Противоположное слово по значению к слову польза

Противоположное слово по значению к слову польза thumbnail

Антонимы — это слова, противоположные по смыслу. Они составляют так называемые антонимические пары: правда — ложь, добрый — злой, день — ночь.

Обычно антонимы — слова одной части речи, они отвечают на один и тот же вопрос. Существительному противопоставляется существительное (храбрец — трус), прилагательному — прилагательное (большой — маленький), глаголу — глагол (говорить — молчать).

Антонимы часто характеризуют качества (хороший — плохой), отношения пространства и времени (высокий — низкий, ранний — поздний), количество (единственный — многочисленный). Противоположными могут быть слова, обозначающие действия или состояния (смеяться — плакать).

Противоположность анонимам — синонимы, то есть разные слова, обозначающие одно и то же.

У одного слова может быть множество антонимов, которые синонимичны друг другу. Например, антонимами к слову веселый могут быть слова грустный, печальный, унылый, скучный, невеселый. А антонимами к слову свежий могут выступать слова черствый, увядший, гнилой, тухлый  и др.

К любому ли слову есть антоним?

Антонимов в языке меньше, чем синонимов. Ведь большинство слов невозможно противопоставить другим по какому-то признаку. Например, в языке нет антонимов у собственных имен, местоимений и числительных: Париж, оно или десять.

Однако к массе слов можно придумать контекстуальные антонимы, используя переносное значение. Например, смешенье языков: французского с нижегородским (А.С. Грибоедов).

Читайте подробнее: Что такое контекстные антонимы. Примеры

Антонимы противоположны друг другу, но между ними в семантическом ряду могут стоять «промежуточные» слова. Пример: Богатый — обеспеченный — малоимущий — нищий. Другие антонимические пары лишены полутонов: мальчик — девочка, вверх — вниз.

Какими бывают антонимы?

Однокоренные и разнокоренные антонимы

Некоторые антонимы имеют в составе один и тот же корень, но различаются приставками: открыть — закрыть, удачный — неудачный, революция — контрреволюция.

В основе других антонимов лежат различные корни: светлый — темный, жизнь — смерть.

Языковые и контекстуальные антонимы

Языковые антонимы существуют независимо от воли человека, который их использует. Примеры: богатый — бедный, старый — молодой, далекий — близкий. Такие антонимы еще называют узуальными.

Контекстные антонимы противопоставляет автор по собственной воле. В других случаях эти же слова не являются противоположностью. Пример: Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).

Антонимы-фразеологизмы

Антонимами могут быть целые словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы. Примеры антонимов-фразеологизмов: Куры не клюют — кот наплакал; в двух шагах — у черта на рогах; сидеть сложа руки — работать не покладая рук.

Примеры антонимов

Существительные-антонимы

Восход — закат
Война — мир
Добро — зло
Лето — зима
Мужчина — женщина
Утро — вечер

Прилагательные-антонимы

Высокий — низкий
Громкий — тихий
Далекий — близкий
Длинный — короткий
Толстый — тонкий

Глаголы-антонимы

Бежать — стоять
Брать — давать
Молчать — говорить
Строить — ломать
Хвалить — ругать

Наречия-антонимы

Впереди — сзади
Рано — поздно
Скучно — интересно
Тут — там
Утром — вечером

Источник

Юлия Поплова
Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением

Упражнение «Что лишнее?».

Цель: учить детей выбирать слова антонимы из цепочки слов.

Воспитатель называет цепочку из трех слов, а дети выбирают слова противоположные.

Черный, синий, белый.

Добро, нежность, зло.

Бедный, денежный, богатый.

Быстро, медленно, тихо

Сладкий, горький, кислый.

Грусть, печаль, радость

Глупый, веселый, умный.

Зима, осень, лето

Сильный, храбрый, слабый.

Правда, ложь, вранье.

Упражнение «Вредный щенок».

Цель: учить детей подбирать глаголы — антонимы, понимать их значение.

Воспитатель: В одном городе живет маленький вредный щенок, он делает все наоборот. Просят его подойти — он отходит; просят принести тапки – он их прячет; скажут «повернись ко мне» — он отворачивается. Теперь представь, что бы сделал такой щенок,если бы его попросили: сесть? Принести палку? Поднять голову? Поймать мяч? бежать? лечь? лаять? (дети подбирают глаголы — антонимы)

Упражнение «Измени предложение».

Цель: учить детей составлять предложения с глаголами — антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ, активизировать употребление антонимов в речи.

Воспитатель: ребята, внимательно послушайте предложения и замените действие на противоположное, причем «маленькое слово к» нужно заменить словом от.

(При трудностях построения предложений воспитатель уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.)

Правило: маленькое слово к появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.

Затем воспитатель читает предложения,а дети их изменяют:

по смыслу.

Алексей подошел к тренеру. Плот подплыл к берегу. Зайчик подпрыгнул к капусте. Ящерица подползла к мосту. Грузовая машина подъехала к магазину. Футбольный мячик подкатился к вратарю. Голубь подлетел к крыше дома. Ирина подбежала к санкам.

(Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы — антонимы и называет «маленькое слово» в обоих предложениях без ошибок).

Упражнение «Наоборот» (игра с мячом).

Цель: упражнять детей в подборе слов — антонимов, активизировать их употребление в речи.

Материал: мяч.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.

1) Польза, враг, закат, мир, суша, дети, быль, горе, загадка

2) Сухой, редкий, древний, далёкий, твердый, холодный, веселый, больной.

3) Высоко, сладко, бледно, богато, быстро, скучно, глухо, грубо, мелко.

Упражнение «Сравни наоборот».

Цель: уточнить понимание детьми значений противоположных слов, упражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.

Используются слова: тверже — мягче, длиннее – короче, сильнее – слабее, длиннее – короче.

Воспитатель: сравни камень и песок. Что чего тверже? Что чего мягче?

Ребенок: Камень тверже, чем песок. Песок мягче, чем камень.

Далее дети сравнивают следующие пары:

Заяц и кошка. У кого уши длиннее? У кого уши короче?

Слон и обезьяна. Кто сильнее? Кто слабее?

Змея и ящерица. Кто длиннее? Кто короче?

Читайте также:  Польза подушек из гречневой шелухи

Упражнение «Волшебство».

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу, учить соотносить ситуации и подбирать к ним картинки.

Материал:два набора картинок разных по содержанию: заколдованные (рваные штаны, грязные тетради, разбросанные игрушки, Вова сломал машину, грязные руки, бабушка больна) и расколдованные (Зашитые штаны, чистые тетради, собранные игрушки, Вова починил машинку, вымытые руки, бабушка здорова).

Воспитатель: Ребята, передо мной заколдованные картинки, их заколдовал злой волшебник. Давайте попробуем их расколдовать.Сделать это можно так: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной и назвать слова –«противники».Вот так: берем картинку «рваные штаны», находим расколдованную «зашитые штаны» и кладем ее сверху. Находим слова — «противники»: рваные – зашитые.

Упражнение «Продолжи за мной».

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, в составлении предложений с ними, расширять активный словарь детей.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, подбирая подходящие по смыслу слова — «неприятели».

Мальчишки бывают сильные и слабые. Яблоки растут кислые и сладкие. Дождик идет теплый и холодный. Машины бывают большие и маленькие. Звуки бывают глухие и звонкие. Песни поют грустные и веселые. Листья на деревьях висят мокрые и сухие. Герои в сказках бывают добрые и злые.

Упражнение «Самый внимательный?»

Цель: учить детей слышать и выделять на слух слова антонимы, активизировать их употребление в речи, обогащать словарь детей.

Воспитатель: Ребята, расскажите, мне пожалуйста, какие вы знаете пословицы? (дети вспоминают знакомые пословицы). Я тоже знаю пословицы, в них есть разные слова. Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и быстро найдет слова — «противники».

• Ученье — свет, а неученье — тьма. (Дети находят антонимы и называют их: ученье – неученье – свет — тьма).

• Подальше положишь, поближе возьмешь.

• Нет худа без добра.

• Делу — время, а потехе -час

• Умей взять, умей и отдать!

• Глупый осудит, а умный рассудит.

• Умная ложь лучше глупой правды.

Примечание:

После выявления двух противоположных слов, целесообразно провести работу над пониманием смысла слов.

Источник

Источник

Урок русского языка. 2-й класс.

Тема: «Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи»

Цели:

  • формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи;

  • научить распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • закреплять умения работать над изученными орфограммами;

  • развивать наблюдательность, речь, мышление;

  • воспитывать интерес, умение работать в паре, группе.

Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Знать: Уметь:

что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • различать прилагательные, противоположные по значению и употреблять их в речи.

  • применять полученные знания и умения в работе на уроке.

Автор: Садыгова Елена Николаевна

Ход урока

1. Организационный момент.

А девиз у нас какой?

Все, что надо, под рукой!

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки!

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

2.1.Чистописание.

Палочка и палочка, между ними галочка.

Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?

Ммм ммм ммм

— Вспомним правило посадки при письме. Оцените свою работу.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Прочитать.

— Прочитайте по цепочке. Приложение№1
— Кто сможет слова все прочитать,
Тот скажет, как их назвать!

Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.

— На какой вопрос отвечают слова?
— Как называются такие слова?

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— С какой частью речи связано?

— Каким членом предложения чаще всего бывает?

— Расскажите в ППС правило об имени прилагательном (с.29)

Дополнительные вопросы тем, кто расскажет правило.

— Когда слова отвечают на вопрос какие? (Обозначают признаки нескольких предметов)

— Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш) (Обозначают признак одного предмета)

Вывод:

  • вы знаете что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

— Для чего вам нужны знания? Для того чтобы применять полученные знания в работе на уроке.

— Предлагаю проверить ваши знания об имени прилагательном.

(На доске записаны слова)

Грустный, кричит, велосипед, молодой, стена, играть, холодный, зима, воробей, низкий.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Найди и выписать имена прилагательные.

— Напишите в столбик.

— Проверка. Докажите, почему выписали эти слова?
— Молодцы, ребята, справились с заданием.

2.3. Подготовка к выводу темы и целеполагания.

Игра «Угадай зверя»

— Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? Выполнив следующее задание вы мне ответите на мой вопрос.

— Поиграем в игру «Угадай зверя». Я называю прилагательные, а вы должны догадаться о каком животном идет речь.

— Мохнатый, косолапый, бурый. (Медведь)

— Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?

Медведь (какой?) косолапый.

— Хитрая, осторожная, рыжая.

Лиса (какая?) хитрая

— Маленький, юркий, колючий.

Ежик (какой?) колючий

— Рогатый, гордый, длинноногий.

Олень (какой?) рогатый.

Вывод: — С какой частью речи связано прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Имена прилагательные называют признак имени существительного.

Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.

2.4. Вывод темы и целеполагания.

(На доске напечатаны слова)

«Пословица рассыпалась»

большого, лучше, дело, безделья, маленького.

— Что видите?

— Это непросто слова, а пословица, прочитайте её.

— Что предлагаете сделать? Записать в тетрадь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

— Что такое пословица?

Пословица – это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

— Объясните смысл пословицы.

(Делая маленькое дело, ты получишь больше пользы, чем от большого безделья!)

Читайте также:  Бутерброд с чаем польза или вред

— Какие орфограммы вспомнили, записывая эту пословицу?

— Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большого)

— Сравните их.

— Что можно сказать об этих именах прилагательных?

  • Они указывают на размер предмета;

  • Они противоположные по смыслу.

— Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

(К доске прикрепляются слово «Антонимы»)

— Назовите тему урока.

— Что мы должны знать и уметь по данной теме? Приложение №2

ЗНАТЬ:

  • что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

УМЕТЬ:

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • находить прилагательные-антонимы и использовать их в устной и письменной речи.

3. Работа над новым материалом.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

— Сегодня мы знакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными и в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

— Прочитайте правило с.33.

Словарь: Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.

— На доске записаны слова.

— Предложите задание по теме урока (Подобрать антоним)

Смелый (трусливый)

Здоровый (больной)

Горячий (холодный)

Светлый (тёмный)

Зимний (летний)

Длинный (короткий)

Чёрный (белый)

— Если пара подходит к слову, то выходите и вешайте на доску.

Вывод: Чему учились?

— Находить прилагательные, противоположные по значению.

3.1. Первичное закрепление.

— В тетради подобрать и записать самостоятельно слова, противоположные по смыслу.

Ключ – доска

грустный – весёлый

молодой – старый

холодный – горячий

низкий – высокий

— Оцените свою работу.

3.2. Работа по учебнику №274.

— Сравним признаки предметов:

– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

Дополнительно:

Устно подбери пару:

Толстый – тонкий (колбаса – сосиська, сук – ветка, веревка – нитка, веревка – канат, картон — бумага)

Широкий – узкий (дорога – тропинка, река – ручей, мост – мостик, лента – полотенце, проспект – переулок)

Высокий – низкий (ёлка – земляника, холм – гора, куст – трава, сосна – куст, бегемот — жираф)

Длинный – короткий (у крокодила хвост у зайца хвост, у жирафа шея – у бегемота, у страуса ноги и у пингвина, шорты — брюки)

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

— По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»? Ритму.

— Как называются слова, противоположные по смыслу? называют антонимами.

Физкультминутка

3.3. Закрепление

— Где можно встреть в речи антонимы?

— Очень часто антонимы употребляются в пословицах.

Запись пословиц под диктовку:

И гадкий утенок может стать прекрасным лебедем.

— Объясните смысл пословицы.

(Даже самый гадкий, самый уродливый, самый маленький утенок должен верить в то, что непременно станет прекрасным лебедем. Андерсен «Гадкий утенок» Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем! Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед.

Не стоит спешить судить кого-то или что-то, потому что «гадкий утенок» может оказаться лебедем. … Не стоит судить о начальном, промежуточном состоянии, не посмотрев на конечный результат: то, что может казаться неприятным вначале, может стать весьма привлекательным в конце.)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Завтрашний день не вернет вчерашнего дня.

— Объясните смысл пословиц.

— Подчеркните имена прилагательные. Что можно о них сказать?

3.4. Работа в МГ.

Игра «Расшифруй слово»

Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни первую букву в антонимах, прочитай слово.

широкий – …………………………………..

твердый – ……………………………………

старый – …………………………………….

скучный – ……………………………………

бесполезный – ………………………………

неряшливый – ………………………………

4. Домашнее задание (Слайд № 26)

№ 275 с.34.

— Вернемся к нашей пословице и задумаемся о пользе работы.

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали:

мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:

– И все равно я лучше!

— А вы, ребята, как думаете?

Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Итог урока.

— Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

— Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные.

— Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).

— Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

6

Источник

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Читайте также:  Витамины при диабете 2 типа применение польза вред

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это слова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

  • умный — глу­пый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — непри­яз­нен­но.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

  • конец — нача­ло;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — позд­ний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близ­ко;
  • нале­во — напра­во;
  • внут­ри — сна­ру­жи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — нена­висть;
  • злость — доб­ро­та;
  • весе­лый — груст­ный;
  • моло­дой — ста­рый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недо­ста­ток;
  • доро­го — деше­во.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • отнести — принести;
  • вста­вить — выста­вить;
  • убегать — прибегать;
  • раздевать­ся — одевать­ся;
  • закрыть — открыть;
  • загадать — отгадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — невесе­лый вид;
  • близ­кий — неблиз­кий путь;
  • гром­кий — негром­кий шепот;
  • про­стая — непро­стая зада­ча;
  • мало — немало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро, нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья, да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом, а теле­гу зимой.

Не зна­ешь, где най­дешь, а где поте­ря­ешь.

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют, по уму про­во­жа­ют.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сытый голод­но­го не разу­ме­ет.

Утро вече­ра муд­ре­нее.

Меньше гово­ри, а боль­ше делай.

Сначала густо, а под конец пусто.

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Кто мно­го зна­ет, тот мало спит.

Рано сде­ла­ли, да позд­но поска­ка­ли.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся, а пустой к небу тянет­ся.

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Видеоурок

Предыдущая

ЛексикаТипы речи в русском языке. Примеры текстов

Следующая

ЛексикаМНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – это… 25 примеров

Источник