Проявление мужества в пользу справедливости

Проявление мужества в пользу справедливости thumbnail

Сколько себя помню, я всегда отличалась обостренным чувством справедливости – чутко и болезненно реагировала на безнаказанное зло независимо от его масштаба. Но, если мне эта черта характера внешне жить не мешала (обычно я держала все в себе), то одной моей хорошей подруге она здорово портила жизнь. При виде любой несправедливости она спешила вмешаться или хотя бы высказать свое мнение, а, поскольку особым тактом она не отличалась, то выходило это достаточно агрессивно. Неудивительно, что подобная борьба за справедливость приносила ей массу проблем – в школе, университете, на работе. Зато ее нельзя было упрекнуть в равнодушии и трусости. Я же в большинстве случаев переживала молча, понимая, что в некоторых ситуациях ничего нельзя изменить. 

Каждый имеет свое представление о справедливости, но, вообще, это достаточно объективное понятие. Википедия определяет справедливость следующим образом:

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Получается, что чувство справедливости по сути своей – положительное качество. Человек четко осознает несправедливость той или иной ситуации и, в зависимости от своего характера и возможностей, пытается на нее повлиять. Если же вмешательство невозможно, человек переживает сильнейшие отрицательные эмоции: гнев, боль, возмущение. Эти эмоции, в свою очередь, могут порождать такие далеко не положительные чувства, как зависть и жажда мести. Человек впадает в озлобленность и отчаяние, сам замыкая вокруг себя порочный круг. Ведь, как мы знаем, «заряжая» свои мысли негативом, мы и к себе привлекаем такой же негатив.

Что же, выходит, на любую несправедливость просто нужно закрывать глаза, как делают многие? Смириться и пытаться жить своей жизнью? Или – сражаться любой ценой?

Во-первых, следует сразу уяснить, что справедливость, которую для себя определили мы, не всегда совпадает с «высшей» справедливостью, вытекающей из вселенских законов гармонии. Каждое совершенное в материальном мире действие обязательно находит свой отклик и влечет свои последствия. Просто эти последствия не всегда видны нам. Это не наказание в прямом смысле этого слова, это – неизбежный результат. И он непременно отразится на жизни человека, чей поступок его породил. Закон причины и следствия работает безупречно.

Во-вторых, мы очень часто оцениваем ситуации как несправедливые, исходя из субъективного отношения к тем или иным вещам. Например, очень обидно сознавать, что какой-то никчемный, с вашей точки зрения, человек имеет большие богатства, в то время как вы, куда более их достойный, прозябаете в нищете. И вряд ли вас утешит тот факт, что этот достаток достался человеку вполне логичным образом от родителей, которые всю жизнь трудились ради блага своей семьи. А вот если упомянутый человек разбогател за счет обмана и мошенничества, это уже совсем другое дело.  В этом случае сработает закон, описанный в предыдущем абзаце. Правда, не факт, что сработает он именно так, как хотелось бы того вам.

Другой вариант «несправедливости» – страдания, болезнь или смерть хорошего, порядочного человека. Увы, добрые и чуткие сердцем люди, действительно, страдают куда чаще эгоистов и подлецов, но вовсе не потому, что жизнь несправедлива. Просто такие люди склонны больше других испытывать чувство вины, сожаления, сомнения, обиды и грусти, более требовательны к себе и острее на все реагируют. Это, в конечном счете, и разрушает их жизнь. Чтобы избежать подобной участи, не нужно становиться бездушным и аморальным человеком – достаточно научиться «растворять» негативные эмоции, пересмотреть свое отношение к миру. Ну и проявлять больше жесткости в некоторых ситуациях.

Как воспринимать несправедливость, бороться с ней либо смириться – личное дело каждого. Важно понять, что всегда будут происходить вещи, вызывающие в нас сильнейшее неприятие, а жизнь будет раз за разом опровергать наши представления о справедливости. Мир никогда не станет идеальным для всех, и борьба с ним бессмысленна. Но! Живя в согласии со своими принципами и предназначением, изменяя к лучшему то, что нам подвластно, действуя «по совести», наполняя мир гармонией и добрыми поступками, каждый из нас делает его чуточку справедливее.

Итак, обостренное чувство справедливости – это часть сострадательной натуры человека, которая может сподвигнуть его как на хорошие (созидательные) поступки, так и на разрушительные эмоции и действия. Собственно, оно и является индикатором «человечности»: справедливый человек никогда не станет мириться со злом и не пройдет мимо чужих страданий. Главное при этом – не взваливать на свои плечи все горе мира. Мы ответственны лишь за свою жизнь, но и это – немало.

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

Читайте также:  Витамины для детей польза вред

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

1. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Почему один и тот же человек может поступать как герой в исключительных
обстоятельствах и испытывать страх в обычной жизни?)
1. Иногда человек, проявивший мужество в исключительных обстоятельствах, не способен проявить его в обычных житейских
ситуациях из-за боязни утратить благополучие.
2. Проблема проявления мужества. (В чём проявляется мужество?)2. Мужество проявляется не только в том, что человек совершает героические поступки, но и в том, что он борется за справедливость и
говорит правду. Мужество требует от человека способности преодолевать в себе страх.
3. Проблема трусости, малодушия, бездействия. (Почему люди проявляют трусость?)3. Даже самый мужественный и отважный человек способен в повседневной жизни проявить трусость и малодушие. Причиной тому становится страх утратить собственное благополучие.
4. Проблема преодоления страха. (Нужно ли поддаваться страху или стоит бороться с ним?)4. Страх – одно из самых трудных испытаний в жизни человека. Необходимо преодолевать свой собственный страх не только в
исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
5. Проблема выбора. (Нужно ли бороться за справедливость?)5. Жизнь ставит человека перед нравственным выбором: выступить в защиту справедливости или промолчать. Нужно преодолевать свой
страх и всегда выступать в защиту справедливости.
  • Сочинение–рассуждение по тексту Вигдоровой Ф. Проблема преодоления страха.

Источник

Источник

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

Читайте также:  Польза пива для организма норма

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

1. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Почему один и тот же человек может поступать как герой в исключительных
обстоятельствах и испытывать страх в обычной жизни?)
1. Иногда человек, проявивший мужество в исключительных обстоятельствах, не способен проявить его в обычных житейских
ситуациях из-за боязни утратить благополучие.
2. Проблема проявления мужества. (В чём проявляется мужество?)2. Мужество проявляется не только в том, что человек совершает героические поступки, но и в том, что он борется за справедливость и
говорит правду. Мужество требует от человека способности преодолевать в себе страх.
3. Проблема трусости, малодушия, бездействия. (Почему люди проявляют трусость?)3. Даже самый мужественный и отважный человек способен в повседневной жизни проявить трусость и малодушие. Причиной тому становится страх утратить собственное благополучие.
4. Проблема преодоления страха. (Нужно ли поддаваться страху или стоит бороться с ним?)4. Страх – одно из самых трудных испытаний в жизни человека. Необходимо преодолевать свой собственный страх не только в
исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
5. Проблема выбора. (Нужно ли бороться за справедливость?)5. Жизнь ставит человека перед нравственным выбором: выступить в защиту справедливости или промолчать. Нужно преодолевать свой
страх и всегда выступать в защиту справедливости.
  • Сочинение–рассуждение по тексту Вигдоровой Ф. Проблема преодоления страха.

Источник

Мужество — это волевое деяния, требующее преодоление страха. Чувство страха может сопровождать нас не только тогда, когда существует непосредственная угроза нашей жизни, но и когда ставится под сомнение наш привычный, комфортный образ жизни, наши устоявшиеся представления и идеи. В приведённом тексте Ф. А. Вигдорова задаётся вопросом: в чём проявляется мужество в повседневной жизни?

По мнению писательницы, характер людей нередко противоречив.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Один и тот же человек, готовый рискнуть своей жизнью во имя высшей цели, оказывается парализован страхом в мирной жизни, когда цена мужества, казалось бы, несравнимо ниже: «Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости». Возможно, ответ на вопрос о том, почему так происходит, кроется в нашем понимании нравственного долга как такового. Геройство на поле боя осознаётся нами как рискованный, мужественный, но необходимый с точки зрения морали поступок. Понятие же ответственности каждого за всё, что «делается вокруг нас» зачастую отсутствует у людей. «Уж лучше промолчу», — такой описанный автором подход воспринимается большинством не только как возможный вариант, но даже естественный и разумный.

Для того чтобы проявить мужество в повседневной жизни необходимо принять на себя ту каждодневную ответственность, которую мы привыкли перекладывать на чужие плечи. Фрида Абрамовна не зря говорит об оправдании молчания, бездействия — именно этим и занимается человек, попавший в ловушку своего страха. Трусость многогранна, и равнодушие является одним из её проявлений. Но «мужество бывает одно», и поэтому необходимо взрастить в себе готовность проявить смелость не только в экстренном случае, когда всё человеческое существо сосредоточено на том, чего требует нравственный долг, но и в житейских делах, когда в вихре задних мыслей формируется оправдание собственной трусости.

Два приведённых выше примера-иллюстрации показывают, что проявление мужества в трудную минуту и в ежедневной рутине воспринимается людьми по-разному. Поэтому для того, чтобы не поддаваться страху, необходимо быть готовым принять испытание всегда, а не только в роковую минуту, повинуясь неизменному нравственному долгу.

Позиция автора заключается в том, что каждый из нас обязан проявлять мужество в повседневной жизни, если того требует справедливость. Сила духа испытывается в «самых обычных житейских делах». Не выступая против каждодневных проявлений несправедливости, мы невольно становимся соучастниками этих преступлений.

Я согласна с позицией автора и убеждена, что смелый человек — это не тот, кто не испытывает страха, но тот, кто готов преодолеть его во имя правды. Если вы можете оказать поддержку нуждающемуся, то оставаться безучастным к беде другого человека из-за страха негативных последствий для себя самого – худшее проявление трусости. Пример тому мы находим в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Тихон, муж главной героини, видит страдания жены, но не способен противостоять тирании своей матери из-за страха перед ней. Подобно маленькому ребёнку в тени деспотичного родителя, он так и не находит в себе силы помочь ни Катерине, ни себе самому.

Читайте также:  Польза обливания детей холодной водой

Таким образом, мужество в повседневной жизни проявляется в преодолении страха, когда того требует справедливость, вне зависимости от того, считаем ли мы последствия для себя вескими, чтобы промолчать и тем самым породить несправедливость или стать её соучастником.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id82262

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Сколько себя помню, я всегда отличалась обостренным чувством справедливости – чутко и болезненно реагировала на безнаказанное зло независимо от его масштаба. Но, если мне эта черта характера внешне жить не мешала (обычно я держала все в себе), то одной моей хорошей подруге она здорово портила жизнь. При виде любой несправедливости она спешила вмешаться или хотя бы высказать свое мнение, а, поскольку особым тактом она не отличалась, то выходило это достаточно агрессивно. Неудивительно, что подобная борьба за справедливость приносила ей массу проблем – в школе, университете, на работе. Зато ее нельзя было упрекнуть в равнодушии и трусости. Я же в большинстве случаев переживала молча, понимая, что в некоторых ситуациях ничего нельзя изменить. 

Каждый имеет свое представление о справедливости, но, вообще, это достаточно объективное понятие. Википедия определяет справедливость следующим образом:

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Получается, что чувство справедливости по сути своей – положительное качество. Человек четко осознает несправедливость той или иной ситуации и, в зависимости от своего характера и возможностей, пытается на нее повлиять. Если же вмешательство невозможно, человек переживает сильнейшие отрицательные эмоции: гнев, боль, возмущение. Эти эмоции, в свою очередь, могут порождать такие далеко не положительные чувства, как зависть и жажда мести. Человек впадает в озлобленность и отчаяние, сам замыкая вокруг себя порочный круг. Ведь, как мы знаем, «заряжая» свои мысли негативом, мы и к себе привлекаем такой же негатив.

Что же, выходит, на любую несправедливость просто нужно закрывать глаза, как делают многие? Смириться и пытаться жить своей жизнью? Или – сражаться любой ценой?

Во-первых, следует сразу уяснить, что справедливость, которую для себя определили мы, не всегда совпадает с «высшей» справедливостью, вытекающей из вселенских законов гармонии. Каждое совершенное в материальном мире действие обязательно находит свой отклик и влечет свои последствия. Просто эти последствия не всегда видны нам. Это не наказание в прямом смысле этого слова, это – неизбежный результат. И он непременно отразится на жизни человека, чей поступок его породил. Закон причины и следствия работает безупречно.

Во-вторых, мы очень часто оцениваем ситуации как несправедливые, исходя из субъективного отношения к тем или иным вещам. Например, очень обидно сознавать, что какой-то никчемный, с вашей точки зрения, человек имеет большие богатства, в то время как вы, куда более их достойный, прозябаете в нищете. И вряд ли вас утешит тот факт, что этот достаток достался человеку вполне логичным образом от родителей, которые всю жизнь трудились ради блага своей семьи. А вот если упомянутый человек разбогател за счет обмана и мошенничества, это уже совсем другое дело.  В этом случае сработает закон, описанный в предыдущем абзаце. Правда, не факт, что сработает он именно так, как хотелось бы того вам.

Другой вариант «несправедливости» – страдания, болезнь или смерть хорошего, порядочного человека. Увы, добрые и чуткие сердцем люди, действительно, страдают куда чаще эгоистов и подлецов, но вовсе не потому, что жизнь несправедлива. Просто такие люди склонны больше других испытывать чувство вины, сожаления, сомнения, обиды и грусти, более требовательны к себе и острее на все реагируют. Это, в конечном счете, и разрушает их жизнь. Чтобы избежать подобной участи, не нужно становиться бездушным и аморальным человеком – достаточно научиться «растворять» негативные эмоции, пересмотреть свое отношение к миру. Ну и проявлять больше жесткости в некоторых ситуациях.

Как воспринимать несправедливость, бороться с ней либо смириться – личное дело каждого. Важно понять, что всегда будут происходить вещи, вызывающие в нас сильнейшее неприятие, а жизнь будет раз за разом опровергать наши представления о справедливости. Мир никогда не станет идеальным для всех, и борьба с ним бессмысленна. Но! Живя в согласии со своими принципами и предназначением, изменяя к лучшему то, что нам подвластно, действуя «по совести», наполняя мир гармонией и добрыми поступками, каждый из нас делает его чуточку справедливее.

Итак, обостренное чувство справедливости – это часть сострадательной натуры человека, которая может сподвигнуть его как на хорошие (созидательные) поступки, так и на разрушительные эмоции и действия. Собственно, оно и является индикатором «человечности»: справедливый человек никогда не станет мириться со злом и не пройдет мимо чужих страданий. Главное при этом – не взваливать на свои плечи все горе мира. Мы ответственны лишь за свою жизнь, но и это – немало.

Источник