Сурья намаскар польза для суставов

Сурья намаскар польза для суставов thumbnail
«Лучшего средства от хвори нет – делай зарядку до старости лет»

Старинное крылатое выражение

«Сурья Намаскар – это молитва Солнцу, выраженная движениями тела»

Сурья Намаскар – этот уникальный комплекс, который объединяет в себе физический, энергетический и духовный аспект развития. Выбранная тема реферата стала очень важной для моей личной практики за пройденный этап времени. Ознакомившись ближе с йогическим комплексом Сурья Намаскар, я осознала не только важность выполнения практики, но всю глубину и духовную наполненость данного комплекса.

Все движения Сурья Намаскар производятся вокруг наклонов позвоночника вперед и назад. Эти переменные изгибы спины дают многообразную пользу физическому телу, что редко достигается в других формах физического развития. Для того чтобы оценить влияние комплекса Сурья Намаскар на физическое тело человека и на позвоночник в частности, необходимо коснуться физиологии и подробно рассмотреть структуру, строение и этапы развития позвоночника.

Позвоночник – это структура организма, которая образуется на второй неделе внутриутробного развития плода. Нервная трубка (будущий спинной мозг), развиваясь из эктодермы, провоцирует образование хорды из мезодермального слоя. Зачаток хорды образуется в центре зародыша и затем растет каудально (в сторону хвоста, к ногам) и краниально (к голове). В дальнейшем хорда приобретает сегментарное строение, и из нее формируются первичные позвонки. К четвертому месяцу эмбрионального развития хрящевая модель позвонка полностью соответствует таковой после рождения ребенка.

На втором месяце внутриутробного развития в толще хрящевых пластинок позвонков зарождаются первичные островки окостенения. Ядра окостенения сначала возникают в краниальных позвонках, и только потом этот процесс затрагивает нижележащие позвонки. Изначально ядер окостенения шесть, после чего они сливаются попарно, образуя три общих ядра. К моменту рождения в любом хрящевом позвонке есть по два ядра окостенения в дужках позвонков и одно ядро окостенения в теле.

Формирование межпозвонковых дисков происходит из сегментов хорды. По существу, подвижный двигательный сегмент, функциональная единица позвоночного столба, выступает в роли первичного позвонка. Он состоит из двух поверхностей позвонковых тел и диска, располагающегося между ними.

Одной из целей развития любого организма является сохранение вида и передача информации, заложенной в генотипе для продолжения рода. Из-за этого в процессе формирования организм ребенка решает две принципиально важные, но взаимоисключающие друг друга задачи: поддержание устойчивости при умеренной гибкости. Позвоночник младенца отличается избыточной гибкостью, в силу чего новорожденный самостоятельно не может держать осанку, ходить или просто сидеть. Все процессы послеродового существования ребенка направлены на вырабатывание устойчивой функциональной структуры. Оптимальный баланс между устойчивостью и гибкостью достигается по окончании развития позвоночного столба в возрасте 20-25 лет. При этом позвоночник обладает способностью сохранять необходимую для него структуру и положение каждого элемента опорно-двигательного аппарата, и одновременно оставаться гибким, подвижным.

В постнатальном (послеродовом) развитии позвоночника ребенка выделяют три периода. Первый период характеризируется совокупностью процессов, которые способствуют увеличению массы тел позвонков и полное замещение хрящевой ткани позвонка на костную. Этот период начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается до 6-7 лет. Уже на первом году жизни между собой сливаются ядра дужек и закрываются зоны роста между телами и дужками позвонков. Срастание возникает сначала на уровне грудных позвонков, распространяется постепенно вверх и вниз. Исключение составляют дужки пятого поясничного позвонка и крестца. Дужки пятого поясничного позвонка обычно сливаются только к шести годам. Дужки крестцовых позвонков срастаются к трем-восьми годам, а тела позвонков – к 14-16.

После рождения ребенка его позвоночный столб практически прямой. Шейный лордоз формируется у детей, когда они начинают держать голову. Грудной кифоз образуется у ребенка к шести месяцам, когда он начинает самостоятельно сидеть. Поясничный лордоз вырабатывается с того момента, когда ребенок начинает постепенно вставать. Крестцовый кифоз появляется после того, как ребенок начинает ходить и формируется вплоть до 6-8 лет.

Следующий период развития позвоночного столба приходится на возраст от шести-восьми до 12-14 лет. В этом периоде помимо увеличения размеров и формирования элементов позвонка в толще эпифизарных зон (зон роста) возникают ядра окостенения. Они разрастаются, охватывая весь периметр краевых зон тел позвонков. Их полное срастание происходит к 14-15 годам.

Третий период развития позвоночника приходится на возраст от 14-16 до 21-25 лет. Этот период характеризуется образованием ядер окостенения в апофизарных зонах дужек и отростков позвонка. Окончательный синостоз апофизов способствует образованию полноценно сформированного позвонка, характерного для взрослого человека.

Позвоночный столб состоит из 33 позвонков, поставленных один на другой и образующих слегка изогнутую S-образную линию. Передняя часть каждого позвонка круглая и плоская сверху и снизу. Эти плоские части устанавливаются подошвой одного на вершину другого и отделяются губчатой прослойкой или диском. Он смягчает удар между позвонками, в то же время сохраняет для них небольшую самостоятельность. Внутренняя часть позвоночного столба пустая и содержит все нервы, соединяющие головной мозг с различными органами тела. Эти нервы затем ответвляются к своим соответствующим органам через промежутки между позвонками. Вся структура удерживается вместе с помощью комплекса согласованных мышц, натягивающих и связывающих органы тела.

Читайте также:  Аспирин в закатках на зиму вред или польза

Позвоночник, подобно стволу дерева, поддерживает внутренние структуры тела, на вершине этого ствола сидит костяной череп или черепная коробка, в котором находится самый важный орган человека – мозг. Самый верхний позвонок называется атласом, потому что он поддерживает голову подобно мифическому греческому персонажу Атланту, держащему на своих плечах небо. Второй позвонок подобен стержню – оси (axis), назван так потому, что атлас и череп вращаются на нем. Таким образом, голова может двигаться независимо или вместе с шеей.

В районе груди позвоночник поддерживает расширенную клетку, составленную из костей, мышц и хрящей. Двигаясь дальше вниз в поясничную или абдоминальную область, позвоночный столб здесь является якорем для мышц, которые держат желудочно-кишечные органы на месте. Они держатся в подвешенном состоянии, подобно полотняной сумке с позвоночником, образующим ручки. На нижнем (сакральном) конце позвоночника находится таз, который подобен костяной корзинке, как люлька баюкающий выделительные и половые органы. Пять последних позвонков использованы, чтобы создать единую кость с задней стороны таза. Они меньше по размеру, т.к. поддержка тяжести не входит в их функцию и они не принимают участия в движениях позвоночника. На самом конце этих сакральных позвонков находится рудимент хвоста – копчик.

Вследствие этой сложной структуры позвоночник способен выполнять широкий круг движений. Он может гнуться вперед, назад, а также поворачиваться в стороны. Это дает телу большую степень свободы в движении при выполнении различных задач.

По данным возрастной физиологии, физическое качество позвоночника, такое как гибкость, выражающаяся в величине амплитуды движений в отдельных его суставах, – с возрастом ухудшается. С течением времени и при постоянном действии силы тяжести позвонки подвергаются дегенеративным изменениям, которые возникают приблизительно с 25 лет. Изменения в позвоночнике приводят к постепенному его укорачиванию, а также уменьшению гибкости. Высота позвонковых тел со временем также уменьшается в большей мере в их передней части. С возрастом также уменьшается сила и величина мышц. В то же время слабеют сухожилия и связки, уменьшается их упругость. Содержание кальция в костях скелета снижается, что способствует увеличению их хрупкости.

Тем не менее, физические упражнения часто остаются единственным способом профилактики ряда заболеваний позвоночника. Во время тренировок высота межпозвоночного хряща быстро восстанавливается, причем независимо от возраста человека.

Регулярная практика Сурья Намаскар может предупредить проблемы с позвоночником, заставляя работать межпозвоночные соединения, развивая поддерживающую мускулатуру позвоночника, усиливая связки и массируя нервы и кровеносные сосуды. Использование Сурья Намаскар как предупреждающую меру от возрастных проблем с позвоночником, может повернуть назад многие из негативных процессов, которые уже развились.

Все йогические асаны подтверждают важность здорового, сильного и гибкого позвоночника при стремлении достичь всеобщего здоровья. Однако имеется и другая, более важная задача. Позвоночный канал является дорожкой для сушумны, центральной нади, через которую происходит подъем освобожденной энергии к сахасраре. Она проходит через чакры, физически локализованные на позвоночнике, которые являются психическими центрами, руководящими развитием в человеке высшего осознания и подавлением его животных тенденций. Самая нижняя из этих чакр – муладхара, которая управляет наиболее основными и инстинктивными аспектами нашей натуры, расположена в основании позвоночника, но не на нем. Когда мы двигаемся вверх по сушумне, чакры выражают более высокие и чистые качества, которые обусловленно повышают качества обычного мирского человека. Каждая более высокая чакра вовлекает прогрессивно более сложные нервные структуры.

На физическом уровне возможный проход нервной энергии требует сохранять спинной мозг свободным от повреждений, чтобы импульсы от головного мозга могли быть преданы без искажений телу и наоборот. Это, в свою очередь, отражается на физическом теле.

Таким образом, манипулирование с Сурья Намаскар дает всему позвоночнику более чем способность поддерживать структурную стабильность в теле. Оно также осуществляет очищение жизненного канала сушумны, чтобы наши энергии могли подняться от корней нашей низшей природы и пробудить наши высшие способности.

Более глубокое понимание структуры позвоночника и его функций дает возможность более полно оценить Сурья Намаскар не только с точки зрения физического здоровья, но также в отношении к процессу духовного пробуждения.

Сурья Намаскар больше, чем только серия физических упражнений, хотя конечно она вытягивает, массирует, тонизирует и стимулирует все мышцы, жизненные органы и части тела с помощью переменных прогибов тела вперед и назад. Но она имеет также глубину и завершенность как духовная практика.

Свами Сатьянанда Сарасвати, говорит о том, что Сурья Намаскар – это практика, которая была передана людям от мудрецов ведических времен. «Сурья» означает «солнце» и «Намаскар» – «приветствие». В древние времена солнце было объектом ежедневного ритуального поклонения, потому что являлось мощным символом духовного сознания. Поклонение внешнему и внутреннему солнцу было религиозно-социальным ритуалом, который предпринимали, чтобы умилостивить силы природы, не подчинявшиеся контролю человека. Эта практика была инициирована просветленными мудрецами, знавшими, что она поддерживает здоровье и ведет к активной, творческой и плодотворной жизни человека.

Читайте также:  Польза омега 3 для подростков

Сурья Намаскар состоит из трех элементов: формы, энергии, ритма. Двенадцать позиций составляют физическую матрицу, вокруг которой навиваются формы практики. Эти позиции генерируют прану, тонкую энергию, которая активизирует физическое тело. Их выполнение в спокойной, ритмичной последовательности отражает ритмы вселенной, такие как 24 часа в сутках, 12 знаков зодиака в году, биологические ритмы нашего собственного тела. Ритмичное сверхналожение этих форм и энергий на наше настоящее тело и ум, этот комплекс является трансформирующей силой, которая генерирует ядро для более полной и более активной жизни и больше приближает нас к богатствам мира, в котором мы живем.

Цель динамического аспекта Сурья Намаскар – повышение энергии и гармонии физических структур. Когда она скомбинирована с дыханием и мантрами, она распространяет свои эффекты в более тонкие тела и области личности.

Остальная часть работы не может считаться основной, так как касается самого непосредственного выполнения комплекса Сурья Намаскар, и не вызовет интереса у опытных и практикующих йогов, но для новичков, которые выполняли данную практику но не осознавали всей глубины данного комплекса физических упражнений она может составить практический интерес.

В работе использованы выдержки из книги Свами Сатьянанда Сарасвати «Сурья Намаскара – техника солнечного оживления», а также Полный справочник заболеваний позвоночника.

Я желаю всем успехов на пути саморазвития, самоосознания и углубления своей личной практики. OUM!

подробнее ознакомиться с практикой Сурья намаскар вы можете ознакомиться здесь

Гавриш Виктория

Источник

Добрый день, уважаемые читатели! По разным оценкам ученых Йога сутры, которые являются главным текстом йогов, были записаны мудрецом Патанджали за 400-500 лет до прихода Иисуса Христа. До этого в Индии знания йоги предавалось устно от учителя к ученику.

В этом тексте не было описаний асан или каких либо последовательностей йоги. В нем Патанджали изложил свое видение Йоги в 196 шлоках, коротких но емких по значению афоризмов. Предположительно в XV веке были записаны тексты, в которых дается перечень асан и инструкции для их выполнения. Это три классических текста хатха-йоги «Хатха Йога Прадипика», «Гхеранда самхита» и «Шива-самхита». Так вот, ни в одном из этих текстов нет упоминания о Сурья Намаскар.

Возникает вопрос: «Как же так?» Ведь сегодня эта известная последовательность является визитной карточкой йоги! Ответ на этот вопрос, а также показания и противопоказания выполнения Сурья намаскар, их виды и значение для практики вы узнаете в этом материале.

История возникновения

Из «Энциклопедии индийской физической культуры» Мужумдара мы узнаем, что во второй половине XVII века Самартха Рамдас был учителем Чхатрапати Шиваджи, ставшего национальным героем не только маратхов, но и всей Индии. Маратхи это народ в Западной Индии, населяющий преимущественно штат Махараштра (отсюда название «маратхи») и, в меньшей мере, штат Мадхья-Прадеш. Шиваджи был человеком феноменальной выносливости и согласно историческим свидетельствам делал в день 1200 повторений Сурья Намаскар.

Он утвердил эту практику как одно из основных упражнений физической подготовки в армии маратхов. Но к концу XIX началу XX века века большая часть индийцев пренебрегала физическими упражнениями и находилась в неважной форме.

В 30-е годы ХХ века Раджа Аундха оживил, забытую было практику, разнообразил ее новыми элементами Эта практика активно внедрялась в программы физического воспитания учебных заведений английского и индийского типа, благо у раджи были такие возможности.

В это время локальные правители уделяли очень большое внимание физической культуре. Занимались сами, поощряли учителей физической культуры, боевых искусств и йоги. Так Индии в 1928 году была издана книга на хинди за авторством Раджи Аундха, в которой описывается практика Сурья Намаскар.

На английский книга была переведена и издана в 1938 году. Это был один из первых шагов к мировой известности практики. Также стоит отметить Шри Кришнамачари, отца современных направлений йоги, который включил в свои последовательности эту практику

Сурья намаскар польза для суставов

Классические варианты

У этой практики существуют различные вариации, в зависимости от школы, от методов учителя, который его передаёт ученикам. Классическим считается Приветствие Солнцу в традиции Шивананда йоги. Комплекс состоит из 12 поз (асан), в которых совершаются поочередные наклоны вперед и назад, сгибающие и вытягивающие позвоночник и другие части тела. Вдох делается в прогибе, а выдох в наклоне.

Сурья намаскар польза для суставов

1. Пранамасана. Встаньте прямо. Сложите ладони рук на уровне груди (намаскара-мудра).

2. Урдхва Хастасана. Поднимите руки вверх, вытяните их над головой, глубоко вдыхая.

3. Уттанасана. Качнитесь вперед. Не сгибая коленей, постарайтесь положить ладони рук на землю, пальцы вытянуты прямо вперед, параллельно ступням ног. Коснитесь лбом коленей. Выдох.

4. Прасаранасана. Отставьте правую ногу назад, коснувшись коленом земли. Согните левую ногу в колене и прижмите бедро к туловищу. Посмотрите вверх. Вдох. (При следующем повторе всего упражнения отставьте левую ногу назад и согните правую).

Читайте также:  Листья клевера польза и вред

5. Отставьте назад также и левую ногу. Распрямите спину. Выпрямите руки. Верхний упор. Задержите дыхание.

6. Аштанга Намаскара асана. Согните локти. Коснитесь земли лбом, грудью, ладонями, коленями и пальцами ног. Другие части тела не должны касаться земли. Выдох.

7. Бхуджангасана. Прогнитесь назад, приняв позу кобры. Вдох.

8. Адхо Мукха Шванасана. Поднимите таз вверх, приняв положение собаки лицом вниз. пятки и ладони прижаты к земле. Выдох.

9. Прасаранасана. Шагните вперед правой ногой

(в следующий раз, соответственно, левой). Вдох.

10. Уттанасана. Качнитесь вперед. Не сгибая коленей, постарайтесь положить ладони рук на землю, пальцы вытянуты прямо вперед, параллельно ступням ног. Коснитесь лбом коленей. Выдох.

11. Урдхва Хастасана. Поднимите руки вверх, вытяните их над головой, глубоко вдыхая. Вдох.

12. Пранамасана. Встаньте прямо. Сложите ладони рук на уровне груди в намасте

Повторите последовательность с другой ноги.

Этот комплекс часто рекомендуется начинающим и осваивается сначала отдельно каждая поза, потом в последовательности со свободным и естественным дыханием и далее с контролем за за последним и концентрацией Дришти

В традиции Аштанга виньяса йоги существует два варианта А и Б

Сурья намаскар польза для суставов

Вот вариант последовательности А с указанием всех виньяс и ритма дыхания:

  1. Начинается последовательность с Самастхити.
  2. Со вдохом поднять руки вверх.
  3. Выдох – Уттанасана.
  4. Вдох – поднять голову и плечи (прогиб).
  5. Выдох – Чатуранга Дандасана.
  6. Вдох- Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом вверх).
  7. Выдох – Адхо Мукха Шванасана. Держать 5 циклов дыхания .
  8. Вдох – прыжок, поднять голову и плечи.
  9. Выдох – Уттанасана.
  10. Вдох- подняться, руки вверх.
  11. Самастхити

Сурья-намаскар Б состоит из 17 виньяс. Добавляются две новые асаны (уткатасана и вирабхадрасана), по сравнению с предыдущим вариантом.

Сурья намаскар польза для суставов

  1. Самастхити
  2. Вдох – Уткатасана.
  3. Выдох – Уттанасана.
  4. Вдох – поднять голову и плечи.
  5. Выдох – прыжок в Чатуранга-Дандасану (нижний упор).
  6. Вдох – Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом ввверх).
  7. Выдох – Адхо Мукха Шванасана (собака лицом вниз).
  8. Вдох – правая нога делает широкий шаг вперед, вирабхадрасана 1.
  9. Выдох – прыжок в Чатуранга-Дандасану (нижний упор).
  10. Вдох – Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом ввверх).
  11. Выдох – Адхо Мукха Шванасана (собака лицом вниз).
  12. Вдох – левая нога делает широкий шаг вперед, вирабхадрасана 1
  13. Выдох – прыжок в Чатуранга-Дандасану (нижний упор).
  14. Вдох – Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом ввверх).
  15. Выдох – Адхо Мукха Шванасана (собака лицом вввниз). Пять циклов дыхания.
  16. Вдох – прыжок, поднять голову и плечи.
  17. Выдох – Уттанасана.
  18. Вдох – Уткатасана
  19. Самастхити

Положительный эффект

Изначально Сурья Намаскар являлся самостоятельной практикой, но он может быть также хорошей разминкой тела к последующему выполнению асан. Выполняется на рассвете лицом на Восток Эта последовательность включает в себя асаны, пранаяму и Дришти (концентрация внимания) Также используются мантры при выполнении, которые отличаются в разных традициях.

Сурья Намаскар улучшает кровообращение, энергию и жизнеспособность, массирует внутренние органы, уменьшает напряжение грудной клетки, облегчает глубокое дыхание, посылает энергию к каждой клеточке организма, укрепляет мышечную силу и гибкость.

Приветствие солнцу чрезвычайно гибко в своем воздействии на человеческое тело. Польза регулярного выполнения физических упражнений из этого комплекса асан в следующем:

  • расслабляет суставы, мышцы и сухожилия;
  • улучшает пищеварение;
  • стимулирует кровообращение;
  • насыщает кислородом организм;
  • облегчает другие формы упражнений в хатха-йоге;
  • развивает скрытые силы ума;
  • повышает устойчивость к стрессам;
  • обеспечивает глубокий и регенерирующий сон;
  • увеличивает Прану в почках.

Сурья намаскар польза для суставов

Противопоказания

На ряду с пользой этой практики существуют противопоказания и ограничения:

  • Людям с сильно повышенным давлением – следует перед началом практики посоветоваться со специалистом – поскольку в комплексе встречаются положения с головой ниже таза (наклон и собака мордой вниз), повышающие давление
  • Людям со слабым сердцем, пожилым – выполнение комплекса в быстром темпе, особенно если его выполнение сложно практикующему, может сильно ускорить сердцебиение и тоже спровоцировать повышение давления и перегрузить сердце
  • При клапанах сердца – нельзя принимать положения с головой ниже таза
  • При повышенной температуре и острых воспалительных заболеваниях
  • В течении нескольких месяцев после полостных операций
  • Во время беременности до 12 недели и на ранее 40 дня после родов
  • В случае грыжи, протрузии или корешкового синдрома – наклоны и прогибы должны выполняться с амплитудой не приводящей к боли. Особенно аккуратным надо быть с положением Собаки Мордой Вверх
  • Болезненные месячные, если это мешает практике

Сегодня мы познакомились с классическими вариантами практики Приветствия солнцу Есть много альтернативных последовательностей Судья намаскар различных стилях йоги, но объединяет их контроль движения, позы и дыхания, что делает эту практику такой эффективной даже для начинающих.

Остается только выполнять ее и следовать за этим потом, пусть ваши движения отстают немного от вдоха и выдоха и вы почувствуете как каждая асана как бы нанизывается на нить дыхания… Буду рад перепостам и комментариям

Похожие статьи:

Поделитесь с друзьями

Источник