Проекты на тему прививка вред или польза
Вакцинация сегодня вызывает массу споров и разногласий как среди рядовых обывателей, так и в среде специалистов. Большинство врачей считают, что прививки необходимы, и обойтись без них нельзя никак. При этом родители разделились на три группы: те, кто выступает за прививки, те, кто категорически против прививок, и сомневающиеся.
О том, стоит ли подвергать ребенка иммунизации, в чем заключается польза и вред данной процедуры, а также о мнениях докторов относительно эффективности и опасности прививок читайте ниже.
Польза и вред прививок – вся правда о вакцинации
Вакцинация – сложный и небезопасный процесс. И несмотря на то, что доктора наперебой кричат о необходимости прохождения иммунизации, все же стоит посмотреть на процесс объективно и здраво взвесить все “за” и “против”, которые сопровождают каждую первую прививку.
Положительные стороны вакцин
Итак, в чем польза вакцины?
Польза вакцины в том, что она способна выработать правильную реакцию иммунной системы организма на болезнетворную бактерию, способствующую развитию определенного вида инфекции.
После попадания внутрь прививочного раствора начинается активная выработка антител, что делает организм устойчивым к воздействию патогенной микрофлоры.
Отрицательные качества вакцин
Однако прививка, как и любой другой препарат, несет организму не только пользу. И это также следует принимать во внимание перед тем, как пройти вакцинацию.
Во-первых, в качестве адъювантов и консервантов фармацевты используют многие металлы, обладающие токсичным воздействием на организм (например, алюминий). Применяемый в небольших количествах металл не утратит своих ядовитых свойств и, оказавшись внутри организма, будет влиять на ткани и органы определенным образом.
Во-вторых, влияние ослабленных, живых и умертвленных вирусов, которыми заражают прививочный состав, все равно является непредсказуемыми.
То есть их воздействие на организм может стать крайне негативным, что может вылиться в самые тяжелые побочные эффекты и осложнения.
И, в-третьих, все та же непредсказуемость бактерий может представлять опасность для организма в течение длительного периода времени. Одни прививочные составы оказывают быстрое действие, моделируя правильную реакцию иммунитета.
Другие же после попадания внутрь ведут себя пассивно, не вызывая в течение определенного периода времени никакой реакции. Поэтому побочные эффекты в виде болезней появляются намного позже, чем ожидается.
Оценив пользу и вред вакцинации, родители ребенка могут отказаться от прививки, подписав письменный отказ.
Аргументы в пользу необходимости детской иммунизации
Многие родители, увидев масштабы возможных побочных эффектов и осложнений, впадают в страх и панику. По этой причине они, не сомневаясь, подписывают отказ в кабинете педиатра.
Такие родители полагают, что организм ребенка от природы наделен иммунной системой, которая может и сама благополучно бороться с возбудителями инфекции, а прививки являются дополнительным вредом. Отчасти это так.
Введенный в организм ослабленный вирус действительно действует разрушающим образом и усложняет процесс работы органов и их систем. Однако также стоит взглянуть и на другую сторону медали. Если посмотреть на частоту появления возможных осложнений и “побочек”, возникают они далеко не у каждого ребенка.
К тому же, если ребенок здоров и не страдает хроническими заболеваниями, вероятность развития осложнений практически равна нулю. Что касается иммунитета, выработанного естественным путем при столкновении с инфекционным агентом в повседневной жизни, подобный способ укрепления здоровья может быть крайне опасным.
Дело в том, что при вакцинации ребенок сталкивается с ослабленным или мертвым болезнетворным организмом, не способным вызвать развитие болезни. А в случае с природными возбудителями все выглядит иначе.
Болезнетворный микроорганизм обладает полной силой, а это значит, что последствия после заражения могут быть самыми тяжелыми (вплоть до наступления инвалидности и даже летального исхода).
Причем, вероятность развития опасных для жизни и здоровья последствий будет в несколько раз выше, чем побочных эффектов после проведения вакцинации.
Причины, по которым родителям стоит отказаться от иммунизации
Отказаться от иммунизации ребенка родителям стоит в случае наличия у него абсолютных противопоказаний. в число таковых входят:
- серьезные осложнения после предыдущей вакцинации (повышение температуры до 40 С и более, покраснение и припухлость места прививки величиной до 8 см, судороги и некоторые другие);
- иммунодефицитные состояния, врожденные или приобретенные после перенесенных болезней или приема медикаментов;
- вес новорожденного менее 2 кг;
- развитие заболеваний нервной системы;
- тяжелые формы аллергии, вызванные лекарственными препаратами;
- аллергия на пекарские дрожжи и белок куриного яйца.
В перечисленных случаях вакцинация ребенку строго противопоказана, а ее возобновление и проведение должно происходить только под строгим руководством врача.
Также родители имеют право отказаться от прививки при наличии у ребенка временных противопоказаний к проведению вакцинации:
- ОРВИ;
- насморка;
- кишечной инфекции;
- незначительного повышения температуры.
В подобной ситуации возможен отказ от вакцинации до тех пор, пока состояние здоровья не нормализуется.
Несмотря на то, что специалисты настоятельно рекомендуют подвергать детей иммунизации, заставить сделать ребенку прививку не может никто (даже если она входит в число обязательных и упомянута в Национальном календаре). В случае полного отказа от вакцинации родители ребенка подписывают соответствующую бумагу, которая прикладывается к медицинской карте малыша.
Какие прививочные составы наиболее вредны для детей?
Конкретного ответа на данный вопрос не существует, поскольку практически каждый прививочный состав содержит возбудителей заболевания, консерванты и адъюванты.
Более того, вакцины, изготовленные именитыми производителями, проходят предварительное тестирование и регистрацию, поэтому причиняют минимальный вред организму ребенка.
Вакцина АКДС
Другое дело – состав вакцины, обосновывающий ее действие. В плане состава одной из наиболее тяжелых считается вакцина АКДС, дающая иммунитет против коклюша, дифтерии и столбняка.
Если же данный вариант прививки сравнить с вакциной, к примеру, против краснухи, действие второго препарата будет менее масштабным из-за содержания в его составе меньшего количества видов патогенной микрофлоры.
В любом случае, что бы ни считали и ни говорили специалисты, действие одного и того же прививочного состава на разные организмы может разниться из-за индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей.
Мнение педиатров и врачей-иммунологов “за” и “против” прививок
Большинство педиатров и врачей-иммунологов все же выступают за проведение полномасштабной иммунизации детей.
Свое мнение они обосновывают тем, что побочные эффекты после постановки укола в любом случае будут уступать по силе и опасности осложнениям, вызванным инфекционными возбудителями.
К тому же, доктора полагают, что иммунизация абсолютно здорового ребенка, прошедшего предварительный осмотр врача перед вакцинацией, не может стать причиной развития патологических состояний.
Видео по теме
Специалисты о пользе и вреде прививок:
Делать прививки своему малышу или нет – личное дело каждого родителя. Однако, подписывая отказ без весомых на то причин, все же следует подумать и тщательно взвесить все “за” и “против”.
Ведь количество нежелающих прививать детей за последние годы увеличилось, а это значит, что повысилась и вероятность вспышки эпидемий инфекций, с которыми неокрепший иммунитет малыша без помощи извне в естественных условиях может и не справиться.
Источник
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Прививки: ЗА и ПРОТИВ.
Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Прививки: ЗА и ПРОТИВ
Слайд 2
Описание слайда:
Надо ли делать прививки – мнение в их пользу
Вакцинированные люди переносят болезнь в более легкой форме или не заболевают вообще.
Поголовная организованная вакцинация позволяет сформировать не только индивидуальный, но и групповой иммунитет.
Благодаря прививкам удалось остановить эпидемии серьезных болезней.
Вакцинация позволяет предупредить возникновение тяжелых заболеваний: столбняк, коклюш, полиомиелит, гепатит, корь, паротит, краснуха, туберкулез, дифтерия. Некоторые из них могут спровоцировать не только инвалидность, но и смерть.
Дети имеют слабый, не до конца сформированный иммунитет, поэтому защитить их от болезней можно лишь с помощью вакцин.
Каждый день, находясь в местах большого скопления людей, мы контактируем с массой микроорганизмов, многие их которых являются патогенными.
Без всех прививок ребенка не возьмут в детский сад, школу, вуз.
Слайд 3
Описание слайда:
Нужно ли делать прививки – мнение против
Опасность болезней, от которых вакцинируют, сильно преувеличена. Лучше переболеть в детском возрасте, так как взрослые переносят их тяжелей.
В нашей стране грудному ребенку вводят очень много вакцин.
Современные вакцины не выполняют возложенную на них защитную миссию. Привитые люди все равно болеют, иногда в очень тяжелой форме.
Существует большой риск поствакцинальных осложнений, которые могут приводить к смерти и инвалидности. Многие из вакцин являются экспериментальными, потому заранее невозможно предсказать их действие.
Вакцины содержат в своем составе формальдегид и соли ртути, оказывающие токсическое действие на организм.
Продажа вакцин – это бизнес, приносящий доходы определенным заинтересованным лицам, которые организовывают пропаганду их пользы.
По закону ребенка не могут не принять в организованный детский коллектив из-за отсутствия прививок.
Слайд 4
Описание слайда:
В чем же состоит суть профилактических прививок?
Когда человеку делают прививки, в организм вводится вакцина, которая состоит из ослабленных или убитых микробов.
В ответ иммунная система вырабатывает антитела, которые накапливаются и защищают человека при повторной встрече с микроорганизмом.
Вакцинация не обеспечивает 100% защиту от инфекции, а лишь уменьшает риск заражения и способствует протеканию болезни без осложнений.
Каждая из вакцин имеет свои сроки, свою схему и свои пути введения.
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других – необходимы многократные введения.
Слайд 5
Описание слайда:
Когда можно делать прививки?
На момент выполнения прививки ребенка должен быть здоров.
Ребенка перед вакцинацией осматривает педиатр.
За неделю до прививки детям запрещено вводить новые продукты прикорма.
Людям, склонным к аллергии, пропить курс антигистаминных препаратов.
Накануне вечером осуществить полноценную гигиеническую ванну, поскольку место укола 1-2 дня не желательно мочить.
Слайд 6
Описание слайда:
Когда нельзя делать прививки?
Недоношенным детям, с массой тела менее 2300 г, с гемолитической желтухой и родовыми травмами.
Врожденные иммунодефициты и ферментопатии.
В течение 2 недель после перенесенного острого инфекционного недуга.
В течение месяца после обострения хронических заболеваний.
Наличие аллергических реакций на компоненты вакцины.
Тяжелые осложнения после предыдущей вакцинации.
Наличие заболеваний нервной системы, таких как гидроцефалия, эпилепсия.
Слайд 7
Описание слайда:
Какие прививки надо делать обязательно?
От туберкулеза (БЦЖ) – 3-7 сутки после рождения, 7 лет, 14 лет.
От дифтерии, коклюша, столбняка (АКДС) – 3 месяца от рождения, 4-5 месяцев, 6 месяцев, 1,5 года, 6 лет, 14 лет, позже каждые 10 лет.
От гепатита В – первые сутки после рождения, 1 месяц, 6 месяцев, 1 год.
От полиомиелита – 3 месяца, 4-5 месяцев, 6 месяцев, 1,5 года, 20 месяцев, 14 лет.
Против краснухи, кори, паротита – 1 год, 6 лет.
Слайд 8
Описание слайда:
От туберкулеза (БЦЖ) – 3-7 сутки после рождения, 7 лет, 14 лет.
Слайд 9
Описание слайда:
АКДС
От дифтерии, коклюша, столбняка (АКДС) – 3 месяца от рождения, 4-5 месяцев, 6 месяцев,
Ревакцинация : 1,5 года, 6 лет, 14 лет, позже каждые 10 лет.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Описание слайда:
Дифтерия
Слайд 13
Описание слайда:
Столбняк
Слайд 14
Описание слайда:
Полиомиелит
Вакцинация – 3 месяца, 4,5 месяцев, 6 месяцев.
Ревакцинация – 1,5 года, 20 месяцев, 14 лет.
Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:
Против краснухи, кори, паротита – 1 год, 6 лет.
Слайд 17
Слайд 18
Описание слайда:
После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма – повышение температуры тела, отказ от еды, вялость.
После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма – повышение температуры тела, отказ от еды, вялость.
Реакции на вакцинацию, в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это абсолютно нормально.
Слайд 19
Описание слайда:
Действия после прививки.
1. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует). Побольше пить – минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.
2. Чистый прохладный влажный воздух.
3. Температура тела ниже 37,5° вполне позволяет гулять на свежем воздухе.
4. Максимально ограничить общение с людьми – ребенок вырабатывает иммунитет, его организм занят.
5. При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния – осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать.
Слайд 20
Описание слайда:
Если ребенок после прививки заболел.
Причины:
1. Неправильные действия непосредственно после прививки;
2. Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне “занятого” иммунитета.
3. Снижение иммунитета вообще, “благодаря” соответствующему воспитанию.
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
В Интернете уже на протяжении нескольких лет активно обсуждается открытое письмо онкоиммунолога Веры Владимировны Городиловой, зам. директора Московского научно-исследовательского онкологического института им. Герцена по научной работе, руководителя лаборатории клинической иммунологии опухолей, адресованное ею в Национальный комитет по биоэтике. Нам трудно сказать, насколько подлинным является этот документ – ведь Вера Владимировна скончалась еще в “доинтернетную эпоху”, в 1996 году, однако само содержание письма до сих пор активно дискутируется в Интернете.
Сегодня мы решили привести текст этого послания и самый актуальный ответ на него – открытое письме врача-инфекциониста Центра новых медицинских технологий, преподавателя медицинского факультета НГУ Петра Гладкого, которое он опубликовал на своем сайте.
Если у вас есть сомнения, ставить ли прививки вашему ребенку, – прочитайте обе статьи и сделайте выводы!
Открытое письмо онкоиммунолога
Профессора В.В. Городиловой
Давно следовало серьезно подумать о нарастающем детском лейкозе, о котором говорил уже в начале 60-х академик Зильбер, о разбалансированной иммунной системе в результате неугасающего “поствакцинального состояния”, начинающегося у нас с роддомов и активно продолжающегося в детском и подростковом периодах.
Доказано, что у младенцев иммунная система незрелая, она начинает функционировать в пределах “нормы” через 6 месяцев. Какая может быть БЦЖ в неонатальном периоде? Неонатология обязывает наблюдать за новорожденными в первый месяц после рождения. За это время должна быть проведена не вакцинация, а скрининг новорожденных на иммунодефициты, исследования с целью установления наследственных заболеваний, прогноза предпосылок к патологиям. Западные страны не прививают крох живыми вакцинами. Но там уже несколько десятилетий проводят оценки иммунного статуса сразу после рождения.
После БЦЖ начинается перестройка иммунной системы, в первую очередь – макрофагальной составляющей на живые микобактерии туберкулёза. Готова ли иммунная система младенца бороться со столь сильной нагрузкой?
Грубое нарушение защитного механизма “иммунотерапией” вызывает ускоренную потерю “иммуносилы”, допускаю – инволюцию тимуса, не успевшего приступить к своим обязанностям, открывает дорогу к онкозаболеваниям…
Кровь, как известно, состоит из жидкой плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Можно думать, при интенсивной подолжительной иммуностимуляции в крови накапливаются факторы, воздействующие на клетки иммунной системы, нарушающие условия функционирования лимфоцитов, повышаюшие “расход” определённых типов клеток белой крови. Истощение их приведёт к изменению кроветворения, аналогично тому, как при длительной анемии активизируется эритропоэз. Хочу напомнить о работах Н. П. Шабалова, указывающих на провоцирующую роль вакцин в латентно протекающем лейкозе у детей, а также о тяжёлых обострениях лейкоза под влиянием прививок, о чем упоминается в педиатрической литературе, но меры не принимаются.
Допускаю, что БЦЖ, живые микобактерии туберкулёза, подавляют активность Т-системы новорожденных, вызывая вторичную иммунологическую недостаточность. Это следует расценивать как результат функционального расстройства иммунной системы детей.
Полностью разделяю требования Галины Червонской – прививки должны быть индивидуальными и рациональными. Необходимо иммунологическое обследование до и после этого небезобидного вмешательства. Нельзя беспредельно накапливать антитела – их избыток приводит к аутоиммунным процессам. Отсюда и “помолодевшие” аутоиммунные заболевания у молодёжи: ревматоидный артрит, системная красная волчанка, заболевания почек, щитовидной железы, расстройство нервной, эндокринной систем, онкозаболевания, а среди них – детский лейкоз.
Считаю, что Минздрав обязан разработать план по организации иммунологического обследования-скрининга детей на иммунодефициты. Он должен отвечать запросам детской эко- и эндопатологии и определять более серьёзные показания к прививкам, особенно живыми вакцинами.
На собственном горьком опыте знаю, что насильственная вакцинация приносит вред. Моей внучке была сделана прививка АКДС. Возникло тяжелейшее осложнение – отёк мозговых оболочек.
Каждый человек – индивидуальность. Любая вакцина ослабляет организм: сколько процесс продлится – предсказать невозможно. Следовая патология на вакцинальное повреждение обязательно остаётся.
Добавлю к этому что реакция Манту – тоже серьёзная иммунологическая перестройка. Вы только подумайте: организм “обязан” выдать реакцию с местными проявлениями в месте введения аллергена – туберкулина, на крохотное количество биологической диагностической пробы. И организм реагирует воспалительным процессом – покраснением разной величины. Эта диагностическая проба – ничуть не менее опасное вмешательство, чем вакцина, постольку тоже – чужеродный белок, аллерген.
Конечно же, прививки не должны быть обязательными, тем более плановыми. Как всякое медицинское вмешательство, вакцинация не может быть массовой и должна быть добровольной. Ведь с возбудителем инфекционной болезни ребенок то ли встретится, то ли нет, а вакцина обязательно нарушит естественный ход событий. Да и кто просчитал, что в наше время опаснее: дифтерит, туберкулёз или осложнения от прививок против них?
Думаю, мы занимаемся не “той” вакцинацией в век сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, патологии органов дыхания, почек, распространённого диабета, опорно-двигательной патологии, нарушения психического здоровья детей. Прививки следует рассматривать как меру чрезвычайную, тщательно учитывая динамику заболеваемости конкретной инфекционной болезнью, чтобы проводить строго селективную вакцинацию.
Иммунная система не выдерживает “планового натиска”, она ломается, функции её извращаются, она “сбивается с курса”, предписанного природой, человек становится более уязвимым к простуде, аллергенам, онкозаболеваниям… Растёт аллергия среди малышей – есть ли теперь такие дети, которые бы не страдали аллергическими заболеваниями?! В первое полугодие дети страдают желудочно-кишечной дистрофией и изменениями на коже, вызываемыми пищевыми аллергенами разной этиологии. Со второго полугодия присоединяются астматические бронхиты (кстати, одно из осложнений на АКДС, АДС). Ну, а к 3-4 годам начинают проявляться клинические симптомы сенсибилизации пыльцой – по этим проблемам публикации неисчислимы.
Разбалансированная иммунная система “не замечает” неповинующихся клеток, вышедших из-под её контроля, перерождающихся в опухолевые из-за искажённых функций макрофагального звена и, в целом, лимфоцитов. Я не встретила ни одной работы отечественных авторов, которая бы ответила на вопрос: что происходит с тимусом после БЦЖ, после “поствакцинального напряжения” во время полового созревания подростков? Зато известно: нельзя пользоваться живыми вакцинами при иммунодефицитах и ферментопатиях, они способствуют развитию инфекционного процесса среди восприимчивых детей.
Иммунная система – тонкий сбалансированный механизм, она подвержена расстройству. В результате постоянного раздражения – стимуляции вакцинами, имунная система вместо того чтобы охранять организм, губит собственные клетки за счет накопления антител, за счет аутоиммунных процессов и функционального изменения свойств клеток.
Какими бы временными ни были формы иммунопатологии, все они сводятся к нарушению баланса Т-клеточных систем, приводя функционально и структурно к многочисленным расстройствам в здоровье ребенка. Запас лимфоцитов истощается, организм оказывается беззащитен перед антропогенными факторами. Человек стареет раньше времени. Физиологическое старение – процесс постепенного увядания звеньев иммунной системы. Вакцины подстёгивает процесс “расходования” лимфоцитов, искусственно приводя организм к преждевременному старению, отсюда cтарческие болезни у молодёжи. В онкологии основополагающим является дисбаланс между скоростью иммунного ответа и опухолевым ростом. Нарастание онкозаболевания опережает скорость размножения реагирующих на него лимфоидных клеток, направленных на борьбу с непристанно поступающими антигенами – вакцинами.
Известный хирург, академик Амосов в своей книге “Раздумья о здоровье”, утверждает, что практически невозможно провести границу между вроде бы противоположными понятиями “здоровье” и “болезнь”. К похожим рассуждениям был склонен и Авиценна, живший свыше тысячи лет назад: он различал между этими двумя понятиями различные переходные стадии. А где “переходные стадии” между здоровьем и “малой болезнью” – прививкой?
Я абсолютно убеждена, что вся онкология начинается с негативной перестройки иммунной системы с последующим угнетением её функций как результата “сверхнагрузки”. Именно при врождённых и приобретённых иммунодефицитах отмечается более частое развитие злокачественных новообразований…
Почему я против отказа от прививок
Врач-инфекционист Центра новых медицинских технологий, преподаватель НГУ Петр Гладкий
Ответ на открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой
Несмотря на то, что польза профилактических прививок на сегодняшний день кажется очевидной не только врачам-инфекционистам и вакцинологам, но всем, кто заботится о здоровье – до сих пор можно встретить статьи, сводящие на нет все усилия специалистов по ликвидации инфекционной заболеваемости. Одна из них – открытое письмо онкоиммунолога профессора В.В. Городиловой.
Ни в коей мере не пытаюсь поставить под сомнение квалификацию и опыт уважаемой коллеги, это за пределами моей компетенции.
Речь пойдет только о том, что мне видится самым важным: об ошибочных посылах, и следующих за ними неверных выводов; о неверно расставленных на мой взгляд акцентах и о том, какой вред это может нанести обычному человеку, после прочтения такой статьи. Именно это и побудило меня выступить с открытым ответом на упомянутую статью.
Итак, что же пишет автор? На что обращает наше внимание?
1. Очень многие вакцины вредны и опасны (примеры: БЦЖ, так как нагружают еще не зрелый тимус новорожденного ребенка; АКДС, так как содержит токсичный коклюшный компонент, и другие – живые и ослабленные вакцины).
2. Очень часто врачи прививочных кабинетов и школ проводят вакцинацию формально или даже принудительно, не учитывая противопоказаний. В результате – часто развиваются поствакцинальные осложнения.
3. Из всего указанного следует, что поголовная вакцинация – зло, что она должна быть запрещена, а те кто этого не понимают и продолжают выполнять приказ Минздрава – преступники. Кроме того, вызывает большие сомнения тот факт, что сейчас актуальна вакцинация против дифтерии (в оригинальном тексте – дифтерита) и других инфекций – их давно нет. Продолжение всеобщей вакцинации против большинства инфекций на фоне все чаще регистрируемых осложнений – преступление. Она должна проводиться выборочно.
Что можно возразить против этого?
1. Идея вакцинации, как прививки болезни в легкой форме, в свое время получила популярность не благодаря безопасности тогдашних прививок, а наоборот, благодаря их эффективности и вопреки известным рискам. Потому что инфекционные болезни во все времена уносили огромное количество жизней. С внедрением вакцин резко снизилась заболеваемость натуральной оспой и смертность от нее, а в 20 веке она была признана ликвидированной – в 1980 была отмен?