Стиль письма о пользе стекла

Стиль письма о пользе стекла thumbnail

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: Литературная позиция Ломоносова: “Разговор с Анакреонтом”, “Письмо о пользе стекла”. – Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xviii-veka/literaturnaia-pozitsiia-lomonosova-razgovor-s-anakreontom-pismo-o-polze-stekla/ (дата обращения: 9.05.2021)

В лице Ломоносова русская поэзия обнаружила стремление к идеалу, поняла себя, как оракула жизни высшей, выспренней, как глашатая всего высокого и великого.

Новаторский и преобразовательный дух Петровской эпохи отразился в образе мыслей и деятельности всех современников Ломоносова. Но ни одному из них – ни Феофану, ни Кантемиру, ни Тредиаковскому – не хватило масштаба личности и таланта для того, чтобы придать своей деятельности на поприще новой русской словесности те размах и всеобъемлемость, которые отличают литературное наследие Ломоносова. При том, что сатиры Кантемира и оды Ломоносова в равной мере являются исходными позициями русской литературы XVIII в., масштаб литературной личности Ломоносова – абсолютного новатора – несопоставим с литературной личностью Кантемира, прочно связанного с уходящей литературной традицией XVII в.

Литературная позиция и эстетические манифесты Ломоносова.

Письмо о пользе стекла

Своеобразие литературной позиции Ломоносова определяется именно энциклопедическим складом его ума, всеобъемлющим типом сознания, в котором эстетическое начало неразрывно связано с научным мировоззрением и социальной концепцией. Эта неразрывная связь эстетики, прагматики и идеологии, характеризующая литературную позицию Ломоносова, определила поэтику его эстетических манифестов – дидактического послания «Письмо о пользе стекла» (1752) и стихотворного диалога-диспута «Разговор с Анакреоном» (между 1756 и 1761 гг.).

Творческая история «Письма о пользе стекла» связана с периодом увлечения Ломоносова химическими опытами в области специальных непрозрачных стекол, употребляющихся в мозаичном и декоративном искусстве – смальты. Секреты производства смальт тщательно охранялись, и для Ломоносова изыскание способов выделки ярких, многоцветных стекол было прежде всего увлекательной научной проблемой. Результатом ее решения стало открытие завода по производству смальты и создание мозаичного панно «Полтавская битва», а также написание дидактического послания «Письмо о пользе стекла», своеобразного эстетического манифеста, в котором наука, промышленность, художество и поэзия выступают в нераздельной связи как грани реализации энциклопедического типа сознания и способы воссоздания универсальной картины мира.

Сюжетным стержнем «Письма…» является перечисление всех тех областей человеческой жизни, в которых стекло может быть использовано – от оконных стекол и посуды до сложных научных приборов, от ювелирного искусства до бисерного шитья. В этом перечислении, последовательно поднимающемся от бытовых подробностей к высотам бытийного миросозерцания, с точки зрения эстетической можно выделить два аспекта. В содержательном плане перечислительная интонация, охватывающая все отрасли материальной и духовной жизни человека, создает универсальную картину мира. В плане формальном кумулятивная композиция «Письма…» заставляет вспомнить о структуре ораторских жанров русской литературы начала XVIII в.»Письмо о пользе стекла» сохраняет многие признаки ораторских жанров: написанное в форме послания покровителю Ломоносова, куратору Московского университета И.И.Шувалову, «Письмо…» обладает диалогизмом, в равной мере характеризующим эпистолярный жанр и ораторскую речь. Как и ораторское слово, «Письмо…» обрамлено композиционным кольцом обращений, придающих слову поэтического текста признак ораторской обращенности и направленности:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,Которые Стекло чтут ниже Минералов <…>Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, не злату, но Стеклу <…>А ты, о Меценат, предстательством пред нею [Елизаветой]Какой наукам путь стараешься открыть,Пред светом в том могу свидетель верной быть.

И если учесть установку, с которой Ломоносов писал свое послание, то приходится признать, что ломоносовский поэтический текст, конечной целью которого является не эстетическое наслаждение, а прямое социальное следствие, сопоставим с ораторской речью и по этому признаку. Ведь ораторское искусство является искусством только в первом приближении: его конечная цель – это убеждение (идеологическое единомыслие), вызывающее затем практические социальные последствия.

Таким образом, в «Письме о пользе стекла» очевидно воплотилось, может быть, главное, по мнению Ломоносова, назначение поэтического искусства – его способность приносить практические результаты. Не случайно понятия «пользы» (прагматика) и «красоты» (эстетика) декларативно соединены в самом зачине его дидактического послания: «Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса», причем «красота» симптоматично оказывается на втором месте после «пользы». Так в самой своей структуре «Письмо о пользе стекла» воплотило одну из самых ярких особенностей литературной позиции Ломоносова: ораторский пафос как выражение не только эстетической, но и социально-идеологической функциональности поэзии.

Что же касается содержательного аспекта послания, в котором воссоздается универсальная картина мира, то наиболее примечательной чертой «Письма о пользе стекла» является поистине беспрецедентная для Ломоносова полифония поэтических интонаций и разностильность, заставляющие вспомнить о жанровом составе ломоносовского поэтического наследия.К тому моменту, когда Ломоносов создал свое дидактическое послание, жанровая система его лирики вполне сложилась. К 1752 г. были написаны все духовные оды, больше половины торжественных од, большинство полемических стихотворений и несколько анакреонтических. Каждый из этих жанров обладал своими четкими стилевыми приметами и был связан с определенным уровнем проблематики – бытийным или бытовым. В интонационно-стилевом отношении «Письмо о пользе стекла» мобилизует ассоциации всех жанров ломоносовской лирики, от анакреонтического стихотворения до духовной оды, подчиняя их одной задаче: пропаганде научной мысли поэтическими и ораторскими средствами.Закономерность смены разных поэтических стилей и жанровых ассоциаций просматривается очень четко.

Ломоносов начинает свой гимн стеклу с низшей, материальной реальности и быта. В первой части дидактического послания возникают типично анакреонтические темы радостей жизни – вина и любви:

Тем стало житие на свете нам счастливо:Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво И видим в нем пример бесхитростных сердец:Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец <…>Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы? Природа в вас любовь подобную вложила <…>Вы рвете розы в них, вы рвете в них лилеи,Кладете их на грудь и вяжете круг шеи. <…>Без оных что бы вам в нарядах помогло,Когда бы бисеру вам не дало Стекло?.

Соответственно, и сферы употребления стекла, очерченные в этой части послания, имеют бытовой характер: посуда, оконные стекла и теплицы, зеркала и ювелирные украшения, очки и зажигательные стекла создают уже знакомый по сатирам Кантемира вещный бытовой мирообраз – и далеко не случайно, что именно здесь в послании Ломоносова прорываются сатирические обличительные интонации, неизбежно ассоциативные пластическому типу художественной образности в эстетическом сознании XVIII в. Так, оригинально трактуя миф о Прометее как историю горестной судьбы первого ученого, похитившего небесный огонь с помощью зажигательной линзы, Ломоносов не упускает случая обрушиться на врагов просвещения подобно Кантемиру:

Коль много таковых примеров мы имеем,Что зависть, скрыв себя под святости покров,И груба ревность с ней на правду строяков,От самой древности воюют многократно,Чем много знания погибло невозвратно!.

Во второй части послания, перечисляя возможности применения стекла в научных приборах – барометр, компас, электростатическая машина, телескопы и микроскопы, Ломоносов поднимается до бытийных сфер жизни духа и мысли, рассматривающей через оптические приспособления структуру мироздания. В этой части послания очевидно тематическое и жанровое сближение с духовной одой, воссоздающей грандиозные космические картины:

В безмерном углубя пространстве разум свой,Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной <…>Коль созданных вещей пространно естество!О, коль велико их создаете божество!.

И, наконец, обрамлено все послание панегирическими интонациями торжественной оды (или, как называл сам Ломоносов этот жанр, «оды похвальной»): «Пою перед тобой в восторге похвалу» – «Затем уже слова похвальны оставляю», которые окончательно поднимают стилистику послания до высоких сфер жизни духа.

Читайте также:  Польза для фигуры от рыбы

Таким образом, весь арсенал поэтических стилей и жанров молодой русской лирики оказался призван на службу практической цели пропаганды просвещения и развития промышленности. Может быть, как никакой другой текст первой половины XVIII в. «Письмо о пользе стекла» выражает веру русских писателей этой эпохи в непосредственную созидательную силу художественного слова. Для того чтобы явление возникло в материальной реальности, нужно создать его словесный художественный образ в реальности идеальной. В декабре 1752 г. Ломоносов написал «Письмо…», а летом 1753 г. был построен под его руководством стекольный завод в деревне Усть-Рудицы. В своем высшем содержании «Письмо о пользе стекла» становится, таким образом, моделью взаимоотношений литературы и жизни в эстетическом сознании XVIII в.

Разговор с Анакреоном

Стихотворный диалог «Разговор с Анакреоном», созданный в последний период творчества Ломоносова, между 1756 и 1761 г., является эстетическим манифестом в строгом смысле слова, поскольку все стихотворение специально посвящено эстетической проблематике. «Разговор с Анакреоном» – это в высшей степени оригинальное произведение, которому Ломоносов придал форму поэтического диспута: он перевел четыре программных стихотворения античного поэта и каждый перевод сопроводил своим стихотворным ответом-репликой. Уже сам выбор в собеседники Анакреона – своеобразного символа легкой, интимной лирики, певца радостей жизни, любви и вина – свидетельствует о том, что литературная позиция Ломоносова, при всей своей полемической противопоставленности легкой поэзии, включает в себя диалогический элемент, предполагающий наличие собеседника и активное воспринимающее сознание, что также является результатом влияния ораторских жанров на раннюю русскую литературу.В первой паре стихотворений речь идет о темах поэтического творчества: высокой героике и лирике частной человеческой жизни, а также о поэтической индивидуальности и природе таланта, которой сам поэт не в силах воспротивиться. Лирический сюжет обоих стихотворений раскрывает невозможность для поэта противоречить складу своего дарования в обратном соотношении: если Анакреон хотел бы воспеть героев, но не может преодолеть своей индивидуальности, то Ломоносов так же неспособен замкнуться в сфере интимной частной лирики.

Анакреон: Я гусли со струнами/Вчера переменил/И славными делами/Алкида возносил;/Да гусли поневоле/Любовь мне петь велят,/О вас, герои, боле,/Прощайте, не хотят.

Ломоносов: Я бегать стал перстами/По тоненьким струнам/И сладкими словами/Последовать стопам./Мне струны поневоле/Звучат геройский шум./Не возмущайте боле,/Любовны мысли, ум.

Вторая пара стихотворений посвящена проблеме соответствия поэтической концепции творчества и ее реализации в жизни поэта. Жить как пишешь и писать как живешь – это для Ломоносова высший критерий поэтического достоинства, и жизнь гедониста Анакреона, строго соответствующая гедонистическим интонациям его поэзии, заставляет его русского оппонента признать греческого поэта «великим философом». Однако в финале ломоносовского ответа не случайно возникает образ стоика Сенеки – хоть «Он правила сложил // Не в силу человеку», тем не менее, его суровое самоограничение явно противопоставлено житейской легкости Анакреона. Третья пара стихотворений поднимает проблему жизненной позиции поэта. И здесь Ломоносов решает ее в диалогическом ключе: жизни Анакреона, замкнувшегося в кругу частных бытовых удовольствий, и его смерти – по легенде, Анакреон умер, подавившись виноградной косточкой, – противопоставлен образ суровой героической римской древности – образ республиканца Катона, который смысл жизни видел в служении Римской республике и кончил самоубийством, не желая пережить эту республику:

Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок. Катон старался ввесть в республику порядок, <…>Ты жизнь употреблял как временну утеху,Он жизнь пренебрегал к республики успеху;Зерном твой отнял дух приятный виноград,Ножом он сам себе был смертный сопостат.

Последняя пара стихотворений рисует образ Музы, аллегорическое воплощение поэтического вдохновения. Черты Музы Анакреона индивидуальны, конкретны и неотличимы от земного облика его возлюбленной. Муза Ломоносова эпична и монументальна: в облике величественной богини Ломоносов стремится создать аллегорический образ России:

Анакреон: Мастер, в живопистве первой,Первой в Родской стороне,Мастер, научен Минервой, Напиши любезну мне.Напиши ей кудри чорны,Без искусных рук уборны,С благовонием духов,Буде способ есть таков.

Ломоносов: О мастер в живопистве первой,Ты первой в нашей стороне Достоин быть рожден Минервой,Изобрази Россию мне.Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселой,Отрады ясность по челу И вознесенную главу.

Таким образом, через весь диалог, составленный из зеркальных пар стихотворений, проведена четко выраженная оппозиция: искусству камерному, индивидуальному, тяготеющему к материальному быту и бытовым радостям, противопоставлено искусство общественное и гражданственное, тяготеющее к высоким идеальным сферам жизни мысли и духа. Эта общая идея «Разговора с Анакреоном» реализована Ломоносовым на всех уровнях поэтики не только как художественный образ и поэтическая проблема, но и как содержательная художественная форма.

Читайте также:  О пользе и вреде red bull

Как никто из его современников, Ломоносов придавал огромное значение выразительным функциям звукописи и метрики в стихах: каждый тип стопы, размер, нагнетание определенных гласных и согласных звуков в его стихах глубоко содержательны. «Разговор с Анакреоном» – это хрестоматийный пример значимости метра. Для первых трех своих переводов из Анакреона Ломоносов выбирает 3-стопный ямб: короткий ямбический или хореический стих – это устойчивый формальный признак русской анакреонтики и вообще легкой поэзии. Этим же метром – 3-стопным ямбом – написаны и два первых ответа Ломоносова, поскольку речь в них идет об Анакреоне и его литературной позиции. Для третьего ответа, в котором сравниваются жизненные позиции Анакреона и Катана. Ломоносов выбирает так называемый «александрийский стих» – 6-стопный ямб с парной рифмой, знаковый метр классицистической эстетики, жестко закрепленный за высокими жанрами – эпической поэмой и трагедией.

Но особенно выразительна метрика последней пары стихотворений: ода Анакреона переведена 4-стопным хореем, а ответ Ломоносова написан каноническим метром его торжественной оды – 4-стопным ямбом. Перемена ударных позиций стиха с нечетных (хорей) на четные (ямб) и интонации с нисходящей (хорей) на восходящую (ямб) при максимальной лексической близости двух стихотворений особенно выразительно подчеркивает противоположность содержательную противоположностью ритмико-интонационной. Если стихотворение Анакреона характеризуется легким, игривым, почти плясовым ритмом, то в ответе Ломоносова» <…> ямбические стихи, <…> поднимался тихо вверьх, материи благородство, великолепие и высоту умножают».

Таким образом, литературная позиция Ломоносова определяется рядом значимых факторов: ораторским пафосом и установкой на диалогический тип взаимодействия текста с воспринимающим сознанием; двойным назначением литературного текста, призванного быть не только объектом эстетического наслаждения, но и орудием прямого созидательного социального воздействия; пониманием литературы как высокого искусства, назначением которого является формулировка высоких идеальных понятий и словесное выражение представлений о должном на самом высоком, бытийном уровне реальности, с целью воплощения этих идеальных категорий в реальность материальную. И если учесть, что эстетические манифесты Ломоносова были созданы на основе его собственной литературной практики, то следует признать, что именно этими факторами определяется поэтика центрального жанра поэтического наследия Ломоносова, которым он оказал мощное влияние на русскую литературу – жанра торжественной оды.

27.02.2016, 7131 просмотр.

Источник

Цели урока:

  • Образовательные:
    • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке;
    • повторить законы геометрической оптики и физические свойства стекла;
    • актуализировать представление о проблематике и поэтике поэмы на примере анализа «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносова.
  • Развивающие:
    • развивать умение применять свои знания для определения и объяснения конкретных физических явлений в необычной ситуации;
    • развивать филологическое и абстрактное мышление учащихся;
    • развивать монологическую и диалогическую речь;
    • развивать умение и навыки анализа стихотворного текста;
    • продолжить формирование умения обобщать
    • формирование коммуникативной компетентности;
    • продолжать формирование убежденности учащихся в возможности познания законов природы путем раскрытия понимания ими явлений, фактов окружающего мира через художественное слово;
    • развитие самостоятельности;
    • умение работать в группе, оценивать личный и общий вклад в работу группы.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к поэтическому слову;
    • воспитывать чувство патриотизма;
    • формирование культуры общения.

Оборудование:

  • портрет М.В. Ломоносова;
  • тексты «Письмо о пользе стекла» (Приложение 1)
  • раздаточный материал – инструктивные карты (Приложение 2)
  • бумага, чертежный инструмент;
  • ВУП;
  • плоскопараллельные стеклянные пластины;
  • набор линз;
  • источники света;
  • экраны;
  • настольная лампа;
  • плоское зеркало;
  • оптические приборы: микроскоп, увеличительная труба, телескоп;
  • прозрачные разноцветные стеклянный сосуды;
  • разноцветные стекла;
  • лего-модель автомобиля на солнечных батареях;
  • ПК для учащихся,
  • Интернет-ресурсы, на рабочем столе ПК учащихся текстовый документ «Письмо о пользе стекла».

Опережающее домашнее задание:

  • изучить текст дидактического послания «Письмо о пользе стекла», повторить размеры стихосложения, теорию трех стилей, жанровое своеобразие «Письма…»;
  • повторить законы геометрической оптики, построение изображений в зеркале и линзах, применение оптических приборов в жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.) Слайд 1.

II. Актуализация знаний (5 мин.) Слайд 2.

Учитель физики. Сегодня наш бинарный урок по теме «Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова (на примере «Письма о пользе стекла»), посвящен обобщению и повторению раздела «Оптические явления» курса физики, и темы «Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка» курса литературы, в рамках проведения фестиваля «300-летие со дня рождения М.В. Ломоносова». Мы с вами очередной раз убедимся, что «Мир един, хотя и многообразен», и применим полученные знания из различных областей науки на практике. Слайд 3.

Учитель литер. Цель урока:

1. Повторить законы геометрической оптики и физические свойства стекла.

2. Актуализировать представление о проблематике и поэтике поэмы на примере анализа «Письма о пользе стекла” М. В. Ломоносова. Слайд 4.

Учитель физики. Слайд 5. Наш урок сегодня посвящен изучению деятельности М.В. Ломоносова – великого ученого, поэта, филолога, публициста, химика, физика, астронома, художника …

Учитель литер. Слайд 6. Первому человеку, который провел фундаментальные научные исследования по химии стекла, потребовавшие около четырех тысяч опытов, человеку, который начал своими руками осваивать в России технику мозаичного набора. Им восстанавливалась и совершенствовалась традиция «смальтоваров» Киевской Руси, за шесть веков до Ломоносов прославивших русскую культуру созданием бессмертных мозаичных творений.

Учитель физики. Слайд 7. Для ученого имели интерес только те научные работы, которые можно было воплотить в жизнь. Он добился внедрения разработанных им методов варки цветных стекол на Санкт-Петербургском стекольном заводе. Заводы, выпускавшие ранее кроме белого лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многокрасочные изделия.

Учитель литер. Да, Ломоносов поистине был отцом новой русской науки и культуры. Он был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и трудоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Читайте также:  Молочные ванны польза и вред

Учитель физики. В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества.

Учитель литер. Современное Ломоносову общество вследствие низкого уровня своего образования признавало за наукой действительно серьёзные заслуги только тогда, когда научные открытия имели непосредственное отношение к повседневной жизни и облегчали выполнение тех или других практических задач.

Учитель физики. Однако вернемся к истории открытия стекольного завода… В августе 1751 года Ломоносов уже решился представить императрице, через графа Воронцова, пробы мозаичных составов. Первый опыт вышел весьма удачным. Но правительство не утвердило этот проект; вероятнее всего, что затраты исчисленные Ломоносовым, показались несоизмеримо большими по сравнению с той пользой, которую могло принести это предприятие.

Учитель литер. Слайд 8. Но Ломоносов был не из числа людей, складывающих оружие при первой же неудаче. И тогда ученый поэт решается изложить высоким слогом важные свойства стекла через «ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ КАВАЛЕР»

“Письмо о пользе стекла”, своеобразного эстетического манифеста, в котором наука, промышленность, художество и поэзия выступают в нераздельной связи.

Ученик. О причинах, побудивших Ломоносова написать это стихотворение, рассказывали следующий анекдот. Однажды наш поэт, в кафтане со стеклянными пуговицами, обедал у И. Шувалова. Один из знатных людей, рассматривая знаменитого ученого, заметил эти пуговицы и, будучи, надо полагать, аккуратным последователем моды, не удержался от замечания, что таких пуговиц теперь больше не носят. Ломоносов возразил, что носит стеклянные пуговицы не по моде, а из уважения к стеклу, и наш ученый с таким воодушевлением стал рассказывать о пользе, приносимой стеклом в домашнем быту, в ремеслах, художествах, науках и так далее, что хозяин пришел от этих изъяснений в восторг и просил его написать все это в стихах. Ломоносов исполнил его просьбу.

Учитель физики. Слайды 9-10. В 1750 году наш учёный вместе с Шуваловым был принят государыней в Царском Селе, при этом она оказала ему «Высочайшую монаршескую милость». Ломоносов был уверен, что его покровитель и друг И. Шувалов замолвит за него доброе словечко. Расчёт оказался верным, и поездка в Москву увенчалась полным успехом. 15 марта 1753 года состоялось именное повеление, в котором жаловалась Ломоносову фабрика.

Учитель литер. Основным мотивом научного труда М.В. Ломоносова была бескорыстная жажда постижения законов природы. В «Письме о стекле» ученый обращает внимание на физические свойства стекла, которые нашли широкое применение в быту.

Учитель физики. Слайд 11. Источниками физических знаний являются наблюдения и опыты. М.В Ломоносов в своих трудах писал: «Один опыт я ставлю выше 1000 мнений, рожденных воображением». И сейчас вы, работая в группах (10-12 минут) и следуя указаниям инструктивных карт, представите результат вашей работы по исследованию физических свойств стекла, их описанию в «Письме о стекле» в течение 5-6 минут. В процессе работы вы заполняете оценочные ведомости (Приложение 7) и инструктивные карты

III. Работа в группах по инструктивным картам. Слайд 12.

Задания:

Группа №1.

Тема: «Прозрачность, твёрдость, прочность, хрупкость стекла» (Приложение 2)

  • Найдите отрывки в тексте оды, где повествуется о прозрачности, твёрдости и прочности стекла, и выразительно прочитайте их.
  • Приведите примеры использования этих свойств стекла в быту (продемонстрируйте и объясните).
  • Рассказать о реформах стихосложения М.В. Ломоносова. Определить размер стиха дидактического послания М.В. Ломоносова «Письмо о пользе стекла».

Группа №2.

Тема: «Физическое свойство стекла – теплопроводность» (Приложение 2)

  • Найдите отрывок в тексте оды, где повествуется о теплопроводности стекла. Выразительно прочитайте его.
  • В чем заключается суть явления теплопроводности стекла? Приведи примеры применения данного свойства стекла в быту. Как используются оконные стекла в качестве солнечных батарей. Продемонстрируйте работу Легоавтомобиля на солнечных батареях.
  • Определите способы рифмовки. Ответ обоснуйте.

Группа №3.

Тема: «Отражательная способность стекла» (Приложение 2)

  • Найдите отрывок в тексте оды, где повествуется об отражательной способности стекла, и выразительно прочитайте его.
  • Постройте изображение в плоском зеркале, дайте его характеристику. Какие законы геометрической оптики вы использовали? Применение зеркал в быту.
  • В чём заключалась жанрово-стилевая реформа М.В. Ломоносова? Определить жанр «Письма о пользе стекла».

Группа №4.

Тема: «Преломление световых лучей» (Приложение 2)

  • Найдите отрывок в тексте оды, где повествуется о преломляющей способности стекла, и выразительно прочитайте его.
  • Постройте: – ход световых лучей при переходе из одной среды в другую;- изображения в линзах, дайте их характеристику. Какие законы геометрической оптики вы использовали? Какое свойство линз позволяет широко использовать их в оптических приборах?
  • Каким стилем написано «Письмо о пользе стекла»? Обоснуйте ответ.

IV. Результаты исследования групп

Группа №1. (Приложение 3) Слайды 13-16

Группа №2. (Приложение 4) Слайды 17-20

Группа №3. (Приложение 5) Слайды 21-25

Группа №4. (Приложение 6) Слайды 26-31

V. Итоги урока (5 мин.) Слайд 32.

Учитель физики. Спасибо всем за работу. Вы показали хорошие знания по физике и литературе. Мы с вами еще раз убедились как велико значение слова, которым можно растревожить умы, заставить посмотреть на предмет другими глазами, принять его значимость. Что и сделал М.В. Ломоносов, описав физические свойства стекла высоким штилем.

Учитель литер. Изучая стекло, наш соотечественник никогда не думал использовать результаты своей деятельности в личных интересах. Наоборот, он стремился как можно скорее поделиться с другими плодами своих трудов, сделать их достоянием народа и принести пользу своей Родине.

Учитель физики. Какова же проблематика «Письма о пользе стекла»?

Дети: Патриотизма, радения за российскую науку и просвещение, проблема значимости стекла.

Учитель литер. По словам самого Ломоносова, цветное стекло было практического применения одним из его главных увлечений. Но творил он не ради славы, а для блага России.

Источник