Развивающие игрушки польза для ребенка

Развивающие игрушки польза для ребенка thumbnail

Польза развивающих игр для детей

Обучающие игрушки заставляют ребенка фантазировать, придумывать, сочинять, изобретать, и родители уже могут определить склонности ребенка и направить его в нужное русло.  Развивающие игрушки познакомят ребенка с окружающим миром, будут способствовать быстрому усвоению цифр, букв, звуков, явлений природы, научат самостоятельности. Благодаря им ребенок научится различать цвета, формы, размеры.

С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.

После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки, учится брать ложку. В период с года до3-х лет у ребенка активно развивается мелкая моторика. Верными помощниками в это время для него станут мягкие конструкторы, пирамидки различных форм и размеров, а также логические кубики и др. Для развития воображения вашего малыша, можно взять специальный детский пластилин и увлечь его лепкой. Займитесь с ребенком совместным рисованием – это поможет развитию творческих способностей крохи.

Мама может помочь малышу развить мелкую моторику, а значит, и поспособствовать развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.

Для малышей от 3 до 5 лет следует выбирать более сложные игрушки, которые развивают не только логическое мышление, но и фантазию со смекалкой, способствуют закреплению уже приобретенных навыков. Например: разнообразные конструкторы, пазлы и игрушечные наборы (аптечка, набор парикмахера, принадлежности для магазина и т.п.). Подойдут и разнообразные игрушки со шнуровкой, домино, лото и др.  Ребенка старше 5 лет старайтесь увлечь играми-головоломками. Не забывайте и о настольных играх, таких как «Монополия», шахматы, шашки и др. С их помощью кроха будет учиться продумывать каждый ход, перебирая в голове возможное развитие событий на несколько шагов вперед. Образное и наглядное мышление вашего малыша помогут развить объемные аппликации, различные наборы для изготовления поделок, развивающие конструкторы и пазлы с большим количеством элементов.

После 10 лет ребята начинают проявлять гораздо больше любознательности, стремления познать все, что их окружает. Получить информацию о внешнем мире, расширить свой кругозор, а также совершенствовать логические умения, последовательность в своих действиях и суждениях поможет правильно подобранный вами комплект компьютерных игр, разнообразные настольные игры, комплекты для творчества, головоломки.

Все игры проходят по определенным правилам. Причём правила подразделяются на две группы. Первая группа – это как действовать с предметами, последовательность и темп игры. Вторая группа – это правила общения. В такой форме малышу легче осознать, что организованным и собранным нужно быть и вне игры.

Все развивающие игры обладают общими особенностями:
В каждой игре есть набор определенных задач, решаемых с помощью палочек, кубиков, разнообразных деталей;

  • Задания распределены по уровням сложностей;

  • В играх информация об условиях задачи выдаётся разными способами: с помощью схем, чертежей, моделей и т.д. Таким образом, игры знакомят детей со способами передачи информации;

  • Увеличение степени сложности задач поддерживает постоянный интерес к игре. Кроме того, это заставляет ребенка самосовершенствоваться и самостоятельно развивать нетрадиционное мышление;

  • Ребенок должен сам находить решение к задаче, при этом подсказывать ему нельзя;

  • Многие игры позволяют играющим самим разрабатывать новые задания;

  • Развивающие игры предполагают отсутствие нажима со стороны взрослых. Если ребёнок не может решить задачу сейчас, возможно, он ещё не дорос до неё;

  • Игры позволяют достичь потолка своих возможностей, и потом снова подняться на новую ступень с повышением уровня трудности заданий, благодаря применению уже полученных знаний.

Показателем того, что игра понравилась ребенку, является просьба повторить и самостоятельные игровые действия. Игры обязательно должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям конкретного ребенка, так как у каждого малыша свой путь развития. Недопустимо «перепрыгивание» через этапы развития. Задания должны идти от простого к более сложному. В развивающих играх, при соответствующей подготовке со стороны взрослого, ребенок может самостоятельно двигаться вперёд. Ему могут быть под силу такие задания, с которым не каждый взрослый справится.

Читайте также:  Все о пользе активированого угля

Развивающие игры будут бессмысленны, если они не опираются на то, что уже умеет или любит делать ребёнок. Например, дети в три года любят бегать. На основе этого им можно предложить определенные развивающие игры.

Чтобы игры развивали, нужно отказаться от принуждения. Если ребёнок не хочет играть, подумайте, как его увлечь. Обязательно хвалите его за любой успех. В развивающих играх нельзя требовать запомнить какую-либо информацию. Если малышу она будет нужна, то он запомнит её самостоятельно.

Обязательно дарите своему малышу наборы для рисования, пластилин, мозаику, магнитные доски с игрушками. Благодаря им, у ребенка лучше сформируется мелкая моторика, разовьются творческие способности, индивидуальность. Вы сможете яснее дать ему представления о мире.

Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно. Трехгранные карандаши, восковые мелки или художественная пастель — чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разные усилия. Пусть у ребенка будет выбор. А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий — фломастеры легко оставляют след на бумаге.

Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.

Источник

Сколько игрушек нужно ребенку? Почему много игрушек плохо?

О пользе развивающих игрушек

Игра – это одна из основных деятельностей ребёнка, которая способствует его гармоничному психоэмоциональному развитию, помогает формировать многие черты характера, приобретать новые навыки. Роль игры в детстве сложно переоценить, большую часть времени бодрствования малыш проводит играя. Родители учат ребенка взаимодействовать с игрушкой, таким образом, происходит тренировка малыша, подготовка к социальным взаимодействиям в будущем.

+

Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

  • 1

    История возникновения развивающих игрушек.

  • 2

    Классификация развивающих игрушек.

  • 3

    Основные функции игрушек.

  • 4

    Сколько игрушек нужно ребенку? Почему много игрушек плохо?

  • 5

    Рекомендации по выбору развивающих игрушек для ребенка.

  • 6

    Уход за игрушками. Меры безопасности, связанные с детскими развивающими игрушками.

Игрушки в первую очередь вызывают эмоции у ребенка. Большинство этих эмоций положительные, однако, в процессе игры малыш может испытывать и злость, досаду, обиду, огорчение. Все эти эмоции нужны и важны для гармоничного развития малыша, они учат его общению, понимать свои ощущения, выстраивать диалог, что для общения со сверстниками в дальнейшем является неоценимым вкладом.

Игрушки появились еще во времена глубокой древности, об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, что еще раз показывает о важности игры как метода развития ребенка. Первые игрушки изготавливались из подручных природных материалов. Дети Египта, Древней Греции, Древнего Рима играли с простыми куклами, сделанными из травы, глины, дерева. В России одной из первых игрушек был мяч из ткани, и, конечно же, кукла. В царских семьях мальчикам приобретали деревянные качалки в виде лошадок, а девочкам кукол с разнообразными нарядами и кукольной мебелью. Игрушки были дорогие, и доступны были далеко не всем, поэтому родители создавали их из подручных материалов. Но технологический процесс не стоит на месте, и сейчас рынок детских товаров представлен огромным количеством детских игрушек из различных материалов и разнообразным функционалом.

Знакомство малыша с игрушками начинается с первых месяцев жизни, когда родители начинают показывать ему его первые погремушки. Разнообразие форм, цветов, звуков детских игрушек очень завлекает малыша. Еще не скоро ребенок научится играть самостоятельно, поэтому перед родителем стоит задача познакомить малыша с игрушками, научить взаимодействовать с ними. Сначала ребенок с удовольствием наблюдает, как родитель играет с игрушкой, затем уже пробует совершать какие-либо действия с ней сам (подражает взрослому), и только потом, спустя много времени, ребенок начинает играть самостоятельно, периодически с поддержкой мамы или папы. Такие последовательные действия подготавливают ребенка к последующему взаимодействию с окружающими людьми, общению в коллективе. Вся информация, которую ребенок получает путем взаимодействия с игрушкой и через игру воспринимается им гораздо легче, лучше запоминается и при случае воспроизводится.

Читайте также:  Вред и польза проросших зерен пшеницы

Классификация развивающих игрушек

В современном мире такое большое количество разнообразных игрушек, что сделать универсальную классификацию практически невозможно, поэтому все игрушки делятся на группы по конкретным признакам.

В зависимости от возраста малыша, развивающие игрушки можно разделить на следующие категории:

  • От 0 до 12 месяцев. В эту категорию попадают детские игрушки для малышей первого года жизни. Сюда относятся первые погремушки, музыкальный мобиль, развивающий коврик, музыкальные игрушки, заводные игрушки, грызунки-прорезыватели, каталки и т.п.
  • С 1 года до 3 лет. В этом возрасте детей интересуют сюжетно-ролевые игры, конструирование. Интересными игрушками для этого возраста являются конструкторы, кубики, мячи, игрушки для песочницы, сортеры, крупные пазлы. Мягкие игрушки в виде животных, фигурки зверей, музыкальные инструменты.
  • С 3 до 5 лет. Дети в этом возрасте очень активно познают мир, готовы впитывать новые знания каждый день. Будут пользоваться интересом рамки-вкладыши, пазлы, куклы, игровые наборы (зоопарк, ферма, кукольный дом, аэропорт, железная дорога), транспорт (самокат, беговел).
  • С 5 до 10 лет продолжают оставаться актуальными различные конструкторы (лего, деревянные, пластмассовые), электронные игры, куклы и аксессуары, кукольная мебель, бумажные куклы с нарядами, наборы для моделирования, наборы для экспериментов, наборы для творчества.
  • С 10 лет и старше интересен спортивный инвентарь, электронные игры, наборы для моделирования, машины и воздушный транспорт на пульте управления, настольные игры, пазлы, наборы для творчества.

В зависимости от назначения все игрушки можно разделить на:

  • Образные (куклы, машинки, солдатики, фигурки животных и насекомых).
  • Сенсорные (погремушки, музыкальные игрушки, калейдоскоп).
  • Моторные (мяч, заводные игрушки, каталки, юла).
  • Бытовые и технические (игрушечные инструменты, бытовая техника, игрушечная мебель).
  • Игрушки-конструкторы (лего, деревянные, блоковые).

Игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены:

  • Тканевые (куклы, развивающие коврики, подвески на коляску);
  • фетровые;
  • соломенные;
  • глиняные;
  • деревянные (конструкторы, кубики, каталки);
  • пластмассовые;
  • резиновые (прорезыватели, игрушки для купания);
  • меховые (мягкие игрушки);
  • металлические (различные головоломки, детский транспорт);
  • фарфоровые (игрушки для детей старше 7 лет);
  • картонные (наборы для творчества, дома-раскраски).

Детские игрушки выполняют ряд очень важных функций – через игру и развлечение они воспитывают малыша, способствуют развитию многих навыков и умений.

Основные функции игрушек можно представить следующим образом:

  • Развитие творческих способностей. Творчество – это очень хороший, позитивный вид деятельности, который развивает ребенка всесторонне. Творческие наборы учат ребенка труду, реализации своих фантазий.
  • Развитие и улучшение когнитивных функций ребенка. Познание мира через игру происходит гораздо легче, именно поэтому дети легко учатся счёту, алфавиту, если это происходит в форме игры.
  • Развитие памяти. Существует множество игр, которые тренируют память ребенка, учат запоминать сначала простые действия, а затем все более сложные. Особенно актуальны такие игрушки для тренировки памяти для дошкольников, тренируют внимательность, учат концентрации и усидчивости.
  • Развитие крупной и мелкой моторики. Уметь хорошо управлять своими руками приходит далеко не сразу, сначала ребенку очень сложно управлять ручками, но к 9-12 месяцам появляется пальчиковый пинцетный захват, благодаря которому ребенок может совершать множество манипуляций. Игры на тренировку мелкой моторики важны, они тренируют мышцы кистей, подготавливают руки к письму.
  • Развитие навыка речи. Речь формируется постепенно, путем постоянного взаимодействия с окружающим миром. Чем больше родители общаются, играют с малышом вместе, читают книги, тем быстрее этот навык формируется. Имеется доказанная корреляция развития речи с тренировкой мелкой моторики рук.
  • Воспитательная функция. Сюжетно-ролевые игры помогают малышу в освоении режимных моментов. Буквально в полтора года ребенок уже с удовольствием укладывает спать игрушки, чистит им зубы, кормит, катает в коляске. Через такую игру у малыша формируется понимание о важности многих моментов жизни, он начинает понимать многие правила поведения в семье. Элементы сюжетной игры отлично встраиваются в различные ритуалы, например, перед сном. Ребенок сам готовит игрушку ко сну, умывает, надевает пижамку, поет песню и укладывает спать. Определенная последовательность действия помогает подготовить нервную систему к отхождению ко сну.
  • Формирование познавательных навыков. Признаки предметов очень интересно осваивать через игру. Тяжелые или легкие, яркие или бледные, холодные или теплые предметы и игрушки формируют у малыша представление об окружающем мире.
  • Освоение математических навыков. Различный счетный материал (палочки, бусинки, деревянные детали конструктора) помогают начать понимать счет ребенку.
  • Эмоциональное развитие малыша. Во время игры можно испытать самые разные эмоции – от радостных до грустных, когда что-то не получается. Не нужно стремиться, чтобы ребенок испытывал только позитивные эмоции.
Читайте также:  Тыквенные семечки сушеные польза и вред

Сколько игрушек нужно ребенку?

Учитывая настоящее изобилие детских игрушек в магазинах, порой выбрать очень сложно. Иногда случается такое, что из самых лучших побуждений ребёнку приобретается слишком много игрушек. Это не хорошо, так как большое количество игрушек путает малыша, ценность каждой игрушки становится не такой большой, а у ребенка меньше предпосылок придумывать разные игры самостоятельно. Достаточно иметь по 1-2 игрушки из каждой категории, чтобы ребенок мог комбинировать их для игр. Периодически можно проводить ревизию игрушек, убирать часть, а через 1-2 месяца возвращать, меняя местами, это значительно повышает интерес ребенка, убранные ранее игрушки начинают восприниматься как новые.

Рекомендации по выбору развивающих игрушек для ребенка

Важно правильно подбирать развивающие игрушки детям, так как на каждом возрастном этапе использование определенного типа игрушек стимулирует развитие разных сфер жизни. В первую очередь при выборе обращаем внимание на маркировку возраста, затем на сертификат соответствия качества товара, чтобы материалы были надежными, не содержали вредных примесей. Правильно выбирать развивающие игрушки разной направленности, разнообразные по цветам и функционалу. Некоторые производители выпускают серии интерактивных игрушек, которые могут взаимодействовать между собой, это позволяет сэкономить время на поиски, и сделать игру еще более увлекательно для малыша.

При выборе музыкальных развивающих игрушек желательно, чтобы была регулировка громкости, а слова произносились четко, иногда слишком громкие звуки пугают малыша. Выбирая конструктор для ребенка важно оценивать размер деталей, некоторые конструкторы с маленькими деталями можно использовать только под присмотром взрослых. Эти же рекомендации важны при выборе наборов для детского творчества.

Уход за игрушками. Меры безопасности.

Детские игрушки требуют гигиенического ухода, как и любой предмет ухода за малышом. Пластмассовые погремушки, резиновые игрушки, прорезыватели можно мыть под проточной водой с мылом или с детским моющим средством. Частота мытья зависит от вида игрушки – грызунки-прорезыватели моются ежедневно, пластмассовые игрушки, которые не контактируют с ротовой полостью малыша можно мыть 2-3 раза в неделю. Музыкальные игрушки и игрушки на батарейках под проточной водой мыть нельзя, так как можно испортить механизм, поэтому их достаточно протирать антисептиком.

Мягкие игрушки представляют особую опасность при недостаточном уходе, так как накапливают пыль, в которой могут обитать клещи домашней пыли, часто вызывающие аллергические реакции. Мягкие игрушки можно стирать с детским стиральным порошком на руках или в стиральной машине. Регулярная стирка позволяет сделать игру с мягкими игрушками приятной и безопасной для малыша.

Важно выбирать детские игрушки точно в соответствии с возрастом ребенка (для малышей важно отсутствие мелких деталей из соображений безопасности), своевременно заменять сломанные игрушки. Выбирайте только сертифицированные товары, чтобы игра была безопасной. Регулярный уход за детскими игрушками позволяет продлить срок их эксплуатации, обеспечить безопасность во время игры. Совместно проведенное качественное время с ребенком за игрой – бесценно, это лучшее, что может сделать родитель для развития своего ребенка, научить его играть.

Автор статьи:
Лущикова Екатерина Юрьевна

Дата публикации: 19.06.2013 12:25

Просмотров: 6729

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 5, Голосов: 1

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Источник