Противоположное по значению слова польза
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- отнести — принести;
- вставить — выставить;
- убегать — прибегать;
- раздеваться — одеваться;
- закрыть — открыть;
- загадать — отгадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — невеселый вид;
- близкий — неблизкий путь;
- громкий — негромкий шепот;
- простая — непростая задача;
- мало — немало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают, по уму провожают.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сытый голодного не разумеет.
Утро вечера мудренее.
Меньше говори, а больше делай.
Сначала густо, а под конец пусто.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Кто много знает, тот мало спит.
Рано сделали, да поздно поскакали.
Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Предыдущая
ЛексикаТипы речи в русском языке. Примеры текстов
Следующая
ЛексикаМНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – это… 25 примеров
Антонимы — это слова, противоположные по смыслу. Они составляют так называемые антонимические пары: правда — ложь, добрый — злой, день — ночь.
Обычно антонимы — слова одной части речи, они отвечают на один и тот же вопрос. Существительному противопоставляется существительное (храбрец — трус), прилагательному — прилагательное (большой — маленький), глаголу — глагол (говорить — молчать).
Антонимы часто характеризуют качества (хороший — плохой), отношения пространства и времени (высокий — низкий, ранний — поздний), количество (единственный — многочисленный). Противоположными могут быть слова, обозначающие действия или состояния (смеяться — плакать).
Противоположность анонимам — синонимы, то есть разные слова, обозначающие одно и то же.
У одного слова может быть множество антонимов, которые синонимичны друг другу. Например, антонимами к слову веселый могут быть слова грустный, печальный, унылый, скучный, невеселый. А антонимами к слову свежий могут выступать слова черствый, увядший, гнилой, тухлый и др.
К любому ли слову есть антоним?
Антонимов в языке меньше, чем синонимов. Ведь большинство слов невозможно противопоставить другим по какому-то признаку. Например, в языке нет антонимов у собственных имен, местоимений и числительных: Париж, оно или десять.
Однако к массе слов можно придумать контекстуальные антонимы, используя переносное значение. Например, смешенье языков: французского с нижегородским (А.С. Грибоедов).
Читайте подробнее: Что такое контекстные антонимы. Примеры
Антонимы противоположны друг другу, но между ними в семантическом ряду могут стоять «промежуточные» слова. Пример: Богатый — обеспеченный — малоимущий — нищий. Другие антонимические пары лишены полутонов: мальчик — девочка, вверх — вниз.
Какими бывают антонимы?
Однокоренные и разнокоренные антонимы
Некоторые антонимы имеют в составе один и тот же корень, но различаются приставками: открыть — закрыть, удачный — неудачный, революция — контрреволюция.
В основе других антонимов лежат различные корни: светлый — темный, жизнь — смерть.
Языковые и контекстуальные антонимы
Языковые антонимы существуют независимо от воли человека, который их использует. Примеры: богатый — бедный, старый — молодой, далекий — близкий. Такие антонимы еще называют узуальными.
Контекстные антонимы противопоставляет автор по собственной воле. В других случаях эти же слова не являются противоположностью. Пример: Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).
Антонимы-фразеологизмы
Антонимами могут быть целые словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы. Примеры антонимов-фразеологизмов: Куры не клюют — кот наплакал; в двух шагах — у черта на рогах; сидеть сложа руки — работать не покладая рук.
Примеры антонимов
Существительные-антонимы
Восход — закат
Война — мир
Добро — зло
Лето — зима
Мужчина — женщина
Утро — вечер
Прилагательные-антонимы
Высокий — низкий
Громкий — тихий
Далекий — близкий
Длинный — короткий
Толстый — тонкий
Глаголы-антонимы
Бежать — стоять
Брать — давать
Молчать — говорить
Строить — ломать
Хвалить — ругать
Наречия-антонимы
Впереди — сзади
Рано — поздно
Скучно — интересно
Тут — там
Утром — вечером
Урок русского языка. 2-й класс.
Тема: «Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи»
Цели:
формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи;
научить распознавать имена прилагательные среди других слов;
закреплять умения работать над изученными орфограммами;
развивать наблюдательность, речь, мышление;
воспитывать интерес, умение работать в паре, группе.
Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.
Знать: Уметь:
что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
вопросы, относящиеся к именам прилагательным.
распознавать имена прилагательные среди других слов;
различать прилагательные, противоположные по значению и употреблять их в речи.
применять полученные знания и умения в работе на уроке.
Автор: Садыгова Елена Николаевна
Ход урока
1. Организационный момент.
А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!
Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.
2.1.Чистописание.
Палочка и палочка, между ними галочка.
Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?
Ммм ммм ммм
— Вспомним правило посадки при письме. Оцените свою работу.
— Что видите? Слова.
— Что предлагаете сделать? Прочитать.
— Прочитайте по цепочке. Приложение№1
— Кто сможет слова все прочитать,
Тот скажет, как их назвать!
Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.
— На какой вопрос отвечают слова?
— Как называются такие слова?
— Что обозначает имя прилагательное?
— На какие вопросы отвечает?
— С какой частью речи связано?
— Каким членом предложения чаще всего бывает?
— Расскажите в ППС правило об имени прилагательном (с.29)
Дополнительные вопросы тем, кто расскажет правило.
— Когда слова отвечают на вопрос какие? (Обозначают признаки нескольких предметов)
— Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш) (Обозначают признак одного предмета)
Вывод:
вы знаете что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
вопросы, относящиеся к именам прилагательным.
— Для чего вам нужны знания? Для того чтобы применять полученные знания в работе на уроке.
— Предлагаю проверить ваши знания об имени прилагательном.
(На доске записаны слова)
Грустный, кричит, велосипед, молодой, стена, играть, холодный, зима, воробей, низкий.
— Что видите? Слова.
— Что предлагаете сделать? Найди и выписать имена прилагательные.
— Напишите в столбик.
— Проверка. Докажите, почему выписали эти слова?
— Молодцы, ребята, справились с заданием.
2.3. Подготовка к выводу темы и целеполагания.
Игра «Угадай зверя»
— Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? Выполнив следующее задание вы мне ответите на мой вопрос.
— Поиграем в игру «Угадай зверя». Я называю прилагательные, а вы должны догадаться о каком животном идет речь.
— Мохнатый, косолапый, бурый. (Медведь)
— Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?
Медведь (какой?) косолапый.
— Хитрая, осторожная, рыжая.
Лиса (какая?) хитрая
— Маленький, юркий, колючий.
Ежик (какой?) колючий
— Рогатый, гордый, длинноногий.
Олень (какой?) рогатый.
Вывод: — С какой частью речи связано прилагательное?
Имя прилагательное связано с именем существительным.
Имена прилагательные называют признак имени существительного.
Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.
2.4. Вывод темы и целеполагания.
(На доске напечатаны слова)
«Пословица рассыпалась»
большого, лучше, дело, безделья, маленького.
— Что видите?
— Это непросто слова, а пословица, прочитайте её.
— Что предлагаете сделать? Записать в тетрадь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
— Что такое пословица?
Пословица – это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
— Объясните смысл пословицы.
(Делая маленькое дело, ты получишь больше пользы, чем от большого безделья!)
— Какие орфограммы вспомнили, записывая эту пословицу?
— Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большого)
— Сравните их.
— Что можно сказать об этих именах прилагательных?
Они указывают на размер предмета;
Они противоположные по смыслу.
— Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
(К доске прикрепляются слово «Антонимы»)
— Назовите тему урока.
— Что мы должны знать и уметь по данной теме? Приложение №2
ЗНАТЬ:
что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
вопросы, относящиеся к именам прилагательным.
УМЕТЬ:
распознавать имена прилагательные среди других слов;
находить прилагательные-антонимы и использовать их в устной и письменной речи.
3. Работа над новым материалом.
Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.
— Сегодня мы знакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными и в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»
— Прочитайте правило с.33.
Словарь: Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.
— На доске записаны слова.
— Предложите задание по теме урока (Подобрать антоним)
Смелый (трусливый)
Здоровый (больной)
Горячий (холодный)
Светлый (тёмный)
Зимний (летний)
Длинный (короткий)
Чёрный (белый)
— Если пара подходит к слову, то выходите и вешайте на доску.
Вывод: Чему учились?
— Находить прилагательные, противоположные по значению.
3.1. Первичное закрепление.
— В тетради подобрать и записать самостоятельно слова, противоположные по смыслу.
Ключ – доска
грустный – весёлый
молодой – старый
холодный – горячий
низкий – высокий
— Оцените свою работу.
3.2. Работа по учебнику №274.
— Сравним признаки предметов:
– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.
– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.
– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.
– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.
Дополнительно:
Устно подбери пару:
Толстый – тонкий (колбаса – сосиська, сук – ветка, веревка – нитка, веревка – канат, картон — бумага)
Широкий – узкий (дорога – тропинка, река – ручей, мост – мостик, лента – полотенце, проспект – переулок)
Высокий – низкий (ёлка – земляника, холм – гора, куст – трава, сосна – куст, бегемот — жираф)
Длинный – короткий (у крокодила хвост у зайца хвост, у жирафа шея – у бегемота, у страуса ноги и у пингвина, шорты — брюки)
Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).
— По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»? Ритму.
— Как называются слова, противоположные по смыслу? называют антонимами.
Физкультминутка
3.3. Закрепление
— Где можно встреть в речи антонимы?
— Очень часто антонимы употребляются в пословицах.
Запись пословиц под диктовку:
И гадкий утенок может стать прекрасным лебедем.
— Объясните смысл пословицы.
(Даже самый гадкий, самый уродливый, самый маленький утенок должен верить в то, что непременно станет прекрасным лебедем. Андерсен «Гадкий утенок» Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем! Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед.
Не стоит спешить судить кого-то или что-то, потому что «гадкий утенок» может оказаться лебедем. … Не стоит судить о начальном, промежуточном состоянии, не посмотрев на конечный результат: то, что может казаться неприятным вначале, может стать весьма привлекательным в конце.)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Завтрашний день не вернет вчерашнего дня.
— Объясните смысл пословиц.
— Подчеркните имена прилагательные. Что можно о них сказать?
3.4. Работа в МГ.
Игра «Расшифруй слово»
Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни первую букву в антонимах, прочитай слово.
широкий – …………………………………..
твердый – ……………………………………
старый – …………………………………….
скучный – ……………………………………
бесполезный – ………………………………
неряшливый – ………………………………
4. Домашнее задание (Слайд № 26)
№ 275 с.34.
— Вернемся к нашей пословице и задумаемся о пользе работы.
Маленькое дело
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали:
мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!
— А вы, ребята, как думаете?
Маленькое дело лучше большого безделья.
5. Итог урока.
— Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?
— Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные.
— Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).
— Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
6