Принцип обратить вред в пользу

Принцип обратить вред в пользу thumbnail

ПРИНЦИП ОБРАТИТЬ ВРЕД В ПОЛЬЗУ

Существуют 3 вида данного принципа :

1). Использовать вредные факторы ( в частности вредное воздействие среды )для получения положительного эффекта . 

2). Устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами.

3). Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

ИСТОЧНИК:

ТВ-передача «Галилео», выпуск №916 от 21 мая 2012 года

СИТУАЦИЯ:

Американские ученые-инфекционисты рекомендуют мыть руки не менее 20 секунд, так как именно за это время с рук удаляются все вредные микробы. Но 20 секунд – это на самом деле очень длительный промежуток. Редко кто из нас тратит на мытье рук столько времени. Как заставить человека мыть руки не кое-как, а ровно столько, сколько требуется для удаления всех микробов?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Таймер для мытья рук должен быть, чтобы человек мыл их не менее 20 секунд, и таймера быть не должно, потому что обычным таймером легко пренебречь.

РЕШЕНИЕ:

Американские ученые придумали гениальный способ – они к мылу подмешивают… чернила. И тогда вы, намылив руки, одновременно с этим себе руки пачкаете. А затем начинаете эти чернила отмывать, ведь не будешь ходить с руками, вымазанными чернилами. Специальные чернила сделаны таким образом, что отмыть от них руки можно примерно в течение 20 секунд. После этого ваши руки будут чистыми как от чернил, так и от микробов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «посредника»

Принцип «сделать наоборот»

Принцип «обратить вред в пользу»

Принцип изменения окраски

КОММЕНТАРИЙ:

Вспоминается детский стишок: «Если руки мыли вы, если руки мыли мы, если руки мыла ты, значит руки ВЫ-МЫ-ТЫ!»

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в быту

ИСТОЧНИК:

Роберт Шекли, «Мятеж шлюпки», рассказ

Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. – М.: Просвещение, 1990. – С.108.

СИТУАЦИЯ:

Герои фантастического рассказа Роберта Шекли отправляются исследовать незнакомую, изобилующую водой планету, взяв с собой купленную по случаю универсальную спасательную шлюпку. Лодка оснащена системой безопасности, позволяющей сохранить жизнь экипажа при любых неблагоприятных условиях. 

Проблема в том, что нормальные (с точки зрения прежних владельцев судна) условия оказались губительными для землян. Разговорчивая шлюпка поддерживает внутри себя постоянную температуру 20 градусов ниже нуля, кормит экипаж глиной, приправленной машинным маслом, а обычную воду считает смертельным ядом. Высадиться на берег нет никакой возможности, поскольку лодка предполагает, что суша кишит врагами. Как быть экипажу?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Умная машина должна позволить землянам покинуть судно, чтобы они могли спастись от ее опеки, и не должна позволить им покинуть судно, поскольку не запрограммирована на это.

РЕШЕНИЕ:

Отчаявшись справиться со взбунтовавшейся шлюпкой, герои решили имитировать самоубийство. Чтобы убедить в этом машину, достаточно было демонстративно выпить воды из имевшейся на борту канистры и замереть без движения. Шлюпка, считавшая эту жидкость смертельным ядом, смирилась с потерей и со всеми воинскими почестями предала тела членов экипажа морским волнам, после чего отправилась на поиски своего флота.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «обратить вред в пользу»

Принцип «наоборот»

КОММЕНТАРИЙ:

Фантастический рассказ Р. Шекли написан в юмористической манере, но, тем не менее, он заставляет задуматься о возможных будущих затруднениях при общении человека с искусственными разумными системами.

Нужно ли предусматривать в автоматизированных системах, обеспечивающих безопасность, возможность «ручного» отключения отдельных функций? И кто будет определять, что отключение необходимо? Где гарантия, что отключение автоматики не причинит вред человеку? Может ли даже чрезвычайно умная машина предусмотреть все нештатные ситуации, включая такие, которые требуют совершения действий, не укладывающихся в рамки привычной логики и здравого смысла?..

КАТЕГОРИЯ:

Развитие творческого воображения (РТВ)

ТРИЗ – детям

ИСТОЧНИК:

А. Конан Дойл, «Скандал в Богемии», рассказ

СИТУАЦИЯ:

К знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу обращается за помощью наследный король Богемии. Выяснилось, что Вильгельма фон Ормштейна шантажирует его прежняя возлюбленная, некая Ирэн Адлер, угрожающая передать семье будущей невесты короля фотографию, на которой он и Ирэн изображены вместе. Взломщики, ранее нанятые Ормштейном, перерыли дом шантажистки, но найти фотографию не смогли. Король хочет, чтобы Холмс любым способом добыл этот снимок. Как быть знаменитому сыщику? С позиции ТРИЗ идеально было бы, если бы Ирэн Адлер сама отдала снимок или, по крайней мере, сама показала бы, где спрятана фотография…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Ирэн Адлер должна показать сыщику, где спрятана фотография, чтобы он мог ее изъять, и она не должна показать, где спрятана фотография, поскольку делать этого по своей воле категорически не желает.

РЕШЕНИЕ:

Шерлок Холмс придумал и организовал масштабную акцию, в результате чего проник в дом Ирэн Адлер под видом раненого священника, вступившегося за нее в уличной драке. Тем временен верный помощник сыщика доктор Ватсон через открытое окно бросил в дом дымовую шашку, имитируя пожар. Шерлоку Холмсу оставалось лишь внимательно проследить, к какому месту бросится женщина, намеренная спасти от пожара то, что ей наиболее дорого. Так Ирэн сама показала сыщику, где находится тайник с фотографией.

Читайте также:  В чем польза ягоды жимолость

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:

Пример задачи на обнаружение (по терминологии, принятой в ТРИЗ). Впрочем, изобретательность Холмса натолкнулась на проницательность хозяйки дома, которая разгадала замысел великого сыщика. Но это уже другая история.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ – детям

Задача на обнаружение

ИСТОЧНИК:

Картотека А.Б. Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:

Иоганн Цукерторт, один из известнейших шахматистов второй половины XIX века, как-то заключил пари с двумя другими гроссмейстерами – Стейницем и Блэкберном, которые были явно сильнее его. Суть пари состояла в том, что Цукерторт проведет с мастерами сеанс одновременной игры вслепую, набрав при этом не менее одного очка. Чтобы выиграть спор, необходимо иметь либо один выигрыш, либо две партии сыграть вничью. Цукерторт пари выиграл, но благодаря не шахматному искусству, а собственной сообразительности. Как ему это удалось?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Цукерторт должен гарантированно победить одного из шахматистов или свести обе партии к ничьей, чтобы выиграть пари, и не должен гарантированно победить или свести обе партии к ничьей, поскольку он слабее каждого из игроков. 

РЕШЕНИЕ:

В качестве гарантии выигрыша Цукерторт использовал… своих противников. Он не играл с каждым из мастеров, а просто передавал своим противникам ходы друг друга. Фактически Блэкберн и Стейниц играли между собой, а Цукерторт был всего лишь посредником. Исход поединка был предрешен заранее: ничья или победа одного из гроссмейстеров была обеспечена, даже если бы Цукерторт вообще не умел играть в шахматы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «посредника»

Принцип «обратить вред в пользу»:

б) устранить вредный фактор за счет сложения с другим вредным фактором

КОММЕНТАРИЙ:

Весьма оригинальный прием, которой может быть взят за основу и при решении других подобных задач. Имелось два вредных фактора, работающих против Цукерторта: это два противника, каждый из которых превосходил его по мастерству. Вместо того чтобы бороться с каждым фактором по отдельности, хитроумный шахматист сложил их, направив друг против друга. Итог – два источника вреда взаимно погасили друг друга.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в играх

Источник

Приёмы, или “связка ключей” для любых замков

Приём “Обрати вред в пользу”

Ранее мы убедились в том, что в хорошем всегда есть что-то плохое, а в
плохом – хорошее. Этот приём (см. также здесь) рекомендует найти во вредной ситуации полезное.

Это очень трудный приём, потому, что мудрый. Он требует хорошо знать
систему, знать, что в ней плохо, требует найти нетривиальный ресурс, чтобы
попытаться обратить вред в пользу. Но пытаться применить этот приём надо
всегда, потому что эффект обычно хороший.

Помните сказку о кладе и о болтливой жене. Мужик нашел клад
и, зная наперед, что жена эту новость разболтает всей деревне, обратил
её болтливость в пользу. Нашел ресурс в самой болтливой жене.

В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий
и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего? Экологическая обстановка
многих районов стала заметно лучше. Верно говорят: “Нет худа без добра,
а добра без худа”.

Чарльз Дарвин в детстве много болел, но это закалило его
волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.

Жак Ив Кусто рассказал (и показал) о таком случае. В месте, где нерестится
рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо, но оно стало мешать ловить
в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие
капроновые сети.

После выступления, под ноги артисту вместе с цветами упала охапка
сена. Позор. Но не тут-то было. Находчивый артист (видимо знакомый с приемом
Вред в пользу) сказал: “Я благодарю того почитателя, который бросил мне
охапку сена. Надо думать, что он действительно любит искусство, так как
отдал артисту то, что мог бы съесть сам”.

Одна дама получила от своего шефа внеочередное задание. Сидит, плачет
– текущей работы много, времени на диссертацию нет, здоровья нет, желания
заниматься этой работой нет… всё плохо! Подходит сотрудник, знакомится
с новым заданием и говорит: “Подумайте, как Вам повезло! Шеф подарил Вам
идею для целой главы Вашей диссертации”. Дама подумала, заулыбалась, слезы
высохли, мир стал прекрасным.

В технике многие вредные явления используют на пользу. Потери на
токи Фуко и потери в диэлектриках для нагрева и плавки. Кавитацию -для
очистки, приливы – для получения электроэнергии, разливы рек – для орошения,
из дыма – кислоту, из пыли – удобрение, из опилок – доски. “Отходы в доходы”.
Прекрасно, если думают!

Читайте также:  Жарка на топленом масле польза и вред

Может быть, именно фантастическая мощь современного оружия сдерживает большую
войну?

У Вас плохое настроение, неудача, хочется “рвать и метать”…займитесь
полезным делом: стиркой, уборкой, уйдите за покупками…

Сыновья Иакова продали своего брата Иосифа в рабство в Египет.
Иосиф в Египте возвысился и получил возможность спасти от голода свою семью,
из которой должен был произойти Мессия. Через много лет Иосиф сказал братьям:
“Вы замыслили зло против меня, но Бог обратил его к добру”.

Иудеи преследовали христиан в Палестине, и те вынуждены были бежать
из страны. Но повсюду, куда бы они ни шли, они распространяли христианство”.

Этот приём, по своей сущности, очень близок игре “Хорошо плохо”. Если в
игре надо отыскать в плохом хорошее, то здесь надо попробовать активно
обратить вред (плохое) в пользу.

Предложите детям назвать вредные, неприятные ситуации и подумать, как
их обратить в пользу. Например.

  • В ТРАНСПОРТЕ – читать.

    Принять потерю времени на стояние в очереди спокойно – можно почитать,
    поучить английские слова, поговорить с соседом о его и о своих проблемах,
    ответить на вопрос: “А хорошо ли будет, если я сейчас уйду?”
  • ЗАБОЛЕЛ.

    Можно почитать, пошить, послушать хорошую музыку,
    просушить одежду и обувь, подумать о своих проблемах и о возможных проблемах….

Источник

В Австралию в 17 веке были завезены 12 пар кроликов. Для новых поселенцев кролики должны были стать источником мяса. Ранее кролики не водились в Австралии, потому естественных врагов у них не было. Вскоре кролики расплодились до такой степени, что наносили существенный вред пастбищам, садам и лесам. Охотники не могли справиться с этой напастью. Привлечение хищников также не решало проблему — кролики плодились быстрее, чем хищники успевали хотя бы чуть-чуть сократить их поголовье. Тогда было решено использовать для борьбы с кроликами вирус миксоматоза. Этот вирус передается исключительно через кровь, для человека он безопасен. Осталось лишь решить одну проблему: как заразить кроликов вирусом? Данным вирусом заразили комаров, которые были также невосприимчивы к этому вирусу, но они являлись отличными переносчиками. Потому через некоторое время проблема была решена — поголовье кроликов сократилось до такой степени, что они уже не могли нанести существенного вреда.

Данное решение реализовано по принципу «обрати вред в пользу». С помощью этого принципа вредное воздействие объекта или процесса, которое не удается устранить, превращается в полезное. В приведенном примере к одному вредному воздействию (кролики) присовокупилось еще одно вредное воздействие (вирус), а результат — два вредных воздействия нейтрализовали друг друга.

Этот принцип может быть реализован несколькими способами: во-первых, можно для получения положительного эффекта использовать вредное воздействие среды или других вредных факторов; во-вторых, можно присовокупить вредное воздействие к другим вредным факторам, чтобы получить желаемый результат; в-третьих, можно усилить вредное воздействие до такой степени, чтобы оно перестало быть вредным.

Принцип Динамичности

В крупных аэропортах Америки самолеты улетают в другие города примерно раз в полчаса. При этом, сначала улетает, допустим, самолет вашей компании, через полчаса — самолет компании конкурента… Конечно же, при регистрации и покупке билетов возникают очереди, решать проблемы с очередями руководству не нужно, ведь клиент, если не попадет на этот рейс, попадет на следующий, потеряв всего полчаса. Но вот для конкурирующих компаний это достаточно серьезная проблема. Приплюсуйте еще человеческий фактор — люди, экономя свое время, прибывают в аэропорт впритык, часто не успевают на самолет вашей компании, и, соответственно, улетают на самолете компании конкурента. Как быть вашей компании?

Решение с использованием принципа динамичности: необходимо пересмотреть всю процедуру посадки в самолет. Клиент мог бы приобретать билет не в кассах аэропорта, а на борту самолета непосредственно. При этом пассажиры ничуть не обделены: им также предлагается на выбор расплатиться кредитной картой, наличными или снять деньги с банковского счета. Здесь изменено всего лишь условие, но в результате решилась вся проблема.

Когда сложно произвести какое-либо действие с объектом из-за его статичности, нужно привести объект в движение и произвести нужное действие с уже движущимся объектом.

При этом можно выполнять следующие действия: 1) изменить характеристики объекта, характеристики внешней среды, чтобы они соответствовали изменяющимся условиям; 2) разделить объект на части, если это позволит обеспечить подвижность отдельных частей объекта относительно друг друга; 3) привести в движение статичный объект. В примере с самолетами было выполнено первое действие — то есть изменены характеристики среды (разрешили пассажирам покупать билеты не в кассах, а в салоне самолета) так, что она стала соответствовать задаче (не допустить уход потенциальных пассажиров в компанию конкурента).

Читайте также:  M and m польза и вред

Источник

Метод ТРИЗ для решения педагогических проблем

Вы спросите, какое отношение имеет теория решения изобретательских задач к работе учителя? В практике педагогики и методики обучения собрано огромное количество вариантов решений любых проблем. Это верно, однако школа — это непрерывно развивающаяся система, поэтому новые технологии и приемы должны появляться, чтобы отвечать запросу времени. Чтобы создать новое не всегда нужно быть гением. Генрих Артшуллер разработал методологию решения изобретательских задач в технике, которая успешно применяется и в других областях, связанными с политикой, управлением, маркетингом. Что если объединить знания по методике и хотя бы часть методов ТРИЗ для решения школьных проблем?

Какие проблемы поможет решить ТРИЗ?

Главный признак изобретательской задачи — наличие противоречия.

Например: Учителя английского часто сталкиваются с такой проблемой – знания учеников сильно отстают от школьной программы, но завуч школы настаивает на занятиях по плану, по УМК, предоставленному школой. Противоречие — навыки учеников и материал, который есть для занятий не сочетаются по уровню. Предположим, что использование распечаток, дополнительных учебников, карточек не подходит для данного класса и учителя, то есть стандартные приемы не работают.

Алгоритм решения:

  • Определение типа задачи — изобретательская или исследовательская. В первом случае нужно найти неочевидное решение проблемы, когда стандартные приемы не действуют. Во втором случае нужно объяснить происходящие явления и/или спрогнозировать развитие явления.

В данном примере ИКР — ученики занимаются по данному УМК и получают отличные учебные результаты.

Согласование ИКР — идеального конечного результата, то есть то, что бы нам хотелось получить при удачном решении проблемы. Далее выясняем, что нам помешает достичь ИКР — противоречия. Для этого задаем вопросы о системе, стараемся проанализировать ее работу и причину противоречий.

  • Почему ребята стали отставать от программы?
  • Почему завуч настаивает на точном соблюдении учебного плана?
  • Почему данный УМК не подходит для занятий? Есть ли возможность адаптировать задания?

Ответы:

  • У учеников данного класса часто менялись учителя английского, менялись требования и из-за постоянной гонки за учебным планом появились пробелы в знаниях базового уровня.
  • Завуч — учитель истории, более модульного предмета; она также опасается проверок, поэтому часто смотрит, следуют ли учителя на уроке плану в электронном журнале.
  • Ученики имеют уровень Elementary, учебник по уровню Intermediate. Адаптация возможна, но требует значительных усилий со стороны учителя.
  • Выявляем ресурсы. Их необходимо искать в самой системе или даже в противоречии.

Г.С. Альтшуллер: “Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное — пусть вредный фактор начнет приносить пользу.”

На этом этапе хорошо провести “брейншторм” идей для нахождения ресурсов. Основной критерий отбора — они не требуют больших затрат времени, денег и т.д. В нашем примере это учебник и знания учеников, полученные ранее. Бесплатные программы из интернета могут служить “дешевыми” дополнительными ресурсами.

  • Применяем приемы и принципы решения задач. Анализируем, как оптимально использовать ресурсы, чтобы исчезла помеха.

Принципы ТРИЗ:

1. Принцип объединения

2. Принцип дробления

3. Принцип динамичности

4. Принцип “сделать заранее”

5. Принцип посредника

6. Принцип “наоборот”

7. Принцип “обратить вред в пользу”

8. Принцип копирования

9. Принцип согласования и рассогласования

Более подробно о них можно почитать на сайте “Школа ТРИЗ”.

Например, при решении проблемы с учебником учитель может попробовать принцип “наоборот”: задать детям в группах подготовить отдельные главы учебника для объяснения другой части класса. Ученики знают по себе, какие формы и приемы наиболее эффективны и попробуют показать свою компетентность по вопросу, таким образом запомнив материал сами.

Другой вариант — создание интерактивного учебника в Power Point со всем классом, дальнейшее испытание и выбор лучшего оформления заданий. Конечно, упражнения необходимо будет выполнить, чтобы оценить их по достоинству, а следовательно — запоминание сложного материала будет проходить быстрее и без психологического барьера.

Мы попробовали решить одну из задач учителя, только поверхностно применив ТРИЗ. Вы можете сами попробовать раскрыть его полный потенциал в педагогике, применяя в своей ежедневной практике.Материал полезен? Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал 🙂

Источник