Русские народные сказки польза для детей

Психологи доказали, что…

…лучшее средство работы с внутренним миром ребенка и мощный инструмент развития самосознания — это сказка*. Зная особенности детского восприятия, можно обучать и воспитывать малыша весело и интересно без скучных нравоучений.

* Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика. — 1999. — № 10.

Среди родителей существует мнение, что ребенок быстро вырастает из сказок. Так нужно ли им придавать сколь-нибудь серьезное значение? Давайте разберемся.

Изображение Thế Anh Trần с сайта Pixabay

Польза русских народных сказок

В пользу чтения и рассказывания русских народных сказок можно привести немало доводов. Мы нарочно не даем примеров, все названия сказок у вас на слуху, а возрастную градацию (когда и что читать) опубликуем в самом конце статьи.

Что же касается значения сказки, не будет лишним напомнить главное. Об этом как раз мало говорят.

Сказка:

✔ приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;

✔ развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;

✔ раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.

Назовем еще три плюса, уже с точки зрения современной детской психологии и психотерапии:

  • Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
  • Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
  • Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.

Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Как выбрать сказку?

Выбирая сказку, учитывайте возраст ребенка. Нравятся ли ему животные и сказочные сюжеты или он любит что-то другое? Чтобы не ошибиться со сложностью, следуйте простым правилам:

  • Для самых маленьких подойдут короткие сказки, где мало слов, а сюжет последовательный. Таковы сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка». В них прослеживается момент накопления (героев или действий) в развитии сюжета, часты повторения одних и тех же слов или действий. Мораль в повествовании отсутствует. Здесь есть физиологическое обоснование: малыш сейчас находится на стадии активного впитывания зрительных и слуховых образов, но имеет краткосрочную память, требующую постоянного напоминания. Вывод его сейчас не интересует, а вот начало, насыщение и конец очень важны. Причем самый маленький не позволит вам читать сказку полностью, придется ее комкать. А ближе к двум годам по картинкам будет сам выстраивать последовательности.
  • Дети с 2,5 лет начинают не просто воспринимать, а уже анализировать окружающий мир — им будут интересны те же сказки, но уже с выводами и загадками. Советуем выбирать книги, где можно подольше пообщаться с героями, поиграть в сюжет (книжки-игрушки, головоломки, раскраски). Первые сказки, где возможно отследить отношения предметного мира и мира природных явлений — «Три медведя», «Соломенный бычок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и Журавль», «Снегурочка».
  • Дошкольникам от 4 лет, обучающимся чтению, будут интересны сказки с богатым развитием волшебного сюжета «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Иван Царевич и Серый Волк», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка». Также можно включить народные и авторские сказки, пересказы, которые имеют параллель со сказками других языков (не говорим народов, поскольку корни могут быть одни и те же): «Рукодельница и Ленивица», «Финист — Ясный сокол», («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек») и др. Не стоит забывать и о сказках, герои которых — животные: в 5 лет ребенок поймет и вывод, и характеры, и усложнение сюжетных линий: «Волк и Лиса», «Лиса и Котофей Иваныч», «Коза и Волк». По-новому откроются и сказки, которые мы перечислили для маленьких.
  • Начиная с 6-7 лет знакомьте ребенка со сказками народов мира. Пускай он сам и не сможет найти сходство и различия с русскими сказками, но, если вы подскажете, ребенок сделает потрясающее открытие! Многие сказки народов имеют единые корни.

Изображение Jill Wellington с сайта Pixabay

Читайте также:  Вред и польза сгущеного молока

Если ваш ребенок уже сам читает, обязательно хвалите его, даже если он делает только первые шаги. Говорите: «Ты сегодня очень старался. Молодец!» Детям важно чувствовать внимание и поддержку родителей. Так они обретут уверенность в себе и собственных силах. Кстати, если малыш не читает, а только слушает, не забудьте хвалить и его. «Ты слушал внимательно», «Ты понял сказку», «Ты угадал», «Ты помог», «Ты показал, где… (кто, что делал)» и т.д. Слушать сказку — это учение. Не случайны концовки сказок: «А кто слушал — молодец!»

Правильно подобранная сказка способна всерьез заинтересовать ребенка не только чтением, но даже рисованием: со временем он захочет усложнить задачу и создать собственные сказку или рисунок. Поддержите его в этом.

Запомните: сказки — это клад!

Источник

Алтмишова Татьяна Васильевна

Польза русских народных сказок для современных детей.

Каждый из нас в любую минуту может ответить на вопрос «какие сказки вы знаете?» И сразу вспоминается: «Репка, колобок, Теремок, Гуси-Лебеди и еще много-много других. Сказки нас окружают всю жизнь с самых первых дней мама шепчет на ушко сказку, так же нежно и любя, как когда-то ей рассказывала ее мама. И так сказка путешествует из поколений в поколения. Эта связь непрерывна.

Но в современном мире, мире переполненном информации и запутанном, сложно отыскать именно ту сказку, которую нам рассказывали бабушки и мамы. И вот уже «Колобок» не так поет, и вот в «Теремке» живут не те звери. Но мы продолжаем делиться со своим ребенком именно той, родной сказкой, которая нам близка по душе.  Еще в давние времена, да и сейчас можно услышать, как родители, воспитывая своих детей и браня за проступки, ссылаются на героев сказок, хороших или плохих, добрых или злых.

Так зачем же нужны сказки? Да они интересные и развлекают ребенка, но сейчас столько других развлечений, которые по нраву детям. Современные гаджеты, мультфильмы, игрушки создают в сознании детей свою картину мира, раскрывают разные грани современности. И многие родители понемногу отходят от чтения сказок детям. Можно и мультфильм посмотреть. Необязательно,  мультфильмы или игрушки современности несут только вред. Совсем нет. Это очень необходимая и весьма актуальная часть развития и социализации ребенка. Но сказка! Сказка – это не просто история. Это целый обряд. Только представьте. Вы, отложив все дела вместе с ребенком, а может и в окружении семьи, открываете красивую старинную (а может и новую) книгу. Она пропитана волшебством и тайной. В такой ситуации ребенок может с легкостью сосредоточится и отложить все игрушки в сторону. Он готов погрузиться в этот мир, готов вместе с вами представлять каждого героя в деталях и переживать за них, готов осудить поступок злой Бабы Яги и вместе с добрыми героями простить ее.  И даже спустя много лет он будет вспоминать эти уютные и такие родные вечера, где мама была рядом, и сказка уносила вас в свой волшебный мир. Ребенок в каждой сказке находит окружающий его мир, только он представлен в миниатюре. Сказка поможет ребенку создать в своем сознании картину бытия. Вместе со сказкой он сможет разобраться где добро, а где зло. И если каждый день ребенок просит вас прочесть ему одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Вероятно, там он ищет ответ для этого реального мира, может какой-то герой сказки стал близок ему или он ассоциирует себя с героем произведения. Сказка не только обогатит мир вашего ребенка и поможет ему социализироваться, но и станет неотъемлемой частью развития речи вашего чада. Если вы сможете найти время для неторопливого чтения любимой сказки и постараетесь с выражением выделить каждое слово, то в скором времени вы заметите как ваш сын или дочь станут говорить четко. В словарном запасе появятся новые слова, а на праздниках ваш ребенок будет радовать всех зрителей выразительным стихотворением.

Хочется отдельно отметить, что не каждая сказка может быть по вкусу вам и вашему ребенку. Да и достойна вашего внимания далеко не каждая современная книга. Но вы родитель, вы решаете, как будет развиваться ваш ребёнок, решаете, что будет наполнять его внутренний мир. Ведь он ждет вашей помощи, ждет, пока вы направите его. И в этом правильная и добрая сказка, с поучительным примером будет вам в помощь.

Читайте также:  Капустный сок польза и вред как пить

Читайте сказки малышам с любовью и теплотой. Воспитывайте в детях любовь к книге, любовь к окружающему миру. Не забывайте, что ребенок- это сосуд и вам решать, чем он будет наполнен.

Литература:

  1. Печора К.Л «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи».

  2. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи».

Источник

Мысль написать эту статью возникла, когда я вдруг неожиданно, и, к своему сожалению обнаружила, что в жизни современного ребенка все меньше присутствуют русские народные сказки. Сложно сказать, почему это происходит, но современные сказки и мультфильмы, все больше вытесняют народные сказки.

На первый взгляд может показаться, что все сказки одинаково полезны для детей, потому что, как правило, каждая из них имеет мораль и идею борьбы добра со злом, которая учит ребенка самостоятельности и другим полезным качествам. Однако для каждого родителя важно знать, что именно русская сказка содержит мудрость поколений, которая передается веками, а это открывает практически безграничные возможности формирования личности ребенка.

Народная сказка демонстрирует ребенку не только упорство в преодолении трудностей и сострадание и доброту, но и дает ему возможность сформировать национальную систему ценностей. Кроме того русская сказка имеет еще более глубокий смысл…

Все происходящее в сказке можно представить как внутренний процесс. Ведь, как известно, наша психика состоит из нескольких частей. В каждом из нас есть и женское и мужское начало, просто в зависимости от пола одно из них преобладает над другим. И конечно структура личности каждого человек предполагает наличие сознания, подсознания и определенной системы культурных и моральных ценностей. Все это позволяет человеку адаптироваться, развиваться и находиться в процессе взаимодействия, как с окружающим миром, так и самим собой.

Например, представим, что сказка-это наша психика, а герои это различные ее части, они вступают в различные отношения друг с другом: спорят, борются и т.д. Итак, в нашей сказке принц – сознание, ищет невесту – женское начало, при этом, в сложной ситуации появляется мудрый старец – на самом деле, он представляет собой собственную мудрость того кто читает или слушает сказку. Принц – сознание, сражаясь с драконом – агрессией, и побеждая его, приобретает способность управлять своей злостью, и спасает принцессу, открывая для себя, таким образом, женское начало и конечно, чувства и эмоции связанные с ощущение победы или успеха. На этом кратком примере мы можем наглядно увидеть, как народная сказка открывает ребенку возможности формирования и развития собственной личности.
Кроме того сказка очень важна в, так называемой, проработке, детских страхов, конфликтных ситуаций и т.п. Сказки и рассказы позволяют детям накопить необходимый для перемен опыт, наглядно взглянув на конкретную ситуацию и прийти к необходимому решению в максимально безопасной для них обстановке. Ведь непосредственные переживания оказывают на детей (также, как, впрочем, и на взрослых) гораздо большее влияние, чем «словесные поучения».

Поэтому можно с уверенность сказать, что сказка полезна не только детям, но и их родителям, которые с помощью нее получают уникальную возможность установить и улучшить контакт с собственным ребенком, при этом аккуратно направляя его развитие…
Ведь часто, кажется, что иногда родители могут без конца твердить ребенку, что комнату надо содержать в чистоте и что держать палец во рту — некрасиво, однако нотации не способны что-либо изменить. Но если те же мысли обернуть в «подарочную упаковку» в виде рассказа, они становятся действенными. Когда дети «распаковывают подарок» и обнаруживают скрытый смысл увлекательной истории, в них открывается способность к переменам. Таким образом, с помощью народной сказки, родители, проявив немного фантазии, используя знакомых персонажей несущих в себе многовековую историю и изменив сюжет соответствующим образом, дадут ребенку возможность самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Здесь мне хочется отдельно подчеркнуть использование именно традиционных персонажей (принц, баба яга, кощей бессмертный, богатырь и т.д), так как именно их историческое происхождение дает ребенку дополнительные ресурсы для преодоления трудностей. Можно сказать: « что в этот момент у него за спиной стоит вся сила поколений». Не менее важно при сочинении собственной сказки учитывать, что для того, чтобы у ребенка возникли ассоциации с персонажем сказки, главный герой должен обладать схожими характеристиками с вашим сыном или дочерью, например: его имя будет напоминать имя ребенка.Конечно, много в этом процессе зависит и от родителя или рассказчика. Например, поучающие притчи или тяжеловесные наставления моралиста не дают почвы для открытий и могут лишь вызвать сопротивление ребенка.

Поэтому, рассказывая сказку своему ребенку обратите внимание на чуткую интонацию и доверительный тон, дабы не вызвать у ребенка реакции протеста, страха или отторжения. Обращаю ваше внимание на то, что очень полезно сочинять сказку совместно с ребенком, тогда он сам того не замечая, будет использовать в процессе именно те ситуации, которые актуальны для него в данный момент (например проблемы в детском саду или в школе). Не забывайте и о том, что в конце сказки должно обязательно происходить, положительное разрешение проблемной ситуации заявленной в начале.

Читайте также:  Женская мастурбация вред или польза и вред

Сказка, так же, обладает медитативным и успокаивающим действием для ребенка, слушая ее, он как бы впадает в состояние схожее с легким трансом. Поэтому, стоит учитывать тот факт, что сказка не только предлагает, но и внушает определенные ценности или модели поведения.

Как видите, для того, чтобы сделать первый шаг на пути к улучшению ваших взаимоотношений с ребенком нужно лишь немного творчества, фантазии и конечно, старая добрая русская сказка.

Итак, я очень надеюсь, что в этой статье я смогла убедить Вас в преимуществах и широких возможностях русских сказок, и прочитав ее, Вы почерпнули много нового интересного и полезного.

Буйвич Ольга Владимировна

Источник

Каждый из нас в любую минуту может ответить на вопрос «какие сказки вы знаете?» И сразу вспоминается: «Репка, колобок, Теремок, Гуси-Лебеди и еще много-много других. Сказки нас окружают всю жизнь с самых первых дней мама шепчет на ушко сказку, так же нежно и любя, как когда-то ей рассказывала ее мама. И так сказка путешествует из поколений в поколения. Эта связь непрерывна.

Но в современном мире, мире переполненном информации и запутанном, сложно отыскать именно ту сказку, которую нам рассказывали бабушки и мамы. И вот уже «Колобок» не так поет, и вот в «Теремке» живут не те звери. Но мы продолжаем делиться со своим ребенком именно той, родной сказкой, которая нам близка по душе.  Еще в давние времена, да и сейчас можно услышать, как родители, воспитывая своих детей и браня за проступки, ссылаются на героев сказок, хороших или плохих, добрых или злых.

Так зачем же нужны сказки? Да они интересные и развлекают ребенка, но сейчас столько других развлечений, которые по нраву детям. Современные гаджеты, мультфильмы, игрушки создают в сознании детей свою картину мира, раскрывают разные грани современности. И многие родители понемногу отходят от чтения сказок детям. Можно и мультфильм посмотреть. Конечно не хочу сказать, что мультфильмы или игрушки современности несут только вред. Совсем нет. Это очень необходимая и весьма актуальная часть развития и социализации ребенка. Но сказка! Сказка – это не просто история. Это целый обряд. Только представьте. Вы, отложив все дела вместе с ребенком, а может и в окружении семьи, открываете красивую старинную (а может и новую) книгу. Которая пропитана волшебством и тайной. В такие моменты ребенок может с легкостью сосредоточится и отложить все игрушки в сторону. Он готов погрузиться в этот мир, готов вместе с вами представлять каждого героя в деталях и переживать за них, готов осудить поступок злой Бабы Яги и вместе с добрыми героями простить ее.  И даже спустя много лет он будет вспоминать эти уютные и такие родные вечера, где мама была рядом, и сказка уносила вас в свой волшебный мир. Ребенок в каждой сказке находит окружающий его мир, только он представлен в миниатюре. Сказка поможет ребенку создать в своем сознании картину бытия. Вместе со сказкой он сможет разобраться где добро, а где зло. И если каждый день ребенок просит вас прочесть ему одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Вероятно, там он ищет ответ для этого реального мира, может какой-то герой сказки стал близок ему или он ассоциирует себя с героем произведения. Сказка не только обогатит мир вашего ребенка и поможет ему социализироваться, но и станет неотъемлемой частью развития речи вашего чада. Если вы сможете найти время для неторопливого чтения любимой сказки и постараетесь с выражением выделить каждое слово, то в скором времени вы заметите как ваш сын или дочь станут говорить четко. В словарном запасе появятся новые слова, а на праздниках ваш ребенок будет радовать всех зрителей выразительным стихотворением.

Хочется отдельно отметить, что не каждая сказка может быть по вкусу вам и вашему ребенку. Да и достойна вашего внимания далеко не каждая современная книга. Но вы родитель, вы решаете, как будет развиваться ваш ребёнок, решаете, что будет наполнять его внутренний мир. Ведь он ждет вашей помощи, ждет, пока вы направите его. И в этом правильная и добрая сказка, с поучительным примером будет вам в помощь.

Читайте сказки малышам с любовью и теплотой. Воспитывайте в детях любовь к книге, любовь к окружающему миру. Не забывайте, что ребенок- это сосуд и вам решать, чем он будет наполнен.

Литература:

  1. Печора К.Л «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи».

  2. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи».

Источник