| Игорь Иванович БабановТо бе наше мета оуцещешетесiя а не збртесема ту *** Печатается по изданию: В.Н. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ. М., Унив. тип., 1887. Впервые опубликовано в Петербурге в 1787г. Трактат написан в форме 119 вопросов и ответов. Заканчивается 120-м вопросом, в котором автор призывает всех, кто желает извлечь из сочинения пользу, внимательно выслушать разговор. Трактат затрагивает почти все стороны общественной жизни России. Вначале с просветительских позиций В.Н. Татищев излагает свой взгляд на человека, роль науки в его познании, доказывает необходимость образования для детей дворян и простого народа (О пользе образования дворян и народа). Затем автор говорит о пользе наук для человека с учетом отбора их при получении профессии; здесь же дана характеристика состояния школьного образования в России, указаны недостатки, которые, по мнению В.Н. Татищева, присущи Кадетскому корпусу, деятельности Академии наук, доказывается нецелесообразность посылки дворянских детей для обучения за границу, ибо это не способствует патриотическому воспитанию. В конце трактата излагается план преобразования учебных заведений России. В трактате В.Н. Татищев хотел отразить те просветительские стремления дворянских кругов, которые осуществлялись при Петре I и должны были бы осуществляться и после его смерти. Особенно большое внимание в сочинении уделено образованию дворян. Разговор о пользе наук и училищ не был опубликован при жизни В.Н. Татищева. Трактат был передан сыну перед смертью вместе с Завещанием. Написан он был в 1733г., но В.Н. Татищев дописывал и обрабатывал его и позднее 1. Вопрос. Мой государь! Я, видя ваши поступки с вашим сыном, котораго вы хотя одного имеете, но не пожалели в так молодых летах от се-бя отлучить и в чужестранныя училища послать, прихожу в недоумение, какую бы вы из того пользу иметь чаяли. Ибо, по моему мнению, в детях нам наибольшая есть польза, когда их во очах имеем, по нашей воле содержим, и наставляем, и ими веселимся. Противно же тому, от луча онаго и не всегда ведая о состоянии его, о паче о благополучии сумневаяся, в страхе и печали пребывать и онаго ищемаго увеселения добровольно лишить-ся нуждно. Ответ. Любезный мой друже! Вы мне положили вопрос, видится, противо вашего благоразумия, и что вы о увеселении от детей полагаете, оное токмо видимое, а не истинное. Истинное бо увеселение в детех есть разум и способность к приобретению добра, а отвращению зла. Разум же без научения и способность без привычки или искуства приобретена быть не может. И тако, чтоб разумен был, надобно ему прежде учиться; естьли же того со младенчества не приобретет, то он, в природной злости и невежестве остався, буйством и непорядками всегдашную печаль и страх веч-ной погибели, противно же тому, во младенчестве малым отлучением опечаля, разумом науки вечное увеселение приносить будет. 2. Ваше, мой государь, разсуждение изрядно, токмо мне сумнительно, чтоб подлинно благополучие человека в науке состояло, ибо при клады видим довольные, что неученые в великом благополучии, богатстве и славе, а ученые в несчастии, убожестве и презрении находятся. Ответ. Вы, по-видимому, истину сказали, и нам так весьма со стороны кажется, что кто в богатстве и славе живет, тот в совершенном благо-получии живет, токмо в том весьма ошибаемся. Ибо ежели б на их внутреннее состояние посмотрели, то б, конечно, иначе разсуждали, и суще на-шли бы, что оные от недостатка разума всегда тем, что они есть и что имеют, недовольны, но всегда большаго, чести, или увеселения, или богатства желая, а довольно никогда получить могуще, непрестанно совестию мучася, в беспокойстве пребывают. Противно же тому, разумный человек, невзирая на других об нем мнения, сам всем доволен и совестию спокоен; а когда оное приобрел, то ему равно как бы он всея земли владетель был. 3. Сие хотя правда, что благоразумной человек и в убожестве довольнее, нежели глупый в богатстве и чести, но я вас прошу прежде мне сказать, что есть наука. Ответ. Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать … Василий Никитич Татищев. Разговор о пользе наук и училищ kirsoft.com.ru/mir/KSNews_399.htm Антология педагогической мысли России XVIIIв. М., Педагогика, 1985 pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st000.shtml В.Н. Татищев. Разговор о пользе наук и училищ (в сокращении) pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st009.shtml В.Н. Татищев. Разговор о пользе наук и училищ (полный текст, формат doc 630 kb) rusphil.philosophy.pu.ru/?dl_id=52 В.Н. Татищев. Разговор о пользе наук и училищ. М., Унив. тип., 1887 (полный текст, формат pdf 10Mb) kraeved.opck.org/biblioteka/lichnosti/razgovor_o_polze_nauk_i_uchilisch/razgovor_o_polze_nauk_i_uchilisch.pdf Вакансии для учителей |
| |
|
| | Поиск по порталу | | Новые комментарии | ▫ Спасибо большое, дорогая Галина Ивановна! ▫ Юрий Николаевич! Сил и здоровья Вам и вашим близким! ▫ Документов пока нет? или я все пропустила? ▫ С Днём рождения, Милейсат! 2713405-a751548 Побольше приятных мгновений Вам! ▫ Доброго здоровья, Юрий Николаевич! Спасибо за ЛЮБОВЬ . Она летит пушинкой и к тем, кто прочитал ваши стихи.Согласна с Ниной Ивановной: все будет хорошо, и каждый день будет особенным. ▫ Вышли, почему `выскочили`. А `госмашина` тогда тарахтела, что-ли? Ну, уж если `выскакивают`, то, значит, и `тарахтит`. Будем отпускать пренебрежительные словечки вместе? Сила слова, не так ли? ====================== Разница: в ст. 29 Конституции РФ указано о недпустимости пропаганды и агитации, возбуждающих … и далее по тексту. А о недопустимости просвещения не указано. https://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-29-krf |
| | |
|
|