Сочинение разум и чувства аргументы в пользу чувства

Сочинение разум и чувства аргументы в пользу чувства thumbnail

_____________________________________________________________________________________________

Итоговые сочинения по теме “Разум и чувства” на нашем сайте:

– Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

– Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.

главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.

чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает: %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.

В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это – продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.

мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.

В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.

младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.

У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».

чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.

Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.

Читайте также:  Дыхание по бутейко вред или польза

Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

Источник

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Разум и чувства”. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется. Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

  • Нравственность – это разум сердца.

    Гейне Генрих

  • Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.

    Шиллер Фридрих

  • Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.

    Белинский Виссарион Григорьевич

  • Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность – это разум воли.

    Гегель Георг Вильгельм Фридрих

  • Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.

    Пришвин Михаил Михайлович

Сочинение на тему «Разум и чувство»

(403 слова)

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Читать далее »

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

Сочинение на тему «Разум и чувство»: гармония или противоборство? (по произведениям А.Алексина, А. Пушкина)

(388 слов)

«Разум и чувства: гармония или противоборство?» (Шамфор)

Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся. Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.

Читать далее »

Так, например, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.

Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

Разум и чувство взаимно исключающие понятия? (по произведениям Л. Толстого, М.Булгакова)

(403 слова)

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

Читать далее »

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Источник

Многомудрый Литрекон вложил силы и время в создание 3 примеров итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Как разум и чувства влияют на поступки человека? Аргументы он взял из книг «Ася», «Руся», «Легкое дыхание», «Обломов», «Чудесный доктор», «Куст сирени».

Вариант 1

(419 слов) Разум и чувства – это две противоположности, которые управляют нашим поведением. Рациональный голос, который раздается внутри, призывает нас рассчитать и обдумать каждый шаг, а эмоциональный, напротив, настраивает нас на инстинктивные, предельно честные и непредсказуемые поступки. Кого же слушать? Это каждый решает для себя сам, как и герои наших любимых книг, с которых мы часто берем пример.

В пользу чувств мог бы высказаться А.И. Куприн, автор рассказа «Чудесный доктор». Под влиянием доброты и сострадания доктор Пирогов помог отчаявшемуся бедняку. Мерцалов потерял работу и был вынужден перевезти свое многочисленное семейство в сырой подвал, где жена и дочка сильно заболели. Герой никак не мог их выручить, ведь все его попытки найти рабочее место заканчивались неудачей. Дети даже не смогли собрать достаточно милостыни на еду в сочельник. Мерцалов потерял веру в будущее и решил уйти из жизни. Но его успел переубедить солидный господин, который сразу же понял, что у прохожего случилось горе. Он пошел вместе с Мерцаловым в его квартиру, осмотрел больных и выписал лекарства, а также оставил крупные купюры на столе. Своим своевременным вмешательством он спас семью от голода. Этот поступок – свидетельство влияния чувств на поведение человека. Сострадание мотивировало Пирогова пойти в незнакомое место с неопрятным бедняком, да еще и с крупной суммой денег в кармане. Это было совсем не разумно, но наши эмоции защищают доктора: доброта не дает нам осудить его действия.

Однако разум тоже может влиять на поступки человека позитивно. Как правило, он является непременным условием достижения успеха. Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил нас с героем, которому рационализм помог разбогатеть и достичь желаемого. Андрей Штольц родился в небогатой семье. Его отец не был дворянином, не имел большого капитала, поэтому учил ребенка трудиться и приобретать полезные знания. Родитель знал, что Андрею придется много работать, чтобы достойно обеспечить себя. Его наследник был смышленым мальчиком и оправдывал ожидания. С детства он хорошо учился и упорно работал над собой. Он помогал отцу и даже успевал заниматься с матерью музыкой и литературой. В юности Андрей покинул деревню, чтобы найти себе применение в большом городе, и не прогадал: герой накопил стартовый капитал благодаря бережливости и рациональности потребления, а потом открыл свое дело и даже заслужил личное дворянство. Штольц руководствовался разумом и преуспел в жизни, ведь смог правильно распорядиться своими силами и интеллектуальными способностями.

Таким образом, и разум, и чувства влияют на поступки человека положительно, развивая его и нравственно, и интеллектуально. Чтобы всегда вести себя правильно, нужно слушать оба голоса и определять тот, который уместнее в данной ситуации. И рациональное, и эмоциональное поведение лишь украсит личность, если она умеет использовать и то, и другое.

Вариант 2

(486 слов) Человеком в равной степени управляют и разум, и чувства. Ум отвечает за планирование и продумывание поступков, а эмоции – за проявление нравственных качеств. Поведение личности будет адекватным и правильным, если задействованы оба рычага управления. Но если один пересиливает другой, то люди ошибаются и ведут себя некорректно. Эту закономерность описывали многие писатели, к произведениям которых мы обратимся за примерами.

Так, герои в рассказе И.А. Бунина «Руся» увлеклись своими взаимными чувствами друг к другу, но совершенно забыли о рациональной стороне жизни. Они сблизились тайком от семьи и не позаботились о том, как узаконить свои отношения и придать им вес в глазах семьи девушки. «Теперь мы муж с женой. Мама говорит, что она не переживет моего замужества, но я сейчас не хочу об этом думать» – признается Маруся. Ее избранник тоже не проявляет рационализма и продолжает встречаться с ней тайком, не задумываясь о завтрашнем дне. Упиваясь любовью, герои упустили из виду, что психически нестабильная мать Маруси следит за ними. Однажды она выстрелила в потенциального зятя из пистолета и прогнала его вон, поставив дочь перед выбором: либо она, либо он. В случае «неверного» выбора женщина обещала свести счеты с жизнью и отречься от дочери. Разумеется, напуганная Маруся успокоила мать, но потеряла шанс на личное счастье. Любящие друг друга люди разминулись навсегда, потому что не прислушались к доводам рассудка и «не хотели об этом думать». Если бы они спланировали знакомство, признание, помолвку, то таких трагических последствий удалось бы избежать.

Но порой человек недооценивает чувства и оставляет их «на потом», целиком и полностью подчиняясь разуму. Это тоже может негативно повлиять на поведение личности. Такой пример описал И.С. Тургенев в повести «Ася». Главный герой полюбил девушку, но в ее биографии было темное пятно. Происхождение Анны было незаконным: отец – барин, а мать – крестьянка. Они не были в браке, но после смерти матери девушку воспитывал отец. Затем она стала жить со сводным братом, который даже увез ее из России, чтобы не сталкиваться с дискриминацией со стороны дворянского общества. Н.Н. тоже не мог избавиться от предрассудков своей среды и колебался, не зная, как быть дальше. Его пугал и переменчивый, дерзкий, своенравный характер Аси. Героиня сделала смелый шаг для своего времени – призналась мужчине в любви. Но о ее чувствах знал и брат, который попросил Н.Н. мягко отстраниться от Анны, не ранив ее. При личной встрече с девушкой Н.Н. был сбит с толку разговором с Гагиным и своими сомнениями, поэтому вместо ответных слов любви обвинил ее в излишней откровенности с братом. Ася обиделась и на следующий день исчезла без следа, а Н.Н. всю жизнь жалел об этом. Именно разум диктовал герою эти опасения, которые лишили его любви и счастья. Герой совершил рациональный, но бездушный поступок, в котором потом раскаивался.

Таким образом, разум и чувства контролируют поведение людей. Мы должны уметь балансировать между этими двумя противоположностями. Но если одна из них перетягивает канат наших нервов на себя, то наши поступки становятся неправильными и приводят к плохим последствиям. Человек должен быть и рациональным, и эмоциональным одновременно.

Вариант 3

(451 слово) Принято считать, что именно чувства делают наши поступки по-настоящему нравственными, а разум лишь охлаждает благородные порывы. Но это совсем не верно: одни лишь эмоции без сдерживания со стороны ума приводят человека в звероподобное состояние, не контролируемое ничем, кроме его желаний. Но и один лишь рассудок не может управлять нами, иначе личность превратится в машину. А вот если разум и чувства контролируют нас все вместе, то наше поведение становится и высокоморальным, и рационально обоснованным. В этом нас убеждает русская литература.

Например, в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание» герои совершают ошибки под влиянием одних лишь чувств или одного лишь рассудка. Так, казачий офицер, который имел связь с гимназисткой Олей Мещерской, в пылу ревности убил ее прямо на вокзале, где она хотела с ним попрощаться. Девушка была еще очень легкомысленной и юной, поэтому не могла отвечать за свои слова. Она лишь посмеялась над офицером и вручила ему страницы из дневника, где был описан ее первый сексуальный опыт. Ее кавалер свято верил в обещания кокетки и хотел жениться на ней. Под влиянием обиды и жажды мести он выстрелил в Олю и совершил ужасное преступление, которое не оправдывают его эмоциональные терзания. Но история Оли могла бы иметь другой финал, если бы директриса гимназии обратила должное внимание на перемены, произошедшие в гимназистке, и на ее признание. Но героиня применяла на службе только разум и строго отчитывала нерадивую ученицу, не чувствуя ее внутренней драмы, не прислушиваясь к голосу своих эмоций, который говорил, что перед ней уже не девочка. Нужно было сердцем понять проблему, вовремя забить тревогу и ограничить общение Оли со взрослыми мужчинами. Но директриса выполнила формальный долг и махнула рукой на будущее ученицы. Очевидно, что и разум, и чувства в отдельности негативно влияют на поступки человека.

А что происходит, если эти две силы работают вместе? Такой пример описал А.И. Куприн в рассказе «Куст сирени». Главная героиня очень любила мужа и всегда помогала ему учиться, чтобы он смог закончить Академию и исполнить свою мечту. Но Николаю трудно давалась учеба. В очередной раз он вернулся не в духе: профессор не принял его чертеж, потому что знал, что куста, которым студент замаскировал кляксу, в той местности нет. Любовь вдохновила Веру на вполне разумный выход из трудной ситуации. Она придумала, как получить одобрение профессора. Заложив драгоценности, Вера наняла садовника и купила куст, чтобы он посадил его на координатах, указанных на чертеже. Хитрость удалась, и профессор признал свою ошибку, приняв работу. Вот так рассудок и эмоции, примененные одновременно, положительно повлияли на поступки героев и позволили им решить проблему.

Таким образом, и разум, и чувства отражаются на поведении людей. Эмоции делают нас порывистыми и страстными, а рассудок – расчётливыми и осторожными. Но для обретения полной гармонии с окружающим миром нужно заставить их работать вместе. Тогда поведение будет и продуманным, и высоконравственным.

Источник