Рисование песком на световых столах польза

Рисование песком на световых столах польза thumbnail

Световой стол – больше, чем просто модная игрушка. Это универсальная развивающая система, которая стимулирует творческие и интеллектуальные способности детей. Польза от рисования песком подтверждена практикой. Развитие происходит в полном соответствии со знаменитыми принципами Монтессори, направленными на воспитание гармоничной личности.

грифельная доска песочницы
Особенности светового стола

Игра с песком увлекает и раскрывает творческий потенциал ребенка. Однако взрослые часто волнуются за чистоту в доме – песок легко раскидать. Но только не в случае, когда игра протекает на специальном световом столе с подсветкой поверхности. Стол оснащен высокими бортиками, которые исключают попадание песка на пол. В играх используется кварцевый и кинетический песок. Кинетический можно намочить, чтобы он сохранял форму.
Когда играть надоело, достаточно прикрыть игровую поверхность, и световой стол превратится в парту. Его используют для различных занятий – от рисования и писания на грифельной доске до настольных игр. Время идет, и ребенок растет. Телескопические ножки стола предназначены для управления высотой поверхности. Если детей несколько, можно настроить систему под самого маленького.

Что такое песочная анимация

В рисовании песком скрыта польза для детей разных возрастов – многое зависит от сложности игр. Песок открывает немало возможностей – от обычных картин до песочной анимации. Песочная анимация – настоящее искусство. С помощью обычного песка и поверхности с подсветкой создаются мультипликационные сюжеты. Используется такой вид анимации и для “живого” зала.
Анимация требует высокой скорости работы художника, точности движений, безупречной координации. Шедевры из сыпучего материала – результат опыта. У ребенка, который долго занимался на световом столе, все получится.

польза рисования песком

Положительное влияние песка

Польза рисования песком на световых столах для детей – в стимуляции творческих способностей, развитии воображения, памяти, мелкой моторики. Также сыпучий материал успокаивает, он благотворно влияет на нервную систему. Чрезмерно активные дети становятся более усидчивыми, внимательными, что повышает их интеллектуальный потенциал.
Рисование песком оказывает комплексное воздействие, учитывая принцип межполушарной асимметрии. Световой стол подходит для левшей и правшей. Система стимулирует оба полушария, что в дальнейшем дает ребенку определенные преимущества – он становится гармоничной личностью с развитым логическим и образным мышлением.
Работа с песком влияет на речь и письмо. Эти сферы связаны с развитием полушарий мозга. Дополнительная стимуляция приводит к положительным результатам: ребенок контролирует речь, быстро и точно подбирает слова, а при письме совершает меньше ошибок, которые дети часто допускают по невнимательности.

Песок и координация движений

Игры с песком влияют на координацию движений ребенка. Развитие координации связано с мозжечком. Рисование на световом столе двумя руками одновременно – отличная тренировка. Рекомендуется выполнять разные движения – одной рукой чертить геометрические фигуры, а другой – произвольные. Потом руки можно поменять.
Перечислить все полезные эффекты от использования светового стола невозможно. Это альтернатива пассивному увлечению смартфонами и компьютерными играми. Световой стол дарит ребенку радость от творчества, от получения результата собственными руками. Он может оказать положительное влияние на умственные способности, сделать учебу приятной, приучить к тому, что для достижения результата нужно терпение и усидчивость.

Рисование песком на световых столах польза

Источник

Подробнее о пользе курса песочной анимации:

– Световой стол сконструирован так, что захватывает стандартное после зрения, при котором одним взглядом можно увидеть всю картину. Таким образом, взгляд ребёнка сосредоточен на столе, и даже когда ребёнок отвлекается, светящийся стол “автоматически” уводит ребёнка назад. Так вырабатывается усидчивость и внимательность.

– Рисование двумя руками развивает межполушарное взаимодействие и расширяет поле зрения. Межполушарное взаимодействие является важной частью развития мозга, которое обеспечивает синхронную работу всех систем организма, включая системы гуморальной и нейронной регуляции, лежащие в основе реагирования, в том числе эмоционального. Широкое поле зрения позволяет ребёнку быть более внимательным, а также является одним из факторов быстрого и лёгкого чтения. К примеру, процесс чтения слова “мама” при узком поле выглядит примерно так: м***-*а**-**м*-***а. Узкое после внимания сосредотачивается на одной букве, в это время ребёнок вспоминает как звучит эта буква, затем называет звук, запоминает и двигается дальше к следующему звуку. И так на каждой букве в слове. При широком поле зрения и внимания, процесс чтения выглядит иначе: мам*-*ама. Тогда используя певучие свойства звуков, ребёнок может плавно произнести “ма-ма”, а в дальнейшем предугадать слово по первым буквам и контексту.

– При рисовании песком ребёнок использует свои кисти полностью: пальцы, ладони, тыльные и боковые стороны ладони, расширяя таким образом свой сенсорный опыт и знание о своих телесных границах. Сенсорный опыт обогащает детскую картину мира, позволяет видеть и чувствовать больше. А телесные границы, их осознание и чувствование лежат в основе уверенного поведения личности и понимании себя.

– В техниках рисования песком есть как “расслабленные” , так и “напряженные” движения. Так чередуя процессы напряжения-расслабления достигается снятие накопленного напряжения с мышц руки, причём не только кистей, но и всей руки. Это в свою очередь является профилактикой сколиозов. Так, известно, что сколиоз есть результат долговременного накопленного напряжения в каркасе спины, в следствие неправильной нагрузки. Снять это напряжение можно доведя и напряжение до пика, после чего следует естественное расслабление.

– Песок имеет свойства воды: гибкость, текучесть. Он струится из кулака, шуршит при падении, создаёт на стекле волны. Этими качествами песок успокаивает. Настраивает на состоянии отдыха и медитации. В этом состоит релаксационный потенциал занятий с песком.

Читайте также:  Есть ли польза от мезотерапии

– Кляксы и каракули стимулируют фантазию ребёнка. В занятиях есть целый цикл разминок, посвящённых этой теме.

– Рисование песком предполагает создание персоной анимации, а это жанр, который не терпит шаблонов. Переходы из кадра в кадр должны быть удивительными и непредсказуемыми. Создавая такие сюжеты, дети развивают творческое мышление.

– Такого большого репертуара использования рук нет практически ни в одном виде творчества (кроме лепки), поэтому очевидно развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие интеллекта.
– Основы изо помогают детям улучшить свои графические навыки, строить фигуры и развивает объемное мышление, фантазию, глазомер.

– Sand artist – художник по песку , это ещё и артист, который общается со зрителем посредством своих рук и сюжетов на песке. И как любому артисту на сцене ему важна эмоциональная и энергетическая наполненность, готовность к выступлению, желание “отдавать”, умение проживать образы и сюжеты. Только внутреннее проживание, соучастность к героям, о которых идёт речь помогает артисту сделать своё выступление понятным и интересным. Всему этому в курсе посвящены занятия по актерскому, ораторскому мастерству и сцен.движениям.

– Театр теней и песок – смежные дисциплины, при этом театр теней это ещё и умение работать в команде: когда нужно управлять одновременно разными куклами, эта задача делится на всех, а сами куклы должны управляться синхронно сценарию.

Источник

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об играх с песком, а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Читайте также:  О пользе чая из листьев шелковицы

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

Читайте также:

8 игр на развитие мелкой моторики

3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

3 важных вопроса о раннем развитии

Фото: Sychov Serhii/Shutterstock.com; личный архив эксперта

Источник

Песочная анимация – удивительно интересное и очень «живое» занятие, увлекающее как детей, так и взрослых. Ровная поверхность песка привлекает ребенка гораздо больше, чем чистый лист бумаги и побуждает его к свободному и нестандартному творчеству. Сам по себе песок дарит целую гамму непередаваемых приятных ощущений.

Давайте посмотрим, только ли увлекательно, приятно и безумно интересно рисование песком или оно несет в себе нечто гораздо большее? 

«Ничто так не вредит воображению,

как назначить ему цель и подчинить системе»

(Проспер де Барант, французский историк, публицист).

Необычность рисования песком в том, что песочный рисунок нельзя положить в альбом или повесить на стену. Он эфемерен, сиюминутен, и благодаря этому в ходе рисования песком закрепляется направленность не столько на результат, сколько на сам процесс, желание созидать не угасает по мере приближения к цели, а напротив, увлекает фантазию снова и снова к созданию новых образов и сюжетов, плавно вытекающих друг из друга … а ведь именно это и есть залог развития воображения, фантазии, любознательности, увлеченности.

Читайте также:  Польза и вред йогурта детям

Здесь нет особых правил, рисовать можно ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые образы и фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Здесь нет страха «чистого листа», страха наделать ошибок в ходе рисования, которые уже невозможно исправить, стереть. В рисовании песком все проще – если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Уже с первого рисунка возникает ощущение того, что ты настоящий творец и художник. Никакие особые навыки не нужны.

И именно отсутствие каких-либо ограничений снимает эмоциональное напряжение, дает свободу для выражения собственных чувств, внутреннего мира. Рисование песком становится безумно увлекательным, безграничным и свободным. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море…  А благодаря подсвечиванию песочные рисунки оживают, становятся более выразительными и обретают атмосферу сказочности, что не оставляет равнодушным ни одного ребенка.  

Создавая песочные картины и целые сюжеты с помощью всего лишь ловкости рук и песка, которые к тому же насыщены загадочным световым эффектом, мы получаем удовлетворение: оказывается у меня есть художественные способности и творческий потенциал! При этом, конечно же, повышается самооценка и уверенность в себе и своих силах.

«Источники способностей и  дарований

детей находятся на кончиках их пальцев»

(В.А. Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель)

Как уже давно известно, одной из фундаментальных основ развития интеллекта является мелкая моторика, которая воздействует на такие познавательные (когнитивные) способности, как речь, внимание, зрительно-двигательная память, мышление, логика, пространственная координация. 

Почему мелкая моторика так тесно связано с развитием интеллекта? Давайте заглянем чуть глубже… 

Дело в том, что с анатомической точки зрения речевой и моторный центры в коре головного мозга расположены рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.  Речевой центр включает в себя зрительный, слуховой и двигательный анализаторы и поэтому напрямую воздействует на развитие таких познавательных процессов сознания как внимание, зрительно-двигательная память, пространственное мышление, логика, координация в пространстве.

Для развития мелкой моторики активно используются упражнения с песком, который является по своей природе прекрасным сенсорным материалом. При этом здесь важен не просто сам факт привычной работы рук с мелкими предметами, а именно –  создается ли в ходе занятий с песком что-то новое, непривычное, необычное (так называемое моторное планирование). И здесь все становится очевидным – в рисовании песком каждый рождающийся в сознании образ, каждое развитие сюжетного замысла, каждый вновь оставленный след на песке является новым, непредсказуемым, необычным… 

Именно в этом и состоит секрет пользы песочного рисования для развития мелкой моторики и, как следствие, для развития интеллектуальных возможностей как ребенка, так и взрослого.

«Страна, в которой учили бы рисовать также,

как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все

остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах…»

(Дени Дидро, французский писатель,

философ-просветитель и драматург, основавший

«Энциклопедию наук, искусств и ремёсел»)

Дети не любят учиться, но любят рисовать и играть с песком. В ходе рисования песком ребенок на подсознательном уровне связывает различные узоры и знакомые геометрические фигуры с ощущением получаемого удовольствия.  Ровная поверхность песка привлекает детей гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги и побуждает к свободному и нестандартному творчеству.

Поэтому обучение письму через рисование оказывается гораздо ближе к поставленной цели, чем различные «обучающие» тренировки, это не скучно и не утомительно для детей. Ребенок, овладевший навыками рисования, легко и без усилия овладевает письмом, просто как еще одним способом изображения. А стремление передать в рисунке сюжетный замысел как нельзя лучше способствует формированию письменной речи.

…. За пазухой ли камень, иль в руке — 

Всё лишний он. Обиды не копите! 

Все сожаленья — запишите на песке, 

Всё счастье — высекайте на граните.

(Анна Островская, российский поэт и художник, арт-терапевт)

Песок…. казалось бы, самый обыкновенный, на первый взгляд, песок – это нечто необыкновенно волшебное и притягательное. Структура песка такова, что одно прикосновение к нему настраивает на отдых и расслабление и является мощнейшим средством психологической разгрузки.

Поэтому в психотерапии пользуется популярностью такой курс, как песочная терапия, которая помогает человеку снять внутреннее напряжение и обрести гармонию с окружающим миром.  Через песочную терапию приходит понимание своего внутреннего мира, а беспокойства и тревоги уходят на второй план, открывая путь внутренним ресурсам для саморазвития.

Благодаря своим уникальным природным свойствам песок возьмет на себя весь ваш негатив, напряжение и преобразит его в положительные эмоции с помощью картин.

Движения человека, рисующего песком, становятся более размеренными и плавными, синхронизируются с ритмом дыхания. А если рисовать под музыку, то зрительный, слуховой и кинестетический каналы будут работать в унисон, что способствует полноценному восприятию мира, возможности ощутить и познать его по-новому, чего так не хватает в обычной нашей жизни, когда разум довлеет над чувствами.

Рисуйте и созидайте, открывайте в себе новые творческие пути, познавайте свой внутренний мир и обретайте гармонию с внешним миром, творите, развивайтесь  и удивляйте!

Источник