Статья о пользе педагогической литературы

Готовясь к экзаменам по педагогике и читая жизнеописания известных учителей-новаторов, набрела я как-то на толстую хрестоматию ещё советского издания, рассказывающую о жизни и деятельности зарубежных просветителей. В частности, о жизни Роберта Оуэна.

Читая его историю, я чувствовала себя так, словно читала историю всего нашего российского образования от 1900 года вплоть до нынешнего времени. И более того, эта статья предвидела даже будущее нашего образования, отданного в руки “эффективных сов”.

Прошло уже более 10 лет, и я не ручаюсь на 100% правдивость моего пересказа, но все же ключевые моменты постараюсь отразить.

Детство и юность педагогического гения

Роберт Оуэн родился в 1771 году в Англии, переживавшей в то время громадный промышленный переворот. Повсеместно изобретались и совершенствовались станки, транспорт, укрупнялись мелкие производства.

Родители Оуэна были не богаты. Роберт был их седьмым ребенком, поэтому в 10 лет они уже отдали своего сына учиться профессии седельника. Однако у мальчика, который уже в 5 лет пошел в школу, а в 7 лет стал помощником учителя, были свои планы.

Сначала он устроился в суконную лавку (в то время в Англии действовали суровые цеховые законы: каждый новичок поступал в ученики и первый год не получал платы вообще), потом решил попробовать основать собственное дело. Богатый жизненный опыт и трудолюбие помогли ему уже в 18 лет сколотить капитал, необходимый для создания своей фабрики. На его фабрике работало всего 40 рабочих, но благодаря опытному руководству Оуэна приносила она такую большую прибыль, что Оуэна приняли в крупное производство, назначив управляющим уже 500 человек. Парню в это время не исполнилось и 20.

Однако дочь владельца фабрики решила выйти замуж, а по условию брачного контракта ее тупой муж получал право вмешиваться в дела управления. Гордости Оуэна был нанесен сильный урон, и он разорвал контракт с директором. Оуэну выплатили его долю и проводили со двора.

Но тут самому Оуэну улыбнулась судьба: он познакомился с дочерью одного из богатейших фабрикантов. Ее отец сначала делал козью морду при каждом появлении зятя, но узнав, что за его дочерью ухаживает не кто иной, как знаменитый на весь Манчестер финансовый гений, обеспечивший своему прежнему директору 300% прибыли, будущий тесть резко подобрел и даже простил Оуэну то, что он относился к другой религиозной конфессии.

И доверил ему управление над одной из своих фабрик. Этот момент весьма важен, поскольку впервые Оуэну была предоставлена возможность устраивать все дела на фабрике так, как он хочет. Несмотря на то, что его доля в прибылях составляла одну девятую, Оуэн стал единоличным руководителем фабрики и в весьма короткое время сделал из нее передовое предприятие.

Проблемы английского капиталиста

Это длинное вступление необходимо для понимания того, как Оуэн вывел свою формулу успеха. А секрет его был прост:

1. Работая с младых ногтей, он замечал, где и из-за чего хозяин терпит убыток. Главной проблемой была неграмотность рабочих и их нежелание трудиться за гроши, зато готовность на всякие пакости ненавидимому хозяину, повальное пьянство, воровство и т.д. Часто именно из-за вопиющего невежества рабочего портился дорогой станок, из-за чего хозяин терпел огромные убытки. Помним знаменитое правило нашего социалистического детства? “Из рабов работники как из говна пуля!”

2. Большой проблемой был травматизм на предприятиях. А вызывался он, наряду с пьянством, ещё и тем, что наравне со взрослыми трудились и дети. Хозяин считал, что детский труд выгоден, так как ребенку можно платить всего ¼ платы взрослого. Однако на деле дети быстрее уставали и чаще влипали во все неприятности.

3. Прежний хозяин фабрики пытался исправить характер своих рабочих огромными штрафами. Результат был немного предсказуем – все более-менее опытные рабочие уволились с фабрики и ушли к конкурентам. Остались одни дураки, пьяницы и воры.

Вот с таким контингентом и начал работу будущий педагогический гений.

Решение проблем капиталиста, предложенное социалистом

Методы работы Оуэна достойны увековечения на скрижалях педагогики.

1. Начал он с того, что… просто поговорил с рабочими, объяснив им, что он собирается делать и как он хочет улучшить их быт. Рабочие ему конечно не поверили, но доброе начало было положено. Ведь все предыдущие их хозяева не удостаивали их даже взглядом.

2. Далее Оуэн выстроил рядом с фабрикой обширное здание с просторными квартирами и отдавал их рабочим внаём за чисто символическую плату. Рабочие, ютившиеся до этого по 20 человек в одной комнате, мгновенно оценили такую заботу и переселились в новое здание, приобретя похвальную привычку к чистоте и приличному поведению.

3. Рядом с общежитием рабочих и в самом здании завода Оуэн открыл столовые и лавки, где продукты продавались намного дешевле, чем у всяких барышников, которые спускали рабочим всякое дерьмо втридорога. Скоро все спекулянты, промышлявшие краденым, перекочевали в другие фабрики.

4. Далее в списке стояла борьба с пьянством. Оуэн поступил парадоксально – открыл свои кабаки, где торговали водкой за полцены. Этот «финт ушами» привел к тому, что все другие кабатчики разорились или ушли в другие места. А рабочим стало неинтересно пить «разрешенную водку». Ведь к этому времени их материальное положение значительно улучшилось, нашлись другие развлечения.

5. Наконец Оуэн взял из приюта и работного дома 500 детей разных возрастов. Старших он принял рабочими на фабрику, а малышню поместил в ясли и фабричную школу, организованную им по лучшим стандартам швейцарских передовых школ. Само собой, что дети рабочих тоже были помещены в ясли и школу, где их учили чтению и письму, а также давали первичные навыки работы. Оуэн ограничил рабочее время 10 часами, запретил работать детям до 10 лет, ввел перерыв на обед, ввел поощрительную систему премий за переработку, пенсии… – короче говоря, его нововведения как будто взяты из современного трудового кодекса.

Школа Оуэна

1. Начал Оуэн с того, что завел в школе строгий порядок, обеспечив детям хорошую еду и присмотр. Затем оборудовал кабинеты учебными пособиями. Упор, конечно, делался на подготовку детишек к будущей работе ткачами, но Оуэн не ограничивался этим. К детям приходили люди разных профессий и рассказывали о своей работе. В одной из комнат был сделан макет корабля с настоящими вантами и мачтами. На переменах детишки с огромным удовольствием выполняли команды своего «учителя физкультуры», бывшего моряка, взбирались на мачту как кошки, вязали такелажные узлы и т.д. Новаторством было и то, что Оуэн разделил детей не только по возрасту, но и по знаниям, вдобавок учил девочек наравне с мальчиками. Разница была только в том, что девочек на уроках труда учили шить и другим женским рукоделиям и делам.

Читайте также:  Польза хны и ее применение

2. Близость школы к фабрике давала ещё и ту пользу, что матери и отцы во время обеденного перерыва приходили проведать своих детишек, делясь с ними припрятанными вкусностями и с удовольствием наблюдая, как резвятся их счастливые детишки.

3. Так как родители учеников относились к разным религиозным конфессиям, Оуэн изначально обговорил с учениками и родителями тот момент, что никаких религиозных споров и вообще никакого религиозного вмешательства в школьные дела не будет. И свято соблюдал этот договор ко всеобщему согласию и счастью.

4. Некоторые неграмотные родители изъявили желание тоже учиться чтению и письму. Для них были созданы вечерние курсы, где преподавателями со временем стали… их собственные дети. Скоро уровень образования рабочих повысился настолько, что Оуэн нанял уже профессиональных учителей, которым платил хорошие деньги. Если какой-нибудь особенно талантливый ребенок желал стать преподавателем фабричной школы, для него не было никаких препятствий, кроме испытательного срока и экзамена.

5. Успехи фабричной школы в обучении и воспитании неграмотных детей скоро обратили на себя всеобщее внимание. В то время в Англии недоставало действительно хороших учителей, поскольку малая оплата их труда отпугивала всех талантливых студентов. Поэтому даже детей богатых фабрикантов учили как попало. И скоро в школу Оуэна началось целое нашествие детишек-«мажоров», чьи родители с удивлением видели, что фабричный ребенок-шестилетка знает больше, чем их недоросль в 13 лет.

Оуэн поступил здесь очень мудро: он не брал плату за учёбу с рабочих, но с богатых брал приличные деньги. Со временем сложилась парадоксальная ситуация, когда доходы от школы чуть ли не сравнялись с доходами от фабрики.

О «благоприятном» влиянии церкви на нравы общества

Увы, сокрушительный успех Оуэна на ниве исправления нравов вызвал много злобы со стороны людей, которым, казалось бы, сам боженька велел радоваться столь похвальному результату. Кто же были эти ненавистники?

Одним был местный пастор. До этого он 20 лет наблюдал моральное разложение рабочих и безуспешно пытался исправить их нравы нудными проповедями и пением псалмов. А тут, понимаешь, пришел какой-то неверующий засранец, и через каких-то 5 лет рабочие уже почти все бросили пить, и даже устроили свой театр! Чем больше росло благосостояние рабочих, тем больше злился их пастырь, распространяя всякую клевету и строча доносы. Но до поры до времени все это не имело последствий…

Пока на фабрику не наведались компаньоны Оуэна. Квакеры по убеждениям. Пока фабрика приносила маленький доход, их все устраивало. Однако, когда прибыль возросла в десятки раз, компаньоны решили проведать свою золотую курочку. И подобно всем дуракам набитым, тут же приняли решение ее зарезать. Продать, пока фабрика приносит максимальный доход. Ибо вдобавок с прискорбием выяснили, что – о ужас!!! – в школе Оуэна не преподается катехизис, дети не учатся пению псалмов, не читают молитв и не соблюдают посты.

Тщетно Оуэн тыкал их носом в ведомости, доказывающие стабильно возрастающий доход, говорил о проблеме многоконфессиональности, водил по классам и фабрике, где все блистало достатком и чистотой – квакеры больше верили своему другу-пастору и хотели много денег сразу. Спор длился ровно до тех пор, пока Оуэну не напомнили, что его доля в предприятии, в соответствии с договором, составляет лишь треть, а потому его компаньоны имеют решающее большинство голосов. Оуэна вынудили “уйти”.

Как эффективные квакерские менеджеры инновации в образование вводили

1. Первое, что сделали компаньоны, – это ввели уроки катехизиса, псалмов, чтения Евангелия… короче, ввели уроки православной религиозной культуры и сделали преподавателями единственно достойных этого людей – себя! За тройную плату.

2. Сразу снизили оплату всех остальных учителей в десять раз. Ибо зачем платить так дорого? Везде же учителям платят гораздо меньше. Подумаешь, детей учит! Да мы таких сто штук найдем.

3. Сразу срезали зарплаты рабочим, выгнали их детей из школы (оставив только тех, кто согласен был платить за обучение), чтобы освободить место для детей богачей – ведь теперь-то, после инноваций, они валом повалят!

4. Само собой, уничтожили всю социалку, которую так долго выбивал и устраивал Оуэн. (Честное слово, читала все это – и видела современную Россию и ее школу.)

Блестящий результат квакерских реформ

Результат опять-таки был немного предсказуем. Выгнанные дети рабочих и сами были рады оставить школу, которая из святилища знаний превратилась в монашеский склеп.

Вслед за детьми уволились талантливые учителя, которые, разумеется, нашли себе куда более оплачиваемую работу. Взамен были наняты за копейки всякие бездари – но истинно верующие!!!

Однако ожидаемого повышения доходов не случилось, ибо богачи моментально просекли, чем дело пахнет, и разобрали своих детишек в максимально короткое время.

Оуэновская школа прекратила свое существование. А вслед за ней обанкротилась и фабрика. Тысячи людей враз потеряли работу и лишились надежды на будущее.

За время управления Оуэном стоимость фабрики возросла на треть, за время управления эффективными менеджерами – упала в 6 раз.

Что осталось добавить: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Источник

Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и исправлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни…

Но могут еще заметить нам, что если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель – методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред. Но, во-первых, как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнее мертвого однообразия, в котором нет убеждений; а во-вторых, мы должны сказать, что в отношении общественных заведений под именем педагогов мы никак не разумеем одних преподавателей и ближайших воспитателей (гувернеров, надзирателей), но общий совет преподавателей и воспитателей (конференции, советы и т. д.), начальство заведения (директора, инспектора и проч.), учебные комитеты и проч. В организме общественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель, если обе эти должности не соединены вместе…

Читайте также:  В чем польза запекания в духовке

Как бы ни были подробны и точны инструкции преподавания и воспитания, они никогда не могут заменить собой недостатка убеждений в преподавателе. Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников…

Преподаватель, который только в классах занимается своим делом, а переходя за порог школы, не встречает ни в обществе, ни в литературе никакого участия к своему занятию, весьма скоро может охладеть к нему. Надобно столько любви к детям, чтобы в одиночку думать о них постоянно, и общество не имеет права требовать такой любви от кого бы то ни было, если оно само не показывает участия к делу воспитания.

Преподаватель, уединенный в своей тихой, монотонной деятельности, видя, что ни общество, ни литература, занимающаяся даже ассирийскими древностями и этрусскими вазами, не занимаются его скромным делом, должен иметь, повторяем мы, необыкновенно много нравственной энергии, чтобы не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни…

Наставническая и воспитательная деятельность, может быть, более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном одушевлении; а между тем она более, чем всякая другая деятельность, удалена от взоров общества, результаты ее выказываются не скоро и замечаются не многими, реже всего самим воспитателем; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его к бессознательности. Механический процесс преподавания или утомительное наблюдение за шаловливыми детьми, не давая пищи уму, в то же самое время не дают ему и той свободы, которая совместна с деятельностью чисто физической…

Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения…

  • 1 К.Д. Ушинский не был сторонним наблюдателем и не стремился выработать определенную систему путей и средств решения педагогических проблем в деятельности педагога, он искал решения вопросов в самой деятельности образовательного учреждения.
  • 2 Утверждения К.Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях» находят подтверждение в современных концепциях образования.
  • 3 Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе.
  • 4 Изучая литературное наследие К.Д. Ушинского можно многое подчеркнуть для понимания не только роли учителя в жизни ученика, но и влияние учеников на деятельность учителя.

Источник

фото из материала издания “Мел”

Создатель учебника для начального обучения «Родное слово», выдержавшего 187 переизданий, пришел в педагогику и остался, чтобы, кажется, вечно помогать в воспитании детей. Его детище до сих пор используется в начальной школе, а заложенные им основы русской педагогики остаются незыблемыми до сих пор.

Справка: Основа педагогической системы Константина Ушинского (19 февраля 1823 — 22 декабря 1870 гг.) — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и других педагогических работах.

В 1855 году русский писатель, выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский устроился на работу в Гатчинский институт. Там юрист по образованию (он блестяще окончил юридический факультет Московского университета) понял, что создан для педагогики. Толчком стала профессиональная литература, которая попала к будущему создателю российской научной педагогики, можно сказать, случайно.

Переворот после перевода

Во-первых, в 1855 году редактор журнала «Библиотеки для чтения» Альберт Старчевский прислал Ушинскому несколько номеров английского журнала «Athenaeum» с просьбой перевести статьи о воспитании в Америке. Сделав работу, Ушинский не мог уснуть — настолько сильно его поразили зарубежные тексты.

— Вращаясь постоянно в училищном кругозоре, ознакомившись поближе с детьми, которых надо развить, учить и воспитывать, я, по прочтении «Athenaeum», не мог спать несколько ночей! Статьи произвели страшный переворот в моей голове, в моих понятиях, убеждениях. Они подняли в моем уме целый рой вопросов по воспитанию и образованию; навели меня на многие, совершенно новые, мысли, которые, без этих статей, пожалуй, никогда не пришли бы мне в голову. Я не знаю, что я сделаю, что со мною будет, но я решился посвятить себя с этого дня исключительно педагогическим вопросам, — писал Ушинский.

презентация доклада об Ушинском на slide-share.ru

«Опасное» наследство — книги

Второй и окончательный шаг в педагогику Ушинский совершил так же под влиянием литературы. Об этом в биографическом очерке рассказывает Матвей Песковский. От бывшего инспектора Гатчинского института Егора Гугеля остались два огромных шкафа с книгами. К наследию «сумасшедшего профессора» (так называли Гугеля за глаза) никто не смел притронуться. Однако Ушинский попросил открыть запечатанные шкафы и изучил пыльные тома, которые не открывали около двадцати лет.

Читайте также:  Сало свиное польза и вред для детей

Знания снова перевернули жизнь молодого педагога, помогли четко сформулировать миссию педагогической литературы в жизни воспитателей и преподавателей.

— Это было в первый раз, что я видел собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и — Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще! Человек, заведший эту библиотеку, был необыкновенный у нас человек. Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьёзно на дело воспитания и увлёкся им. Но горько же и поплатился он за это увлечение. <…> Недаром же после него закрыли и запечатали его опасное наследство. Разбирая эти книги, исписанные по краям одною и тою же мёртвою рукою, я думал: лучше было бы, если бы он жил в настоящее время, когда уже научились лучше ценить педагогов и педагогические идеи, — писал Константин Ушинский.

презентация доклада об Ушинском на slide-share.ru

Счастливый год министерского журнала
Третий важный шаг в научной педагогике Константин Ушинский сделал, будучи редактором «Журнала министерства народного просвещения». В этой должности он проработал лишь всего год (1860-1861 гг.). Но за этот год журнал стал главным источником не сухих и скучных нормативных актов, а живого обсуждения и полезных практик для педагогических коллективов страны.

Сам министр народного просвещения того времени Евграф Ковалевский, который устроил Ушинского во главе журнала, писал в представлении, что «журнал министерства народного просвещения в настоящем своем виде не занимает в русской литературе места, которое принадлежит ему по праву как органу государственного учреждения». Ушинский, получив карт-бланш, поставил целью из «совершенно бесхарактерного журнала, в котором в продолжение около тридцати лет помещались статьи, не принимаемые другими журналами… сделать специальный журнал министерства, то есть говорить о том предмете, которым министерство занимается,- о народном образовании».
После этого в журнале появились четыре отдела «Педагогика и дидактика», «Вспомогательные науки», «Критика и библиография», «Известия и смесь», стали печататься разборы учебников, детских книг, педагогических сочинений, статьи о воспитании и психологии. А официальным документам тоже нашлось место: их публиковали отдельно.

Однако после смены министра в 1861 году Ушинский подал в отставку, а журнал стал прежним — все тем же набором сухих законов и постановлений.

Значение литературы для педагога

В своей деятельности Ушинский настаивал на необходимости широкого обсуждения педагогических практик, поиске золотой середины между теорией и практикой, а также бесконечном самообразовании педагога и важности в этом процессе педагогической литературы. В 1857 году в своей статье «О пользе педагогической литературы» в первом номере журнала «Воспитание» писал, почему педагогу так нужен баланс между собственным опытом и теоретическими знаниями.

— Педагогическая литература одна только может оживить воспитательную деятельность, придать ей тот смысл и ту занимательность, без которых она скоро делается машинальным препровождением времени, назначенного на уроки, — писал он.

Самого Ушинского воспитывала мама Любовь Степановна. Когда мальчику было 12 лет, женщина умерла, а его зачислили благодаря хорошей домашней подготовке сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии.

Его шестерых детей воспитывала жена. Ушинский постоянно следил за ходом занятий и руководил их обучением.

— Сам же он, – как говорит Фролков в биографии «К. Д. Ушинский», – не мог давать уроков, и особенно своим детям. Малейшее затруднение учащихся, малейшая ошибка с их стороны сильно раздражали его, и он уходил, не окончив урока”, — пишет Матвей Песковский.

Константин Ушинский был уверен, что воспитание — это все же, в первую очередь, обязанность родителей. Минимум до 10 лет родителям стоит заниматься детьми дома.

— Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители, конечно, не избавляются этим от священной обязанности наблюдать за воспитанием. Наблюдения над одними отметками, переходами из класса в класс и экзаменационными аттестациями весьма недостаточно, — писал он в журнале «Воспитание».

Важным он считал и для самих педагогов оценку их деятельности родителями детей. Ведь плоды воспитания видны не сразу, от того и ответственность на учителях лежит гораздо большая — какими людьми вырастут их ученики?

— Какие разнообразные и иногда какие странные требования делаются родителями воспитанию! <…> Иногда хорошо воспитанным человеком зовут того, кто умеет хорошо повязать галстук, держать себя по моде, болтать на иностранных языках, поддерживать разговор в гостиной, нравиться дамам и прочее, и прочее; иногда того, кто умет поклониться, где следует, поднять нос, где можно, задать тону, не пропускать того, что плывет в руки, и пр. и пр. В отношении воспитания женщин понятия бывают еще страннее: воспитанная девушка должна уметь пустить пыль в глаза, пробежать небрежно трудную арию, соединять наивность с холодным рассудком, под ласковой улыбкой скрывать самые неласковые движения души, и главная цель ее воспитания – поймать выгодного жениха. Скажите, как назвать тех воспитателей, которые решатся удовлетворять таким требованиям? Называйте как угодно, только, ради бога, не воспитателями.

Сквозь столетия транслируют труды Константина Ушинского и еще один важный посыл: кроме оценки труда педагога родителями, необходимо и внимание к педагогическому труду всего общества. Ведь общество как раз и состоит в конечно итоге из воспитанных и образованных людей или же наоборот.

— Преподаватель, который только в классах занимается своим делом, а переходя за порог школы, не встречает ни в обществе, ни в литературе никакого участия к своему занятию, весьма скоро может охладеть к нему. Надобно столько любви к детям, чтобы в одиночку думать о них постоянно, и общество не имеет права требовать такой любви от кого бы то ни было, если оно само не показывает участия к делу воспитания. Если мы требуем от ремесленника, чтобы он думал о своем ремесле и старался познакомиться с ним ближе, то неужели общество, доверяющее нам детей своих, не вправе требовать от нас, чтобы мы старались по мере сил своих познакомиться с тем предметом, который вверяется нашим попечениям, – с умственной и нравственной природой человека? Педагогическая литература открывает нам широкий путь для этого знакомства.

Расскажите в комментариях, читаете ли вы книги по педагогике? Что посоветуете прочитать коллегам?

Источник