Проект химия польза или вред

Коркинский муниципальный район
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 26»
Информационно-познавательный проект
«Бытовая химия – вред или польза?»
Автор проекта: ТарасовамАлена, ученица 7 класса
МКОУ «ООШ №26»
Наставник проекта: Кузнецова Ирина Леонидовна,
учитель биологии
Коркино 2018
Содержание
Аннотация наставника
Введение…………………………………………………………………………….
- Теоритическая часть:
- История возникновения бытовых средств……………………………….
- Изучение состава моющих средств для посуды…………………………..
- Практическая часть:
- Социологический опрос и анализ полученной информации………………
- Изучение информации на этикетках моющих средств…………….
- Анализ физических и химических свойств моющих средств
для посуды……………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………..
Введение
Достаточно давно прошли уже те времена, когда порядок в своей квартире домохозяйки наводили при помощи подручных средств. Сегодня, наверное, и не получиться сыскать тех из них, которые бы убирали дом с помощью золы или соды.
Нашу жизнь в настоящий момент облегчила бытовая химия, благодаря которой уборка дома существенно упростилась и ускорилась. По данным опроса моих одноклассников я выяснила, что дома у всех имеются стиральные порошки, средства для уборки санузлов, мойки посуды, окон и многое другое. Все эти достижения в области науки, несомненно, упростили всем нам бытовую жизнь.
Тема проекта была выбрана мной не случайно. Из анкет моих одноклассников стало очевидно, что чаще всего используются средства для мытья посуды. Но посуда – это то, что связано непосредственно с нашим питанием, именно она может стать источником заболеваний и не только желудочно-кишечного тракта. Красочная реклама «Fairy» утверждает, что одна маленькая капелька справится с огромным количеством грязной посуды. Так ли это? И что таит в себе эта капля? Задумываются ли родители, какие средства для уборки они покупают? Поэтому, я и решила проанализировать насколько полезны и вредны средства, используемые моими одноклассниками и моей семьей для мытья посуды.
Цель проекта: исследование состава моющих средств для посуды и их влияние на здоровье человека чтобы расширить представление учащихся и их родителей о химическом составе СМС, о вредных её компонентах.
Задачи:
- Проанализировать информацию о средствах для мытья посуды;
- Изучить их состав;
- Исследование влияния моющих средств на здоровье человека;
- Выбор, в случае вреда, менее опасного средства для здоровья человека.
- Теоритическая часть
1.1.История возникновения бытовых средств
Химия для бытовых нужд прочно вошла в нашу обыденную реальность. Сфера ее применения довольно широкая: удаление пятен, мытье посуды, стирка одежды, чистка обуви. Еще на заре своего существования человек активно пользовался бытовой химией. Конечно, по тем временам это не были современные стиральные порошки или чистящие средства, а всего лишь химические препараты, состав которых оставался для человека загадкой на протяжении многих столетий.
История развития чистящих средств получила свое продолжение во времена Древнего Египта. Именно тогда появились первые ростки моющих средств.
В дальнейшем наука изготавливать примитивную химию для бытовых нужд распространилась на Китай, Древнюю Грецию и так далее. В те времена исходными материалами для производства бытовой химии служили:
- Настои трав
- Оливковое масло
- Растительные смолы
- Молоко
- Пчелиный воск
- Животный жир
Постепенно рецепты производства средств на основе натуральных ингредиентов стали теряться. На их место приходили химические препараты синтетического происхождения. Химия за все время своего существования находилась в непрерывном процессе развития и совершенствования. Особенно заметный шаг в своем развитии химические бытовые препараты получили в прошлом столетии.
Моющие эффекты определённых синтетических ПАВ были отмечены в 1913
А. Рейхлером, бельгийским химиком. Первые моющие средства, подходящие под современное определение, были созданы в Германии в 1916 г. Разработка немецкого химика Фрица Понтера предназначалась для использования в промышленности. Эти моющие средства представляли собой алкилсульфонаты, полученные реакцией бутилового или пропилового спирта с нафталином и последующим сульфированием. В дальнейшем химический состав менялся. При этом при производстве учитывались доступность сырья, простота и минимальная стоимость производства, а не безопасность средств. С 30-х годов XX века, после создания менее токсичных средств, чем применялись в производстве, началось активное применение химических моющих
средств в быту. С тех пор потребление бытовой химии с каждым годом только увеличивается. В настоящее время более половины товаров, относящихся к бытовой химии, являются различного рода средствами для стирки. К ним относятся: стиральный порошок, кондиционер для белья, гель для стирки, а также разнообразные вспомогательные средства. Вторую по величине категорию товаров (около 25 процентов современного рынка) составляют средства, предназначенные для мытья посуды – моющие средства и порошки для посудомоечных машин. После них следуют чистящие, отбеливающие и дезинфицирующие вещества. [1]
Главным минусом современной химической продукции считается отсутствие в ее составе натуральных компонентов. В последнее время появились экологически чистые товары, однако цена на них оставляет желать лучшего.
1.2.Изучение состава моющих средств для посуды
В современном мире хозяйке предоставляется выбор огромного количества специально разработанных средств, которые, как утверждает реклама, способны отмыть посуду даже в холодной воде. И даже защищают кожу рук, от вредного воздействия компонентов моющего средства, и более того увлажняет и ухаживает за руками. Но так ли они безвредны как нам пытаются это навязать, и что входит в состав средств для мытья посуды? Мало кто знает что, в течение года в наш организм попадает пол литра моющего средства. С плохо ополощенной посуды моющее средство попадает на пищу, а потом в наш организм, плюс вдыхаем токсичные испарения во время мытья посуды.
В качестве моющей основы используют поверхностно-активные вещества (ПАВ), именно они образуют пену. При этом обильная пена, не гарантирует качественное смывание загрязнений и безопасность вымытой поверхности.
Как правило, все ПАВы являются химическими синтезированными соединениями, они подразделяются на два типа: анионноактивные и неионогенные. В состав почти всех современных средств для мытья посуды входят комплексы анионных и неионогенных ПАВ, за счет чего повышается эффективность моющего средства, поскольку разные компоненты ПАВ взаимно усиливают действия друг друга. [3] Важно, чтобы количество поверхностно активных веществ (ПАВ) не превышало 15%. Именно они обладают моющими свойствами, но имеют способность накапливаться в организме и приводить к развитию тяжелых болезней.
Также средства для мытья посуды содержат вспомогательные веществ, улучшающие их моющую способность. Это щелочные соли слабых неорганических кислот (фосфаты различного состава бикарбонат натрия, силикаты натрия), соли перекисных кислот, обладающие отбеливающими и дезинфицирующими свойствами. Отдельные средства для мытья посуды включают ферменты, обеспечивающие удаление трудно вымываемых белковых загрязнений, натуральные бактерициды и стабилизаторы пены. [4]
Ароматические добавки — огромное количество веществ может скрываться под этой надписью, и производителей не обязывают раскрывать их полный состав. Многие из них являются раздражителями, аллергенами, могут провоцировать мигрени, приступы астмы, а также, по мнению ученых, способны провоцировать эндокринные заболевания.
Этилендиаминтетрауксусная кислота (EDTA) способна усилить проникновение в слои кожи некоторых опасных веществ, которые содержаться в средстве. Это вещество обладает свойством комплексообразователя, связывает ионы металлов, способствует образованию большей пены, хотя ее меньшее количество вовсе не означает, что менее чистой будет и ваша посуда. [5]
Кроме того, в состав входят вещества, смягчяющие негативное влияние ПАВ на кожу рук (глицерин, силикон, аллатоин, растительные экстракты). Во время мытья посуды вашей коже требуется защита – глицерин и силикон создают на поверхности кожи рук защитную пленку, предотвращающую интенсивное испарение влаги, а растительные экстракты снимут раздражение и смягчат кожу. Однако высокое содержание глицерина приводит к вымыванию влаги из кожи рук.
Средства также могут содержать регуляторы рН (например, как лимонная и аскорбиновая кислота), обезжириватели, полимеры, красители в основном пищевые, УФ фильтры, консерванты, пеногасители, а также ароматические вещества. [2] Согласно ГОСТ Р 51696-2000 для средств, имеющих при использовании контакт с кожей рук, значение показателя рН должно находиться в пределах от 4,0 до 11,5. Однако для средств, которыми пользуются часто, особенно при мытье большого количества посуды, оптимальным является рН, близкий к нейтральному значению 6,0 – 7,0. [6]
- Практическая часть
2.1. Социологический опрос и анализ полученной информации.
Для выявления наиболее используемых средств для мытья посуды был проведён социальный опрос 25 человек.
Анкетируемым было предложено ответить на следующие вопросы:
- Какими средствами бытовой химии вы пользуетесь?
- Используете ли вы перчатки при использовании средств бытовой химии?
- Может ли бытовая химия нанести вред здоровью и какой?
Кроме того, я поинтересовалась – помогают ли сами учащиеся мыть посуду дома своим мамам и как оказалось, что довольно часто.
Опрос среди одноклассников показал, что часто используемым бытовым средством является – средство для мытья посуды.
Рис. 1 Часто используемые средства бытовой химии
Рис. 2 Марки часто используемых средств для мытья посуды
На вопрос: «Может ли бытовая химия нанести вред здоровью?» , ответы разделились следующим образом:
Рис. 3 Осведомленность одноклассников о вреде бытовой химии
Кроме того 30% опрошенных даже назвали какой вред здоровью, по их мнению, может нанести бытовая химия :
- сухая кожа рук,
- разрушается поверхность ногтей
- могут возникнуть аллергические реакции
Но при этом, лишь 9% моих одноклассников используют перчатки во время работы с моющими средствами.
Рис. 4 Использование перчаток
Вывод: Несмотря на то, что некоторые из моих одноклассников имеют некоторые представления о вреде моющих средств на организм человека, они не пользуются самыми простыми методами защиты. Большинство же даже не задумывались над тем, чем они моют посуду и как себя обезопасить от вредных воздействий ПАВ
- Изучение информации на этикетках моющих средств
В дальнейшем я решила исследовать все указанные моющие средства, указанные моими одноклассниками в анкетировании.
Чтобы исследовать состав и особенности применения моющих средств, я изучила их этикетки. Как правило, мало кто читает инструкции по применению, но это не освобождает производителей от необходимости нанесения этой информации на бутылку.
СОСТАВ | FAIRY | SORTY | AOS | ПРОГРЕСС |
Вода | + | + более 30% | ||
Анионное ПАВ | 5-15% | 5-15% | 5-15% | 5-15% |
Неионогенное ПАВ | Менее 5% | Менее 5% | Менее 5% | Менее 5 % |
Загуститель | + | – | – | – |
Отдушка | + | – | – | + |
Консервант | + | + | – | – |
Глицерин | – | – | + | – |
Гидроксид натрия | – | – | – | – |
Красители | – | + | + | Е 102 |
Линалоол | + | – | – | – |
Соль этилендиаминте трауксусной кислоты | – | + | + | – |
Регулятор рН | – | + | + | – |
Лимонен | + | – | – | – |
Арамотизатор | + | + | + | + |
Гексилкоричный альдегид | + | – | – | – |
На основе таблицы можно сделать следующие выводы:
- Основными компонентами всех перечисленных средств являются ПАВ (поверхностно-активные вещества), причем разной природы – анионные, неионогенные, амфотерные. На всех средствах указано процентное содержание этих ПАВ. Оно как и положено не превышает 15%, а содержание неионогенное ПАВ- менее 5%
- Кроме ПАВ в составе моющих средств имеются красители, консерванты, отдушки, загустители, но не указана маркировка этих веществ, что не позволяет сделать вывод об их безопасности для человека. Только у «Прогресса» указана маркировка красителя Е102
- На всех упаковках имеются рекомендации по применению, но практически нигде не указана точная дозировка средства для использования.
- Почти на всех средствах, кроме «Fairy», имеется предупреждение хранить в недоступном для детей месте, и описаны действия при попадании средства в глаза.
- Все производители указывают, что их средства эффективно удаляют жир и в горячей, и в холодной воде, легко смываются водой, не оставляя разводов.
- Регулятор рН указан лишь у двух средств «Aos» и «Sorti»
- В общей сложности средство «Fairy» содержит большее количество различных химических составляющих, а средство «Прогресс» – меньшее.
- Анализ физических и химических свойств моющих средств для посуды.
Из физических свойств средств для мытья посуды меня больше заинтересовали: густота, пенообразование, запах и смываемость в холодной воде.
1. Для людей с повышенными аллергическими реакциями аромат имеет первостепенное значение. Из исследуемых средств, все имеют приятный запах, и только у «Прогресса» запах практически отсутствует.
2. Самыми густыми оказались «Fairy» и «Aos», самым жидким «Прогресс»
3. Для того, чтобы посуду легко было ополоснуть после использования моющих средств, последние должны быть хорошо растворимыми в воде. Чтобы определить растворимость, я приготовила растворы, взяв 1мл средства на 100 мл воды. Все четыре
раствора оказались прозрачными, без каких-либо взвесей и нерастворимых частичек, а значит, все исследуемые средства хорошо растворимы в воде.
4. В рекламах часто говорят о пене, которая образуется от одной капли моющего средства, а из источников, описывающих качество моющих средств, я узнала, что пенообразование это один из признаков того, что посуда будет отмыта от любого загрязнения. Взяв по 1мл моющего средства и добавив к нему по 3 мл воды, я хорошо взболтала содержимое пробирок до образования пены.
Рис. 5 Пенообразование
Оказалось, что большее пенообразование дают «Fairy» и «Aos», меньшее у «Sorti». А это значит, что реклама не обманывает, и каплей данных средств можно отмыть больше посуды.
5. Химический состав моющих средств в домашних условиях выяснить не просто. Я решила проверить, соблюдают ли производители допустимую норму рН (6,0 – 7,0). Сделать это просто, купив в аптеке индикаторную бумагу.
Рис. 6 Реакция индикатора
Индикаторная бумага во всех четырех образцах окрасилась в бледно-зеленый цвет. А это значит, что моющие средства имеют нейтральную среду.
6. Но самый главный вопрос – это безопасность. Я решила проверить, как данные средства смываются в холодной воде, не остаются ли они на посуде. Для этого использовала ранее приготовленные растворы. Промыв этими растворами стаканы, я вновь использовала для проверки индикаторную бумагу.
Смывание средства после ополаскивания | FAIRY | SORTI | AOS | ПРОГРЕСС |
В течение 10 секунд | _ | _ | _ | _ |
В течение 20 секунд | _ | _ | _ | + |
В течение 30 секунд | _ | + | _ | |
В течение 40 секунд | + | + |
Как видно из таблицы, быстрее всего смывается с посуды средство « Прогресс», дольше всего «Fairy» и «Aos». А это значит, что, после данных средств посуду нужно тщательно прополаскивать, а лучше всего мыть горячей водой.
Изучив состав, в так же некоторые свойства средств для мытья посуды я пришла к выводу, что нельзя полностью доверять рекламе. И какими бы сильными очистительными свойствами не обладали эти средства, человеку необходимо соблюдать осторожность при их использовании
Заключение:
Цель моего проекта: исследование состава моющих средств для посуды и их влияние на здоровье человека чтобы расширить представление учащихся и их родителей о химическом составе СМС, о вредных её компонентах.
В настоящее время сложно найти дом, где не стояло бы средство для мытья посуды около раковины. При выборе моющего средства я рекомендую помнить в первую очередь о здоровье своей семьи и не очень доверять рекламе. В ходе работы над проектом я убедилась, что за быстро вымытую грязную посуду мы можем поплатиться собственным здоровьем, так как, весь перечисленный «химический букет» веществ, который указан на этикетках, явно благотворно оказывать влияние на человека не может.
Важное свойство средства – полнота его удаления с поверхности вымытой посуды. Потому что попадание с тарелки в желудок содержащихся в средстве ПАВ и других компонентов вредно для здоровья. Если вы всё-таки пользуетесь средством для мытья посуды, то нужно позаботиться, чтобы не просто ополоснуть водой посуду, после средства, а тщательно промыть и вытереть. Нельзя забывать и про руки! Используйте перчатки, они защитят кожу рук .
Продуктом моей работы над проектом стал буклет: «Бытовая химия –вред или польза», который я распространю среди своих одноклассников.
Список литературы:
Список использованной литература и источников
- Моющее средство / https://ru.wikipedia.org
- Всё о средствах для мытья посуды, мифы, консультации, советы… / www.matrixplus.ru
- Что чодержат средства для мытья посуды? / https://eco-life.tomsk.ru
- Что входит в состав моющих средств для посуды? / https://falsifikat.net
- Могут ли быть опасны моющие средства для посуды? / https://oagb.ru
- Чем посуду надо мыть, чтоб здоровью не вредить? / https://petkach.spb.ru
- Средства для посуды опасны? / https://azbyka.ru
Источник
Паспорт проектной работы: 2
Введение 3
Глава 1. О пользе химии 6
a) Настойки-современные лекарства 6
b) Зола и навоз-эффективные удобрения 6
c) Лук и стрелы-огнестрельное оружие и порох 7
d) Песок и щелок-стиральный порошок и жидкость для мытья посуды 7
e) Свекла-румяна 7
f) Глиняная посуда и корзинка-пластиковая посуда и пластиковые пакеты 7
1) Парфюмерия 7
2) Удобрения 8
3) Фармацевтика 8
Глава 2. О вреде химии 9
Глава 3. Как я делала Штормгласс и что он показал 11
Глава 4. Опрос и его результаты. 13
Выводы: 15
Использованная литература: 16
Название работы | Польза и вред химии в нашей жизни |
Автор работы | Гутнова Евдокия |
Состав проектной группы | Гутнова Евдокия |
Краткое описание проекта | История возникновения химии, её польза и вред в жизни людей, практическая работа по изготовлению прибора для определения погоды ( штормгласса). |
Этапы проектной работы | Изучение литературы о пользе и вреде химии Проведение опроса Изготовление Штормгласса Подведение итогов |
Материально-техническое обеспечение | Домашняя библиотека Школьная библиотека Детская библиотека района «Гольяново» Ресурсы сети Интернет |
Химия – эта наука, изучающая вещества и их превращения. Превращения веществ происходят в результате химических реакций.
Первые сведения о химических превращениях люди получили, занимаясь различными ремеслами, когда красили ткани, выплавляли металл, изготавливали стекло. Тогда появились определённые приёмы и рецепты, но химия ещё не была наукой.
Не стала предшественницей химии и средневековая алхимия. Целью
алхимиков был поиск так называемого философского камня, с помощью которого любой металл можно было бы превратить в золото. Средневековые Алхимики проводили химические реакции вслепую: смешивали вещества и толком не знали, что же образуется в результате. Разумеются их усилия остались бесплодными. Но при этом, поскольку они проводили различные опыты, им удалось сделать несколько важных практических изобретений. Стали использоваться печи, реторы, колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов.
Возникновение науки химии обычно связывают с именем английского физика и химика 17 в Роберта Бойля. Он впервые определил центральный объект исследования химии: попытался дать определение химического элемента. Бойль считал, что элемент-это предел разложения вещества на составные части. Разлагая природные вещества на составные элементы, исследователи открыли новые элементы и соединения. Химик стали изучать, что из чего состоит.
В начале 19 в. англичанин Дж. Дальтон ввёл понятие атомного веса. Каждый химический элемент получил свою важнейшую характеристику. Атомно-молекулярное учение стало основой теоретической химии. Благодаря этому учению открыл периодический закон, названный его именем, и составил периодическую таблицу элементов.
В 19 в. чётко определились два основных раздела химии: органическая и неорганическая. Результаты химических исследований всё шире стали использоваться в практике, а это повлекло за собой развитие химической технологии. В настоящее время достижения химии широко используются в нашей повседневной жизни и облегчают нам жизнь. Вместе с тем совершенно очевидно, что использование химических технологий часто имеет и отрицательные стороны: наносит вред природе, способствует развитию некоторых болезней.
Цели и задачи исследования: я поставила целью своего исследования выяснить, приносит ли широкое использование достижений химии в нашей жизни больше пользы или вреда. Для этого я хочу решить следующие задачи:
а) показать на некоторых примерах из повседневной жизни полезные свойства химии;
б) продемонстрировать на практике, как знание некоторых полезных свойств разных веществ позволяет улучшить жизнь (на примере изготовления штормгласса для прогноза погоды);
в) показать очевидные отрицательные стороны химии и способы борьбы с ними;
г) провести опрос одноклассников и выяснить, что они думают о пользе и вреде химии на основании изложенных выше фактов;
Поэтому объектом в моем исследовании будут выступать достижения современной химической науки и технологии, а предметом – некоторые конкретные примеры этих достижений в биохимии, экологической химии, неорганической и органической химии.
Моя гипотеза состоит в том, что несмотря на то, что использование достижений химии в нашей жизни имеет свои отрицательные стороны, без химии представить развитие современного мира практически невозможно.
Проблему, которую в том числе поднимает данная работа – это высокий уровень неосведомленности среди школьников начальных классов о том, что такое химическая наука, о ее достижениях и их применении в современной жизни. Я попыталась частично решить данную проблему, то есть передать часть полезных знаний своим одноклассникам.
Я решила узнать, в каких отраслях промышленности используются достижения химии и какую пользу они приносят для человечества. После изучения различных источников и материалов у меня получился такой список: прогноз погоды, косметология, добыча металлов и нефти, бытовая химия, удобрения и фармацевтика.
Чтобы наглядно показать, как химия изменила нашу жизнь, я решила сравнить, что использовали люди для различных видов своей деятельности до появления достижений химической науки, а что после.
Раньше | Сейчас | |
Лекарственные средства | Настойки | Современные лекарства |
Удобрения | Зола и навоз | Эффективные удобрения |
Оружие | Лук и стрелы | Огнестрельное оружие и порох |
Моющие средства | Песок и щелок | Стиральный порошок и жидкость для мытья посуды |
Косметические средства | Свекла | Румяна |
Посуда и упаковка | Глиняная посуда и корзинка | Пластиковая посуда и пластиковые пакеты |
Таблица 1. Сравнение изменений жизни, обусловленных знаниями химии
Настойки-современные лекарства
Раньше люди пользовались разными настойками и отварами из лечебных трав. В современном мире мы лечимся разными лекарствами, которые помогают нам вылечить и обыкновенную простуду, и более тяжелые болезни.
Зола и навоз-эффективные удобрения
До появления химической промышленности люди удобряли землю золой, навозом и компостом (этим способом до сих пор пользуются многие дачники, но в масштабах сельскохозяйственной деятельности всей страны этот способ не эффективен, поэтому во всем мире применяют химические удобрения для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Лук и стрелы-огнестрельное оружие и порох
В древности охота и война велись с помощью лука со стрелами и копьями. С изобретением пороха появилось огнестрельное оружие. Охота стала намного проще, добычи у охотников стало больше, но войны стали кровопролитнее.
Песок и щелок-стиральный порошок и жидкость для мытья посуды
Крестьяне раньше стирали одежду с помощью песка и мыли посуду щелоком( раствором золы) и вместо мочалки использовали крапиву. В современном мире нам достаточно добавить в стиральную машину немножко порошка, помыть посуду с помощью жидкости для мытья посуды и губки, что занимает пару минут
Свекла-румяна
В Древней Руси женщины натирали свои щеки свеклой что бы придать им румянец, а теперь современные женщины наносят на щеки румяна.
Глиняная посуда и корзинка-пластиковая посуда и пластиковые пакеты
Если бы в современном мире не изобрели пластик, то воду из куллеров мы бы пили из глиняных чашек и ходили в магазин с корзинкой вместо пластиковых пакетов. Сегодня из пластика делают трубы, посуду, мебель и много что еще, что необходимо в нашей жизни.
Парфюмерия
Духи – прекрасная вещь. Раньше они были на вес золота ( их производство стоило дорого и позволить их себе могли только богачи), но именно химия помогла им стать доступными. Кто же первым решил рискнуть на это дело?
В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнять линии одежды. Он решил их синтезировать, и в 1918 он добился успеха и создал первые искусственные духи. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль (Коко) Шанель, и в 1921 году она выпустила духи – Chanel № 5 (которые стали очень легендарными), и продолжила их выпускать под маркой с этим же названием.
Удобрения
Современные удобрения делятся на органические и минеральные. Органические удобрения-это хорошо известные навоз, зола и компост. Ну а минеральные (или химические) удобрения – это азотные, фосфорные и калийные удобрения.
Фармацевтика
Основную часть всех лекарственных препаратов в наши дни синтезируют. Благодаря химии совершены многие перевороты в медицине. Без химии у нас не было бы обезболивающих, снотворных, антибиотиков и витаминов. Химия также помогла справиться с антисанитарией, ведь ещё в 18 в. врач Зиммельвейс обязал работников больницы мыть руки в растворе хлорной извести (альтернатива современного антисептика), количество смертей сразу снизилось, так каа раствор хлорной извести был прототипом современного антисептика
До 1950-х годов большинство электростанций работало на нефти на угле. Такое топливо не столь опасно, как ядерное, но его запасы рано или поздно должны истощиться. К тому же выделяющейся дым растворяется в дождевой влаге. Когда такой дождь выпадает на землю, он наносит ущерб пастбищам и лесам. Эти дожди называются кислотными. После появления ядерного топлива к химии стали относиться всё хуже и хуже. Долгое время казалось, что ядерная энергетика полностью безопасна. Но в 1986 году на атомной электростанции в украинском городе Чернобыле произошла катастрофа. Вся местность на много километров была заражена радиацией. Тогда в мире вновь заговорили о возврате к теплоэлектростанциям, но сильно повысили требования к их экологической безопасности: большинство ТЭЦ в России переведены на более экологическое топливо – газ. Была усовершенствована технология выработки электроэнергии, ужесточены требования к очистным сооружениям, улавливающим вредные примеси, которые с углекислым газом попадают в атмосферу.
По мере использования бытовой химии было отмечено, что ее компоненты после использования попадают вместе со сточными водами в водоемы и почву, что приводит к загрязнению окружающей среды. Выход был найден в создании и совершенствовании очистных сооружений в городах, на заводах и фабриках. Они задерживают химические вещества в специальных фильтрах.
Первый пластиковый пакет был выпущен в США в 1957 г. За более чем полувековую историю его использования стало известно, что пластик не разлагается в природе и приносит ей много вреда, загрязняя окружающую среду, а то и убивая животных, если попадает к ним внутрь вместе с пищей. Выход был найден в создании пластика, который разлагается под воздействием природной среды (температуры, влаги или солнца).
Синтезированные химическим способом лекарства часто обладают побочными действиями, что вредит человеческому организму. За более чем двухсотлетнюю историю фармацевтики была создана очень сложная система апробации и испытания лекарственных препаратов, которая проходит в лабораториях, на животных и лишь затем на людях. Поэтому на сегодня вредное воздействие лекарств на человека (при правильном использовании лекарств) почти исключены.
Минеральные удобрения при их неграмотном использовании могут вредить не только окружающей среде, загрязняя землю и лишая ее плодородия, но и вредить людям, попадая в их организм с выращенными продуктами питания. Для решения этой проблемы требуется грамотное и рациональное использование минеральных удобрений.
Штормгласс – это химический прибор для определения погоды. Его еще иногда называют «химическим барометром». История штормгласса уходит далеко в прошлое(считается, что его изобрели наши предки) . Когда не было научных способов предсказания погоды, его активно использовали капитаны парусных кораблей чтобы знать, какую погоду ждать в ближайшие сутки.
Для изготовления штормгласса мне потребовались: хлорид аммония, нитрат калия, камфора, спирт и вода, а также ступка, сосуд для жидкости. Сначала хлорид аммония и нитрат калия я перемешала в ступке. Затем смешала камфору, спирт и воду. Оба состава я перемешала, залила в колбу, плотно закрыла пробкой и оставила настаиваться на два дня. Через два дня прибор был готов! Я поставила его у себя на подоконнике.
Давно подмечено, что если:
- Жидкость в колбе прозрачна — в ближайшие сутки будет солнечно Жидкость мутная — облачно, возможны осадки Маленькие точки в жидкости — влажно, туман Мутная жидкость с маленькими звёздочками — гроза Маленькие звёздочки в жидкости солнечным зимним днём предвещают снег Крупные хлопья — облачность в умеренные сезоны, снегопад зимой Иглистые кристаллы — заморозки Нити у поверхности — ветрено Быстрое появление крупного кристалла в чистой колбе при ясной погоде — гроза
Я проследила за поведением моего прибора в течении недели, а результаты записала в таблицу 2:
День | Состояние жидкости | Температура |
1-3 день | Кристаллики заполнили жидкость | Прохладно |
4-5 день | Остался осадок внизу сосуда | Потеплело |
6-7 день | Кристаллики стали растворятся и хаотично двигаться внутри жидкости | Тепло |
Таблица 2. Результаты наблюдений за штормглассом
Вывод, который я сделала из моих наблюдений состоит в том, что показания штормгласса совпадали с наблюдаемыми изменениями температуры окружающей среды. Поэтому мой прибор оказался работоспособным!
Я провела опрос в моем к