Статья родное о пользе педагогической литературы
«Отец русской педагогики» К. Д. Ушинский много работал над вопросами детской психологии, над выяснением воспитательного значения детского чтения и над отбором материала для этого чтения. Большинство проблем, поднятых им с такой принципиальностью, не теряет своей значимости и для нашего времени.
Фото: staryy.ru
Ушинский
«Отец русской педагогики» К. Д. Ушинский много работал над вопросами детской психологии, над выяснением воспитательного значения детского чтения и над отбором материала для этого чтения. Большинство проблем, поднятых им с такой принципиальностью, не теряет своей значимости и для нашего времени.
Используем ли мы всю силу литературы для воспитания чувства патриотизма, хорошо ли знакомим детей с произведениями фольклора, с достаточной ли уверенностью и осведомленностью включаем в их чтение произведения общей литературы, не слишком ли облегченный материал даем для чтения детей младшего возраста? Эти вопросы и многие другие напрашиваются при сопоставлении высказываний Ушинского с деятельностью наших писателей и издательств.
Во времена Ушинского хорошие образцы детской литературы насчитывались единицами. Но тогда велась страстная, напряженная борьба за создание высокоидейной детской литературы, которая являлась бы, по выражению Чернышевского, «учебником жизни» и была бы активным помощником в воспитании того «нового человека», за которого боролись передовые люди эпохи. Педагогические идеалы Ушинского были более умеренными, чем идеалы его современников — Чернышевского и Добролюбова, но огромная теоретическая и практическая работа Ушинского по внедрению народного образования, по укреплению народных школ и, в частности, по созданию детских книг для чтения в большой степени способствовала претворению в жизнь передовой педагогической мысли.
Составляя книги для чтения, Ушинский обращал свой упрек ко всем замечательным писателям своего времени, мало думавшим о создании детской литературы. Он считал это доказательством безразличного отношения к воспитанию, которое является высоким «искусством развития сознания и воли» («О пользе педагогической литературы») и в котором литературе принадлежит ведущая роль.
Но и при малом количестве годных для детей произведений Ушинский создает замечательные книги для чтения. Он включает в них образцы фольклора, отбирает подходящие произведения общей литературы, сам пишет и переводит детские статьи и рассказы, побуждает своего друга — педагога Л. Модзалевского — писать для детей.
В 1861 году Ушинский выпускает «Детский мир», в 1864 году — первую и вторую части «Родного слова». И «Детский мир», и «Родное слово» — учебные книги для классного чтения и обучения русскому языку. Нас они интересуют со стороны принципиального разрешения вопросов детской литературы и детского чтения.
Ушинский резко рвет с затхлыми традициями современной ему детской литературы. Эта литература замыкала детей в «детскую», куда не допускала никаких отголосков живой действительности. Ушинский считает, что детей должно готовить к жизни, нужно воспитать в них уважение к умственному и физическому труду, желание и умение самим работать. С раннего возраста дети должны чувствовать кровную связь со своим народом, для чего их необходимо знакомить с бытом народа, его историей, его творчестовом.
Так пробудится в детях желание работать на пользу народа. Произведения лучших писателей и фольклор лучше всего служат этой цели воспитания. В фольклоре «много глубокого философского ума, истинно поэтического чувства, изящного, поразительно верного вкуса, следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездна необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добираются потом великий поэт и глубокомысленный философ» (статья К. Ушинского «Родное слово»).
Включить в свои книги для чтения фольклор побудило Ушинского не только убеждение, что при обучении родному слову, которое одновременно есть развитие языка и развитие сознательного отношения к окружающему, следует привлечь лучшие поэтические образцы народного языка, но и анализ впечатления, которое производят подобные произведения для детей.
В сказках, созданных народом, «педагогическим гением народа», уловлены и любовь маленьких ребят к повторам, и к рассказу «стройному, легко обозримому, полному движения, жизни и интереса». («Родное слово». Книга для учащих.)
Детей подкупает в произведениях народного творчества поэтическая искренность, которая противопоставляется Ушинским выдумкам неумелых авторов детских книг. Такой автор усиливается снизойти до детского понимания, фантазирует по-детски, «но вместе с тем не верит сам ни в одно слово, им написанное».
Страшные образы народной сказки не смущают Ушинского: при реальном направлении всего воспитания, включающем наблюдение и правильное толкование природных явлений, ни черти, ни оборотни не страшны. Мораль русских народных сказок, пословиц и других произведений фольклора представляет собой, по мнению Ушинского, глубокое обобщение жизненного опыта. Сказки, пословицы — эти «первые и блестящие попытки русской народной педагогики» — воспитывают лучшие человеческие качества. Рассказывая сказки, «природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи», учат детей жизни, заставляют их задумываться над «намеком», заключенным в сказке. Ушинский широко вводит в свои книги пословицы, в которых «отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Для примера приведу несколько пословиц из «Родного слова»: «На что и клад, когда в семье лад»; «Не за тем руки даны, чтоб болтались»; «Куй железо, пока горячо»; «Только ангелы с неба не просят хлеба», и т. д.
Несмотря на то, что пословица «короче птичьего носа», в ней всегда большой материал для размышления. Ушинский, вводя пословицы, загадки, осуществляет основную задачу своего учебника родного языка: он заставляет ребенка почувствовать связь между словом и мыслью, почувствовать «животрепещущее проявление родного слова». Научить ребенка говорить «метким словом, верным духу народного языка», «выломать на русский лад» его язык — задача Ушинского.
Для своего времени включение произведений фольклора в книгу для школьного чтения было делом большой смелости. Вот как расценивали это современные Ушинскому педагоги:
«Ушинский в педагогике своим «Родным словом» сделал то же, что когда-то Пушкин сделал в поэзии своим «Русланом» и «Братьями-разбойниками». Когда в школе стали читать сказки, прибаутки, песенки, веселые и замысловатые пословицы, загадки, мудрые головы уныло и недоверчиво покачивали головами и считали это чтение «греховным», чуть не поруганием школы».
Кроме сказок, стихов, рассказов, Ушинский уделял в своих книгах большое внимание статьям делового характера. Деловые рассказы Ушинского отличаются серьезностью тона. Он избегает излишней занимательности, считая, что нужно приучать детей к чтению, представляющему собой известного рода труд. Ребенка нельзя всегда потешать, забавлять: нужно помнить, что привычка к умственному труду, который является одним из самых серьезных видов труда, воспитывается с самого детства.
«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». («Труд в его психическом и воспитательном значении».)
«Потребность труда врождена человеку», говорит Ушинский и, давая детям, только что научившимся читать, материал для посильной умственной работы, воспитатель только удовлетворяет эту потребность.
Много работая над деловыми статьями, Ушинский не всегда достигал достаточной лаконичности, образной выразительности, за что его справедливо порицал другой великий русский педагог-художник — Л. Н. Толстой. Но все же Ушинский дал много образцов статей познавательного характера, в которых видна работа над языком, а также и таких, в которых есть образы, движение, эмоции.
Прекрасный образец рассказа для маленьких — «Как рубашка в поле выросла». Здесь ребенок получает точное представление о производственных процессах, за которыми следит с любопытством и нетерпением. Трудность познания тут не подслащена, а только опоэтизирована.
Исходя из принципов наглядного обучения, Ушинский описывает предметы, которые ребенок видит, которые ему близки, причем вводит стройную систему в наблюдения ребенка. Начиная с самого близкого, он ведет ребенка дальше и дальше, сообщая ему новые сведения. Если в рассказах (как, например, «Стол и стул»), помещенных в начале книги, как бы обобщается все то, что дети сами могут сказать с предмете, то затем идут значительно более сложные статьи.
Глубоко продуманная последовательность изложения и широкий охват вопросов придают книгам Ушинского энциклопедический характер. В книгах Ушинского помещено много материала по естествознанию. Близость к природе развивает наблюдательность, способность к логическим обобщениям, вызывает интерес к самым обычным вещам. Ребенка следует «приучить находить занимательность в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». (Предисловие к «Детскому миру».) Завидно нам сейчас видеть старую детскую книгу, в которой собраны рассказы и про дождь, и про град, и про различные деревья, про птиц, животных и т. п. Завидно потому, что у нас подобных книг очень мало.
Ушинский считает, что дети в первую очередь должны знакомиться с жизнью своей родины: с ее литературой, географией, историей. Уродливо, когда «русский опишет вам в подробности Лондон, Париж и даже Калькутту и призадумается, если спросить у него, какие города стоят на Оке».
Ушинский понимал, что чувство любви к родине, к ее великим просторам может и должно быть пробуждено в детях с помощью живого слова художника. Но он понимал также, что дети нелегко одолевают всякого рода описания, в том числе и описания природы. К такому чтению следует их постепенно приучать, воспитывая подлинное чутье к художественному слову. Помещая небольшие описания природы и путешествий в «Родном слове» — книге для чтения для семи-девятилетиих детей, Ушинский в «Детский мир» (для детей от десятилетнего возраста) включил уже произведения лучших мастеров, описывавших русскую природу: Тургенева и Аксакова, этнографические очерки своих современников — путешественников по России — Максимова, Ковалевского, исторические произведения Пушкина, Соловьева и др.
Об исторических событиях Ушинский беседует с детьми тогда, когда они в состоянии понимать существо предмета. Он высмеивает педагога и писателя, который «перекраивает исторические личности на детский лад: понаделает из Святославов и Владимиров детских куколок и радуется, что дети знают отечественную историю» («Родное слово» Книга для учащих).
Ушинский впервые познакомил широкий круг детей, ибо его книги были предназначены для семьи и народной школы, с такими современными поэтами, как Тютчев, Фет, Полонский, Майков и др. Несмотря на утверждение о нежелательности преждевременного «критического» показа действительности, Ушинский помещает стихотворения Некрасова, Никитина, Огарева. Наличие большого чутья к художественному реализму заставили составителя включить этих писателей.
Кроме произведений современных поэтов, в «Родном слове» были помещены стихотворения Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Жуковского. Впервые для детей здесь была напечатана сказка Пушкина «О купце Остолопе и работнике его Балде». До «Родного слова» Ушинского не было еще книги, которая бы так широко знакомила самых маленьких детей с русской поэзией.
Подбирая материал для чтения, Ушинский отходит от господствовавшей традиции, согласно которой детям следовало давать книги только о детях. Он спорит с подобным ограничением детских интересов. Но это отнюдь не означает, что Ушинский не умел смотреть на предметы именно с той стороны, которая наиболее привлекательна для ребенка. Времена года, например, он дает, как «детский год», описывает ребячьи радости и занятия. Сохраняя в основном в своих книгах серьезный, деловой тон, он включает много произведений, вызывающих улыбку и детский веселый смех.
Особое внимание уделяет Ушинский крестьянскому ребенку, который был его основным читателем в народных школах.
Он показывает занятия, игры крестьянского ребенка, его труд. Задача Ушинского — не «пропагандировать» трудовые навыки, а осмыслить труд крестьянского ребенка, расширить его опыт, заставить мыслить. Точно, ясно, без излишней «живописности» рассказывается, в чем заключается работа людей разных профессий, какими инструментами они пользуются и т. д. В качестве иллюстраций к статьям серьезного содержания подбираются поэтические образцы. Как должно, например, обрадовать крестьянского ребенка такое точное описание знакомого ему явления — «Сын видит, как поле отец убирает, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно. Готовую жатву подрежут серпами, снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят, колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут» (Некрасов).
Книги Ушинского имели огромный успех. Несмотря на нападки реакционеров и притеснения цензуры (первое издание «Детского мира», основное содержание которого составляли статьи по естествознанию, было первоначально запрещено цензурой), «Детский мир» и особенно «Родное слово» получили широкое распространение. В одном из педагогических изданий 1878 года сказано:
«Родное слово» Ушинского имело беспримерный доселе успех; оно разошлось и расходится ежегодно в сотнях тысячах экземпляров; оно проникло в семью, в школу, в самые отдаленные и глухие местности России; оно, бесспорно, сделало имя Ушинского народным в истинном смысле этого слова».
И «Родное слово», и «Детский мир» переиздавались десятки раз. Несколько поколений воспитались на «Родном слове» и сохранили признательность к маленькой книжке, которая с самого раннего детства пробуждала в них любовь к поэзии и сказке, давала знание русского языка, навыки серьезного чтения.
Книги Ушинского, как образцы, не теряют своего значения и для нас. Не теряют силы и педагогические идеи Ушинского.
Источник
Готовясь к экзаменам по педагогике и читая жизнеописания известных учителей-новаторов, набрела я как-то на толстую хрестоматию ещё советского издания, рассказывающую о жизни и деятельности зарубежных просветителей. В частности, о жизни Роберта Оуэна.
Читая его историю, я чувствовала себя так, словно читала историю всего нашего российского образования от 1900 года вплоть до нынешнего времени. И более того, эта статья предвидела даже будущее нашего образования, отданного в руки “эффективных сов”.
Прошло уже более 10 лет, и я не ручаюсь на 100% правдивость моего пересказа, но все же ключевые моменты постараюсь отразить.
Детство и юность педагогического гения
Роберт Оуэн родился в 1771 году в Англии, переживавшей в то время громадный промышленный переворот. Повсеместно изобретались и совершенствовались станки, транспорт, укрупнялись мелкие производства.
Родители Оуэна были не богаты. Роберт был их седьмым ребенком, поэтому в 10 лет они уже отдали своего сына учиться профессии седельника. Однако у мальчика, который уже в 5 лет пошел в школу, а в 7 лет стал помощником учителя, были свои планы.
Сначала он устроился в суконную лавку (в то время в Англии действовали суровые цеховые законы: каждый новичок поступал в ученики и первый год не получал платы вообще), потом решил попробовать основать собственное дело. Богатый жизненный опыт и трудолюбие помогли ему уже в 18 лет сколотить капитал, необходимый для создания своей фабрики. На его фабрике работало всего 40 рабочих, но благодаря опытному руководству Оуэна приносила она такую большую прибыль, что Оуэна приняли в крупное производство, назначив управляющим уже 500 человек. Парню в это время не исполнилось и 20.
Однако дочь владельца фабрики решила выйти замуж, а по условию брачного контракта ее тупой муж получал право вмешиваться в дела управления. Гордости Оуэна был нанесен сильный урон, и он разорвал контракт с директором. Оуэну выплатили его долю и проводили со двора.
Но тут самому Оуэну улыбнулась судьба: он познакомился с дочерью одного из богатейших фабрикантов. Ее отец сначала делал козью морду при каждом появлении зятя, но узнав, что за его дочерью ухаживает не кто иной, как знаменитый на весь Манчестер финансовый гений, обеспечивший своему прежнему директору 300% прибыли, будущий тесть резко подобрел и даже простил Оуэну то, что он относился к другой религиозной конфессии.
И доверил ему управление над одной из своих фабрик. Этот момент весьма важен, поскольку впервые Оуэну была предоставлена возможность устраивать все дела на фабрике так, как он хочет. Несмотря на то, что его доля в прибылях составляла одну девятую, Оуэн стал единоличным руководителем фабрики и в весьма короткое время сделал из нее передовое предприятие.
Проблемы английского капиталиста
Это длинное вступление необходимо для понимания того, как Оуэн вывел свою формулу успеха. А секрет его был прост:
1. Работая с младых ногтей, он замечал, где и из-за чего хозяин терпит убыток. Главной проблемой была неграмотность рабочих и их нежелание трудиться за гроши, зато готовность на всякие пакости ненавидимому хозяину, повальное пьянство, воровство и т.д. Часто именно из-за вопиющего невежества рабочего портился дорогой станок, из-за чего хозяин терпел огромные убытки. Помним знаменитое правило нашего социалистического детства? “Из рабов работники как из говна пуля!”
2. Большой проблемой был травматизм на предприятиях. А вызывался он, наряду с пьянством, ещё и тем, что наравне со взрослыми трудились и дети. Хозяин считал, что детский труд выгоден, так как ребенку можно платить всего ¼ платы взрослого. Однако на деле дети быстрее уставали и чаще влипали во все неприятности.
3. Прежний хозяин фабрики пытался исправить характер своих рабочих огромными штрафами. Результат был немного предсказуем – все более-менее опытные рабочие уволились с фабрики и ушли к конкурентам. Остались одни дураки, пьяницы и воры.
Вот с таким контингентом и начал работу будущий педагогический гений.
Решение проблем капиталиста, предложенное социалистом
Методы работы Оуэна достойны увековечения на скрижалях педагогики.
1. Начал он с того, что… просто поговорил с рабочими, объяснив им, что он собирается делать и как он хочет улучшить их быт. Рабочие ему конечно не поверили, но доброе начало было положено. Ведь все предыдущие их хозяева не удостаивали их даже взглядом.
2. Далее Оуэн выстроил рядом с фабрикой обширное здание с просторными квартирами и отдавал их рабочим внаём за чисто символическую плату. Рабочие, ютившиеся до этого по 20 человек в одной комнате, мгновенно оценили такую заботу и переселились в новое здание, приобретя похвальную привычку к чистоте и приличному поведению.
3. Рядом с общежитием рабочих и в самом здании завода Оуэн открыл столовые и лавки, где продукты продавались намного дешевле, чем у всяких барышников, которые спускали рабочим всякое дерьмо втридорога. Скоро все спекулянты, промышлявшие краденым, перекочевали в другие фабрики.
4. Далее в списке стояла борьба с пьянством. Оуэн поступил парадоксально – открыл свои кабаки, где торговали водкой за полцены. Этот «финт ушами» привел к тому, что все другие кабатчики разорились или ушли в другие места. А рабочим стало неинтересно пить «разрешенную водку». Ведь к этому времени их материальное положение значительно улучшилось, нашлись другие развлечения.
5. Наконец Оуэн взял из приюта и работного дома 500 детей разных возрастов. Старших он принял рабочими на фабрику, а малышню поместил в ясли и фабричную школу, организованную им по лучшим стандартам швейцарских передовых школ. Само собой, что дети рабочих тоже были помещены в ясли и школу, где их учили чтению и письму, а также давали первичные навыки работы. Оуэн ограничил рабочее время 10 часами, запретил работать детям до 10 лет, ввел перерыв на обед, ввел поощрительную систему премий за переработку, пенсии… – короче говоря, его нововведения как будто взяты из современного трудового кодекса.
Школа Оуэна
1. Начал Оуэн с того, что завел в школе строгий порядок, обеспечив детям хорошую еду и присмотр. Затем оборудовал кабинеты учебными пособиями. Упор, конечно, делался на подготовку детишек к будущей работе ткачами, но Оуэн не ограничивался этим. К детям приходили люди разных профессий и рассказывали о своей работе. В одной из комнат был сделан макет корабля с настоящими вантами и мачтами. На переменах детишки с огромным удовольствием выполняли команды своего «учителя физкультуры», бывшего моряка, взбирались на мачту как кошки, вязали такелажные узлы и т.д. Новаторством было и то, что Оуэн разделил детей не только по возрасту, но и по знаниям, вдобавок учил девочек наравне с мальчиками. Разница была только в том, что девочек на уроках труда учили шить и другим женским рукоделиям и делам.
2. Близость школы к фабрике давала ещё и ту пользу, что матери и отцы во время обеденного перерыва приходили проведать своих детишек, делясь с ними припрятанными вкусностями и с удовольствием наблюдая, как резвятся их счастливые детишки.
3. Так как родители учеников относились к разным религиозным конфессиям, Оуэн изначально обговорил с учениками и родителями тот момент, что никаких религиозных споров и вообще никакого религиозного вмешательства в школьные дела не будет. И свято соблюдал этот договор ко всеобщему согласию и счастью.
4. Некоторые неграмотные родители изъявили желание тоже учиться чтению и письму. Для них были созданы вечерние курсы, где преподавателями со временем стали… их собственные дети. Скоро уровень образования рабочих повысился настолько, что Оуэн нанял уже профессиональных учителей, которым платил хорошие деньги. Если какой-нибудь особенно талантливый ребенок желал стать преподавателем фабричной школы, для него не было никаких препятствий, кроме испытательного срока и экзамена.
5. Успехи фабричной школы в обучении и воспитании неграмотных детей скоро обратили на себя всеобщее внимание. В то время в Англии недоставало действительно хороших учителей, поскольку малая оплата их труда отпугивала всех талантливых студентов. Поэтому даже детей богатых фабрикантов учили как попало. И скоро в школу Оуэна началось целое нашествие детишек-«мажоров», чьи родители с удивлением видели, что фабричный ребенок-шестилетка знает больше, чем их недоросль в 13 лет.
Оуэн поступил здесь очень мудро: он не брал плату за учёбу с рабочих, но с богатых брал приличные деньги. Со временем сложилась парадоксальная ситуация, когда доходы от школы чуть ли не сравнялись с доходами от фабрики.
О «благоприятном» влиянии церкви на нравы общества
Увы, сокрушительный успех Оуэна на ниве исправления нравов вызвал много злобы со стороны людей, которым, казалось бы, сам боженька велел радоваться столь похвальному результату. Кто же были эти ненавистники?
Одним был местный пастор. До этого он 20 лет наблюдал моральное разложение рабочих и безуспешно пытался исправить их нравы нудными проповедями и пением псалмов. А тут, понимаешь, пришел какой-то неверующий засранец, и через каких-то 5 лет рабочие уже почти все бросили пить, и даже устроили свой театр! Чем больше росло благосостояние рабочих, тем больше злился их пастырь, распространяя всякую клевету и строча доносы. Но до поры до времени все это не имело последствий…
Пока на фабрику не наведались компаньоны Оуэна. Квакеры по убеждениям. Пока фабрика приносила маленький доход, их все устраивало. Однако, когда прибыль возросла в десятки раз, компаньоны решили проведать свою золотую курочку. И подобно всем дуракам набитым, тут же приняли решение ее зарезать. Продать, пока фабрика приносит максимальный доход. Ибо вдобавок с прискорбием выяснили, что – о ужас!!! – в школе Оуэна не преподается катехизис, дети не учатся пению псалмов, не читают молитв и не соблюдают посты.
Тщетно Оуэн тыкал их носом в ведомости, доказывающие стабильно возрастающий доход, говорил о проблеме многоконфессиональности, водил по классам и фабрике, где все блистало достатком и чистотой – квакеры больше верили своему другу-пастору и хотели много денег сразу. Спор длился ровно до тех пор, пока Оуэну не напомнили, что его доля в предприятии, в соответствии с договором, составляет лишь треть, а потому его компаньоны имеют решающее большинство голосов. Оуэна вынудили “уйти”.
Как эффективные квакерские менеджеры инновации в образование вводили
1. Первое, что сделали компаньоны, – это ввели уроки катехизиса, псалмов, чтения Евангелия… короче, ввели уроки православной религиозной культуры и сделали преподавателями единственно достойных этого людей – себя! За тройную плату.
2. Сразу снизили оплату всех остальных учителей в десять раз. Ибо зачем платить так дорого? Везде же учителям платят гораздо меньше. Подумаешь, детей учит! Да мы таких сто штук найдем.
3. Сразу срезали зарплаты рабочим, выгнали их детей из школы (оставив только тех, кто согласен был платить за обучение), чтобы освободить место для детей богачей – ведь теперь-то, после инноваций, они валом повалят!
4. Само собой, уничтожили всю социалку, которую так долго выбивал и устраивал Оуэн. (Честное слово, читала все это – и видела современную Россию и ее школу.)
Блестящий результат квакерских реформ
Результат опять-таки был немного предсказуем. Выгнанные дети рабочих и сами были рады оставить школу, которая из святилища знаний превратилась в монашеский склеп.
Вслед за детьми уволились талантливые учителя, которые, разумеется, нашли себе куда более оплачиваемую работу. Взамен были наняты за копейки всякие бездари – но истинно верующие!!!
Однако ожидаемого повышения доходов не случилось, ибо богачи моментально просекли, чем дело пахнет, и разобрали своих детишек в максимально короткое время.
Оуэновская школа прекратила свое существование. А вслед за ней обанкротилась и фабрика. Тысячи людей враз потеряли работу и лишились надежды на будущее.
За время управления Оуэном стоимость фабрики возросла на треть, за время управления эффективными менеджерами – упала в 6 раз.
Что осталось добавить: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Источник