Школы раннего развития польза или нет

Школы раннего развития польза или нет thumbnail

Посещать центры раннего развития детей можно уже с года, а иногда и раньше. Для самых маленьких занятия проходят два раза в неделю, для дошкольников от трех и до семи лет — три-четыре раза в неделю. В группах, где занимаются малыши, обычно набираются пять-шесть человек, а в старших подгруппах на занятиях уже могут присутствовать до десяти-двенадцати детей. Благодаря этому, время и внимание преподавателя уделяется абсолютно каждому ребенку.

Как построены занятия?

Занятия организуются с утра, после обеда и вечером. Для самых маленьких продолжительность уроков — один час. Для детей дошкольного возраста — полтора или два часа.

Малыши занимаются вместе со своими родителями, повторяя все действия и задания за педагогом. Старшие дети могут оставаться на занятиях одни. В каждом уроке присутствует несколько различных видов деятельности: и элементы математики, и чтение по различным методикам, и музыка, и танцы, и география, и окружающий мир, и изобразительная деятельность, и прикладное творчество. В каждое занятие обязательно включается физкультурная или ритмическая разминка, чтобы дети смогли отдохнуть и размяться.

Все занятия, как для малышей, так и для детей постарше, проходят в игровой форме. Кроме этого, дети редко сидят за столами. Во время запоминания нового материала они двигаются или сидят на мягких подушечках. Такой метод помогает детям лучше запоминать материал, так как занятия проходят в удобной, привычной и комфортной для них обстановке. Часто уроки проходят в форме сказки, спектакля или небольшого представления, где в роли педагогов выступают сказочные персонажи.

Что ребенок будет уметь после обучения в центре раннего развития?

Уже после полугода посещений занятий в развивающем центре ребенок покажет первые результаты:  более взрослые дети будут уметь считать и немного читать, расширят свой кругозор, младшие — начнут лучше говорить, рисовать.

Посещения таких центров очень полезны для скованных, стеснительных и необщительных детей. Педагоги проводят занятия по группам или подгруппам, где дети выполняют задания вместе. Это очень помогает застенчивым детям раскрепоститься. Все занятия направлены на творческое развитие ребенка. Поэтому и на математике, и на чтении дети рисуют буквы и цифры, а также выкладывают их из различных палочек, веточек, трубочек. Дети, посещающие центры раннего развития, более смышленые, внимательные, любят фантазировать, не боятся выступать на публике, знают много стихов и песен, умеют танцевать.

Как выбрать подходящий развивающий центр для своего ребенка?

Главное, что нужно учитывать при выборе детского центра — это атмосфера, царящая в нем, и отношение преподавателей к детям. Обязательно нужно сходить первый раз в выбранное учреждение вместе с малышом и посидеть на занятиях. Если ребенку нравится, значит, его смело можно записывать. Желательно, чтобы центр раннего развития находился недалеко от дома, так как долгая дорога обычно утомляет детей, и заниматься уже не будет ни желания, ни сил. Кроме этого, необходимо уточнить время и дни недели.

Занятия обязательно принесут пользу ребенку любого возраста. Посещение центра раннего развития — это большой вклад в успешное будущее и счастливое детство каждого ребенка.

Об авторе: Алла Каролина, педагог хореографии и рисования в Центре раннего развития ребенка, музыкальный руководитель в детском саду.

Фото: Алсу Иксанова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года

Стоит ли отдавать ребенка в центры раннего развития?

В настоящее время рынок образовательных центров и центров развития ломится от предложений — некоторые организации предлагают специальные программы для детей уже с 8 месяцев. Разумеется, любой ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок развивался гармонично и вырос цельной личностью, но могут ли помочь в этом центры развития? В этом вопросе разбирались психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова и научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Нисская.

ПРОТИВ

Психолог портала «Я — Родитель» Екатерина Сафонова озвучила позицию «против»:

  • Выдача обыкновенных методик за авторские

    Для начала давайте разберемся, что же предлагают в центрах раннего развития. На красочных сайтах красиво рассказывается об «авторских программах развития», но любой грамотный педагог-психолог тут же понимает, что никакого авторства там, скорее всего, нет. Более того, подобные программы развития не являются чем-то уникальным: все они построены исключительно на развитии навыков, которые в норме формируются у ребенка самостоятельно при достижении им определенного возраста.

  • Стресс для малыша

    Для каждого ребенка посещение любого заведения — большой стресс. Малыши тяжело переживают дорогу, большое скопление людей, повышенное внимание к себе со стороны незнакомых взрослых. Такой стресс может негативно сказаться как на здоровье ребенка, так и на его развитии в целом.

  • Риск для здоровья

    Посещение подобных центров — всегда риск для здоровья, ведь там можно «подцепить» любую инфекцию, а иммунитет у детишек в раннем возрасте еще очень слабый.

  • Цена услуг

    Центры раннего развития — удовольствие не из дешевых, причем, удовольствие довольно-таки сомнительное.

Анастасия Нисская внесла ремарку: «Отвечая на вопрос о вреде и пользе посещения центров раннего развития, предлагаю вынести за скобки все некачественные предложения, места, где не соблюдаются санитарные нормы, где на мам и детей ругаются, где физически неприятно находиться. Такие, безусловно, есть. Как с ними обходиться понятно и без экспертного мнения», — и выделила иные, не менее важные аргументы «против»:

  • Влияние рекламы центров на психику родителей

    Реклама центров раннего развития наносит существенный вред психологическому состоянию родителей. Современную маму очень легко погрузить в состояние тревоги, намекнув ей об отсутствии каких-то знаний или опыта, медленном темпе развития ребенка; легко заставить переживать о том, что у семьи нет возможности дать малышу самое лучшее.

  • Несоответствие программ центров возрасту детей

    Иногда программы центров не соответствуют возрастно-психологическим потребностям детей, что делает обучение не просто бесполезным, а даже вредным.

Читайте также:  Презентация на тему мороженое вред или польза

ЗА

Однако психолог Анастасия Нисская выделила и плюсы, которые дает посещение центров раннего развития:

  • Опыт приятного времяпрепровождения с ребенком

    Мама получает опыт приятного времяпрепровождения с ребенком. Это крайне важно, поскольку взрослому человеку объективно трудно долго быть с малышом, играть с ним в подходящие по возрасту и интересные ему самому игры. Если, приходя в центр, мама знакомится с практиками, которые делают ее общение с ребенком более приятным (ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ДЛЯ НЕЕ), — значит, эти посещения уже далеко не напрасны.

  • Преодоление мамой собственной изолированности

    Молодая мама получает возможность выйти за пределы замкнутого пространства, в котором она оказывается после рождения малыша (обычно это квартира, территория возле дома и детская поликлиника). Ощущение «запертости» — одна из причин послеродовой депрессии. Посещение вместе с ребенком центра развития — повод выйти на улицу, красиво одеться и накраситься, что крайне необходимо для любой женщины. Молодым мамам нужно преодолевать изолированность, чтобы справляться с тяжелым эмоциональным состоянием.

Эксперты портала «Я — Родитель» разделили позицию «за» и привели в защиту свои аргументы:

  • Внесение разнообразия в жизнь ребенка

    В какой обстановке в городе растет малыш? Похожие друг на друга дома, одни и те же дворы для прогулок — картина весьма однообразная. И хотя, возможно, дети в такой атмосфере вовсе не скучают, задания с красочными карточками тем не менее они выполняют с огромным удовольствием.

  • Адаптация ребенка к коллективу

    Несомненным плюсом является то, что благодаря центрам раннего развития малыш может получить свой первый опыт нахождения в коллективе. А это, в свою очередь, способно позже облегчить адаптацию к детскому садику.

Центр Раннего развития "за" и "против"

ВЫВОД

Отдавать или не отдавать малыша в центр раннего развития? Решение остается за родителями. Главное, чтобы оно было осмысленным и основанным как на осознании пользы для себя, так и осознании пользы для ребенка.

Анастасия Нисская: «Риски от посещения центров раннего развития, безусловно, существуют (медицинские, психологические, социальные). Вместе с тем, для психологического равновесия матери эти посещения могут оказаться крайне полезными, что в свою очередь может стать залогом благополучного развития малыша».

Екатерина Сафонова: «Центр раннего развития — возможность для ребенка социализироваться в достаточно раннем возрасте. Общение с детишками, их родителями, педагогами и воспитателями способствует развитию у малыша социальных навыков. Но не забывайте, что высокая потребность в общении у ребенка возникает только после 3 лет, до этого возраста главное — не переборщить с общением и не вызвать у ребенка стресс.

Кроме того, все те занятия, которые проводятся в подобных организациях, мама может вести с ребенком сама. Развитие мелкой моторики рук, рисование, лепка, пение, различные игры — для ребенка гораздо лучше, если всем этим с ним будет заниматься мама, а не “незнакомая тетя”. Малыши очень привязаны к родителям, поэтому с огромным удовольствием будут играть именно с ними. Чем больше вы подарите своему малышу любви, ласки и тепла, тем более гармонично он будет развиваться. Секрет успеха именно в любви, а не в авторских методиках».

Школы раннего развития польза или нет

Дети испытывают стресс не реже, чем взрослые. И задача родителей – подготовить ребенка к стрессовой ситуации. Как это сделать? Пройдите тест и получите рекомендации психологов

Пройти тест

Источник

Под ранним развитием подразумевается работа над ребенком с рождения и до 6 лет. Психологи считают, что в этот период малыш получает гораздо больше информации, чем в последующие периоды своей жизни.

Благодаря природе, с самого рождения он способен легко и хорошо обучаться, впитывать большое количество знаний и навыков, воспринимать зрительные образы, звуки, ощущения.

Для чего нужны и возрастное деление

Школы раннего развития призваны дать основные понятия об окружающем мире, развить творческие способности, привить культуру физического воспитания, а также обучить элементарным навыкам самообслуживания и поведения в коллективе.

Они имеют хорошую базу для всестороннего воспитания малыша. Работа ведется по специально разработанным методикам и программам врачей, психологов и педагогов, имевших большой опыт работы с детьми. Как правила, весь персонал имеет педагогическое образование, что немаловажно для молодых мам, беспокоящихся за своих малышей.

В наличии таких учебных пособий имеются развивающие материалы:

  • рамки Монтессори, кубики Зайцева;
  • таблицы, цифры, буквы;
  • образцы природных материалов.

Для физической подготовки имеются спортивные объекты:

  • комплексы;
  • бассейны;
  • беговые дорожки.

Для занятий существуют 3 возрастных категории детей:

  • от 0 до 6 месяцев;
  • от 5 до 10 месяцев;
  • от 9 до 1,5 лет.

Несмотря на возрастные ограничения каждой группы, однозначного ответа на то, когда лучше начинать занятия, нет. Родителям необходимо самим решать, как лучше поступить.

Нужны ли школы раннего развития

Виды занятий

Проведение учебного процесса бывает разным по времени и продолжительности. Лучшим вариантом проведения занятий являются утренние часы, когда ребенок активнее запоминает информацию. Также работают группы выходного дня.

Виды обучения:

  1.  индивидуальные (преподаватель и ребенок «один на один»);
  2.  индивидуальные с мамой и ребенком (если дитя отстает в развитии и есть проблемы со здоровьем);
  3.  групповые (2 педагога и группа малышей);
  4.  «мама и ребенок» – общие занятия с родителями и детьми.
Читайте также:  Польза от ручной чистки лица

Преимущества

В методиках обучения школ раннего развития существует много положительных моментов.
Во-первых, они имеют большой выбор развивающих материалов, ориентированных на большое количество детей с разными интересами, уровнем развития и возрастом. Практически весь учебный процесс проходит в игровом варианте, что развивает способность запоминания информации. Так как дети не могут долго концентрировать внимание на одном объекте, в занятиях присутствуют музыкальные и физкультурные переменки. Чтобы учебный процесс не надоедал, занятия проходят в различных направлениях.

Во-вторых, в процессе обучения малыш не только получает много знаний, но и привыкает к процессу учебы. До 6 лет для любого ребенка с нормальным развитием этот процесс будет происходить легко и непринужденно, что является хорошим стартом к школе.

В-третьих, приобретается самостоятельность. Малыш в коллективе с детьми и взрослыми приобретает способности и навыки общения с ними. У себя дома такая возможность отсутствует, так как его окружают только взрослые, горячо любящие члены семьи.

Недостатки

Но, помимо этого, есть и не очень положительные стороны.
Во-первых, стоимость обучения в таких учреждениях достаточно высокая, так как государство не финансирует эти школы. Они находятся в статусе самоокупаемости. Это говорит о том, что родители должны заплатить за аренду здания, покупку оборудования, труд педагогов и т. д.

Во-вторых, есть возможность получить инфекцию от других детей или взрослых. Если кто-то из малышей заболел и не долечился дома, то в коллективе произойдет заражение ребенка со слабым иммунитетом.

В-третьих, если школа находится далеко от адреса проживания, при отсутствии автомобиля, для ребенка проезд в общественном транспорте может стать большим испытанием. Врачи рекомендуют находиться максимум 20 минут в таком режиме.

В-четвертых, нельзя перекладывать на преподавателя полную ответственность за малыша. У других родителей дети могут делать большие успехи, чем ваши. Дома также необходимо уделять внимание своему чаду: устраивать беседы, прогулки, делать зарядку, просто играть.

Итог

Но, в целом, школы раннего развития внесут свою положительную лепту в формирование личности ребенка. Он постигнет развивающие игры, направленные на повышение интеллекта, пройдет математические основы, разовьет свою речь, получит начальные азы чтения, разучит ритмичные движения под музыку, получит неплохое физическое воспитание. Что позволит ребенку быстрее адаптироваться в первом классе. Также он будет развивать в положительном направлении свою психику под наблюдением психолога, а при помощи творческой деятельности выстроит волшебный замок фантазии и воображения.

Источник

Раннее развитие! Для миллионов мам по всему миру эти слова звучат как магическое заклинание, гарантирующее крохе стремительный и блистательный старт в жизни. Родительские сайты и специализированная пресса пестрят информацией о старых и новых школах раннего развития, предлагающих детям от рождения до семи лет увлекательные групповые занятия, развивающие интеллектуальный и творческий потенциал. Что представляют собой эти уроки? Каковы преимущества развивающей школы перед домашними занятиями? Можно ли сочетать школу и детсад? Как сориентироваться в море предложений и выбрать группу, посещение которой принесет ребенку наибольшую пользу?

Школы раннего развития польза или нет

Гимнастика для мозга

За последнее десятилетие частные школы раннего развития встроились в систему дошкольного образования и перестали быть диковинкой. Географический принцип тоже играет все меньшую роль – повсеместно открываются и филиалы получивших признание развивающих центров, и новые школы: сейчас для того, чтобы вырастить вундеркинда, не надо ездить через весь город с тремя пересадками. Единственным минусом, сдерживающим превращение школ раннего развития в удовольствие для всех, остается цена занятий.

Школы раннего развития – это, по сути, подготовка к общеобразовательной школе, и в социальном, и, главное, в интеллектуальном плане. Поэтому такие центры не могут считаться аналогами или конкурентами детсадов, где дети не столько развивают свои способности, сколько проводят обычный день. Государственный стандарт дошкольного образования предъявляет к учреждениям довольно скромные требования. Если садик не специализированный и не экспериментальный, основное внимание там уделяется стандартным малышовым занятиям: еде, сну, играм. Разумеется, все это время ребенок находится в коллективе и обретает определенные навыки, в том числе благодаря коллективным занятиям пением, танцами, основам счета, но в детсаду эти мероприятия не являются самоцелью. А в школу раннего развития ребенок приходит исключительно для того, чтобы сделать гимнастику для мозга, провести определенное время с конкретной пользой.

В основе самого принципа организации школ раннего развития лежит подтвержденный исследованиями факт: с рождения до шести лет человеческий мозг и нервная система работают в уникальном режиме. Нейроны буквально «заглатывают» всю информацию, которую способны им доставить все виды ощущений, стремительно формируется мышление и основы личности. Поэтому «раннее развитие» как таковое – это не дрессировка с единственной целью обучить трехлетку чтению, а сложный комплекс мероприятий, ставящий своей целью развить нового человека интеллектуально, эстетически и физически, и сделать это в тот момент, когда его сознание еще не начало закостеневать и не научилось лениться.

Школы раннего развития польза или нет

Школа для дошкольников

Если у вас есть возможность выбирать, назначьте занятия на утренние часы (когда ребенок выспался, поел, пребывает в хорошем настроении, и, следовательно, полон энергии) или проследите, чтобы дневные или вечерние посещения школы раннего развития встраивались в ваш привычный режим, и не накладывались на часы сна или принятие пищи. Кроме того, частота и продолжительность занятий напрямую связаны с возрастом ребенка: важно, с одной стороны, не перестараться и не утомлять кроху, с другой – организовать посещение таким образом, чтобы они складывались в некую систему, а не рассыпались на набор хаотичных эпизодов, интересных, но малоосмысленных. Именно по этой причине важно посещать школу регулярно. Всегда из двух вариантов выбирайте тот, что ближе к дому – это позволит вам не только эффективно планировать время, но и следовать рекомендациям врачей, которые считают, что максимальное время пути ребенка к месту обучения не должно превышать 20 минут.

Читайте также:  Хрен на самогоне польза и вред

Дети группируются по двум принципам: возрастному или методическому. В разных школах этот вопрос решается по-разному, нередко до какого-то возраста (1,5 – 3 лет) ребята занимаются со своими сверстниками, а после преодоления «возрастного порога» организуются смешанные коллективы для музицирования или работы в Монтессори-классе. Во многих школах существует особый план «уроков», в которых малыши принимают участие вместе с родителями – это укрепляет семейные связи, помогает отцам и детям лучше понять друг друга, стать командой. Занятия могут проходить как в рамках помещения школы, так и «на выезде» — в их число входят посещение бассейна и музеев, всевозможные экскурсии по городу. В том случае, если ваша школа практикует такие вылазки, разузнайте подробности доставки детей к месту пребывания и обратно, получите гарантии их безопасности в случае нахождения вне стен школы и уточните, входит ли посещение дополнительных мест в стоимость вашего ежемесячного контракта со школой, или их необходимо оплачивать отдельно.

«Уроки» проходят, как правило, в игровой форме и в ходе одного занятия сменяют друг друга несколько видов деятельности. В их число могут входить:

— упражнения, развивающие чувство ритма;
— пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика;
— игры для развития речи;
— развивающие игры из арсенала авторских методик;
— рисование, лепка и другие креативные занятия;
— обучение чтению, письму и счету в игровой форме;
— ролевые и театрализованные игры;
— занятия по изучению окружающего мира;
— физические упражнения и подвижные игры;
— музыкальные занятия.

Программы школ раннего развития могут значительно различаться, несмотря на то, что по сути, все они преследуют одну и ту же цель – раскрыть потенциал ребенка, обучить его мыслить логично и эффективно, но нестандартно, воспитать в нем привычку к интеллектуальной работе и способность получать радость от процессов мышления и творчества. Такие дети не боятся и умеют учиться, потому что узнают новое не из-под палки или путем зубрежки, а добровольно и с удовольствием. В их сознании игра и учеба не находятся во враждебной оппозиции.

Методики школ раннего развития тесно связаны с авторскими системами (о некоторых из них я рассказывала здесь:

www.charla.ru/blog/child/275.html

) и используют их по-разному – иногда в качестве базы для своего учебного плана, иногда включая элементы той или иной программы в свою работу. И здесь есть преимущество – школы приобретают большое количество дорогостоящих авторских материалов и их педагоги специально обучены грамотной работе с ними, что избавляет родителей от множества затруднений. Однако, конечно, посещение малышом школы раннего развития не избавляет маму и папу от необходимости домашних занятий и постоянного общения внутри семьи. Пускай чадо возится с интересными головоломками в школе – дома вы можете вместе заняться обычными делами, уделив внимание эмоциональному обмену и общению.

Школы раннего развития польза или нет

Увлекательные шнурки

Говоря об авторских системах, нужно уделить особое внимание Монтессори-педагогике, без влияния которой, возможно, мы бы не имели школ раннего развития в их теперешнем виде. В ряде европейских стран методика итальянки Марии Монтессори официально используется в детсадах и школах и поддерживается на государственном уровне, в России же она получила массовую известность сравнительно недавно.

Изначально система профессора Монтессори была направлена на «подтягивание» отстающих в развитии детишек, однако успех был столь явным, что сеньора продолжила исследовательскую и практическую работу и основала первый Монтессори-детсад. Новаторство и эффективность методики пробили ей дорогу буквально за считаные годы.

Занятия по ее системе на первый взгляд настолько просты, что у очевидца поневоле возникает мысль: «И как я до этого не додумался?». Детям предлагается решать конкретные жизненные задачи без всяких «понарошек» и опеки со стороны взрослого: родитель или воспитатель может вмешаться, только если малыш его попросит. В остальном ребенок учится рассчитывать на себя, потому что взрослые доверяют ему и не делают за него то, с чем он в состоянии справиться самостоятельно.

В каждом человеке заложена самодвижущаяся сила развития – зная это, Монтессори-педагоги формируют специальную развивающую среду, в которой все пособия оказываются в поле зрения и доступе детей. Ребенок выбирает, чем он будет заниматься, сколько времени у него это займет и кого он возьмет в компаньоны.

Одно из основных обучающих пособий в этой системе – рамки-вкладыши. Это набор металлических квадратных рамок с вырезанными в центре фигурами. Их использование многофункционально – малыши вкладывают квадраты друг в друга, дети постарше обводят фигуры или складывают из них картинки и т.д. Развивающая среда по Монтессори включает в себя и множество других простых интересных вещей – стаканчиков и кувшинчиков, при помощи которых можно переливать воду, подносов с манкой, где можно писать пальцем, рамок с пуговицами и шнурками…

В группах Монтессори дети 1-3 лет занимаются совместно с родителями или взрослыми, более старшие ребята работают-играют самостоятельно. Материал построен таким образом, что ребенок сам осознает и контролирует свои ошибки, у него нет необходимости отчитываться о проделанной работе педагогу, и, следовательно, нет страха сделать что-то не так.

Школы раннего развития польза или нет

Источник