Родительское собрание о пользе горячего питания
О пользе горячего питания школьника.
Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал,что
учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу,быстрее
утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желуд-
ке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособ-
ность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьно-
го возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного
аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего
питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники
предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться
и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке
в школе необходимо горячее питание.
«И кому же в ум пойдет
на желудок петь голодный!»
(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)
Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной актив-
ности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.
Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные
продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также
помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать
не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу,
лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны
выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды, а
фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбаланси-
рованным. В меню школьника обязательно должны входить продукты,
содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые амино-
кислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходи-
мы для полноценного развития детского организма. Соотношение между
белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:
„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.
Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие.
Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает
эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие
настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла
вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для растущего детского организма.
Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим
обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-
кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена
веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.
«Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения» .
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из
важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному
обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению
показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая,
что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание
является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости,
физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия
к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся –
одно из условий создания здоровье -сберегающей среды в общеобразователь-
ном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте
отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболева-
емости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений
и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании»
сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать пита-
ние обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать
перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой
жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формироватьу школьников верные навыки
и стереотипы в данном вопросе.
В школе существуют эффективные возможности, для проведения
работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и
формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное
питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и
поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном пита-
нии как составляющей части здорового образа жизни.
Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима
питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухарика-
ми, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно этосвязано с
недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.
Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих
здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей,
в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит,
затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.
Становится все более понятным, что именно здоровье -самое ценное достоя-
ние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.
Питание современного человека становится основным фактором риска
развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной
системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов.
В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого
не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность.
Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития орга-
низма. Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми
пищевыми веществами. Несмотря на то, что вопрос «питание» касается
каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние
на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного
внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего
образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается
тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.
Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родитель-
ских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные
человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти
привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повли-
ять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая–
главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую
связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной
организации здравоохранения «Здоровье –это не только отсутствие болезней
и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и
социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения на фоне
происходящих в стране социально-экономических преобразований оказа-
лись дети, особенно школьного возраста.
Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано
2-разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник.Дети,
посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат
необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.
Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы
стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.
Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например,
если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок,
сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не
принесет пользы.Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота,
а впоследствии- заболевания пищеварительной системы.
Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.
Источник
Родительское собрание по теме
«Правильное питание детей» (слайд 1)
Цель: способствовать просвещению родителей в вопросах сохранения здоровья детей через правильное питание.
Задачи:
- формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.
- Воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей.
- Дать рекомендации по правильному питанию детей.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, распечатанные памятки и буклеты для родителей, листочки с напечатанными вопросами для обсуждения.
Подготовительная работа: собрать необходимую информацию по теме собрания, сделать презентацию, оформить и распечатать памятки и буклеты для родителей, напечатать вопросы для обсуждения.
Ход собрания.
1.Организационный момент.
…Все родители садятся за сдвинутые к середине парты в виде круга.
2.Основная часть.
Значение правильного питания для человека.
– Здоровое питание – здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье- это самое важное для родителей. Здоровье ребенка в первую очередь основывается на выдержке его родителей и желании понять ребенка. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же, наоборот, ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.
(слайд 2) Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчёркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребёнка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. При правильном рациональном питании человек меньше подвергается заболеваниям, легче с ними справляется. Повышается устойчивость детей к инфекциям. Неправильное питание приводит к нарушению здоровья постепенно, как правило, однозначно.
(слайд 3)
- В последние годы, согласно данным Российской Академии Медицинских наук, установлено ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками второй половины XX века.
- Выявлены причины выраженного утомления школьников от образовательных нагрузок:
увеличение объёма материала из-за уменьшения учебной недели;
интенсификация процесса обучения;
нарушение питания детей и подростков.
Последствия неправильного питания (слайд 4)
Неправильное и неполноценное горячее питание детей и подростков было отмечено как основной и самый мощный здоровьеразрушающий фактор.
(слайд 5) Неправильное питание
- создаёт большой дефицит микроэлементов и витаминов в организме ребёнка, снижает функциональные резервы организма,
- способствует высокому эмоциональному напряжению, несформированности коммуникативных качеств (отсюда раздражительность, агрессия или, наоборот, обидчивость, плаксивость), распространённости появления вредных привычек.
(слайд 6)
- Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков хронических заболеваний.
- Ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения.
- По мере взросления детей распространённость гастритов возрастает в 19 раз, заболеваний щитовидной железы – в 6 раз.
Принципы рационального питания. (слайд 7)
Чтобы быть рациональным, питание ребёнка должно отвечать следующим основным принципам:
- Рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты.
- Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
- Ребёнок должен получать все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным.
- Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.
- Необходимо также учитывать индивидуальную особенность детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.
- Важное внимание должно уделяться соблюдению режима питания.
Модель рационального питания. (слайд 8)
Здоровое питание – это питание сбалансированное по соотношению: углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов.
Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на неё, вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.
Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой. (слайд 9)
Основание пирамиды образуют цельно – зерновые продукты, значение которых часто недооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши – гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов – это 1 ломтик цельно – зернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса.
(слайд 10)
- Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками – грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно.
- Обратите внимание: сюда не входят источники “пустых” углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.
Кирпичи 2-ой и 3-ий – овощной и фруктовый. (слайд 11)
- Следующий уровень пирамиды – овощи и фрукты (2 отдельные группы).
- Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций.
Фруктов – от 3 до 5.
- 1 порция фруктов – это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста.
Кирпич 4-ый пищевой пирамиды – мясной. (слайд 12)
- В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба.
- Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога).
- В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят – мяса в них не так много, а вот жира и калорий – предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.
Кирпич 5-ый пищевой пирамиды – молочный. (слайд 13)
Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты – источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция – 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).
– Уважаемые родители! Наш класс решил поучаствовать в исследовательском проекте «Молоко и молочные продукты», чтобы привлечь особое внимание детей к столь важному продукту, который, кстати, не все употребляют в нужном количестве. Вы можете тоже принять в нём участие и проявить инициативу. Будем очень рады!
Кирпич 6-ой пищевой пирамиды – жиросодержащий, но не жирный. (слайд 14)
И на самом верху пирамиды – группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние – источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
(слайд 15)
- Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходим 4-5-разовый приём пищи в течение суток, при этом интервал между приёмами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона. Поэтому ребёнку в школе необходимо полноценное горячее питание.
- Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ.
- Если прислушиваться к советам по правильному питанию для школьников, то ваш ребенок будет хорошо учиться и всегда находиться в прекрасном расположении духа.
Раздача памяток и буклетов родителям.
– Обратимся к памяткам и буклетам, которые вы получили. (небольшой комментарий учителя)
Составление примерного меню на день.
– Уважаемые родители! Вы сегодня много послушали о правильном питании. Теперь посмотрим, как вы усвоили информацию.
– Я предлагаю вам составить примерное меню на день. Всеми памятками можете пользоваться.
– Путём совместной деятельности у нас с вами получились следующие результаты:
Завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным.
Примерное меню первого завтрака: (слайд 16)
1. Каша.
2. Хлеб с маслом.
3. Чай сладкий.
Второй завтрак:
Хороший завтрак – сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужные организму.
1. Котлета (рыбная, мясная), гуляш и т.д.
2. Пюре.
3. Сок, компот, напиток, чай.
4. Хлеб.
Примерное меню на обед:
Как правило, на обед подается горячая пища:
1. Суп
2. Биточки
3. Пюре.
4. Компот из сухофруктов.
5. Хлеб.
Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.
Примерное меню на ужин:
Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу:
- запеканки
- творог
- омлет
- кефир
- простоквашу
Выводы (слайд 17)
Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, в том числе холестерина, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.
Ответы родителей на актуальные вопросы по здоровому питанию. (слайд 18)
– Уважаемые родители, разделитесь, пожалуйста на 4 группы. Для каждой группы я приготовила весьма актуальный вопрос по здоровому питанию. Обсудите ваши ответы в группе и выступите.
1 группа: «Следует ли заставлять ребёнка есть через силу или отказывать ему в
приёме пищи перед сном?»
( Заставлять нельзя. Оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.)
2 группа: «Обязательно ли детям в возрасте 6— 10 лет есть первые блюда?»
( Да. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале,
подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения.)
З группа: «Ваш ребёнок отказывается завтракать, а вы считаете, что утром обязательно надо поесть. Так ли это?»
(Если ваш ребёнок получает необходимые питательные вещества в течение дня, отказ от завтрака не должен повредить здоровью. Но это может повлиять на его
успеваемость в школе. Ведь для организма пища — это источник энергии.)
4 группа: «Что лучше: поесть основательно или перекусить?»
(Надо определить самим, какой способ питания больше по душе. Часто и
понемногу перекусывая, вы обеспечиваете организму постоянный приток энергии и
питательных веществ. Такое питание обычно подходит очень активным и занятым
людям. Если у вас серьёзные заболевания желудочно-кишечного тракта или,
например, диабет, предпочтительнее питаться часто и понемногу. В то же время при
частом перекусывании можно просто переесть. Безусловно, гораздо важнее
обращать внимание на то, когда вы едите, поэтому, употребляя полноценные блюда,
легче составлять и правильный рацион питания)
Заключительное слово учителя. (слайд 19)
Ребёнок должен получать пищу около пяти раз в день. Поэтому горячее питание в школе для ребёнка просто необходимо. И лучше придерживаться определённого режима питания. Если человек получает пищу в одно и то же время, она лучше усваивается организмом.
Питание должно быть сбалансированным, содержать необходимое количество витаминов и минералов. Необходимо пить много воды, также положительное влияние имеют цитрусовые и зелёный чай.
Каждому из нас стоит помнить, что полноценное питание наших детей в самый ответственный период их физического формирования и роста личности – это главный путь здоровья нации.
И, напоследок, одна из главных рекомендаций для организации питания детей: не кормите ребенка насильно! Детский организм способен самостоятельно определить оптимальные потребности в пищевых веществах и калориях.
Решение родительского собрания. (слайд 20)
- Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим питания и всячески содействовать его выполнению.
- Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в школьной столовой.
- Родительскому комитету контролировать пищевой рацион школьной столовой.
- Витаминизировать питание учащихся в период инфекционных заболеваний.
- Воспитывать самопознание у детей, заботу о своём здоровье.
Используемые материалы.
- Конь И. «О здоровом питании школьников»
- Макарова И.А. «Здоровое питание и мой ребёнок»
- https://festival.1september.ru
- https://nsportal.ru
- https://www.prodlenka.org
- https://mobukor.jimdo.com
- https://tvoiobraz.ru/
- https://subscribe.ru/
Источник