Статья ушинского о пользе педагогической литературы рецензия
Статья русского педагога К.Д.Ушинского посвящена методике преподавания русского языка и литературы и ставит три цели преподавания: 1) развитие речи ребенка; 2) сознательное овладение сокровищами родного языка; 3) усвоение грамматики. Все три цели, по мнению автора, выполняются одновременно и в совокупности.
По мнению рецензента, действительно, эта методика актуальна в наше время, так как обучение и воспитание связаны неразрывно. Современный образовательный процесс, нацеленный на достижение результата, зачастую подводит учащегося к использованию шаблонов в своих творческих работах, где всё сводится к определенным рамкам, из-за которого творческий потенциал детей не только снижается, но и утрачивается нравственность в обучении. Педагоги должны помочь свои ученикам научиться самостоятельному развитию и реализации своих способностей и быть ответственными за результаты своей деятельности.
Автор статьи раскрывает три цели преподавания, которые достигаются путем систематического выполнения упражнений. Первая цель – развитие речи учащегося. Развитие речи достигается путем написания творческих работ. Ушинский здесь отмечает, прежде всего, то, что учащиеся должны научиться выражать устно или письменно свою самостоятельную мысль, а не «сшивку чужих фраз». Письменная речь должна соответствовать развитию учащихся, их навыкам в механизме письма и их умением письменно излагать свои мысли. Для первых упражнений в развитии речи педагог советует применять наглядное обучение: описать предмет (объект), который непосредственно знаком ребенку, соответствует возрасту учащихся. Только тогда, считает педагог, раскроется дар слова ребенка. Упражнения должны быть систематическими и логическими. Учащийся должен научиться находить в тексте главную мысль, уметь привязывать к ней второстепенные, а «не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
Вторая цель достигается посредством изучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы. К.Д.Ушинский акцентирует внимание на воспитании нравственности через произведение: «влияние литературных произведений на нравственность очень велико», поэтому автор уделяет большое внимание их тщательному подбору. Они должны быть доступными детскому пониманию и, в то же время, высокохудожественными. Большое значение педагог придаёт ознакомлению детей с устным народным творчеством. Из произведений русских писателей он рекомендует доступные для детей басни Крылова и Дмитриева, избранные сочинения Пушкина, Полонского, Аксакова, Даля, Майкова, Лермонтова, стихотворения Кольцова и Некрасова.
Третья цель преподавания – усвоение грамматики. Ушинский на конкретных примерах показывает и предостерегает от двух крайностей обучения грамматике: от чрезмерного увлечения грамматикой, с одной стороны, и ее недооценки – с другой. Преподаватель должен знать умственный уровень и вести урок так, чтобы правило вытекало из упражнений, как их необходимый логический вывод. «Грамматика языка есть его логика, – утверждает автор, – а потому логические упражнения более всего подходят к изучению грамматики».
Рецензент согласен с мнением автора, что эти три цели методики преподавания русского языка и литературы помогут развить не только самостоятельного выпускника, реализующего свои способности, но и помочь в становлении высоконравственного человека, патриота своей страны.
Таким образом, овладение методикой преподавания великого русского педагога К.Д.Ушинского является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем. Считаю, что данная статья будет полезна студентам педагогических Вузов, молодым педагогам, начинающим свою педагогическую карьеру.
Источник
Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и исправлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни…
Но могут еще заметить нам, что если всякий преподаватель станет произвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель – методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, из такого разнообразия может произойти значительный вред. Но, во-первых, как бы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно во всяком случае полезнее мертвого однообразия, в котором нет убеждений; а во-вторых, мы должны сказать, что в отношении общественных заведений под именем педагогов мы никак не разумеем одних преподавателей и ближайших воспитателей (гувернеров, надзирателей), но общий совет преподавателей и воспитателей (конференции, советы и т. д.), начальство заведения (директора, инспектора и проч.), учебные комитеты и проч. В организме общественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель, если обе эти должности не соединены вместе…
Как бы ни были подробны и точны инструкции преподавания и воспитания, они никогда не могут заменить собой недостатка убеждений в преподавателе. Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников…
Преподаватель, который только в классах занимается своим делом, а переходя за порог школы, не встречает ни в обществе, ни в литературе никакого участия к своему занятию, весьма скоро может охладеть к нему. Надобно столько любви к детям, чтобы в одиночку думать о них постоянно, и общество не имеет права требовать такой любви от кого бы то ни было, если оно само не показывает участия к делу воспитания.
Преподаватель, уединенный в своей тихой, монотонной деятельности, видя, что ни общество, ни литература, занимающаяся даже ассирийскими древностями и этрусскими вазами, не занимаются его скромным делом, должен иметь, повторяем мы, необыкновенно много нравственной энергии, чтобы не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни…
Наставническая и воспитательная деятельность, может быть, более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном одушевлении; а между тем она более, чем всякая другая деятельность, удалена от взоров общества, результаты ее выказываются не скоро и замечаются не многими, реже всего самим воспитателем; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его к бессознательности. Механический процесс преподавания или утомительное наблюдение за шаловливыми детьми, не давая пищи уму, в то же самое время не дают ему и той свободы, которая совместна с деятельностью чисто физической…
Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения…
- 1 К.Д. Ушинский не был сторонним наблюдателем и не стремился выработать определенную систему путей и средств решения педагогических проблем в деятельности педагога, он искал решения вопросов в самой деятельности образовательного учреждения.
- 2 Утверждения К.Д. Ушинского «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях» находят подтверждение в современных концепциях образования.
- 3 Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе.
- 4 Изучая литературное наследие К.Д. Ушинского можно многое подчеркнуть для понимания не только роли учителя в жизни ученика, но и влияние учеников на деятельность учителя.
Источник
АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ К.Д.УШИНСКОГО О ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПОДГОТОВКЕ В СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тимохин А.В.
Магистрант 2 курса
Научный руководитель: Щетинина Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании РГУ имени С.А.Есенина.
Аннотация. В статье рассматриваются взгляды К.Д. Ушинского на личность учителя и его подготовку, их востребованность в современном пространстве педагогического образования.
Ключевые слова: эпоха великих реформ, народное образование, учитель, требования к учителю, учительские семинарии, подготовка учителя.
Проблема формирования личности учителя, а также его подготовка остаются до сих пор актуальной проблемой современного общества. Идея К.Д.Ушинского о связи школы с жизнью в современных условиях приобретает особое значение. К.Д. Ушинский говорил, “что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперёк ее жизни, что истинное воспитание должно быть посредником между школой с одной стороны, жизнью и наукой – с другой” [6, 659].
Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.
Время жизни К.Д. Ушинского совпало с началом эпохи великих реформ, когда происходили изменения во всех областях жизни страны, в том числе и в образовании. Великие реформы стали отправной точкой длительного процесса зарождения и последующего развития народной школы в нашей стране, которая, по ряду причин, прежде всего, социально – экономического, а затем и педагогического характера, значительно отстала от большинства европейских стран в вопросах широкого школьного строительства и значительного расширения доступа основной массы населения к начальному образованию.
К.Д. Ушинский считал, что основной целью воспитания человека может быть только сам человек, и все что существует вокруг, создано для человека.
В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идея народности.
“Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдёт ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкоренённой страхом наказаний” [5,79].
В статье «О народности в общественном воспитании»
К. Д.Ушинский даёт меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. К.Д.Ушинский был уверен, что в школе необходимо изучать Библию, которая является важным средством воспитания учащихся. “Библия помогает по-новому взглянуть на многие педагогические идеи, глубже понимать их смысл, рассмотрев через призму вечных нравственных общечеловеческих ценностей” [4].
Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. К.Д. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.
“Вот основание того убеждения, которое мы высказали выше, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным” [1,35]. Народным учителем может быть только человек, который близок к народу, тесно связан с народом. Личность учителя будет всегда являться главным в деле воспитания. Рассматривая требования к учителю, К.Д. Ушинский указывал, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, он должен постоянно совершенствовать свои знания, навыки, непрерывно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
К.Д. Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он считал, что влияние педагога на воспитанников составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить программами, организацией учебных заведений. В статье “Проект учительской семинарии”, которая была опубликована в 1861 году в “Журнале Министерства Народного Просвещения”, К.Д. Ушинский подробно разработал систему подготовки будущих учителей для сельских народных школ. Он также высказывал предложения о создании в университетах педагогических факультетов, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей для средних школ.
В статье К.Д. Ушинский доказывает необходимость организации учительских семинарий в России. Это учебное заведение направлено на подготовку учителей для народных школ. По мнению педагогического мыслителя, учительские семинарии следует открывать в небольших городах и сёлах, с тем, чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели полностью отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь на работу в других учебных заведениях.
Учительские семинарии делились на мужские и женские; они открывались во многих городах Российской империи, начиная с 60-х годов XIX века. Например, учительская семинария в городе Тотьма Вологодской области готовила учителей для народных школ. Тотемская учительская семинария до 1910 г. была единственным учебным заведением на Севере России по подготовке педагогических кадров, она входила в состав Санкт – Петербургского учебного округа.
К.Д. Ушинский уделял много внимания методическим аспектам в подготовке учителя. Учитель должен сочетать индивидуальную работу с учащимися и одновременно со всем классом. Формы и виды учебных занятий могут быть различными. На уроке дети получают новые знания, закрепляют уже полученные знания, позже выполняют письменные работы, чтобы научиться применять знания для решения конкретных практических задач; каждый урок должен носить воспитательный характер. Ученики быстро утомляются, значит, на уроке должна происходить смена действий, не только смена вида урока или его формы, но и использование игровой деятельности. Большое значение К.Д. Ушинский придавал развитию у детей умение работать самостоятельно, нельзя дать детям домашнюю работу, пока они не овладеют этим умением самостоятельно.
В статье “О первоначальном преподавании русского языка” К.Д.Ушинский дал ценные методические указания по преподаванию русского языка.
Как отмечает Н.П. Щетинина, К.Д. Ушинский придавал большое значение педагогической литературе в профессиональной деятельности учителя. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857 год) он рассмотрел ряд актуальных для педагогической науки и практической деятельности педагога проблем: о взаимосвязи теории и практики, знание учителем сущности воспитания, педагогических условий его осуществления; средства целостного развития ребёнка в единстве телесного, душевного и духовного компонентов; необходимость специальной педагогической подготовки и создание условий для самообразования педагога [7, 215].
Педагогическая литература, по убеждению К.Д.Ушинского, позволит оградить педагога от той односторонности, ошибок, которые встречаются в деятельности учителей, не изучающих педагогическую литературу [7, 216].
Современные исследователи педагогического творчества К.Д. Ушинского подчёркивают, что все изданные учебники по методике первоначального обучения уступают учебным книгам К.Д. Ушинского. По словам Н. Ф. Бунакова “Родное слово даёт учителям превосходное дидактическое руководство, а для детей хороший материал для чтения, обработанный с редким талантом и строгим педагогическим тактом” [2].
Завершая свою речь 30 января в 1941 году на Всероссийском совещании руководящих работников народного образования, М.И. Калинин об К.Д. Ушинском сказал следующие слова: “Все это я вычитал у старых русских педагогов, большей частью у К.Д.Ушинского. А ведь он писал 80 лет тому назад. Я вижу, что те идеи, которые развивал в своё время К.Д. Ушинский, это настоящие педагогические идеи” [3,8].
Идеи К.Д. Ушинского об учителе и его подготовке не потеряли актуальности и в настоящее время: идея учителя, служащего интересам народа; структура и содержание подготовки учителя, его непрерывного личностного и профессионального роста. Соглашаясь с мнением К.Д. Ушинского, отметим, что современный учитель предстаёт перед обучающимися не только как носитель знания, но и человек высокой культуры, нравственности, как воспитатель. Поэтому, каждый урок, каждая ситуация общения с учащимися должны носить воспитывающий и развивающий характер.
Список литературы:
Беляев В.И., Савченко Т.А. История социальной педагогики. – М.; 2014.- С. 35.
Горячева И. А. Статьи современных исследователей педагогики Ушинского
Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История Педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С. 8.
Салтыкова – Волкович М.В. К.Д.Ушинский о религиозном воспитании.
Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. – 1856. – С. 79.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Опыт педагогической антропологии. – Собрание сочинений. Т. 8. – М.; 1950. – С. 659.
Щетинина Н. П. К. Д.Ушинский о значении педагогической литературы в профессионально-личностном развитии учителя.- Учитель, перед именем твоим…. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «миссия учителя в прошлом, настоящем, будущем». 8-9 апреля 2010 года.- Нижний Тагил, 2010.- С.214-222.
Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. – Собрание сочинений. – М.; 1974.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. – Собрание сочинений. – М.; 1974.
Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. – Собрание сочинений. Т. 2. – М.; 1948.
Источник