Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов примеры

Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов примеры thumbnail

Учебник для 9 класса

Всеобщая история

  • В чём главное отличие монархии от республики?
  • Что такое демократизация и в каких формах она проходила в разных странах на рубеже XIX-XX вв.?

Демократизация

Усиление роли государства в регулировании экономических и социальных отношений затрагивало различные слои общества, которые требовали расширения представительства своих интересов на разных уровнях государственной власти. За демократизацию выступали различные политические силы: либеральные, социалистические, рабочие партии, женские организации и др.

Под влиянием широкого общественного движения демократизация стала общемировой тенденцией на рубеже веков и в начале XX в. Демократизация развивалась по трём главным направлениям: расширение полномочий представительных органов власти — парламентов, расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов, снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.

В XX в. вошли республики и вековые монархии. В отличие от республиканских демократий, сложившихся во Франции (парламентская республика) и в США (президентская республика), другие великие державы Европы, а также Япония были в начале века парламентскими монархиями, в рамках которых сосуществовали представительная власть и власть монарха. Но и парламентские монархии отличались друг от друга. Если в Великобритании полномочия королевы были серьёзно ограничены уже к началу века, то в Германии и Японии глава правительства назначался и отправлялся в отставку императором и не зависел непосредственно от парламентского большинства.

Пути и темпы демократизации политической жизни в различных странах в начале XX в. определяли исторические традиции и расстановка политических сил. Под давлением общественности в США была проведена конституционная реформа: сенат — верхняя палата конгресса — с 1913 г. стал избираться, как и палата представителей, всеобщим голосованием. В Великобритании либералы выступили за расширение полномочий представительного органа власти — палаты общин — и добились ограничения прав палаты лордов. По закону 1911 г. палата лордов отстранялась от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет, а в случае несогласия с другими законопроектами могла только задержать их окончательное принятие. В то же время в Германии не удалось расширить полномочия парламента, его нижней палаты — рейхстага, которые были весьма ограниченны.

Общим для индустриальных стран и государств, вставших на этот путь, стало расширение избирательных прав граждан. В результате принятия конституций в последней трети XIX в. в Германии (1871), Франции (1875), Испании (1886) и избирательных законов в Великобритании (1884) и Бельгии (1893) было введено всеобщее избирательное право для мужчин с рядом ограничений. В начале века избирательная реформа была проведена в Австро-Венгрии (1907), Швеции (1907), России (1907), Португалии (1911), Италии (1912) и других странах.

Рис. Борьба за всеобщее избирательное право. Демонстрация в Вене 22 ноября 1905 г. под лозунгом «Даёшь всеобщее избирательное право!»

Эти реформы были определены современниками как введение всеобщего избирательного права, хотя его получили лишь мужчины. Собственники недвижимости, домов, владельцы предприятий, люди с высшим образованием имели во многих странах дополнительные голоса. Неграмотные и неимущие не могли голосовать. В результате право голоса приобрели примерно 30—40 % населения, что было огромным шагом по пути демократизации, учитывая, что до этих реформ, например, только несколько процентов итальянцев имели право участвовать в выборах. Женщины получили право голоса лишь после Первой мировой войны, во Франции в 1946 г.

Стремление ограничить круг избирателей отражало страх перед вовлечением широких народных масс в политику. Опасения вызывал рост влияния социалистов. Они подвергались преследованиям. В Германии в период канцлерства Бисмарка 12 лет действовал «Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов». В Италии правительство Криспи также запрещало деятельность социалистов. Но в начале века остановить рост влияния социалистов запретами было уже нельзя.

В начале XX в. с введением всеобщего избирательного права и снятием ограничений для участия в политической деятельности открылась современная политическая эпоха. Начинается образование современных политических партий, характерная для XX в. политическая борьба, вовлечение широких народных масс в политику.

Политические партии и политическая борьба в начале XX в.

В XIX в. партии были скорее дискуссионными клубами или временными организациями для поддержки отдельных личностей на выборах. На рубеже веков и в начале XX в. партии становятся массовыми, централизованными, с сетью комитетов или секций на местах. Формируется партийный аппарат — слой оплачиваемых из партийной кассы функционеров. В прессе, в парламенте, в правительстве постоянно мелькают одни и те же лица, политика становится профессией. Изменяется и роль партии в общественной жизни в начале XX в. Партии начинают выпускать массовыми тиражами газеты, журналы, активно пропагандируют свои взгляды, формируют общественное мнение. Германские социал-демократы издавали 49 ежедневных газет, итальянские социалисты — около 200 изданий.

В начале века была характерна идеологизация партий и партийно-политической борьбы. Партии стремились не только выработать узкую программу сегодняшнего дня, но и представить свои мировоззренческие принципы, обрисовать перспективы мирового развития.

Партийная борьба в начале века развивалась в рамках нескольких главных идеологических направлений — консерватизма, либерализма, социализма и марксизма. Религия и национализм также являлись политико-идеологическими платформами отдельных партий, но и они были окрашены в главные цвета политического спектра. Националистические, протестантские, католические организации тяготели к консерваторам или либералам, а нередко и к социалистам.

Читайте также:  Святая вода польза и вред

С расширением влияния социалистических организаций и распространением идей социализма и марксизма начал изменяться главный вектор политической борьбы, который раньше проходил по линии консерваторы — либералы, монархисты — республиканцы. Консерваторы, опиравшиеся на земельную аристократию и крестьянство, выступали под лозунгом сохранения традиций и порядка, а либералы, отражавшие интересы буржуазии городов, отстаивали идеи свободы и равенства (равенства как демократии и снятия ограничений, но не как уравнительности). В конце XIX — начале XX в. политическая борьба между консерваторами и либералами постепенно отходит на второй план по мере реализации либеральной программы и развития парламентской демократии.

В конце XIX в. появляется, а в начале XX в. вырастает новая мощная политическая сила, которая с самого начала находится в оппозиции к существующему режиму, как к консервативным, так и к либеральным ценностям, идеологическим установкам, представлениям о мире. Марксизм и массовые социалистические и рабочие партии выдвигают альтернативу капитализму — социализм, достижение социальной справедливости. Претендуя на представительство интересов рабочего класса, социалистические партии делают всё, чтобы основная линия политической борьбы в обществе развивалась по линии буржуазные партии — социалистические партии, капитализм — социализм.

Социалистическое движение

Образованный в 1889 г. II Интернационал в начале века объединил свыше двух десятков социалистических, социал-демократических и рабочих партий почти всех европейских государств. Они придерживались идей марксизма или иных социалистических и кооперативных теорий. Но все они были едины в осуждении капитализма, отстаивании идеи социальной справедливости, замены капитализма социализмом, в борьбе против гонки вооружений и войн.

На рубеже веков и в начале XX в. среди социал-демократов возникли споры о путях и методах достижения социалистического идеала. Революция или постепенное реформирование капитализма — такова суть разногласий.

В конце XIX — начале XX в. началась серьёзная эволюция большинства крупнейших социалистических и социал-демократических партий Европы в сторону социал-реформизма, принятия парламентских методов борьбы и пути социальных реформ. Умеренное, реформистское крыло в социал-демократии стало преобладающим перед Первой мировой войной. Программы марксистского толка, принятые социалистами ещё в конце XIX в. (в частности, программа германских социал-демократов, принятая в Эрфурте в 1891 г.), уже серьёзно отличались от политических позиций и идеологических установок руководства партий начала XX в. В то же время начало формироваться как самостоятельное направление леворадикальное крыло в социал-демократии, которое отрицало значение реформ и делало ставку на социальную революцию. Лишь в ходе и после Первой мировой войны произошёл окончательный раскол в социалистическом движении и леворадикальное крыло стало инициатором создания коммунистических партий.

В начале XX в. социалистические и рабочие партии большинства европейских государств стали массовыми парламентскими партиями.

Рабочее движение

В конце XIX в. во всех индустриальных странах начался подъём рабочего движения. Повсеместно создавались профсоюзы. Забастовочное движение с требованием улучшения условий труда и повышения заработной платы оказывало существенное воздействие на правящие круги. Профсоюзы освобождались от опеки либералов и сближались главным образом с социалистическими партиями.

Либералы у власти

Социалистические партии, требовавшие реформ, в предвоенный период находились в оппозиции, и реформы проводились либеральными политическими силами. В начале XX в. во многих европейских странах и в США произошёл решительный поворот. Консерваторы были вынуждены отступить, и к власти пришли либералы. Они или сами формировали правительства, или были решающей силой в правительственных коалициях. Эти перемены произошли почти одновременно в США, Великобритании, Франции, Италии и других странах.

В США на президентских выборах 1912 г. победил демократический кандидат В. Вильсон, который начал проводить политику расширения государственного регулирования и социальных реформ.

В Великобритании длительный период правления консерваторов закончился в начале XX в. Либеральная партия в результате победы на парламентских выборах пришла к власти в 1906 г. На выборах 1910 и 1911 гг. она также получила большинство голосов. Главным проводником реформистской политики стал Д. Ллойд Джордж.

В Германии главной политической силой оставались консерваторы. Правительственные коалиции формировались на основе союза консерваторов с либералами или католической партией. В Германии либералы были расколоты и опасались растущего влияния социал-демократов, что толкало их к объединению с консерваторами. Либералам не удалось в предвоенный период расширить своё влияние и провести последовательные либеральные реформы.

Во Франции в рамках многопартийной политической системы преобладающей партией, вокруг которой складывалось парламентское большинство, стала партия радикалов, образованная в 1901 г. (радикалами называли себя левые либералы во Франции). С 1902 г. формировались коалиционные правительства (премьеры Э. Комб, Ж. Клемансо) и проводились либеральные реформы. Коалиционные правительства были недолговечны, а реформы — половинчаты.

В Италии сложилась многопартийная система, включающая большое число мелких партий и групп. К власти в 1901 г. пришли реформисты с программой либерально-демократических реформ. Лидер итальянского реформизма Дж. Джоллити возглавлял с небольшими перерывами правительства Италии вплоть до Первой мировой войны и позднее. Основу парламентского большинства, на которое опирались реформистские правительства Италии в начале века, составляли различные либеральные партии.

Читайте также:  Вис на турнике польза для роста

Национализм

На рубеже веков и в начале XX в. стал заметен рост националистических настроений и усиление влияния националистических организаций. Но это был не национализм XIX в., связанный с идеями патриотизма, республиканизма и образованием национальных государств. Национализм стал воинственным, граничил с национальной неприязнью и ненавистью. В Германии действовали Пангерманский союз и ряд других организаций, которые пропагандировали идеологию пангерманизма — превосходства немецкой нации и необходимости установления господства немцев над другими народами, прежде всего славянами. Во Франции националистические организации выступали за восстановление монархии. Накануне войны национализм расцвёл во всех странах, готовых вступить в противоборство.

Проверьте себя

  1. Какие страны были республиками, а какие — парламентскими монархиями в начале XX в.?
  2. Чего опасались правящие круги в результате предоставления всеобщего избирательного права?
  3. Выделите основной вектор политической борьбы в начале XX в.
  4. Назовите два главных направления в развитии социал-демократии.
  5. Какие силы пришли к власти в начале XX в. во многих европейских странах и в США?
  6. Каковы были отличительные черты национализма в Европе в начале XX в.?

Подумайте

  1. Выделите главные направления демократизации политической и общественной жизни в начале XX в. Приведите примеры.
  2. Используя словарь в конце учебника и дополнительные источники, подготовьте сообщение от имени лидера партии (консерваторов, либералов, социал-демократов и др.) начала XX в. о преимуществах идеологии данной партии.
  3. Назовите главные идеологические направления, в рамках которых развивалась политическая борьба в начале XX в. Каковы их отличительные особенности?
  4. Чем отличаются современные политические партии от партий XIX в.?

Источник

Выборы — это тип политического участия граждан. Выборами называют процедуру формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом. 

Избирательная система — политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения и определения результатов голосования и распределением мандатов (юридическое отношение представительства, вакантное место, занимаемое посредством избрания) между партиями.

Компоненты избирательной системы:

  1. Избирательное право — это принцип и условие участия граждан в формировании выборных органов, комплекс правовых норм о порядке выборов. Избирательное право может быть активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным). Избирательное право может быть ограниченно цензами: возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными. 

  2. Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Демократическими выборами называются такие, которые проходят при условии соблюдения «четырехчленки». В таком случае выборы должны быть всеобщими, прямыми, равными и тайными. 

  1. Всеобщий характер избирательного права выражается в том, что участвовать в выборах могут все граждане, достигшие определенного возраста, независимо от пола, расы, социального происхождения и других факторов.

  2. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах на равных основаниях.

  3. Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. 

  4. Тайное голосование означает установление такого порядка, при котором отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей.

Этапы избирательного процесса:

  1. Назначение выборов.

  2. Организация избирательных округов.

  3. Создание избирательных комиссий.

  4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.

  5. Выдвижение кандидатов.

  6. Предвыборная агитация.

  7. Процесс голосования.

  8. Подведение итогов голосования.

  9. Установление результатов и распределение мест в выборных органов по итогам голосования.

Избирательными системами  называют порядок формирования выборных органов государства. 

Избирательные системы могут быть двух типов — мажоритарная и пропорциональная. 

Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система может быть двух типов: относительного большинства и абсолютного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что избранным считается тот кандидат, который набрал большее количество голосов, чем каждый из его оппонентов в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре, однако зачастую выбранным становится тот кандидат, который по абсолютным показателям набрал весьма незначительный процент голосов. 

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов. 

Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. 

При такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию. Недостатком этой системы является невозможность выдвижения так называемых «независимых» кандидатов. 

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания, затем применялась пропорциональная система, на выборах 2016 г. вновь применена смешанная система. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов — по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там, исключаются из федеральных списков.

Читайте также:  Противозачаточные таблетки плюсы минусы польза вред

Типы избирательных систем:

Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.  Пропорциональная система — это система определения результатов выборов, в основе которой лежит принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть — с пропорциональной.
Достоинства
  • прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют за конкретного кандидата,
    а не за список представителей партии);

  • формирование устойчивого правительства.

  • широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств);

  • гарантия представительства мелких и средних партий.

формирование действительно представительного органа власти.
Недостатки
  • мелкие партии могут быть не  представлены  в сформированном органе власти;

  • не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять
    до 49%).

  • отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями;

  • избранный орган власти состоит из множества оппозиционных фракций,
    что затрудняет его работу.

усложненный процесс проведения выборов.
   

ВОПРОСЫ:

1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1)равноправие избирателей
2)наличие альтернативных кандидатов
3)открытая подача голосов
4) наличие имущественного ценза
5)доступность правдивой информации о кандидатах
6)регистрация избирателей на избирательных участках

2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

«Партийная система отнюдь не независимая, а скорее зависимая переменная и определяется состоянием поли­тической системы и её институтов, избирательной фор­мулой, активностью членов партий и избирателей, об­щим состоянием социума. Со своей стороны партийная система служит своеобразным индикатором состояния общества и может сигнализировать о его расколе или консенсусе, солидарности или автомизированности, ус­тойчивости или нестабильности. <…>

Говоря о месте партий, отметим, что каждая из них име­ет свои корни в гражданском обществе, а вершиной проби­вает себе путь во властные структуры. Кроме того, каждая партия имеет свою внутреннюю организацию. Получается своеобразная модель дерева со своей корневой системой, проросшей в самую толщу народной почвы и питающейся оттуда соками в виде интересов и потребностей, которые, переходя в ствол, т. е. в партийный аппарат, актуализи­руются в виде партийных программ, стратегий, тактик, лозунгов, являя собой своеобразную крону и листву. Вер­шина этого дерева-партии достает в случае успешного роста до самого неба, т. е. до властных структур, и за­нимает там положение, соответствующее мощи корней и высоте ствола. <…> Место партийной системы в общест­ве вытекает из расположения партий между государст­вом и обществом, добавим между правовым государством и гражданским обществом».

(Исаев Б. А. Современное со­стояние теории партий и партийных систем//Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 129−130.)

1) Что, по мнению автора, представляет собой пар­тийная система? Чем она определяется?

2) В чем видит автор роль партийной системы в об­ществе?

3) Опираясь на содержание текста и знания обще­ствоведческого курса, сформулируйте не менее двух ос­новных признаков политической партии.

4) Почему автор, говоря о месте партийной системы в обществе, делает акцент на правовом государстве и гражданском обществе? Аргументируйте свою точку зре­ния, используя знания обществоведческого курса.

1.

  1. Партийная система представляет собой зависимую пе­ременную.

  2. Она определяется состоянием политиче­ской системы и ее институтов, избирательной
    форму­лой, активностью членов партий и избирателей, об­щим состоянием общества.

2. Автор видит роль партийной системы в обществе в том, что она является своеобразным индикатором его состояния, который сигнализирует о тенденциях в его развитии: раскол и консолидация, устойчивость и не­стабильность и др.

3. В качестве основных признаков политической партии могут быть сформулированы:

  1. наличие организации (то есть профессионального аппарата, ведающего воп­росами партийной деятельности);

  2. наличие политиче­ской программы и идеологических основ групповой деятельности;

  3. целью деятельности является завоева­ние, удержание и использование государственной влас­ти для реализации интересов определенных социаль­ных групп и др.

4. Автор делает акцент на правовом государстве и граж­данском обществе потому, что при тоталитарном поли­тическом режиме единственные правящие партии за­нимают место в центре политической системы и игра­ют роль руководящей и направляющей силы общества.

Источник