Противоположное по значению слова польза

Противоположное по значению слова польза thumbnail

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это слова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

  • умный — глу­пый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — непри­яз­нен­но.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

  • конец — нача­ло;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — позд­ний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близ­ко;
  • нале­во — напра­во;
  • внут­ри — сна­ру­жи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — нена­висть;
  • злость — доб­ро­та;
  • весе­лый — груст­ный;
  • моло­дой — ста­рый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недо­ста­ток;
  • доро­го — деше­во.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • отнести — принести;
  • вста­вить — выста­вить;
  • убегать — прибегать;
  • раздевать­ся — одевать­ся;
  • закрыть — открыть;
  • загадать — отгадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — невесе­лый вид;
  • близ­кий — неблиз­кий путь;
  • гром­кий — негром­кий шепот;
  • про­стая — непро­стая зада­ча;
  • мало — немало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро, нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья, да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом, а теле­гу зимой.

Не зна­ешь, где най­дешь, а где поте­ря­ешь.

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют, по уму про­во­жа­ют.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сытый голод­но­го не разу­ме­ет.

Утро вече­ра муд­ре­нее.

Меньше гово­ри, а боль­ше делай.

Сначала густо, а под конец пусто.

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Кто мно­го зна­ет, тот мало спит.

Рано сде­ла­ли, да позд­но поска­ка­ли.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся, а пустой к небу тянет­ся.

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Читайте также:  Рисунок о пользе витамина с

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Видеоурок

Предыдущая

ЛексикаТипы речи в русском языке. Примеры текстов

Следующая

ЛексикаМНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – это… 25 примеров

Источник

Антонимы — это слова, противоположные по смыслу. Они составляют так называемые антонимические пары: правда — ложь, добрый — злой, день — ночь.

Обычно антонимы — слова одной части речи, они отвечают на один и тот же вопрос. Существительному противопоставляется существительное (храбрец — трус), прилагательному — прилагательное (большой — маленький), глаголу — глагол (говорить — молчать).

Антонимы часто характеризуют качества (хороший — плохой), отношения пространства и времени (высокий — низкий, ранний — поздний), количество (единственный — многочисленный). Противоположными могут быть слова, обозначающие действия или состояния (смеяться — плакать).

Противоположность анонимам — синонимы, то есть разные слова, обозначающие одно и то же.

У одного слова может быть множество антонимов, которые синонимичны друг другу. Например, антонимами к слову веселый могут быть слова грустный, печальный, унылый, скучный, невеселый. А антонимами к слову свежий могут выступать слова черствый, увядший, гнилой, тухлый  и др.

К любому ли слову есть антоним?

Антонимов в языке меньше, чем синонимов. Ведь большинство слов невозможно противопоставить другим по какому-то признаку. Например, в языке нет антонимов у собственных имен, местоимений и числительных: Париж, оно или десять.

Однако к массе слов можно придумать контекстуальные антонимы, используя переносное значение. Например, смешенье языков: французского с нижегородским (А.С. Грибоедов).

Читайте подробнее: Что такое контекстные антонимы. Примеры

Антонимы противоположны друг другу, но между ними в семантическом ряду могут стоять «промежуточные» слова. Пример: Богатый — обеспеченный — малоимущий — нищий. Другие антонимические пары лишены полутонов: мальчик — девочка, вверх — вниз.

Какими бывают антонимы?

Однокоренные и разнокоренные антонимы

Некоторые антонимы имеют в составе один и тот же корень, но различаются приставками: открыть — закрыть, удачный — неудачный, революция — контрреволюция.

В основе других антонимов лежат различные корни: светлый — темный, жизнь — смерть.

Языковые и контекстуальные антонимы

Языковые антонимы существуют независимо от воли человека, который их использует. Примеры: богатый — бедный, старый — молодой, далекий — близкий. Такие антонимы еще называют узуальными.

Контекстные антонимы противопоставляет автор по собственной воле. В других случаях эти же слова не являются противоположностью. Пример: Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).

Антонимы-фразеологизмы

Антонимами могут быть целые словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы. Примеры антонимов-фразеологизмов: Куры не клюют — кот наплакал; в двух шагах — у черта на рогах; сидеть сложа руки — работать не покладая рук.

Примеры антонимов

Существительные-антонимы

Восход — закат
Война — мир
Добро — зло
Лето — зима
Мужчина — женщина
Утро — вечер

Прилагательные-антонимы

Высокий — низкий
Громкий — тихий
Далекий — близкий
Длинный — короткий
Толстый — тонкий

Глаголы-антонимы

Бежать — стоять
Брать — давать
Молчать — говорить
Строить — ломать
Хвалить — ругать

Наречия-антонимы

Впереди — сзади
Рано — поздно
Скучно — интересно
Тут — там
Утром — вечером

Источник

Урок русского языка. 2-й класс.

Тема: «Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи»

Цели:

  • формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи;

  • научить распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • закреплять умения работать над изученными орфограммами;

  • развивать наблюдательность, речь, мышление;

  • воспитывать интерес, умение работать в паре, группе.

Читайте также:  Электрический ток польза и вред

Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Знать: Уметь:

что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • различать прилагательные, противоположные по значению и употреблять их в речи.

  • применять полученные знания и умения в работе на уроке.

Автор: Садыгова Елена Николаевна

Ход урока

1. Организационный момент.

А девиз у нас какой?

Все, что надо, под рукой!

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки!

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

2.1.Чистописание.

Палочка и палочка, между ними галочка.

Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?

Ммм ммм ммм

— Вспомним правило посадки при письме. Оцените свою работу.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Прочитать.

— Прочитайте по цепочке. Приложение№1
— Кто сможет слова все прочитать,
Тот скажет, как их назвать!

Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.

— На какой вопрос отвечают слова?
— Как называются такие слова?

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— С какой частью речи связано?

— Каким членом предложения чаще всего бывает?

— Расскажите в ППС правило об имени прилагательном (с.29)

Дополнительные вопросы тем, кто расскажет правило.

— Когда слова отвечают на вопрос какие? (Обозначают признаки нескольких предметов)

— Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш) (Обозначают признак одного предмета)

Вывод:

  • вы знаете что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

— Для чего вам нужны знания? Для того чтобы применять полученные знания в работе на уроке.

— Предлагаю проверить ваши знания об имени прилагательном.

(На доске записаны слова)

Грустный, кричит, велосипед, молодой, стена, играть, холодный, зима, воробей, низкий.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Найди и выписать имена прилагательные.

— Напишите в столбик.

— Проверка. Докажите, почему выписали эти слова?
— Молодцы, ребята, справились с заданием.

2.3. Подготовка к выводу темы и целеполагания.

Игра «Угадай зверя»

— Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? Выполнив следующее задание вы мне ответите на мой вопрос.

— Поиграем в игру «Угадай зверя». Я называю прилагательные, а вы должны догадаться о каком животном идет речь.

— Мохнатый, косолапый, бурый. (Медведь)

— Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?

Медведь (какой?) косолапый.

— Хитрая, осторожная, рыжая.

Лиса (какая?) хитрая

— Маленький, юркий, колючий.

Ежик (какой?) колючий

— Рогатый, гордый, длинноногий.

Олень (какой?) рогатый.

Вывод: — С какой частью речи связано прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Имена прилагательные называют признак имени существительного.

Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.

2.4. Вывод темы и целеполагания.

(На доске напечатаны слова)

«Пословица рассыпалась»

большого, лучше, дело, безделья, маленького.

— Что видите?

— Это непросто слова, а пословица, прочитайте её.

— Что предлагаете сделать? Записать в тетрадь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

— Что такое пословица?

Пословица – это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

— Объясните смысл пословицы.

(Делая маленькое дело, ты получишь больше пользы, чем от большого безделья!)

— Какие орфограммы вспомнили, записывая эту пословицу?

— Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большого)

— Сравните их.

— Что можно сказать об этих именах прилагательных?

  • Они указывают на размер предмета;

  • Они противоположные по смыслу.

— Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

(К доске прикрепляются слово «Антонимы»)

— Назовите тему урока.

— Что мы должны знать и уметь по данной теме? Приложение №2

ЗНАТЬ:

  • что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

УМЕТЬ:

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • находить прилагательные-антонимы и использовать их в устной и письменной речи.

3. Работа над новым материалом.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

— Сегодня мы знакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными и в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

Читайте также:  Свойства глины и их польза

— Прочитайте правило с.33.

Словарь: Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.

— На доске записаны слова.

— Предложите задание по теме урока (Подобрать антоним)

Смелый (трусливый)

Здоровый (больной)

Горячий (холодный)

Светлый (тёмный)

Зимний (летний)

Длинный (короткий)

Чёрный (белый)

— Если пара подходит к слову, то выходите и вешайте на доску.

Вывод: Чему учились?

— Находить прилагательные, противоположные по значению.

3.1. Первичное закрепление.

— В тетради подобрать и записать самостоятельно слова, противоположные по смыслу.

Ключ – доска

грустный – весёлый

молодой – старый

холодный – горячий

низкий – высокий

— Оцените свою работу.

3.2. Работа по учебнику №274.

— Сравним признаки предметов:

– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

Дополнительно:

Устно подбери пару:

Толстый – тонкий (колбаса – сосиська, сук – ветка, веревка – нитка, веревка – канат, картон — бумага)

Широкий – узкий (дорога – тропинка, река – ручей, мост – мостик, лента – полотенце, проспект – переулок)

Высокий – низкий (ёлка – земляника, холм – гора, куст – трава, сосна – куст, бегемот — жираф)

Длинный – короткий (у крокодила хвост у зайца хвост, у жирафа шея – у бегемота, у страуса ноги и у пингвина, шорты — брюки)

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

— По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»? Ритму.

— Как называются слова, противоположные по смыслу? называют антонимами.

Физкультминутка

3.3. Закрепление

— Где можно встреть в речи антонимы?

— Очень часто антонимы употребляются в пословицах.

Запись пословиц под диктовку:

И гадкий утенок может стать прекрасным лебедем.

— Объясните смысл пословицы.

(Даже самый гадкий, самый уродливый, самый маленький утенок должен верить в то, что непременно станет прекрасным лебедем. Андерсен «Гадкий утенок» Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем! Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед.

Не стоит спешить судить кого-то или что-то, потому что «гадкий утенок» может оказаться лебедем. … Не стоит судить о начальном, промежуточном состоянии, не посмотрев на конечный результат: то, что может казаться неприятным вначале, может стать весьма привлекательным в конце.)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Завтрашний день не вернет вчерашнего дня.

— Объясните смысл пословиц.

— Подчеркните имена прилагательные. Что можно о них сказать?

3.4. Работа в МГ.

Игра «Расшифруй слово»

Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни первую букву в антонимах, прочитай слово.

широкий – …………………………………..

твердый – ……………………………………

старый – …………………………………….

скучный – ……………………………………

бесполезный – ………………………………

неряшливый – ………………………………

4. Домашнее задание (Слайд № 26)

№ 275 с.34.

— Вернемся к нашей пословице и задумаемся о пользе работы.

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали:

мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:

– И все равно я лучше!

— А вы, ребята, как думаете?

Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Итог урока.

— Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

— Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные.

— Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).

— Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

6

Источник