Сократ о красоте и пользе

Сократ о красоте и пользе thumbnail

Сократ разделял тезис антропологизма о том, что идею прекрасного следует соотносить с человеком, а не с космосом. Красота вещей действительно относительна (прекрасная обезьяна несопоставима с прекрасным человеком, а тем более прекрасным богом), поэтому следует найти прекрасное само по себе, общее определение красоты.

Согласно Сократу общий принцип красоты – целесообразность. Поскольку мир устроен разумно и гармонично (мир – это космос), всякая вещь в нем предназначена для какой-то цели, что и делает ее прекрасной. Так прекрасны те глаза, которые лучше видят, то копье, которое лучше летит и колет. Целесообразность, при этом, не означает полезности (это делало бы позицию Сократа прагматической), целесообразность – это причастность вещи к благу. Благо же для Сократа – абсолютная величина, обусловленная устройством мироздания, благо – это и истина, и добро, и красота. Сократ выдвинул идеал калокагáтии (от греч. calos – красота, agathos – хороший), т.е. совпадения добра и красоты в человеке. Злой нрав проявляется в дисгармоничной внешности, а внутренняя доброта проявляется во внешней привлекательности.

Поскольку прекрасное само по себе мыслится Сократом как идеальное совершенство, задачей искусства является подражание этому первообразу, а не природе. Художник отбирает лучшие, совершенные черты в окружающих его предметах и объединяет в идеальный образ. Вычленить первообраз и запечатлеть его – главная цель искусства.

Досократики говорили о красоте, как о качестве мира.
Сократ (V в. до н.э.) одним из первых в истории пытается дать развернутый ответ на вопрос, какова природа и сущность прекрасного.
Он задается целью ответить не только на вопрос «что прекрасно?», но и «что есть прекрасное?»
Сократ впервые попытался определить понятие красоты через сравнение его со смежными понятиями.

Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» (III. 8) свидетельствует, что Сократ видел многообразие прекрасных предметов.
Сократ спрашивает Аристиппа: «А ты думаешь… что хорошее — одно, а прекрасное — другое?
Разве ты не знаешь, что все по отношению к одному и тому же прекрасно и хорошо?»
Доводя до крайности точку зрения Сократа, Аристипп спрашивает:
«Так и навозная корзина — прекрасный предмет?
Да, клянусь Зевсом, отвечал Сократ, и золотой щит — предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасно, а второй — дурно.
Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? — спросил Аристипп.
Да, клянусь Зевсом, отвечал Сократ, ровно как и хороши и дурны:
часто то, что хорошо от голода, бывает дурно от лихорадки и,
что хорошо от лихорадки, дурно от голода;
часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы, безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому,
для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому,
для чего оно дурно приспособлено».

Ксенофонт (IV. 6) пересказывает утилитаристскую точку зрения Сократа:
«Стало быть, полезное есть благо для того, кому оно полезно?
Мне кажется, да, отвечал Евфидем…
…Не прекрасно ли употреблять каждый предмет для того, для чего он полезен?
Конечно, отвечал Евфидем.
А бывает ли прекрасен каждый предмет для чего-нибудь другого, как не для того, для чего его прекрасно употреблять?
Ни для чего другого, отвечал Евфидем.
Стало быть, полезное прекрасно для того, для чего оно полезно?
Мне кажется, да, — отвечал Евфидем».

В диалоге Платона «Гиппий Больший» (Платон. 1968. С. 158-186) спор Гиппия и Сократа полон философского смысла (при этом изложение сократовской точки зрения порою перетекает в собственно платоновские рассуждения).
Сама форма диалога способствует диалектическому рассмотрению предмета.
Сократ действует методом наведения и старается подвести своего собеседника к правильному пониманию проблемы.
На вопрос Сократа «Что есть прекрасное?»
Гиппий отвечает: «Прекрасная девушка». Это исходный момент исследования — утверждение: прекрасное единично и конкретно.
Но прекрасное еще и всеобще, и Сократ подчеркивает это в своем возражении Гиппию: «…а прекрасная кобыла, которую даже бог прославил в известном изречении, разве не есть что-то прекрасное?»
Это указывает на поговорку: «Из городов — самый красивый Аргос, из лошадей — фракийские, из женщин — спартанские».
Тем самым прекрасное характеризуется еще и как наилучшее, наисовершеннейшее в своем роде.

Для Сократа прекрасное многообразно: «…а прекрасная лира.., а прекрасный горшок разве не есть что-то прекрасное?»
Он подводит собеседника к выводу: прекрасное — общее, проявляющееся через единичное; конкретность, обладающая всеобщностью.
Гиппию кажется неудобным ставить в один ценностный ряд женщину и горшок. Тогда Сократ вводит идею степени красоты и для определения степени красоты предмета сопоставляет его с другими предметами.
Сократ вспоминает изречение Гераклита:
«Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом…
Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной — и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному» и иронически обращает это изречение против оппонента:
«Прекраснейший из горшков безобразен в сравнении с породой девичьей, как утверждает мудрец Гиппий».  Гиппий ищет эталон прекрасного и предполагает, что это золото, на которое обменивается все.
Однако Сократ выражает сомнение: ведь Фидий сделал прекрасную скульптуру Афины не из золота, а из слоновой кости. Более того, в сочетании с глиняным горшком прекрасна фиговая ложка, а золотая безобразна.
Тогда, может быть, прекрасное — это обыденное, нормальное, общепринятое, веками сложившееся и освященное традициями течение жизни?
«…Я утверждаю, — говорит Гиппий, — что всегда и везде прекраснее всего для каждого мужа быть богатым, здоровым, пользоваться почетом у эллинов и, достигнув старости и устроив своим родителям, когда они умрут, прекрасные похороны, быть прекрасно и пышно погребенным своими детьми».
Сократ замечает, что здесь не учитывается, что прекрасным может быть исключительное: ведь на героев, рожденных бессмертными богами, и на самих богов определение, предложенное Гиппием, нераспространимо, а им нельзя отказать в красоте.
Тогда возникает суждение: прекрасное — уместное, подходящее, пригодное.
Но Сократ напоминает, что существует пригодное для совершения зла. Тогда не есть ли прекрасное то, что пригодно к совершению добра, то есть полезное?
Это определение также отвергается: «Определение прекрасного, будто оно есть полезное… вовсе не есть самое прекрасное определение» (различение полезного и прекрасного принадлежит персонажу платоновского диалога.
Реальный же Сократ считал, что полезное прекрасно для того, для чего оно полезно.
В передаче Ксенофонта, более объективно излагающего точку зрения Сократа, последний считает, что прекрасное — полезность предмета).
Далее в диалоге Платона возникает сенсуалистическо-гедонистический подход, утверждающий, что прекрасное — источник особого удовольствия: «…прекрасное — это приятное благодаря слуху и зрению», а «приятное, связанное с всеми остальными ощущениями, получаемыми от пищи, питья, любовных утех» выносится за пределы прекрасного.
Платон различает физически и духовно прекрасное и в уста Сократа вкладывается вопрос: разве прекрасные действия и законы бывают нам приятны через слух и зрение?
Здесь идет уже собственно платоновское изложение проблемы и предпринимается попытка сочетать утилитарное, сенсуалистически-гедонистическое и этическое определения: прекрасное — «удовольствие, которое полезно», а полезно «то, чем производится добро».
Но Платон различает добро и красоту.
Его Сократ говорит: «…ни благо не может быть прекрасным, ни прекрасное — благом, если только каждое из них не есть нечто иное».
Спор Гиппия и Сократа не приводит к окончательному определению прекрасного.
Но в ходе дискуссии прекрасное всесторонне анализируется, а ее вывод — заключительная фраза диалога: «Прекрасное — трудно».

Читайте также:  Инфракрасная лампа польза для людей

Источник

Однако вслед за космологической эстетикой в Древней Греции возникает представленная софистами и главным образом Сократом антропологическая эстетика, которая сосредоточилась на субъективной стороне отношений человека с миром. В этот период мерой вещей выступил не традиционный космос, например, как в пифагорейской традиции, а человек – его духовный мир и смысл его жизни и деятельности. Это был революционный переворот в истолковании соотношения природы и человека, который, правда, совершился в рамках общего античного мировоззрения. Таковым он был и в понимании прекрасного и искусства. Отвергнув традицию натурфилософов определять красоту как свойство конкретных предметов и тел, Сократ создал концепцию красоты как идеального смысла, выражения разума человека и его идей, которые не определяются материальным миром, а, наоборот, определяют его предметы и вещи. Калогатия (calos – красота, agatos – добрый, хороший), термин давно известный античным мыслителям, впервые широко применен в философии Сократа для определения связи всех человеческих добродетелей, красоты и знания. Красивый, мудрый, знающий человек – калогатийный ( См.13, С.32).

Впервые Сократом была сделана попытка определить идеальное как самостоятельно существующее и объективное, как критерий определения красоты в результате соотнесения предметов и явлений с понятием

о красоте.

Это положение позволило Сократу трактовать искусство как продукт творчества человека (а не космического ума, бога и т.д.), предметом которого выступала человеческая жизнь (а не мифологические существа, боги и герои). Античная теория подражания у Сократа выступала как теория подражания искусства человеческой жизни, человеческой деятельности, а не космосу в целом.

Досократики часто пользовались понятием «мимесис» для характеристики человеческой деятельности. Для пифагорийцев – музыка подражание, «подслушивание» музыки небесных сфер. У Сократа мы встречаемся с совершенно иной логикой. То разграничение, которое зародилось в недрах его философии между фактом, единичностью и всеобщностью, а затем и сближение всеобщего с идеальным смыслом действительности породили реальную возможность трактовать мимесис как попытку восстановить, воспроизвести первообраз, смысл, идеальную сущность.

Читайте также:  Пельмени с уксусом вред и польза

Стоит обратить внимание в этой связи на разговоры Сократа с живописцем Паррасием и скульптором Клитоном (См.:12, кн.3, гл.10) и того, и другого философ буквально заставляет признать, что единственным смыслом их художественной деятельности является отнюдь не повторение реально существующих предметов, ибо, рисуя красивого человека, художник не может изобразить какую-нибудь конкретную модель. Общий смысл человеческой красоты постигается через отвлечение отдельных красивых черт у многих реальных людей; этому «первообразу» и подражает художник. Поскольку же красота, благородство, скромность, грубость и другие черты характера, внутренней духовной сущности человека прямо не представлены в его внешнем облике, искусство должно воспроизводить саму эту внутренюю жизнь человека, его духовные качества. Оно является, следовательно, не просто подражанием существующему, внешнему, единичному, а проникновением в суть, выражением причастности к первообразу, ко всеобщему и идеальному: красоте, добру, благу.

Важно иметь в виду , что Сократ говорит с Клитоном и с Паррасием об изображении живых людей, их жизни и характера; здесь нет речи о сокральном содержании скульптуры и живописи. Искусство теряло свою внутренюю зависимость от мифа, но становилось подражанием реальной жизни и начинало ориентироваться на просыпающуюся социальную активность личности.

Наконец, важнейшим достижением сократовской эстетики было определение специфики целесообразности красоты в искусстве и соответствующей этой целесообразности (в отличие от утилитарной и нравственной) эстетической формы, восприятие которой доставляет человеку эстетическое наслаждение, независимо от того, что изображается в искусстве.

Отсюда становится очевидным, что здесь впервые искусство было в принципе выделено среди других форм сознания и деятельности. Хотя вплоть до эпохи Возрождения оно рассматривалось в ряду среди других видов “искусств” или как искусность в выполнении любого утилитарно-полезного и общественно значимого действия, тем не менее отличие искусства от других видов деятельности было обосновано, в частности, благодаря тому, что была найдена идеальная форма его существования, а именно – образность как знаковое образование, означающее особую, лежащую вне повседневной действительности, реальность и отсылающее к ней (в отличие от образов античной мифологии, которые воспринимались как реально существующие). В своей концепции искусства Сократ опирался не только на развитую им концепцию мира и человека, но, в известной мере, и на искусство своего времени, наиболее выдающиеся представители которого – скульпторы Поликлет, Мирон, Фидий и Пракситель – наряду с богами стали ваять и типичных представителей античного общества – атлетов, воинов и других.

Но наиболее адекватной теории искусства Сократа, как и софистов, была ораторская речь, доведенная ими до художественного совершенства, поскольку именно при помощи речи возможно выразить красоту смысла или смысл красоты как ее понимал древнегреческий философ.

Правда, оставаясь в рамках античного мировоззрения, Сократ и к речи применял критерий сходства искусства и организма, утверждая в “Федре”, что речь, как и другие виды искусства, должна иметь начало, середину, конец и обладать гармоническим соотношением этих частей. И все же сократовская теория искусства была односторонней, поскольку не учитывала – в той степени, в какой это уже было достигнуто натурфилософской эстетикой – материально-эстетический уровень искусства и сосредоточилась главным образом на его идеальной стороне.

Источник

Греческие софисты (Протагор, Горгий, Продик, Фразимах, Гиппий, Антифонт) – философы V в. до н. е. – основатели нового направления в эстетическом освоении мира: субъективно-антропологического. В противоположность объективному космологизму натурфилософов софисты учили: в природе нет никакого порядка и никаких законов. Отойдя от вопросов космологии, софисты сосредоточили внимание на вопросах искусства. им принадлежит выделение искусства в особую сферу духовного опыта, во-первых, благодаря тому, что они отделили художественную деятельность от всех ее видов на основанию не случайности созидания. Лишь тот произведение человеческих рук, который является следствием сознательного замысла и исполнения, согласно общим принципами, положенными в основу такого вида деятельности, является искусством. Во-вторых, искусство было противопоставлено природе на том основании, что в природе царит случай, а искусство является следствием сознательного выбора. Отрывки произведений, дошедших до нашего времени, свидетельствуют интерес софистов к проблеме субъективных ощущений. Последнее обусловлено сосредоточением внимания на проблемах субъекта и особенностях субъективного восприятия явлений. В отличие от космологизму натурфилософов, которые считали прекрасное основой и сущностным признаком бытия космического мира, софисты рассматривают красоту как чисто субъективное понятие. Софистам относится определение прекрасного: “Прекрасное есть то, что приятное для зрения и слуха”. В этом определении имеется релятивизм (относительность) понимание красоты. Важность их позиции для эстетической теории заключается в том, что впервые был открыт феномен субъективного переживания эстетических ценностей. Они признавали большое влияние красоты на человеческие чувства. Не менее актуальным было нахождение субъективной степени красоты. Софисты рассматривали ее как онтологическую характеристику вещи, качества которой соответствуют своему назначению.

Читайте также:  Деревья и их польза природе

Принцип эстетической соответствии утверждал: каждая прекрасная вещь имеет свою форму, по-своему прекрасна. Глубокое решения такая проблема получила впоследствии в эстетике Сократа.

Важное значение в учении софистов об искусстве мало выделение двух его типов по назначению, а затем и по особенностям воздействия на субъекта восприятия. Это искусства полезные и те, что дают удовольствие. Так, согласно софистом Алкидамом, статуи дают удовольствие, но бесполезны. Ритор Горгий в работе “Защита Елены” раскрыл эстетику слова, обосновал его влияние на человеческую душу, анализируя искусство трагедии, комедии и красноречия. “Художники, – писал Горгий, – очаровывают глаз, из многих цветов и тел образуя одно тело и один образ” [14, с. 90]. Эта позиция в теоретическом смысле интересна тем, что очерчивает проблему специфики эстетического переживания, хотя и не дает ее решения.

Эстетика Сократа, как и его философия в целом, дошла до нас в цитировании и воспоминаниях его современников, в частности в трудах его выдающегося ученика Платона. Сократ (469-399) развивал учение в устной форме, создавая его в виде вопросов и ответов. Тем самым он положил начало диалектический метод построения мысли, в том числе и в области эстетики. Разрабатывая преимущественно проблемы этики, Сократ внедрил эстетические критерии оценки человека по объективным ее качествами – человеческими добродетелями. Добродетели же определяются знанием людей о том, что такое добродетель, а следовательно, и действуют на основе этих знаний. Он считал главными добродетелями человека умеренность, храбрость, справедливость, знание которых могут претендовать только “достойные люди”, сочетая в себе добро и красоту (“калос агатос»). Итак, моральное постигается эстетическим критериям. В воспоминаниях Ксенофонта о Сократе содержится, в частности, следующее высказывание философа: “А ты думаешь … что хорошее – одно, а прекрасное – другое. Разве ты не знаешь, что все в отношении одного и того же прекрасное и хорошее Да, прежде всего о духовные добродетели нельзя сказать, что они по одним предметам – кое-что хорошее, а в отношении других – несколько прекрасное, затем, люди называются и прекрасными, и хорошими в одном и том же смысле относительно одних и тех же предметов … “[6, с. 89]. В основу теории прекрасного Сократ положил принцип целесообразного: прекрасное то, что разумно, имеет смысл. Это мнение не стоит, однако, воспринимать узко-рационалистически. Сократ акцент на двух моментах прекрасного. Первый роднит его с предшествующей философской традиции – это мнение о внутренней целесообразности предмета, явления, то есть его жизненности, выразительность которой и является объективным основанием красоты. Второй момент связан с умным постижением сущности явления, является для восприятия как прекрасен. То есть речь идет о культуре мышления относительно предмета в соответствии с логических принципов его целесообразности.

Сократ впервые отличает общее понятие “прекрасное”, что выступает как характеристика ряда явлений: прекрасная предметность, прекрасная мысль, прекрасное человеческое тело и под. Он раскрывает диалектику объективного и субъективного в понятии «прекрасное»: красота может быть фактом сознания и одновременно факту материального мира. “… Красота у Сократа не просто отличается от прекрасных вещей, она является их принцип (arche), их основная мысль (hypothesis), их индуктивно определенный смысл (logos), их смысловая” общность “(to саtholoy)”, – отмечает А. Лосев [7, с. 176].

Важной составляющей эстетики Сократа является обоснование принципа идеализации в искусстве. В беседах живописца Паррасия и скульптора Клитона Сократом раскрывается понятие обобщения в художественном образе и поиск существенных черт изображенного. “Рисуя хорошие человеческие образы, вы берете у разных людей и соединяете вместе красивые черты и таким образом достигаете того, что все тело кажется красивым”, – говорит Сократ художнику. Особое же внимание уделено передаче духовных качеств человека в искусстве: “… Скульптор должно выражать в своих произведениях состояние души”, – замечает он Клитона [6, с. 90-91].

Эстетика Сократа начала эстетические идеи классического периода античной Греции – эстетику Платона и Аристотеля.

Источник