Стихи о пользе пальчиковой гимнастики
“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии. А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.
Наверняка вы замечали, как грудничка интересуют его ручки. Он их рассматривает, тянет в рот, а если мама еще и погладит ладошку, и стишок расскажет, малыш будет просто счастлив. Обычно все малыши любят игры с ладошками и пальчиками, поэтому у родителей не возникнет трудностей с проведением пальчиковой гимнастики. Такие упражнения просты в исполнении, не занимают много времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.
Что дает пальчиковая гимнастика:
- Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, вы будете способствовать стимулировать речевое развитие вашего ребенка, а также формировать правильное звукопроизношение.
- Развитие координации движения, улучшение памяти и внимания.
- Подготовку к письму.
- Развитие творческих и умственных способностей.
Занятия пальчиковой гимнастикой следует подбирать согласно возрасту. Для малышей до трех лет – это будет массаж ладошек и пальчиков со стишками и потешками. В три года можно пробовать играть двумя ручками, дополнять игры другими предметами, например, маленькими мячиками, шариками или кубиками. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления.
Любой массаж ручек, пальчиков принесет ребенку только пользу и благоприятно скажется на его физическом развитии. Это замечательная возможность для общения с ребенком, налаживания контакта и снятие стресса у малыша.
Хотелось бы заметить, что кроме пальчиковой гимнастики ловкость, координацию и точность движения пальцев рук развивают такие занятия:
- рисование, лепка;
- игры с крупами;
- игры с мелкими предметами: мозаикой, прищепками, пуговицами и бусинами;
- катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;
- пазлы и шнуровки;
- теневой театр.
Примеры пальчиковой гимнастики
Этот пальчик – дедушка, (выставляем большой пальчик)
Этот пальчик – бабушка, (выставляем указательный пальчик)
тот пальчик – папочка, (показываем средний пальчик)
Этот пальчик – мамочка, (безымянный пальчик)
Этот пальчик – я, (показываем мизинец)
Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключение распрямляем все пальчики)
***
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди выпрямляем пальчики из кулачка, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинчика)
В домик спрятались опять.
***
Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
…а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил…
***
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко-крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
***
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп. (потираем ладошки)
Получилась каша. (потираем ладошки)
То-то горе наше. (хватаемся за голову)
***
Замесили тесто, (стучали кулачками по столу, если сидели за столом, и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места. (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожжах, (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)
По материалам: Detskiy Mir
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: Зарядка для детских глаз: 7 веселых упражнений 27 пальчиковых игр для малышей Безопасные пальчиковые краски своими руками
Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем о том, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей.
О пользе пальчиковой гимнастики
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:
- Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
- Развитию координации движений;
- Подготовке руки к письму;
- Расширению словарного запаса;
- Развитию внимания, памяти, воображения;
- Снятию эмоционального и умственного напряжения;
- Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малышу зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу.
Как играть с ребенком?
Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.
Общие рекомендации для родителей:
- Перед игрой создайте позитивный настрой;
- Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
- Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
- Не играйте больше 5 минут подряд;
- Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
- Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.
Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.
Виды пальчиковых игр
На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.
Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида:
«Фонарики»
Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)
«Кошка на ладошке»
Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)
На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)
И пошла, пошла, пошла – (ходим пальчиками по ладони)
Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)
Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)
Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.
Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.
«Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)
Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.
Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости. Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.
Выводы
Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой внутренний потенциал. Мы открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет/Стихи для пальчиковой гимнастики и игрового массажа
Коллекция любимых стихов сибмамПальчиковая гимнастика – один из самых полезных типов игр для вашего малыша. А чтобы она ему не наскучила, почаще разучивайте с ребенком новые стихи и новые сюжеты игровой пальчиковой гимнастики! Мы собрали любимые стихи сибмам – а вы знаете все из них? | ||
КискаВ кухне нашей под столом (складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок) (“идем” указательным и средним пальцами правой руки) (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок) (засовываем палец глубже в кружок-горшок) (крутим головой) (пытаемся вытянуть палец из кружка) (топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала) | ||
Народная потешкаИвану-большаку – дрова рубить, СчиталочкаРаз, два, три, четыре, пять! Пальчики-непоседыЭтот пальчик хочет спать, | ||
В гости в домикНа горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”) Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками) Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты) Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”) Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию) За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух) Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота) К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу) В дверь стучимся: (кулаками по столу) тук-тук-тук. Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь) В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете) | ||
Знакомство с пальчикамиДружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы) Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак) | ||
Считалочка про пальчикиРаз, два, три, четыре, пять, | ||
Мишка в лесуВетер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо) (руки вверх и качаемся) (медленно приседаем) (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх) (встаем на носочки, руки вверх) (приседаем) (встаем, руки в стороны) (обхватываем себя руками) (пальчик к губам) (шепотом, поворачиваясь в разные стороны) | ||
КотяткиВсе котятки мыли лапки: (изображаем мытье рук) (имитируем все указанные в стихотворении движения) | ||
Птички-невеличкиМаленькие птички, (машем руками, как крылышками) (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону) (приседаем на корточки, закрываем голову руками) | ||
ДождикЗакапали капли (постучать двумя пальцами каждой руки по столу) (постучать четырьмя пальцами) (стучим сильнее) (косточками пальцев выбиваем дробь) (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе) (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки) (прячем руки за спину) (описываем руками большой круг) | ||
Две рукиСмотрите-ка, вот две руки: правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая) (хлопаем в ладоши) (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой) (прикрываем рот той и другой) С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие) (обхватываем себя руками – “обнимаем”) | ||
Зайка и капустаВстал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши) (идем пальцами по столу) (кулак другой руки) (“заяц” грызет кулак и причмокивает) (c усилием растопыриваем все пальцы) (показываем, как заяц движется по столу) |
Обновлено и дополнено 12.05.2015
Нашли здесь интересные стихи для пальчиковой гимнастики?
Поделитесь ссылкой с друзьями в соцсетях!
???? Завтра сына попробую такими играми будить
Здравствуйте, подсеажите,как начинается стихотворение:
………
Два самых толстых,
Два самых шустрых,
Два самых длинных,
Два самых хилых
И два самых маленьких,самых красивых!
Для ножек.
Эй кузнец, молодец,
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
От чего ж не подковать
Вот гвоздь, вот подкова
Раз-два и готово!
Отличные стихи, самое главное, что занимательные и не избитые
“Строим дом”
Мы строгали, мы строгали,
(движения руками вправо-влево)
Доски гладенькими стали,
(движения ладонями)
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровненькими были.
(движения ладонями, пилят)
Мы сложили их рядком,
(соединяют ладони вместе)
Прибивали молотком.
(стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.
(показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,
(шагают на месте)
Высоко его прибьём.
(поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
(грозят пальчиком)
“Капуста”
Мы капусту рубим, рубим,
(движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы морковку трём, трём,
(потереть кулак одной руки о кулак другой)
Мы капусту солим, солим,
(пальцы сложить в щепотку,солим)
Мы капусту жмём, жмём,
(сжимать и разжимать кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам!
(сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)
Спасибо большое!! Отличная подборка стишков!!
Очень интересные игры и почти не встречаются на других сайтах! Спасибо!
1) Будем мы варить компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Фруктов нужно много – Вот!(Указательным пальцем с середину ладоши)
Будем яблоки крошить, (Загибаем по одному пальцу)
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот (Указательным пальцем водим по ладошке)
Угостим честной народ.(Раскрытые ладони протягиваем вперед)
2)Мы с тобой снежок слепили (Имитация лепки)
Круглый, крепкий, очень гладкий,(Гладим кулачок, стучим по нему)
И совсем, совсем не сладкий.(Погрозить пальцем)
Раз-подбросим,(Имитация руками движений)
Два-поймаем, Три- уроним,
И сломаем.(Потопать ножками)
Куй-куй ножку ( по ступне хлопать, если мальш знает стишок, он сам по ножке стучит)
Поедем в дорожку
Завтра рано
Зарежем барана-барана ( щекотать по животику – малыш должен смеяться,)
1 | 2 | 3
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите “ctrl+enter”
ошибки в отзывах пользователей не исправляются