Социальные сети для детей польза или вред
Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего возраста. Самое популярное увлечение на сегодняшний день – социальные сети. Практически все молодые люди, дети, их родители и даже бабушки и дедушки имеют свои странички в той или иной социальной сети. Насколько все-таки полезно такое занятие, что больше оно приносит – вред или пользу?
Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего возраста. Самое популярное увлечение на сегодняшний день – социальные сети. Практически все молодые люди, дети, их родители и даже бабушки и дедушки имеют свои странички в той или иной социальной сети. Насколько все-таки полезно такое занятие, что больше оно приносит – вред или пользу?
ПОЛЬЗА↑
Не владеть компьютерной грамотностью в наше время, – все равно, что в прошлом веке не уметь читать. В современном мире интернет предлагает безграничные возможности для творческого развития. Огромное количество развивающих игр, обучающих программ, с помощью которых можно научиться рисовать, снимать и монтировать кино, выучить иностранный язык, прочитать любую книгу, послушать музыку посетить любой музей, в интернете можно получить ответы практически на все вопросы. Можно общаться с друзьями из других городов и стран и находить новых по интересам. Социальные сети помогают знакомиться, находить друзей, обсуждать новости и события. Уехав далеко друг от друга, люди в любой момент могут поговорить или спросить совета.
Социальные сети помогают найти одноклассников и однокурсников, возобновить общение, поздравить с праздниками, назначить встречу.
Ребенок с детства приучается легко находить нужную информацию, в будущем эти навыки помогут ему легко находить занятия по интересам, учебные заведения, работу и место отдыха.
ВРЕД↑
Чрезмерное увлечение социальной сетью таит в себе и определенную опасность. Виртуальное общение иногда заменяет собой реальные взаимоотношения с людьми, оно способно погрузить ребенка в ирреальный мир, вытеснив желание жить обычной жизнью, не связанной с компьютером.
В интернете существует много мошенников, непорядочных людей, родителям следует учить ребенка виртуальному общению.
КАКИЕ ОПАСНОСТИ МОГУТ ПОДСТЕРЕГАТЬ РЕБЕНКА?↑
Физическое здоровье↑
Длительное пребывание за компьютером особенно вредно для детского организма. Врачи советуют ограничивать время работы с компьютером для дошкольника до 30-40 минут в день и до часа в день для младших и средних школьников. Если ребенок имеет проблемы со зрением или другие противопоказания по здоровью, то вопрос о времени работы с компьютером нужно решать совместно со специалистом.
Психологическое здоровье↑
Погружение в виртуальный мир может вызвать болезненное привыкание у ребенка с его возбудимой и только формирующейся психикой. Очень важно, чтобы общение ребенка не ограничивалось только социальной сетью.
Опасное общение↑
Объясните ребенку, что нельзя общаться с незнакомыми людьми. Если от знакомого человека приходят странные сообщения, нужно, не отвечая, сообщить родителям. Аккаунты взламываются и могут использоваться для спамерской рекламы или порнографии. Нельзя сообщать о себе никакой личной информации в свободном доступе. Выберите вместе с ребенком какой-нибудь ник и нейтральный не вызывающий аватар. Следует объяснить, что не стоит делать свои личные странички достоянием всего интернета, а ограничиться группой друзей, которых знаешь лично, нельзя сообщать информацию о родителях: полное имя, где они работают и свой настоящий адрес. Не следует встречаться с виртуальными друзьями в реальной жизни, как бы они этого ни хотели, друг может оказаться не тем, за кого он себя выдает.
Нежелательная информация↑
В социальной сети всегда есть риск натолкнуться на вредную информацию, призывающую к употреблению наркотиков, суициду, информацию о псевдорелигиозных и мистических действах, сектах, мошеннические и порнографические ресурсы. Обычно вся эта опасная информация может быть отсечена соответствующими программами и антивирусами. Но с маленькими детьми-дошкольниками и младшими школьниками во время нахождения в сети должны находиться рядом родители. Детям необходимо рассказать о том, что не стоит доверять сразу всему, о чем он узнал из сети.
Угроза мошенничества↑
В сети можно столкнуться с различными услугами, которые предлагаются после оплаты СМС на короткий номер. Чаще всего это обычное мошенничество. Нужно заранее предупредить ребенка о такой возможности. Отправка СМС на короткие номера должна быть под строжайшим запретом. Если это необходимо для покупки некоторых артефактов для игры, это должно быть всегда согласовано с родителями. Обьясните также, что принимать файлы от незнакомых людей, открывать сомнительные ссылки не следует, потому что в результате этого можно заразить компьютер вирусами.
Как помочь ребенку?↑
Постройте с детьми доверительные отношения. Ребенок должен понимать, что встречи в реальности с виртуальным другом надо избегать не по той причине, что родители будут ругаться, а потому, что это действительно опасно. Расскажите примеры из реальности.
Поставьте на компьютер хороший антивирус с возможностью настройки родительского контроля.
Найдите время, чтобы посидеть с ребенком за компьютером. Взрослые должны помочь ребенку научиться ориентироваться в потоке информации, безопасно общаться и извлекать максимум пользы от сети интернет.
Примерно у 80% лиц, рожденных в 2000-х, есть как минимум один аккаунт в популярных соцсетях. С одной стороны, Instagram, TikTok, Facebook, Twitter, Вконтакте являются идеальными изобретениями современности, с помощью которых легко всегда оставаться на связи с близкими людьми, оперативно узнавать обо всем, что происходит в мире. Но с другой, многие родители начинают бить тревогу: дети целыми днями сидят в соцсетях. Стоит ли переживать по этому поводу и стоит ли ограничивать детям XXI века доступ к соцсетям?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Более того, сегодня мир разделился на два лагеря: защитники и противники социальных сетей в жизни детей и подростков. Первые утверждают, что Интернет позволяет ребенку расширять свое социальное взаимодействие, легче адаптироваться к новым технологиям. Вторые убеждены, что социальные сети плохо влияют на детское сознание и могут вызывать долгосрочные, а иногда даже необратимые последствия.
Для того, чтобы принять объективное решение, необходимо сначала узнать о плюсах и минусах такого явления как социальные сети, а затем проследить за поведением своего чада. Только так станет понятно, пора ли ограничивать его стремление к онлайн-коммуникации.
Управление национальной статистики Великобритании полагает, что дети, которые проводят в соцсетях ежедневно более 3 часов, в 2 раза больше склонны к нарушениям психического здоровья, чем их сверстники, которые не так интенсивно погружаются в виртуальный мир [1].
Другое исследование, проведенное специалистами Британского психологического общества, показывает, что необходимость постоянно реагировать на чужую активность в соцсетях (лайкать посты, оставлять комментарии и отвечать на них) также может отрицательно влиять на психическое здоровье детей [2].
Ученые из Мичиганского университета пришли к выводу, что у молодых людей, проводящих много времени в Facebook, искажается оценка восприятия собственной самореализации [3]. К аналогичному выводу пришли и специалисты Монреальского университета. Они обнаружили, что популярные платформы, особенно Instagram, подталкивает подростков сравнивать свою жизнь с идеализированными фото, которые они видят в своей ленте. Сопоставляя увиденное со своей жизнью, у детей начинает вырабатываться комплекс неполноценности [4].
Американская молодежная организация DoSometing, основываясь на личных наблюдениях, утверждает, что соцсети все чаще вызывают самую настоящую зависимость у пользователей. Кроме того, на почве «чтобы не пропустить ничего важного в ленте» может появляться расстройство сна и стресс [5]. Разделяют это мнение и ученые Университета Глазго, и уточняют: хуже всего на детей влияет пользование соцсетями в ночное время. Это ведет к нарушениям сна и повышению уровня тревожности. К тому же если на фоне увиденного в виртуальном мире у ребенка снижается самооценка, то в разы повышается риск, что во взрослом возрасте он будет страдать от депрессивных расстройств [6]. По данным Американской академии педиатрии, так называемой «депрессией Facebook» могут страдать не только взрослые, но и подростки [7]. Хотя все больше исследователей сходятся во мнении, что все-таки наиболее небезопасной для детей соцсетью является Instagram и другие платформы, ориентированы на демонстрацию «отфотошопленной реальности».
Еще одна опасность соцсетей – селфи. У многих подростков необходимость фотографировать себя и выкладывать снимки превращается в настоящую манию, что также является свидетельством определенных психических отклонений.
Есть и другие последствия чрезмерного увлечение социальными сетями:
- ребенок постепенно уменьшает в своей жизни количество живого общения, в результате может испытывать настоящие трудности, когда возникнет необходимость диалога в реальном мире;
- сайты соцсетей инфантилизируют мозг до уровня маленьких детей, которых привлекают яркие картинки;
- у детей развивается эгоизм: наличие персональной странички в соцсети некоторым детям дает ощущение, что весь мир вращается только вокруг них и им нет дела, что за пределами этой виртуальной вселенной;
- у ребенка возникает зависимость от сенсаций, причем желательно, чтобы ее причиной был он – его пост в соцсети.
Могут ли соцсети быть полезными для детей
Не все современные исследователи категорически придерживаются мысли о вреде социальных сетей. Некоторые, наоборот, видят в этом явлении больше плюсов.
К примеру, исследователи Фонда Макартуров убеждены, что соцсети развивают у детей важные технические и социальные навыки, незаменимые в эпоху цифровых технологий. К примеру, соцсеть приучает к постоянной коммуникации, а также к управлению сложной сетью друзей.
Кроме того, социальная сеть для юных пользователей становится:
- одним из главных источников информации;
- инструментом для знакомств и выстраивания коммуникативных связей;
- способом всегда оставаться на связи;
- инструментом развития творческих способностей, например, во время создания роликов для TikTok [7].
Некоторые советы для родителей, чьи дети увлечены соцсетями
1. Рассказать ребенку о рисках, связанных с соцсетями.
2. Побуждать мальчиков и девочек больше времени проводить за общением в реальной, а не виртуальной жизни.
3. Приучить малыша с раннего возраста проводить больше времени с друзьями и родственниками – чтобы потом он понимал, что живое общение более теплое, а дружба в реальности более крепкая, чем в Интернете.
4. Поощрять его хобби и увлечения в реальной жизни – так будет меньше времени оставаться в соцсетях.
5. Объяснить ребенку, что соцсети можно использовать с пользой – для учебы, саморазвития, а не для просмотра информационного мусора, которое только крадет его время.
6. Стараться мониторить активность своего чада в соцсетях – это предотвратит присоединение подростка к сомнительным группам (несколько лет назад в соцсетях были очень популярны так называемые группы смерти, подталкивающие детей к суициду).
7. Если ребенок, насмотревшись чужих фото, жалуется, что он живет хуже остальных, объяснить ему, что все фото в соцсетях – это маленькая часть реальной жизни, причем зачастую сильно отредактированная.
И самое важное правило. Хорошие родители всегда вовлечены в жизнь своих детей, становятся для них не строгими воспитателями, а лучшими друзьями. При наличии доверительных и теплых отношений всегда намного легче переманить ребенка от виртуальной реальности в настоящую жизнь, объяснить, что лучше один настоящий друг, чем тысячи фолловеров в соцсетях, и лучше наслаждаться собственной жизнью, чем наблюдать за чужой.
Источники
- ↑ Office for National Statistics. – Measuring National Well-being: Insights into children’s mental health and well-being.
- ↑ British Psychological Society. – Pressure to be available 24/7 on social media causes teen anxiety, depression.
- ↑ Ethan Kross, Philippe Verduyn, Emre Demiralp, Jiyoung Park, David Seungjae Lee, Natalie Lin, Holly Shablack, John Jonides, Oscar Ybarra. – Facebook Use Predicts Declines in Subjective Well-Being in Young Adults.
- ↑ Kate McKenna, CBC News, Jul 15, 2019. – Social media, but not video games, linked to depression in teens, according to Montreal study.
- ↑ DoSomething.org. – 11 Facts About Mental Health.
- ↑ Holly Scott, Stephany M Biello, Heather Cleland Woods. – Social media use and adolescent sleep patterns: cross-sectional findings from the UK millennium cohort study.
- ↑ ↑ Ronaldo Tumbokon, Raise Smart Kid. – Good and Bad Effects of Social Media on Teens and Kids.
- Центр домашнего образования «Алгоритм». – Влияние соцсетей на детей.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Современное общество тесно связано с информационными технологиями, и гаджеты являются его неотъемлемой частью. Благодаря им у нас появилась возможность доступа к всемирной сети Интернет и социальным сетям. Последние почти не имеют возрастных и профессиональных ограничений, потому доступ детей к ним является практически свободным.
Сегодня поговорим о том, как влияют соцсети ребенка с точки зрения психологического и общего развития.
А что хорошего?
Давайте начнем с положительных сторон, и попробуем определить, какую пользу могут принести онлайн платформы для общения и обмена информацией детям:
- Общение. Конечно, реальное не заменить ничем, но вот разнообразить его таким образом вполне возможно. Ведь найти друзей по интересам можно, невзирая на расстояния, в любой точке мира. А это, несомненно, ведет не только к расширению круга общения, а и пополнению общеобразовательных знаний.
- Возможность быть в курсе актуальных событий. Часто учителя поощряют учеников к пользованию такими платформами, ведь это очень удобно. У себя на странице они анонсируют предстоящие контрольные, тесты, раздают задания в личные сообщения и создают группы, где обсуждают различные вопросы, связанные с учебой.
Но кроме учебы чадо также может найти группы по интересам, из которых сможет узнавать о предстоящих событиях (к примеру, концерты, выставки, представления, конкурсы).
- Развитие взаимоотношений. Общение в соцсетях – это своеобразная поддержка реальных отношений со сверстниками и взрослыми. Ведь с помощью таких ресурсов они учатся поздравлять друг друга с праздниками, комментируют фото, обмениваются видео, делятся впечатлениями, и часто начинают общаться с теми, с кем стесняются делать это в реальной жизни.
- Возможность получать дополнительные знания и консультации. Учителя и родители – уже не единственные источники информации, соцсети дают возможность подписаться на различных специалистов, коучей, публичных личностей, задать интересующий вопрос или получить короткую консультацию по интересующей теме.
- Формирование навыков. Век цифровых технологий выставляет свои требования, и чтобы быть на гребне, нужно им соответствовать. Хотя бы минимально. Потому работа с платформами для общения и обмена информацией – это полезные и перспективные знания и умения.
Будьте на чеку!
Если между родителями и детьми существует договоренность о лимите времени, проведенном в социальных сетях и контенте, который будет там просматриваться и использоваться, ничего страшного не произойдет. Но в случае, когда время никто не ограничивает и гаджеты являются одним из главных предметов, замеченных в руках чада, последствия могут быть плачевными.
- Зависимость. Это главное зло, которое преследует детей, однажды зарегистрировавшихся на подобных ресурсах. Им необходимо постоянно пролистывать ленту новостей, обновлять страницу в ожидании новой информации и т.д. Соответственно, на первом месте в голове будут именно эти пункты, а не занятия или увлечения.
- Откат в развитии. В ходе исследований выяснилось, что в случае «зависания» в своих любимых сетях, мозг маленького человека будто делает откат до более ранних форм развития, и чадо начинают увлекать примитивные вещи. Такие как яркие цвета и веселая музыка, без учета смысла.
- Развитие меланхолии и депрессии. Просмотр фотографий знакомых и публичных личностей, практически свободный доступ к информации об их жизни, которую демонстрируют на видео, часто является причиной появления депрессивных настроев у подростков. Причина тому проста: они постоянно сравнивают себя с другими, и когда это сравнение проходит не в их пользу, начинают считать себя ущемленными, ущербными, недостойными.
А все это – верный путь к серьезным психологическим проблемам.
- Социальная изоляция. Те, кто проводит в соцсетях более 3 часов в день, входят в группу риска по появлению проблем с умственным развитием и социальной адаптацией. Такие дети часто теряют коммуникационные навыки – язык жестов, тон.
Кроме этого могут появиться проблемы со сном, ухудшиться взаимоотношения с родителями. Потому очень важно, чтобы взрослые обращали пристальное внимание на то, чем и как долго занимается ребенок в течение дня.
Важные рекомендации
Очень важно сохранить родительский авторитет, и построить доверительные отношения в семье. Тогда все вопросы и проблемы, в том числе и доступа к соцсетям и количестве времени, проведенном там, будут решаться намного проще.
- Поощряйте живое общение со сверстниками и друзьями. Предлагайте купить билеты в кино, сходить вместе в парк развлечений, на пикник, отправиться в поход.
И не забывайте о собственном примере. Если вечером вся семья сидит в гаджетах, вместо того, чтобы делиться впечатлениями за день, то с большой долей вероятности чадо также переймёт эту модель поведения.
- Перестаньте «пилить». От того, что вы постоянно будете твердить о вреде соцсетей, желание зайти в них вряд ли уменьшиться. Вместо этого развивайте другие интересы чада и способствуйте его заинтересованности в реальных, а не виртуальных увлечениях.
- Расскажите о безопасности. Не вступать в сомнительные сообщества, не публиковать личную информацию, не общаться с людьми, которые настаивают на этом, в случае запугивания или угроз обязательно уведомить родителей. Эти и еще многие моменты вы должны проговаривать систематически, чтобы избежать неприятностей.
Можно долго спорить о вреде и пользе социальных сетей, но полностью исключить их из жизни точно не получится. Да и незачем. Главная задача родителей – помочь чаду адаптироваться к новым технологиям с учетом его безопасности и потребностей.
Согласно статистике, в России около 10 млн активных пользователей Интернета — дети до 14 лет. И практически у каждого из них есть аккаунты в соцсетях. Все уже настолько привыкли, что информацию о возможной опасности, исходящей от этих развлекательных онлайн-площадок, пропускают мимо ушей. Прислушиваться к ней начинают лишь в тот момент, когда беда уже на пороге и предпринимать что-либо поздно.
Ответственность за это несут в первую очередь родители. Чтобы избежать неприятностей, они должны знать, чем опасны социальные сети для детей и предпринимать меры по предотвращению несчастья.
В чем опасность?
Деньги развращают душу
В социальных сетях много соблазнов, которые стоят реальных денег. Подарить подарок, продолжить онлайн-игру, купить набор блестящих стикеров — всё это является неотъемлемой частью виртуальной жизни. Неокрепшая детская психика не может выдержать такого натиска. Те, кто идут и просят у родителей, получают чаще всего отказ. Это разжигает желание взять запретный плод ещё больше. В такие моменты, во-первых, страдает нервная система из-за переживаний; во-вторых, появляются комплексы неполноценности из-за финансовой несостоятельности; в-третьих, формируется неправильное отношение к деньгам. Самое страшное последствие — воровство. Не дали? — Возьму сам!
Судьбоносная информация
Мало кто предполагает, что влияние социальных сетей на детей и подростков настолько велико, что через несколько лет может сказаться на их дальнейшей судьбе. В 13-14 лет в их аккаунтах чего только нет, причём большая часть постов и фотографий продиктована возрастным максимализмом и психологическим кризисом. Вульгарность, причастность к различным неформальным группировкам, демонстрация десяти серёжек в одном ухе и забитые татуировками руки — негативизм присутствует в каждом пятом профиле.
Со временем человек переступает порог юношеской зрелости, гормональный фон и психика восстанавливаются. Он заканчивает университет и пытается устроиться на престижную работу. Менеджер по набору персонала находит его в социальных сетях, пролистывает аккаунт год за годом назад… А вдруг найденная информация отрицательно скажется на репутации фирмы? Конечно, отказывая в работе, истинную причину не озвучат, но итог будет один. Сейчас многие руководители мониторят данные о своих настоящих и потенциальных сотрудниках через Интернет.
Интерес для преступников
- Невольная «реклама»
Дети часто не умеют фильтровать информацию, которую они публикуют в своих аккаунтах, не понимая, что некоторые размещённые ими через социальные сети данные приманивают опасных преступников. Это могут быть фотографии с отдыха за границей всей семьёй, по которым вор сделает вывод, что квартира (адрес нетрудно узнать по геолокационным отметкам в том же профиле) пустует и её можно «брать». Или грустный пост о том, как девочка не может дождаться папу возле школы или на остановке. Значит, она поздно вечером куда-то ходит одна и в определённый момент времени остаётся без присмотра взрослых. Может возникнуть угроза для её жизни.
- Манипулирование
Родители также должны знать, что в социальных сетях нередко происходит склонение детей к преступлениям. Взрослые втираются к ним в доверие, выявляют через «душевные разговоры» слабые места и начинают давить и манипулировать. Чаще всего обманным способом узнают какую-нибудь тайну подростка или выпрашивают достаточно откровенные фотографии, а затем шантажируют. Большинство выполняет то, что от них требуют. Чаще всего подстрекают на воровство: взять у родителей деньги и каким-либо способом передать мошеннику.
Нехорошее общение
Обычно родители смотрят на общение детей в социальных сетях сквозь пальцы: переписывается с друзьями — молодец, развивает коммуникабельность. И совершенно зря.
- Общение с посторонними
Никогда нельзя быть уверенными, что ребёнок общается с друзьями. Он может показать вам переписку с каким-нибудь Гусём Лапчатым с расплывчатой аватаркой и сказать, что это его одноклассник (смешной ник себе специально придумал), а на самом деле это будет 40-летний шизофреник. Запомните: в большинстве случаев общение в социальных сетях со взрослыми незнакомцами заканчивается трагедией. Это может быть преступник, сектант, педофил, просто психически больной человек, представитель неформальной группировки или нетрадиционной ориентации. Они могут заложить в голову подростка опасные мысли, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.
- Общение со сверстниками
Даже общение со сверстниками в социальных сетях, кажущееся родителям совершенно безобидным, может быть опасным. Во-первых, пытаясь казаться «крутыми» друг перед другом, они могут материться, обзываться, хвастаться несуществующими подвигами, обсуждать запретные темы, перенимать друг у друга нехорошие привычки. Это отрицательно сказывается на формирующемся характере.
Во-вторых, аккаунты с отфотошопленными фотографиями, снимками с заграничного отдыха, открытой демонстрацией личной в жизни (начиная чуть ли не с 12 лет!) вызывают чувство зависти. Особенно у тех, кто всего этого не имеют. Как следствие — комплексы, злость и обида на весь мир.
В-третьих, дети часто проживают в социальных сетях целую жизнь: ссорятся, мирятся, влюбляются, дружат, ненавидят. Происходит подмена реальности виртуальным миром. Это приводит к обеднению эмоций и неумению общаться в школе и дома.
Троллинг
Троллинг — одно из самых опасных последствий для детской психики. Это провокационные сообщения и комментарии, подстрекательство к чему-то плохому и постыдному, клевета, издевательства, оскорбления и обзывания. Этим занимаются как анонимные пользователи с фейковыми аккаунтами, так и реальные, которые даже не скрывают своей циничности. Среди последних могут оказаться одноклассники или знакомые ребёнка, желающие его унизить. Но чаще всего это психически больные люди.
Подростки очень болезненно воспринимают любую критику в свой адрес в силу возрастного кризиса и нестабильного гормонального фона. Поэтому, когда они видят на своей страничке злые, обидные комментарии, они выходят из себя. Кто-то нервно начинает удалять их, другие вступают в перепалку с троллем, третьи срывают злость на окружающих. Это может сломать детскую психику. Оскорбительные слова воспринимаются всерьёз, появляются комплексы, формируются зажимы и неправильные паттерны поведения.
Троллинг недаром называют одним из самых опасных последствий социальных сетей. Известны случаи, когда он приводил к детским и подростковым самоубийствам.
Смертельные игры
Синий кит, Тихий дом, Беги или умри, Разбуди меня в 4.20, Я в игре, Исчезни на 24 часа — так называемые группы смерти в социальных сетях не просто отрицательно влияют на детей. В итоге они приводят к гибели. И если из-за троллинга только самые впечатлительные подростки могут решиться на суицид, то здесь к этому ведут целенаправленно, шаг за шагом, и поэтому погибает гораздо большее количество школьников.
- Манипулирование и шантаж
Сначала ребёнок вступает в сообщество, кажущееся ему интересным. Затем его вовлекают якобы в игру, в которой нужно выполнять различные задания. На самом деле им искусно манипулируют. Каждое поручение сопровождается подстрекательствами: «слабо?», «сделай это ради родителей», «ты это можешь», «уже 999 человек сделало это — стань тысячным» и т. д. В некоторых группах смерти открыто шантажируют и угрожают: «Не сделаешь это — твои родители умрут». Уже одни только формулировки опасны для психики. Дети начинают нервничать, переживать, не находить себе места. Их захлёстывает волна депрессии и отчаяния. И рассказать никому нельзя, так как это одно из правил игры.
- Смертельно опасные задания
Не менее опасны и сами задания, которые не только расшатывают психику ребёнка, но и угрожают его здоровью и жизни. Например, вырезать лезвием на руке слово (фразу, рисунок). Или перебежать дорогу в неположенном месте прямо перед мчащимся автомобилем. Или уйти из дома и спрятаться так, чтобы тебя не нашли в течение суток. Каждое выполнение задания должно быть зафиксировано на камеру — фото или видео. Под тонким давлением дети делают всё, что говорит куратор. Они становятся психически зависимыми от игры, впадают в депрессию, их сковывает страх. И тут им приходит последнее задание: шагнуть с крыши, броситься под поезд, вскрыть вены.
Дети, вовлечённые в игры смерти в социальных сетях, получают опасную психологическую травму. Им требуется обязательная помощь психотерапевта, внимание и забота родителей. Реабилитация может длиться несколько лет.
Зависимость
Ну и, наконец, самое распространённое опасное последствие социальных сетей для психики ребёнка — зависимость от них. Её признаки:
- есть активные аккаунты, посещаемые ежедневно, в более чем 3 соцсетях;
- большая часть времени проводится в них;
- утро начинается и день заканчивается пролистыванием ленты;
- жалобы на то, что кто-то не лайкнул его пост или фото;
- постоянные разговоры только о социальных сетях;
- ежедневное размещение по несколько селфи.
Ребёнок начинает нервничать, если по какой-то причине не может войти в свой аккаунт в течение долгого времени. Его это раздражает, он может начать плакать, кричать. Такое состояние лечится только у психотерапевта.
Как избежать опасности?
Чтобы обеспечить ребенку безопасность в социальных сетях, познакомьте его прежде всего с правилами поведения в Интернете:
- писать собеседнику лишь то, что сможешь сказать ему прямо в глаза;
- не публиковать на страничке подробную и личную информацию о себе, своём доме, своей семье;
- не оскорблять, не унижать, не обижать других;
- не общаться с незнакомцами, анонимными пользователями, фейками;
- уметь отклонять предложения о видеочатах, созвонах, обмене любыми данными;
- не входить в странные, необычные, подозрительные группы и сообщества;
- по возможности не пользоваться платными услугами;
- не вступать в перепалки с обидчиками и троллями.
Эта информация должна активно распространяться среди детей, чтобы они были осведомлены, что их может подстерегать в безобидных на первый взгляд социальных сетях. Договоритесь с ними, что вы им доверяете и никогда не будете заходить в личные переписки, но и они должны вам пообещать, что ничего запретного не будут совершать. Помимо этого, родителям всё-таки не лишним будет подстраховаться:
- завести аккаунты в тех же социальных сетях, подписаться на ребёнка и отслеживать, что он постит и комментирует, какие фотографии размещает, кого добавляет в друзья, какую музыку слушает;
- время от времени делать дружеские (не категоричные!) замечания (фотография слишком личная, пост чересчур мрачный, комментарий получился грубоватым и т. д.);
- иногда давайте немного денег (от 100 рублей в месяц никто не обеднеет), чтобы он приобрёл те самые стикеры или отправил подарок кому-то из друзей.
Как оторвать ребёнка от социальных сетей в случае зависимости:
- проводить с ним больше времени: ходить всей семьёй в походы, кино, на прогулки, путешествовать;
- увлечь чем-нибудь интересным и полезным: чтением, коллекционированием, спортом, наукой;
- приглашать его друзей домой, устраивать для них праздники (дни рождения, окончание учебного года, хэллоуин);
- привлекать к помощи по дому: просить (а не требовать!) сходить в магазин, посидеть с младшей сестрёнкой, убраться, помыть посуду;
- разговаривать по душам;
- говорить о своей любви, заботиться, доверять, дать почувствовать, что ребёнок нужен вам.
Социальные сети для современных подростков — опасная паутина, которая цепко держит, связывает и парализует психику, негативно сказываясь на характере и системе ценностей, развращая душу. Чтобы уберечь их от неё, будьте максимально близки со своим ребёнком, чтобы он доверял вам больше, чем фейковым анонимным пользователям.
Вам также может быть интересно: