Родительское собрание о пользе чтения в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 9 ст. Кугоейской
муниципальное образование Крыловский район
Родительское собрание
«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
старшая группа
Воспитатель:1квалификационной категории Зосимчук Т.А.
Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.
Задачи:
- Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
- Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
- Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
План проведения:
1. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».
2. Викторина «Мы — читающая семья».
3. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
4. Разное (подготовка к Новому году)
Ход собрания:
Звучит музыка, родители проходят на места.
1.Выступление воспитателя.
Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка». Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение.. В этих сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Беседа-опрос среди детей показала следующие результаты, на вопрос : любишь ли ты книгу (да ответило-22 ребёнка, нет- о), есть ли у тебя дома книги (да-22), кто тебе их читает(мама-16, бабушка-4, папа-2), есть ли у тебя любимая книга(да-16).По результатам опроса мы «видим», что взрослые читают книги, а детям нравится их слушать. Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, нам взрослым. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей – это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокающего чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки. Надеемся, что подготовленные памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой. И помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Они помогает нам лучше узнать и понять друг друга. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.
2. А сейчася предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в конкурсах: «Мы – читающая семья». Нужно разделиться на две команды «Знайки» и «Читайки», выбрать жюри.
1) Литературная викторина:
Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это… (доктор Айболит).
С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)
На сметане” мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок).
Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью” (Емеля.)
Он весел и незлобен, этот милый чудачек. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини – Пух)
Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)
2)Аукцион поговорок о книге и чтении.
Ведущий. Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в поговорках. Итак, кто последним назовет поговорку о книге, чтении, тот и победит.
3)Конкурс чтецов «Продолжи стихотворение».
а) Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
(Во что бы то ни стало, мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвая Вокзайостановить?
С. Маршак),
б) У меня зазвонил телефон…
(Кто говорит?-Слон К.Чуковский),
в) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал
(Николайногой качал. Дело было вечером, делать было нечего С.Михалков) ,
г) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет
(Он бежит себе в волнах наподнятых парусах,
мимо острова крутого, мимо берега большого
А.С.Пушкин)
4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?».
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1.Телефон(«Телефон» К.Чуковского),
2.Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский),
3)Мыло, полотенце («Мойдодыр» К.Чуковский),
3.Зайчик («Игрушки» А.Барто),
4)Мячик («Наша Таня» А.Барто)
5)Поэтический турнир.
Команды получают задание – сочинить по данным рифмам стихотворные строчки: читают — листают, листочки – цветочки.
6)Выполнить пантомиму на любое стихотворение (А. Барто ).
7)Нарисовать иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок».
Жюри подводит итоги, награждает команду победительницу
Воспитатель: закончен конкурс, он у нас рассчитан лишь на час, но вы читающий народ любите книгу круглый год.
3. Решения родительского собрания:
1.Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге иразвитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующейзадачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждатьпрочитанное.
2.Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
3.Провести акцию в группе «Книга в подарок».
Источник
Родительское собрание
«Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста»
Основная задача взрослых —
открыть в ребёнке талант читателя!
С.Я. Маршак.
Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книги, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.
Задачи:
– Показать родителям ценность домашнего чтения
-Просвещение родителей о роли художественной литературы в развитии дошкольника
– Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка
-Обогащение знания родителей о детских литературных произведениях
Форма проведения: вечер – встреча.
Участники: воспитатели, родители.
Оснащение: презентация «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», памятки,
План родительского собрания:
1. Доклад «Развитие интереса к художественной литературе».
2. Выставка детских книг.
3. Викторина «Мы — читающая семья».
4. Просмотр видеофильма «Наши малыши и книги»
5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
6. Памятка родителям с советами по теме собрания.
7. Разное (Знакомство родителей с планом работы детского сада в год 75-летия Победы, знакомство с порталом Педсовет 37.ру, другое)
Ход собрания:
Уважаемые родители! Давайте поприветствуем друг друга не совсем обычным способом: просто улыбнемся друг другу.
А сейчас я задам Вам несколько вопросов.
Отвечайте громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
детей воспитывать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!
Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты). Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи.
А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.
Родители выполняют здание.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Однако, с нашим современным, компьютеризированным ритмом жизни, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. И это очень грустно: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
Дети – шестилетки мечтают стать первоклассниками, играют в детском саду «в школу», с гордостью сообщают всем, что скоро будут школьниками, но придя в школу, у некоторых зачастую наступает разочарование.
Очень часто родители жалуются, что способный и интеллектуально развитый ребёнок не хочет трудиться на уроках, столько, сколько бы мог, не хочет самостоятельно выполнять задания, совершенно не хочет читать.
Это объясняется тем, что дети 6-7 лет легче воспринимают образ, чем текст, им в этом возрасте гораздо тяжелее, чем взрослым, сосредоточить своё внимание на одном объекте и на однообразном действии.
Смотря мультики по телевизору или по компьютеру, играя в компьютерные игры, ребёнок становится хозяином положения.
Если ему надоедают одни движущиеся картинки, он сам переключает на другой канал.
Привыкая к этому, ребенку будет очень тяжело сосредоточится на тексте при чтении.
Дети дошкольного возраста пока слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, родители. Поэтому в дошкольном возрасте, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу.
Несколько советов о том, как прививать интерес к чтению ребенка
- Читайте с рождения вслух. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.
- Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном. Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.
- Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, учится говорить. Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.
- Не следует начинать чтение книги, если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины.
- Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию вместе с малышом;
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи, расскажите ребенку об авторе прочитанной книги.
- Чаще устраивайте семейные чтения.
- Семейное чтение для детей – это ещё и общение с родителями. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения – общения. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение — это спокойно и хорошо.
Во многих семьях есть прекрасная традиция чтения на ночь. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации
Какие же произведения доступны детям?
Прежде всего это произведения устного народного творчества – сказки, загадки, песенки. Народ – непревзойденный учитель родной речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого. Тонкий юмор дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых.
Показ книг: русские народные сказки, сказки зарубежных писателей, авторские сказки и рассказы, научная литература.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка:
- способствует расширению горизонта детского знания о мире,
- литература помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях,
- формирует начальные представления о прекрасном.
- книги помогают лучше узнать и понять друг друга.
- слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Но мы, взрослые, порой забываем о художественных ценностях, о литературных традициях. Забываем названия произведений, их авторов. А ведь если человек сам не знает чего-то, то он не сможет этому научить других. Сегодня мы с вами вспомним любимые детские произведения, их авторов, народную мудрость о книгах и чтении.
Я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в конкурсе: «Мы – читающая семья».
Родители делятся на две команды «Знайки» и «Читайки».
Предлагаем вам небольшую разминку – игру, которая называется «Собери квадрат».
Правила: перед Вами уважаемые родители лежат части от квадрата. Надо, не общаясь друг с другом соберать квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (родители собирают квадрат).
– Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей)
Да, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. И именно чтение художественной литературы делает нашу речь более красивой, развернутой, правильной. «Читая авторов, которые хорошо пишут, люди привыкают хорошо говорить» — говорил Вольтер.
1) Литературная викторина:
1 Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
1 Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
1 Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).
2 На сметане” мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился. (Колобок).
2 Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
2 Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью” (Емеля.)
2) Игра «Как дальше?” (слайд)
Родители должны знать пословицы и поговорки, уметь объяснить детям её смысл.
1 «Красно поле пшеном, а беседа… (Ответ: умом.);
1 «Поменьше говори, побольше… (Ответ: услышишь.)
1 « Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2 «В добрый час молвить, а в дурной… (Ответ: промолчать.);
2 «На ласковое слово не сдавайся, на противное… (Ответ: не обижайся.)
2 «Много крику, мало… (Ответ: толку.)
3)Конкурс чтецов «Продолжи стихотворение».
1) Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало, мне надо выходить.
(Нельзя ли у трамвая Вокзай остановить?)
С. Маршак
2) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал
(Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего) С. Михалков
1) У меня зазвонил телефон…
(Кто говорит? – Слон) К. Чуковский
2) «Маленькие дети, ни за что на свете..(не ходите дети в Африку гулять. К.Чуковский)
4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?» (предметы)
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1) Телефон («Телефон» К. Чуковского),
2) Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский),
3) Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский),
1) Зайчик («Игрушки» А. Барто),
2)Мячик («Наша Таня» А. Барто)
3)Градусник («Ай- болит» К.Чуковский)
5) «Знатоки детской художественной литературы»
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
1 « По щучьему веленью, по-моему, хотенью…». ( Емеля. «По щучьему велению»)
2 «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…» ( Иван-царевич» (Иван- царевич и серый волк» )
1 « Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» ( Иван-дурак . « Конек-Горбунок» П. Ершов)
2 « Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!» ( Петушок « Заюшкина избушка»)
1 «Спи, глазок, спи, другой!». ( Мачехина дочка Одноглазка. « Хаврошечка»)
2 « Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся».( Коза. « Волк и семеро козлят»)
6) Разрезные картинки: Собрать по 3 разрезные картинки к сказкам
7) Определить жанр произведения по отрывку.
1 «Как по морю, морю синему, бегут побегут тридцать кораблей. Тридцать кораблей – един сокол- корабль самого Садка, гостя богатого. А все корабли что соколы летят…» ( Былина.)
2 «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
1 «Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза» (басня)
2 «Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток, приди котя ночевать, приди детечек качать…».
(Потешка)
1 «Хочешь есть калачи – не лежи на печи». (Пословица)
2 «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
1 «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели…» ( Потешка)
2 «Из того ли – то города из Муромля. Из того ли села да с Карачарова. Выезжал удаленький дородный добрый молодец…» (Былина)
1 «Жила-была коза. Построила себе коза избушку. Каждый день уходила коза за кормом….». (Сказка)
2 «Шла машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С». (Считалочка)
1 «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
2 « По улицам слона водили
Как видно напоказ
Известно, что слоны в диковинку у нас
Так за слоном толпы зевак ходили.
Отколе не возьмись, навстречу Моська им…» (басня)
8) Определи автора – презентация
Слайд Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.
Просмотр видеоролика «Наши малыши и книга».
Рефлексия «собираем плоды»: на дерево вешают:
– Книжки, если встреча была продуктивной и родители согласны, что чтение важное и полезное занятие.
– Телефоны, если родители считают, что чтение бесполезное занятие, для общения хватит телефона и компьютера.
Решения родительского собрания:
1.Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное.
2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
Источник