Раздельное обучение девочек и мальчиков польза
25 марта 2016, 00:00 | Катя Кожевникова
Казалось бы, раздельное обучение – это дело давно минувших дней, когда дворянских детей обучали в закрытых гимназиях и институтах благородных девиц. Но педагоги и психологи постоянно возвращаются к обсуждению вопроса, как мальчикам и девочкам все-таки лучше учиться: вместе или по отдельности. Более того, в России, да и других странах, появляются экспериментальные школы и классы, практикующие раздельное обучение. В институтах принцип “раздельного обучения” часто складывается стихийно: девушки в основном поступают на гуманитарные факультеты, молодые люди – на технические. То есть формально разделения нет, но на практике оно порой складывается. Давайте попытаемся разобраться, есть ли у этой идеи практический смысл.
История вопроса
До Революции в городских школах девушек и юношей обучали раздельно. Но надо понимать, что это было обусловлено в первую очередь неравноправным положением мужчин и женщин в обществе. Если мальчиков готовили к продолжению учебы и службе, то барышень воспитывали как будущих мам, хозяек, светских львиц – в общем, дам, приятных во всех отношениях. Естественно, набор дисциплин, качество и количество информации в мужских гимназиях и институтах благородных девиц был совершенно разным. Понятно, что сегодня такое разделение невозможно, да и совершенно не нужно.
После Революции мужчины и женщины получили равный доступ к образованию, вот обучение и стало совместным. Хотя во время войны мальчишек и девчонок снова разделили. Это было связано с тем, что ребят готовили к роли защитников Отечества: в их обучении физкультура и начальная военная подготовка занимали важное место. Впрочем, спустя десять лет этот эксперимент свернули, и мальчишки с девчонками снова сели за одни парты.
За
И все же у идеи раздельного обучения и сегодня находится много сторонников. Они говорят о том, что мальчики и девочки усваивают знания несколько по-разному, и, следовательно, при разном подходе способны учиться более эффективно.
К примеру, девочки быстрее развиваются, к тому же они прилежней, поэтому в начальных классах учатся лучше. Их чаще хвалят и спрашивают на уроках. В такой ситуации мальчишки, оказавшиеся в категории отстающих, теряют интерес к учебе.
При раздельном обучении можно выстроить работу таким образом, чтобы заинтересовать всех учеников. Например, в “мальчуковых” классах делать упор на соревнование и исследовательскую деятельность, а в “девчачьих” – спокойно и последовательно переходить от теории к практике. Мужчинам в обучении важна новизна, а женщинам – повторение материала. Кроме того, у девочек в массе своей лучше развит слух, так что громкий голос учителя они воспринимают, как крик. А мальчишки, когда учитель говорит тихо, теряют интерес и отвлекаются.
В старших классах часто складывается, что одни предметы больше интересны ребятам, а другие девчонкам. Так на уроках литературы в основном отвечают барышни, пока одноклассники-парни отсиживаются на задних партах. На физике и информатике – обратная ситуация. В раздельных классах и тем и другим не за кем прятаться.
Еще один аспект – социальный. Учителя, преподающие в “однополых” классах, уверяют, что при такой системе ученики не стесняются отвечать у доски или задавать вопросы, когда чего-то не поняли. Мол, при совместном обучении многие слишком бояться опозориться перед противоположным полом.
Сторонники раздельного обучения приводят доказательства своей правоты. Согласно исследованиям, в России ученики таких классов имеют более высокие оценки, выпускники в среднем выше своих сверстников и чаще поступают в вузы. К подобным выводам пришли и в Америке. В Англии исследование показало, что у женщин, закончивших школы с раздельным обучением, карьера сложилась успешнее, чем у их сверстниц из смешанных школ. А вот для мужчин, согласно тому же исследованию, в раздельном обучении плюсов никаких – зарабатывать больше сверстников они не стали, зато количество разводов в их семьях значительно выше.
Против
Но противников у такой системы значительно больше, чем сторонников. Результаты исследований они подвергают сомнению. И вот почему: сегодня раздельное обучение практикуется только в некоторых частных и специализированных школах. А успехи детей в спецшколах всегда в среднем выше, чем в общеобразовательных учреждениях. Так что дело тут, возможно, вовсе не в раздельном обучении.
Кроме того, гендерные различия в образовании не так уж сильны. У каждого ребенка свои психологические особенности, и не все дети подходят под стереотипные характеристики “мальчишек” и “девчонок”.
При совместном обучении мальчики и девочки учат друг друга разному подходу к материалу, помогают друг другу подтягивать свои слабые стороны. Ведь эффективность обучения человека зависит и от того, кто его окружает. Скажем, если девочки всем классом не понимают математику, а мальчики спят на уроках литературы, эффективным такое обучение не будет, ведь низкий уровень знаний всеми принимается за норму. Такую ситуацию часто можно наблюдать в математических и гуманитарных классах.
Психологи говорят еще и о том, что совместное обучение важно для социальной адаптации детей. Если с ранних лет девочек отделять от мальчиков, в будущем у них могут возникнуть проблемы в общении друг с другом.
На практике получается, что раздельное обучение в одних школах способствует укреплению гендерных стереотипов, а в других – их разрушению. В первом случае мальчиков идеологически воспитывают как богатырей и защитников, а девочек – как будущих жен и матерей. При этом в каждом из классов делается упор на те предметы, которые больше соответствуют способностям тех и других. Во втором – в “однополых” классах детям пытаются помочь как раз с теми предметами, которые у них не так хорошо получаются. Скажем, девочки при отсутствии конкуренции с мальчиками лучше успевают в технических науках и в результате чаще поступают в соответствующие вузы.
А как, по-вашему, раздельное обучение в современном мире имеет смысл? Во время обучения вы замечали, что девушки и молодые люди усваивают материал несколько по-разному?
Кстати…
Сторонники раздельного обучения жалуются, что с определенного возраста девушки начинают уделять больше внимания своей внешности, чем учебе. А, по-моему, желание понравиться однокурсникам только мотивирует на учебные успехи.
Le Teint Touche Eclat Тональная основа с эффектом сияния, Yves Saint Laurent | Ercin 6 Couleurs Fall 2015 Тени для век, Guerlain | High Impact Lip Colour Помада интенсивного цвета, Clinique | ||
Катя Кожевникова, iledebeaute.ru
Релевантные товары в Online-магазине:
Источник
Сегодня гендерное обучение — скорее исключение из правил, чем тенденция. И все же в некоторых школах оно до сих пор сохранилось. Полезно ли разделять школьников? В этом вопросе попробовала разобраться психолог Мария Меркулова.
Отсутствуют образцы чисто мужского и женского поведения
Начнем с того, что раздельное обучение было традиционным для дореволюционной России. Совместные классы создали для того, чтобы устранить неравенство между мужчинами и женщинами. В наше время ситуация такова, что девушки посещают психологов и различные тренинги на тему «Как развить в себе женскую энергию» или «Как найти настоящего мужчину». Сильному полу на консультации приходится объяснять, что такое мужское поведение в отношениях и какие они, эти непонятные мужские обязанности. В общем, неравенство устранили с избытком! Хотя, следует признать, поняли это уже в 40-е, когда попытались опять перейти на раздельное обучение. Но через некоторое время снова вернулись к совместному. Мне кажется, это произошло в большей степени из-за нехватки средств, в тяжелое военное и послевоенное время.
Нет конкуренции с одноклассниками другого пола
Как большой плюс отмечу, что в раздельных классах между мальчиками и девочками нет конкуренции. Они соревнуются только между собой. К сожалению, в нашем обществе часто приходится видеть, как женщины конкурируют с мужчинами в отношениях. У них это получается спонтанно, потому что с детства девочка делала это в школе и ее мама поступает так дома с папой. Хорошо, если в семье партнерские здоровые отношения, тогда еще есть шанс избежать подобного поведения.
Уходит тревога из-за оценки противоположного пола
В средней школе особую важность приобретает оценка противоположного пола. В гендерных классах нет тревоги по поводу того, «как меня сегодня оценят девочки или мальчики». Соответственно, и на самооценку это не влияет. Нет тревоги — лучше успеваемость.
Меньше шансов развить комплекс неудачника у мальчиков
Следует также отметить, что психологически и физиологически мальчики-ровесники отстают от девочек. При совместном обучении и равном подходе это может развивать у мальчиков комплекс неудачника.
Легче учитывать особенности мальчиков и девочек
Подход в обучении должен быть разным, поскольку для мальчиков часто важны цели, а для девочек — сам процесс тоже имеет значение. Иногда даже большее, чем результат.
Для мужчины цель — зарабатывать деньги, он ищет возможности, как это делать, особо не размышляя, как он себя при этом чувствует. Для женщины чаще важно получать удовольствие от самого процесса зарабатывания. Ей важно, чем она занимается, что она при этом испытывает, комфортно ли ей.
Проще дать нужный образец поведения в лице учителя
В школе, особенно в начальных классах, учитель — это авторитет для ребенка, даже больший, чем родители. Часто можно услышать от детей, когда родители вставляют свои замечания при выполнении домашнего задания: «А вот Мария Ивановна так сказала делать!». От личности учителя во многом зависит отношение ребенка к учебе, а значит, к труду, да и вообще к жизни. Учитель — образец поведения, эмоциональных реакций на какие-то события. И в этом случае желательно, чтобы перед мальчиками был образец мужского поведения. Учителю-мужчине в классе мальчиков просто будет легче завоевать авторитет, заинтересовать ребят, вызвать уважение к себе. А учителю-женщине, соответственно, в классе девочек легче создать доверительную атмосферу.
Дети усваивают правильные сценарии поведения
В смешанных классах по статистике мальчики чаще являются нарушителями дисциплины: опаздывают, не делают уроки, списывают, перебивают учителя. Часто случается, что половина урока уходит на то, чтобы восстановить рабочий процесс, наказать виновных. Учитывая, что большинство учителей в школе — женщины, то получается, что регулярно мальчики испытывают на себе отрицательные эмоциональные реакции, а иногда и вербальную агрессию от учителя-женщины, которая уже изначально стоит в позиции «сверху». А девочки с той же частотой наблюдают, как будущие мужчины подвергаются таким воспитательным мерам. И, конечно же, запоминают такой сценарий поведения, при гендарном обучении подобные ситуации просто исключены.
Дети не получают знаний о том, как строятся отношения с противоположным полом
Как минус можно отметить, что в раздельных школах дети не видят, а соответственно, не могут получить знания, навыки того, как строятся в коллективе отношения между мальчиками и девочками, а в будущем, соответственно, между мужчиной и женщиной. Эти знания могли бы помогать им потом в развитии своей профессиональной деятельности, при взаимодействии в коллективе. Такой опыт можно было бы еще получать в семье, где много детей, во дворе. Но сейчас дети очень заняты учебой. После школы почти все занимаются с репетиторами или посещают курсы для успешной сдачи экзаменов. Наши дети перестали общаться, дружить, гулять во дворе, ходить друг к другу в гости. Получается, что кроме школы они больше нигде и не общаются в смешанных коллективах.
Смотрите также:
- Я плохой или хороший? Как заниженная самооценка влияет на учебу →
- 12-летний мальчик вернулся в школу после каникул… девочкой →
- Логопед ответит на вопросы читателей АиФ.ru →
Источник
Ох, уж этот вечный страх отвечать у доски: дрожащие колени, голос, срывающийся в самый ненужный момент, и полнейшее фиаско, когда учитель говорит: «Выйди к доске и покажи, как надо отвечать?». Всем знакомы школьные комплексы из детства. Дети по своей натуре ранимы, стеснительны перед противоположным полом, и любая негативная ситуация может наложить отпечаток на психику и отразиться на дальнейшей жизни в виде громадного комплекса и невозможности легко наладить общение из-за последствий психологические травмы, полученной в детстве. И тут на помощь может прийти параллельно-раздельное обучение.
Мальчики и девочки могут стесняться друг друга, и это естественно.
В большинстве школ, где стараются придерживаться равного количества девочек и мальчиков в классах, их сажают за одну парту. А как же порой стеснительно детишкам садиться с одноклассником противоположного пола за одну парту. Вспомните, сколько ребят в начальных классах сопротивлялись такой рассадке, они сносили эту продолжительную ротацию, пока наконец все не смирялись с тем, что сделать ничего нельзя, что их волеизъявление ничего не изменит, и садились смиренно хотя бы с тем, кого меньше стеснялись, определив это для себя по одним лишь внешним признакам. Не напоминает ли вам, такой поверхностный, вынужденный выбор некоторые наши взрослые поступки?
Выходит, так, что с первого класса дети, получают свой первый опыт того, что совершенно чужой человек может совершить принуждение по отношению к ним, и останется прав. Да, не все дети стеснительны, но речь всё-таки о большинстве, потому что умолчавших тоже немало. Многие замечали, что стоило позволить детям садиться с тем, с кем они хотят сидеть, как тут же девочки садились с девочками…
Особенности развития мальчиков и девочек, различны по всем своим пунктам, кроме календарного. Ведь каждый год, каждый из них становится на год старше. Именно в виду различия особенностей развития немалое количество специалистов обратились к методике раздельного обучения, опираясь на опыт педагогов прошлого. Одним из них Владимир Филиппович Базарный. Его система обучения утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году и называется «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах». Система Базарного – это система школьного образования.
Методика В.Ф. Базарного, педагога, доктора медицинских наук, основывается на 30-летнем исследовании здоровья детей в школах и подразумевает параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек. Она также включает в себя множество различных методик для развития детей, к примеру: занятия ручным творчеством, развития мелкой моторики, методики, развивающие воображение ребенка, его физическое состояние и т.д.
В статье рассматривается именно раздельность обучения в таких школах, где принята методика Базарного используется целостная официально запатентованная система, сберегающая здоровье технология обучения.
В онлайн-школе «Дом Знаний», обучение в силу своей индивидуальности, подразумевает раздельность, поскольку с детьми педагог работает персонально. Выпускники школ, в которых соблюдалось раздельное обучение, обладают более высоким уровнем здоровья как физического, так и психологического.
95% учеников в школах с традиционно-смешанным обучением за школьные годы теряют здоровье – болезни опорно-двигательного аппарата, проблемы с нервным состоянием, зрением. В школах, в которых ввели в процесс обучения его раздельность 95% детей сохраняют здоровье. Раздельность обучения имеет логическую подоплеку.
В своем психическом, физическом, интеллектуальном развитии девочки опережают мальчиков на полтора-два года, они по-разному перерабатывают информацию, поэтому их совместное обучение – это нарушение педагогического принципа природосообразности, что приводит к развитию психологических проблем, закрепощению умственного и духовно-нравственного состояния. Весь образовательный строй у мальчиков и девочек должен быть разным. В раздельных классах дети более собраны и дисциплинированы, повышается успеваемость, концентрация на предмете. Всё чаще родители ищут именно такие возможности для обучения детей.
В начале статьи мы привели пример, с какими сложностями сталкиваются ученики начальных классов, когда в традиционных школах, они вынуждены смиряться с правилами, которые противоречат их желаниям, но с началом периода полового созревания таких проблем становится больше.
Нахождение в стрессовых ситуациях, лишает подростка желания ходить в школу, вызывает устойчивую неприязнь к урокам, сложности в обучении, даже невозможность поставить перед собой реальные цели в жизни, выбрать дальнейшее образование, так как выбор может происходить не из собственных склонностей, способностей, а из родившихся страхов, комплексов, желания что-то доказать, быть признанным любым способом. Это возраст, в котором ранит практически всё, даже если внешне подросток выглядит спокойным и демонстрирует уверенность. В таком возрасте замечание или даже взгляд способен породить бурю эмоций, которые подросток вынужден скрывать, чтобы не вызвать еще большее количество проблем.
С началом периода полового созревания, начинаются проблемы с желанием понравиться друг другу, со стыдливостью, застенчивостью, из-за этого сильно тормозится процесс учебы. Учителя, к сожалению, не всегда корректны в отношении подростков и порой не всегда внимательны к особенностям их психики и проявляемой порой застенчивости. Определённо, этого нельзя ни в коем случае отрицать, и подавлять, особенно такими словами, как «не стесняйся!”, “ну чего же ты стесняешься, а как ты будешь дальше жить?».
Нормальным является то, что ребенок или подросток стесняется ровесников противоположного пола, и отрицать это в нем, значит попросту отрицать его природу и заставлять его быть не тем, кто он есть.
Это точно спровоцирует психологические проблемы. В дагестанских школах, бывали случаи, когда мальчики попросту переставали ходить в школу, бросали её из-за того, что при всем классе преподаватель рассказывал что-то, оскорбляющее его достоинство, и подростку было стыдно показываться на глаза девочкам-сверстницам.
Раздельное обучение и его принципы возрождались в некоторых регионах или странах с целью уменьшить количество опрометчивых поступков подростков, связанных с межполовым общением. Однако, есть особенности различия воспитания мальчиков и девочек, которые лежат гораздо глубже.
Мальчики и девочки существенно отличаются друг от друга в своем мышлении, поведении в школе, девочки чаще всего усидчивые, мальчикам необходимо движение, активность, а учат их совершенно одинаково. Количество девочек по статистике преобладает, в школах работают преимущественно учительницы, то есть женский пол преобладает и, конечно, это отражается на становлении личности мальчиков, на формировании их психики и развитии определённых внутренних качеств.
В силу особенностей времени совместное обучение призвано сформировать как мальчиков, так и девочек как будущих руководителей, тех кто будет помогать строить общество, восстанавливать его после трудностей, через которые страна прошла за роковые события ХХ-го века: войны, революции, страну нужно было поднимать, поэтому привлекали к этому всех. Женщина перестала быть просто хранительницей очага, на неё был возложен целый ряд обязанностей. Именно поэтому начинать формировать ценности, присущие мальчикам и девочкам, необходимо с раннего детства.
Раздельное обучение имеет столько же сторонников, сколько и противников. Основным аргументом в пользу раздельного обучения выступает социализация. Да, женщина уже не может быть только хранительницей домашнего очага, ей нужно выходить за пределы этого самого очага, а мужчина давно уже перестал быть только добытчиком. И потому, мало просто разделить мальчиков и девочек, чтобы облегчить им учебный процесс, нужно грамотно использовать “женские” и “мужские” особенности мышления, и, задействуя данные им природой особенности и способности, помочь им стать не кем-то, играя те или иные роли, а самими собой.
Источник