы?
Согласно российскому законодательству, членскими взносами ТСЖ называют выплачиваемые суммы, направленные на покрытие определенных финансовых нужд и вносимые участниками товарищества.
Согласно ст. 145 п. 2 ЖК РФ назначение и величина определенного платежа должны устанавливаться на общем собрании жильцов. Кроме того, они должны быть четко прописаны в соответствующем разделе Устава ТСЖ. При этом расходы за свет, газ и другие коммунальные платежи не покрываются за счет членских взносов или покрываются частично. Что касается выплаты задолженностей или проведения ремонта коммуникаций – направление членских взносов на эти нужды возможно по результатам общедомового собрания и только в исключительных случаях. Первоочередная цель уставных платежей совсем иная.
Виды собираемых платежей
Назначение и размер платежей в пользу ТСЖ регламентируются общим собранием жильцов и должны быть зафиксированы в Уставе. В зависимости от предназначения, взносы могут быть:
- вступительными;
- разовыми;
- регулярными.
Размер некоторых периодических (разовых) взносов зависит от нужды и устанавливается на собрании собственников жилья. Как правило, такие сборы возникают в случае незапланированных расходов, чрезвычайных ситуаций или аварий на коммуникациях. У вступительного платежа цель другая – компенсировать затраты на регистрацию ТСЖ, потому он взимается лишь один раз.
Также в ТСЖ могут собираться регулярные взносы, которые тратятся на нужды, не связанные напрямую с поддержанием дома в должном состоянии. К ним относят:
- премии руководителю и сотрудникам;
- благоустройство прилегающей территории;
- создание резервного фонда и т.д.
Такие взносы не обязательны, но лучше их не игнорировать. Например, за счет средств резервного фонда могут покрываться расходы на устранение последствий аварий, поэтому чем он больше – тем лучше. Рассмотрим каждый взнос в ТСЖ подробнее.
Вступительный
Как только жилец решает вступить в ТСЖ – с него потребуют вступительный взнос. Это единоразовый платеж, целью которого является компенсация расходов, связанных с оформлением товарищества и его регистрацией в соответствующих органах.
При этом вступительные взносы не могут возместить расходов на содержание дома, его ремонт или устранение аварий в инженерных коммуникациях.
Членские
Как только гражданин купил недвижимость, входящую в состав ТСЖ, он автоматически становится его членом и обязан платить членские взносы. Такая обязанность возникает в момент оформления права собственности на квартиру или другой объект недвижимости.
За счет членских взносов товарищество собственников может платить:
- вознаграждение рабочим, устранявшим проблемы в коммуникациях;
- оплату управляющему ТСЖ;
- выплаты членам контролирующей группы.
Так как членские взносы относятся к числу регулярных, их размер незначителен и не превышает платежи по другим целям. В противном случае возможны сбои в выплате и связанные с ними последствия.
Целевые
Целевой сбор направлен на определенную цель, потому относится к разовому платежу. Чаще всего необходимость в таком платеже возникает в случае косметического или капитального ремонта помещений ТСЖ или их части, потребность в котором возникла неожиданно. Целевые платежи могут быть направлены:
- на ремонт общих помещений;
- косметический ремонт подъезда;
- на покупку нового оборудования.
Размер платежа прямо пропорционален доле в общем имуществе каждого участника ТСЖ, при этом должна учитываться конечная стоимость предполагаемых работ, а также иные доходы товарищества, за счет которых можно погасить возникшие потребности. При этом расходы на полное восстановление дома не могут быть компенсированы за счет сборов этого взноса.
Страховые
Этот вид взносов собирается раз в квартал или с иной периодичностью, прописанной в Уставе и относится к числу обязательных. Распределение долей в этом случае следующее:
- 2,9 % на Фонд социального страхования;
- 5,1 % на Фонд ОМС;
- 22 % в ПФ РФ.
Общая сумма страхового взноса должна быть распределена поровну между членами ТСЖ.
Дополнительные
Если в ходе деятельности ТСЖ возникла проблема, решить которую за счет резервного фонда не получается, может быть введен единовременный дополнительный взнос. В особо тяжелом случае придется внести еще один взнос, при этом товарищество должно ка можно быстрее привести резервный фонд в платежеспособное состояние.
Размер дополнительного сбора устанавливается индивидуально и рассчитывается, по утвержденному Уставом плану. Так, могут учитываться размер долей каждого участника, необходимая сумма или иные параметры.
Кратко о резервном фонде
Больше всего вопросов у жильцов возникает по поводу резервного фонда. Казалось бы, если часть нужд покрывается за счет целевого взноса, а есть еще членские платежи, зачем еще на что-то откладывать средства? Однако без такого обеспечения не обойтись, именно с него управление ТСЖ берет средства для ликвидации последствий:
- чрезвычайных ситуаций;
- аварий инженерных сетей в помещениях общего пользования;
- ошибок обслуживающих работников.
За счет средств резервного фонда покрываются и неустойки, возникшие в результате неожиданного скачка тарифов за электроэнергию, газоснабжение и им подобные услуги.
Размер платежей в резервный фонд определяется индивидуально в каждом ТСЖ, но не превышает 5-10 % от общей суммы расходов за месяц. Такого распределения достаточно, чтобы своевременно решать возникшие проблемы, а также компенсировать последствия инфляции. Если управлению ТСЖ пришлось взять часть средств резервного фонда, жильцы должны за счет взносов восстановить его первоначальный размер.
Согласно ст. 145 п. 2 ч. 5 ЖК РФ порядок и ситуации, при которых возможно подключать средства резервного фонда, определяются на общем собрании собственников жилья. Лишь в случае чрезвычайной ситуации, в условиях дефицита времени руководство сможет дать распоряжение на подключение фонда без созыва собрания собственников жилья.
Резервный фонд пополняется за счет:
- Взносов членов ТСЖ.
- Благотворительных взносов.
- Государственных субсидий.
- Дохода от аренды незанятых помещений.
- Средств, полученных в результате снижения планируемых расходов.
Средства резервного фонда находятся на отдельном счете в банке, это позволяет контролировать расходы и защищает от случайных трат, возникших по ошибке.
При грамотном управлении резервный фонд длительное время не нуждается в пополнении за счет средств собственников жилья. Однако в случае резкого снижения сохраненной суммы требуется быстро восстановить ее размер, что при определенных обстоятельствах возможно лишь за счет установленного собранием дополнительного взноса.
Кто обязан вносить платежи?
В этом вопросе также возникают сложности для определенных категорий граждан. Например, человек может снимать квартиру по договору аренды, но не являться собственником жилплощади. Правомерно ли требование уплаты взноса в ТСЖ в его случае?
Согласно ЖК РФ обязанность совершать платежи, установленные в ТСЖ, имеют следующие граждане:
- жильцы, проживающие в доме и пользующиеся услугами, которые оплачиваются за счет средств ТСЖ;
- члены ТСЖ;
- собственники квартир, не входящие в ТСЖ, но подписавшие с ним договор об оказании услуг.
Согласно ст. 154 п. 2 ЖК РФ перечисления на содержание дома в должном состоянии состоят, в том числе и из регулярных взносов участников товарищества. По этой причине ТСЖ имеет законное право на сбор средств в рамках установленных Уставом сборов. Что касается граждан, не желающих по каким-либо причинам вступать в ТСЖ – то они оплачивают услуги по заключенному соглашению.
Лица, не являющиеся членами ТСЖ, имеют право отказаться от взносов, целью которых не ялвяется возмещение коммунальных ресурсов и части услуг.
Можно ли рассчитать размер взноса
С точностью рассчитать размер каждого взноса, собираемого в рамках деятельности ТСЖ, не получится. Однако жильцы и собственники недвижимости могут сориентироваться самостоятельно, если будут знать, какие факторы влияют на конечную сумму. На этот показатель влияют:
- количество квартир в доме;
- количество членов ТСЖ;
- особенности региона;
- перечень текущих расходов;
- нюансов Устава.
Так, если дом расположен в условиях Крайнего Севера, размер взносов будет выше, чем в аналогичном доме Средней полосы. Иногда взносы распределяются пропорционально площади, находящейся в собственности у члена товарищества, а иногда – разделены в равных частях между каждым владельцем квартиры.
Для членов ТСЖ размер каждого взноса определяется Уставом и общим собранием собственников. Гражданам, не являющимся членами товарищества, но подписавшим с ним соглашение, стоимсоть рассчитывается исходя из суммы всех услуг и действий, выполненных в рамках подписанного документа. Подробную информацию можно увидеть в квитанции на оплату услуг.
Квитанции на регулярные платежи приходят ежемесячно или ежеквартально, а разовые взносы оплачиваются в период между получением квитанции и сроком, установленным в ТСЖ.
Что будет за неуплату
Некоторые граждане, в силу определенных обстоятельств, не могут своевременно оплатить взносы по ТСЖ или отказываются от оплаты полностью. Однако такое отношение может спровоцировать ряд неприятностей:
- росту задолженностей;
- полному или частичному ограничению подачи коммунальных услуг;
- судебными процессами.
Серьезность последствий зависит от того, какая сумма сформировалась в результате невыполнения платежных обязательств.
Если гражданин не состоит в ТСЖ, но пользуется электричеством, лифтом, газом, выносит мусор в общий бак или пользуется мусоропроводом – он обязан оплачивать эти услуги в рамках заключённого с ТСЖ соглашения. Отсутствие платежей грозит такими же последствиями, как и для членов товарищества.
Можно ли вернуть после выхода из товарищества?
В силу различных обстоятельств человек может покинуть ТСЖ. При этом возникает вопрос, можно ли как-то вернуть сумму взносов или часть ее? Например, если платились средства в счет пополнения резервного фонда, а средства не были израсходованы. Ответить на такие вопросы просто. После выхода из ТСЖ гражданин не должен платить взносы, но вернуть деньги не получится.
Исключением являются:
- выявление нарушений при сборе платежей;
- услуга была непредставленная;
- обнаружилось нецелевое использование средств.
В таких ситуациях можно подать исковое заявление и вернуть потраченные средства в судебном порядке. Чтобы выиграть дело гражданин должен взять выписку об операциях в бухгалтерии ТСЖ и копию сметы. Утвержденной на очередном собрании собственников жилья. Другого пути решения проблемы нет.
Согласно ст. 143 ЖК РФ собственник жилой площади имеет право потребовать в бухгалтерии документы о движении средств, если у него возникнут подозрения в нецелевом их использовании. Отказ предоставить нужные бумаги противозаконен, в этом случае нужно обращаться в жилищный надзор с правильно составленной жалобой.
Если у вас возникли сложности с взносами в ТСЖ, вы считаете, что средства используются неправильно и хотите их вернуть – обращайтесь к нашим юристам. Записаться на консультацию можно в соответствующем разделе сайта.
Все платежи ТСЖ, обязательные и необязательные, прописаны в Уставе или оговорены на собрании собственников. Поэтому уклонение от оплаты может признаться незаконным со всеми вытекающими последствиями. При возникновении подозрений в правомерности присылаемых в ТСЖ квитанций, нужно обращаться в жилищный надзор или в суд.
Источник