Приведите доказательства в пользу утверждения что генотип

Приведите доказательства в пользу утверждения что генотип thumbnail

Всем известна фраза: «Бремя доказательства лежит на утверждающем». Но что именно она означает? Что в доказательствах нуждается «позитивное», а не «негативное» утверждение? (Например, нужно доказывать, что божество существует, но нельзя требовать доказательств того, что его нет). Или что человек, заявляющий нечто (неважно, «позитивный» или «негативный» характер носит его утверждение) должен сам же это доказывать?

На самом деле, ситуация немного сложнее. Ричард Паркер и Брук Мур , авторы одного из самых известных учебников по критическому мышлению, формулируют три правила, в соответствии с которыми следует определять, на ком в данном конкретном случае лежит бремя доказательства:

1. «Изначальное правдоподобие». Чем менее правдоподобным представляется нам утверждение, чем больше оно противоречит существующей системе представлений, тем большее бремя доказательства лежит на авторе этого утверждения. Паркер и Мур признают, что эта формулировка достаточно проблематична, поскольку «мы не можем оценить точный уровень изначального правдоподобия каждого утверждения». Тем не менее, если некий автор утверждает, что никакого Наполеона Бонапарта не существовало в природе, мы вправе требовать от него доказательств, а не тратить время на то, чтобы доказывать, что Наполеон – реальная историческая фигура, несмотря на то, что это противоречит второму правилу.

2. В доказательствах нуждается «позитивное», а не «негативное» утверждение. Принцип, знакомый нам всем, как и знаменитый «чайник Рассела», иллюстрирующий этот тезис. Из недавних примеров в моем ЖЖ: когда я написал «Сталин не говорил ничего подобного», один из читателей заявил, что я не могу утверждать это, поскольку не в состоянии доказать, что Сталин никогда не говорил таких слов. Однако доказать, что человек никогда в жизни не произносил определенной фразы, как Вы понимаете, невозможно в принципе. Можно только доказать (или не доказать), что слова были произнесены.

Читайте также:  Ромашка с медом польза для организма

С этим пунктом, однако, есть некоторая проблема, о которой Паркер и Мур не пишут. Дело в том, что не всегда можно определить, какой тезис является «позитивным», а какой – «негативным». Представим себе следующую ситуацию. Мы с женой просыпаемся однажды утром.

Жена: Как хорошо, что сегодня выходной, можно не вставать!

Я: С чего ты решила, что сегодня выходной?

Жена: Ну, докажи, что сегодня не выходной.

Я: Ну уж нет. Ты говоришь, что сегодня выходной, а я – что нет. Значит, бремя доказательства лежит на тебе.

Жена: Наоборот. Это ты утверждаешь, что сегодня рабочий день, а я – что нет. Значит, бремя твое!

3. Наличие особых обстоятельств. Сюда относятся, к примеру, случаи, когда обязанность одной из сторон представлять доказательства зафиксирована юридически. Сюда же можно отнести такой фактор, как уровень риска. Грубо говоря, представлять доказательства должна та сторона, решение которой подразумевает более высокий уровень риска и цену ошибки. Например, фармацевтическая компания, выпуская на рынок новое лекарство, не имеет права занять позицию «Пока не доказано, что у нашего лекарства есть побочные эффекты, оно считается безопасным». Она должна провести комплекс клинических испытаний и доказать, что значимые побочные эффекты отсутствуют. Возвращаясь к примеру утреннего диалога с женой, можно сказать, что последствия прогула работы гораздо серьезнее, чем последствия раннего подъема в выходной, поэтому именно жена должна доказывать свою точку зрения.

В заключение – два замечания:

– Все написанное выше касается не только науки или какой-либо иной конкретной сферы и носит более общий характер. В конкретных сферах применения, естественно, можно и нужно модифицировать эти правила.

– Бремя доказательств не обязательно лежит только на одной стороне. Во многих ситуациях (например, два конкурирующих варианта действий) доказывать свою точку зрения должны оба. В этом случае вышеописанные правила помогают определить, к доказательствам какой стороны необходимо подходить более строго.

Читайте также:  Есть ли польза в субпродуктах

Источник

«Азы» генетики, открытые Грегором Иоганном Менделем в XIX веке, проверялись и дополнялись многими учеными в XX веке. Их опыты подтверждали, что базовые закономерности Менделем были прослежены верно. Однако появились и новые данные, не вполне соответствующие выкладкам Менделя. В частности, обнаружилось, что числовые соотношения при расщеплении второго и последующих поколений гибридных особей не всегда соблюдаются.

Стало понятным, что связи между генами более сложны, чем представлялось на заре генетики. Если Мендель думал, что один ген (он употреблял понятие «фактор) отвечает за развитие лишь одного признака, то ученые выяснили, что один и тот же ген оказывает влияние на развитие сразу нескольких признаков. К тому же оказалось, что один признак может развиться под влиянием нескольких разных генов.

С этими положениями связан популярный вопрос ЕГЭ по биологии: «Докажите, что генотип – целостная система». Что здесь необходимо указывать, чтобы получить все три балла?

1. Во-первых, гены взаимодействуют друг с другом, и проявление целого ряда признаков зависит от действия нескольких генов одновременно (полимерия); также один конкретный ген может повлиять на развитие нескольких признаков (множественное действие гена).

2. Во-вторых, существует взаимодействие аллельных (полное, неполное доминирование и кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз, полимерия) генов.

3. В-третьих, в геноме есть регуляторные гены, которые контролируют деятельность структурных. Мы упоминали об этом в разделе «Цитология» в теме «Регуляция транскрипции и трансляции».

Тонкости первого и второго пунктов будут раскрыты ниже.

Действительно, генотип – это не просто множество генов, каждый из которых работает (или не работает) сам по себе. Гены постоянно взаимодействуют. Произнося слово «взаимодействие», можно представить себе некие «соприкасания», «встречи» генов, как будто они ходят друг к другу в гости. Однако взаимодействуют не сами гены непосредственно, а их продукты, и этот процесс имеет биохимическую природу. Продуктом гена эукариот может являться белок, тРНК или рРНК.

Читайте также:  Парне бальзам польза и вред

Существует два типа взаимодействия генов.

1. Взаимодействие аллельных генов.

2. Взаимодействие неаллельных генов.

Известно, что всякий ген занимает в молекуле ДНК строго определенное место. Он не может поменять «прописку», как человек, живущий в квартире по определенному адресу, не может вдруг взять и вселиться в любое помещение с другим адресом, заявив, чтоб хозяева потеснились. Однако ген (аллель) может иметь брата-близнеца (аллель в гомологичной хромосоме), который живет в соседнем городке (в идентичном локусе). У этих двух аллелей очень похожий адрес (лежат в одинаковых локусах гомологичных хромосом). Они могут обменяться друг с другом местами при кроссинговере!

Итак, аллельные гены – это гены, которые «прописались» в идентичных локусах (участках) гомологичных хромосом.

Неаллельные гены – гены, которые находятся либо в разных локусах гомологичных хромосом, либо в разных парах негомологичных хромосом.

Источник