Штрафы жкх в пользу жильцов

Штрафы жкх в пользу жильцов thumbnail

Верховный суд России сделал особое разъяснение: на всех управдомов страны распространяются требования Закона “О защите прав потребителей”. Это значит, что жильцы теперь смогут отстаивать свои права с утроенной силой и даже требовать возмещения морального вреда, если что. А когда управляющая компания нехорошо обойдется с человеком, поясняют правоведы, то должна будет заплатить жильцу штраф.

Как выясняется, управдом, по сути, типичный производитель услуг и за свои грешки-недоделки должен отвечать по всей строгости. Конечно, правоведы и раньше говорили, что управляющие компании попадают под действие закона о защите прав потребителей. По крайней мере – должны попадать. Однако на практике возникали проблемы, иначе не пришлось бы высокой инстанции самой снимать все сомнения.

Прямой ответ на прямой вопрос Верховный суд России дал в недавнем обзоре судебной практики. “Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом”, говорится в документе, который есть на сайте “РГ”. Поэтому, продолжает высокая инстанция, на отношения жильцов с управдомами распространяется Закон “О защите прав потребителей”. А это дает жильцу серьезную фору.

Как поясняют правоведы, отныне управдомам становится выгодно решить дело быстро и по-хорошему, потому что, если спор дойдет до суда, ошибка будет стоить гораздо дороже. По закону, когда потребителя обидели, суд, взыскав компенсацию, должен прибавить к ней штраф с обидчика – в 50-процентом размере от суммы компенсации. Допустим, наломал дров управдом на сотню, еще пятьдесят рублей положит сверху. И эти деньги тоже отдадут потребителю.

Дополнительный счет выставляют обидчику за то, что отказался разговаривать с клиентом по-хорошему. Если человек обращался с обоснованными претензиями к продавцам или в данном случае к управдомам, а от него отмахнулись, за это надо наказывать рублем. Суд сложит вместе сумму ущерба, компенсацию вреда, судебные расходы потребителя, разделит их надвое – вот и готов штраф.

Правда, еще два года назад суды начисляли подобные штрафы в пользу казны. Причем нередко люди в мантиях забывали назначать эту “надбавку за вредность”, так что хамство в адрес клиента обходилось дешевле. Однако в 2012 году Верховный суд России сделал разворот в сторону человека. В постановлении пленума Верховного суда, посвященном защите прав потребителей помимо прочего были даны два принципиальных разъяснения. Первое: этот штраф должен идти в пользу клиента. Второе: суды должны его взыскивать независимо от того, заявляли истцы такое требование или нет. Согласно закону, взыскание этого штрафа является не правом, а обязанностью суда. Основная цель такой надбавки – научить недобросовестного предпринимателя соблюдать права потребителей.

Как пояснил тогда в кулуарах пленума корреспонденту “РГ” судья-докладчик, авторы документа рассчитывали, что граждане теперь начнут более активно защищать свои права в споре с теми, кому за что-то платят. Все-таки идея получить такую надбавку выглядит заманчиво. Естественно, у Верховного суда были и строго научные аргументы, чтобы пустить штраф на благо простых людей. Правоведы долго спорили о природе подобного штрафа. Но не будем вдаваться в подробности, оставим научное ученым, а сами возьмем деньгами.

При этом любопытно, конечно, узнать, откуда штрафники-управдомы возьмут деньги, чтобы загладить свою вину. Ведь другого бизнеса, а значит, и источника дохода, у управляющих компаний нет: они берут деньги с жильцов за заботу об их домах. Не получится ли, что “надбавку” жильцу возьмут из его же кармана? Эксперты уверяют, что нет.

“Уплата организациями всех видов санкций, включая штрафы и пени за ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязанностей, осуществляется этими организациями за счет их прибыли”, – пояснил “РГ” эксперт Федеральной палаты адвокатов России, кандидат юридических наук Сергей Халатов. Иными словами, повышать квартплату после того, как пришлось заплатить штраф, управдом не должен. Поэтому ему придется или лучше делать свою работу, или терять свои деньги.

“Безусловно, появление возможности взыскания столь крупных штрафов поставит перед собственниками управляющих компаний задачу скрупулезного соблюдения нормативных актов, регулирующих оказание коммунальных услуг, услуг по управлению многоквартирным домом, выполнения необходимых работ, а также соответствующих договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме”, – говорит Сергей Халатов. Любопытно, что, по его мнению, такой штраф может быть взыскан только в пользу простых жильцов. Фирмы и предприниматели, поселившиеся в доме, подобную надбавку получать не должны, как бы ни подвел их управдом.

Кроме того, потребительский спрос с управдома означает, что, как говорится в специальном постановлении пленума Верховного суда, “бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере)”. Проще говоря, не мы будем доказывать, что управдом виноват, а он сам должен оправдаться, если есть чем.

Сможем мы требовать и моральный вред с управдомов за скрипящие калитки. Согласно правовым позициям Верховного суда, “при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя”. То есть размер компенсации морального вреда не привязывается к конкретной сумме ущерба. Бывает так, что сломал на копейку, а обидел на рубль. Вот рубль и надо взыскать вместе с копейкой.

Между тем

С 1 сентября управляющие компании должны начать получать лицензии. Лицензирующим органом в регионах станут жилинспекции, экзамены для управдомов также должны будут проводить они. До 1 января 2016 года все руководители управляющих компаний должны будут сдать экзамен. Власти планируют создать единые открытые реестры всех лицензированных управляющих компаний и дисквалифицированных руководителей таких компаний. Планируется открыть и единый портал о проблемах ЖКХ, с помощью которого можно будет вести общественный контроль в этой сфере.

Разъяснения Верховного суда РФ

Источник

Статья актуальна на дату публикации на сайте. Информация обновлена в 2019 году.

Консультант ЖКХ

Полезные статьи о ЖКХ

02.02.2019

11.11.2019

Федеральным законом от 31.12.2017г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены порядок получения и размер штрафов за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги.

Определены штрафы за неправильное начисление платы за ЖКУ

Вышеуказанные изменения начали свое действие с 01 января 2018 года и указаны в пунктаx 11-13 статьи 156 и пунктаx 6-7 статьи 157 Жилищного кодекса РФ.

Теперь у собственника или нанимателя помещения есть возможность получить некоторую компенсацию платы, при выявлении нарушения порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения или коммунальные услуги, повлекшим необоснованное увеличение размера такой платы.

Читайте также:  Провести время с пользой в инете

Что касается платы за жилое помещение, то управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при выявлении нарушения обязаны уплатить собственнику или нанимателю помещения в многоквартирном доме штраф в размере 50% от суммы превышения платы.

Что касается начисления платы за коммунальные услуги, то здесь штраф уплачивает лицо, предоставляющее коммунальные услуги, причем размер штрафа и порядок его получения тот же, что и при нарушении начисления платы за содержание жилья.

Например, Вам произвели неправильное начисление размера платы за горячее водоснабжение.

В квитанции указали сумму к оплате в размере 600 рублей, а должны были начислить 400 рублей. Сумма превышения – 200 рублей, сумма штрафа, который исполнитель должен Вам уплатить – 100 рублей.

Итак, если собственник или наниматель помещения выявил нарушение при расчете размера платы за содержание жилья или коммунальные услуги, ему необходимо письменно обратиться в обслуживающую его дом организацию или к лицу, которое предоставляет коммунальные услуги с заявлением о выплате штрафа.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив или иное лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее 30 дней после поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления платы и направить ответ либо о выявлении нарушения и выплате штрафа, либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Если нарушение при начислении платы все же будет выявлено, то выплата штрафа производится не позднее 2 месяцев со дня получения обращения от собственника или нанимателя путем снижения платы за жилищно-коммунальные услуги, либо уменьшения суммы задолженности на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Стоит отметить, что компенсацию в виде штрафа за необоснованное увеличение платы можно получить не всегда. Исключения составляют случаи, когда увеличение размера платы происходит по вине собственника или нанимателя помещения, а также если нарушение и необоснованное увеличение размера платы было устранено до обращения и (или) до фактической оплаты излишне начисленной суммы.

Практическое применение таких норм ещё предстоит узнать, ведь, как правило, исполнители жилищно-коммунальных услуг и перерасчет размера платы, когда нарушение выявлено, делают с неохотой или только по принуждению надзорных органов.

Если у кого-то уже есть примеры применения данных законодательных норм на практике, можете поделиться ими с посетителями нашего сайта в комментариях к этой статье или на форуме.

Источник

Любая управляющая компания (УК) заинтересована в поддержании порядка в обслуживаемом ей доме, ведь от этого напрямую зависит, захотят ли жильцы и дальше пользоваться ее услугами или же решат сменить компанию на другую.

В первую очередь, стремясь к поддержанию общедомового имущества в чистоте и порядке, УК следуют принципу «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят» и стараются дисциплинировать жильцов.

Именно поэтому в подъездах и на придомовой территории часто можно заметить таблички вроде «курить/сорить/рвать цветы/спать на лавках запрещено! Штраф – 5000 рублей!». Список запрещенных действий зависит только от фантазии УК и от ее рвения.

Но что о таких запретах говорит закон? Неужели УК действительно может вводить запреты на территории обслуживаемого ей дома и штрафовать жильцов за их нарушение? В данной публикации мы подробно разберем этот вопрос.

За какие нарушения и кто может штрафовать жильцов?

На самом деле, существует немало требований, за нарушение которых жильцы многоквартирного дома могут быть оштрафованы. Например, за нарушение санитарных норм при пользование жилым помещением, использование жилья не по назначению или самовольную его перепланировку, нарушение правил противопожарной безопасности, курение на лестничных клетках и т. д.

Только вот УК здесь не при чем – штрафы накладывают уполномоченные делать это организации. Так, за нарушение санитарных норм штрафуют органы санэпиднадзора, за использование жилья не по назначению –жилищная инспекция, за курение в общественном месте – полиция и т. д.

УК может только сообщить в соответствующие органы о нарушениях со стороны жильцов, но никак не штрафовать их самостоятельно, в нарушение закона. Тем более, она не имеет права вводить собственные штрафы за какие-либо действия.

Тем не менее определенные возможности наказать жильцов рублем у УК все же имеются.

Когда управляющая компания может применить санкции к жильцам?

Во-первых, УК следит за соблюдением требований, установленных Правилами технической эксплуатации жилищного фонда № 170 от 27 сентября 2003 года (ссылка). Данные правила запрещают:

  • захламлять балконы или самовольно их переустраивать,
  • развешивать белье и предметы быта на территории, выходящей на общую улицу,
  • мыть автомобили на придомовой территории,
  • самовольно возводить во дворе постройки и складывать строительный мусор,
  • на свое усмотрение перекрашивать оконные рамы в отличающийся от общего цвет,
  • устанавливать антенны, кондиционеры, размещать на доме вывески без согласования.

Но правила не предусматривают штраф за нарушение данных запретов. Поэтому при выявлении нарушения со стороны жильца УК потребует устранить их. В случае отказа она обратится в суд, где помимо устранения нарушений с жильца потребуют возмещение ущерба.

Во-вторых, пострадать материально жилец может в случае нарушения им постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (ссылка), которое устанавливает правила предоставления коммунальных услуг.

Согласно данному постановлению, жилец не имеет права отказать сотрудникам УК в допуске к счетчикам для их проверки. В противном случае могут начать применяться повышающие коэффициенты, которые больно ударят по бюджету жильца.

Также проживающий в многоквартирном доме гражданин не вправе отказать УК в допуске к находящемуся в квартире общедомовому имуществу. В противном случае УК добьется допуска в квартиру через суд, а собственнику придется возместить судебные расходы и ущерб (если таковой будет иметься).

Таким образом, УК действительно может наказать рублем любого жильца, нарушившего установленные законодательством требования. Однако любая инициатива УК по введению собственных штрафов будет абсолютно противозаконна.

А ваша управляющая компания вводит на территории дома собственные запреты, не предусмотренные законодательством? Расскажите об этом в комментариях. Спасибо за внимание.

О том, что делать, если по вине управляющей компании затопило квартиру, можно узнать здесь

Ваша управляющая компания вводит на территории дома собственные запреты, не предусмотренные законодательством?

  • Да (расскажите в комментариях, какие)

  • Не знаю, я не разбираюсь

  • Нет

Источник

Коммунальную амнистию продлевать не будут. С февраля жильцам вновь начнут начислять пени и штрафы за несвоевременное или неполное внесение платы за услуги ЖКХ. Запрет на отключение неплательщиков от коммунальных услуг был также снят. Понятно, ресурсники и управляющие компании недополучили миллиарды рублей из-за введенного правительством моратория, а чтобы эффективно работать, им нужны средства. В то же время доходы населения не вышли на докризисный уровень, и миллионы граждан до сих пор сидят без работы. Смогут ли россияне погасить коммунальные долги или многие останутся без воды и тепла, как изменятся тарифы и какие важные новации в сфере ЖКХ произойдут в 2021 году — об этом в ходе онлайн-конференции в «МК» рассказал заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и Городская среда», член экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Дмитрий Гордеев.

Читайте также:  Какая польза от горячего молока

— Суть амнистии заключалась в том, что долги, образованные с начала апреля по 31 декабря 2020 года, не подлежали штрафу в виде пени. Сейчас мораторий на выплату этих штрафов и пени завершен. Насколько оправдано было его введение в прошлом году и завершение в нынешнем?

— Давайте уточним: если в 2020 году у жильца образовалась задолженность в связи с тяжелыми обстоятельствами, связанными с пандемией, но к 31 декабря человек все свои долги погасил, пени на период с апреля по декабрь начисляться не будут. Но если наступило 1 января 2021 года, и у жильца остались долги, то пени будут начислены на размер этой задолженности.

Честно говоря, я не вижу особой пользы от установления моратория. Некоторые собственники и наниматели, понимая, что пени не будут начисляться, просто-напросто не платили за услуги с апреля по декабрь, и только в самом конце 2020-го заплатили. Казалось бы, ничего страшного. Но что происходит, когда ресурсоснабжающая организация не получает деньги, которые она заработала? Например, «Водоканал» потратил средства на химические реагенты, чтобы очистить воду, потратил электрическую энергию, чтобы транспортировать воду во все дома. А денег не получил. Возникает вопрос: что делать директору организации? Ведь всё стоит денег. «Водоканал» не может бесплатно подавать воду, то же касается теплоснабжающих организаций, энергетиков и так далее. Когда ресурсоснабжающая организация не дополучает средства, она вынуждена снижать качество услуг. Причем для 100% потребителей, в том числе для тех, которые платят добросовестно.

— Проблемы ресурсников понятны. Но ведь в период разгара пандемии миллионы наших граждан остались без работы, еще миллионы столкнулись со снижением доходов. Многие просто не имели возможности оплачивать услуги ЖКХ, как раньше…

— По оценкам Минстроя, был небольшой провал платежей в связи с пандемией — март, апрель, может быть, май. К лету ситуация в принципе вошла в нормальное русло — уровень сбора платежей физлиц составляет примерно 95%. То есть большого спада коммунальных платежей в пандемию не произошло. Но есть определенная прослойка людей, причем весьма грамотных финансово, которая просто воспользовалась правительственной льготой: так как их освободили от пени, они практически прокредитовались за счет ресурсников, отложив свои платежи «на потом». Все ресурсники и управляющие организации испытывали трудности. В России коммунальные платежи составляют примерно две трети от стоимости всех услуг ЖКХ, а содержание, ремонт — это оставшаяся треть. Допустим, управляющая компания не получает 20%. Это значит, что возникают проблемы — нечем заплатить дворникам, слесарям. Надо рассчитываться с подрядчиками, заплатить специализированным организациям, ответственным за проверку лифтов, газового оборудования. Если деньги не поступают, компании не лишают персонал зарплаты (им тоже надо на что-то жить, они такие же граждане). Именно поэтому качество обслуживания неизбежно снижается. Так что снятие моратория, на мой взгляд, правильное решение.

— Ну и что будет после отмены моратория: компании быстро и безболезненно встанут на ноги?

— Руководители управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций будут начислять пени и не станут заниматься популизмом и благотворительностью. Если люди имеют доходы, им нужно начислять пени, чтобы поняли, что их поведение неправильное. Ну и сам размер пени, пусть это и не очень большая сумма, несколько компенсирует недобор платежей прошлого года. Пени — это законно, экономически правильно и справедливо. Еще раз повторю: есть люди, которые не платят намеренно, а есть добросовестные плательщики, но все эти жильцы будут получать некачественные услуги, если компания недополучит денег.

Нельзя так рассуждать: я заплатил 100% — поставляйте мне качественные услуги. Это невозможно, если жильцы остальных, скажем, 99 квартир в многоквартирном доме не заплатят. Например, в Эстонии, если коллектив собственников не рассчитывается за коммунальные ресурсы, к ответственности могут привлечь самого богатого собственника, у которого самая лучшая машина и самая большая квартира. Уже потом ему придется разбираться, кто из собственников не платил. Это справедливо, потому что и управляющая организация, и ресурсоснабжающая организация выполняют объем работ для всего коллектива жильцов дома. Общее имущество — это весь дом. И он не делится так: вот эти три ступеньки мои, а вот эти десять ступенек не мои.

— Но у нас не Эстония, и, наверное, если взять деньги с самого состоятельного жильца в России, это может плохо кончиться…

— Тем не менее пример Эстонии весьма интересен. Там в законе прописано, что коллектив собственников может на общем собрании принять решение: «Мы не хотим, чтобы такой-то жилец имел квартиру в нашем доме. Мы не хотим из-за него нести неблагоприятные последствия в виде отключения воды и тепла и так далее». И если этот человек не погасит долги, его заставят продать квартиру (на торгах), и неплательщик получит эти деньги за вычетом задолженности. Там коллектив собственников — это большая семья.

— Вернемся к отмене моратория. Сколько людей к январю не успели погасить свою задолженность и вошли в новый год с долгом? Какова эта сумма, ее можно как-то измерить?

— Такой статистики нет. Я предполагаю, что это не больше чем 5–10% от должников, не от 100% всех потребителей, собственников и нанимателей, а от должников. Думаю, что большинство людей поняли, что мораторий заканчивался 31 декабря 2020 года и надо успеть заплатить.

— У нас есть вопрос от читательницы: в прошлом году компания, в которой я работала, закрылась. Денег было очень мало, не платила квартплату больше 6 месяцев. Возможности заплатить всю сумму у меня и сейчас нет. Что мне грозит в таком случае сейчас, как облегчить последствия?

— Если долг образовался за коммунальные услуги, то помимо начисления пени к должнику может применяться такая законная мера, как приостановка или ограничение предоставления коммунальных услуг. Вот примеры ограничений: напор воды могут сделать достаточным только для того, чтобы можно было набрать чайник, но этого напора не будет хватать, чтобы принять душ. Или, например, могут понизить параметры электрического тока: условно говоря, лампочки будут тускло гореть или телевизор не включится. Приостановка — это временное прекращение предоставления коммунальных услуг, например, электроснабжения или водоотведения. Право сделать ограничение или приостановку есть у исполнителя коммунальных услуг. Исполнитель коммунальных услуг — это тот, кто продает коммунальные услуги, или управляющая организация, ТСЖ при непрямых договорах и ресурсноснабжающая организация при прямых договорах.

Читайте также:  Домашние улитки ахатины польза и вред

— Сколько времени дается потребителю, чтобы погасить задолженность и не остаться без воды и тепла?

— Есть установленная законом планка, при которой можно применять меры ограничения или приостановки предоставления коммунальных услуг, — уровень задолженности, превышающий два месячных платежа. Естественно, прежде чем вводить ограничение или приостановку, исполнитель коммунальных услуг обязан сделать предупреждение. Предупреждение делается не менее чем за 1 месяц. Потом за несколько дней делается второе предупреждение. Если на это предупреждение потребитель-должник не реагирует, то следует отключение. Ваша читательница спрашивает, как ей быть? Правильная реакция только одна: погасить долг или второй вариант — заключить соглашение о рассрочке. Бывают действительно серьезные семейные обстоятельства. Если человек говорит: «я потерял работу, я задолжал, я согласен заплатить, но сейчас не могу, мне надо накормить детей, дайте мне рассрочку», то сумму задолженности распределяют на энное количество месяцев, которые согласовали управляющая компания, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация и должник.

— Еще вопрос от читателя: есть ли возможность оплачивать ЖКУ по частям? Разделить квартплату на меньшие доли, так как не хватает денег на всю выплату целиком? Как государство планирует помочь гражданам, которые не могут единовременно заплатить всю сумму?

— В Жилищном кодексе есть понятие — добросовестное выполнение обязательств по оплате содержания общего имущества и коммунальных услуг. Это полное и своевременное внесение платы. Если вы внесли полностью, но с задержкой на несколько месяцев, вы нарушитель. Если вы внесли своевременно, но, например, 30% от общей суммы, вы нарушитель. Поэтому надо платить полностью и своевременно. А рассрочка — это случай частный, по договоренности плату можно распределить на несколько месяцев.

Если говорить о мерах социальной поддержки, то с середины 1990-х в России существует хорошо отработанная система предоставления адресных субсидий. Это более правильный подход, чем тот, который часто провозглашается популистами: «давайте заморозим тарифы. Ведь это делается безадресно, для всех. Между тем кто-то получает 500 тысяч рублей в месяц, кто-то получает 10 тысяч рублей в месяц. Всем им устанавливается одинаковый заниженный тариф. Это абсолютно неправильная мера, потому что тот, кто получает 500 тысяч, явно имеет возможность заплатить за ЖКУ полностью, ему занижение тарифа не надо.

— Из ваших слов вытекает, что из мер поддержки жильцов у нас доступны только или рассрочка, или субсидия? И, несмотря на пандемию, которая ударила по доходам населения, в коммунальной сфере не родилось новых способов помощи потребителям? Ничего нового в принципе не предвидится?

— Фактически так и есть. Рассрочка — это мера, которую применяют сами коммерческие структуры: управляющие компании, ресурсоснабжающие организации. Адресная субсидия — мера поддержки, которую предоставляет региональная власть. Есть еще третья группа помощи, не адресной, а категориальной: это льготы. Они предоставляются или исходя из заслуг (условно говоря, Героям Советского Союза и России), или исходя из определенного состояния человека (например, инвалид). Есть льготы людям, которые потеряли здоровье (например, чернобыльцы), или ветеранам труда. Льготных категорий не так уж мало, и счет таким гражданам в масштабах страны идет на миллионы.

— Можно ли как-то оценить долю коммунальных долгов населения? О каких суммах может идти речь?

— Это сотни миллиардов рублей. Долги образовались за несколько лет, и эти деньги нужны ресурсникам. Установление тарифов для ресурсоснабжающих организаций — это следующая процедура: компания доказывает, что в год ей нужно энное количество средств, и если привести эту сумму к единице произведенного ресурса (например, к одному кубометру воды), то получается как раз тариф. За счет этого тарифа надо и ресурс дать, и инфраструктуру обновить. Бывает так, что ресурсоснабжающие организации не выполняют все то, что должны (денег не хватает), и это служит неким механизмом увеличения тарифов. Регулирование тарифов — это хорошо, пусть государство их установит, но они должны обосновываться. В наших реалиях государство стремится тарифы занизить, а ресурсоснабжающие организации пытаются доказать, что им нужно больше средств, так как установленные тарифы не покрывают всех затрат. Вот идет такое перетягивание каната.

— Что ждет тарифы ЖКХ в 2021-м?

— Рост тарифов в этом году будет в среднем по стране ниже инфляции, но примерно в 15 субъектах Федерации он планируется на уровне инфляции. Это реакция на плохое состояние экономики и плохое состояние доходов домохозяйств. В таких условиях государство, конечно, будет проводить политику сдерживания тарифов. А это в определенной мере означает сдерживание модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры. Если средств на ремонт, на замену оборудования, на обслуживание не будет хватать, то в отрасли вырастет аварийность. Этого государство тоже не может допустить, поэтому оно будет лавировать. Считаю, что государству нужно совершенствовать адресную социальную помощь в коммунальной сфере, чтобы в первую очередь защитить интересы самых обездоленных и нуждающихся.

— Выходит, тарифы вырастут, но ресурсникам может не хватить полученных денег, чтобы эффективно работать, поставлять услуги и модернизировать инфраструктуру?

— В общем и целом денег должно хватить. Но, как говорится, на грани. В целом ресурсников держат на голодном пайке. В первую очередь, это относится к самой отсталой в инфраструктурном плане сфере — водоснабжению. Вот им денег может не хватить. Потому что когда начинается увеличение тарифов в течение года, водоканалы находятся на самом последнем месте в этой очереди. В результате идет уже третье десятилетие XXI века, но в России до сих не все потребители получают питьевую воду нормального качества. Очень мало регионов могут похвастаться водой, которую можно пить из-под крана. Это следствие плохого состояния инфраструктуры. Инженерные решения есть, но на их реализацию нужны деньги.

Читайте также: В Москву вернулись коммуналки: горожанам не хватает денег на жилье

Источник