Провести пост с пользой для души

Провести пост с пользой для души thumbnail

В дни Великого поста и душа, и тело очищаются и оздоровляются. О том, как поститься с пользой, мы беседуем с врачом-кардиологом Сергеем Васильевичем Моисеенко.

Подготовка к Празднику праздников — прекрасное время! В дни Великого поста и душа, и тело очищаются и оздоровляются. Это все чаще замечают и практикующие врачи. О том, как поститься с пользой и для души, и для сердца, мы беседуем с врачом-кардиологом Сергеем Васильевичем Моисеенко. А совсем скоро на нашем сайте каждый сможет задать Сергею Васильевичу вопрос о «сердечных» проблемах.

— Сергей Васильевич, расскажите, как родилась идея странички «монастырского доктора»?

— В 2017 я пришел в монастырь на первую свою исповедь, которая положила начало моей новой жизни… Я испытывал глубокую благодарность Богу и монастырю, и у меня возникло ответное желание сделать что-то полезное для обители. Некоторый волонтерский опыт у меня уже был, и я предложил организовать в монастыре свой медицинский кабинет или что-то в этом роде, чтобы решать хотя бы простейшие вопросы, связанные со здоровьем насельников и служителей. Через несколько месяцев было принято совместное решение по созданию целого медицинского раздела на портале obitel-minsk.ru. Мы будем оказывать помощь людям, сталкивающимся с разного рода медицинскими проблемами.

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

— Начался Великий пост — прекрасное время поправить здоровье, и телесное, и духовное… А в своей врачебной практике Вы наблюдали благотворное действие поста?

— Сейчас хорошо, если встретишь одного пациента из сотни, кому можно попробовать осторожно намекнуть о духовных причинах его нездоровья. Что, как мне кажется, в абсолютном большинстве ситуаций… А собственно пост (в полном смысле этого слова, а не кулинарно-фарисейская его разновидность) — это вообще для многих высший пилотаж. Большое утешение, когда лечишь какую-нибудь из немногих оставшихся в живых благообразную молитвенную бабушку. Для таких пост, Великий пост, — это неотъемлемая часть жизни. И течение какой-либо патологии, и отношение к себе самой у такой вот пациентки — совсем другое… У таких молитвенных бабушек и сам доктор научается. (улыбается).

— Как Вы думаете, почему пост лечит не только душу, но и сердце — в прямом смысле?

— Это, пожалуй, самый легкий вопрос. Здесь все на поверхности — как для простого «сердечного пациента», так и для православного христианина. Заглядывая в великопостный календарь питания (если уж говорить сугубо о пище), можно увидеть: «хлеб и вода», «сырая пища без масла», «вареная пища без масла», «вареная пища с маслом, вино», «рыба», «строгий пост». При таком «менеджменте питания» — отсутствии мяса, животных жиров, вредных режимов приготовления пищи, умеренности — польза для сердца очевидна. В постном меню отсутствуют продукты, которые повышают в крови уровень глюкозы и холестерина, отсутствуют животный белок, промежуточные жиры и другие соединения, образующиеся иногда при жарке. Уменьшается количество соли, а растительных волокон, фруктовых кислот, минералов и витаминов, наоборот, становится больше. Все это освобождает метаболизм от вредных веществ, одновременно обогащая всем тем, что необходимо сердцу и сосудам. Конечно, здесь мы говорим о физически здоровых людях…

— Да, конечно… А люди, имеющие хронические заболевания, часто боятся поститься. Как быть «сердечникам»?

— Общеизвестно, что пост послабляется для болящих: свое меню они обсуждают с врачом, у священника берут благословение. Некоторые сердечно-сосудистые заболевания предусматривают определенные акценты в питании. И они не всегда совпадают с «меню» Великого поста. Но здесь важно помнить: послабления касаются только пищи. И если кто-то не постится в пище, он должен для себя избрать другую форму поста. Например, отказаться от сигарет, не смотреть телевизор, спортивные соревнования…

Красивый пример из своей практики приводит протоиерей Олег Стеняев. Он пишет: «Однажды ко мне подошел мальчик лет 6‒7 и говорит: “Мне не разрешают поститься. Вы сказали, что надо находить свою форму поста. Что бы вы мне посоветовали?” Я ему сказал: “Откажись от жвачки”. Мы видели, что он все время жует, и, когда в храме ему делали замечание, он вынимал изо рта жвачку и за ухо приклеивал ее, а потом через какое-то время начинал опять жевать. Я ему предложил отказаться от жвачки, и он отказался! Для него это было большим испытанием — не жевать; было видно, как тяжело это ему дается. Я даже просил приход молитвенно его поддержать. Мальчик справился, у него был настоящий пост. Мы за него очень порадовались. Спрашивали его: “Тяжело?” “Да, — говорит, — особенно в первое время, слюни даже копились во рту, потом стало полегче, я пил воду”».

Так что всегда есть, в чем себя ограничить для духовного возрастания. Собственно, именно духовное возрастание — это и есть цель поста. Кулинарная часть — всего лишь инструмент.

Зимой организм очень устает от тяжелой мясной пищи, а Великий пост избавляет нас от этого груза. Когда мы едим больше растительной пищи — овощей и фруктов, — то у нас улучшается сон, тело отдыхает. Легче работать и сердцу — оптимизируется его ритм, артериальное давление.

—Что особенно полезно при сердечных заболеваниях во время поста?

— На самом деле, выбор постной пищи многообразен. И кушать надо все понемногу. «Вегетарианский» постный рацион включает и овощи, и злаки, и зелень, и многое другое. Все эти продукты богаты микро- и макроэлементами, которые благотворно влияют на наше здоровье. В том числе и на здоровье сердца.

PreviousNext

— Не секрет, что калий и магний особенно необходимы нашему сердцу. А почему?

— Сердце — электрический орган. В связи с этим минералы калий и магний для него имеют особое значение. Они обеспечивают создание и проведение импульса для сокращения мышечных структур, восстанавливают сократительную способность сердца при ее недостаточности, тормозят тромбообразование и повышают текучесть крови, препятствуют отложению холестерина и кальция на стенках сосудов, поддерживают энергетический обмен в миокарде.

Самый физиологичный способ пополнения запасов калия и магния — это, конечно, правильная система питания. Калий в большей мере содержится в бобовых, морской капусте, свежей зелени, семечках, сухофруктах (больше всего в кураге), орехах (особенно в миндале), печеном картофеле. Одновременно ограничивается употребление соли, чтобы снизить выведение калия из организма.

Для нормализации поступления магния нужно включать в ежедневное меню семечки тыквы и подсолнечника, орехи, гречневую и овсяную крупу, отруби, бобовые, горький шоколад.

— А есть ли постные продукты, которыми, наоборот, не стоит «увлекаться» при сердечно-сосудистых заболеваниях?

— Да. Все! (Улыбается). Как говорит апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. …Позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру (1 Кор. 6: 12). Думаю, тут и добавить нечего…

— А самое главное — не забывать о цели поста…

— Безусловно. Пост — это аскетическая практика. Ее цель — умножение любви, приближение к Богу за счет концентрации на духовной жизни. Время поста — не случайные дни!..

Беседовала Анастасия Марчук

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>

Источник

12 советов священника

Настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов

Настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов

В этом году Великий пост начинается 23 февраля. Эта дата совпадает со светским праздником Дня защитника Отечества, который не лишен духовного смысла. Это день мужества и стойкости. Возможно, кому-то не помешает приобрести эти качества во время предстоящего поста. Ведь христианин – воин. Он сражается с самим собой. А человек, который побеждает себя, в конце концов становится непобедим.

Пасха будет отмечаться 12 апреля. Чтобы подойти к этой дате достойно, выдержав моральное и физическое испытание постом, нужно заранее подготовиться. Как правильно настроить себя на Великий пост? Советует настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов.

Читайте также:  Перекись для организма польза или вред

1 Не забываем, что этот пост может стать последним

_MG_1898Никто не знает ни дня, ни часа своего. Какими мы предстанем перед Богом? Ленивыми рабами или теми, кто имел хотя бы благое намерение что-то изменить в своей духовной и телесной жизни? Дай Бог, чтобы мы были не ленивыми рабами, а работниками. Потому что мы это делаем в первую очередь для себя.

2 Готовимся к Великому посту заранее и постепенно

Для христианина пост – радость для его души, праздник. Подготовка к Великому посту начинается заранее. Сама Церковь нас готовит к нему. В течение всего года верующие соблюдают пост в среду и пятницу (кроме сплошных седмиц). Во время подготовительных недель к Великому посту Церковь также предписывает, от какой пищи мы постепенно будем отказываться.

3 Просим благословение у священника

_MG_7119Человек сам по себе немощен. Если не уповать на помощь Божию, не попросить начатое дело свершить достойно и пройти весь путь до конца, эту дорогу мы своими силами не одолеем. Попросите благословения у священника и постарайтесь довериться Богу. Приложите максимум усилий для того, чтобы пройти пост.

4 Просим прощения и приступаем к посту с чистым сердцем и доброй душой

В Церкви установлен прекрасный Чин прощения, который совершается в Прощеное воскресенье. Примиритесь со всеми в этот день, попросите у всех прощения. Иначе все обиды и недомолвки как тормоза будут препятствовать духовному совершенствованию.

5 Отказываемся от скоромной пищи

_MG_6449Отказаться от скоромной пищи следует прежде всего чтобы взглянуть на себя не с плотской стороны, а с духовной. А для того, чтобы наша молитва была дерзновенна, переедание очень вредно. Иное дело, когда человек облегчен от таких не всегда полезных современных продуктов, когда у него нормальная здоровая пища, которая принимается лишь для того, чтобы утолить чувство голода.

6 Помним о главной цели поста

Пост человеку нужен чтобы испытать себя, проверить, насколько он прилепился к комфорту жизни, насколько владеет самим собой. Или это придуманная жизнь владеет мыслями?

7 Размышляем над своими поступками

Пост дается нам для того, чтобы мы углубились в себя, взглянули на свое сердце, на свою душу – в каком состоянии они находятся? Такая обязательная самооценка и переоценка человека особенно важна для человека в период поста. Это поможет провести его прежде всего с пользой для души.

8 Отказываемся от развлечений

В Великий пост главная задача – навести порядок в себе. А развлечения, которые окружают нас, все эти страстишки, от нее отвлекают. Не нужно прилепляться ко всему тому, что нам принадлежит. Как говорил Апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» .

9 Чаще исповедуемся

Таинство покаяния меняет образ мыслей и соответственно образ жизни. В течение поста надо чаще исповедоваться, раскрывать свою душу перед Богом.

10 Во время поста участвуем в таинствах, укрепляя себя

Душа человека бессмертна. Поэтому нужно питать ее такой же бессмертной пищей – участвовать в Таинствах: не только исповедоваться, но и причащаться Святых Христовых Тайн и собороваться, укрепляя себя. Источники жизни вечной и приведут нас в конце концов к Царствию Небесному.

11 Не жалеем себя

Бывает так, что слишком мы себя жалеем по жизни. Близкому человеку мы готовы и глаз выдрать. Самих же себя считаем самыми хорошими. Это совершенно неправильное отношение к себе и окружающим. Во время Великого поста нужно обратить особое внимание на самого себя, а не осуждать кого-то и не выискивать те или иные грехи брата своего, как говорил в молитве св. Ефрем Сирин.

12 С любовью относимся к родным, не соблюдающим пост

На вопрос, как относиться к родным, которые не соблюдают пост, ответить очень просто. Человеком в данной ситуации должно двигать только чувство любви. Если бы действительно были достойными христианами, то и все близкие люди обратились бы ко Христу, видя наше христианское, милосердное, любвеобильное сердце, видя, какие мы подвиги можем совершить ради Христа и ближнего своего. Но мы же не такие! Поэтому упрекать близких в том, что они в течение поста продолжают вкушать скоромную пищу, хотя они даже не ходят в храм и никогда не участвовали в таинствах, глупо. Если вы от них отвернетесь, это не есть путь Христов. Я пожелал бы таким людям, которые сталкиваются с непониманием в своих семьях, чтобы они не озлобились, не замкнулись в себе, не выглядели какими-нибудь праведниками или праведницами. Но чтобы их дело милосердного служения ближнему, а через это и Богу, не оставалось втуне.

Беседовала Мария Максимова

Источник

Подходит к концу лето. Для кого-то это пора отдыха (в
разгаре летние отпуска), для кого-то – время страды
(уборка урожая, заготовки на зиму), для школьников и их
родителей – суетливая подготовка к новому учебному
году.

И как венец лета, приходит Успенский пост.

Как с максимальной пользой для души провести
эти две недели поста и уходящего лета?
На этот
вопрос отвечают архипастыри и пастыри: архиепископ
Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископы Орский и
Гайский Ириней, Тарский и
Тюкалинский Савватий и Ахтубинский и
Енотаевский Антоний, архимандрит
Рафаил (Карелин), протоиереи Андрей
Ткачев и Александр
Авдюгин, священник
Димитрий Шишкин.

Архиепископ
Пятигорский и Черкесский Феофилакт:

Провести пост с пользой для души

    

– Все-таки Успенский пост, хотя и
приходится на две последние недели августа, это
возможность осознанно подготовиться ко дню Успения
Пресвятой Богородицы, а не венец лета.

Для человека смена сезона вряд ли имеет такое значение,
как, например, для медведя. Медведь на зиму впадает в
спячку, а летом набирается витаминов и микроэлементов,
чтобы пережить эту спячку. В современном мире подходящее
для вас место для отпуска можно найти вне зависимости от
времени года.

Так что ваш вопрос скорее затрагивает тему жизненных
приоритетов.

Честным будет признать, что мой взгляд на эту тему
специфический, монашеский. Если к годам в постриге
добавить семинарские годы (а семинарская жизнь в начале
девяностых строилась по монастырским образцам), получится,
что большую часть из своих 41 года я живу по монашескому
уставу. И, значит, с точки зрения мирянина пощусь круглый
год и практически ежедневно участвую в богослужениях.

Для монаха устав, по которому живет наша Церковь,
совершенно родной и естественный, потому что это устав
изначально монастырский, определяющий строй жизни в
монастыре – от хода и продолжительности богослужений
до правил трапезы. Эта особенность Типикона служит сегодня
поводом для многочисленных умозаключений о необходимости
оставить Иерусалимский устав только монахам, а для
приходов и прихожан разработать другой. Но это уже
совершенно отдельная тема.

Повторюсь, для монаха, во всяком случае для монаха,
живущего в монастыре, многодневные посты – это не
что-то чрезвычайное, а просто усиление ограничений в
трапезе, большая сосредоточенность на молитве.

Если для человека жизнь, поступки определяются верой, он
не будет испытывать дискомфорта от поста

Что касается мирян, мне труднее говорить. Но все-таки,
имея большой круг общения, замечаю, что внешнее соблюдение
правил поста непосредственно зависит от внутреннего
устроения, от строя духовной жизни. Если для человека
церковная жизнь заканчивается на венчании, крещении детей,
отпевании родных и близких, он скорее всего будет
воспринимать Церковь как комбинат ритуальных услуг, и
поэтому церковные правила и нормы он будет воспринимать
как искусственные и ничем не обоснованные ограничения.

С таким подходом приходится сталкиваться при организации
катехизических бесед, когда восприемник искренне не
понимает, зачем ему учить какие-то молитвы и читать
какие-то книжки, когда он просто хочет стать участником
красивой церемонии.

Читайте также:  Жить значит из всего извлекать пользу это

Для таких людей, конечно, отказ на две недели от пищи
животного происхождения не очень понятен.

И напротив того, если для человека жизнь, поступки
определяются верой, он не будет испытывать дискомфорта от
поста.


Епископ
Орский и Гайский Ириней:

Епископ Орский и Гайский Ириней
Епископ Орский и Гайский Ириней

    

– Лучше всего провести оставшиеся летние недели
дома, готовясь к новому учебному году, к новым подвигам.
Для этого необходимо хорошенько собраться. Мудро, что
существует этот пост накануне нового учебного года. Это
время, когда христианин подводит итоги, анализирует, что
он успел сделать, а что нет.

Успенский пост – это период сбора урожая и активной
заготовки продуктов и других необходимых припасов на зиму.
Благо, что есть такое время, и его необходимо использовать
максимально правильно и с пользой.

Тем христианам, которые отправились в отпуск на это время,
могу посоветовать только одно – в следующем году
планируйте отдых раньше, до наступления Успенского поста.
Лучше подготовиться к новым подвигам, к учебному году, к
зиме.


Епископ Тарский и Тюкалинский
Савватий:

Провести пост с пользой для души

    

– Прочитав вопрос, сначала изнемог от недоумения,
размышляя, что посоветовать. Одному приятно одно, другому
другое. Пустота заполнила все горизонты мысли, и возникло
желание отказаться от ответа.

На следующий день, после службы в церкви,
подумалось, что остаток лета нужно воспринимать не как
часть времени, а как дверь в вечность. Каждый отрезок
времени хранит в себе тайну. Он одновременно открывает нам
дверь или в вечное блаженство, или в вечную муку. То, что
является целью всей
жизни, это же самое должно быть целью и каждой
частички жизни. Если же нет цели, то, как говорил Сенека:
«Никакой ветер нам не будет попутным!»

Что нам дает дело всей жизни, к тому должно приближать и
каждое отдельное дело

Что же делать конкретно, сказать сложно. Это, с одной
стороны, очень индивидуально, по талантам каждого, а с
другой стороны, один из древних отцов говорил: «Не
все ли дела равны?» С человеческой точки зрения не
менее сложный вопрос: как правильно есть? Но ответ нужно
искать не от себя, а от Бога. Отцы говорят, что если ты
встал с трапезы, и хочется молиться, то ты покушал
правильно. Подобно и блаженный Августин отвечает:
«Люби и делай что хочешь». И преподобный
Серафим Саровский предостерегает, что всякое дело, не
Христа ради делаемое, не спасительно. Значит, не только в
значении времени, но и в делательном смысле, что нам дает
дело всей жизни, к тому должно приближать и каждое
отдельное дело.

Бог есть Любовь. Все заповеди Его можно собрать в две: о
любви к Богу и любви к ближнему. Для научения этому Бог в
Эдеме насадил рай, а на земле две школы любви: семью и
монастырь. В раю Адам должен был рай распространить на
весь Эдем, а Эдем – на всю землю. На земле человек,
научившись любить родных, должен распространить свою
любовь сначала на ближних, а затем на дальних, начиная с
врагов. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел на землю,
это дело и совершил. Показав образ любви, отдав себя на
распятие для искупления грехов распинателей. В семье мы
должны научиться любить невесту, потом жену, потом жену в
беременности, жену с детьми и далее жену в старости. На
каждой ступеньке мы должны расширить своё сердце, чтобы
оно могло вместить Божию заповедь о любви всё в новых и
новых горизонтах. Также мы должны научиться любить учение,
труд, Родину, скорби и еще раз врагов. И когда мы полюбим
всё, ничто не сможет нас вышибить из седла. Ничто не
сможет нас похитить из власти заповеди: «Радуйтесь,
непрестанно молитесь, за всё благодарите». Мы, по
слову святителя Иоанна Златоуста, «будем иметь
радость при отсутствии источников радости». Здесь
радость труда, понуждения и жертвенной любви, а там
радость благодарения перейдет в вечное блаженство со
святыми и ангелами.

Свет Христовой любви да просветит нас, как открыть дверь,
в которую Христос будет стучаться к нам в сердце, в каждый
дарованный нам день спасения остатка времени
благоприятного, лета Господня!


Епископ
Ахтубинский и Енотаевский Антоний:

Беседа епископа Антония с молодыми казаками
Беседа епископа Антония с молодыми казаками

    

Ограничения обычного порядка жизни в пост должны ощущать
и наши дети

– Хочу адресовать свои пожелания прежде всего
родителям и
детям. Лето – это время некоего расслабления,
нарушения привычного ритма жизни, распорядка дня и
занятий. Пост – это время ограничений, добровольных
ограничений ради Господа. Для детей вполне допустимы
послабления в пище, но в смысле ограничения обычного
порядка жизни пост должен ощущаться и нашими детьми. И им
надо обязательно об этом говорить: наши дети на многое
способны ради Христа.

Очень важно, чтобы в период поста родители помогли своим
чадам подготовиться к новому учебному году.

В этом смысле хорошо бы начать ложиться спать и вставать в
одно и то же время, близкое ко времени подъема в учебный
год. Возможно, стоит освежить в памяти знания прошедшего
учебного года. Самое время ограничить пребывание за
компьютерами и иными «пожирателями времени».

Ну и, конечно, ритм жизни духовной в случае его летнего
нарушения также должен быть восстановлен. Молитвенное
правило и более частое посещение храма должны снова
вернуться в жизнь, благо Успенский пост богат на особые
торжественные дни богослужений.

Говоря о том, как должна меняться жизнь детей, призываю
родителей показывать пример, а не просто директивно
воспитывать своих чад. Только совместно проходя подвиг
поста, мы сможем передать нашим детям опыт жизни духовной.

Всем помощи Божией. Постимся постом приятным!!!


Архимандрит
Рафаил (Карелин):

Архимандрит Рафаил (Карелин):
Архимандрит Рафаил (Карелин):

    

Надо хранить то, что содержится в церковном предании, а
не заменять христианство антиаскетическим гуманизмом

– Надо проводить пост соответственно уставу
Церкви, а не временам года. Разве устав может быть
изменен? К сожалению, многие из современных христиан
стремятся создать комфортное христианство, где борьба с
грехом и страстями, живущими в каждом человеке, была бы
сведена к минимуму. По моему убеждению, надо хранить то,
что содержится в церковном предании, а не заменять
христианство антиаскетическим гуманизмом.

Храни вас Бог!


Протоиерей
Андрей Ткачев:

Протоиерей Андрей ТкачевПротоиерей Андрей Ткачев


Исходя из того, что «наше северное лето –
карикатура южных зим», конец августа и начало
осени нужно ловить. Это краткие деньки. Подлинное
«бабье лето», то есть нечто последнее,
уходящее, остаточно жаркое и оттого грустное и
прекрасное.

Но наслаждаться природой, во-первых, нужно уметь, а
во-вторых, иметь для этого время. Человек, замотанный в
суету, трясущийся в транспорте, мучительно думающий о
проблемах, склонен не особо отличать июль от августа. И
таких людей большинство. Зимой и летом у них есть асфальт,
бетон и выхлопные газы, а кроме этого даже не знаю, что у
них еще есть. Разве что вечно звонящий мобильник.

Но счастлив, кто имеет кусочек земли с крышей над головой
вдали от города, на природе. Счастлив тот, кто ходит
босиком по росе и собирает ягоду со своих кустов. Если при
этом он почитывает Псалтирь или размышляет над Евангелием,
то он уже не счастлив, а блажен. Но и тот, кто собирает
детей в школу, тоже счастлив. Не потому, что наслаждается
покоем (какой покой при словах «школа» и
«дети»!). Счастлив потому, что инвестирует в
будущее и не даром живет. Тратит силы, время и деньги не
на себя, любимого, а на плод чрева своего, что есть первый
шаг в сторону прочь от разъедающего эгоизма.

Читайте также:  Смузи банан молоко польза и вред

Пусть каждый будет в эти дни в храме

Но над всем сим – великий праздник Преображения и
умилительный праздник Успения, которыми венчается лето.
Пусть каждый выучит наизусть тропарь и кондак обоих
праздников. Пусть каждый поймет, что значит «На горе
преобразился еси…» и «В молитвах
неусыпающую Богородицу…» Пусть каждый будет в
эти дни в храме – и с вечера накануне, и с утра на
Литургии. Тогда лето у него закончится хорошо, независимо
от того, есть ли у него дача, есть ли у него дети и
переходят ли эти дети в очередной класс.


Протоиерей
Александр Авдюгин:

Протоиерей Александр АвдюгинПротоиерей Александр Авдюгин

    

– Святой Симеон Солунский пишет: «Некоторые,
впрочем, говорят, что Успенский пост учрежден по случаю
двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также
считаю необходимым воспоминания обоих этих двух
праздников, одного – как подающего нам освящение, а
другого – умилостивление и ходатайство за
нас».

Итак, изначально – освящение Богом урожая этого
года. Ведь сколь ни совершенствуй технологии, как ни
придумывай различные пищевые заменители и добавки, если
Господь не благословит произрасти и не освятит плоды, Им
данные, то вкушать нам нечего будет.

Это факт всем понятный.

Затем ходатайствуем пред Пречистой, чтобы уговорила Она
Сына Своего нас помиловать.

Почему именно в эти дни? Так ведь зима впереди. В дни
холода и замирания природы одной шубой и печкой не
обойдешься. Потрудиться надобно, чтобы не дуло, не мочило
и не замерзало.

В государственных и светских организациях мероприятия к
грядущей зиме еще весной разрабатывают, чтобы после счета
осенних цыплят авралы не устраивать. Да вот беда: как ни
планируй, без очередных ежегодных
«катаклизмов» не обходится. Человек же
духовный, православным себя определяющий, прекрасно
понимает, что без Бога зиму можно и не пережить.
Обращаться же к Нему в дни скоромного отдохновения толком
не выходит.

Так что Успенский пост – мудрое установление. Рискну
даже добавить к словам святительским народное определение:
«Успение – ума прозрение».

Для священника же после празднования трех праздников Спаса
и Богородичного Торжества детские глазенки на молебнах
пред началом учебного года о многом говорят и искренне
молиться невольно заставляют.

Грех тогда начинается, когда за суетой развлечений
забывается, что уже настали дни, когда слово
«надо» превышает глагол «хочу»

Нет беды поправлять свое здоровье и сил набираться на
отдыхе или на курорте в дни Успенского поста. Грех тогда
начинается, когда за суетой удовольствий, неги и
развлечений забывается, что уже настали дни, когда слово
«надо» превышает глагол «хочу».

Золотая осень лишь для тех «отговорит березовым
веселым языком», кто стрекозу крыловскую, которая
«лето красное пропела, оглянуться не успела, как
зима катит в глаза», помнит.

Так что Успенский пост хоть и древнее установление, но
всегда актуален и вполне современен.


Священник
Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий ШишкинСвященник Димитрий Шишкин


Цель поста в том, чтобы приблизиться к Богу, ограничив
себя во всем, что мешает духовной жизни, и, напротив,
больше времени, внимания и сил уделяя молитве, чтению
Священного Писания, посещению храма, делам
милосердия… В этом смысле при искреннем желании
поста по-настоящему препятствующих ему обстоятельств
совсем немного. И в подготовке к новому учебному
(рабочему) году пост, конечно, не помеха, потому что ничто
так не способствует любой подготовке к доброму делу, как
сосредоточенность, воздержание и молитва, к которым
призывает нас пост. То же можно сказать и о
сельской страде: работай себе и молись – что может
быть лучше?! Работа помогает не отвлекаться на суетные и
пустые разговоры. Подготовка же к школе, хождение по
школьным базарам хоть и кажется делом суетным, но и тут
можно быть внимательным и проводить свои подготовительные
мероприятия с молитвой и вниманием сердечным,
воздерживаясь, прежде всего, от суеты внутренней.

Работай себе и молись – что может быть лучше?!
Работа помогает не отвлекаться на суетные и пустые
разговоры

Если же говорить об отпусках и туристических
поездках, то надо, прежде всего, избавиться от иллюзии.
Человеку иногда кажется, что ему нужно «расслабиться
по полной», то есть дать свободу страстям, для того
чтобы отдохнуть и набраться сил на предстоящий год. Но это
именно иллюзия и ничего больше. Пост – это как бы
некая таинственная дверь, которая со стороны кажется
чем-то скучным и тягостным, но стоит
только сделать над собой усилие и приблизиться к ней,
взяться за ручку, открыть и войти – как человек
оказывается в мире настолько родственном, близком душе,
что очень скоро начинает понимать: именно это и есть то, в
чем он по-настоящему нуждается. При честном и
добросовестном отношении к посту он способен доставить
душе – да и телу – действительную отраду,
здоровье и крепость. Так что в конце поста человек
испытывает не радость от того, что «наконец-то можно
всё», а тонкую грусть, что пост уже заканчивается и
в силу природной немощи трудно будет продолжать то
восхождение горе, которому пост как
некое внешнее, дисциплинирующее средство так удобно
содействовал. Мы, может быть, и имеем благое желание, но
сил недостает его осуществить, в то время как пост,
установленный Церковью, нам в этом добрый и надежный
помощник.

У вас выпал отпуск на это время? Проведите его в памяти
о Боге

А всего-то и нужно – настроиться со всей решимостью
проводить пост как подобает. Не страшиться его строгости,
а полюбить и принять ее, обратиться к Богу за помощью
– и мы увидим, насколько пост на самом деле
радостен! У вас выпал отпуск на это время? –
Прекрасно! Проведите его не в безумной гульбе, а в памяти
о Боге, в благоговейном сосредоточении и в разумном
воздержании; свободное время заполните чтением святых книг
и размышлением о прочитанном; наслаждаясь красотой
природы, восполните свои переживания молитвой; в общении с
близкими будьте сознательно снисходительны, терпеливы и
благожелательны – вот и будет вам пост. Даже если вы
в столовой вынуждены будете есть что-то скоромное –
соблюдите меру воздержания: не упивайтесь спиртным, не
чревоугодничайте, а, может быть, можно будет избрать и
постное меню – смотря по обстоятельствам. Если же
нет – пусть это будет поводом укорить себя лишний
раз: почему не подумал заранее о том, что грядет строгий
пост? почему не позаботился о том, чтобы попоститься как
следует? Вот ешь теперь и укоряй себя, неразумного(ную),
потому что в самоукорении и сокрушении сердечном состоит
во многом цель поста. Отцы святые говорят: «Лучше
немощная совесть, нежели тщеславная добродетель».
Лишь бы мы эти слова не использовали для оправдания своей
беспечности.

Из любых ситуаций можно извлечь пользу. Было бы желание!
Вы отправились в путешествие? Чудесно! А есть ли там храм?
Есть. Так найдите время посетить его, скажем, в воскресный
день, может быть всей семьей, побудьте на службе не десять
минут, а от начала и до конца, вкусите сладость полноты
богослужения! Разве это не прекрасно? Разве это не отдых и
отрада для души?

Словом, всё дело в расположении сердца, в вере и благой
решимости. И если расположение души согласно с
установлением Церкви – такое сочетание и согласие
принесет только пользу, причем пользу, бесконечно
превосходящую всё то, что может доставить нам вся
индустрия «отдыха и развлечений». Да поможет
нам Господь извлечь из грядущего поста тот благословенный
нектар радости, который так необходим омраченной
страстями, уставшей от греховной жизни душе.

14 августа 2015 г.

Источник