Противоположное слово по значению к слову польза
Антонимы — это слова, противоположные по смыслу. Они составляют так называемые антонимические пары: правда — ложь, добрый — злой, день — ночь.
Обычно антонимы — слова одной части речи, они отвечают на один и тот же вопрос. Существительному противопоставляется существительное (храбрец — трус), прилагательному — прилагательное (большой — маленький), глаголу — глагол (говорить — молчать).
Антонимы часто характеризуют качества (хороший — плохой), отношения пространства и времени (высокий — низкий, ранний — поздний), количество (единственный — многочисленный). Противоположными могут быть слова, обозначающие действия или состояния (смеяться — плакать).
Противоположность анонимам — синонимы, то есть разные слова, обозначающие одно и то же.
У одного слова может быть множество антонимов, которые синонимичны друг другу. Например, антонимами к слову веселый могут быть слова грустный, печальный, унылый, скучный, невеселый. А антонимами к слову свежий могут выступать слова черствый, увядший, гнилой, тухлый и др.
К любому ли слову есть антоним?
Антонимов в языке меньше, чем синонимов. Ведь большинство слов невозможно противопоставить другим по какому-то признаку. Например, в языке нет антонимов у собственных имен, местоимений и числительных: Париж, оно или десять.
Однако к массе слов можно придумать контекстуальные антонимы, используя переносное значение. Например, смешенье языков: французского с нижегородским (А.С. Грибоедов).
Читайте подробнее: Что такое контекстные антонимы. Примеры
Антонимы противоположны друг другу, но между ними в семантическом ряду могут стоять «промежуточные» слова. Пример: Богатый — обеспеченный — малоимущий — нищий. Другие антонимические пары лишены полутонов: мальчик — девочка, вверх — вниз.
Какими бывают антонимы?
Однокоренные и разнокоренные антонимы
Некоторые антонимы имеют в составе один и тот же корень, но различаются приставками: открыть — закрыть, удачный — неудачный, революция — контрреволюция.
В основе других антонимов лежат различные корни: светлый — темный, жизнь — смерть.
Языковые и контекстуальные антонимы
Языковые антонимы существуют независимо от воли человека, который их использует. Примеры: богатый — бедный, старый — молодой, далекий — близкий. Такие антонимы еще называют узуальными.
Контекстные антонимы противопоставляет автор по собственной воле. В других случаях эти же слова не являются противоположностью. Пример: Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А.С. Пушкин).
Антонимы-фразеологизмы
Антонимами могут быть целые словосочетания и устойчивые обороты речи — фразеологизмы. Примеры антонимов-фразеологизмов: Куры не клюют — кот наплакал; в двух шагах — у черта на рогах; сидеть сложа руки — работать не покладая рук.
Примеры антонимов
Существительные-антонимы
Восход — закат
Война — мир
Добро — зло
Лето — зима
Мужчина — женщина
Утро — вечер
Прилагательные-антонимы
Высокий — низкий
Громкий — тихий
Далекий — близкий
Длинный — короткий
Толстый — тонкий
Глаголы-антонимы
Бежать — стоять
Брать — давать
Молчать — говорить
Строить — ломать
Хвалить — ругать
Наречия-антонимы
Впереди — сзади
Рано — поздно
Скучно — интересно
Тут — там
Утром — вечером
Юлия Поплова
Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением
Упражнение «Что лишнее?».
Цель: учить детей выбирать слова антонимы из цепочки слов.
Воспитатель называет цепочку из трех слов, а дети выбирают слова противоположные.
Черный, синий, белый.
Добро, нежность, зло.
Бедный, денежный, богатый.
Быстро, медленно, тихо
Сладкий, горький, кислый.
Грусть, печаль, радость
Глупый, веселый, умный.
Зима, осень, лето
Сильный, храбрый, слабый.
Правда, ложь, вранье.
Упражнение «Вредный щенок».
Цель: учить детей подбирать глаголы — антонимы, понимать их значение.
Воспитатель: В одном городе живет маленький вредный щенок, он делает все наоборот. Просят его подойти — он отходит; просят принести тапки – он их прячет; скажут «повернись ко мне» — он отворачивается. Теперь представь, что бы сделал такой щенок,если бы его попросили: сесть? Принести палку? Поднять голову? Поймать мяч? бежать? лечь? лаять? (дети подбирают глаголы — антонимы)
Упражнение «Измени предложение».
Цель: учить детей составлять предложения с глаголами — антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ, активизировать употребление антонимов в речи.
Воспитатель: ребята, внимательно послушайте предложения и замените действие на противоположное, причем «маленькое слово к» нужно заменить словом от.
(При трудностях построения предложений воспитатель уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.)
Правило: маленькое слово к появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.
Затем воспитатель читает предложения,а дети их изменяют:
по смыслу.
Алексей подошел к тренеру. Плот подплыл к берегу. Зайчик подпрыгнул к капусте. Ящерица подползла к мосту. Грузовая машина подъехала к магазину. Футбольный мячик подкатился к вратарю. Голубь подлетел к крыше дома. Ирина подбежала к санкам.
(Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы — антонимы и называет «маленькое слово» в обоих предложениях без ошибок).
Упражнение «Наоборот» (игра с мячом).
Цель: упражнять детей в подборе слов — антонимов, активизировать их употребление в речи.
Материал: мяч.
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.
1) Польза, враг, закат, мир, суша, дети, быль, горе, загадка
2) Сухой, редкий, древний, далёкий, твердый, холодный, веселый, больной.
3) Высоко, сладко, бледно, богато, быстро, скучно, глухо, грубо, мелко.
Упражнение «Сравни наоборот».
Цель: уточнить понимание детьми значений противоположных слов, упражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.
Используются слова: тверже — мягче, длиннее – короче, сильнее – слабее, длиннее – короче.
Воспитатель: сравни камень и песок. Что чего тверже? Что чего мягче?
Ребенок: Камень тверже, чем песок. Песок мягче, чем камень.
Далее дети сравнивают следующие пары:
Заяц и кошка. У кого уши длиннее? У кого уши короче?
Слон и обезьяна. Кто сильнее? Кто слабее?
Змея и ящерица. Кто длиннее? Кто короче?
Упражнение «Волшебство».
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу, учить соотносить ситуации и подбирать к ним картинки.
Материал:два набора картинок разных по содержанию: заколдованные (рваные штаны, грязные тетради, разбросанные игрушки, Вова сломал машину, грязные руки, бабушка больна) и расколдованные (Зашитые штаны, чистые тетради, собранные игрушки, Вова починил машинку, вымытые руки, бабушка здорова).
Воспитатель: Ребята, передо мной заколдованные картинки, их заколдовал злой волшебник. Давайте попробуем их расколдовать.Сделать это можно так: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной и назвать слова –«противники».Вот так: берем картинку «рваные штаны», находим расколдованную «зашитые штаны» и кладем ее сверху. Находим слова — «противники»: рваные – зашитые.
Упражнение «Продолжи за мной».
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, в составлении предложений с ними, расширять активный словарь детей.
Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, подбирая подходящие по смыслу слова — «неприятели».
Мальчишки бывают сильные и слабые. Яблоки растут кислые и сладкие. Дождик идет теплый и холодный. Машины бывают большие и маленькие. Звуки бывают глухие и звонкие. Песни поют грустные и веселые. Листья на деревьях висят мокрые и сухие. Герои в сказках бывают добрые и злые.
Упражнение «Самый внимательный?»
Цель: учить детей слышать и выделять на слух слова антонимы, активизировать их употребление в речи, обогащать словарь детей.
Воспитатель: Ребята, расскажите, мне пожалуйста, какие вы знаете пословицы? (дети вспоминают знакомые пословицы). Я тоже знаю пословицы, в них есть разные слова. Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и быстро найдет слова — «противники».
• Ученье — свет, а неученье — тьма. (Дети находят антонимы и называют их: ученье – неученье – свет — тьма).
• Подальше положишь, поближе возьмешь.
• Нет худа без добра.
• Делу — время, а потехе -час
• Умей взять, умей и отдать!
• Глупый осудит, а умный рассудит.
• Умная ложь лучше глупой правды.
Примечание:
После выявления двух противоположных слов, целесообразно провести работу над пониманием смысла слов.
Источник
Урок русского языка. 2-й класс.
Тема: «Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи»
Цели:
формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи;
научить распознавать имена прилагательные среди других слов;
закреплять умения работать над изученными орфограммами;
развивать наблюдательность, речь, мышление;
воспитывать интерес, умение работать в паре, группе.
Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.
Знать: Уметь:
что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
вопросы, относящиеся к именам прилагательным.
распознавать имена прилагательные среди других слов;
различать прилагательные, противоположные по значению и употреблять их в речи.
применять полученные знания и умения в работе на уроке.
Автор: Садыгова Елена Николаевна
Ход урока
1. Организационный момент.
А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!
Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.
2.1.Чистописание.
Палочка и палочка, между ними галочка.
Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?
Ммм ммм ммм
— Вспомним правило посадки при письме. Оцените свою работу.
— Что видите? Слова.
— Что предлагаете сделать? Прочитать.
— Прочитайте по цепочке. Приложение№1
— Кто сможет слова все прочитать,
Тот скажет, как их назвать!
Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.
— На какой вопрос отвечают слова?
— Как называются такие слова?
— Что обозначает имя прилагательное?
— На какие вопросы отвечает?
— С какой частью речи связано?
— Каким членом предложения чаще всего бывает?
— Расскажите в ППС правило об имени прилагательном (с.29)
Дополнительные вопросы тем, кто расскажет правило.
— Когда слова отвечают на вопрос какие? (Обозначают признаки нескольких предметов)
— Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш) (Обозначают признак одного предмета)
Вывод:
вы знаете что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
вопросы, относящиеся к именам прилагательным.
— Для чего вам нужны знания? Для того чтобы применять полученные знания в работе на уроке.
— Предлагаю проверить ваши знания об имени прилагательном.
(На доске записаны слова)
Грустный, кричит, велосипед, молодой, стена, играть, холодный, зима, воробей, низкий.
— Что видите? Слова.
— Что предлагаете сделать? Найди и выписать имена прилагательные.
— Напишите в столбик.
— Проверка. Докажите, почему выписали эти слова?
— Молодцы, ребята, справились с заданием.
2.3. Подготовка к выводу темы и целеполагания.
Игра «Угадай зверя»
— Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? Выполнив следующее задание вы мне ответите на мой вопрос.
— Поиграем в игру «Угадай зверя». Я называю прилагательные, а вы должны догадаться о каком животном идет речь.
— Мохнатый, косолапый, бурый. (Медведь)
— Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?
Медведь (какой?) косолапый.
— Хитрая, осторожная, рыжая.
Лиса (какая?) хитрая
— Маленький, юркий, колючий.
Ежик (какой?) колючий
— Рогатый, гордый, длинноногий.
Олень (какой?) рогатый.
Вывод: — С какой частью речи связано прилагательное?
Имя прилагательное связано с именем существительным.
Имена прилагательные называют признак имени существительного.
Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.
2.4. Вывод темы и целеполагания.
(На доске напечатаны слова)
«Пословица рассыпалась»
большого, лучше, дело, безделья, маленького.
— Что видите?
— Это непросто слова, а пословица, прочитайте её.
— Что предлагаете сделать? Записать в тетрадь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
— Что такое пословица?
Пословица – это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
— Объясните смысл пословицы.
(Делая маленькое дело, ты получишь больше пользы, чем от большого безделья!)
— Какие орфограммы вспомнили, записывая эту пословицу?
— Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большого)
— Сравните их.
— Что можно сказать об этих именах прилагательных?
Они указывают на размер предмета;
Они противоположные по смыслу.
— Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
(К доске прикрепляются слово «Антонимы»)
— Назовите тему урока.
— Что мы должны знать и уметь по данной теме? Приложение №2
ЗНАТЬ:
что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
вопросы, относящиеся к именам прилагательным.
УМЕТЬ:
распознавать имена прилагательные среди других слов;
находить прилагательные-антонимы и использовать их в устной и письменной речи.
3. Работа над новым материалом.
Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.
— Сегодня мы знакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными и в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»
— Прочитайте правило с.33.
Словарь: Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.
— На доске записаны слова.
— Предложите задание по теме урока (Подобрать антоним)
Смелый (трусливый)
Здоровый (больной)
Горячий (холодный)
Светлый (тёмный)
Зимний (летний)
Длинный (короткий)
Чёрный (белый)
— Если пара подходит к слову, то выходите и вешайте на доску.
Вывод: Чему учились?
— Находить прилагательные, противоположные по значению.
3.1. Первичное закрепление.
— В тетради подобрать и записать самостоятельно слова, противоположные по смыслу.
Ключ – доска
грустный – весёлый
молодой – старый
холодный – горячий
низкий – высокий
— Оцените свою работу.
3.2. Работа по учебнику №274.
— Сравним признаки предметов:
– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.
– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.
– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.
– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.
Дополнительно:
Устно подбери пару:
Толстый – тонкий (колбаса – сосиська, сук – ветка, веревка – нитка, веревка – канат, картон — бумага)
Широкий – узкий (дорога – тропинка, река – ручей, мост – мостик, лента – полотенце, проспект – переулок)
Высокий – низкий (ёлка – земляника, холм – гора, куст – трава, сосна – куст, бегемот — жираф)
Длинный – короткий (у крокодила хвост у зайца хвост, у жирафа шея – у бегемота, у страуса ноги и у пингвина, шорты — брюки)
Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).
— По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»? Ритму.
— Как называются слова, противоположные по смыслу? называют антонимами.
Физкультминутка
3.3. Закрепление
— Где можно встреть в речи антонимы?
— Очень часто антонимы употребляются в пословицах.
Запись пословиц под диктовку:
И гадкий утенок может стать прекрасным лебедем.
— Объясните смысл пословицы.
(Даже самый гадкий, самый уродливый, самый маленький утенок должен верить в то, что непременно станет прекрасным лебедем. Андерсен «Гадкий утенок» Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем! Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед.
Не стоит спешить судить кого-то или что-то, потому что «гадкий утенок» может оказаться лебедем. … Не стоит судить о начальном, промежуточном состоянии, не посмотрев на конечный результат: то, что может казаться неприятным вначале, может стать весьма привлекательным в конце.)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Завтрашний день не вернет вчерашнего дня.
— Объясните смысл пословиц.
— Подчеркните имена прилагательные. Что можно о них сказать?
3.4. Работа в МГ.
Игра «Расшифруй слово»
Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни первую букву в антонимах, прочитай слово.
широкий – …………………………………..
твердый – ……………………………………
старый – …………………………………….
скучный – ……………………………………
бесполезный – ………………………………
неряшливый – ………………………………
4. Домашнее задание (Слайд № 26)
№ 275 с.34.
— Вернемся к нашей пословице и задумаемся о пользе работы.
Маленькое дело
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали:
мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!
— А вы, ребята, как думаете?
Маленькое дело лучше большого безделья.
5. Итог урока.
— Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?
— Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные.
— Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).
— Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
6
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- отнести — принести;
- вставить — выставить;
- убегать — прибегать;
- раздеваться — одеваться;
- закрыть — открыть;
- загадать — отгадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — невеселый вид;
- близкий — неблизкий путь;
- громкий — негромкий шепот;
- простая — непростая задача;
- мало — немало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают, по уму провожают.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сытый голодного не разумеет.
Утро вечера мудренее.
Меньше говори, а больше делай.
Сначала густо, а под конец пусто.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Кто много знает, тот мало спит.
Рано сделали, да поздно поскакали.
Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Предыдущая
ЛексикаТипы речи в русском языке. Примеры текстов
Следующая
ЛексикаМНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – это… 25 примеров